На лицо ужасные: что находится внутри у MRAP?

Mine resistant

Сама аббревиатура MRAP расшифровывается как «машины, защищённые от мин и атак из засады» (Mine resistant ambush protected). То есть это транспортное средство, чья основная задача — спасение экипажа в случае одной из вышеприведённых неприятностей.

Конструкционно MRAP не так уж сложны: на базу грузовика высокой проходимости (или джипа) устанавливается бронекапсула, которая и защищает внутреннее пространство машины.

Днище у такой бронекапсулы всегда V-образное и сильно приподнятое над землёй (обычно не менее полуметра). При подрыве мины под любой его частью энергия взрыва отражается от наклонных поверхностей и уходит в стороны. Как показали эксперименты, стандартная противотанковая мина или фугас с пятью-шестью килограммами взрывчатого вещества фактически не наносит урона экипажу при такой защите. Естественно, больший заряд может сильно повредить MRAP, но шансов наткнуться на него крайне мало.

Круто? Конечно, круто! Хотя, минуточку… на мину ведь можно наехать колесом?

На грунтовых дорогах основная часть подрывов осуществляется под колёсами автомобиля: под передними в среднем в 70 процентах случаев, под задними — в 30 процентах случаев.

MRAP RG-31 Корпуса Морской пехоты США после подрыва на фугасе. Экипаж выжил

Спасти оси автомобиля в таком случае мы не можем? Не можем. Значит сделаем их быстрозаменяемыми. Под передним колесом происходит большинство взрывов? Направим их энергию в двигатель — пусть принимает на себя основной удар. А водителя пересадим поближе к десанту на всякий случай.

Остаётся ещё бензобак, который может сдетонировать, но его обычно монтируют подальше от жизненно важных узлов, и уж тем более так, чтобы топливо не попало в салон.

Но ведь от взрыва экипаж стопроцентно получит ранения или контузии?

Место водителя и крепление сидений к борту в «Тайфун-У» (фото: Александр Потёмкин)

Для этого на всех креслах внутри салона устанавливают трёх- или пятиточечные фиксирующие ремни, как на спортивных автомобилях. Сами сиденья, в свою очередь, прикрепляют не к полу, а либо к борту или даже крыше MRAP, либо монтируют на специальных пружинах, гасящих удар.

В ранних версиях минозащищённых машин защита от контузии экипажа выглядела просто: не было крыши. В некоторых современных моделях для этих целей в герметичном салоне поддерживается избыточное давление.

Ambush protected

А как же мы спасёмся из засады? Ведь в большинстве случаев подрыв фугаса или мины сопровождается обстрелом транспортного средства из стрелкового оружия и гранатомётов?

Тут в дело вступают другие факторы. Во-первых, многослойная броня из современных материалов, которая с гарантией останавливает бронебойную пулю калибра 7,62 мм и сильно снижает повреждения, наносимые остальными калибрами. Некоторые производители бьют себя пяткой в грудь и утверждают, что уж их-то машина «держит» даже пули калибра 12,7 мм от пулемёта ДШК («Дегтярёв-Шпагин крупнокалиберный»), который так любят использовать на современных «тачанках».

«Тайфун-К» на испытаниях (фото: Завод специальных автомобилей)

Мы, конечно, верим, но вот экспериментировать как-то никто не хочет.

Во-вторых, разнесённая защита от гранатомётов. Да, при удачном раскладе даже из старенького РПГ-7 можно попасть и уничтожить экипаж. Но тут в дело вступает динамическая защита. Против более навороченного оружия в перспективе предполагается также использование активной защиты, средств электронного противодействия, и прочих радостей, которые делают солдата живым и счастливым.

Кстати об экипаже. Он тоже не сидит сложа руки, а мониторит окружающую обстановку с помощью внешних видеокамер, обзорных бронированных стёкол и специальной электроники. А в случае обнаружения недобро настроенных групп очередных «борцов за свободу» десант открывает огонь из личного оружия и оборонительного пулемёта.

Подбить бешено отстреливающуюся машину, которая несётся мимо вас на большой скорости, не так-то просто.

Но если всё так хорошо, то почему в качестве самозащиты используется только пулемёт, а не пушка или что-то ещё?

Из-за высокого клиренса (дорожного просвета, расстояния между дорогой и дном машины. — Прим. ред.) MRAP не очень устойчивы. Потому установка на них чего-то тяжёлого ожидаемо приведёт к тому, что при первом же выстреле машина перевернётся. Установить снизу противовес? Уменьшится защита от мин. Да и куда боекомплект к пушке прятать в ограниченном корпусе транспорта?

Сравнительные габариты MRAP Cougar и джипа HMVV

Приходится выбирать: либо мы возим десант, либо стреляем из тяжёлого вооружения из открытого и частично бронированного кузова… Но это уже другая история.

Внутри у ней «неонка»!

Если нельзя на MRAP поставить тяжёлое вооружение, что же из него можно сделать? О! Тут простор фантазии очень богатый.

Для начала улучшим жизнь экипажу, ведь неизвестно, где он будет воевать. Для жарких стран поставим кондиционер, для холодных — подключим обогреватели салона. Чтобы защититься от химического оружия, газа, дыма, продуктов горения и прочего, смонтируем фильтро-вентиляционную установку, которая будет очищать воздух, поступающий в салон.

ФВУ «Тайфун-К» (фото: Александр Потёмкин)

Добавим к этому встроенные ёмкости с питьевой водой и крепления для снаряжения, личного оружия и боеприпасов — и можно выезжать «причинять добро».

А можно такой же, но с перламутровыми пуговицами?

В современной армии машина узкого назначения не требуется — от слова «совсем». Поэтому все современные MRAP сразу делают в виде «конструктора», из которого можно сотворить что угодно под конкретные цели.

Это командные пункты, сапёрные машины, пункты управления огнём, передвижные миноискатели, радары, лёгкие машины поддержки и прочее, прочее, прочее.

Полевой радар на базе «Тайфун-К» 4х4 (фото: Александр Потёмкин)

Более того, страны, активно «несущие демократию», сейчас задумываются над частичной защитой обычных грузовиков снабжения, обеспечивающих армию. Ведь даже у самых глупых боевиков есть понимание, что атаковать бронированный транспорт как-то бесперспективно. Куда как лучше «набивать фраги» на беззащитных снабженцах.

Грузовая версия «Тайфун-К» с защищённой кабиной (фото: Александр Потёмкин)

Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам

В своё время в ЮАР, кстати, уже пошли по этому пути, создав на базе грузовика SAMIL-100 минозащищённую машину «Kwevoel», на базе которой изготовили более 20 модификаций — от полевой «скорой помощи» до ремонтно-эвакуационных машин и даже понтонов. Так что история повторяется и сейчас.

Что ж, если всё так гладко, почему MRAP массово не поступают на вооружение?

Для начала — это достаточно дорого. Хороший MRAP для перевозки десяти человек стоит от 500 тысяч долларов. А надо их много. Позволить себе такие траты может пока только «оплот света и демократии». С другой стороны, и продать их потом некому… за такую-то цену.

После объявления о выводе войск из Ирака сотни машин, в том числе MRAP, ждут своей участи в аэропорту Багдада

Второй аспект — концепция применения. Если в Афганистане и Ираке на таких машинах чуть ли не за хлебом ездят (не от хорошей жизни, конечно, а в силу крайнего перенасыщения этих стран минами, фугасами и стрелковым оружием), то для локальных операций в других регионах MRAP так остро не требуются.

Ну сами подумайте: асфальт есть, впереди едут танки и сапёры, которые всё разминируют — зачем нам MRAP, если мин нет, а есть старые надёжные БМП и БТР?

«А если не видно разницы, зачем платить больше»?

С одной стороны, верно. Но с другой… Когда настанет время нападений под покровом темноты и полыхнёт очередная «горячая точка», очень хочется, чтобы люди, перемещающиеся по стране, были защищены от мин и обстрелов.

Технику можно потерять, а вот людей — нельзя ни в коем случае. Ведь люди — это самая главная ценность.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий