Тяжелая бронетехника. Реальность и ожидания. Часть 1

42
Тяжелая бронетехника. Реальность и ожидания. Часть 1

Бронированные машины бывают разных форм и размеров, они выполняют множество разных задач. В цикле статей будут рассмотрены две категории: боевые бронированные машины, ведущие только огонь прямой наводкой, и машины, служащие также для доставки пехоты на поле боя.

Термин «бронированные машины» является достаточно широким. Он может охватывать как машины, которые просто имеют броню для защиты сидящих внутри людей, так и комплексные боевые системы, которые могут быть такими же сложными как истребитель или боевой корабль. В настоящее время прослеживается всё больше параллелей между боевыми системами, используемыми на земле, на воде и в воздухе.



Этот большое количество разнообразных «бронированных» машин делает любую дискуссию нелегким делом. Сама попытка классифицировать их, по своей сути, довольно сложна. Использование терминов «легкий», «средний» и «тяжелый» было когда-то логичным. Это указывало на массу системы, которая в свою очередь была тесно связана с уровнем защиты, поскольку защита в основном являлась прямым следствием количества и толщины брони. Чем больше брони, тем лучше защита и тем больше масса машины.

Подобная же корреляция возникала также между массой и вооружением, поскольку масса более тяжелой машины, как правило, определяла установку пушки более крупного калибра. Таким образом, более легкие машины чаще всего были вооружены пушками меньшего калибра, тогда как тяжелые машины - более крупными дальнобойными пушками. Впрочем, прогресс в технологиях размыл эти различия и сделал категории «легкая», «средняя» и «тяжелая» по большей части бессмысленными.

Даже терминология, используемая для описания качеств бронированных машин, требует изменения, поскольку должна точно отражать специфические характеристики и то, как они получены. Например, «защиту» было бы более правильным рассматривать внутри понятия «живучесть». Оно дает возможность лучше описать набор факторов, которые в комплексе содействуют безопасности экипажа и позволяют продолжить выполнение задачи. Аналогичным образом изменилось наше понимание «мобильности». Когда-то считалось, что гусеничная ходовая часть является необходимым условием для установки тяжелого вооружения и обеспечивает самую высокую внедорожную проходимость, но при ограничении скорости. Однако сегодня основные боевые танки (ОБТ) массой 70 тонн запросто могут разогнаться до 70 км/ч, в то время как некоторые колесные боевые системы имеют такое же вооружение, что и основные боевые танки.


Разделение бронированных машин по выполняемым задачам имеет больший смысл и значение. Впрочем, даже здесь дифференциация может быть комплексной - частично как результат технологических изменений. Пушки более крупного калибра в настоящее время могут устанавливаться на машины меньшей массы, например. Во многих случаях это новое вооружение в рамках программ модернизации может устанавливаться даже на существующие машины. Подобным же образом прогресс в области движительных систем, включая легкие более компактные силовые блоки и высокоэффективную гидропневматическую подвеску, позволяет увеличивать полезную грузоподъемность машины без ухудшения подвижности, сиречь мобильности. Как следствие, это способствует повышению уровня защиты и могущества вооружения. Значительный прогресс в сенсорных технологиях, обработке данных, средствах связи (включая передачу данных) и автоматизации (включая дистанционную работу) также открывает новые возможности для разработчиков боевых машин.

Программы совершенствования и модернизации позволяют повысить возможности существующих машин при относительно скромных затратах, зачастую повышая гибкость их боевого применения. Подобная тенденция направлена на уменьшение различий между машинами, которые могли бы выполнять разные задачи. Растет понимание того, что развертывание универсальных платформ (там, где это уместно) дает преимущества касательно обслуживания, логистики и стоимости их жизненного цикла. Новые решения, подходы к проектированию, методы производства и технологии материально-технического обеспечения комбинируются с целью достижения «приспособленности одной платформы к выполнению нескольких задач».

В статье рассматриваются те бронированные машины, которые напрямую используются в боевых действиях. Это машины передовой линии, которые являются Schwerpunkt (нем. основной акцент, сущность, центр тяжести) танковой войны. Боевая эффективность этих систем по-прежнему основывается на триаде ключевых характеристик традиционных боевых бронированных машин (ББМ) - огневой мощи, подвижности и защите. Прогресс в средствах ситуационной осведомленности и оперативного управления все больше дополняет эти традиционные составляющие ББМ и способствует расширению и развитию многих программ повышения возможностей бронетехники.


В этой статье боевые машины в соответствии с основным назначением разделены на две категории. В первую категорию входят ББМ, основная задача которых - ведение огня; таким образом, их можно рассматривать как системы для ведения огня прямой наводкой. Эта категория включает основные боевые танки, самоходные противотанковые установки, легкие танки. самоходные артиллерийские установки и другие системы. Все эти мобильные платформы оптимизированы для ведения высокоточного огня прямой наводкой, имеют подготовленные экипажи, а их уровни защиты соответствуют определенному набору угроз.

Во вторую категорию входят боевые платформы, которые предназначены для доставки пехоты на поле боя, после чего та спешивается и ведет бой (зачастую под прикрытием своей машины). Нередко подобные машины могут иметь общие черты с платформами из первой группы, но при этом внутри них способно разместиться отделение пехоты.

Доля каждой составляющей триады ключевых характеристик может варьироваться, некоторые машины имеют такие же продвинутые системы управления огнем как ОБТ, но пушку меньшего калибра, другие же платформы имеют более слабое бронирование.

Включение систем огневого воздействия и машин для перевозки пехоты в одну статью имеет свой смысл. Обе категории машины зачастую работают в одних боевых порядках. Они способны поддерживать и дополнять друг друга, способствуя достижению успеха на поле боя.


M1A2 Abrams
Разработчик: General Dynamics Land Systems
Страна происхождения: Соединенные Штаты Америки
Вооружение: 120-мм гладкоствольная пушка М256

Оригинальный танк М1 с 105-мм нарезной пушкой М68 с длиной ствола 52 калибра был принят на вооружение в 1980 году. Вариант под обозначением М1А2 был выпущен в 1990 году. Как и предыдущий вариант М1А1 он вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой М256, разработанной немецкой компанией Rheinmetall AG для танка Leopard 2; кроме того, была интегрирована улучшенная система управления огнем (СУО) и реализованы другие доработки. Вариант А2 прошел ряд усовершенствований, получивших обозначение SEP (System Enhancement Package - комплекты для улучшения системы). Новейшим комплектом Abrams SEP является М1А2 SEPV3, первые серийные машины в варианте V3 были поставлены в октябре 2017 года. Проблемы с финансированием ограничили развертывание новых вариантов танка в американских вооруженных силах, как следствие, в войсках остается большое количество машин в варианте М1А2. Это означает, что хотя имеются варианты Abrams, способные соответствовать самым продвинутым потенциальным угрозам, этих машин может и не быть в подразделениях, у которых есть шанс столкнуться с этими угрозами. На первом показе нового варианта руководитель программы по боевым наземным машинам сказал, что «Abrams M1A2 SEPV3 - это большой шаг вперед в надежности, боевой устойчивости, защите и бортовом энергоснабжении, что делает Abrams и наши бронетанковые бригады актуальными на годы вперед. Даже в условиях финансовых ограничений, которые препятствуют созданию совершенно новых машин, Abrams M1A2 SEPV3 демонстрирует то, что мы до сих пор можем проводить существенные и востребованные с эксплуатационной точки зрения усовершенствования». Американская армия уже инициировала разработку конфигурации V4.



Leopard 2
Разработчик: Kraus-Maffei-Wegmann (KMW) Rheinmetall
Страна происхождения: Германия
Вооружение: 120-мм гладкоствольная Rheinmetall L/55

Leopard 2 - это один из самых распространенных ОБТ в мире. Принятый на вооружение в 80-х годах, он непрерывно модернизировался и улучшался в ответ на вызовы поля боя за счет внедрения новых технологий и инновационных решений. Широкому признанию танка в мире способствовали не только эти ключевые улучшения, но также активное продвижение модификаций и модернизаций, которые позволили «настроить» его возможности для разных эксплуатантов и географических регионов. Некоторые заказчики в последние годы не упустили для себя выгодную возможность приобрести танки Leopard из наличия армий стран НАТО. Было разработано и предложено множество вариантов модернизации танка Leopard 2, в том числе не только компанией Rheinmetall, но и промышленностью стран-заказчиков этих машин. Немецкий Бундесвер полностью оснащен танками стандарта Leopard 2A7V. Недавно он также решил начать реализацию программы «Улучшение боевых возможностей IV» (Kampfwertsleigerung IV, KWS IV). Это позволит немецкой армии обновить часть своего парка ОБТ до нового стандарта Leopard 2A8 в качестве промежуточного решения до завершения разработки нового танка (Main Ground Combat System или Leopard 3). Варианты Leopard 2 стоят на вооружении 18 стран, еще порядка шести стран проявили интерес к покупке новых или избыточных танков из разных источников.


Leсlerc
Разработчик: Nexter (ранее GIAT)
Страна происхождения: Франция
Вооружение: 120-мм гладкоствольная CN 120-26

Развернутый в 1991 году танк Leсlerc принес с собой много инновационных элементов, например, бортовую информационно-управляющую систему, которые в настоящее время встречаются чуть ли не в каждой боевой машине. Основная пушка длиной 52 калибра (в то время стандартом считались стволы длиной 44 калибра) обеспечивает более высокую начальную скорость и более настильную траекторию. В нем также установлен автомат заряжания и интегрированная система управления огнем, которая может поразить шесть целей за 60 секунд с точностью 95%. Спаренный пулемет имеет калибр 12,7 мм. Этот танк первым среди ОБТ был оснащен гидродинамической подвеской. Leсlerc в настоящее время проходит модернизацию, которая включает установку дистанционно управляемого модуля вооружения, дополнительное бронирование корпуса и башни, новые радиостанции и ИУС SCORPION. Пушка этого танка позволяет вести огонь программируемыми боеприпасами воздушного подрыва. Leсlerc также стоит на вооружении армии ОАЭ, которая задействовала его в боевых действиях в йеменском конфликте.


Challenger 2
Разработчик: Vickers Defence Systems (в настоящее время BAE Systems)
Страна происхождения: Великобритания
Вооружение: 120-мм нарезная L30A1

Британский ОБТ FV 4034 Challenger 2 является приемником Challenger 1, он был принят на вооружение в 1994 году. Танк стоит на вооружении Великобритании и Омана. Вдобавок к основной 120-мм нарезной пушке установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет с цепным приводом L94A1 (ЕХ-34); обе эти системы являются уникальными для ОБТ стран НАТО. Использование нарезного ствола для основной пушки не имеет аналогов среди современных ОБТ. Он был выбран в связи с тем, что британская армия делает акцент на применении бронебойно-фугасных снарядов со сминаемой головной частью HESH (High-Explosive Squash Head) наряду с бронебойными оперенными подкалиберными снарядами. Еще одна уникальная особенность состоит в том, что основное орудие ведет огонь снарядами и метательными зарядами, которые подаются в камору по отдельности. Защита обеспечивается броней Chobham второго поколения (известна под обозначением Dorchester) с динамической защитой и решетчатыми экранами, устанавливаемыми при необходимости. Стальное днище усилено броней в рамках проекта модернизации «Streetfighter».

