Обеспечение безопасности критически важной информации о состоянии Вооружённых сил США
Ю. Горбачёв, Обеспечение безопасности информации о состоянии и деятельности национальных вооруженных сил всегда считалось одной из важнейших задач любого государства. В этих целях постоянно разрабатывался комплекс мер по обеспечению скрытности как управления, так и действий самих войск, использовалась различная техника засекречивания информации, в том числе пароли, коды, шифры. Еще в конце XX века военно-политическое руководство (ВПР) США пришло к однозначному выводу, что для обеспечения эффективного решения задач национальной безопасности необходимо предпринимать всесторонние меры по защите не только секретной, но и, что не менее важно, несекретной информации, связанной с действиями (деятельностью) своих вооруженных сил. В Соединенных Штатах особое значение придается научно-теоретическим исследованиям и выработке концептуальных основ обеспечения национальной безопасности в целом и военной безопасности как одного из определяющих ее компонентов в частности. Анализ деятельности ВПР и применения ВС США в конце XX - начале XXI века показывает, что информационное пространство однозначно стало рассматриваться в качестве новой сферы противоборства. Ход и итоги военных действий в Югославии, Ираке и Афганистане подтверждают, что сражения на земле, в воздухе, на море и в космосе происходят на фоне всеобъемлющего информационного противоборства. Параллельно с этим ведущие эксперты в области перспективных информационных технологий (ИТ), сетей связи и программирования, а также информационных систем (ИС) национального, военного и коммерческого назначения акцентируют внимание на проблеме их недостаточной защищенности. При этом в качестве одного из основных направлений сосредоточения усилий в информационной сфере как в мирное, так и в военное время они выделяют обеспечение безопасности критически важной информации о состоянии национальных вооруженных сил. Возрастание возможностей перспективных технологий и стратегической роли информации способствовало формированию единой мировой информационной сферы, в рамках которой осуществляется потребление, изменение, хранение, отображение информации и обмен ею между пользователями, общественными организациями, структурами вооруженных сил государства и между самими государствами. Необходимо также учитывать, что информация стала стратегическим ресурсом и к началу XXI века приобрела такие свойства и масштабы, которые позволяют оказывать глобальное воздействие на национальную безопасность. Как отмечают эксперты, любая деятельность ассоциируется с различными разведпризнаками, формирующими критичную информацию секретного и несекретного характера о состоянии, намерениях или действиях государства и его вооруженных сил. Эти сведения, попав к противнику, могут нанести ущерб, снизить эффективность выполняемых задач, препятствовать достижению поставленных целей или дискредитировать военно-политическое руководство государства. Обеспечение безопасности критически важной информации о состоянии ВС США (ОБКВИ) - достигается за счет проведения комплекса мероприятий по противодействию всем видам разведки противника, направленного на ограничение его доступа к информации, необходимой ему для оценки намерений командования ВС США, их состояния и боеготовности, а также на снижение уязвимости войск и органов управления в ходе боевых действий и невоенной деятельности. Сущность ОБКВИ ВС США определяют как процесс выявления в первую очередь несекретной критичной информации на основе анализа боевых действий и невоенной деятельности ВС при одновременном решении трех задач: 1. Определение деятельности вооруженных сил, которые могут быть наблюдаемы и обнаружены системами разведки противника. 2. Определение разведпризнаков, которые могут быть добыты, квалифицированы или обобщены (суммированы) разведкой противника для получения важной информации о боевых действиях или другой деятельности ВС США (в тот или иной отрезок времени) и использованы в своих интересах. 3. Определение и реализация мер (действий) по устранению или уменьшению до приемлемого уровня степени уязвимости американских ВС, а также определение тех мер (действий), которые применяет противник для достижения своих целей. Основной задачей ОБКВИ руководящие документы США определяют выявление, контроль и скрытие (защиту) несекретных (наиболее важных, критичных) разведпризнаков, ассоциируемых с наиболее уязвимыми (чувствительными) составляющими боевых действий и невоенной деятельности как вооруженных сил США, так и государственных учреждений и объектов. Для повышения эффективности решения задач обеспечения национальной и военной безопасности (скрытности действий) военно-политическое руководство страны продолжает искать новые пути, методы и способы ОБКВИ. Тем более что угрозы национальной безопасности в информационной сфере определяются ВПР как новое предостережение, так как считается, что "ожидаемая разрушительная деструктивная информационная и кибердеятельность, связанная с большими рисками, и будет, как правило, обычной нормой возможных политических и военных конфликтов".
Необходимо отметить, что на страницах зарубежной печати и в общественных выступлениях зачастую стало применяться определение ОБКВИ, не совсем соответствующее ее сущности и задачам. В связи с этим в военных структурах страны были введены более подробно раскрывающие и поясняющие определения термина ОБКВИ как комплекс мер и действий (программ) ВС США по выявлению, контролю и скрытию важных (основных, то есть критичных) несекретных разведпризнаков (событий), которые ассоциируются с их уязвимой "чувствительной" деятельностью (боевыми действиями). В этом контексте ОБКВИ выступает как методология лишения противника возможности добывать важную (критичную) несекретную информацию, ассоциируемую с действиями (деятельностью) американских вооруженных сил, которая существенно отличается от методологии программ безопасности, используемых для защиты секретной информации. В руководящих документах ВС США в области обеспечения скрытности всех видов действий (операций) определяются: - сущность, роль, задачи, порядок выбора и реализации практических мер ОБКВИ; - обязанности и ответственность должностных лиц в области обеспечения безопасности (скрытности) соответствующих организаций (учреждений) и органов управления; - порядок применения сил и средств информационных операций (ИО) для решения задач по обеспечению безопасности боевых действий и невоенной деятельности. Ориентирование, подготовка и задействование этих сил и средств осуществляются с целью решения задач во всех видах и формах боевых и небоевых действий. В руководящих документах ВС США в области обеспечения безопасности указывается также, что критичная информация, ассоциирующаяся с боевыми действиями и другой деятельностью вооруженных сил, подлежит строгому контролю и обеспечению скрытности путем одновременной и комплексной реализации программ защиты секретной информации и программ ОБКВИ. К "чувствительной" информации уставы ВС США относят важную несекретную, требующую специальных мер зашиты информацию, раскрытие которой может привести к раскрытию секретной информации, к компрометации деятельности ВС или может явиться угрозой для национальной и военной безопасности, а также для обеспечения безопасности членов семей военнослужащих, гражданских специалистов и подрядных организаций. К такой информации, например, относится: информация специального использования или ограниченного распространения; контролируемая несекретная; научная и техническая несекретная, а также несекретная информация для служебного пользования; сведения, не подлежащие опубликованию; данные по международному трафику вооружений и др. Секретная информация, защищаемая специальными программами, техническими средствами, шифрами, кодами и реализацией режима секретности, по мнению специалистов ВС США, требует, кроме того, дополнительных мер по ОБКВИ для своей защиты, так как она может быть раскрыта противником по несекретным демаскирующим разведпризнакам.
В наставлениях ВС США отмечается, что несекретная важная информация в особой степени нуждается в обеспечении ее безопасности, так как она не защищена ни режимом секретности, ни традиционными программами по защите секретных сведений. Так, согласно наставлению КНШ ВС США JP 3-13 "Информационные операции" (Information Operations) от 13 февраля 2006 года ОБКВИ определяется как одно из основных направлений ИО, цель которых - обеспечение, создание и удержание информационного превосходства над противником в интересах максимально эффективного выполнения поставленных задач. Задачами ОБКВИ в интересах обеспечения эффективности военной безопасности (скрытности действий) являются: снижение до степени допустимого уровня уязвимости боевой и невоенной деятельности ВС США в мирное и военной время: снижение возможностей разведки противника по добыванию и использованию несекретной "чувствительной" информации об американских вооруженных силах. ОБКВИ в вооруженных силах США организуется на стратегическом, оперативном и тактическом уровне. Оно охватывает все компоненты и организации ВС: боевые, тыловые, административные, обеспечивающие формирования и учреждения, учебные заведения, полигоны, войска в ходе передислокаций (перебросок), учений, тренировок, полевых испытаний, поставок в ВС и развертывания боевой техники, при подготовке и ведении боевых действий, а также в ходе любой другой деятельности личного состава ВС, их семей, промышленных и контрактных организаций. ОБКВИ осуществляется как всеми органами ВС, так и всем их личным составом -от командующих (командиров, руководителей, начальников) до каждого солдата, служащего, контрактника и прикомандированных лиц. Объектами скрытия при выполнении программ ОБКВИ являются: важная деятельность, проявляющаяся в демаскирующих разведывательных признаках, специфических сведениях, факторах и ассоциирующаяся с состоянием, боеготовностью, боевыми возможностями, выполняемыми задачами и намерениями ВС, которые могут быть наблюдаемы, обнаружены, обобщены, интегрированы и использованы противником в определенных ситуациях и периодах временных границ, что повысит степень рисков и может сорвать (значительно затруднить) выполнение задач ВС или выявить состояние их боеготовности и намерения. Ответственными руководителями программ ОБКВИ являются непосредственно начальники (руководители) формирований (организаций) и назначенные ими письменным приказом координаторы программ, а планирование и реализация таких программ возложены на рабочие группы обеспечения безопасности (скрытности) Обычно координатор программы ОБКВИ и его рабочая группа входят в состав оперативного органа управления формирования (учреждения) или подразделений оперативного планирования, а в боевых условиях находятся вместе с командиром. Для тех формирований, которые не ведут боевых действий или не имеют подразделений (групп) планирования ОБКВИ, командир определяет руководителя (координатора) программы, призванного обеспечить решение поставленных им задач. Наставления и уставы ВС США требуют, чтобы планирование ОБКВИ было полностью интегрировано в повседневную и боевую деятельность, а мероприятия обеспечения безопасности боевых (небоевых) действий и повседневной деятельности войск тщательно обеспечены, в том числе силами разведки и контрразведки. Уровень планируемых мероприятий зависит от задач, оргштатной структуры формирований (организаций), их МТО, целей и имеющихся ресурсов. Принципами достижения ОБКВИ являются: - определение и учет риска реализации программ ОБКВИ; - обеспечение нейтрализации угроз (при любой повседневной и боевой деятельности ВС) путем строгой сбалансированности между уровнем возможных потерь, степенью эффективности выполнения задач и стоимостью мер ОБКВИ; - полная интеграция, координация и синхронизация мер по ОБКВИ и реализации программ зашиты секретной информации, согласованность действий сил ОБКВИ с применением других сил ИО, а также мероприятий по защите войск, в том числе по обеспечению "основ секретности"; - строгое соответствие мер ОБКВИ по времени, месту, обстановке и характеру выполняемых задач, причем план ОБКВИ должен являться составной частью плана деятельности формирования и штаба (учреждения); - обеспечение безопасности в любой деятельности ВС, во всем спектре и на всю глубину возможных конфликтов в целях достижения скрытности повседневной деятельности, операций и видов обеспечения ВС США.
Все программы ОБКВИ должны содержать описание способов выявления и нейтрализации
угроз и обеспечивать скрытность деятельности ВС США. Они должны быть согласованы
и синхронизированы с аналогичными и другими программами обеспечения безопасности
вышестоящей командной инстанции, в частности с такими как: программа
информационной безопасности; программа обеспечения информационной устойчивости;
программа физической безопасности; программа обеспечения всесторонней защиты ВС
и др., что будет способствовать недопущению конфликтных ситуаций как в
программах безопасности, так и в организации управления ВС в любой обстановке. К первой категории отнесены следующие меры: выполнение функциональных, оперативных или административно-хозяйственных задач; размещение (расположение) формирований ВС, систем управления и ИС, скрывающих (маскирующих) дислокацию, принадлежность, подчиненность и пути перемещения формирований (организаций), боевой техники и систем управления; использование малых высот авиацией и темного времени суток и др. Во вторую категорию входят такие меры, как: ограничение загрузки несекретных линий связи и компьютерных сетей; ограничение или исключение передачи важной несекретной информации в открытых сетях, применение программ засекречивания информации, осуществление контроля за излучениями радиоэлектронных средств (РЭС); использование техники, обеспечивающей низкую вероятность перехвата, ограничение излучений РЭС по мощности и направлению; использование экранов; создание маскирующих завес (аэрозольных и радиоэлектронных помех), подготовка к атаке компьютерных сетей противника и др. К третьей категории отнесены все меры, использующие административный ресурс, например такие как: ограничение несекретных телефонных переговоров; исключение вывешивания настенных бюллетеней, планов распорядка дня, графиков исполнительской деятельности; скрытие бюджетных ассигнований, договоров, соглашений по обслуживанию и снабжению, перемещению личного состава, служебных планов, приказов, изданий и т. д. Четвертая категория включает меры по обеспечению повышения эффективности и скрытности планов и мероприятий военной дезинформации. Например, передача информации с неточными данными о местоположении, деятельности или целеуказании; создание сумбурной или неопределенной многоплановой жизненно важной информации в открытых источниках; формирование условий, приводящих к утрате интереса противника к испытаниям техники, учениям или другой деятельности ВС и др. К пятой категории в наставлении отнесены меры, обеспечивающие снижение уязвимости, повышение скрытности и эффективности применения средств физического (огневого) воздействия и радиоэлектронной борьбы. Общая эффективность мер ОБКВИ, как считают специалисты ВС США и ОВС НАТО, значительно возрастает, когда командование и другие специалисты формирования, участвующие в подготовке и принятии решений и их планировании, разрабатывают и реализуют меры по обеспечению скрытности действий на самой ранней стадии организации и планирования деятельности формирования, штаба (учреждения), осуществляя при этом меры ОБКВИ до начала, в ходе и после завершения боевых действий (операций) и повседневной деятельности; определяют степень риска, пути его уменьшения и расчетный баланс стоимости, эффективности, потерь и степени выполнения задач. С изданием наставления КНШ ВС США JP 3-13.3, по сути, был определен новый взгляд ВПР страны на сущность и содержание ОБКВИ. Эта важнейшая, с точки зрения американских экспертов, категория была представлена, во-первых, как категория военного искусства; во-вторых, как концепция организации и ведения соответствующих операций; в-третьих, как один из важнейших элементов основных сил ИО и защиты войск. Всесторонний анализ наставления JP 3-13.3 позволил выявить и другую сущность ОБКВИ как методологии процесса оценки, выявления и обеспечения скрытности деятельности вооруженных сил. Сущность, цель, задачи, принципы и характерные черты процесса ОБКВИ. В узком, прикладном значении понятия, как определяют руководящие документы МО США, ОБКВИ - это непрерывный процесс, в ходе которого устанавливается и анализируется деятельность ВС, проявляющаяся в демаскирующих разведпризнаках (индикаторах деятельности), ассоциирующаяся с проведением операций ВС и выполнением всего спектра возложенных на них задач.
Согласно наставлению КНШ ВС США JP 1 -02 "Перечень сокращений и терминов, применяемых в МО США" (2012) содержание понятия "Защита войск" (Force Protection) трактуется как:... "Всесторонняя и всеохватывающая защита всех видов ВС США от воздействия противника". Она включает в себя в том числе физическую защиту, ОБКВИ, информационную защиту и другие меры обеспечения безопасности и защиты войск. Цель процесса ОБКВИ состоит в снижении степени уязвимости повседневной и боевой деятельности ВС США при выполнении поставленных задач и в уменьшении возможностей разведки противника по добыванию и использованию важной информации о ВС. Задачами процесса ОБКВИ являются: оценка степени угрозы и выявление аспектов (факторов) деятельности ВС и ее разведпризнаков, которые могут быть обнаружены противником, систематизированы, обобщены, интерпретированы и успешно использованы им при принятии решений; установление и классификация характерных специфических демаскирующих разведпризнаков (индикаторов деятельности), формирующих критичную "чувствительную" информацию в тот или иной отрезок времени при выполнении различных задач; выбор и реализация мер ОБКВИ, которые могут исключить или снизить до допустимого уровня степень уязвимости деятельности ВС. Как считают специалисты ВС США, при организации процесса ОБКВИ необходимо руководствоваться следующими основными принципами: - При подготовке к мероприятиям по обеспечению скрытности действий в каждом формировании (части, подразделении, организации, учреждении, органе управления) должна быть сформирована главная (координационная) группа (отдел) ОБКВИ (Office of Primary Responsibility OPSEC -OPR OPSEC) или рабочая группа, а также назначен письменным приказом постоянно действующий руководитель программы ОБКВИ (OPSEC РМ) или ее координатор. - Руководителю (координатору) программы ОБКВИ как минимум необходимо иметь допуск к секретной работе и использованию аппаратно-программных средств компьютерных сетей МО США SIPRNET и NIPRNET. - В каждом формировании (учреждении) должны разрабатываться своя методика и свои способы реализации процесса ОБКВИ и необходимые для этого документы. - Все мероприятия ОБКВИ, выработанные в ходе процесса, должны быть утверждены соответствующим командиром, согласованы с планом информационных операций и интегрированы с другими мероприятиями обеспечения повседневной и боевой деятельности. - Вся критичная "чувствительная" информация, разведпризнаки и меры повышения секретности (скрытности действий), определенные в процессе ОБКВИ, должны быть проанализированы по задачам, месту и времени для каждого вида деятельности (операции) как в самом формировании (учреждении), так и во всех подчиненных частях (подразделениях, органах), а также скоординированы и интегрированы в общем оперативном плане.
