Авиация Украины в конфликте на Юго-востоке
Немного о том, что украинцы получили на баланс от СССР. Истребителей — более 340 единиц, фронтовых бомбардировщиков — 150, тяжелых бомбардировщиков дальней авиации — 96, в том числе 19 «Белых лебедей» Ту-160, порядка 100 экземпляров штурмовых Су-25 и еще массу разношерстной техники, как, например, 35 крылатых машин Як-38ПП, относящихся к РЭБ. К этому количеству прибавляем семь полков истребителей ПВО и 900 винтокрылых машин армейской авиации. С самого начала этой истории было понятно, что оставаться наедине с такой воздушной армадой скромной Украине будет совсем нельзя – оборонные расходы только на поддержание техники в боевом состоянии превысят все мыслимые пределы. Какими ресурсами обладали ВВС этого государства на конец 2013 — начало 2014 гг., пожалуй, не знают даже в самой Украине.
Ми-8МТ, сгоревший под Краматорском. Первая жертва среди вертолетов.
Данные от разных источников серьезно разнятся. К примеру, по мнению «The Military Balance», всего в ВВС и армейской авиации состояло на балансе менее 500 крылатых машины. Другие источники утверждают, что всего (без законсервированной техники) на Украине было около 180 самолетов и вертолетов. При любом раскладе количество боевой техники за 20 с небольшим лет на Украине катастрофически уменьшилось, а состояние оставшейся порой плачевное. Есть сведения, что к началу гражданской войны в ВВС боеспособны были только 20-25% боевых машин. К примеру, в 299-й отдельной бригаде тактической авиации к началу войны из 36 штурмовиков Су-25 в боевой готовности было от 8 до 14 самолетов!
Негативно влияла на выполнение боевых задач и неудовлетворительная выучка личного состава – только 10% летчиков имели необходимую квалификацию. Даже командный состав летает плохо – к примеру, 21 марта 2014 года командир эскадрильи подполковник Кочан при посадке на свой аэродром разбил Су-24М.
Интересно, что после присоединения Крыма к России на Украину были возвращены 37 МиГ-29 и МиГ-29УБ, а также 1 учебный Л-39.
Уровень пренебрежительного отношения к собственным ВВС на Украине хорошо иллюстрирует ситуация с модернизацией техники. За все время «самостийности» были проведены работы по улучшению боевых свойств Су-25 до Су-25М1 и Су-25УБМ1, ставшие единственными в истории этого вида войск. Бортовой вычислитель заменили на цифровой, довели до современного состояния систему связи и спутниковой навигации. Ряд улучшений был направлен на всепогодность штурмовиков – они получили возможность работать по целям с высоты 5000 метров.
Ми-24П, сбитый под Карповкой.
Когда стране потребовалось создать ударную авиационную группировку для подавления ополченцев и мирных жителей Юго-востока, оказалось, что у группировки нет запчастей, топлива и боеприпасов в достаточном количестве. Собирали недостающее очень просто: изымали из незадействованных в боевых операциях частей. Были и казусы похлеще: скандально известный Игорь Коломойский за счет собственной авиакомпании «Днепр-Авиа» произвел заправку всех вертолетов Южного оперативного командования ВВС Украины. В самом начале воздушных операция полеты были связаны с устрашением, когда два Су-27 на малых высотах облетели Донецк, Луганск и Харьков, демонстрируя вооружение на внешних подвесах. Первые удары нанесла армейская авиация в начале мая 2014 года в лице Ми-24 при взятии Славянска, а чуть позже подключили штурмовую авиацию для работы по терминалу Донецкого аэропорта. Дальше – больше. Налеты стали обыденной работой украинских ВВС, причем нередко целями выступали совершенно мирные граждане. Вопиющим случаем стала атака 2 июня штурмовиком Су-25 по зданию бывшей администрации Луганска, в ходе которого погибло восемь человек, в том числе пять женщин. Пожалуй, именно варварские воздушные налеты вкупе с беспорядочными артобстрелами городов ЛДНР и стали главной причиной ненависти жителей этих регионов к власти в Киеве.
Ан-30Б. Место падения — Пришиб.
Со временем ополченцы ввели в бой многочисленные ПЗРК типа «Стрела» и «Игла», что вынудило авиацию перейти совсем на другой эшелон атак. Теперь высоты полетов были порядка 5000 метров, что никак не способствовало точности и избирательности ударов – высокоточного оружия у украинцев не было, либо оно было в плачевном состоянии. Первой жертвой стал фронтовой бомбардировщик Су-24М, одно появление которого говорит о мощности ударов с воздуха, которые армия планировала обрушить на юго-восток страны. Упала машина 21 марта под Староконстантиновкой. Первым сбитым вертолетом оказался Ми-8МТ, уничтоженный ПТУРом на земле 25 апреля под Краматорском. Машина должна было доставить боеприпасы, поэтому из-за детонации сгорела напрочь. Дальше – больше. В течение мая были сбиты из ПЗРК и крупнокалиберных пулеметов не менее четырех винтокрылых машин, в том числе знаменитый Ми-8МТ с генералом Национальной гвардии Сергеем Кульчицким на борту. Были и крупные потери – Ил-76МД в июне над аэропортом Луганска упал и сгорел с 49 десантниками и 1 БМД после попадания ракеты ПЗРК.
Транспортный Ил-76МД, сбитый на луганским аэропортом.
Ми-8МТ в котором погиб, помимо прочих, генерал Кульчицкий.
Многие самолеты были уничтожены после залпового запуска ракет ПЗРК с разных точек на земле. Из воспоминаний командира экипажа Су-24МР подполковника Евгения Булацика:
МиГ-29, сбитый над Розовкой.
Су-24М, погибший под Григоровкой.
Лето 2014 года для ВВС Украины оказалось кровавым: со 2 июля по 30 августа было потеряно не менее 19 боевых машин. Работали по ним ополченцы из ПЗРК, ЗРК «Оса-АКМ», крупнокалиберных пулеметов, ЗУ-23-2 и ЗРК «Бук». Самым загадочным были инцидент с Су-25М1 под Горловкой, когда выживший пилот всех уверял, что его свалили ракетой класса «воздух-воздух». Такие потери заставили руководство Украины крайне осторожно вводить в бой авиацию даже в самые сложные периоды боевых действий.
По сути, перед ВВС встала угроза полного уничтожения боевых машин. По примерным подсчетам, в 2014 году безвозвратные потери авиации на Донбассе составили 15 самолетов, 15 вертолетов и 1 БПЛА Ту-143. В 2015 году всего 2 вертолёта и 1 БПЛА. Альтернативная версия звучит так: 5 Ми-24, 9 Ми-8, 15 Су-24, 1 Су-24, 1 Ан-30Б, 1 Ан-26 и 2 Ил-76МД. С сентября 2014 по август 2017 по техническим причинам навсегда потеряли 2 самолета Су-25М1 и 2 вертолета Ми-24 и Ми-24ВП.
В настоящее время применить боевую авиацию украинцев может заставить только отчаянное положение. К примеру, угроза штурма Киева. Сейчас выход у киевских властей видится в привлечении современной западной техники, способной противостоять ПВО ополченцев.
- Евгений Федоров
- lostarmour.info
Информация