Иранские военные технологии: модно, стильно, ни на что не годно

Иранская «санта-барбара»

С конца восьмидесятых годов Иран живёт под экономическими санкциями. Вообще, разные ограничения США накладывали на Иран с пятидесятых годов, но в последнее время взялись за него особенно крепко. В результате возможностей у страны для закупки нового вооружения — кот наплакал: что-то нельзя, а на что-то попросту не хватает денег.

Но правительство не унывает и вместо новинок вооружения показывает жителям длинный и увлекательный сериал «Наша военная промышленность вырвалась вперёд и создала вооружение, не имеющее аналогов в мире». С несколькими «сериями» мы вас сейчас и познакомим.

«Бавар-373»

С 2007 года Иран очень хотел получить зенитные комплексы С-300 российского производства. Но увы, ограничения на поставку военной продукции мешали этой сделке. В 2010 году иранский министр обороны Ахмад Вахиди заявил местным СМИ, что не очень то и хотелось, а иранские военные создадут свою системы ПВО с блэкджеком радаром и отличным диапазоном использования.

Слово скажешь, рублём не воротишь — так что иранские разработчики с места в карьер взялись за производство своего зенитного ракетного комплекса. К слову, вопрос стоял даже не в разработке, а в копировании. Есть данные, что Иран располагал несколькими российскими комплексами. На момент вступления в силу ограничений сделка находилась в завершающей стадии — вплоть до того, что иранские военные находились в России, обучаясь навыкам управления.

ЗРК «Бавар-373» (фото: Источник)

Назвали комплекс красиво. «Бавар» означает «верить», а 373 — имя пророка Мохаммеда на абджадии (системе обозначения чисел с помощью арабских букв). В 2011 году иранцы сообщили, что прототип готов, а в 2012 рассказали, что комплекс создан на треть.

Система должна была оставить С-300 далеко позади, а весь мир бы рыдал и просил у Ирана продать им это чудо.

На вооружение комплексу предстояло встать уже в 2012 году.

В 2013 году иранцы сообщили, что провели первые испытания, а серийные поставки в войска назначили на 2015 год. В 2017 испытания повторили — и снова успешно, а комплекс предлагают начать использовать в 2019 году.

Западные эксперты немилосердно хаяли просачивающиеся из Ирана фотографии и даже заявляли, что контейнеры пусковых установок сделаны из пустых металлических бочек и ящиков.

ЗРК «Бавар-373» (фото: Источник)

К слову, иранцы пока не осилили даже российскую систему холодного пуска — когда ракета сначала выстреливается из контейнера, а двигатели включает уже в воздухе, чтобы не повредить пусковую установку. По имеющимся данным, иранский комплекс будет стрелять «по горячему», так проще.

В итоге Иран получил российские С-300 в 2016-17 годах, но работу над «Баваром» не свернул. Комплекс, по уверениями военных, вместе с российскими ЗРК должен войти в состав «единой системы ПВО страны».

Беспилотный прорыв

В декабре на Иран свалилась технология создания современных беспилотников. Ну как «свалилась»… Иран утверждает, что сбил беспилотник при помощи противодронного оружия, а США уверяли, что аппарат упал сам, в результате сбоя. Беспилотник RQ-170 «Сентинел» рухнул над западной частью Афганистана, а проявился уже в Иране — практически целый.

Правительство Ирана поблагодарило США за предоставленные технологии, выпустило милый ролик и пообещало в кратчайшие сроки наделать таких же беспилотников — только лучше, быстрее и незаметнее.

В октябре 2016 года иранцы сообщили, что производство беспилотников уже на мази. Правда, показывали почему-то в основном «Шахед-129» (не путать с шахидом, «шахед» переводится как «наблюдатель». — Прим. ред.), разработанный ещё в 2012 году, — совершенно непохожий на RQ-170 «Сентинел» и, скорее всего, срисованный с американского же MQ-1 «Предатор» (что, впрочем, тоже неплохо).

Впоследствии иранские новости ещё пару раз пугали скорым пришествием собственной версии «Сентинела», но получалось не очень страшно.

Жаркое, пятое, иранское

Круче всего интрига получилась с иранским истребителем пятого поколения. В 2013 году мир содрогнулся (от хохота), увидев новейший, сверхсекретный и, несомненно, не имеющий аналогов иранский истребитель «Кахер-313» («кахер» переводится как «завоеватель») от IAIO (Иранской организации авиационной промышленности), сходу залетевший в пятое поколение.

Своего четвёртого поколения в Иране не было — разработки они начали сразу с пятого.

Правда, у истребителя обнаружились небольшие проблемы. Больше всего он напоминал макет в масштабе: чрезвычайно маленькая носовая часть, куда не спрячешь радар, и отсутствие места для пилота. Действительно, даже небольшому иранцу было некуда сунуть ноги, и его коленки так и торчали над обрезом фюзеляжа. В чудо-материале фонаря эксперты углядели оргстекло, а двигатель при включении мог бы прожечь фюзеляж. Воздухозаборники иранского чуда были слишком маленькими — даже для дрона, а фотография приборной доски убедительно показывала, что за ней нет проводов.

Истребитель «Кахер-313»

Эксперты заявили, что этот самолёт не может летать. Обиженные до глубины души иранцы выложили в интернет видео, в котором пролетает нечто, очень похожее на радиоуправляемую модель истребителя.

Вторую попытку демонстрации «пятого поколения» иранцы предприняли в 2017 году. Сразу стало понятно, что работу над ошибками они провели серьёзную. Самолёт стал больше, обзавёлся нормальными воздухозаборниками и нарастил второй двигатель.

Коленки пилота больше не торчали из-за обреза фонаря, что несомненно следовало расценивать как прорыв.

В ролике истребитель прокатился по взлётно-посадочной полосе. Когда же это чудо поднимется в воздух, и получится ли такой фокус, — пока неизвестно. Иран продолжает разработки.

Истребитель «Кахер-313»

Вместо послесловия

В августе 2018 года Иран продемонстрировал ещё одну новинку — истребитель четвёртого поколения «Ковсар» (назван в честь иранской провинции). Пока о нём известно очень мало, но Иран уверяет, что это истребитель, полностью созданный из иранских комплектующих и способный на очень многое. Злые языки опять же увидели в абсолютно новом иранском самолёте лишь перелицованный американский F-5, первый полёт которого состоялся в далёком 1959 году.

Действительно ли это сделанный в Иране самолёт или просто обновлённый «американец»? Что ж, подождём ещё пару серий иранской «санта-барбары» — и, может статься, увидим.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий