На смену «Абрамсу»: в погоне за американской танковой мечтой

Качество любой ценой

В годы холодной войны главной задачей западных бронеединиц было успешно противостоять советской танковой волне. Это накладывало на их конструкцию определённый отпечаток.

Мы привыкли считать западные машины сложными и дорогими. Это верно лишь отчасти. Если сравнивать с советскими дешёвыми и практичными танками, то, конечно, цена «Абрамса» или «Леопарда» покажется чрезмерной, а наполнение электроникой и умными «штучками» ну очень впечатляющим. Однако это совсем не предел возможностей американской промышленности. И «Абрамс», и «Леопард» — простоваты и дёшевы в сравнении с МВТ-70. Этот танк поражал воображение любого шизомилитариста, но был слишком дорог даже для США. Какой прок от великолепных боевых машин, если их будет слишком мало? Потому в 1980 году в серию пошёл «Абрамс»…

МВТ-70 — танк, во многом опередивший своё время и оказавшийся слишком сложным и дорогим даже для США

В схожей ситуации танкостроение США оказалось и в 80-х годах. Угроза появления у русских танка нового поколения заставила отказаться от многих перспективных работ. Необитаемые башни, экипажи в капсуле — всё это круто, но дорого и сложно. Поэтому американцы пошли по пути дальнейшей модернизации   «Абрамса». Чуть больше брони, побольше пушка, получше мотор. Машина потяжелела и выросла в габаритах, но зато её можно было выпускать массово.

Три пути модернизации танкового парка США. Неглубокая модернизация «Абрамса», глубокая и создание новой боевой машины на его узлах

С окончанием холодной войны необходимость в быстрых решениях отпала. Выпускать танки в больших количествах больше не требовалось, но отказываться от них военные тоже не собирались.

США предстояло взять на себя роль главного мирового полицейского, а значит впереди были многочисленные локальные войны. И если раньше заштатный диктатор мог рассчитывать только на поставки не самой современной техники, то теперь мир изменился. С развалом Союза его многочисленные военные предприятия вышли на мировой рынок оружия. За небольшие деньги любой мог купить самое передовое вооружение из стран бывшего СССР. Там, где раньше могли встретиться в лучшем случае экспортные Т-72, теперь вполне могли появиться лучшие Т-80У или даже полумифические Т‑95.

Так на Западе представляли перспективный российский танк Т-95

Изменился подход к войне и в самих США. Потери в крупном конфликте с СССР, как ни старайся, были неизбежны, даже если бы повезло и до обмена ядерными ударами дело бы не дошло. Но вот потери в войнах с «папуасами» для общественности были совсем неприемлемы.

Получалось, что армии США нужен танк, превосходящий на голову даже самых продвинутых противников. При этом в большом количестве его клепать уже не требовалось. Для локальных конфликтов вполне достаточно и нескольких сотен машин. Оставалось самое интересное — определить требования к этому танку.

Монстры от РЭНД

Проект перспективного двухместного ОБТ разработки РЭНД

Поскольку торопиться было не надо, к вопросу подошли с максимальной серьёзностью. Изучали опыт проектирования   «Абрамс Блок 3», опыт немецких перспективных танков 80-х годов и даже английских машин.

Кроме того, к делу решили привлечь корпорацию РЭНД. В своё время главной задачей компании было как раз техническое консультирование военных и разработка новых способов применения высоких технологий. К концу 20-го века фокус их внимания сместился к стратегии и геополитике, но и старые навыки в РЭНД не забыли. К тому же для работы над технической частью привлекли спецов из ДАРПА (Управления перспективных исследовательских проектов министерства обороны США)

Внутреннее устройство перспективного двухместного ОБТ разработки РЭНД Оцените толщину лобовой брони

Результаты работы представили в отчёте с длинным названием «Исследование объединённых концепций наземного вооружения для танкового и противотанкового боя».

Проанализировав возможные будущие угрозы и доступные технологии, в РЭНД пришли к пониманию: дальнейшая модернизация «Абрамса» не имеет смысла. Главными минусами бронеединицы назвали неэффективную компоновку и слабое бронирование вне фронтальной проекции. С 60-х годов ОБТ (основной боевой танк) защищали только от угроз со лба, при этом борта оставались практически незащищёнными.

В новых реалиях американские танки были бы в меньшинстве на поле боя, а потому их легко могли обойти с флангов. Кроме того, ещё немного — и на вооружении появятся «умные» ракеты, атакующие танк в борт или в крышу.

Проект трёхместного перспективного ОБТ от РЭНД весом в 75 тонн. Необычное размещение наводчика в башне объясняется желанием обеспечить ему максимально возможную защиту

Проекты РЭНД получили бронирование лба, достаточное для отражения снарядов даже калибром 152 мм. Борта имели защиту не тоньше чем у первых «абрамсов». Вот только с таким бронированием машина весила непомерно много.

Заряжающего заменили на автомат заряжания, чем сэкономили место и смогли уменьшить внутренний объем, а следовательно — габариты и вес бронекорпуса. Членов экипажа осталось трое. Но даже с максимально плотной компоновкой вес машины достигал 75 тонн. Сначала хотели сделать броню потоньше, а защищённость повысить за счёт ДЗ (динамической защиты). Но этот вариант оказался негодным. Ведь если бы танку пришлось действовать длительное время самостоятельно и проводить несколько боёв, не возвращаясь на базу, он потратил бы всю ДЗ и оказался бы в голом тонком бронекорпусе. Единственным оставшимся решением стал отказ от наводчика. Экипаж теперь состоял из двух человек. Благо высокий уровень компьютеризации позволял пойти на такую меру.

Проект облегчённого основного боевого танка с использованием автомата заряжания RALS

Много внимания в проекте уделялось эргономике работы экипажа и его защите. Не забыли и про контроль за полем боя. Помимо обычных смотровых приборов и бортовых камер каждый член экипажа получил выдвижную бронированную камеру на штанге. Этим перископом цели можно было обнаружить, даже находясь в низине или за укрытием, вроде одноэтажного дома. В качестве основного вооружения выбрали 135-мм пушку с жидким метательным веществом. Отказ от 140-мм калибра объяснили возможностью хоть немного, но сэкономить на размере автомата заряжания, а разницу в огневой мощи компенсировали более мощным метательным веществом.

В поиске концепции

Проект РЭНД военные изучили. Но поиск идеальной концепции продолжили. Главной проблемой было совмещение высокого уровня защиты и приемлемого веса.

Танк массой в 55-60 тонн даже в Европе столкнулся бы с серьёзными проблемами. Не каждый мост выдержит, да и доставлять боевые машины придётся в основном только морем. А уж что будет, когда такая махина окажется где-нибудь в Африке или Северной Корее. Машине надо было похудеть хотя бы до 50 тонн. В течение следующих двух лет этот вопрос поднимали и в кулуарных совещаниях, и на конференциях. А журнал «Армор» даже устроил в 1993 году конкурс на лучший проект ОБТ от читателей.

Проект перспективного основного боевого танка, занявшего первое место на конкурсе журнала «Армор»

Победивший проект достаточно хорошо совпадал с желаниями военных. 50 тонн массы и необитаемая башня. Переднемоторная компоновка и размещение танкистов в капсуле обеспечивали великолепную живучесть экипажа. Конечно, до монстров РЭНД уровень бронирования не дотягивал, но автор решил не отвергать динамическую защиту и использовал её для усиления защиты бортов.

Внутреннее устройство победившего проекта

Рассматривался и вариант применения КАЗ (комплекса активной защиты). Интересным был отказ от использования орудий нового калибра. Танк получил 120-мм удлинённую гладкоствольную пушку, ведь, по мнению автора, её мощности с лихвой хватало для поражения любых противников — как текущих, так и будущих. Экипаж машины состоял из трёх человек, сидящих плечом к плечу.

