Соперничество линейных крейсеров. Нереализованные проекты

55
В этой статье мы рассмотрим последние проекты линейных крейсеров, которые создавались в США, Японии и Англии.

Соединенные Штаты Америки

История создания линейных крейсеров США хорошо началась и… как ни странно, хорошо закончилась, хотя следует отметить, что заслуги американских адмиралов и конструкторов в этом нет никакой.

Собственно говоря, идея линейного крейсера была сформулирована в США еще в 1903 г., когда Военно-Морской Колледж в Ньюпорте выдвинул идею броненосного крейсера, имевшего сопоставимые с эскадренным броненосцем вооружение и бронирование, но превосходящего последний в скорости. Предполагалось, что такие корабли должны догнать и связать броненосцы противника боем до подхода своих главных сил, поэтому крейсера следовало вооружить 305-мм артиллерией и предусмотреть защиту от таковой. В подобных взглядах очень хорошо просматривался опыт испано-американской войны, когда броненосцы США не поспевали за главными силами адмирала Серверы. В то же время, успех броненосного крейсера «Бруклин», который догнал и расстрелял вражеские корабли, во многом объяснялся не качеством его конструкции, а неумением испанских артиллеристов попадать в цель. Будь у испанцев подготовка, сравнимая с их американскими "коллегами", то... нет, в битве при Сантьяго-де-Куба они и в этом случае вряд ли одержали бы победу, но вполне могли сильно повредить или даже потопить "Бруклин" и спасти как минимум половину своей броненосной эскадры от уничтожения. Ну а американским морякам следует воздать должное - замечательный успех на море не ослепил их, и не затмил недостатков материальной части броненосных крейсеров США.

Выводы специалистов Военно-Морского колледжа можно было только приветствовать – американцы изначально видели линейный крейсер как корабль для участия в бою главных сил, их взгляды оказались весьма близки к германским, а ведь именно немцам в период до Первой мировой войны удавалось создавать наиболее удачные линейные крейсера мира. В то же время первые проекты США оказались, пожалуй, еще более продвинутыми, нежели их немецкие аналоги.

В то время, как германские кораблестроители и адмиралы добивались высокой скорости своих линейных крейсеров путем некоторого ослабления защиты и уменьшения главного калибра в сравнении с одновременно строившимися линейными кораблями, и некоторое время не могли решиться на равенство водоизмещения линкоров и линейных крейсеров, в США ничего такого не было. Их первый проект линейного крейсера представлял собой аналог дредноута «Вайоминг» (26 000 т, 12*305-мм орудий в шести двухорудийных башнях, 280-мм броня и скорость 20,5 уз)


Наверное, самое известное фото линкора "Вайоминг"


Но с более узким и длинным, для получения высокой скорости корпусом, при этом длина линейного крейсера должны была достигать 200 м, что на 28,7 м превышало таковую у «Вайоминга». Вооружение было ослаблено, но вполне достаточно для боя с линкорами - 8*305-мм орудий в четырех башнях, а скорость должна была достигнуть 25,5 уз. При этом бронирование не просто сохранялось на уровне «Вайоминга», но, пожалуй, можно даже сказать, что превосходило его. Хотя толщины бронепояса, палуб, барбетов и т.д. оставались на уровне линкора, но длина и высота главного бронепояса должна была превосходить таковые у «Вайоминга». При этом водоизмещение линейного крейсера должно было составлять 26 000 т, то есть быть равным соответствующему ему линкору.

Концептуально проект оказался чрезвычайно удачным для своего времени (точная дата разработки автору неизвестна, но вероятно это 1909-1910 гг.), но в те годы в США отдавали приоритет строительству дредноутов, поэтому «американский «Дрефлингер»» так и не был заложен. Впрочем, этот проект быстро устарел, однако не по вине его создателей – просто на смену «305-мм» линкорам шла эпоха сверхдредноутов…

Следующий проект линейного крейсера США, будь он воплощен в металле, однозначно претендовал бы на звание лучшего в мире линейного крейсера – предполагалось сделать его аналогом линкора «Невада», сохранив бронирование последнего, но уменьшив вооружение до 8*356-мм пушек и обеспечив кораблю скорость в 29 узлов. С учетом того, что ТЗ на такой корабль было представлено еще в 1911 г, а закладывать его предполагалось в 1912 г, подобный линейный крейсер однозначно оставил бы далеко позади все британские, германские и японские линейные крейсера.

Разумеется, за подобные ТТХ следовало чем-то заплатить: ценой стал рост водоизмещения свыше 30 000 т (для тех лет – чрезвычайно много), а также не самая большая, по американским меркам, дальность хода – «всего» 5 000 миль экономическим ходом. И если с первым (рост водоизмещения) американцы готовы были согласиться, то второе оказалось для них совершенно неприемлемым. С одной стороны, конечно, можно попенять на это адмиралам США – для их европейских коллег дальность в 5 000 миль выглядела более-менее нормальной, но американцы, уже тогда присматриваясь к Японии, как к будущему противнику на море, хотели получить корабли с по настоящему океанской дальностью хода и на меньшее, чем 8 000 миль были не согласны.

В результате изложенных выше резонов, на рассмотрение были представлены несколько вариантов проекта линейного крейсера, у которых, при прочих равных ТТХ, толщина брони последовательно снижалась с 356 мм до 280 и 203 мм., и лишь в последнем случае дальность 8 000 миль была достигнута. В итоге американские моряки предпочли именно последний вариант и… опять отложили дело в долгий ящик, посчитав строительство дредноутов более приоритетным делом. Однако именно здесь, сделав выбор в пользу дальности хода за счет критического ослабления бронирования, американцы навсегда ушли от проектов лучших для своего времени кораблей этого класса, к удивительному «нечто» под названием линейный крейсер типа «Лексингтон».



Все дело в том, что в 1915 г., когда американский флот вновь вернулся к идее строительства линейных крейсеров, адмиралы совершенно изменили свои взгляды на роль и место этого класса кораблей в структуре флота. Интерес к линейным крейсерам подогрело сражение у Доггер-Банки, продемонстрировавшее потенциал кораблей этого класса, но удивительно, что теперь американцы приняли новую концепцию линейного крейсера, совершенно не схожую ни с английской, ни с германской. По замыслам адмиралов США линейные крейсера должны были стать становым хребтом «35-узловых» соединений, включавших в себя также легкие крейсера и эсминцы, способные развивать указанную выше скорость.

Вне всякого сомнения, тогдашний технологический уровень позволял приблизить скорость больших кораблей к 35 узлам, но, конечно, только ценой огромных жертв прочими боевыми качествами. Но ради чего? Это совершенно неясно, потому что сколько-то вменяемой концепции применения «35-узловых» соединений так и не родилось. В целом же получилось следующее- стремясь получить сверхскорость в 35 узлов, американцы не были готовы жертвовать огневой мощью и дальностью хода: поэтому пришлось низводить почти до нуля бронирование и живучесть линейного крейсера. Корабль получил 8*406-мм пушек, но при этом его корпус был очень длинным и узким, что исключало сколько-то серьезную ПТЗ, а бронирование не превышало 203 мм!

Но удивительно другое. Уже зная, что англичане заложили «Худ» и представляя его боевые возможности (проектная документация последнего линейного крейсера Великобритании была передана для ознакомления в США), и получив от англичан анализ повреждений их кораблей, полученных в ходе Ютландского сражения, американцы упорно продолжали цепляться за британскую концепцию линейного крейсера – максимум скорости и огневой мощи при минимуме защиты. В сущности, проектировщики США лишь в одном пошли на попятный – понимая ничтожность подводной защиты, они увеличили ширину корпуса до 31,7 м, предусмотрев более-менее приличную для тех лет ПТЗ. Скорость при этом пришлось уменьшить до 33,5 уз., но корабль оставался донельзя несуразным – при водоизмещении свыше 44 000 т (больше «Худа» примерно на 3 000 т!) и вооружении в 8*406-мм, его борта защищались всего в 178 мм броня! Лоб башен достигал 279 мм, барбеты – 229 мм, рубка – 305 мм. Подобный уровень бронирования несколько превосходил «Рипалс» и «Ринаун» до их модернизаций, но, конечно, был совершенно недостаточным для действий против любого тяжелого корабля мира, и не приходится сомневаться, что «Лексингтоны» (именно так была названа серия американских линейных крейсеров) категорически уступали «Худу» как в части защиты, так и по общей сбалансированности проекта. В целом строительство шести линейных крейсеров типа «Лексингтон» было совершенно не оправдано никакими тактическими соображениями, противоречило мировому опыту, полученному в ходе Первой мировой войны, и стало бы огромной ошибкой американского кораблестроения... если бы эти корабли были достроены по своему первоначальному предназначению.

Вот только этого не произошло. В сущности, получилось следующее – узнав тактико-технические характеристики послевоенных британских и японских кораблей, американцы поняли, что их новейшие линкоры и линейные крейсера, в общем, уже не находятся на пике прогресса. Требовались еще более совершенные и крупные корабли, но это стоило дорого, а кроме того, они уже не смогли бы проходить Панамским каналом и все это создавало огромные проблемы даже для первой экономики мира, каковой после Первой мировой войны являлись США. Поэтому пришедший к власти в 1920 г президент США У. Гардинг инициировал конференцию по сокращению морских вооружений, ставшей знаменитым Вашингтонским морским соглашением, в ходе которой США, в числе прочих обязательств, отказались также от достройки шести «Лексингтонов». На тот момент средняя техническая готовность первых и последних американских линейных крейсеров составляла в среднем порядка 30%.

Сам по себе отказ от постройки огромных и чрезвычайно дорогих, но совершенно не соответствующих требованиям современной морской войны линейных крейсеров США уже можно считать удачей, но мы назвали конец истории «Лексингтонов» успешным не поэтому. Как известно, два корабля этого типа все же были введены в состав американского ВМФ, но уже кораблями совершенно другого класса – авианосцами. И, надо сказать, «леди Лекс» и «леди Сара», как называли американские моряки авианосцы «Лексингтон» и «Саратога», стали, пожалуй, наиболее удачными в мире авианосцами, перестроенными из других крупных кораблей.


Демонстрация переделки авианосца из линейного крейсера типа "Лексингтон"


Этому способствовали некоторые конструкторские решения, выглядевшие несколько странно на линейных крейсерах, но вполне уместные на авианосцах, что позволило некоторым историкам даже выдвинуть версию, что американцы еще на этапе проектирования заложили в проект возможность такой перестройки. По мнению автора настоящей статьи, подобная версия выглядит весьма сомнительной, потому что на этапе проектирования «Лексингтона» вряд ли можно было предположить успех Вашингтонского соглашения, но совершенно отрицать эту версию все же нельзя. В общем, эта история еще ждет своих исследователей, ну а мы можем только констатировать, что несмотря на совершенно абсурдные ТТХ линейных крейсеров типа «Лексингтон», история проектирования линейных крейсеров США привела к появлению двух замечательных, по довоенным меркам, авианосцев.


Превосходная пара: "Леди Лекс" и "Леди Сара"


С чем мы и поздравляем ВМС США.

Япония

После того, как Объединенный флот пополнили четыре линейных крейсера типа «Конго», три из которых были построены на японских же верфях, японцы сосредоточили свои усилия на строительстве линейных кораблей. Однако же после того, как в 1916 г. американцы озвучили свою новую кораблестроительную программу, в составе 10 линкоров и 6 линейных крейсеров, подданные микадо противопоставили ей свою, в которой, впервые за последние годы, присутствовали линейные крейсера. Не будем сейчас заострять внимание на особенностях кораблестроительных программ Японии, отметим только, что в 1918 г была окончательно принята так называемая программа «8+8», согласно которой сынам Ямато предстояло построить 8 линкоров и 8 линейных крейсеров («Нагато» и «Муцу» включались в нее, а ранее построенные 356-мм линкоры и линейные крейсера – нет). Первыми предстояло заложить два линкора типа «Кага» и два линейных крейсера типа «Амаги».


"Амаги"


Что можно сказать об этих кораблях? Линкоры «Тоза» и «Кага» стали усовершенствованным вариантом «Нагато», в котором было улучшено «все по немножко» - огневая мощь усилилась путем добавления пятой башни главного калибра, так что общее количество 410-мм орудий было доведено до 10. Бронирование также получило некоторое усиление – хотя бронепояс «Кага» был тоньше такового у «Нагато» (280 мм против 305 мм), но он был расположен под наклоном, что вполне уравнивало его приведенную бронестойкость, а вот горизонтальная защита стала несколько лучше.

Однако же по совокупности своих боевых качеств «Кага» представлял собой довольно странное зрелище для послевоенного линкора. Его бронезащита в чем-то соответствовала, а в чем-то уступала таковой на линейном крейсере «Худ». Однако, как мы уже писали ранее, «Худ» строился в эпоху 380-381-мм дредноутов и, хотя его бронирование было для своего времени очень совершенно, оно лишь в ограниченной степени защищало корабль от снарядов этих орудий.

В то же время ко времени проектирования линкоров «Кага» и «Тоза» военно-морской прогресс сделал следующий шаг, перейдя на еще более мощные 16-дюймовые пушки. Великолепная британская 381-мм артсистема разгоняла 871 кг снаряд до начальной скорости 752 м/сек., но американская 406-мм пушка, устанавливаемая на линкоры типа «Мериленд», стреляла 1 016 кг снарядом с начальной скоростью 768 м/сек., а японское 410-мм орудие выстреливало снаряд весом ровно в тонну с начальной скоростью 790 м/сек., то есть превосходство в мощности 406-мм пушек составляло 21-26%. Но с ростом дистанции британская пятнадцатидюймовка все более ощутимо проигрывала японскому и американском орудиям в бронепробитии – дело в том, что более тяжелый снаряд медленнее теряет скорость, а ведь эта скорость у шестнадцатидюймовых орудий изначально была выше…


Выстрел 410-мм орудий линкора "Нагато". Такие же пушки планировалось ставить на "Кага" и "Амаги"


Иными словами, бронирование «Худа» в ограниченной степени защищало от 380-381-мм снарядов, и (в лучшем случае!) очень ограниченно – от 406-410 мм. Можно смело утверждать, что, хотя в определенных обстоятельствах «Худ» мог выдерживать попадания 406-мм снарядов, но все же его защита не предназначалась и была слишком слабой для этого. И с учетом того, что «Кага» был бронирован хуже «Худа», можно констатировать некий паритет наступательно-оборонительных качеств этих кораблей. «Худ» хуже вооружен, но несколько лучше защищен, хотя и не способен выдержать длительного обстрела 410-мм снарядами. В то же время бронирование его оппонента (280 мм бронепояс под наклоном, 102-160 мм бронепалуба при 76-102 мм скосах) вполне уязвимо для британских 381-мм «гринбоев». То есть защита обоих кораблей от снарядов их "оппонентов" выглядит одинаково слабой, но японский линкор все же, за счет большего количества стволов главного калибра и более тяжелых снарядов, имел больше шансов быстрее нанести критические для «Худа» удары. Зато британский корабль был намного более быстроходным (31 уз против 26,5 уз), что давало ему определенные тактические преимущества.

В целом можно констатировать, что японские линкоры типа «Кага» сочетали очень мощное вооружение и бронирование, неспособное этому вооружению противостоять. Сами англичане признавали защиту «Худа» совершенно недостаточной для возросшего уровня угроз, и видели необходимость всемерно усилить ее (что и было сделано в послевоенных проектах, до которых мы еще дойдем). И нельзя забывать, что «Худ» все-таки был кораблем военной постройки. Но на что рассчитывали японцы, закладывая линкор с более слабой защитой уже после войны? Ответа на этот вопрос у автора настоящей статьи нет.

По большому счету, линкоры типа «Кага» представляли собой некий вариант линейного крейсера, с очень мощным вооружением, совершенно недостаточным бронированием и весьма умеренной для своего времени скоростью, за счет чего удалось избежать «гигантизма» - корабль удалось уложить менее чем в 40 тыс. тонн водоизмещения (хотя неясно, идет ли речь о стандартном или же нормальном водоизмещении, автор, впрочем, склоняется к последнему варианту). Конечно, «Кага» получался лучше вооруженным и куда более быстроходным, чем американский «Мэриленд», но отсутствие вменяемой защиты от 406-мм снарядов сильно портило дело. К тому же все-таки аналогом «Кага» следует считать не «Мэриленд», а линкоры типа «Саут Дакота» (1920 г., разумеется, а не предвоенные) с их дюжиной 406-мм пушек, 23 узлами скорости и 343 мм бортовой брони.

Так вот, к чему это столь длинное предисловие о линкорах, если статья посвящена линейным крейсерам? Все очень просто – при создании линейных крейсеров типа «Амаги» японцы прилежно скопировали британскую концепцию – имея немного большее водоизмещение в сравнении с линкорами «Кага» (по различным данным 41 217 – 42 300 т против 39 330 т), японские линейные крейсера обладали столь же мощным вооружением (все те же 10*410-мм пушек), более высокой скоростью (30 уз против 26,5 уз) и значительно ослабленным бронированием. Главный бронепояс получил «понижение» с 280 до 254 мм. Скосы – 50-80 мм против 76 мм (по другим данным «Кага» имел скосы 50-102 мм). Толщина бронепалубы составила 102-140 мм против 102-160 мм. Максимальная толщина барбетов башен главного калибра «съехала» с 356 до 280 мм.

Соперничество линейных крейсеров. Нереализованные проекты

Схема бронирования линейного крейсера "Амаги"


Линейные крейсера типа «Амаги» великолепно смотрелись бы в Ютландском сражении, и не приходится сомневаться, что будь у адмирала Битти подобные корабли, 1-ой разведгруппе Хиппера пришлось бы солоно. В сражениях с линейными крейсерами хохзеефлотте, «Амаги» обладали бы подавляющей огневой мощью, при этом их защита была, в общем, вполне достаточной против 305-мм снарядов, хотя в принципе, у «Дерфлингера» с «Лютцовым» оставался некоторый шанс огрызнуться напоследок. Все же бронирование японских линейных крейсеров не гарантировало абсолютной защиты от 305-мм бронебойных снарядов и в некоторых ситуациях могло быть ими пробито (хотя и с большим трудом, но шансы на это все-таки были).

Однако возможности защиты «Амаги» против полноценных 343-356-мм бронебойных снарядов в высшей степени сомнительны, против 380-381-мм – ничтожны, против 406-мм – отсутствовали совершенно. Так что, как ни странно, но сравнивая бронирование японских линейных крейсеров с американскими «Лексингтонами», можно говорить о некоем паритете – да, формально японская броня чуть толще, но фактически ни та, ни другая от 406-410-мм снарядов «оппонентов» не защищала совершенно. Исключительно тонкая яичная скорлупа, вооруженная отбойными молотками…

Вне всякого сомнения, строительство подобных кораблей не было оправдано для Японии, которая, как известно, была изрядно стеснена в средствах и возможностях в сравнении с основным своим конкурентом – США. Поэтому японцам следует рассматривать Вашингтонское морское соглашение как дар Аматерасу, предохранившее сынов Ямато от создания совершенно никчемных боевых кораблей.

«Акаги» и «Амаги» должны были быть переоборудованы в авианосцы, но «Амаги» сильно пострадал при землетрясении, будучи еще недостроенным и пошел на слом (вместо него был переоборудован недостроенный линкор «Кага»). Оба этих корабля снискали себе славу в сражениях начального этапа Тихоокеанской войны, но все же следует признать, что технически эти корабли уступали «Лексингтону» и «Саратоге» - впрочем, это уже совсем другая история…

Германия

Надо сказать, что все проекты «сумрачного тевтонского гения» после «Эрзац Йорка» представляют собой не более чем предэскизные наброски, осуществляемые без особого энтузиазма. В феврале-марте 1918 г абсолютно все в Германии понимали, что никаких закладок тяжелых кораблей до окончания войны уже не состоится, а что будет после ее окончания, предсказать никто не мог, однако ситуация на фронтах становилась все хуже и хуже. Потому уже не было никакого «борения мнений» адмиралов и конструкторов, проекты в значительной мере создавались «на автомате»: возможно, поэтому последние эскизы германских линейных крейсеров имели много общего.

Так, например, все они вооружались сверхмощными 420-мм пушками главного калибра, но количество орудий различалось – 4; 6 и 8 орудий в двухорудийных башнях. Вероятно, наиболее сбалансированным был проект на 6 таких орудий – интересно, что две башни располагалось в корме, и лишь одна – в носу. Несмотря на кажущуюся экстравагантность, такое расположение башен имело свои плюсы – в корме две башни разделяли машинные отделения, и они не могли быть выведены из строя попаданием одного снаряда, к тому же подобное расположение башен давало наилучшие углы обстрела в сравнении со схемой «две в носу – одна в корме».



Вертикальное бронирование было традиционно мощным – в проектах "Макензена" и "Эрзац Йорка" немцы, по большому гамбургскому счету, копировали защиту "Дрефлингера", ограничиваясь незначительным ее улучшением (а кое в чем - и ухудшением), и только сейчас, наконец-то, сделали давно напрашивающийся шаг и довели толщину бронепояса до 350 мм, утончавшегося к нижней кромке до 170 мм. Выше 350 мм участка располагался 250 мм, и предусматривался второй бронепояс 170 мм. Барбеты башен главного калибра имели толщину брони 350 мм над верхней палубой, 250 мм – за 170 мм вторым поясом и 150 мм – за 250 мм участком главного бронепояса. Интересно, что 350 мм бронепояс представлял собой единственную защиту борта в том плане, что он продолжался в нос и корму много дальше барбетов башенных установок главного калибра, но там, где он завершался, борт не имел никакой защиты. Нормальное водоизмещение этого линейного крейсера приближалось к 45 000 т и предполагалось, что он сможет развить 31 узел.

Вроде бы и можно говорить о том, что у немцев «вырисовывался» очень хорошо сбалансированный корабль, но, к сожалению, у проекта присутствовала «ахиллесова пята», имя ей – горизонтальная защита корабля. Дело в том, что (насколько известно автору) ее основу все еще составляла броневая палуба толщиной 30 мм без скосов, лишь в районе погребов доходившая до 60 мм. Конечно, с учетом прочих палуб горизонтальная защита была несколько лучше (у «Эрзац Йорка» она составляла 80-110, возможно – 125 мм, хотя последнее сомнительно) но, оставаясь на уровне предыдущих линейных крейсеров, она, конечно, была совершенно недостаточна.

В целом же можно говорить о том, что разработка линейных крейсеров, которые должны были последовать за «Эрзац Йорком», застыли на стадии, не позволяющей как следует оценить направление военно-морской мысли Германии. Видно стремление усилить вертикальную защиту, скорость и мощь главного калибра, но если бы Германия не проиграла Первую мировую войну и возобновила после нее строительство линейных крейсеров, то вероятнее всего, итоговый проект сильно отличался бы от приведенных нами предэскизных вариантов, разработанных в начале 1918 г.

Великобритания

Увы, но объемы статьи не оставили нам места для анализа линейных крейсеров проекта "G-3". Впрочем, быть может оно и к лучшему, потому что последний проект британского корабля этого класса вполне достоин отдельного материала.

Продолжение следует...
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    15 августа 2018 06:43
    Статье плюсик smile
    Касательно проектов "тевтонского гения" не забываем одну маленькую, но существенную вещь - немцы проектировали все свои тяжёлые корабли под климатические условия определенного театра. А это Северное море и Балтика(условно). Даже знаменитый "Бисмарк" разрабатывался под эти условия. Потому и считали толщину горизонталной брони достаточной для боя в условиях Северного моря hi
    Всё побежал на работу drinks
    1. +5
      15 августа 2018 09:40
      Приветствую, уважаемый Рюрикович!
      Цитата: рюрикович
      Касательно проектов "тевтонского гения" не забываем одну маленькую, но существенную вещь - немцы проектировали все свои тяжёлые корабли под климатические условия определенного театра.

      Так-то оно так, но сочетание 250 мм второго пояса и 30 мм горизонтальной брони совершенно неприемлемо ни при какой баллистике и дистанции - то есть любой 380-мм снаряд взведется при пробое второго броневого пояса, а 30 мм палуба не защитит от его осколков. hi
      1. +2
        15 августа 2018 20:48
        Цитата: Андрей из Челябинска
        но сочетание 250 мм второго пояса и 30 мм горизонтальной брони совершенно неприемлемо ни при какой баллистике и дистанции - то есть любой 380-мм снаряд взведется при пробое второго броневого пояса, а 30 мм палуба не защитит от его осколков. hi

        Ну как бы чисто логически поспорю winked Так -то оно так, но это ВТОРОЙ пояс, верхний. Главный то идёт в 350мм( на некоторых вариантах 300 мм, например GK 3521 или GK 4021) в сочетании с броневой палубой в 50-60мм, если судить по эскизным чертежам). Потому формально верхняя броневая палуба в 20-30 мм играет лишь дополнительную роль. Как те же 2-3 бронепалубы "Худа", дающие в сумме 76-102 мм. Потому суммарно бронепалубы немецких линейный крейсеров 18-го года были в пределах тех же 70-100 мм. Примерно на уровне всех крупных кораблей ПМВ немцев(плюс-минус10-20мм)
        Ну пробьёт 380мм снаряд 250мм брони, ну взорвётся на 30мм палубе. Ну пробьёт её...Но это лишь часть защиты, притом что ниже ещё находится 50мм главная броневая палуба нижнего пояса. Кстати, толщина вроде неплохо просматривается на чертежах.
        ПС никогда не поверю, что немцы(НЕМЦЫ!) пойдут на ухудшение защиты своих кораблей исходя из уроков Ютланда... wink
        С уважением ,Андрей hi
        1. +1
          15 августа 2018 21:05
          Добавлю. Существовали ещё концепции очень быстроходных крейсеров в стиле "Глориеса",но я думаю, что в металле они тупо не воплотились бы. Немцы не англичане, ресурсы на эксперименты тратить не будут. Ибо крейсер с ослабленным бронированием(по сравнению с более сбалансированными "товарищами") и с 2-х этажными кочегарками это что-то... Так что рассматривать 30мм горизонтальное бронирование немцев это нечто из области невероятного... Так, для разнообразия предлагали, зная в 18-м году, что они построены не будут... hi
        2. +1
          15 августа 2018 22:10
          Цитата: рюрикович
          Главный то идёт в 350мм( на некоторых вариантах 300 мм, например GK 3521 или GK 4021) в сочетании с броневой палубой в 50-60мм, если судить по эскизным чертежам).

          В том то и дело, что главный бронепояс тут никакой роли не играл:)))) Горизонтальная бронепалуба проходила лишь на десяток-другйо сантиметров ниже верхней кромки главного бронепояса, то есть, по сути, этот пояс защищал то, что ниже бронепалубы, но и только:). Насчет толщины - абсолютно достоверно известно, что 60 мм палуба на проектах Мкензенов и Эрзац Йорков была только в районе башен ГК, в остальном - только 30 мм. Защиту дополняли 50-60 мм противоторпедные бронепереборки, поднятые до уровня броневой палубы (эдакий аналог скосов) но это вертикальная, а не горизонтальная защита.
          Цитата: рюрикович
          Ну пробьёт 380мм снаряд 250мм брони, ну взорвётся на 30мм палубе. Ну пробьёт её...Но это лишь часть защиты, притом что ниже ещё находится 50мм главная броневая палуба нижнего пояса

          Вы не поняли:)) 30 мм палуба - это И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ БРОНЕПАЛУБА, ниже ее никакой защиты нет:)))
          1. +1
            15 августа 2018 22:21
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Вы не поняли:)) 30 мм палуба - это И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ БРОНЕПАЛУБА, ниже ее никакой защиты нет:)))

            Странно... request
            Вот чертёж GK 4531, трёхбашенного линейного крейсера для действий в составе эскадры линкоров
            Там главная броневая палуба 60мм плюс верхняя 20
            1. +1
              15 августа 2018 22:21
              Блин, не вставляется фото request
              1. +1
                15 августа 2018 22:29
                Вариант GK 4021 главная броневая палуба 50мм,но при разрабатываемой серии линейных крейсеров-рейдеров в 30000т и 4 орудиями ГК (380-420мм) да, главная броневая палуба в 30мм. Но я уже сказал, что это ремейк "Глориеса" и их за основные корабли рассматривать не стоит.
                А вот все варианты 3-х и 4-х башенных крейсеров в 45000т. имеют главные бронепалубы в 50-60мм yes hi
                У Вас в статье приведён вариант GK 4531 . Он должен был иметь 60+20мм горизонтального бронирования
                Перепроверьте hi
                Всё никак не могу вставить чертежи request
                1. +1
                  15 августа 2018 22:35
                  Цитата: рюрикович
                  У Вас в статье приведён вариант GK 4531 . Он должен был иметь 60+20мм горизонтального бронирования

                  Вариант GK 4541 должен был иметь 50мм главной и 20 мм верхней броневых палуб
                  1. +1
                    16 августа 2018 07:05
                    Андрей, а Вы бросьте мне его на мыло [email protected].
                    Но вообще, могу только повторить - верхняя палуба нас не интересует (она поверх второго бронепояса) а нижняя имела переменную толщину 30 -60 мм, причем последнее только в районах ГК
                    1. 0
                      16 августа 2018 19:41
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Но вообще, могу только повторить - верхняя палуба нас не интересует (она поверх второго бронепояса) а нижняя имела переменную толщину 30 -60 мм, причем последнее только в районах ГК

                      Не спорю.Снова повторюсь - такой вариант существует в проектах 18 года yes Но только в 30к кораблях с 2-мя башнями ГК. Во всех остальных 45к кораблях с 3 и 4 башнями ГК бронепалуба 50-60мм yes Сбросте адрес эл.почты и я скину схемы hi
                      ПС. Я признаю свои ошибки,когда ошибаюсь, но здесь все равно стою на своём yes
                      Цитата: Андрей из Челябинска

                      выбивает неправильный
                      1. 0
                        17 августа 2018 14:12
                        Андрей, дайте свой, я тестовое письмо отправлю:) А может Вы точку в конце прихватили? [email protected]
          2. +2
            15 августа 2018 22:49
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Насчет толщины - абсолютно достоверно известно, что 60 мм палуба на проектах Мкензенов и Эрзац Йорков была только в районе башен ГК, в остальном - только 30 мм. Защиту дополняли 50-60 мм противоторпедные бронепереборки, поднятые до уровня броневой палубы (эдакий аналог скосов) но это вертикальная, а не горизонтальная защита.

            Не спорю. И "Дерфлингеры", и "Макензены", и "Эрзац Йорки" имели 30мм горизонтальную защиту, предполагаемые крейсера проектов 18-го года имели:
            1. С индексами на 3-ку 30мм толщину главной броне палубы
            2. С индексами на 4-ку 50мм и более толщину главной броне палубы
            Поверьте, сводная таблица бронирования этих проектов перед глазами yes
      2. 0
        30 августа 2018 11:27
        а как насчет других не реализованных проектов японцев? например, они хотели сделать аналог Нельсона.
  2. +3
    15 августа 2018 07:02
    Снимаю свою бандану перед Андреем!
  3. +3
    15 августа 2018 10:03
    Когда-то зарегестрировался на сайте, только чтобы ставить плюсы таким статьям. Спасибо за работу!
    1. +1
      15 августа 2018 21:11
      Цитата: IImonolitII
      Когда-то зарегестрировался на сайте, только чтобы ставить плюсы таким статьям. Спасибо за работу!

      А я финку искал. laughing Нашёл тута. fellow
  4. +10
    15 августа 2018 15:16
    а неумением испанских артиллеристов попадать в цель. Будь у испанцев подготовка, сравнимая с их американскими "коллегами", то...

    Справедливости ради стоит заметить, что очень малое количество попаданий испанцев по американским кораблям обуславливается скорее положением с матчастью, чем навыками испанских комендоров. С артиллерией калибром выше 57мм у испанцев положение было, как говорится, "туши свет" - несмотря на достаточно неплохие паспортные параметры, фактически артиллерия испанских кораблей оказалась просто никуда не годной, как и снаряды к ней. Развлечения стволиковыми стрельбами здесь только усугубило положение, так как боевые стрельбы из орудий если и проводились, то крайне редко и совсем чуть-чуть, что не позволило вовремя выявить проблему. В результате во время войны пушки могли не накатываться, замки клинило, снаряды или свободно болтались в стволах, или просто туда не входили даже после попыток забивания их молотками, плюс необходимость чистить замки после нескольких выстрелов от порохового нагара и "промывать" ствол из шланга забортной водой... На испанских сайтах встречал упоминания о том (не знаю, насколько правдивые), что после первых выстрелов на многих испанских кораблях артиллеристы чуть ли не плакали, столкнувшись с полной небоеспособностью собственной артиллерии калибром крупнее 57мм. Чуть позднее с этим столкнулись на кораблях, уцелевших после войны, но вооруженных той же "старой" артиллерией, на практике оказавшейся абсолютно негодной.
    Качество же подготовки испанских комендоров на самом деле оценить достаточно сложно - оно понятно, что выше среднего быть не могло, да и средне тоже, но насколько ниже этого уровня, сказать невозможно, нет реальной практической информации. Хотя сами испанцы о подготовке иллюзий тоже не питали - по воспоминаниям адмирала Серверы, за 1897-1898 годы, т.е. за 12 месяцев до начала войны, ядро испанского флота (3 БрКр типа "Инфанта Мария Тереза") провело лишь одни учебные стрельбы, и то непонятно, были ли это полноценные стрельбы, или простые стволиковые. Скорее все же стволиковые - Армада Эспаньола, несмотря на постройку новых кораблей, была в конце XIX века нищим флотом, который не мог себе позволить тратить на учениях дорогостоящие снаряды, да и присутствие кораблей Армады для демонстрации флага, при небольшом количестве оных (кораблей, в смысле) вызывало необходимость болтания их в иностранных портах больше, чем в отечественных на учениях, а это опять же вытягивало деньги из скромного военного бюджета...
    1. +8
      15 августа 2018 20:53
      Цитата: arturpraetor
      Справедливости ради стоит заметить, что очень малое количество попаданий испанцев по американским кораблям обуславливается скорее положением с матчастью, чем навыками испанских комендоров.

      Артём hi , Вы бы сподобились на описание боя у Сантьяго де Кубы, мы бы Вам были очень благодарны!!! А то Андрей Николаевич и так загружен.... Информацией Вы располагаете,вот и поделитесь с нами drinks
      Будем превелико благодарны hi
      1. +3
        15 августа 2018 21:09
        Цитата: рюрикович
        Артём , Вы бы сподобились на описание боя у Сантьяго де Кубы, мы бы Вам были очень благодарны!!!

        Я бы сподобился на цикл про испано-американскую, а то уже с полгода 0,75 1-й статьи висит и продолжения просит laughing Но пока что у меня, кхм, текстово-творческий кризис. После написания чертовой кучи статей по АИ (навскидку 36 штук) я как-то скис, даже уже готовую статью по Б-13 сюда все никак не закину. Творчество продолжается, но несколько в иной сфере. Так что со статьями пока никак.
        А по испано-американской есть много чего написать - к примеру, морских сражений там было 6 штук той или иной интенсивности, причем победили американцы только у Сантьяго-де-Куба и Кавите. Правда, те 4 боя были небольшими стычками, но все же про них у нас вообще ничего не знают. А между тем, там есть свои интересности. Короче, если писать - то цикл.
        1. +2
          15 августа 2018 21:40
          Цитата: arturpraetor
          Короче, если писать - то цикл.

          Вот и чудесно! good Альтернатива альтернативой,но народ в моём лице( feel ) просит. Я давно уже ищу что-нить интересное про испано-американскую войну 1898 г. в колобовском стиле, да что-то не попадается winked
          Так что текстово-творческий кризис дело поправимое...Глядишь, новый поворот в написании цикла статей на интересную тему, дабы вскрыть малоизученные факты морских баталий в Новом свете, сподвигнет на новые творческие высоты wink
          Лично я жду с нетерпением feel hi
          1. +4
            15 августа 2018 21:50
            Цитата: рюрикович
            Я давно уже ищу что-нить интересное про испано-американскую войну 1898 г. в колобовском стиле, да что-то не попадается

            А его в рунете и нету. У нас вообще эта война представлена очень слабо, в лучшем случае вспомнят про Сантьяго и Кавите (второе - не всегда) на море, да осаду Балера на суше (но это если постараться). Ну и наведут конспирологии про гибель "Мэна", куда ж без этого laughing Единого вменяемого описания всей войны я не встречал в принципе - так, отдельные эпизоды, или слишком уж "галопом по Европам", наплевав на детали. Мне информацию про эту войну приходится черпать в англоязычных и испаноязычных источниках - и даже там информации бывает не так чтобы очень много, и основной объем работ еще впереди. А между тем, в определенном смысле эта война весьма показательна и интересна.
            1. +2
              15 августа 2018 21:56
              Цитата: arturpraetor
              А его в рунете и нету. У нас вообще эта война представлена очень слабо, в лучшем случае вспомнят про Сантьяго и Кавите (второе - не всегда) на море, да осаду Балера на суше (но это если постараться). Ну и наведут конспирологии про гибель "Мэна", куда ж без этого

              Ну вот, будете первым, кто серьёзно возмётся за сие труд в описании неизвестной(для широкого круга читателей) войны yes Всяк полезнее, чем заниматься альтернативой(там широкое поле деятельности,но всё же...) drinks
              1. +4
                15 августа 2018 22:13
                Цитата: рюрикович
                Всяк полезнее, чем заниматься альтернативой(там широкое поле деятельности,но всё же...)

                А мне альтернативы вообще больше заради "кораблики порисовать" (точнее, интересна всяческая техническая часть, но флот прежде всего), страдаю этим делом уже длительное время. Но так как я редкостный, исключительный и феерический зануда, то сначала делаю основу, на которой можно уже и разные-всякие образцы прикидывать. В этот раз чутка психанул с созданием основы - текстовки по объему на роман хватит, причем такой, плотненький, на где-то 250 страниц вордовского текста laughing
                А на счет полезности - "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось" hi Я хоть и не дитя, но в остальном это применимо и ко мне. У меня несколько увлечений, и увлекаюсь я ими по очереди. Когда-то, может даже в этом году, опять настанет череда реальной истории, но пока что очередь за другим. Да и коллега Андрей, насколько мне известно, тоже занялся написанием статей не потому, что это "всяк полезнее", а потому, что и так копал реал на эту тему, систематизировал информацию, делал записи... И так получались почти готовые статьи, которые оставалось оформить и опубликовать. Точно так же к написанию статей по реальной истории пришел и я - это хобби, одно из многих, и в силу этого периодическое.
                1. +2
                  15 августа 2018 22:53
                  Цитата: arturpraetor
                  Точно так же к написанию статей по реальной истории пришел и я - это хобби, одно из многих, и в силу этого периодическое.

                  Всё,короче, ждём!! drinks yes hi
                  1. +1
                    16 августа 2018 01:12
                    Присоединюсь к Вашему ожиданию!
        2. +2
          16 августа 2018 05:16
          Мужики, раз зашёл разговор о перспективных темах. Никто не планирует выкладывать в ближайшее время текст о русских броненосцах русско-японской ? У меня планы выложить заметку на эту тему в ближайшие недели, потому и спрашиваю, дабы избежать накладки. Если у кого есть намерения, отпишитесь, пожалуйста.
          1. +1
            16 августа 2018 06:15
            Цитата: Товарищ
            Никто не планирует выкладывать в ближайшее время текст о русских броненосцах русско-японской

            Тут этой темой оперируют Андрей и Оченков Иван(Старший матрос). Так что смело можете выкладываться!!! good hi
          2. +3
            16 августа 2018 07:01
            Цитата: Товарищ
            Мужики, раз зашёл разговор о перспективных темах. Никто не планирует выкладывать в ближайшее время текст о русских броненосцах русско-японской ?

            Я - точно нет, у меня теперь в ближайших планах "Варяг", "Измаил", потом сравнение "стандартных" ЛК США с британскими R и Баденым - остальное планирую по современному флоту:) hi
      2. 0
        6 ноября 2018 17:47
        а что там описывать? американцы победили в абсолютно проигрышном тактическом положении из-за состояния матчасти испанцев.
    2. +2
      16 августа 2018 07:17
      Приветствую уважаемый коллега!
      Спасибо, не знал. Я, конечно, в курсе, что поделки испанцев (Гонториа и т.д.) вызывали много нареканий, но чтобы так... Впрочем, верно и другое - если такие недостатки матчасти всплыли только в бою, то явно испанцы не изнуряли себя тренировками:)
      1. +2
        16 августа 2018 14:33
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Я, конечно, в курсе, что поделки испанцев (Гонториа и т.д.) вызывали много нареканий, но чтобы так...

        Там большая часть нареканий - это качество изготовления. Сами по себе пушки Онториа (на испанском Hontoria, но стоящая в начале слова H не читается) были достаточно неплохие теоретически, хоть и на уровне где-то середины 1880-х годов, и представляли собой помесь французских и британских орудийных технологий. В 1890-х их даже модернизировали, увеличив техническую скорострельность, дабы "осовременить" их - причем, вроде как, оно даже теоретически работало. Однако на практике все губило низкое качество снарядов и орудий. Да чего уж там - на те же "Инфанты" орудия изготавливались не специализированным артиллерийским заводом, а заводом-строителем кораблей, т.е. на верфях в Бильбао, которые, между прочим, только-только построили. Само собой там качества ждать неоткуда было. Снарядное производство страдало от неквалифицированной рабочей силы и больших допусков. Но вот мелкокалиберки вроде как выпускались на старом заводе в Трубии, вместе со снарядами к ним, соответственно там был и опыт, и оборудование, и качество изготовления получилось вполне себе на уровне (вроде как). И я где-то видел статистику попаданий испанских снарядов при Сантьяго - там, если я правильно запомнил, большинство попаданий как раз из 57-мм орудий.
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Впрочем, верно и другое - если такие недостатки матчасти всплыли только в бою, то явно испанцы не изнуряли себя тренировками:)

        Да как тут сказать.... Вообще, то, что с матчастью артиллерии не все в порядке, руководство Армады вроде все же знало. Однако из-за экономии (которая была просто чудовищная), или по иным причинам считалось, что это не столь критично. Могли, кстати, все спихнуть на недостаток опыта у комендоров - мол, это не пушки такие, это люди у нас неопытные. Но тот же Сервера перед отправкой своей эскадры указывал, что состояние матчасти артиллерии на кораблях всего флота плачевно, и выиграть войну с этими пушками невозможно - но никто его не слушал. Т.е., скорее всего, о косяках артиллерии знали, но масштаб этих косяков сильно недооценивали.
        Что до тренировок - то они стоили денег, а денег у испанского флота не было. Наша экономия на флоте перед РЯВ - детский лепет в сравнении с испанской: при больших затратах на судостроение и содержание наличной инфраструктуры, морской бюджет Испании был чуть ли не самым маленьким в Европе не только в конкретном виде (валютном), но и относительном (проценты от годовых расходов). На активные тренировки денег уже не хватало. Но даже в этом случае с точностью все не так просто - как бы пушки крупнее 57мм считайте небоеспособны, мелкашка не может дать большой процент попаданий, да и выбивается быстро, но даже при таком раскладе удалось добиться ЕМНИП 35 попаданий по американским кораблям. А у самих американцев, хоть они и проводили учебные стрельбы, какая точность была? 163 попадания на 7 с лишним тысяч выстрелов? Меньше 2 процентов, при том что сражение шло не на больших дистанциях? А сколько процентов попаданий давала 1-я ТОЭ, с проседанием в боевой подготовке? По-моему, несколько больше request Т.е., даже с поправкой на то, что 343-мм пушки броненосцев у американцев были, можно так сказать, "не айс", русские плохо подготовленные комендоры стреляли лучше, чем якобы подготовленные американцы, что тоже дает свою характеристику качеству подготовки американцев. Как моряки они были хороши, несомненно - но мало быть моряком, надо быть еще и военным моряком, а тут еще времена США, по-моему, не настали.
  5. Комментарий был удален.
  6. +2
    15 августа 2018 17:28
    Любопытно, планирует автор сказать о РИ (ЛКР типа Измаил) и Италии (ЛКР типа «Франческо Караччоло»)?
    1. +3
      15 августа 2018 17:45
      Цитата: ser56
      Любопытно, планирует автор сказать о РИ (ЛКР типа Измаил) и Италии (ЛКР типа «Франческо Караччоло»)?

      О "Измаилах" - однозначно, а вот об итальянцах все же нет, поскольку они числились не линейными крейсерами, а линкорами
      1. +1
        16 августа 2018 11:18
        при скорости 25-28 уз? wink Жаль, редко найдешь о них информацию... request
  7. +1
    15 августа 2018 18:49
    Да-да, почитать про Г-3 будет весьма и весьма интересно. Ждем-с. Видать, в статье места не хватило, а то можно было бы "проехаться" по очень экстравагантной концепции из 7 (семи!!!) дымовых труб первых проектов "Лексингтона". Кстати, на фотке уже один из последних вариантов с "консервативными" двумя трубами...
  8. +1
    15 августа 2018 18:51
    Еще стоит напомнить, а матрасники едва ли не первыми решили сотворить турбоэлектрическую трансмиссию. И что интересно - у них она работала belay
  9. +2
    15 августа 2018 19:26
    Интересно. Кому и чем так помешал мой комментарии в этом материале что его удалили?
    1. +1
      15 августа 2018 21:06
      Цитата: NF68
      Интересно. Кому и чем так помешал мой комментарии в этом материале что его удалили?

      Это ничего, сайт наверное ещё на модернизации, ибо мне с момента преобразования оповещения об ответах вообще не идут request
      1. +1
        15 августа 2018 22:29
        Аналогично. Вчера или позавчера только появилась отметка "новые", до этого вообще голый форум. Оповещений нет до сих пор.
        1. +2
          15 августа 2018 22:36
          Таки вам везет! У меня отметка "новые" появилась примерно час назад)) Но, кстати, работает уже нормально, а не с 15-минутным интервалом, что не может не радовать.
      2. 0
        16 августа 2018 20:42
        Цитата: рюрикович
        Это ничего, сайт наверное ещё на модернизации, ибо мне с момента преобразования оповещения об ответах вообще не идут


        Мне оповещения тоже не идут. Но мой комментарий по данной теме удалили только в этом материале.
  10. +1
    15 августа 2018 20:37
    Спасибо. Интереснейший анализ. Жду продолжения с Измаилами.
  11. +1
    15 августа 2018 21:33
    Сама идея линейного крейсера, более быстрого, более дешёвого, несколько меньше вооружённого и меньше бронированного - правильна, нужно было только максимально защитить машины и погреба. На бронировании башен можно было сэкономить. Первоначальный проект Лексингтона кажется сбалансированней конечного по вооружению, (можно было две 3х-орудийные спереди, две 2х-орудийные сзади).
    1. 0
      16 августа 2018 20:43
      Цитата: prodi
      На бронировании башен можно было сэкономить


      Тогда такой линейный крейсер может очень быстро лишиться ГК со всеми вытекающими из этого последствиями.
      1. 0
        17 августа 2018 09:50
        само собой, но это меньшая плата, чем быть потопленным. А возможность заклевать двумя линейными крейсерами линкора была бы. Вообще, эта идея (линейных крейсеров) первой сошла на "нет" по мере увеличения ГК, ибо оно и так было очень трудно сделать просто уменьшенную полноценную копию линкора, а ко ВМВ уже и у линкоров не оставалось модернизационного запаса (относительно стоимости, конечно)
        1. 0
          17 августа 2018 17:22
          Цитата: prodi
          само собой, но это меньшая плата, чем быть потопленным. А возможность заклевать двумя линейными крейсерами линкора была бы. Вообще, эта идея (линейных крейсеров) первой сошла на "нет" по мере увеличения ГК, ибо оно и так было очень трудно сделать просто уменьшенную полноценную копию линкора, а ко ВМВ уже и у линкоров не оставалось модернизационного запаса (относительно стоимости, конечно)


          Стоимость линейного крейсера скорее всего может оказаться выше чем стоимость линкора с таким же вооружением. В моём ранее опубликованном комментарии удалённом в среду я предположил что немцы после достройки 2-х "Байернов" и 7 линейных крейсеров вооруженных 350 мм. и 380 мм. ГК немцы, при более благоприятном для них в годы ПМВ развитии событий, не стали бы строить тихоходные линкоры и быстроходные линейные крейсеры, а начала бы развивать ранее предложенную концепцию единого боевого корабля-быстроходного линкора вооруженного 8-ю 420 мм. орудиями ГК. Максимальная скорость линкора типа L-20 ea:

          http://seawarpeace.ru/deutsch/schlachtschiff/01_main/26_l-20.html

          должна быть 26 узлов. Те. несколько ниже чем у ранее разработанных и строящихся линейных крейсеров с 350 мм. и 380 мм. ГК, но заметно выше чем у "Байернов". Недостатком этого проекта было отсутствие продолжавшегося вниз постепенно утончавшегося нижнего пояса и сравнительно слабое бронирование лобовых плит башен ГК и барбетов башен ГК. Но в целом этот проект был оптимален на конец ПМВ/начало 20-х годов.
          1. 0
            17 августа 2018 20:07
            Не уверен, что могу серьёзно обсуждать конкретные проекты, хотя 8 стволов очень соблазняют противопоставить им 10-12, даже несколько меньшего калибра. Вообще, понятно разделение класса линейных кораблей на дредноуты и линейные крейсера. На рубеже - в начале века, ещё была свобода выбора - как строить, и оба подхода работали. Понятно, что линейный крейсер не мог быть заметно дешевле линкора, но у разных стран могли быть разные мотивы и возможности. Понятна его эволюция в сторону единого линейного корабля: с ростом ГК, соответственно, росло и бронирование, и водоизмещение под него, и мощность машин для всего этого. Упереться оно всё, неизбежно должно было, во что-то, на-подобии Ямато. Если бы такие корабли можно было печь как эсминцы, то эра авианосцев (даже не смотря на их торпедоносцы) наступила бы гораздо позднее - где-нибудь, с развитием ракетного оружия
            1. 0
              17 августа 2018 22:07
              Цитата: prodi
              Не уверен, что могу серьёзно обсуждать конкретные проекты, хотя 8 стволов очень соблазняют противопоставить им 10-12, даже несколько меньшего калибра. Вообще, понятно разделение класса линейных кораблей на дредноуты и линейные крейсера. На рубеже - в начале века, ещё была свобода выбора - как строить, и оба подхода работали. Понятно, что линейный крейсер не мог быть заметно дешевле линкора, но у разных стран могли быть разные мотивы и возможности. Понятна его эволюция в сторону единого линейного корабля: с ростом ГК, соответственно, росло и бронирование, и водоизмещение под него, и мощность машин для всего этого. Упереться оно всё, неизбежно должно было, во что-то, на-подобии Ямато. Если бы такие корабли можно было печь как эсминцы, то эра авианосцев (даже не смотря на их торпедоносцы) наступила бы гораздо позднее - где-нибудь, с развитием ракетного оружия


              8/9 стволов ГК несколько большего калибра предпочтительнее чем 10-12 стволов меньшего калибра. В БИ и Германии это поняли еще до начала ПМВ. Поэтому в этих странах и пришли ранее других стран к тому, чтобы строить линкоры и линейные крейсеры с ГК в виде 8-ми стволов калибра 343-381 мм., а затем и большего калибра. Авианосцы могли нанести массированные удары по линкорам находясь вне зоны действия ГК линкоров. Кроме этого палубные самолёты могли наносить удары по самым разным целям в том числе и по целям расположенным на большом удалении от берега. Потеря некоторой части палубных самолётов частично снижает эффективность ударов палубных самолётов, но при этом значительно снижается риск потерять от огня ГК линкоров сам авианосец. Потери самолётов и лётчиков можно сравнительно быстро возместить. К тому же сами палубные самолёты могут не тоьлко наносить удары по кораблям и сухопутным объектам противника, но и обеспечивать ПВО и ПЛО своего корабельного соединения и вести разведку на большом удалении от своего соединения и на очень большой площади на что линкоры не способны. Те. палубная авиация как средство ведения боевых действий ууда более универсальна чем ГК линкоров и сами линкоры.
              1. 0
                18 августа 2018 08:19
                Цитата: NF68
                8/9 стволов ГК несколько большего калибра предпочтительнее чем 10-12 стволов меньшего калибра. В БИ и Германии это поняли еще до начала ПМВ. Поэтому в этих странах и пришли ранее других стран к тому, чтобы строить линкоры и линейные крейсеры с ГК в виде 8-ми стволов калибра 343-381 мм., а затем и большего калибра.

                я этого не понимаю. Если меньший калибр достаточен чтобы пробить броню, то больше вероятность попадания, больше запас снарядов и быстрее пристрелка
                Что касается палубной авиации ВМВ, то была у ней слабость (да и остаётся) - нелётная погода
                1. 0
                  19 августа 2018 16:11
                  Цитата: prodi
                  я этого не понимаю. Если меньший калибр достаточен чтобы пробить броню, то больше вероятность попадания, больше запас снарядов и быстрее пристрелка


                  Бронебойные снаряды большего калибра, при примерно равной начальной и конечной, скоростях полёта, пробивают броню большей толщины и даже если количество ВВ в этих снарядах не на много больше, чем в снарядах меньшего калибра, то снаряд большего калибра за счет своего большего веса может до взрыва проникнуть дальше в корпус линкора противника, где взрыв снаряда наиболее эффективен, и при взрыве ВВ даёт большее количество крупных по размеру частей что опять даёт такому снаряду приемущество. На больших дистанциях снаряды большего калибра имеют несколько меньший разброс в залпе/ при условии равного качества снарядов и зарядов к ним/.

                  Что касается палубной авиации ВМВ, то была у ней слабость (да и остаётся) - нелётная погода


                  Плохая погода для ГК линкоров не редко тоже создавала проблеммы при стрельбе.
  12. +4
    16 августа 2018 00:15
    Уважаемый Андрей, тема очень интересная, жаль, в статье проекты австрийских линейных крейсеров не рассмотрены. Один из вариантов..
    1. +1
      16 августа 2018 07:03
      Цитата: Товарищ
      Уважаемый Андрей

      Приветствую, уважаемый Валентин, да, конечно жаль, но увы, всего знать нельзя:)))))) Я не располагаю информацией ни о австрийских ни о французских ЛКР, хотя что-то такое они придумывали
    2. +2
      16 августа 2018 16:39
      Товарищ пишет: Один из вариантов..

      Уважаемый коллега, ето предизайн 1а. Все что у меня ест- схема с основными данными..((
  13. 0
    17 августа 2018 22:14
    Андрей из Челябинска,
    Вы были правы - точку прихватил recourse smile
    ПС У Муженникова ,кстати, последние проекты весьма скупо описаны wink hi

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»