Допрыгались! 7-й флот ВМС США попадёт на мушку уникальной модификации «Палтуса»

28
Достаточно живой и всегда актуальной темой, регулярно муссируемой в любительских и экспертных кругах рунета и зарубежного сегмента сети, является спектр тактико-технических преимуществ дизель-электрических подводных лодок перед многоцелевыми атомными подводными крейсерами, который фактически позволяет флотам даже небольших морских государств держать в напряжении командования военно-морских сил таких держав, как США, Великобритания, Франция, обладающих полноценными атомными подводными составляющими. Особенно остро эта проблема встаёт перед агрессором в том случае, когда оперативно-стратегическая обстановка и географические особенности театра военных действий вынуждают экипажи многоцелевых АПЛ ВМС США и Великобритании заходить в акватории морей Юго-Восточной Азии, Персидского залива либо Средиземного моря для сопровождения дружественного надводного компонента АУГ/КУГ, либо для выхода на те рубежи пуска стратегических КР «Томагавк», с которых есть шанс «дотянуться» до военной инфраструктуры противника, находящейся на огромном удалении от литоральной зоны (400—800 км и более).





В данном случае атомные субмарины зачастую оказываются в зоне оперирования неатомных подлодок противника, которые, во-первых, отличаются повышенной акустической скрытностью, обусловленной более тихой работой узлов дизель-электрических энергетических установок в режиме полного электродвижения и меньшей площадью корпуса, во-вторых, имеют возможность заранее выдвинуться в районы вероятных маршрутов АПЛ противника в режиме «подкрадывания» на скорости 3—7 узлов. В данном случае возможность подтверждения факта присутствия ДЭПЛ (не говоря уже о вычислении их местоположения) в районах оперирования многоцелевых атомных подводных крейсеров предоставляется командованию ВМС США крайне редко даже при задействовании усовершенствованных противолодочных самолётов P-3C «Orion» и P-8A «Poseidon».

Как известно, последние способны расставить в разведываемом районе от нескольких десятков до 120 активных и пассивных радиогидроакустических буёв AN/SSQ-101B ADAR, AN/SSQ-62D/E DICASS, AN/SSQ-125 MAC, а также AN/SSQ-53, работающих в частотном диапазоне от 5-10 Гц до 2400—20000 Гц. Увеличение акустической скрытности дизель-электрической подлодки в режиме «тихого хода» также происходит благодаря низким оборотам гребного винта, что исключает появление эффекта кавитации. При достаточно сложной гидрологической обстановке шансы на обнаружение такой ДЭПЛ практически сводятся к нулю.

В качестве очередной наглядной демонстрацией оперативно-тактических преимуществ ДЭПЛ перед МАПЛ можно рассматривать инцидент с «блокированием» и «оттеснением» британской многоцелевой АПЛ класса «Astute» из акватории Восточного Средиземноморья в апреле 2018 года, в котором участвовали ДЭПЛ пр. 636.3 «Варшавянка», приписанные к Черноморскому флоту ВМФ России, а, возможно, и более малошумная субмарина проекта 877В «Палтус» — Б-871 «Алроса», оснащённая водомётным движителем.

Основываясь на информации ежедневной британской газеты «The Times», а также технологических возможностях гидроакустического комплекса субмарин «Astute» — «Type 2076» (способны обнаружить цель типа «подлодка на полном ходу» во второй и третьей дальних зонах акустической освещённости на удалении 140—210 км, данные о 3000 км являются плодом больной фантазии английских военно-дипломатических источников), можно сделать вывод, что российские подлодки были обнаружены экипажем британской субмарины на расстоянии всего в несколько километров, на дальних западных подступах к острову Кипр или в районе Ионического моря. Естественно, мгновенно оторваться, уйти на безопасное расстояние, да ещё и отстреляться «Томагавками» по Сирии у «Эстьюта» уже не было возможности. Именно по этой причине незваные гости из Туманного Альбиона и не смогли применить свой подводный флот, ограничившись ударами ракет «Shtorm Shadow», запущенных с подвесок истребителей-бомбардировщиков «Tornado GR.4». Именно такие оперативно-тактические преимущества обеспечивают подводному флоту сверхмалошумные ДЭПЛ проектов 636.3 и 877ЭКМ/В.

Тем не менее, отлично известно, что стандартные дизель-электрические подводные лодки, включая «Варшавянки» и «Палтусы», вынуждены каждые 2—3 дня подниматься на перископную глубину и в режиме РДП (работы дизеля под водой) осуществлять подзарядку аккумуляторных батарей на протяжении нескольких часов, что, по сути, чревато вскрытием собственного местоположения. Ведь отводящиеся через шноркель выхлопные газы дизелей, при отсутствии охлаждающего контура, заметно теплее окружающего пространства, а значит, имеют значительное инфракрасное излучение, которое в нормальной метеорологической обстановке будет немедленно обнаружено различными оптико-электронными комплексами самолётов противолодочной авиации. К примеру, на борту дальнего противолодочного самолёта P-8A «Poseidon» установлен 7-диапазонный турельный оптико-электронный комплекс MX-20HD, представленный ТВ/ИК-датчиками, а также датчиком лазерного дальномера.

Инфракрасный канал имеет оптический зум порядка 50-60X, что даёт возможность пеленгования теплоизлучающего объекта на удалении нескольких десятков километров в дневное и ночное время суток. ТВ-канал, обладающий эффективностью преимущественно в дневное время суток, имеет зум порядка 100—120X и позволяет зафиксировать подлодку по следу от РПД даже на минимальной скорости хода на расстоянии в 40—70 км. Более того, если воздухозаборное устройство РПД изготовлено из радиоотражающего материала или не имеет радиопоглощающего покрытия, поднявшаяся на перископную глубину подлодка может быть обнаружена на расстоянии около 50 км посредством бортовой РЛС AN/APS-137D (APY-10), обладающей режимом так называемой «обратной синтезированной апертуры» (ISAR). Данный режим предусматривает рабочую высоту полёта «Посейдона» порядка 1000 м, тем не менее, разрешение трёхмерного радиолокационного изображения РЛС APY-10 достигает отметки в 1 м, благодаря чему операторы могут чётко идентифицировать обнаруженный объект.

Следовательно, в случае более долговременных военно-морских операций на ТВД, изобилующем современной противолодочной авиацией противника, необходимость регулярного всплытия ДЭПЛ может привести флот обороняющейся стороны к потере тактической инициативы в целом и неатомного подводного компонента в частности. Спасти ситуацию в этом случае могут лишь анаэробные подводные лодки с воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ) различных типов, которые позволяют им осуществлять подводное боевое дежурство (без необходимости всплытия на перископную глубину) на протяжении более чем 20 дней.

Отличных результатов в данном секторе неатомного подводного кораблестроения достигли: кооперация японских компаний «Kawasaki Heavy Industries» и «Mitsubishi Heavy Industries» c их дизель-стирлинг-электрическими субмаринами класса «Сорю», немецкая судостроительная компания «ThussenKrupp Marine Systems» (TKMS), разработавшая анаэробную подлодку типа 212А с энергетической установкой, представленной водородно-кислородным электрохимическим генератором, а также шведский концерн «Kockums Submarin Systems», спроектировавший дизель-стирлинг-электрическую подлодку типа А19, которая в ходе военно-морских манёвров «Joint Task Force Exercise 06-2», проведенных в декабре 2005 года, смогла условно уничтожить всю седьмую АУГ ВМС США во главе с атомным авианосцем «Рональд Рейган». Специалисты российского ЦКБ МТ «Рубин» перешли к этапу активного проектирования отечественной ВНЭУ на базе ЭХГ (электрохимического генератора) с уникальным методом генерирования водорода методом риформинга дизельного топлива ещё в начале второго десятилетия XXI века. Но, несмотря на успешно проведенные наземные испытания, никакой информации об обкатке данной энергетической установки на базе современных неатомных подлодок пр. 677 «Лада» не существует, а поэтому нам остаётся лишь с нетерпением ожидать её, ведь от этого напрямую зависит реализация проекта перспективной неатомной многоцелевой ПЛ проекта «Калина».

Куда более существенные подвижки в этом направлении демонстрирует Китайская Народная Республика, для которой вопрос господства в акваториях Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей приобрёл жизненно важное значение ввиду необходимости ещё более жёсткого оспаривания принадлежности Парасельских островов, а также архипелагов Спратли и Дяоюйдао (Сенкаку). Как известно, специалисты китайского НИИ-711, являющегося опытно-конструкторским подразделением судостроительной корпорации CASIC, не последовали примеру «рубиновцев» и решили не «распыляться» на разработку собственной ВНЭУ с уникальным принципом действия. Вся их работа свелась преимущественно к копированию и совершенствованию шведских 102-сильных двигателей Стирлинга Kockums v4-275R Mk III, которыми оснащены подлодки проекта А-19 «Готланд».

Как утверждают осведомлённые источники в Поднебесной, китайские прототипы удалось довести до мощности в 220 л.с., что является уникальным показателем. Следующим этапом, анонсированным китайскими спецами, является доведение мощности этих прототипов до 352 л.с. Следовательно, 4 подобных двигателя Стирлинга, установленных на подлодки Type 039B/C, обеспечат суммарную мощность в 1408 л.с., что всего на 42% меньше, чем у 2 дизель-генераторов подлодок класса «Варшавянка». А это значит, что время подзарядки аккумуляторных батарей китайских подлодок Type 039B/C в подводном режиме будет максимально приближено к показателям «Варшавянок» и «Палтусов», достигаемых в достаточно небезопасном режиме РДП. Как следствие, отдельные эсминцы и крейсера УРО 7-го оперативного флота ВМС США, а также полноценные АУГ, которые чувствовали себя близ спорных островных архипелагов Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей как дома, столкнутся с крайне опасными анаэробными «подводными хищниками», способными практически бесшумно преследовать противника по 2—3 недели, не нуждаясь в ежедневном поднятии на поверхность с целью подзарядки батарей. Более того, в 3 раза менее мощные двигатели Стирлинга, размещённые на многоярусных амортизационных платформах, обеспечат подлодкам Type 039B/C максимальную акустическую скрытность в ходе подзарядки, нежели пр. 877ЭКМ с «ревущими» 1000—1500-сильными дизель-генераторами. Но есть и ещё более интересная информация для размышления.



Буквально несколько дней назад военно-аналитическое / новостное издание «Военный Паритет» со ссылкой на ресурс www.hisutton.com сообщило о проведении китайскими кораблестроительными мощностями модернизации одной из двух дизель-электрических подводных лодок пр. 877ЭКМ, поставленных Военно-морским силам Китая ещё в 1994—1995-м годах (сейчас эти субмарины входят в состав Южного флота КНР). Суть модернизации заключается в интеграции в корпус китайского «Палтуса» дополнительной 15-метровой корпусной секции, что при максимальной ширине в 9,9 м может обеспечить полезный объём в 1154 куб. м. В случае демонтажа с пр. 877ЭКМ дизель-генераторов этого объёма вполне достаточно не только для размещения нескольких двигателей Стирлинга, но и для установки модуля с универсальной пусковой установкой шахтного типа на 10—12 транспортно-пусковых ячеек, адаптированных для применения 2,5-маховых противокорабельных ракет YJ-18B с возможностью подводного пуска.

При условии применения данного пакета обновлений ко всем китайским ДЭПЛ пр. 636.3 «Варшавянка» (8 единиц), а также ещё одному «Палтусу» китайский флот получит 11 «удлинённых» анаэробных дизель-стирлинг-электрических субмарин, задачи которых будут сводиться не только к «подкрадыванию» к кораблям противника и нанесению торпедных ударов из 533-мм ТА, но и к массированным противокорабельным ударам по штатовским «Иджис»-кораблям посредством десятков ПКР YJ-18B. В сумме с высочайшей скрытностью, «долгоиграющим» подводным оперированием и увеличенной до 1200—1600 миль дальностью подводного хода этих версий «Палтусов» и «Варшавянок» подводный флот ВМС Китая сможет в прямом смысле этого слова громить американские АУГ даже в наиболее отдалённых участках морей, омывающих Поднебесную. И это только начало…

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=22052
http://nevskii-bastion.ru/877-pl/
http://bastion-karpenko.ru/6363-pl/
https://sldinfo.com/wp-content/uploads/2017/10/datasheet_MX-20-20D.pdf
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    18 сентября 2018 05:20
    Ну да, что ни новость, прямо распирает от восторга. А пока только Ил-20 "попал" на мушку. И непонятно на чью. Но озабоченность обязательно будет!
    1. +3
      18 сентября 2018 05:23
      Главная новасть о ил-20. А на сайте молчок! Наши опять озаботятся....
      1. +5
        18 сентября 2018 05:24
        На сайте про рыцарские доспехи из Чикаго пишут. Не до какого-то Ил-20.
        1. +18
          18 сентября 2018 06:13
          Цитата: Николай Петров
          На сайте про рыцарские доспехи из Чикаго пишут. Не до какого-то Ил-20.

          Я зарегистрировался на сайте 1,5 года назад. За это время сайтом проведены две "реформы" и обе ухудшили сайт. На нем появилось много непрофильной, да и вообще ненужной информации. Мало того, последняя "реформа", убрав колокольчик, лишила нас, пользователей, возможности диалога. Оказывается "реформы" губительны не только для государства, но и для, всего лишь, инетовского сайта.
          1. +2
            18 сентября 2018 06:15
            Согласен с Вами. Но колокольчик есть. Только пока разберёшься кто ответил - чёрт ногу сломит.
            1. +2
              18 сентября 2018 07:11
              Цитата: Николай Петров
              Но колокольчик есть

              не могли бы просветить где он находится -никак не найду request
              1. 0
                18 сентября 2018 07:12
                Правый верхний угол, рядом с аватаркой.
                1. +1
                  18 сентября 2018 14:40
                  Цитата: Николай Петров
                  0
                  Правый верхний угол, рядом с аватаркой.

                  у меня нет колокольчика((( работаю с ноутбука...
                  1. 0
                    18 сентября 2018 15:35
                    Цитата: Тикси-3
                    Цитата: Николай Петров
                    0
                    Правый верхний угол, рядом с аватаркой.

                    у меня нет колокольчика((( работаю с ноутбука...

                    А колокольчик сейчас виден только когда на экране над заголовком конкретной статьи "шапка" самого сайта, в правом верхнем углу, рядом с аватаркой прописанного пользователя. Проверьте.
                    1. +1
                      18 сентября 2018 17:43
                      ни с шапкой ни без шапки видать он тока для избранных))
        2. +2
          19 сентября 2018 00:01
          На сайте про рыцарские доспехи из Чикаго пишут. Не до какого-то Ил-20.

          прошу ссылку на статью про рыцарские доспехи из Чикаго, и кто автор.
          Очень прошу! Вышлете? hi
          1. 0
            20 сентября 2018 04:24
            Читайте на здоровье.
            https://topwar.ru/147056-rycarskie-dospehi-i-oruzhie-iz-chikagskogo-instituta-iskusstv-chast-vtoraja.html
      2. 0
        23 сентября 2018 03:59
        ..а на озабоченных - воду возят..
    2. +2
      18 сентября 2018 05:41
      Цитата: Николай Петров
      +1
      Ну да, что ни новость, прямо распирает от восторга.

      за Китайцев радуемся....ога..
    3. 0
      19 сентября 2018 05:09
      Сбит сирийским пво но его подставили евреи
    4. 0
      23 сентября 2018 03:58
      ...а у нас всё всегда через задний проход делается...
  2. +6
    18 сентября 2018 05:56
    Главное дело, что седьмой флот США - допрыгался! Всё. Хана ему, амба, кранты.
    1. +11
      18 сентября 2018 07:12
      И ножкой дрыгает...

      Валяясь на полу...

      От смеха!

      Опять Россия всех шапками закидает!

      Ура!!

      Такие названия статей писать не стыдно?

      Нет! Не стыдно!

      Главное что-нибудь написать!!!!!!
  3. -2
    18 сентября 2018 06:16
    Во, как? Еще ничего не известно, а у все пропальщиков "уже сбили".....
    Как достали похоронные "господа, товарищи и прочие деятели", нормальные люди выражают соболезнования родным и близким, а вам главное в кого-нибудь "плюнуть".....
    Противно видеть во что, вырождается хороший сайт.....

    Соболезную родным и близким погибшим при исполнении Офицеров.
    Пусть земля им будет пухом, а ваше небо чистым.
  4. -1
    18 сентября 2018 06:33
    Что за "МАПЛ" ? Не знаю таких ПЛ есть "БАПЛ"
  5. Комментарий был удален.
  6. +2
    18 сентября 2018 08:56
    в котором участвовали ДЭПЛ пр. 636.3 «Варшавянка», приписанные к Черноморскому флоту ВМФ России, а, возможно, и более малошумная субмарина проекта 877В «Палтус» — Б-871 «Алроса», оснащённая водомётным движителем.
    Невозможно Евгений, невозможно - Б-871 «Алроса» c лета 2014 на ремонте бесконечном стоит.
    1. 0
      18 сентября 2018 14:42
      Цитата: Стирбьорн
      Невозможно Евгений, невозможно - Б-871 «Алроса» c лета 2014 на ремонте бесконечном стоит.

      вы ошибаетесь, Алроса уже приписана на БФ и ремонт завершен......пишут она уже якобы ушла на Балтику
      1. 0
        18 сентября 2018 15:21
        Цитата: Тикси-3
        вы ошибаетесь, Алроса уже приписана на БФ и ремонт завершен......пишут она уже якобы ушла на Балтику

        Не ошибаюсь, вот вам фотка от 14 сентября, от очевидца


        Тут целый фотоотчет https://m.livejournal.com/read/user/flackelf/1031937
  7. +3
    18 сентября 2018 11:29
    российские подлодки были обнаружены экипажем британской субмарины на расстоянии всего в несколько километров.... Естественно, мгновенно оторваться, уйти на безопасное расстояние, да ещё и отстреляться «Томагавками» по Сирии у «Эстьюта» уже не было возможности.

    Просветите не специалиста, - почему нахождение нашей ДЭПЛ в радиусе нескольких десятков км. от чужой подлодки лишило ее возможности отстреляться?
  8. -1
    18 сентября 2018 11:50
    КНР молодцы, все силы и средства бросили на получение анаэробных установок ( скопировали шведов, а затем еще и улучшили показатели). Теперь в районе китайского побережья, а при желании КНР и далее, США со своими железными коробками нельзя будет появляться. Нам бы мериканские или китайские финансы давно бы обскакали по анаэробным аппаратам Запад.
    1. -1
      19 сентября 2018 06:59
      Нам бы мериканские или китайские финансы давно бы обскакали по анаэробным аппаратам Запад. # А в чем проблема? В оффшорах бабла не меряно.
  9. 0
    18 сентября 2018 14:42
    ...отстреляться «Томагавками» по Сирии у «Эстьюта» уже не было возможности. ... Что за бред?НАТО кого то боится?
  10. 0
    18 сентября 2018 15:27
    не совсем понимаю. Ну всплывёт ночью в средиземке на перископную глубину или вообще в надводное положение подлодка дизельная. Ну да, станет видно её рубку на радаре. Ну услышат буи шум винтов и/или работу дизелей.
    И дальше что?
    В том же Средиземном море тьма тьмущая лодочек, катеров, траулеров, транспортов, танкеров, сухогрузов и так далее.
    Какая аппаратура отличит шум работы дизеля ПЛ от работы дизеля какой-нибудь галоши. Или отметку на радаре от её рубки от какого-нибудь сейнера? Это АПЛ по шуму можно однозначно опознать, а дизель, что на подлодке, что на галоше какой - суть одно...

    Не бывает там чистой глади моря, на которой все отметки радара - враги вражеские. А делать селекцию целей - запаришься.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»