Танк будущего

Наконец в 1995 году с требованиями к перспективному танку FMBT (Future Main Battle Tank — «основной боевой танк будущего») примерно определились. Основным параметром должно было стать радикальное снижение веса — до 40 тонн. Достигалось это несколькими путями.

Проект 40-тонного перспективного ОБТ FMBT

Во-первых, с помощью отказа от обычной брони в пользу активной. Работы велись как над продвинутыми комплексами активной защиты, уничтожающими ПТУРы (противотанковые управляемые ракеты) и «ломики» БОПС (бронебойные оперённые подкалиберные снаряды), так и над созданием принципиальной нового типа бронирования — электромагнитной брони. Попавший в такую броню снаряд вызывал бы мощный электрический импульс, выстреливающий в сторону угрозы металлическую пластину. От обычной ДЗ этот способ отличался высокой эффективностью против кинетических снарядов, а также возможностью применять её на любом типе техники, даже на лёгкой. В более продвинутом варианте по всей броне размещались датчики, обнаруживающие попадание и, определив его тип, за микросекунды создающие нужную, а главное экономную, ответную реакцию. В итоге броня толщиной в 40-50 мм ничем не уступала по стойкости плитам метровой толщины.

Работа КАЗ (комплекса активной защиты) на FMBT

Как и в задумке РЭНД, экипаж FMBT составили два человека. Но воевали они далеко не в одиночку. Камеры танка создавали полную картину окружающей обстановки и передавали её не только экипажу, но и в штаб. Благодаря непрерывной связи с командованием создавалось настоящее виртуальное поле боя. По сути, командир танка теперь сидел не в самой машине, а в штабе, далеко в тылу. Основное оружие бронеединицы — орудие калибра 90-100 мм с жидким метательным веществом, обеспечивающим начальную скорость снаряда в 3000 м/с. Этого хватало даже для поражения целей, недоступных для 140-мм орудий.

Макет FMBT в сравнении с «Абрамсом»

И это было только начало. Если FMBT, запланированный в серию к 2010 году, был достаточно реалистичен, то дальше мечты военных ушли совсем в фантастику. Сначала на танк должны были встать электромагнитные орудия калибром 40-50 мм. С появлением новых источников энергии его можно было бы снизить даже до 30 мм, сохранив возможность поражать цели с любым уровнем бронирования. Эти же орудия можно сделать автоматическими, превратив танк в универсальную боевую единицу, способную даже выполнять роль ПВО и ПРО (противовоздушной и противоракетной обороны). Обычный КАЗ (комплекс активной защиты) заменялся на лазер, сжигающий ракеты и повреждающий снаряды. В освободившееся от боекомплекта место можно было посадить двух бойцов в виртуальной реальности управляющих целыми подразделениями роботов-танков поддержки.

Проект перспективного ОБТ 2040-х годов. Обратите внимание на панели, предназначенные для получения энергии со спутников при помощи микроволнового излучения

Работы над FMBT шли до 2003 года, был даже построен полноразмерный макет. Но военные слишком заигрались. Бронеединица, ни по цене, ни по сложности не уступающая истребителю пятого поколения, была перебором. Тем временем на смену ОБТ пришла концепция единой универсальной платформы, а место главной машины танковых сил должна была занять тяжёлая БМП (боевая машина пехоты). А пока шли все эти работы, военные вернулись к модернизации «Абрамса». Новая электроника и прицелы. В перспективе — замена турбины на дизель и облегчение машины за счёт установки более лёгкой пушки и брони.

Облегчённый вариант М1А3

В новых реалиях американские военные смотрят на ОБТ, с одной стороны, как на машину поддержки, способную прикрыть пехоту огнём, и, с другой стороны, достаточно защищённую для размещения важной электроники — например, серверов подразделений роботов-танков. Но пока это всего лишь планы, и ситуация может в корне измениться.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий