Советские звёзды над Тайванем: как Китай избежал катастрофы

Уже в конце августа 1937 года СССР и гоминдановский Китай договорились о предоставлении военного кредита на сумму в 50 миллионов долларов. И это была только первая ласточка. В июле 1938-го и в июне 1939-го стороны подписали соглашения о выделении дополнительных кредитов на сумму в 50 и 150 миллионов долларов соответственно.

Одновременно в рамках этих соглашений СССР начал поставлять Китаю новейшие образцы авиатехники. А заодно обучать лётчиков, сооружать аэродромы и всю сопутствующую инфраструктуру.

Делали это всё Советы не по доброте душевной — Япония подписала «Антикоминтерновский пакт». Было понятно: с самураями рано или поздно придётся воевать. А воевать на чужой территории, с минимальными потерями для себя, гораздо удобнее.

Впрочем, так как с лётчиками у китайцев была напряжёнка, пришлось укомплектовывать перегоняемые в Поднебесную самолёты своими пилотами…

Полученные кредиты Шанхай немедленно потратил на покупку вооружений за границей.

Как отобрать у японцев превосходство в воздухе

В 1938 году советский бомбардировщик СБ 2М-103 в прямом смысле слова не имел себе равных в китайском небе. С его скоростью больше 400 км/ч он легко уходил от японских истребителей «Мицубиси» тип 96 (А5М) и «Накадзима» тип 95 (А2N). Так что китайское командование вместе с советскими лётчиками очень быстро перешло к тактике налётов бомбардировщиков СБ вообще без прикрытия.

Советские бомбардировщики СБ

А японцы в полной мере прочувствовали на себе, что такое попасть под бомбовый удар. Впрочем, поначалу советские летчики в Китае летали на более медленной модификации — СБ 2М‑100.

Уже 2 декабря 1937 года девять СБ отбомбились по японской авиабазе под Шанхаем. Согласно китайским источникам, на аэродроме было уничтожено от 30 до 35 японских самолётов. Японцы такие цифры не подтвердили — впрочем, на какое-то время активность их авиации резко снизилась.

Китайцы вошли во вкус, и советские бомбардировщики начали наносить удары по японским аэродромам с большой частотой. К тому же лётчики из СССР активно готовили своих китайских коллег. В декабре 1937 года на СБ проходили обучение более 40 китайских лётчиков.

К началу 1938 года на территорию Китая через советскую Среднюю Азию переправили 58 бомбардировщиков СБ. В дальнейшем их количество только росло. И началась у японцев «весёлая» жизнь.

23 января 1938 года шесть советских машин дважды отбомбились по аэродрому в Уху (согласно разведке, японцы потеряли восемь самолётов), ещё пять — дважды отработали по аэродрому в Нанкине. На следующий день СБ опять бомбили район Уху. Через два дня, 26 января, 13 бомбардировщиков снова ударили по Нанкину и местному аэродрому…

Во время одного из налётов на злополучный Нанкин было уничтожено более 40 самолётов противника (японцы, как обычно, поначалу ничего не подтвердили).

Под удары советских бомбардировщиков попадали не только войска или аэродромы, занятые японцами. В марте 1938 года 27 СБ уничтожили стратегически важный железнодорожный мост через Хуанхэ и наведённую неподалёку от него понтонную переправу.

В начальный период войны бомбардировщики обычно шли на высоте двух-четырёх километров. Только массовое появление у японцев в середине 1938 года новейшего истребителя «Накадзима» тип 97 (Ki-27) заставило резко повысить высоту полёта до семи с половиной — восьми километров. С этой же высоты стали обычно проводиться и бомбардировки, что сильно уменьшило их эффективность.

Японские истребители «Накадзима» тип 97

Однако даже новые типы истребителей не могли помочь Японии вернуть себе былое превосходство в небе. Успешные авиаудары советских лётчиков по японским военным аэродромам серьёзно потрепали ВВС империи и заставили переносить места базирования подальше от линии фронта — туда, где они будут вне досягаемости советских самолётов. Но и это не спасало самураев от взрывчатых «подарков» с неба.

Фейерверк к двадцатилетию РККА

В начале февраля 1938 года китайское высшее командование выяснило, что японцы строят большую авиабазу на острове Тайвань. Туда активно прибывали самолёты, и, по оценке китайцев, очень скоро эта база должна была стать основной площадкой для налётов на Шанхай. На острове находился большой запас авиазапчастей и моторов. Одних только горюче-смазочных материалов, по некоторым данным, было накоплено на три года действия японской авиации.

Если бы самураям удалось завершить все приготовления, китайские ВВС оказались бы в невыгодной позиции. Базу решили разбомбить.

Доверили столь ответственное дело группе бомбардировщиков под командованием капитана Полынина. Бомбардировку запланировали на 23 февраля — чтобы заодно «отметить» 20-летие РККА.

Для нанесения удара по авиабазе (к тому моменту уже было известно её название — Мацуяма) задействовали два отряда бомбардировщиков. 28 СБ 2М-100 вылетали из Ханькоу с чисто советскими экипажами. Ещё 12 — из Наньчана со смешанными командами.

Чтобы преподнести сюрприз японцам, самолёты шли на высоте более четырёх километров в режиме полного радиомолчания.

Сам по себе рейд был беспрецедентный: бомбардировщикам без прикрытия требовалось преодолеть 1000 км в один конец с дозаправкой на секретном аэродроме, нанести удар и успеть улететь обратно. По возможности с минимумом потерь.

Однако из-за ошибок в навигации группа СБ из Наньчана вынужденно повернула на базу. Во время обратного полёта отряд потерял одну машину. У бомбардировщика кончилось горючее, и китайский пилот ошибся во время вынужденной посадки, приняв озеро за рисовое поле, залитое водой. Весь экипаж, включая советского штурмана Тарыгина, утонул.

Мацуяма

Тем временем группа Полынина благополучно добралась до острова. Аэродром был затянут облаками, однако это даже поспособствовало успеху миссии. Китайские бомбардировщики буквально свалились на головы обалдевшим японцам. СБ скинули на аэродром 280 бомб, после чего развернулись и скрылись среди облаков.

В результате рейда японцы потеряли 40 самолётов, были уничтожены многочисленные запасы горюче-смазочных материалов, ангары с готовыми для сборки машинами, запчастями, элементами вооружения и моторами.

Ударим харакири по бомбардировкам!

Удар был настолько ощутимым, что переполошилось даже высшее командование в японской столице. «Это что же получается, у Москвы (пардон, у Пекина!) есть машины, которые могут пролететь такое расстояние? А что, если они завтра начнут бомбить Токио прямо из Китая?».

Немедленно посыпались оргвыводы. Начальник аэродрома сделал себе харакири, губернатор Тайваня подал в отставку, а посол Японии в Москве немедленно предъявил ноту протеста советскому правительству. То, что летали формально китайские самолёты, никого в Токио не обмануло.

Советское правительство пожало плечами. Мол, это были не мы, а китайские товарищи. Вот им и несите ваши обиды. «Ах, у вас там война и вы не желаете заключать мир с президентом Республики — Чан Кайши? Ну а мы тогда при чём? Мы поставляем китайским товарищам оружие, и на этом всё».

Через несколько дней в подтверждение официальной точки зрения в советских газетах появилась статья, в которой от лица «китайского добровольца» рассказывалось о налёте на базу Мацуяма. Причём с такими подробностями, что не оставалось сомнений — писал кто-то из причастных к руководству операцией.

Советские лётчики у бомбардировщика СБ

Спустя многие годы в авторстве заподозрили самого Полынина — из-за текстуальных совпадений с его мемуарами.

Дети офицера Шмидта

Но какое геройство без весёлого казуса? Весть об успешном рейде обошла все крупные китайские и японские газеты и, конечно же, стала расползаться по миру. Так как советские пилоты, служившие в Китае, были скрыты от глаз публики, немедленно нашлись люди с низкой социальной ответственностью, которые решили присвоить себе все лавры.

Так, известный американский пилот-доброволец Винсент Шмидт признался прессе, что именно он и возглавил тот самый налёт на Тайвань.

На тот момент Шмидт стоял во главе эскадрильи американских добровольцев, сражавшихся с японцами на американских же машинах.

Однако с его заявлением не согласились сами японцы, утверждавшие, что базу бомбили советские бомбардировщики типа СБ. Шмидт громко возмущался, а потом так разозлился на китайское правительство, которое не признало за ним руководство налётом, что подал в отставку и уехал в Гонконг. А скоро его эскадрилью американских добровольцев расформировали. Судя по всему, за успехи в деле уничтожения материальных ценностей на земле.

Рейд советских добровольцев на Тайвань был не последней большой операцией. Позже им довелось и Японию бомбить, и совершать не менее дерзкие налёты (дальностью более чем на 1000 км) на японские тылы.

Всего в Китае с 1937-го по 1941 год погибли свыше двухсот советских лётчиков (около половины — в авариях при перегоне самолётов из СССР).

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий