Рассказы об оружии. Танкетка Т-27

50
Зачем вообще эта странная штука вообще была придумана? Нечто такое среднее между вполне себе сформировавшимся к тому времени танком и бронеавтомобилем, который стоял на вооружении армий уже не один десяток лет. Три, если так.





Все просто. Военная мысль не стояла на месте, и опыт Первой Мировой войны показал, что обычная кавалерийская разведка – это, конечно, классика, но… Иногда неплохо, когда разведку можно осуществить в условиях определенной защиты разведчиков.

Авиация? Да. Когда она есть под рукой и позволяют погодные условия. Кавалерия? Да. Если нет противодействия. Бронеавтомобиль? Да, теплее, но автомобиль, тем более, отягощенный броней, пройдет далеко не везде.

Вот и нарисовался портрет легкого бронированного транспортного средства на гусеничном ходу, вооруженный хотя бы пулеметом и с противопульным бронированием.

Короче, танкетка в 20-30 годах прошлого века считалась вполне себе логичным средством проведения разведки.



Командование РККА не осталось в стороне от мировых течений, и тоже решило принять на вооружение такую вещицу. Полезную, как считалось в теории.

За основу взяли, как было модно в то время, английскую танкетку "Карден-Лойд" Мк VI. В 1929 году государственная комиссия под руководством И. А. Халепского закупила образец танкетки и документацию.

Рассказы об оружии. Танкетка Т-27


Танкетка английская, скажем так, не блистала. Это было очевидно даже с точки зрения неизбалованных советских военных. Поэтому, если пулеметный двухбашенный танк Т-26 был почти полной копией «Виккерса шеститонного», то Т-27 весьма отличалась от английского прообраза.



В целом, «Карден-Лойд» была изрядно переработана и в 1931 году как танкетка Т-27 была принята на вооружение РККА.



Т-27 имела коробчатый корпус, собранный из катаных броневых листов на заклепках. Фордовский двигатель от «ГАЗ-АА» мощностью 40 л.с. советские инженеры смогли запихнуть между местами механика-водителя и пулеметчика. Благодаря этому удалось резко сократить длину корпуса, что сказалось на маневренности и проходимости.

Вообще в конструкции максимально использовались узлы и механизмы серийно выпускавшихся советских автомобилей, что сделало танкетку весьма недорогой в производстве.

Выпускали Т-27 недолго, около двух лет. Но учитывая все вышеперечисленное, за эти два года было выпущено 3342 машины. Т-27 использовались в разведывательных подразделениях общевойсковых и танковых соединений, стояли на вооружении воздушно-десантных бригад, где с ними проводились широкомасштабные эксперименты по десантированию парашютным и посадочным способом.

Танкетка была вооружена 7,62-мм пулеметом ДТ, боекомплект которого составлял 2520 патронов в 40 дисках.



Диски размещались в бортовых коробках корпуса. Для стрельбы использовался простой механический прицел. На танкетках первого года выпуска пулемет устанавливался на специальном лафете, обеспечивавшем вертикальное наведение пулемета и связанным с педалью подъема и специальным сектором, что теоретически давало возможность ведения зенитного огня.

Впоследствии от этого отказались и установка пулемета производилась в специальном фланце, обеспечивавшем более удобное наведение пулемета, как по вертикали, так и по горизонтали, а также лучшую защиту стрелка от пуль и осколков.

На базе танкетки был создан первый советский огнеметный танк ХТ-27. Огнесмесь выбрасывалась с помощью сжатого воздуха на дальность до 25 метров. В середине тридцатых на базе танкетки была создана легкая самоходная артиллерийская установка, вооруженная 76-мм динамо-реактивной пушкой Курчевского, но в серию не пошла, как, впрочем, все «гениальные» творения Курчевского.

Были предприняты попытки установить на Т-27 еще более мощное вооружение, в том числе 37-мм пушку Гочкиса и 76,2-мм пушку, но от них пришлось отказаться, так как шасси не выдерживало увеличившуюся массу машины. Более того, испытания показали, что легкая (меньше 3 тонн) танкетка просто теряла устойчивость при стрельбе из орудия такого калибра.

Кроме того, в крошечном корпусе танкетки не хватало места для хранения боеприпасов к пушке. Да что говорить, конструкторы не смогли найти места для размещения радиостанции, и вроде бы разведывательная машина была лишена возможности передачи разведанных данных.

Связь могла осуществляться только с другими экипажами посредством флажных сигналов. Но для РККА того времени это было нормально.



Ходовые качества Т-27 тоже были не совсем однозначны. С одной стороны, очень простая и надежная конструкция, не требующая особых навыков и умений в обслуживании. С другой стороны, проходимость была ниже среднего. Узкие гусеницы не позволяли легко преодолевать болота, грязь и глубокий снег.

Было также признано, что легкому танку/танкетке просто необходимы вращающаяся башня и способность преодолевать водные преграды вплавь. Так на базе Т-27 и с учетом опыта ее эксплуатации был создан легкий плавающий танк Т-37. Но это уже совершенно другая история, факт в том, что все семейство советских легких плавающих танков было создано основываясь на опыте использования Т-27.

А что прикажете делать, если больше ничего не было? Впрочем, Гудериан тоже фактически на пустом месте свои стратегии разрабатывал. И ничего, получилось. То же самое получилось и у наших конструкторов танков.



В целом, к 1933 году в танковых войсках РККА было сформировано 65 батальонов по 50 танкеток в каждом. Т-27 даже успела повоевать. Танкетки оказались весьма полезны при подавлении банд басмачей в Средней Азии в 30-е годы.

Были испробованы и возможности десантирования танкетки. В 1935 году была опробована воздушная транспортировка танкеток Т-27, подвешенных к тяжелым бомбардировщикам ТБ-3.



Устройство, с помощью которого осуществлялась подвеска, разработал изобретатель А. Ф. Кравцев. С помощью этого устройства танкетки Т-27 не только подвешивались под самолетами, но и сбрасывались с малой высоты на землю.

К 1941 году Т-27 были признаны устаревшими и удалены с передовой. Есть данные об их использовании в боях в 1941 году, но это были просто попытки использовать все, что имелось под рукой.

Если рассматривать вопрос серьезно, то боевые возможности танкетки Т-27 были невелики. Ее броня пробивалась с дистанции порядка 200-300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями калибра 7,92-мм, более того, такая пуля вполне могла вывести танкетку из строя.



Если же говорить о противотанковых ружьях типа трофейного польского ружья Марошека или собственного PzB 39, не говоря уже о противотанковых пушках, то здесь вообще было без шансов.

Противопоставить было нечего, потому Т-27 постепенно выводилась из состава частей.

Однако это не значит, что танкетку списали в утиль. Вышеперечисленные качества относительно дешевизны и легкости в обслуживании, сделали Т-27 вполне себе неплохим артиллерийским тягачом.



Кроме того, Т-27 вполне можно было использовать для патрулирования, охраны штабов, как бронированный тягач и транспортер. Немцы, которые вообще не гнушались ничем попавшим в их руки использовали попавшие к ним любые трофеи для охраны мостов, аэродромов, для борьбы с партизанами.

Не стану произносить фразу «для своего времени». Танкетка Т-27, какой бы она не была по сути, являлась некоей стартовой платформой для появления целого семейства танков. Возможно, не стоило ее выпускать в таких количествах, это явно было излишне, но такова была общая тенденция в то время. Гигантомания…



Но повторюсь, работы с маленькой танкеткой позволили натаскать конструкторов до создания вполне себе больших танков. Главное, как говорится, начать.

Танкетка Т-27. Тактико-технические характеристики



Боевая масса: 2,7 т

Размеры:
Длина: 2600 мм
Ширина: 1825 мм
Высота:1443 мм

Экипаж: 2 человека



Вооружение: 1x7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 2500 патронов

Бронирование (лоб корпуса): 10 мм

Двигатель: карбюраторный "Форд-АА", мощность 40 л.с.

Максимальная скорость: 40-42 км/час
Запас хода: 110-120 км



Как я уже говорил, база Т-27 стала полигоном для отработок разных по назначению машин.

ХТ-27. Химический, то есть, огнеметный танк. Пулемёт оставлен. Добавлен ранцевый огнемёт, посылающий огнесмесь на 25 метров за счет сжатого воздуха. Переоборудовали 12 машин.



ТТ-27. Телеуправляемая танкетка. Несла заряд взрывчатки и дистанционно подрывалась в стане врага. Могла так же распылять отравляющие вещества или, наоборот проводить дегазацию местности. Построили 5 экземпляров.

КТ-27. Проект САУ с 76-мм полковой пушкой. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и расчёт перемещались на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчёта и боеприпасов от своего орудия. Было выпущено 3 опытных образца. Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться вне дорог. Проект был остановлен.



Т-27 (танкетка снабжения) По бортам танкетки были установлены два боковых кармана, предназначенные для транспортировки 40 патронных ящиков (880 кг) и 24 снаряженных пулемётных дисков.



МЗ-27. Минный заградитель. Пулемёт не снимался, загружалось 170 минам, уложенными в барабан массой 480 кг. Выпущено не менее 5 МЗ-27.



Т-27ПХ. Танкетка «подводного хождения», оснащенная воздухозаборником, с герметизированным корпусом и измененной конструкцией выхлопной трубы. Танкетка преодолевала по дну водные преграды глубиной до 3 метров и могла находиться под водой до 30 минут. Изготовлен 1 опытный образец.







АС-Т-27 — аэродромный тягач на базе Т-27, оснащённый автомобильным стартёром КАС-2 для запуска авиационных двигателей. Переоборудовали от 3 до 10 машин.



Можно только удивиться тому, сколько работы было проделано с одной танкеткой.

Источники:
М. Барятинский. "Танкетка Т-27 и другие".
М. Свирин. "Броня крепка. История советского танка 1919-1937".
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    18 сентября 2018 05:37
    Вообще-то Т-27 разрабатывали не как разведывательную машину, а именно как полноценную боевую единицу. Тухач бредил идеей тысячных армад подобных малюток, называл их "латниками ХХ века". Предполагалось, что благодаря броне и самоходности, танкетка сможет заменить пеший пулеметный расчет. Но практика показала, что танкетка без башни неэффективна в бою, что обзор отвратителен, и нужно делать танкетки с башней кругового вращения. В результате чего был создан Т-37.
    1. +8
      18 сентября 2018 10:05
      Тухачевский был не первым!
      Французский полковник Ж.Этьенн и британский майор Дж.Мартель мечтали о «роях бронированных застрельщиков» — легких и дешевых бронированных машинах с экипажем из одного-двух человек. Такие сверхмалые машины получили название «танкетка» — французское уменьшительное от английского слова «танк». Уже после окончания войны идея их создания и боевого применения была развита английским военным теоретиком Дж.Фуллером. В середине 1920-х годов начался своего рода танкетный бум.

      А виной тому был ТРИУМФ РЕНО FT-17! Двухместная машина была дешевле, проще и маневреннее своих тяжёлых собратьев!
      Вот и зародилась в умах военных идея о ещё более легкой и простой машине для "одевания в броню каждого пехотинца"!
      А в разведку все лёгкие танки и танкетки в РККА/СА попадали из-за глупого мнения - раз лёгкий (относительно чего-то), значит разведчик! Переводили же танки ПТ-76 в разведчасти танковых дивизий!
      1. +1
        18 сентября 2018 12:12
        Цитата: hohol95
        Вот и зародилась в умах военных идея о ещё более легкой и простой машине для "одевания в броню каждого пехотинца"!

        Как же эти глупые теоретики достали! Почему прежде чем принять на вооружение подобные слепые и глухие консервные банки, самому не сесть в эту танкетку и не проехаться в ней хотя бы 20 км? Например, сам Сталин не брезговал и не ленился лично осматривать принимаемые на вооружение образцы техники, как например ИСУ-152:
        1. +5
          18 сентября 2018 13:47
          Все свидетели указанного события отмечают, что перед показом из машин удалили экипажи, кроме механика-водителя, заменив отсутствовавших сотрудником госбезопасности. Доставленные в Кремль машины вызвали живейший интерес вождя, который захотел взобраться именно на ИСУ-152. Никто из присутствовавших не ожидал этого, и никакой лесенки запасено не было. Двое ретивых генералов кинулись помогать вождю, но он отстранил их и самостоятельно взобрался на МТО тяжелой САУ, после чего, заглянув в боевое отделение, поинтересовался у сотрудника госбезопасности, что в новой САУ сделано для улучшения вентиляции, так как в ходе боев на Курской дуге были случаи отравления экипажей пороховыми газами. Понятно, что опрошенный молчал как партизан на допросе, но положение спас находчивый водитель, доложивший вождю, что в указанной САУ введен дополнительный вентилятор боевого отделения.

          НО...
          Закончив осмотр, вождь спустился на землю и поздравил наркома В.А. Малышева с новым достижением, а 4 сентября 1943 г. постановлением ГКО № 4043сс тяжелые танки КВ-85, ИС-85 и ИС-152 (будущая ИСУ-152) были приняты на вооружение Красной Армии. Но если в отношении КВ-85 и ИС-85 это могло означать немедленную организацию серийного производства, то с ИС-152 до этого было еще далеко.
          Заводские испытания, прошли в сентябре 1943 г. и показали у машины множество недостатков, а главное – стоимость образца была значительно выше запланированной. Поэтому в сентябре выпуск СУ-152 (КВ-14) сохранился, а ИС- 152 (ИСУ-152) была отправлена на доработку.

          Не залезал Верховный внутрь самоходной установки! Но, как видно из текста знал о чём спросить!
          Знал он о проблемах советской техники из первых так скажем рук - из отчётов и рекламаций с фронта!
          И оказалось, что конструкторы то не продумали систему вентиляции боевого отделения!
          Да и проблемах танка Т-34 в плане качества был осведомлён хорошо -
          Оставляло желать лучшего и качество сормовских танков. В связи с этим уместно будет привести слова Сталина, который в июне 1942 года писал В. Малышеву: «…и в заключение, товарищ Малышев, очень хочется надеяться, что вам наконец удастся что-то сделать с «сормовским уродом», на котором боятся воевать наши танкисты…»
        2. +3
          18 сентября 2018 13:58
          Цитата: Кот_Кузя
          Например, сам Сталин не брезговал и не ленился лично осматривать принимаемые на вооружение образцы техники, как например ИСУ-152:

          Это не ИСУ-152, а СУ-152 предпоследней серии. Читаем первоисточник:
          8 сентября 1943 г.
          Сегодня тт. Сталин, Молотов, Ворошилов, Берия, Щербаков осматривали в Кремле новые танки и артсамоходы ИС, КВ-85, СУ-152, СУ-85, С-76.
          Тов. Сталин сам залезал на танк ИС, СУ-152 и СУ-85 (впервые тов. Сталин залез на танки). Внимательно расспрашивал о преимуществах новых танков, особенно ИС и СУ-85.
          Сделал упрек, что на самоходе СУ-152 не поставлен вентилятор в боевом отделении. Я обещал, что через 7 дней будем ставить.
          Расспрашивал, почему при более толстой броне и более мощной пушке вес танка ИС не более KB, я показал тов. Сталину на оба танка и обратил его внимание на то, что габариты танка ИС меньше, чем KB, и сказал, что за счет этого удалось снизить вес. Тов. Сталин сказал: «Это хорошо».
          Про машину СУ-85 сказал, что нам надо больше таких машин. «Она легкая, подвижная машина, хорошо прыгает и будет хорошо бить немецких Тигров и Фердинандов», - сказал тов. Сталин.
          Меня поразило то, что тов. Сталин в свои годы так легко залезал на танки без посторонней помощи. Расспрашивал водителей и артиллеристов, удобно ли работать, не тесно ли, не душат ли газы и т.д.

          © из записей наркома танковой промышленности Малышева

          Да и вообще, ИСУ-152 "в металле" в сентябре 1943 - это фантастика.
          1. 0
            18 сентября 2018 14:53
            По вашему танк ИС-1 (ИС-85) в металле быть мог, а самоходная установка со 152 мм пушкой-гаубицей на его базе НЕТ?
            Тогда какая машина проходила заводские испытания в сентябре 1943 года?
            СУ-152 (КВ-14) сохранился или ИС- 152 (ИСУ-152)?
            1. +3
              18 сентября 2018 15:59
              Цитата: hohol95
              По вашему танк ИС-1 (ИС-85) в металле быть мог, а самоходная установка со 152 мм пушкой-гаубицей на его базе НЕТ?

              Нет. Потому что прототип ИСУ-152 - об. 241 - был выполнен в металле в октябре 1943 года. И он никак не мог попасть в Москву месяцем ранее. smile
              Цитата: hohol95
              Тогда какая машина проходила заводские испытания в сентябре 1943 года?

              Никакая. Испытания ИС-152 проводились в октябре 1943.
              ...по результатам боевого применения СУ-152 на фронте стало известно, что при стрельбе внутри боевого отделения скапливался большой объем пороховых газов, что вызывало «угорание» экипажа. Об этом стало известно не только в ГАБТУ, но и на самом высшем уровне. Вопрос о решении этой проблемы 8 сентября 1943 года в ходе показа в Кремле новых образцов бронетанковой техники поднял лично Сталин. В соответствии с его распоряжением, с 23 сентября на крыше боевого отделения СУ-152 стали устанавливать 2 вентилятора. Всего до конца сентября были сданы 84 машины.
              В октябре ситуация с СУ-152 начала меняться. Дело в том, что в этом месяце на испытания вышла самоходная установка ИС-152 (ИСУ-152). 6 ноября постановлением ГКО №4504 «О тяжелой самоходной артиллерийской установке ИС-152 с гаубицей-пушкой МЛ-20с» новую самоходную установку приняли на вооружение.
              © Ю.Пашолок
              1. +1
                18 сентября 2018 16:01
                Значит надо верить Ю. Пашолоку и не верить М. Свирину?
                1. +2
                  18 сентября 2018 16:36
                  Цитата: hohol95
                  Значит надо верить Ю. Пашолоку и не верить М. Свирину?

                  Уважаемый Михаил Николаевич писал обзорную работу на основании тех документов, которые у него были в то время. А ув. Юрий Пашолок писал монографию конкретно по тяжёлым САУ на базе КВ, перерывая все архивы.
                  Так что в данном случае я склонен более доверять данным, приведённым в книге по СУ-152.
                  Тем более, что на другом фото этого же показа видна характерная корма СУ-152 с закруглённым кормовым листом и люками доступа к трансмиссии, расположенными на крыше МТО.
      2. +1
        18 сентября 2018 19:21
        Цитата: hohol95
        Тухачевский был не первым!
        Французский полковник Ж.Этьенн и британский майор Дж.Мартель мечтали о «роях бронированных застрельщиков» — легких и дешевых бронированных машинах с экипажем из одного-двух человек. Такие сверхмалые машины получили название «танкетка» — французское уменьшительное от английского слова «танк». Уже после окончания войны идея их создания и боевого применения была развита английским военным теоретиком Дж.Фуллером. В середине 1920-х годов начался своего рода танкетный бум.

        А виной тому был ТРИУМФ РЕНО FT-17! Двухместная машина была дешевле, проще и маневреннее своих тяжёлых собратьев!
        Вот и зародилась в умах военных идея о ещё более легкой и простой машине для "одевания в броню каждого пехотинца"!
        А в разведку все лёгкие танки и танкетки в РККА/СА попадали из-за глупого мнения - раз лёгкий (относительно чего-то), значит разведчик! Переводили же танки ПТ-76 в разведчасти танковых дивизий!

        В составе разведбатов была рота ПТ-76. Вероятно, из-за того, что плавающий. Я училище их застал - вспоминается ветер в ушах laughing
    2. 0
      19 сентября 2018 07:26
      Т-37 в большей степени разведывательная плавающая машина.
      Вся-таки в качестве развития этого типа больше подходит пулеметный Т_26
  2. +1
    18 сентября 2018 09:27
    изначально концепция порнография, какая нафиг разведывательная машина, там от болтанки в скрюченном положении тела уже через часа полтора экипаж будет небоеспособен, надо было сделать надстройку повыше тогда уж и выпустить бтр, у нас и англичан были подобные проекты, по большому счёту можно было сделать допустим эвакуатор для раненых на 2-3 лежачих, или буксировщик 45 мм пушек как в статье указано, больше ни на что это чудо-юдо не годилось
    1. +1
      18 сентября 2018 11:05
      Объясните свою позицию вот этим господам - французскому полковнику Ж.Этьенн и британскому майору Дж.Мартелю!
  3. +4
    18 сентября 2018 09:32
    Да что говорить, конструкторы не смогли найти места для размещения радиостанции, и вроде бы разведывательная машина была лишена возможности передачи разведанных данных.

    Танкетки, какой страны оснащались радиостанциями?
    Итальянские CV3/33. польские ТК-3/TKS или может быть чехословацкая AH-IV?
  4. BAI
    +2
    18 сентября 2018 09:42
    На первоначальном этапе войны в Испании итальянцы на танкетках хорошо воевали, пока наши танки не появились.
    1. +3
      18 сентября 2018 10:36
      Основным орудием для борьбы с танками у итальянцев служила 47-мм пехотная пушка Бреда М-35, а непосредственно у испанских подразделений обеих сторон: 40-мм пехотная пушка «Рамирес де Ареллано» мод. 1933. Кроме них для целей ПТО использовались также 37-мм автоматические пушки Бофорса и Маклена, последняя образца еще 1917 г.

      Всем танкистам и экипажам бронеавтомобилей в той войне было "крайне неуютно".
      Их жгли бутылками с горючими смесями, закидывали мешками с динамитными шашками, расстреливали из крупнокалиберных пулемётов и противотанковых орудий, штурмовали с воздуха!
  5. +11
    18 сентября 2018 10:43
    Записные "стратеги" обязательно попинать должны Тухачевского, "наштамповавшего" аж 3342 танкетки Т-27.
    А во Франции, где Тухачевского не было, за период с 1932 по 1940 год "наштамповали" аж 4496 Renault UE Chenillette.
    А англичане, несколько переосмыслив концепцию, на базе своей Карден-Ллойд Модель VI в 1936 создали Universal Carrier, которых до 1945 года "наштамповали" примерно 113000, и которые кое где использовались до 1962 года.
    1. +8
      18 сентября 2018 10:52
      И охотно получаемая для РККА по Ленд-Лизу!
      1. BAI
        +2
        18 сентября 2018 16:35
        Австралия применяла нечто подобное.

        Бойцы австралийских конных войск перемещаются на бронетранспортёре "Брен Кэрриер". Африка, 7 января 1941 года
        1. +2
          18 сентября 2018 16:40
          Вгеп Gun Carrier.
          Принят, как носитель 7,7-мм пулемёта «Брен» приблизительно в 1935 году.
          В целом машина мало отличалась от предыдущего образца, что позволило переделать часть ранних машин в носители пулемёта «Брен».
          При этом одна машина в каждом взводе вооружалась противотанковым ружьем «Бойс».
          Одна из разновидностей семейства Universal Carrier Mk.I
    2. 0
      18 сентября 2018 12:10
      Нужно было РКК клепать 3342 тягача, тогда не пришлось бы бросать на поле боя, тысячи орудий, танков и имущества, в июне -июле 41ого.
      1. +3
        18 сентября 2018 13:57
        На каких предприятиях клепать 3342 тягача? Списком не поделитесь?
        1. +1
          18 сентября 2018 14:09
          Видимо, Вадим имел в виду, на шасси Т-27 клепать вместо бесполезных танкеток, тягачи. От этих тягачей пользы больше было бы, нежели от бесполезных слепых, немых и глухих "разведчиков". 45-мм и полковые 76-мм пушки были бы такому тягачу вполне по силам.
          1. +4
            18 сентября 2018 14:20
            Мощности таких тягачей хватило бы только на "сорокопятку"! Полковые пушки надо было все перевести на подрессоренный ход и из-за однобрусного лафета применять сцепные устройства только под уту пушку разработанные.
            И не известно ещё потянул бы такой тягач орудие на 400 кг тяжелее "сорокопятки" .
            К тому же тягачи на базе Т-27 не могли тянуть за собой орудия с передками! На всех фото они тянут только орудия! Значит нужна бы была ещё машина для перевозки снарядов и орудийных расчётов!
            1. +1
              18 сентября 2018 15:05
              Я имею в виду полковушки образца 1943 г, сделанные на шасси 45-мм пушек. Они были ненамного тяжелее 45-мм пушек и так же имели подрессоренный ход.
              1. +3
                18 сентября 2018 15:21
                Повторю вопрос - где надо было производить эти тягачи? Или вам мало тягача Т-20 "Комсомолец"?
                По состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», что составляло 20,5% парка специальных тягачей.
                1. -1
                  18 сентября 2018 16:13
                  А 45-мм пушек на 1 июня 1941 г насчитывало около 15 тысяч штук. То есть подавляющее большинство сорокапяток передвигалось на конной тяге со скоростью 5-6 км/ч. Лишние 3300 тягачей для этих пушек не помешали бы.
                  1. +2
                    18 сентября 2018 16:22
                    На каких предприятиях была возможность ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ всех 3 тысяч Т-27 в артиллерийский тягач?
                    Вот ответе мне? Какой или какие заводы могли это сделать?
                    При этом изымаемые из частей танкетки надо было чем-то заменить.
                    Перевезти к месту переоборудования и естественно капитально отремонтировать!
                    А запасные части были?
                    1 июня 1941 года в Красной Армии насчитывалось 2558 танкеток Т-27, а исправны были 1134 штуки! Значит туговато было с запасными частями...
                    1. -2
                      18 сентября 2018 23:16
                      Я имею в виду, если бы не "гений" Тухач, то изначально делали бы Т-27 как тягачи для 45-мм пушек.
        2. 0
          18 сентября 2018 22:17
          На Ленинградском, Харьковском и Сталинградском тракторных, за три года вполне можно было наладить выпуск этих тягачей - что то на подобие немецкого тяжелого бронетранспортера sWS
          1. +2
            18 сентября 2018 22:22
            Одним из факторов быстрого наступления немцев стали как раз тягачи, при подсчёте бронетехники сторон их не учитывали, а они были мобильным средством сопровождающим немецкие танки - противотанковыми, зенитными, и крупнокалиберной артиллерией.
          2. +1
            19 сентября 2018 08:25
            Да уж... Эх хорошо жить в эру интернета! И не работать на фрезерно станке...
            13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк «Виккерс-26» приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), причем на последнем планировалось создать специальный цех, способный выпускать в военное время до 10 тыс. танков в год.

            Так сколько Т-26 выпустили эти заводы после ввода в эксплуатацию?
            Да и вообще чем это они занимались всё время до 1941 года?
            Наверно всякой гражданской ерундой...Тракторами для народного хозяйства...
            У СССР и машин было меньше и мотоциклов!
            Что могли то и выпускали и в тех количествах на которые были способны и запасы ресурсов и рабочие!
            1. -1
              19 сентября 2018 19:35
              Начинал я как раз на фрезерном и токарном станках, а сейчас своё производство 28 обрабатывающих центров DMG.
    3. +2
      18 сентября 2018 12:22
      Цитата: Curious
      А во Франции, где Тухачевского не было, за период с 1932 по 1940 год "наштамповали" аж 4496 Renault UE Chenillette.

      Этот "уродец" использовался французами как артиллерийские тягачи для 25-мм ПТО и как подносчики боеприпасов на передовую. У французов вообще между Мировыми войнами все без исключения принимаемые на вооружение танки были все поголовно ни на что не годной рухлядью. Это же каким надо быть тупым и замыленным фанатом ФТ-17, чтобы даже на средних танках делать одноместные башни?
      Цитата: Curious
      А англичане, несколько переосмыслив концепцию, на базе своей Карден-Ллойд Модель VI в 1936 создали Universal Carrier, которых до 1945 года "наштамповали" примерно 113000, и которые кое где использовались до 1962 года.

      Это БТР, а не танкетки. И естественно, что их наштамповали много, ведь БТР и нужно много.
      1. +4
        18 сентября 2018 13:04
        Да, французам с англичанами году эдак в 1935 пару сайтовских "стратегов" - мировая история пошла бы совсем другим путем. А если бы еще Сталину парочку - тушите свет.
        А Universal Carrier - если черпать из Вики, то да бронетранспортер. Только сами англичане его назвали "универсальный транспортер", что пытались сделать и из Т-27.
        1. +3
          18 сентября 2018 19:28
          Цитата: Curious
          Да, французам с англичанами году эдак в 1935 пару сайтовских "стратегов" - мировая история пошла бы совсем другим путем. А если бы еще Сталину парочку - тушите свет.

          Не... Виссарионычу не надо - зачем ему ещё пара рабочих на лесоповале? smile Потому как предложат наши стратеги срочно делать подкалиберные снаряды - а им в ответ "вольфрама нет, делайте сердечник из заменителей". И после года безуспешных испытаний этих "заменителей" поедут стратеги искупать ударным трудом потраченные деньги и время.
          Это у профильных разработчиков безуспешные попытки заменить вольфрам прокатывали - потому что им эту работу спустили сверху. А инициативникам влетит по-полной - как влетело гражданину Бжезинскому, пообещавшему создать суперэсминец и получившему на выходе нечто с ТТХ хуже серийных "семёрок".
      2. +1
        18 сентября 2018 13:56
        Ошибаетесь! Первоначально эта машина предназначалась для перевозки пулемёта "Виккерс".
        Разработка самого массового британского бронетранспортёра Второй мировой войны началась в середине 1930-х годов в рамках создания так называемого пулеметовоза — машины для перевозки тяжелого пулемета «Виккерс». При создании машины использовалась ходовая часть легкого танка «Виккерс-Карден-Лойд». В 1936 году фирма «Виккерс-Армстронг» изготовила 13 бронетранспортеров, получивших обозначение Machine Gun Carrier № 1 Mark I. Впрочем, вскоре семь из них были модернизированы в вариант № 2 Mark 1 — пулемётчик получил выдвинутую вперёд броневую рубку, и передняя часть машины приобрела свой законченный вид. Эта модификация стада первой, запущенной в массовое производство. Официальный заказ составил 110 единиц.

        Изменения в конструкции продолжались до 1937 года! И с 1937 по 1945 год выпускалась последняя модификация - всем известный БТР Universal Carrier Mk.I.
        Machine Gun Carrier № 1 Mark I.
        Machine Gun Carrier № 2 Mark I.
        Вгеп Gun Carrier.
        Scout Carrier.
        Universal Carrier Mk.I
    4. +2
      18 сентября 2018 14:01
      Цитата: Curious
      А англичане, несколько переосмыслив концепцию, на базе своей Карден-Ллойд Модель VI в 1936 создали Universal Carrier, которых до 1945 года "наштамповали" примерно 113000, и которые кое где использовались до 1962 года.

      UC - это, скорее не танкетка, а "микромотолыга": универсальное шасси-носитель вооружения (в стоке - пулемёт).
    5. +2
      18 сентября 2018 17:57
      А во Франции, где Тухачевского не было, за период с 1932 по 1940 год "наштамповали" аж 4496 Renault UE Chenillette
      - простите но данная машина изначально позиционировалась как легкий бронетранспортер или танкетка снабжения пехоты и вооружения не имела, зато имела грузоподъемность под пол тонны, назначение то разное, наш одноклассник этого француза это тягач "комсомолец"
  6. +1
    18 сентября 2018 12:05
    Танкетка Т-27, какой бы она не была по сути, являлась некоей стартовой платформой для появления целого семейства танков.

    ...Renault UE 2 для сравнения.

    ...и польский аналог TKS(кому интересно) hi
  7. +1
    18 сентября 2018 13:25
    Если рассматривать вопрос серьезно, то боевые возможности танкетки Т-27 были невелики. Ее броня пробивалась с дистанции порядка 200-300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями калибра 7,92-мм, более того, такая пуля вполне могла вывести танкетку из строя. Да шо там немцы и 41-й ! Ещё в 30-е годы Т-27 поражались басмачами из английских винтовок винтовочными бронебойными пулями...
    А танкетка не "умерла" в 40-е годы ! Как-то в одном военном журнале 60-70 гг.был снимок с изображением малогабаритного гусеничного открытого транспортёра с 120-мм миномётом на прицепе (Франция). В описании этот транспортёр именовался танкеткой.... wink
    1. +3
      18 сентября 2018 15:26
      Цитата: Nikolaevich I
      ...А танкетка не "умерла" в 40-е годы

      hi ...Она ушла, чтобы вернуться в 1970-х годах.
      Porsche выпустил несколько прототипов будущей боевой машины для бундесвера в 1975 году, но Бундесвер остановил проект в 1978 году из-за нехватки средств. Тем не менее, Porsche продолжил развитие, из-за интереса со стороны других стран.

      В 1985 году Бундесвер заказал 343 машины. Wiesel была введена в качестве новой системы оружия для бундесвера с поставками, начиная с конца 1980-х годов. Машина получила название Wiesel ("ласка") из-за своих небольших размеров и маневренности, которые делают его очень трудно обнаружить на поле боя. Производство Wiesel 1 закончилось в 1993 году. Из 343 машин Wiesel 1 210 были вооружены противотанковым управляемым ракетным комплексом компании Raytheon, а 133-одноместной башней KUKA E6-II-A1, вооруженной 20-мм автопушкой Rheinmetall с двойной подачей. Германия развернула обоих типов в Сомали в 1993 году в составе сил ООН... hi
      1. +1
        18 сентября 2018 19:33
        Цитата: san4es
        Цитата: Nikolaevich I
        ...А танкетка не "умерла" в 40-е годы

        hi ...Она ушла, чтобы вернуться в 1970-х годах.
        Porsche выпустил несколько прототипов будущей боевой машины для бундесвера в 1975 году, но Бундесвер остановил проект в 1978 году из-за нехватки средств. Тем не менее, Porsche продолжил развитие, из-за интереса со стороны других стран.

        В 1985 году Бундесвер заказал 343 машины. Wiesel была введена в качестве новой системы оружия для бундесвера с поставками, начиная с конца 1980-х годов. Машина получила название Wiesel ("ласка") из-за своих небольших размеров и маневренности, которые делают его очень трудно обнаружить на поле боя. Производство Wiesel 1 закончилось в 1993 году. Из 343 машин Wiesel 1 210 были вооружены противотанковым управляемым ракетным комплексом компании Raytheon, а 133-одноместной башней KUKA E6-II-A1, вооруженной 20-мм автопушкой Rheinmetall с двойной подачей. Германия развернула обоих типов в Сомали в 1993 году в составе сил ООН... hi

        Ага, Визель! Узнал, не читая текста. laughing drinks
        1. 0
          18 сентября 2018 20:22
          hi ...Валентин.
          Цитата: Doliva63
          ...Визель! Узнал, не читая текста. laughing drinks

          ...Неужели "в натуре" видел?.. smile
  8. +1
    18 сентября 2018 19:08
    По факту - прообраз БРМ laughing
  9. +1
    18 сентября 2018 20:12
    И все же, чем была плоха сама идея?
    Бронерованная танкетка уж куда лучше и практичнее мотоцикла с пулеметом. Для рейда по тылам, где нет противотанковой угрозы, вполне себе неплохо.
    Исполнение подкачало.
  10. 0
    19 сентября 2018 12:35
    Интересная тачанка
  11. +1
    19 сентября 2018 15:53
    Для подводного вождения, с дыхательными трубками и загубниками... Нет, "я не согласен. Лучше режьте меня здесь."
  12. +1
    22 сентября 2018 14:41
    по тому, что знаю я- авиастартеров побольше было выпущено-25-30 и они предназначались для выполнения трёх задач- авиастартер, самолётный тягач и аэродромная патрульная машина, переделка старой танкетки оказалась удачной, оборудование для запуска авиадвигателей не мешало использовать пулемёт, самолёты буксировались успешно и все эти машины попали в авиаполки
  13. 0
    7 ноября 2018 13:17
    Цитата: BAI
    На первоначальном этапе войны в Испании итальянцы на танкетках хорошо воевали, пока наши танки не появились.


    Добрый день, коллега.

    Рыцари тоже неплохо воевали, пока не появились арбалеты со своими болтами. hi

    Цитата: Doliva63

    В составе разведбатов была рота ПТ-76. Вероятно, из-за того, что плавающий. Я училище их застал - вспоминается ветер в ушах


    У нас, 54-ый ОТП, в разведроте было три ПТухи, все со стабилизаторами "Заря". Бегали они действительно великолепно и кличка была "Армейская Волга", а вторая -- "Самовар", это уже за броню. smile

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»