Критичную "чувствительную" информацию и разведпризнаки (индикаторы) ОБКВИ должны определять специалисты, занимающиеся наряду с общим оперативным планированием и решением организационных задач планированием различных функциональных и видовых задач формирования (учреждения). - Критичную "чувствительную" информацию, которую определяют в процессе ОБКВИ, необходимо внести в перечень важной информации (Critical Information List) формирования (учреждения), обязательно утвердить соответствующим командиром (директором) и довести до всего личного состава. Процесс ОБКВИ является непрерывным и реализуется с самой начальной стадии планирования повседневной или боевой деятельности формирования (учреждения). - Каждое вышестоящее формирование (учреждение) должно обеспечить постоянный контроль за ходом и эффективностью процесса ОБКВИ, а также за обновлением перечня важной информации в подчиненных частях (подразделениях). - Организация непрерывного и эффективного процесса ОБКВИ играет решающую роль в обеспечении успешной повседневной деятельности, боеготовности и ведения боевых действий ВС США. Этот процесс характерен для всех видов действий и деятельности личного состава, при выполнении любых повседневных, учебных и боевых задач, во всем спектре возможных конфликтов (в том числе и на учениях), в ходе испытаний боевой техники, в периоды мобилизации и административно-хозяйственной деятельности, при любых видах обеспечения или закупке и поставке боевой техники в войска. - Процесс ОБКВИ должен: создавать основу для систематического выявления разведпризнаков (индикаторов ОБКВИ) необходимых для защиты "чувствительной" деятельности; обнаруживать, оценивать и учитывать изменение обстановки, характер и содержание критичной информации; определять степень угрозы и возможность ее минимизации для войск при изменении обстановки или задач ВС. - Планирование и организация процесса ОБКВИ являются частью общего процесса планирования повседневной (боевой) деятельности, а также процесса планирования и ведения ИО. Особенности процесса ОБКВИ Процесс ОБКВИ - это, с одной стороны, определение индикаторов обеспечения безопасности критичной "чувствительной" информации, характеризующих деятельность ВС США, выбор и реализация мер обеспечения безопасности (скрытности), а с другой - это выработка и реализация методологии по лишению противника возможности добывания важной информации. Подобно процессу защиты секретной информации процесс ОБКВИ позволяет выявлять и нейтрализовать угрозу деятельности ВС, осуществлять непрерывный контроль, оценку риска, скрытие или минимизацию демаскирующих факторов (разведпризнаков), которые ассоциируются либо отражают сугубо характерные особенности повседневной и боевой деятельности формирования (учреждения, органа управления) вооруженных сил государства. В ряде случаев в ходе реализации процесса обеспечения безопасности (скрытности) может быть допущена определенная степень риска утраты "чувствительной" информации, и поэтому каждый командир и весь личный состав формирования (учреждения) в обязательном порядке: оценивают ожидаемую степень безопасности и что в ней преобладает: риск, снижение эффективности выполнения задачи, величина потерь или стоимость расходуемых ресурсов ОБКВИ; оценивает свою подготовленность, способность принимать решения и готовность взять на себя ответственность за допускаемый риск. Кроме того, при выборе оптимальных мер обеспечения безопасности (скрытности) анализируется возможность соблюдения всех правил и требований по обеспечению надежности и скрытности повседневной и боевой деятельности, которые могут ограничивать выбор допустимой степени риска с утратой информации. Алгоритм непрерывного процесса ОБКВИ, по взглядам командования ВС США, представляет собой следующие пять этапов, которые последовательно или одновременно реализуются в ходе планирования повседневной и боевой деятельности формирования (учреждения): 1. Выявление, идентификация и классификация критичной несекретной "чувствительной" информации. 2. Анализ угроз, приводящих к возможной утрате (компрометации) важной информации, проявляющейся в разведпризнаках и ассоциирующейся с боевыми действиями и другой деятельностью ВС. 3. Анализ демаскирующих разведпризнаков (индикаторов) и уязвимости деятельности ВС. 4. Оценка степени риска, связанного с утратой (компрометацией) важной информации. 5. Выбор и применение оптимальных мер обеспечения безопасности (скрытности) действий. Цель первого этапа состоит в определении перечня важной несекретной информации, нуждающейся в защите. Эта ступень - наиболее объемная часть процесса, так как невозможно обеспечить скрытность всей несекретной деятельности и только к наиболее "чувствительной" и критичной ее части согласно требованиям уставов ВС США применяются меры ОБКВИ. Вторым этапом процесса является анализ угроз. Под угрозой официальные документы подразумевают боевые возможности, намерения и действия разведки противника, наносящие ущерб или срывающие успешное решение задач повседневной и боевой деятельности ВС. Третий этап нацелен на определение степени уязвимости деятельности формирования (учреждения) путем выявления и анализа индикаторов безопасности (скрытности) в различные отрезки времени в зависимости от тех или иных решаемых повседневных либо боевых задач. Четвертый этап имеет целью оценить степень риска, то есть, по сути, обеспечить выбор и определение наиболее оптимальных конкретных мер ОБКВИ в различной обстановке, при решении тех или иных задач. Исследования показали, что если первый этап - это наиболее объемная часть процесса ОБКВИ, то четвертый является самым важным, основным его элементом, так как установление допустимой степени риска позволяет определить его значимость, период времени и усилия, которые необходимы для принятия решения, выбора мер ОБКВИ, ослабления степени риска, уменьшения потерь и эффективного выполнения задач. Пятый этап процесса представляет собой ту его часть, которая определяет выбор и реализацию оптимальных мер по обеспечению скрытности действий (операций) ВС. Анализ руководящих документов ВС США позволяет сделать вывод, что термин ОБКВИ имеет многофункциональное значение и используется в зависимости от выполняемых задач. Процесс обеспечения безопасности (скрытности) рассматривается как реализация методологии и является одной из пяти основных элементов информационных операций. Разработка и реализация методологии и осуществление процесса обеспечения безопасности (скрытности), а также использование ОБКВИ как основной составляющей ИО является согласно военной доктрине США элементом военной безопасности и военной стратегии. Методология ОБКВИ кардинально отличается от методологии определения и защиты секретной информации. В то же время наставления ВС США требуют, чтобы процессы ОБКВИ и защиты секретной информации были тесно увязаны между собой, а их меры скоординированы и синхронизированы. В результате будет обеспечиваться эффективная скрытность характерных аспектов повседневной и боевой деятельности в соответствии с обстановкой. Исследования также показывают, что планирование ОБКВИ является составной частью общего процесса планирования боевой (повседневной) деятельности и процесса планирования ИО. Процесс обеспечения безопасности (скрытности) является непрерывным, начинает реализовываться с самой начальной стадии планирования, отражает все изменения обстановки и мер защиты важной информации, охватывает все периоды повседневной деятельности, этапы и задачи операции (до операции, в ходе и после ее завершения). Бурное развитие в конце XX - начале XXI века перспективных информационных технологий повлекло за собой дальнейшее совершенствование стратегии, средств и способов обеспечения скрытности деятельности ВС и важной несекретной критичной "чувствительной" информации в целях обеспечения национальной и военной безопасности не только в Соединенных Штатах, но и в других развитых государствах. Примером тому служит директива по обеспечению безопасности деятельности министра торговли США от 20 июля 2008 года, где говорится, что обеспечение безопасности деятельности - это "процесс, реализуемый сотрудниками (специалистами) торговых учреждений Соединенных Штатов с целью выявления, обеспечения контроля и защиты деятельности, которая проявляется в ходе функционирования учреждения и раскрывает важные несекретные аспекты планирования и осуществления наиболее "чувствительной" деятельности министерства или выполнения функциональных обязанностей личным составом учреждения, охватывая их административную, оперативную и торговую деятельность, в том числе и в интересах обеспечения национальной безопасности США". Анализ деятельности государственных и военных органов США и НАТО, а также содержание издаваемых ими официальных документов, взглядов военных и гражданских экспертов ведущих зарубежных государств позволяют сделать вывод о существенных различиях в задачах по обеспечению скрытности секретной и несекретной критичной информации в интересах обеспечения национальной и военной безопасности. Хотя подробные детали стратегии НАТО по обеспечению ОБКВИ остаются засекреченными, известно, что одним из заслуживающих внимания шагов является выработка общей линии для всех стран-участниц в области обеспечения безопасности в информационной сфере, и в частности по киберзащите. Так, органами альянса было принято общее решение по ряду вопросов: - разработка доктрины и концепций обеспечения ОБКВИ для всех союзных государств; - организация и проведение учебных семинаров, курсов подготовки специалистов по обеспечению ОБКВИ и на прошедших учениях государств - членов НАТО; - разработка способов организации защиты информационных и компьютерных сетей и проведение исследований в этой области; - изучение прошлых и проводимых сейчас атак информационной инфраструктуры для извлечения из них уроков с целью разработки новых мер защиты информационной сферы и всестороннего обеспечения национальной безопасности; - проведение (по мере необходимости и по просьбам союзников) специальных совещаний в ходе анализа атак на информационные инфраструктуры. Таким образом, цель сил ОБКВИ-создание и удержание информационного превосходства над противником. В связи с этим задачи ОБКВИ в интересах обеспечения эффективности военной безопасности состоят в снижении до допустимого уровня уязвимости повседневной и боевой деятельности ВС США в мирное и военное время, а также возможностей разведки противника по добыванию и использованию важной информации об американских ВС. Особой специфической задачей обеспечения скрытности (безопасности) является проведение дополнительных мероприятий по военной дезинформации и необходимых психологических операций с целью скрытия и повышения эффективности их осуществления. Не менее важные задачи, определенные концепциями ОБКВИ, - это скрытие мероприятий и повышение эффективности применения сил радиоэлектронной войны и операций в компьютерных сетях. В ноябре 2008 года МО США ввело в действие новый устав по ОБКВИ, который уточнил стратегию, принципы и порядок организации этого процесса, а также ответственность должностных лиц за реализацию программ ОБКВИ*. Характерными чертами процесса обеспечения безопасности (скрытности) действий (деятельности) ВС США являются: с одной стороны, последовательное определение важной "чувствительной" информации, проявляющейся в индикаторах ОБКВИ и уязвимости деятельности ВС, а с другой - это выработка и реализация методологии ОБКВИ с целью лишения возможности противника добывать важную информацию. Этот процесс реализуется в трех сферах: информационной - анализируется и классифицируется важная информация, моделируется и проводится ее сравнительная оценка; когнитивной - личный состав проводит анализ важной информации, утверждается ее перечень, производится выбор оптимальных мер ОБКВИ и принимается решение об их реализации и корректировке в соответствии с обстановкой и эффективностью решения задач; в физической - задействуются средства разведывательного обеспечения, осуществляется деятельность вооруженных сил и реализуются ресурсы мер или контрмер защиты информации. * DOD 5205.02 - М. "Operation Security Program Manual", 03.11. 2008 г. Зарубежное военное обозрение, 2012, №10, с. 21-31 Смотрите также | |||||||||
| |||||||||
Просмотров: 17438 | | |
Всего комментариев: 0 | |