В настоящее время британское министерство обороны реализует проект продления срока службы Life Extension Project. В конце 2016 года оно выдало контракты группе под руководством Rheinmetall Landsystems и группе, возглавляемой компанией BAE Systems, на предоставление решения для оценочного этапа. После принятия положительного решения победителю может быть выдан контракт на серийное производство. Предложения включают новые тепловизионный и командирский прицелы, модернизированную систему управления огнем, новые дисплеи, системы с открытой архитектурой, системы предупреждения об угрозе и ситуационной осведомленности. Министерство обороны заключило контракт с компанией QinetiQ на оценку систем активной защиты для танка Challenger в рамках своего проекта MEDUSA.


Т-90С
Разработчик: Уралвагонзавод
Страна происхождения: Россия
Вооружение: 125-мм гладкоствольная 2А46М

Танк Т-90 стоит на вооружении российской армии; его экспортная модификация Т-90С также широко присутствует в армиях других стран, включая Сирию и Индию. Например, индийские танки Т-90 «Bhishma» производятся по лицензии на заводе в штате Тамилнаду. Т-90 (оригинальное обозначение Т-72БУ) является дальнейшим развитием моделей Т-72Б и Т-80У, получивших значительные модернизации и усовершенствования. 125-мм пушка, стабилизированная по двум осям, ведет огонь традиционными снарядами и управляемыми ракетами. Выстрелы подаются из автомата заряжания карусельного типа. Ракета с дальностью действия 4000-5000 метров имеет систему наведения по лазерному лучу и кумулятивную боевую часть. Система управления огнем и дневные/ночные прицелы позволяют эффективно захватывать цели и идентифицировать их на дистанции до 1500 метров даже в условиях ограниченной видимости. Защита обеспечивается за счет комбинации традиционной брони и блоков динамической защиты, а также комплексом оптико-электронного подавления Штора-1/1М. В комплекс входят инфракрасный глушитель, датчики предупреждения о лазерном облучении и пусковые установки гранат постановки дымовой завесы.


Т-14 Армата
Разработчик: Уралвагонзавод
Страна происхождения: Россия
Вооружение: 125-мм гладкоствольная 2А82-1М

Танк Т-14 проекта «Армата» после первого показа в 2015 году вызвал переполох на Западе. Он включает ряд инновационных элементов, в том числе универсальную гусеничную платформу, необитаемую башню, бронированную капсулу экипажа, он оснащен усовершенствованной основной пушкой и дополнительными защитными подсистемами. Пушка может вести огонь боеприпасами и управляемыми ракетами новой разработки. Например, бронебойный подкалиберный снаряд «Вакуум-1» имеет сердечник из обедненного урана длиной 900 мм, который может пробить с расстояния 2000 метров 1000 мм катаной однородной брони. Основная пушка 2А82-1М также может вести огонь осколочно-шрапнельным снарядом с дистанционным подрывом на траектории «Тельник», кроме того, она совместима с управляемой ракетой 9М119М1 «Инвар-М» комплекса «Рефлекс-М», имеющей дальность 5000 метров. Защита экипажа усилена за счет размещения его по центру корпуса, а также комплекса активной защиты (КАЗ) «Афганит», одним из компонентов которого является РЛС миллиметрового диапазона для обнаружения и сопровождения целей. В состав танка Т-14 входят РЛС с активной фазированной антенной решеткой, мультиспектральные прицелы командира и оператора-наводчика, объединенные в сеть сенсоры, и система автоматического обнаружения целей. Разработчик танка заявляет, что его тепловизионные прицелы могут обнаружить цель на расстоянии 5000 метров, хотя стоит заметить, что предыдущие тепловизоры были французского происхождения.

Дальнейшая судьба танка Т-14, судя по сообщениям официальных лиц и других источников, довольно неопределенна и весьма вероятно, что количество серийных машин будет сокращено. Впрочем, в этом проекте использован ряд концепций, которые были реализованы на других боевых бронированных машинах.


Т-84 Оплот
Разработчик: Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. А.А. Морозова
Страна происхождения: Украина
Вооружение: 125-мм гладкоствольная КБА-3

Танк «Оплот» является плодом огромной работы, проделанной специалистами харьковского предприятия по совершенствованию ОБТ Т-80. Первым появился вариант Т-84У, у которого были добавлены бортовые экраны, динамическая защита «Контакт-С» на башню, вспомогательная силовая установка, тепловизионные прицелы, лазерный дальномер командира, система совмещения оси пушки с оптической осью прицела, а также навигационная система. Позднее последовал Т-84 «Оплот», а совсем недавно Т-84М или БМ. Этот вариант оснащен совершенно новой сварной башней (сохранившей пушку 125 мм) с автоматом заряжания в кормовой нише башни (вместо карусельного типа), организована изолированная боеукладка и установлена обновленная система управления огнем, включая поисково-ударный режим. Также установлены пассивная и активная броня и подсистема радиоэлектронного противодействия. Основной акцент был сделан на заключении экспортных контрактов, для чего был проведен ряд презентаций, которые были не очень успешны. В рамках контракта, заключенного с Таиландом, происходили постоянные задержки поставок танков, хотя недавно он всё-таки был выполнен.



Merkava
Разработчик: MANTAK
Страна происхождения: Israel
Вооружение: 120-мм гладкоствольная МС253 (М68)

Танк Merkava (иврит, колесница), разработанный с целью удовлетворения потребностей израильских вооруженных сил, был принят на вооружение в 1978 году. Установленный впереди двигатель позволяет использовать заднее отделение для перевозки боекомплекта, десанта или раненых. Новейший вариант Merkava IV включает множество новых технологий, включая модернизированную оптико-электронную систему управления огнем Knight Mark 4 с автоматическим сопровождением целей и улучшенными тепловизионными возможностями, а также расширенными возможностями борьбы с вертолетами. На танке был реализован ряд мер по снижению тепловой сигнатуры. Танк Merkava IV также отличается композитной броней местной разработки с дополнительной модульной защитой. Помимо спаренного и установленного на крыше 7,62-мм пулеметов танк также вооружен 12,7-мм пулеметом, установленным на маске основной пушки, кроме того, в комплекс вооружения танка входит легкий 60-мм миномет для постановки дымовой завесы. Merkava Mk4M оснащен КАЗ Trophy израильской разработки с системой предупреждения о лазерном и радиолокационном облучении, который способен перехватывать любой приближающийся снаряд/ракету и указывать на позицию, с которой предположительно был сделан выстрел. БИУС Tzayad может передавать эту информацию другим машинам с целью совершения маневра уклонения или обстрела цели.


К-2 Black Panther
Разработчик: Hyundai Rotem
Страна происхождения: Республика Корея
Вооружение: 120-мм гладкоствольная Rheinmetall L/55

Танк К-2 Black Panther был разработан в Южной Корее, его конструкция оптимизирована для действий в гористой местности этой страны. Танк поступил на вооружение ограниченной партией в 2014 году, причем на этих танках был установлен двигатель местного производства. Официально же К2 поступил на вооружение в 2016 году, только теперь на танки был установлен силовой блок, состоящий из производимых по лицензии двигателя MTU 883 и трансмиссии RENK. Существовали планы по производству второй партии танков К-2 с силовым блоком мощностью 1500 л.с. Doosan и автоматической трансмиссией местной же компании S&T Dynamics, но оказалось, что трансмиссия не соответствует требуемым стандартам надежности, что задержало дальнейшее производство до 2019 года. Танки второй партии будут иметь «гибридный» силовой блок, состоящий из местного двигателя и немецкой трансмиссии RENK. Танк К-2 также включает ряд уникальных элементов, в том числе боеприпас увеличенной дальности для поражения сверху KSTAM, отстреливаемый из основной пушки (120-мм пушка длиной 55 калибров базируется на пушке Rheinmetall L55), гидропневматическую подвеску, которая позволяет танку «приседать» при ведении огня, миллиметровую РЛС, соединенную с системой управления огнем, и специальную многослойную композитную и реактивную броню. Что не смогли разработать местные предприятия, было изготовлено по лицензии или получено методом обратного проектирования. Корея с большим желанием экспортирует свои оборонительные системы и, как следствие, подписала соглашение о сотрудничестве с компанией Otokar по использованию технологий танка К-2 при разработке турецкого ОБТ Altay.

Продолжение следует...
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 августа 2018 06:42
    Использование терминов «легкий», «средний» и «тяжелый» было когда-то логичным. Это указывало на массу системы, которая в свою очередь была тесно связана с уровнем защиты, поскольку защита в основном являлась прямым следствием количества и толщины брони.

    Не всегда и везде. Например в вермахте квалификация танков играла от калибра орудия. В Британии долго держались за понятия "крейсерский" и "пехотный" танки. Были и другие экзотичные способы градаци бронетехники. Такие как "ТДД" - танки дальнего действия или танк прорыва.
    Так что при внешней современной суметице и мешанине ОБТ он и в Африке ОБТ. Остальное: колесные танки, легкие танки и др. - это свита короля поля боя! Хотя дай бог мне память, танку на поле боя советские теоретики отводили 15 минут жизни до уничтожения.
    С уважением, Котище!
    1. -2
      27 августа 2018 07:45
      Цитата: Котище
      танку на поле боя советские теоретики отводили 15 минут жизни до уничтожения.

      Всегда поражала такая "характеристика". Главный вопрос: Зачем она нужна вообще? Ну и за ним следом: На каком поле боя,какого боя,какое подразделение его ведет,задача ,поставленная командиру? И так далее. Посему-это такое... Ниочем.
      1. +3
        27 августа 2018 12:05
        Как в свое время здесь на сайте писали - чтобы штабистам было проще рассчитывать наряд сил для проведения то или иной операции
    2. +1
      27 августа 2018 17:52
      Цитата: Котище
      Например в вермахте квалификация танков играла от калибра орудия.

      Да,было такое...По моему, Т-4 "благодаря" 75-мм орудию "ходил" в тяжёлых танках... what
    3. +4
      27 августа 2018 19:47
      Цитата: Котище
      Использование терминов «легкий», «средний» и «тяжелый» было когда-то логичным. Это указывало на массу системы, которая в свою очередь была тесно связана с уровнем защиты, поскольку защита в основном являлась прямым следствием количества и толщины брони.

      Не всегда и везде. Например в вермахте квалификация танков играла от калибра орудия. В Британии долго держались за понятия "крейсерский" и "пехотный" танки. Были и другие экзотичные способы градаци бронетехники. Такие как "ТДД" - танки дальнего действия или танк прорыва.
      Так что при внешней современной суметице и мешанине ОБТ он и в Африке ОБТ. Остальное: колесные танки, легкие танки и др. - это свита короля поля боя! Хотя дай бог мне память, танку на поле боя советские теоретики отводили 15 минут жизни до уничтожения.
      С уважением, Котище!

      Если танк не угрохан в р-не сосредоточения, на марше или при развёртывании, то проживёт много больше 15-ти минут. Сколько - зависит от работы разведки, авиации, артиллерии, пехоты и своего экипажа. "Всё просто, Ватсон"(с), это общевойсковой бой drinks
      1. 0
        17 октября 2018 15:39
        Цитата: Doliva63
        Если танк не угрохан в р-не сосредоточения, на марше или при развёртывании, то проживёт много больше 15-ти минут.
        Хоть бы поинтересовались, откуда "ноги" растут.
        Исходя из средних показателей времени жизни в бою - рассчитывается наряд сил и возможность проведения операции.
        А боевая единица может всю компанию пройти без царапин. Или погибнуть от первого же выстрела.
        А вот в среднем...
  2. +4
    27 августа 2018 07:36
    Автору. Армия Германии не имеет в своем составе полного парка А7. Из всех 286 машин на вооружении в 2017 году их было всего 20. Более того,при последней проверке их боеготовности не более 100 единиц признанны полностью боеготовыми. Около 90 частично,остальные сами понимаете. Точных цифр не помню но эти очень близко. Т-90 (оригинальное обозначение Т-72БУ) является дальнейшим развитием моделей Т-72Б и Т-80У, получивших значительные модернизации и усовершенствования-а это лучше переведите)))
  3. -2
    27 августа 2018 07:54
    Статья в очередной раз свидетельствует о процессе вымирания "мамонтов" под названием "танк". Ни о каком массовом производстве речи не идет и совсем скоро танки станут на столько редким явлением, что их можно будет увидеть лишь в музее.
    1. +5
      27 августа 2018 08:43
      Цитата: профессор
      Статья в очередной раз свидетельствует о процессе вымирания "мамонтов" под названием "танк". Ни о каком массовом производстве речи не идет и совсем скоро танки станут на столько редким явлением, что их можно будет увидеть лишь в музее.

      Олег, за что же вы так не любите танки и системы ПВО ?
      1. -1
        27 августа 2018 10:25
        Цитата: zyablik.olga
        Цитата: профессор
        Статья в очередной раз свидетельствует о процессе вымирания "мамонтов" под названием "танк". Ни о каком массовом производстве речи не идет и совсем скоро танки станут на столько редким явлением, что их можно будет увидеть лишь в музее.

        Олег, за что же вы так не любите танки и системы ПВО ?

        1. Перейдем на "ты"? love
        2. Танки я очень люблю. не прохожу мимо ни одного музея где они есть. Однако танки это атавизмы. они дорогие, уязвимые и не на столько смертоносные.
        3. Вот ПВО не люблю. это оружие слабых. Сильные нападают, а не обороняются. Я уже писал и повторю: Худшее, что произошло с Цахалем за последние 10 лет это принятие на вооружение ЖК. Не было бы ЖК то и не было бы уже Хамаса и соответственно ракетных обстрелов.

        Цитата: Every
        Да как Вам сказать. В разное время, различные виды вооружений считали вымирающими, но в дальнейшем они непременно возвращались.

        Линкоры например? wink Ну как вернется танк когда он стоит около $10 000 000 за штуку и уничтожается копеечным гранатометом? Какая экономика это потянет? Правильно. Никакая.

        Цитата: Every
        Тяжелая броневая техника никуда не денется, ее "просто" нужно адаптировать под новые условия ведения боев

        Она станет легкой, дешевой и безэкипажной. Тяжелыми останутся лишь БТР для доставки бойцов к полю боя.

        Цитата: raw174
        Не соглашусь

        Моя статья от 22 декабря 2011. "Танк умер, да здравствует танк" .
        https://topwar.ru/9529-tank-umer-da-zdravstvuet-tank.html

        Прошло почти 7 лет и написанное в статье все более становится актуальным. Поэтому меня очень удивляет когда урапатриоты размазывают сопли по щекам по поводу производства парадных танков Армата. Beдь абсолютно ясно, что за судьба его ждет и почему.
        1. +6
          27 августа 2018 10:37
          Цитата: профессор
          Перейдем на "ты"?

          С удовольствием smile
          Цитата: профессор
          Танки я очень люблю. не прохожу мимо ни одного музея где они есть. Однако танки это атавизмы. они дорогие, уязвимые и не на столько смертоносные.

          Но командование Армии обороны Израиля так не считает no Для столь небольшой страны как Ваша имеется очень солидный парк бронетехники, которая на сколько я понимаю играла очень важную роль во всех конфликтах в которых участвовал Израиль.
          Цитата: профессор
          Вот ПВО не люблю. это оружие слабых.

          Израиль получается тоже слаб? what Cерёжа (Bongo) как-то выкладывал карту размещения стационарных позиций ЗРК в Израиле. Большая плотность позиций только в Подмосковье.
          1. +2
            27 августа 2018 11:34
            Цитата: zyablik.olga
            Израиль получается тоже слаб?

            Кажется, тут нужно понимать специфику.
            В Израиле активна, и более чем, категория турбопатриотов, которые все проблемы стремятся решить атомной бомбой максимально брутально, причем среди русскоязычных таких больше, чем в среднем. Некоторое время назад с немалым удивлением читал статью израильского автора (на русском), что опреснительные сооружения - это очень плохо и неправильно (кажется, не нравилась низкая минерализация опресненной воды, и по этому поводу правительство Израиля обвинялось в геноциде еврейского народа), а правильно отжать какую-нибудь речку у какого-нибудь соседа (кажется, Иордании, а может и Сирии).
            Аналогично, ув.Профессор выступает с тех позиций, что ЖК - это плохо, а раздербанить Газу - хорошо, как будто мало горя было Израилю с Газой до 2011 года.
          2. 0
            27 августа 2018 12:30
            Цитата: zyablik.olga
            Но командование Армии обороны Израиля так не считает Для столь небольшой страны как Ваша имеется очень солидный парк бронетехники, которая на сколько я понимаю играла очень важную роль во всех конфликтах в которых участвовал Израиль.

            1. Как-то в споре с Лопатовым я выкладывал количество и наименование бронетанковых бригад 30 лет назад и сейчас. Догадываешься во сколько раз они сократились? Да и продолжают сокращаться. танки еще существуют потому что генералы продолжают мыслить по инерции. Но и молодая смена генералам на подходе. Ну не будет Меркава 5.

            Цитата: zyablik.olga
            Израиль получается тоже слаб? Cерёжа (Bongo) как-то выкладывал карту размещения стационарных позиций ЗРК в Израиле. Большая плотность позиций только в Подмосковье.

            Я об этом и писал. Ослаб Израиль. Обороняется, а не атакует. В 1970-х такого себе нельзя было представить. Нас обстреливают, а мы сидим дома, а не призваны по Цав 8.

            Цитата: Вишневая девятка
            Некоторое время назад с немалым удивлением читал статью израильского автора (на русском), что опреснительные сооружения - это очень плохо и неправильно (кажется, не нравилась низкая минерализация опресненной воды, и по этому поводу правительство Израиля обвинялось в геноциде еврейского народа), а правильно отжать какую-нибудь речку у какого-нибудь соседа (кажется, Иордании, а может и Сирии).

            Нечего отжимать у них. Иордании мы сами воду поставляем.

            Цитата: Вишневая девятка
            Аналогично, ув.Профессор выступает с тех позиций, что ЖК - это плохо, а раздербанить Газу - хорошо, как будто мало горя было Израилю с Газой до 2011 года.
            1. +3
              27 августа 2018 13:21
              Цитата: профессор
              В 1970-х такого себе нельзя было представить. Нас обстреливают, а мы сидим дома, а не призваны по Цав 8.

              Не помню кто, кажется, Моше Даян, сказал, что Израиль должен действовать не в стиле "конструктивного диалога", а как бешеный пес, чтобы к нему боялись лезть. Такое поведение имеет свои плюсы и минусы.
              Как Вы можете заметить, в 60-е - 70-е вас призывали не раз. Тем не менее - вас все еще обстреливают.

              Конечно, любое заявление по арабо-израильскому конфликту выглядит малоумным, тем не менее. На БВ тестировались 3 подхода к палестинцам:

              1. Дать им политические права. Ливан, 1975.
              2. Не давать им политические права. Иордания, 1970.
              3. Отгородить им кусок, пусть там делают что хотят. Израиль/ПА, наши дни.

              Что Вы, собственно говоря, предлагаете? Иорданию 1970, нет?
        2. +2
          27 августа 2018 12:23
          Цитата: профессор
          совсем скоро танки станут на столько редким явлением, что их можно будет увидеть лишь в музее.

          Кажется, в 2011-м Вы были в несколько более уравновешенном состоянии
          Танк не скоро полностью исчезнет, но никогда больше он не будет основным оружием для наземной войны.

          Вполне Вас понимаю, с 2011-го произошло много разных бед. Тем не менее.
          1. Американские сухопутные силы сейчас - 32, ЕМНИП, бригады, порядка 160 тыс. человек. С обозом и маркитанками - 450 тыс. человек. Танков - 10 ABCT, на круг 900 машин. То есть 1 машина на 500 человек. У старика Адди на лето 41-го насыщенность танками была вдвое меньше. У РККА побольше, но, как известно, были нюансы.
          В ABCT одна машина приходится на 50 человек. В советском мехкорпусе 41-го года, известного своей неадекватной ОШС, 1 машина приходилась на 35 человек, при том, что половина машин 41-го года - это всякая мелочь.
          2. В современных операциях малой интенсивности (в застройке) танк выполняет 2 функции а)доставляет средства поражения б) выполняет роль рейдбосса, агря на себя большую часть борцов за свободу. И если в первой роли его теснят NLOS средства (хотя стоят они...), то во второй роли замены пока не предвидится, как Вам уже написали.
          Цитата: профессор
          Beдь абсолютно ясно, что за судьба его ждет и почему.

          Абсолютно ясно, но с проблемами танка как вида это не связано.
        3. +1
          27 августа 2018 20:20
          Вот когда будешь сидеть в окопе и рядом будет вражеский танк, посмотрим кто из вас будет слаб. И даже у тебя будет РПГ, то не факт, что его успеешь применить и поразить, а если поразишь то вывести из строя. Так что твоих мамонтов которые вымрут, увидят твои внуки и правнуки.
          1. -1
            27 августа 2018 22:03
            Цитата: Usher
            Вот когда будешь сидеть в окопе и рядом будет вражеский танк, посмотрим кто из вас будет слаб. И даже у тебя будет РПГ, то не факт, что его успеешь применить и поразить, а если поразишь то вывести из строя. Так что твоих мамонтов которые вымрут, увидят твои внуки и правнуки.

            1. +2
              28 августа 2018 00:03
              А к чему Вы это выложили? К тому, что противотанковые средства так называются не случайно?
              Я правильно Вас понимаю, что Литой свинец и Нерушимую скалу нужно было проводить только авиацией, или как?
              1. 0
                28 августа 2018 12:11
                Я правильно Вас понимаю, что Литой свинец и Нерушимую скалу нужно было проводить только авиацией, или как?
                Еще наверное с помощью РСЗО, остатки обильно опыляя напалмом и БОВ. С них станется.
        4. 0
          28 августа 2018 22:39
          Однако танки это атавизмы. они дорогие, уязвимые и не на столько смертоносные.
          Ага...пока они не приехали в ваш двор или аул. Такие уязвимые и милые....Да и пехоте веселее идти под прикрытием.....
          Колесницы безусловно прогрессируют, но отказа не будет. Если только в сторону БМПТ ТЕРМИНАТОРА...
        5. 0
          17 октября 2018 15:43
          Цитата: профессор
          Поэтому меня очень удивляет когда урапатриоты размазывают сопли по щекам по поводу производства парадных танков Армата.
          Армата - не танк. Для Т-15 Вы же и сохраняете нишу tongue
          Ну и платформа для 152 мм маленькой быть не может.
    2. +5
      27 августа 2018 08:46
      Цитата: профессор
      Статья в очередной раз свидетельствует о процессе вымирания "мамонтов" под названием "танк". Ни о каком массовом производстве речи не идет и совсем скоро танки станут на столько редким явлением, что их можно будет увидеть лишь в музее.

      Да как Вам сказать. В разное время, различные виды вооружений считали вымирающими, но в дальнейшем они непременно возвращались.
      Хрущев, в свое время время, делал ставку на ракеты и начал сокращать другие виды вооружений. Как оказалось ошибочно.
      На первых реактивных истребителях убрали пушечное вооружение, считая, что теперь все решают ракеты, а пушки это прошлое. Война в Корее доказала обратное.
      Тяжелая броневая техника никуда не денется, ее "просто" нужно адаптировать под новые условия ведения боев.
      1. +2
        27 августа 2018 09:43
        Совершенно верно. Сейчас сложно представить столкновение больших масс танков, как встречный бой двух танковых дивизий. Во всяком случае в Европе, до 3 МВ. Более актуальны задачи контртерроризма и обеспечение прочих "полицейских" операций. А для этого мощь танка избыточна. Гораздо полезнее что-то типа БМП, возможно, с короткоствольной пушкой калибра 75-120 мм под фугаски, и отделение пехоты для зачистки.
        1. +2
          27 августа 2018 10:53
          Цитата: Звонарев
          Более актуальны задачи контртерроризма и обеспечение прочих "полицейских" операций

          Для кого актуальны? Для сухопутных войск?
          Для реальных контртеррористических действий и полицейских миссий существуют другие структуры и подразделения, а от переименования гражданской войны, где имеются активные действия противоборствующих сторон, с тяжелым вооружением, в КТО (АТО) суть общевойскового боя не меняется.
          1. -1
            27 августа 2018 11:04
            Цитата: Плохиш
            Для реальных контртеррористических действий и полицейских миссий существуют другие структуры и подразделения

            Ну так разные бывают контртеррористические операции, в Сирии например. Это как раз ближе к общевойсковому бою, но у противника нет или мало тяжелой техники.
            1. +2
              27 августа 2018 11:10
              Предлагаете изначально заточить армию под заведомо слабого противника?
              Цитата: Звонарев
              но у противника нет или мало тяжелой техники

              А благодаря чему и кому ее стало так мало?
        2. +6
          27 августа 2018 10:53
          "Сейчас сложно представить столкновение больших масс танков"////
          ----
          Все может случиться. Поэтому танки стараются делать универсального применения. И когда он в одиночку поддерживает взвод пехоты. И когда он в составе полка ввязывается во встречный бой с танками противника. И когда приходится входить в город - одна пехота без поддержки туда не полезет. Классический танк умрет только когда роботы-танкетки массово внедрятся в армии. Со всей непростой логистикой их управления, снабжения, ремонта.
          1. +1
            27 августа 2018 12:50
            Цитата: voyaka uh
            Классический танк умрет только когда роботы-танкетки массово внедрятся в армии.

