Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Армии и войны / Новости Украины
10 сентября 2018 09:22

Порошенко отдал приказ захватить Азовское море

Киевские лозунги о «возрождении» флота пробивают дно

67087

Вот есть у меня старенькая надувная лодка «Лидер» с таким же древним 10-сильным моторчиком Эвинруд (Evinrude), в принципе, для рыбалки вполне годится. А у знакомца Сереги — каютный катер Yamarin с движком в 250 сил, который и 70 км/ч по воде развивает. Это не от зависти, а для сравнения.

Это как украинский бронекатер «Гюрза-М», которые Киев начал перебрасывать через Бердянск в Азовское море, и российский ракетный корвет «Град Свияжск», который вместе с аналогичным кораблем «Великий Устюг» (вооружены ракетами «Калибр») был недавно переведен на Азов из состава Каспийской флотилии ВМФ РФ.

В обоих случаях, тягаться бесполезно — разница в классе ощутимая. И хотя мой «Лидер» относится к весьма качественным судам маломерного флота, а «Гюрза» считается неплохим речным катером, но против Yamarin и малого ракетного корабля проекта 21631 (шифр «Буян-М») мы не попрем, как тут не крути.

Тем не менее, Киев, после доставки на трейлере к берегу Азовского моря первого бронекатера (всего их, судя по украинским источникам, здесь будет аж четыре), уже заявил о готовности создания полноценной военно-морской базы. «Отсель грозить мы будем русским… Назло надменному соседу… Ногою твердой стать при море… И запируем на просторе», — почти по пушкинским строкам из «Медного всадника» комментируют это событие буйные головушки в «незалежной».

Ранее Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) принял решение об усилении военного присутствия в Азовском море и обеспечении подразделений береговой охраны новейшим высокоточным ракетным оружием.

Читайте по теме

Это ответ Киева на «блокирование» захода судов, которые следуют в порты Украины через Керченский пролив, из-за чего они якобы простаивают, а их владельцы несут потери. При этом даже такое официальное лицо, как замглавы МИД Украины Елена Зеркаль, заявляла, что «российские пограничники не нарушают протоколы во время осмотра украинских судов в Азовском море». В российском погрануправлении тоже пожимают плечами — проверки иностранных кораблей проводятся в соответствии с международным морским правом, замечаний и претензий со стороны судовладельцев не поступало. С чего тогда весь этот сыр-бор с игрой в «морской бой»?

Как говорит навигатор в машине голосом Гарика Харламова: «Ладно, давай поедем по твоему!». Морская тема с недавних пор стала весьма актуальной для украинских политиков, чего стоит только знаменитое заявление президента Порошенко о том, что «флот Украины способен уничтожить флот России в Мировом океане». И это водное пространство, включающее в себя Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны, ВМС Украины собиралось взять под свой контроль. Сейчас аппетиты в Киеве поумерились, там даже забыли про Черное море и главную военно-морскую базу в Одессе, где пару зим назад примерз к причальной стенке флагман «Гетман Сагайдачный» (потом он еще сломался после капитального ремонта). Основной театр военных действий сместился в Азовское море, которое моряки, пардон, называют лужей, но это уже считается «зоной национальных интересов» Украины, которая высказывает готовность биться за эту акваторию до последнего «козацкого човна».

Ценность Азовского моря и впрямь не велика, если сравнивать с другими морями. В него впадают реки Дон и Кубань (на территории России), которые считаются судоходными, еще пару десятков небольших речушек по обе стороны границы. Тем не менее, через цепочку проливов суда отсюда могут дойти до Атлантического океана. У Украины на Азове три порта — в Бердянске, Геническе и Мариуполе. У России — восемь, из которых самые крупные Порт Кавказ и Порт Азов. Их значимость по грузообороту в Черноморско-Азовском бассейне нельзя недооценивать в рамках двух стран. Но тут возникла закавыка — после введения досмотра российскими пограничниками всех судов, в том числе с принадлежностью к РФ, следующих через Керченский пролив, как ответ на неадекватный захват украинскими пограничниками российского судна «Норд». Всё в рамках международного права, но Киев расценил это как ущемление своих прав и тут же объявил «войну».

Клин сошелся на Азовском море по целому ряду причин, в числе которых традиционное привлечение президентом Порошенко внимание Запада перед нарастающей военной «угрозой» со стороны России. В Киеве даже предлагали организовать конвои ООН для «обеспечения безопасности» проводки судов, но над этой идеей посмеялись не только в Москве. Безумством можно признать и планы некоего отставного украинского адмирала по минированию фарватера Азовского моря, проходы в котором, мол, будут знать только украинские лоцманы.

А вот в чем все сходятся однозначно по поводу «азовской истерии» Порошенко, так это — приближающиеся президентские выборы на Украине, в которых Петр Алексеевич намерен поучаствовать. Похвастать же перед электоратом ему особо нечем. В заверения о «взятии» Донбасса, «возвращении» Крыма уже давно никто не верит, изрядно «похудел» у среднестатистического украинца гаманець (кошелек) и прохудилась кишеня (карман), а случаи многомесячного отключения горячей воды стали регулярными даже в Киеве. Шо делать, Петро? Петя идет на войну! Брать Азов!

Еще 6 сентября на закрытом заседании СНБО по указу Петра Порошенко был утвержден целый комплекс мероприятий по усилению военного присутствия Украины в Азовском море. Кроме военно-морской базы и дивизиона бронекатеров, ВСУ планирует укрепить береговую оборону ракетными установками. Рассчитывают, как обычно, на помощь США, которые готовы поставить Украине патрульные катера и противокорабельные ракеты. Правда, тут есть нюанс — потрепанные многолетней службой катера своим ходом до Одессы не дойдут, а на перевозку крупнотоннажными судами у Украины банально нет средств. Не всё ладно и с ракетами — ни один из украинских кораблей не подходит под их размещение, а «Гюрза» в случае залпа банально пойдет ко дну.

Но настойчивый Порошенко поручает украинскому правительству разработать морскую доктрину и ряд юридических мер, чтобы защищать национальные интересы Украины «в части поведения России по блокировке Азовского моря, блокировке портов и компенсации соответствующих убытков». Мог бы быть и поскромнее в выражениях (где таких слов нахватался?) — понятие «морская доктрина» для любого государства ставит задачи по поддержанию мощи флота, масштабного военно-морского строительства и наличие группировки авианосцев и атомных подводных лодок. Впрочем, подгонять морскую доктрину под уровень Азовского моря вполне в стиле риторики Порошенко, красноречием которого восхищаются не только на самой Украине.

Читайте по теме

Понятное дело, что на полноценные боевые действия Украина не решится. Хотя бы потому, что воевать-то и нечем, упомянутых легких бронекатеров проекта «Гюрза-М» в составе ВМСУ всего 6, они-то и считаются едва ли не самыми мощными плавсредствами. К слову, эти катера строят на заводе «Кузня на Рыбальском» (бывший «Ленинская кузница») в Киеве, который принадлежит украинскому президенту Порошенко, лоббирующему выделение государственных средств под этот личный бизнес-проект.

Новости с Азовского моря: СМИ: Украина начинает переброску бронекатеров в Азовское море

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня