Почему о танке «Ятаган» вспомнили спустя почти 20 лет

37
Почему о танке «Ятаган»  вспомнили спустя почти 20 лет


На Украине новый повод гордиться своими достижениями, «Укроборонпром» заявил о создании танка Т-84-120 «Ятаган», который должен быть показан на параде в Киеве 24 августа. Представители ведомства заявили, что танк «Ятаган» является «эффективным решением по интеграции стандартов НАТО с украинской бронетехникой», а также «использование натовской танковой пушки значительно расширяет номенклатуру боеприпасов, которые могут использоваться Т-84-120, поскольку это будут… и боеприпасы производства стран-членов НАТО».

Новый танк рекламируется не только как новое достижение украинского оборонпрома, а и стремление и готовность Украины интегрироваться в блок НАТО. К тому же это приурочено к разворачивающейся на Украине президентской предвыборной кампанией и стремлению Порошенко показать свою значимость как лидера укронации.

Относительно этого танка первое, что бросается в глаза, это экзотическое название «Ятаган». Согласно википедии, ятаган – это клинок с двойным изгибом, известный как специфическое оружие турецких янычар. Встает естественный вопрос, причем здесь турецкие янычары и украинский оборонпром?

Оказывается, украинский танк носит турецкое имя неспроста. Если вспомнить давнюю уже историю, то окажется, что танк «Ятаган» это не новая украинская разработка и никакого отношения она не имеет к интеграции Украины в НАТО. Разработка и изготовление единственного образца этого танка было осуществлено, страшно подумать, в далеком 1999 году.

Об этом танке молчали почти двадцать лет и вдруг неожиданно вспомнили, с чем это связано? Нетрудно выяснить, что танк «Ятаган» разрабатывался не с целью интеграции Украины в НАТО, а весьма в меркантильных целях, заработать побольше денег. Начнем с того, что это никакой не новый танк, а последний советский танк Т-80УД, производившийся в Харькове и принятый на вооружение в 1986 году. На Украине его быстро переименовали в Т-84 и начали искать за рубежом для него покупателя.

Такой нашелся в лице Пакистана, в 1996-1998 годах был успешно выполнен контракт на поставку в Пакистан 320 танков Т-80УД. Как говорится, аппетит приходит во время еды, и Украина решила поучаствовать еще в одном тендере на поставку танков в Турцию.

В этом тендере были совершенно другие условия, поскольку Турция является страной НАТО, танк должен был отвечать НАТОвским стандартам. Согласно этих стандартов танковая пушка должна быть калибра 120 мм и использовать боеприпасы производства стран-членов НАТО.

Для участия в тендере взяли серийный танк Т-80УД, в башне пушку заменили на новую 120 мм, выбросили серийный автомат заряжания и к корме башни пристроили длинный короб, куда разместили новый автомат заряжания для унитарных НАТОвских боеприпасов. Учитывая, что на Украине такой собственной пушки не было, у швейцарской фирмы Swiss Ordnace Enterprice Corp купили 120 мм ствол и на базе казенной части советской 125 мм пушки разработали и изготовили один образец теперь уже «украинской» пушки.

Для пущей важности танку дали турецкое имя «Ятаган» и выставили его на тендер. Но Турция не Пакистан, она член НАТО и допускать конкурентов на этот рынок никто не собирался. В итоге турецкий тендер выиграл немецкий «Леопард» и танк «Ятаган» оказался никому не нужен.

Проект этого танка вряд ли когда будет серьезно востребован, поскольку он создавался в спешке при подготовке к тендеру и принятые технические решения, например, по автомату заряжания, желают лучшего.

Учитывая, что в советских танках никогда не было автоматов заряжания под унитарный боеприпас, пришлось делать очень длинный короб на корме башни для его размещения. Танков с такой «удлиненной» башней, по-моему, еще не было. Танк стреляет не только «по курсу», но и под любым другим ракурсом. В этом случае будет вынос кормы башни метра на полтора за габарит корпуса и любой столб или дерево будет серьезным препятствием для этого танка. Поэтому все эти годы о нем никто и не вспоминал. На приведенных фотографиях 1999 и 2018 годов хорошо видно, что это один и тот же танк.




Танк "Ятаган" 1999 год

Вот такая интересная история появления «украинского» танка «Ятаган». Оказывается, он не имеет никакого отношения к интеграции Украины в НАТО и о его существовании все уже практически забыли, если бы, по всей видимости, не напомнили «спасителю укронации» Порошенко. Он решил в этом году устроить грандиозный парад военной техники в Киеве и сейчас туда стягивается все, что хотя бы может двигаться. Стреляет оно или нет, никого не интересует.

Так, спустя почти 20 лет вспомнили о давно забытом проекте «Ятаган» и решили выдать его за новую украинскую разработку танка, интегрированного под стандарты НАТО. Этим действом, несмотря на комизм ситуации, решили еще раз подчеркнуть, как Украину ждут в блоке НАТО, который давно уже заявил о невозможности интегрировать ее в свои ряды.

Танк «Ятаган» разыскали, по всей видимости, он хранился под открытым небом на полигоне ХКБМ, других площадок там нет. Прямо из поля, наверное без проведения регламентных работ, он сразу же был доставлен в Киев и его начали готовить к параду. Дальше произошел известный казус, на репетиции парада танк заглох в центре Киева, как рассказывали очевидцы он «долго дымил», в итоге приехал эвакуатор и увез его в неизвестном направлении.

Своими действиями украинское руководство еще раз продемонстрировало смехотворность своих стремлений выглядеть мощной державой, производящей современную бронетехнику. Убогость и позор с демонстрацией «старого-нового» танка «Ятаган», который наверное на параде теперь и не покажут, вряд ли остановит киевские власти от очередных демонстраций мифических достижений украинского оборонпрома.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    27 августа 2018 06:09
    Украина осваивает новый вид танкостроения танки от кутюр, в единственном экземпляре на живую нитку ,к длительной эксплуатации негодно но на показе ездит.
    1. +1
      27 августа 2018 06:37
      Надо было хоть какую-то перемогу родить вот они и выкатили то что было.
      Про мобильный фанерный комплекс "Грiм" я вообще молчу.
    2. +3
      27 августа 2018 09:31
      Украина скоро сможет производить только луки,копья и скакалки.Кстати,вчера была новость о том что Пакистан хочет заключить с Россией контракт на модернизацию Т-80уд.
    3. 0
      20 ноября 2018 15:49
      Вот шуты гороховые. Какой в ссср там первый серийный танк был? Выслать им чертежи пусть хотя бы его попробуют воспроизвести а мы посмотрим. Ну или броневик на котором Ленин выступал.
  2. +1
    27 августа 2018 06:33
    Отличная новость! Деиндустриализация Скакуасии идет полным ходом, и кастрюльки уже не могут делать новые танки. Донбасс может вздохнуть с облегчением, ну а кастрюлек мы поздравляем от всей души! Скачите дальше за бендеру, и лет через десять вы будете только свиней пасти, да плясать гопак перед туристами, как сейчас пляшут свои национальные танцы негры в Африке перед туристами.
    1. 0
      27 августа 2018 11:37
      Эх, если бы только плясать! Ну а что? Нормальное занятие. Заспевают тоже дюже харно! Вот сплясали, спели и ..... в койку! Как говорят - все включено!
    2. 0
      16 ноября 2018 16:18
      Вы бы сами сначала прекратили скачки.Чем Ваши выражения отличаются от завсегдатаев какого нибудь Цензорнет? Смотреть противно.
  3. +6
    27 августа 2018 06:41
    Убогость и позор с демонстрацией «старого-нового» танка «Ятаган», который наверное на параде теперь и не покажут,
    А в чем проблема то? Он же там не стрелять, а просто проехать должен был. Двигатель заменили, что к слову проще и быстрей, чем двигатель на нашем Т-72 и вперед...
    1. -1
      27 августа 2018 06:45
      Цитата: svp67
      А в чем проблема то? Он же там не стрелять, а просто проехать должен был. Двигатель заменили, что к слову проще и быстрей,

      В смысле заменили? Это когда он, по дороге на репетицию, сломался и два часа стоял солярку вхолостую жёг?
      1. +6
        27 августа 2018 06:50
        Цитата: Серый брат
        В смысле заменили?

        А проблема то в чем? Ходовая, трансмиссия, двигатель меняется на этих танках довольно быстро... Вот где проявился гений Морозова, заложивший этот принцип еще в Т-64
    2. 0
      27 августа 2018 11:30
      Убогость, так сказать, в целевом подходе. Конечно для местных индейцев подход пойдет, но как то слабенько все слабенько. По всей видимости, сами украинские правители считают укронаселение не совсем разумным. А зачем для такого "народа" дорогие зрелища? Правильно, незачем, танчик показали, сказали что москали в ужасе, весьмирсними и неистовствует от восторга и нормально, прокатит. Опять же недорого! Ну как тут опять Лаврова не вспомнить.
  4. 0
    27 августа 2018 06:53
    Цитата: svp67
    Ходовая, трансмиссия, двигатель меняется на этих танках довольно быстро...

    Да ничего они там не меняли. Иначе он не сломался бы.
    1. +3
      27 августа 2018 07:13
      Цитата: Серый брат
      Да ничего они там не меняли. Иначе он не сломался бы.

      А как же после этого на параде проехал, если они "ничего там не меняли" из вышедшего из строя? Расскажите
      1. 0
        27 августа 2018 08:25
        Цитата: svp67
        А как же после этого на параде проехал, если они "ничего там не меняли" из вышедшего из строя?

        На честном слове. Я тащем-то имел ввиду что взяли танк с хранения кое-как подготовили и попёрли МОЩЬ казать, хотя могли бы и новый движок с трансмиссией воткнуть на всякий случай, во избежание, так сказать - хотя бы временно (всё ж легко меняется, даже быстрее чем на Т-72))).
        А что там после поломки, меняли или не меняли, я не в курсе.
        1. 0
          27 августа 2018 19:12
          Цитата: Серый брат
          имел ввиду что взяли танк с хранения кое-как подготовили и попёрли МОЩЬ казать

          Ну есть такое...ну надо же хоть что то показать, что бы "нация была удовлетворена" и не задавала вопросы, а куда это наши гроши уходят...?
  5. 0
    27 августа 2018 09:05
    Убогость и позор с демонстрацией «старого-нового» танка «Ятаган», который наверное на параде теперь и не покажут, вряд ли остановит киевские власти от очередных демонстраций мифических достижений украинского оборонпрома.

    розаблачение века.
    Типичная статья, без какой либо оценки, главное эффект пропаганды. Если одни использовали Ятаган для увеличения, автор для принижения.
    Дальше произошел известный казус, на репетиции парада танк заглох в центре Киева, как рассказывали очевидцы он «долго дымил», в итоге приехал эвакуатор и увез его в неизвестном направлении.

    автор дальше репетиции не смотрел. А на параде -"уехавший в неизвестном направлении" ехал во главе колоны.
    Ятаган создавался для турецкого тендера, когда еще не было стремления Украины под стандарты НАТО. Теперь это стремление и возможность есть. А главное пиар компания. Танк туда вписывается. И главное что он уже есть.
    Ведь главное тчо забыл автор-это то что Украина перестала быть внеблоковой! И стала активно быть "натовской".
    А поржать над техникой с поломками во время парада.. та да..корова соседа..
    Нет там статьи про Т34? Можно тоже поржать как не могут россияне справиться с техникой полувековой давности...
    Но ведь нет такой статьи! А Про Ятаган есть...и не одна.Но это ж Украина...над ней можно. Только над собой нельзя.
    1. +4
      27 августа 2018 09:37
      Цитата: Антарес
      Ятаган создавался для турецкого тендера, когда еще не было стремления Украины под стандарты НАТО. Теперь это стремление и возможность есть. А главное пиар компания. Танк туда вписывается. И главное что он уже есть.
      Ведь главное тчо забыл автор-это то что Украина перестала быть внеблоковой! И стала активно быть "натовской".

      Ну барабан вам на шею, флаг в руки и паровоз навстречу, небратья! Вот только даже если вы станете членом НАТО, то согласно статье 5 Устава НАТО, вам не обязаны помогать. Да, на словах конечно, будут вас поддерживать, как поддерживали поляков в сентябре 1939 г, но найдут кучу отговорок, так же как например, Британия и США, находили кучу отговорок не открывать Второй фронт для помощи СССР, хотя еще 26 мая 1942 г Британия и СССР заключили союзный договор, где Британия тоже обязывалась помогать СССР. Вот сравните текст статьи 5 Устава НАТО:
      окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

      и текст союзного договора между СССР и Британией:
      Статья 1. В силу Союза, установленного между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенным Королевством, Высокие Договаривающиеся Стороны взаимно обязуются оказывать друг другу военную и другую помощь и поддержку всякого рода в войне против Германии и всех тех государств, которые связаны с ней в актах агрессии в Европе.

      Я вот в упор никакой принципиальной разницы не вижу. В 5 Уставе даже применение военной силы прямо прописано необязательным. В нормальном договоре должны быть указаны конкретные действия сторон и конкретные даты подготовки к этим действиям. А в этих договорах все размыто и нет никакой конкретики, что и позволяло англичанам тянуть с боевыми действиями против Германии осенью 1939 г, и с открытием Второго фронта аж целых 2 года! Вы такие тупые кастрюли, что даже этого понять не можете. Вы слишком тупы, чтобы учить историю и делать выводы и прогнозы на основании этих выводов. Поэтому вы и наступаете постоянно на одни и те же грабли, и являетесь самыми бедными в Европе, уступая даже Нигерии по уровню доходов.
    2. 0
      27 августа 2018 10:54
      Цитата: Антарес
      Но ведь нет такой статьи! А Про Ятаган есть...и не одна.Но это ж Украина...над ней можно. Только над собой нельзя.

      Дело даже не в поржать, мне вот не нравится аналитка целенаправленно направленная на конкретную цель, это уже не на ВО надо печатать. Танк изначально не мог быть плохим ибо готовился на тендер, возможно в серии и упало бы качество, в чем я не сомневаюсь... Однако автору надо было хотя бы про сам тендер почитать а не писать домыслы
      В итоге турецкий тендер выиграл немецкий «Леопард» и танк «Ятаган» оказался никому не нужен.
      Тендер вообще то был отменен и "Ятаган" там не плохо себя и показал, А тендер был отменен в связи с отсутствием финансирования и выход турки нашли в покупке БУ "Леопард"ов с некоторой доработкой... Заглох, танк , ну и что ? Двигатель 6ТД2 не плохо отработан, но сложный и капризный слегка... Причина в плохой подготовке обслуживающих его людей, не более... Так , что согласен с Антарес (Антарес) , охаять , да еще внеся в оценку техники личное мнение проще простого, но на сайте ВО в разделе "вооружение" не смотрится...
    3. +5
      27 августа 2018 11:06
      То что танк есть, так причем тут современные украинцы? Было время, смогли сделать, вон даже до МЗ с унитарными выстрелами додумались. Впечатляет. Ну и закономерный итог на сегодня, украина практически уже не может делать танки, как и самолеты, корабли и др. технику. И это очень хорошо и это очень правильно! Поэтому будем надеяться, что еще немного времени и украина станет "великой аграрной державой", со всеми вытекающими. Над украиной уже не ржем, ухмыльнуться можно, сожаления ушли. Брезгливость осталась. Свой путь украина выбрала и туда ей и дорога!
    4. +3
      27 августа 2018 17:14
      Есть и новость о Т-34 на параде в Курске.

      Над соседями неправильно смеяться, лучше над собой.
      Просто очень часто история стран превращается в историю в анекдотах.

      А так - каждый же своё в статье видит.
    5. +3
      27 августа 2018 17:39
      Совершенно с Вами согласен Антарес. Статья для ура патриотов повелеваться ядом, надо же диванным войскам где-то свой патриотизм излить.
      1. -3
        28 августа 2018 23:39
        Цитата: margo2000
        Совершенно с Вами согласен Антарес. Статья для ура патриотов повелеваться ядом, надо же диванным войскам где-то свой патриотизм излить.

        более убогую статейку поискать ещё...
    6. +1
      27 августа 2018 20:30
      А поржать над техникой с поломками во время парада.. та да..корова соседа..
      Нет там статьи про Т34? Можно тоже поржать как не могут россияне справиться с техникой полувековой давности...
      конечно можно поржать над техникой семидясителетней давности, только в отличие от Вашего корыта - ей 70 лет и она НЕ ЗАГЛОХЛА.

      И главное что он уже есть.
      - и МРИЯ есть, и АЭС есть - только больше ничего нового ни создать, ни построить Вы не в состоянии. Когда собирали первый ятаган - сколько было лет тем инженерам +- 50, а сейчас уже +- 70. Половина выпускников не может справиться с задачкой по математике за 8 класс. Мастерите АЗОВец и то хорошо, а то и его сделать не сможете.

      И стала активно быть "натовской".
      - да плевать, внешнее управление и Супрун доведут Ваш контингент миллионов до 10 населения, а там глядишь Монсанта и ядерный могильник и остальных доведут до ручки.
      1. 0
        20 ноября 2018 15:58
        А вот тут можно поспорить. У них там внешнее управление и супрун работают над контингентом а у нас наше правительство сами знаете во главе с кем. Ну и где лучше или лучше. Про ухудшение демографии в России все в открытых источниках есть если что.
        1. 0
          20 ноября 2018 16:09
          А где штраф или еще чего - нибудь.
  6. 0
    27 августа 2018 09:18
    Судя по комментариям-запас "шапок" у "потреотовЪ" просто неисчерпаемый... ну-ну. Мне вот, интересно и забавно читать, из года в год, "восторженно-ехидные" статьи и комментарии о том, как Украина "скоро" "замерзнет", "помрет с голоду", "обанкротится", "вся переедет в Россию и в ЕС" и прочее и прочее.... "Пишите есчо-моя будет это читать и радоватца." laughing
    1. +2
      27 августа 2018 11:16
      А у вас шапки нема? Или вы не патриот? Самое интересное, что за это время с украиной все так и было - и мерзла, и дохла, и банкротилась (и не один раз) и переезжает до сих пор (и не только в Россию) и прочее и прочее. И все так и будет с этой т.н. украиной длиться до полного ее конца как "субъекта международного права". Что неизбежно. Как вам не стыдно смеяться над "братьями", вы действительно такой злой человек?
  7. BAI
    0
    27 августа 2018 10:23
    Да, башню удлинили - дальше некуда. Вполне можно рубку самоходки делать и назвать все - самоходное орудие.
    1. -2
      27 августа 2018 11:17
      А Т-64 покрасить в песчаный камо и назвать Абрямс. Почему нет?
    2. +4
      27 августа 2018 19:17
      Цитата: BAI
      Да, башню удлинили

      На Черном орле и на проектах по модернизации Т-55 от Омска, и на Т-90М и на Бурлаке/Прорыве башня тоже имела короб с б/к. В этом нет ничего принципиально плохого (если делать все как надо), тем более что машина первоначально все же шла на тендер и имела неплохие шансы на победу (тут и французская электроника, и швейцарский ствол, и бельгийские пулеметы, и советские движки + качество - смешали все что было из хорошего и доступного). Другое дело, что дальше 1-2 экземпляров дело не пошло. Нет ни серии, ни испытаний и не будет закупок этой машины.
  8. +1
    27 августа 2018 19:07
    Каждый день статья про парад. Явно парад удался. И сайтовские "укрописатели" получили новый заряд вдохновения и возможность подмолотить монет.
    Читая Апухтина понимаешь, что года являются богатством только в песне Кикабидзе.
    1. -1
      28 августа 2018 03:18
      Это все версии? Бедно. Примитивно. По-украински. А парад наверное удался. Если бы еще и парад не удался..... А так хоть местные балбесы рады и для всякой порошенки повод бухнуть.
  9. +4
    27 августа 2018 21:29
    Если отбросить урапатриотическое шапкозакидательство и рассмотреть танк с инженерной точки зрения, то лично я пророчу ему большое будущее. Во первых, данная можернизация направленна не вперед, в тупик, а в сторону, где есть шанс открыть новые возможности. Развитая кормовая ниша не есть недостатком по определению. Вынесенный боекомплект это безопасность экипажа и освободившееся пространство. Указывается наличие механизированной боеукладки. К сожалению, не смог выяснить, как она выглядит, но списавшись с сослуживцем в Харькове, выяснил другой момент - появилась возможность сообщения башнеров с механиком. Кто не в курсе, на т 72 она затруднена, на т 64, практически невозможна. Теперь же в случае ранения экипажа, танкисты могут помочь друг другу. Если не ошибаюсь, трансмиссия танка тоже усовершенствована и позволяет двигаться задним ходом так же, как и передним, возможен разворот на месте, когда одна гусеница движется вперед, другая назад. В общем, автор не соизволил выучить мат часть, а предался слухам и личным впечатлениям.
    1. +1
      31 августа 2018 15:51
      Ответ "Вождью краснокожих"
      Данный танк не соотвествует отечественным нормам по защите объектов БТТ, но это еще союзным, а последним союзным так и близко не стоит.
      МЗ ленточного типа в замане башни да прост на 22 выстрела, но в тоже время остальные 18 лежат на днище танка под экипажем... и достать их и зарядить в МЗ это еще та радость, так что экипаж и вроде бы изолирован от снарядов, но сидит на них. Перелаз есть, но такой же как и на Т-72.
      А вот для обслуживания отсека МТО... это настоящая радость.. по расстыковке замана и его подъема для открытия крыши... а смена двигателя это еще большая радость.
      Это тупик развития танков.. и соотвествует концепции конца 80-х готдов прошлого века... аналог танка Леклерк. В современных условиях.. это уже мишень.. большая и удобная.
      1. 0
        10 мая 2019 01:38
        Дайте угадаю ,наверное, карусельный аз как на т72 это верх совершенства(
  10. 0
    28 августа 2018 18:09
    Ну они же старались, краски вот новой не пожалели.Злые вы, уйдут они от вас! И, надеюсь, подальше.
  11. 0
    10 октября 2018 09:24
    А у нас о Черном Орле (?) уже забыли... а так хвастались лет 10 назад