            Где танкетки, там и танки - броня потолще, орудие помощнее.
          2. 0
            17 октября 2018 15:56
            Цитата: voyaka uh
            Классический танк умрет только когда роботы-танкетки массово внедрятся в армии.
            Классический танк умрёт только тогда, когда живые перестанут сталкиваться на поле боя с живыми. Не скоро.
        3. +2
          27 августа 2018 11:17
          Цитата: Звонарев
          Сейчас сложно представить столкновение больших масс танков, как встречный бой двух танковых дивизий

          Исламская республика Египет, 1000 Абрамсов на Синае.
          Цитата: Звонарев
          Гораздо полезнее что-то типа БМП, возможно, с короткоствольной пушкой калибра 75-120 мм под фугаски

          Короткоствольная пушка в стиле КВ-2 не имеет смысла. Есть варианты с танковой пушкой 105 мм (M1128 Mobile Gun System), 120 мм (B1 Centauro II) и Patria AMV с башней AMOS (двойной казнозарядный 120 мм миномет). Как раз последний вариант больше всего напоминает Вашу фугасницу. Но у него очень серьезные возможности по навесной стрельбе, автоматический миномет, как никак.
          Кроме того, есть варианты в калибрах 30-40 мм с дистанционным подрывом, что тоже достаточно серьезно, причем вариантов много.
          Отечественный производитель предлагает для БТР модули Бахча-У (100 мм) и АУ220М (57мм) но МО такое, НЯЗ, не приобретало.
        4. 0
          17 октября 2018 15:53
          Цитата: Звонарев
          Гораздо полезнее что-то типа БМП, возможно, с короткоствольной пушкой калибра 75-120 мм под фугаски
          Вообще-то, уже всё продумано: БМП-3 называется.
          Ваш вариант был в БМП-1. Не понравилось - чисто "фугаски" мало.
      2. 0
        28 августа 2018 07:52
        Цитата: Every
        считая, что теперь все решают ракеты, а пушки это прошлое. Война в Корее доказала обратное
        Что то с хронологией не в порядке, в Корее УР "В-В" еще не было. А вот первые модификации "Фантомов" и МиГ-21 оказались во Вьетнаме без пушечного вооружения.
    3. +2
      27 августа 2018 09:36
      Цитата: профессор
      Статья в очередной раз свидетельствует о процессе вымирания "мамонтов" под названием "танк". Ни о каком массовом производстве речи не идет и совсем скоро танки станут на столько редким явлением, что их можно будет увидеть лишь в музее.

      Не соглашусь. Роль танка меняется, это да, танк перестает быть САМЫМ весомым аргументом армии, теряют смысл крупные танковые формирования, таким "кулаком" сейчас тяжело ударить более-менее технологичного противника. Танк как мера поддержки наступающей пехоты, окопавшись он поддержит в обороне, это я считаю и станет его ролью в ближайших войнах. Поэтому они будут в амиях, но методика применения меняется, роль меняется и армады в тысячи машин не нужны становятся.
      1. 0
        27 августа 2018 11:17
        Танки перешли из разряда охотника в роль добычи, вне укрытий городской застройки долго не живут, а в городах тем более делать нечего.
        Технологии снижения заметности в ик и рл диапазоне лишь врменно отсрочат неизбежное.
        Как и куда сможет наступать пехота с таким обилием современных противопехотных средств поражения?
    4. 0
      27 августа 2018 11:07
      Своими глазами наблюдаем очередной виток истории.
      С появлением современных ПТРК тяжелая бронетехника теряет свою актуальность, как когда то тяжелая "рыцарская" кавалерия перестала играть ведущую роль с появлением огнестрелов.
    5. 0
      28 августа 2018 05:24
      В чём вы видите процесс вымирания этих монстров? В том что не появляются новые танки а активно модифицируются старые модели? Но это просто самый эффективный способ обновления в условиях отсутствия тотальной войны. Корпус из броневой стали останется корпусом из броневой стали это не автомобиль здесь ненадо ради конкурентов каждый год дизайн обновлять. А вот начинка этого корпуса меняется радикально. Каждый современный ОБТ имеет не менее 3-5 модификаций
  4. +1
    27 августа 2018 09:45
    "Развернутый в 1991 году танк Leсlerc принес с собой много инновационных элементов"
    Его из фантика развернули?!
  5. +3
    27 августа 2018 12:04
    Вот странно - записать САУ в бьющие прямой наводкой. Последний раз так воевали СУ-штурмовые и противотанковые орудия времен ВМВ и рядом расположенных (во времени) конфликтах. Теперь в "нормальной" войне САУ наоборот, прячут от непосредственного соприкосновения с противником. Может, в классификации добавить еще пару отделов?
  6. +2
    27 августа 2018 18:06
    Подумаешь...Абрамс...Леклерк....Вот выставить бы на ВТВ такую монстрятину...всем леклеркам-железный капут !
  7. 0
    30 августа 2018 16:11
    не из фантика, а поставили в войска. всем понятно, но одному надо докопаться. нормальная статья
  8. 0
    31 августа 2018 16:56
    "Немецкий Бундесвер полностью оснащен танками стандарта Leopard 2A7V"
    Что?
  9. 0
    2 октября 2018 16:04
    Немецкий Бундесвер полностью оснащен танками стандарта Leopard 2A7V.



    Модернизация ранее построенных Леопардов в вариант Leopard 2A7V планируют НАЧАТЬ ТОЛЬКО в 2019 году. При этом в 2019 году будут модернизированы 104 танка, а завершат модернизацию 320 танков в 2030 году.


    Ab 2019 werden der Bundeswehr 104 Kampfpanzer (KPz) Leopard 2 in der neuen Version A7V zulaufen.

    Mit Abschluss des Projektes 2023 stehen dem Heer dann 320 KPz Leopard 2 zur Verfügung. Der Vertrag mit einem Finanzvolumen von ca. 760 Millionen Euro wurde am 5. Mai 2017 unterzeichnet.