Недетские болезни: 966 проблем истребителя F-35

59
Наличие т.н. детских болезней у любого нового образца техники не является чем-то необычным, но некоторые разработки способны удивлять в этом отношении. Перспективный американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II, давно критикуемый за особое соотношение стоимости и реальных результатов, вновь «отличился». Согласно последним опубликованным документам нескольких государственных организаций, такие самолеты до сих пор сохраняют несколько сотен недостатков разного рода. Значительное число таких недоработок приводит к появлению неоправданных рисков.

Новые поводы для критики проекта F-35, а также для издевательских шуток в отношении перспективного самолета, появились еще в июне этого года. При этом, насколько известно, за прошедшие с того времени месяцы ситуация не претерпела существенных изменений, что позволяет продолжать критиковать проект. Более того, учитывая фактический объем недоработок, можно предположить, что поводы для серьезной критики будут сохраняться в течение неопределенного времени.





За ходом проекта F-35 / Joint Strike Fighter следит целый ряд государственных организаций США. В частности, надзор за работами осуществляет Счетная палата (Government Accountability Office – GAO). В июне этого года она выпустила очередной отчет о программе JSF за номером GAO-18-321. В заголовке этого документа отмечалось: «разработка почти завершена, но обнаруженные при испытаниях недостатки необходимо исправить». Такая формулировка, в целом, была безобидной, но в самом документе приводились весьма серьезные сведения о проблемах.

Необходимо отметить, что при оценке оборонных проектов GAO и другие структуры разделяют выявленные недостатки на два класса. Категория 1 включает недостатки, способные привести к повреждению техники или ее компонентов, серьезно нарушить ее эксплуатацию или даже привести к гибели людей. Подобные проблемы также могут привести к остановке серийного производства. К 2-й категории относятся недостатки, негативно влияющие на производство и эксплуатацию техники, но не способные привести к трагическим последствиям того или иного рода.

Как сообщает Счетная палата, в январе этого года самолеты F-35 сохраняли 966 недостатков двух категорий. К более серьезной 1-й относилось 111 недоработок. Все прочие были связаны с меньшими рисками, вследствие чего их определили во вторую категорию. При этом было установлено, что далеко не все проблемы техники можно устранить в ближайшее время и до развертывания полномасштабного серийного производства. Так, на технике новых партий ожидается 25 недостатков категории 1.

Сообщается, что из 25 проблем, с которыми пока нельзя разобраться, 6 относятся к планеру. Еще 12 связаны с бортовым оборудованием; 2 – с его программным обеспечением. По линии оружия насчитали 4 проблемы. Лучше всего себя пока показывает силовая установка. С ней связан только 1 недостаток первой категории. С категорией 2 ситуация еще хуже, как минимум, с точки зрения чисел. Из 855 подобных проблем 165 «доживут» до полномасштабного серийного производства.



Следует отметить, что это лишь те проблемы, которые не удастся ликвидировать в самое ближайшее время. Фактически количество недостатков 1 и 2 категории в разы выше, но с их большинством предполагается разобраться в ближайшее время. Согласно доступным данным, существенная часть известных недостатков может быть ликвидирована в малые сроки и без особых усилий. В то же время, вряд ли кто-то сейчас может утверждать, что за время исправления одних недостатков не будут выявлены другие. Кроме того, в некоторых случаях работа над одной проблемой может привести к появлению другой.

В одном из приложений к отчету GAO приводится список уже известных и вновь выявленных технических проблем перспективной техники. Часть «старых» недостатков уже исправлена, тогда как над другими работают. При этом специалистам авиационной отрасли предстоит уделить внимание и недавно выявленным недоработкам.

Список источников вновь выявленных проблем открывает система дозаправки в полете. Самолеты F-35 используют систему типа «шланг-конус», которая все еще нуждается в доработке. В 2014-17 годах в ходе различных испытаний и тестов имел место 21 инцидент, приводивший к прекращению дозаправки. Происходили обрывы шлангов, а также поломки конусов заправщика и штанги истребителя. Уже составлен список мер, направленных на сокращение подобных рисков. Идет разработка новых изделий и алгоритмов работы.

Счетную палату не устроил ресурс шин шасси самолетов F-35B. Эти изделия в среднем переживают менее 10 посадок с пробегом. До конца года компания Lockheed Martin должна представить новые колеса с шинами, отличающимися достаточным ресурсом. Такие шины смогут выдерживать не менее 25 посадок.



С мая по август 2017 года были зафиксированы шесть случаев неправильной работы системы жизнеобеспечения: пилоты жаловались на недостаток кислорода, причины которого не могли определить. Расследование показало, что часть приборов кислородной системы работает неправильно. Они могут неправильно реагировать на текущие условия, в результате чего в кабине не поддерживается правильное давление. Также возможны определенные проблемы при вынужденной посадке на воду. Неправильная работа жизнеобеспечения может приводить к резким перепадам давления внутри кабины, которые способны нарушить концентрацию летчика с соответствующими рисками.

Почти одновременно с отчетом GAO-18-321 появился другой документ, так же описывающий текущее состояние программы JSF и строящихся самолетов. 4 июня Управление JSF Program Office, отвечающее за реализацию всей программы F-35, выпустило отчет JSFPO Deficiency Review Board Minutes. Темой этого документа стали имеющиеся недостатки самолетов, а также способы их исправления – если такие существуют на данный момент. При этом речь идет о недоработках обеих основных категорий.

Любопытен тот факт, что некоторые недочеты были переведены из одной категории в другую. Так, достаточно давно удалось установить, что аварийный маяк не включается автоматически после катапультирования пилота. Поскольку такая проблема могла затруднить спасение летчика и фактически угрожала его жизни, ее отнесли к 1 категории. В настоящее время ведутся работы по обеспечению правильной работы маяка, и потому этот вопрос перенесли в категорию 2.

Схожим образом поступили с несколькими недостатками программного обеспечения. Также из одной категории в другую перевели небезопасный выключатель лазерного дальномера-целеуказателя, который в ближайшее время пойдет под замену. К категории 2 теперь относятся и проблемы посадочного гака, используемого на палубной модификации F-35C. В некоторых ситуациях возможно разрушение этой детали при взаимодействии с тросами аэрофинишера. Были замечены неправильные срабатывания систем контроля за грузоотсеком: в некоторых ситуациях они указывали на неполадки при сбросе полезной нагрузки. Теперь эта проблема тоже относится к 2 категории.



Описаны несколько существенных проблем с системами управления оружием. Самой серьезной является невозможность правильного использование управляемого вооружения с предварительным вводом координат цели. Так, пилот может ввести координаты цели в электронику корректируемой бомбы типа JDAM, однако не имеет возможности проконтролировать, какие именно данные находятся в ее памяти. В реальной обстановке это может привести к удару мимо заданной цели, в том числе с нанесением урона мирному населению и своим войскам.

JSF Program Office выявило еще одну проблему систем управления вооружением, которую пришлось отнести к категории 1. При необходимости последовательной стрельбы ракетами «воздух-воздух» по нескольким разным целям возможна неправильная обработка данных, снижающая эффективность такой стрельбы. Из-за этого боевая эффективность самолета падает, что представляет определенную опасность для жизни летчика.

По очевидным причинам, Счетная палата США и Управление программы JSF не стали полностью публиковать список выявленных недочетов техники, нуждающихся в исправлении. Пока известны только общая численность этих проблем, а также их распределение по категориям, указывающим на существующие риски и последствия. Несмотря на отсутствие большей части интересных подробностей, доступные данные позволяют составить примерную картину и понять, с какими проблемами сталкивается смелый проект американской промышленности.

Проводя анализы ситуации, GAO видит всю ситуацию в целом, благодаря чему может выдавать полноценные рекомендации всем участникам проекта, а также Конгрессу, определяющему порядок дальнейшего ведения работ и финансирования проектов. В заключительной части отчета GAO-18-321 приводятся рекомендации для всех ведомств, имеющих отношение к программе F-35.



На уровне Конгресса США предлагается проводить независимые оценки стоимости проекта и результатов работ. Кроме того, необходимо проводить анализ предложений с точки зрения возможности их реализации при доступных технологиях. События последних лет требуют переработать все основные графики работ, а также, возможно, изменить стратегию всей программы.

Во избежание дальнейшего роста трат с сохранением самых серьезных рисков GAO предлагает не торопиться с переходом на новые этапы программы. В отчете предлагается в ближайшее время избавиться от всех критических недостатков проекта F-35 Lightning II в его существующем виде, и только после этого запускать полномасштабное серийное производство. Также управление JSFPO должно определить четкий план дальнейшего развития проекта, учитывающий последние достижения и сложности.

Текущая ситуация с вновь выявляемыми недостатками, негативно влияющими на эксплуатационные и боевые качества техники, дополнительно ухудшается из-за того, что F-35 уже достаточно давно производится серийно. К настоящему времени компания Lockheed Martin успела построить и передать заказчикам более трех сотен таких машин всех основных модификаций. До запланированного старта полномасштабного серийного производства ряд заказчиков получит столь же существенные количества техники.

По мере продолжения производства самолетов в ограниченных количествах, компания-разработчик и смежные организации должны будут постепенно избавить технику от, как минимум, значительной части имеющихся проблем. Нетрудно представить, насколько сложным будет исправление 966 известных недочетов в условиях продолжающегося серийного выпуска. При этом следует помнить, что три сотни сданных истребителей уже имеют едва ли не полный набор проблем, упомянутых в отчетах GAO и JSFPO.



Таким образом, параллельно со сборкой новых самолетов промышленности предстоит осуществлять ремонт и модернизацию уже готовой техники. Если выпущенные машины не будут проходить необходимое обновление – их ценность для войск окажется сомнительной. Кроме того, следует учитывать, что авиастроители не смогут сразу исправить все 966 недостатков, и самолеты новых серий будут сохранять некоторые проблемы. Этот факт дополнительно усложнит эксплуатацию и обслуживание техники в будущем, а также потребует расширить программу улучшения готовых самолетов.

Согласно последним подсчетам, для доработки наличных самолетов F-35 может понадобиться финансирование в размере 1,4 миллиарда долларов. Следует напомнить, что с 2012 года и до настоящего времени на подобные процессы уже ушло 1,5 миллиарда. Какой будет суммарная стоимость всех работ по улучшению техники после избавления от имеющихся недостатков – если это удастся сделать – остается только гадать. Впрочем, очевидно, что все это увеличит цену программы JSF на несколько миллиардов.

Уже исправленные и пока лишь выявленные недостатки техники также негативно сказываются на темпах строительства. Так, согласно первоначальным планам 2003 года, опытно-конструкторские работы должны были завершиться в 2010-м, после чего следовало запустить мелкосерийное производство. Через несколько лет Пентагон мог инициировать полномасштабный выпуск техники. До 2019 года включительно планировалось собрать более 1950 самолетов. Реальные результаты оказались куда скромнее, что связано с чрезвычайной смелостью проекта и сопутствующими затруднениями.

Несмотря на прогресс последних лет и выполнение ряда планов, истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II все еще не избавился от всех «детских болезней». Доработка техники продолжается, и фактически каждый новый самолет, выходящий из сборочного цеха, оказывается чуть лучше предыдущего. Однако, согласно анализу контролирующих структур, реальное положение дел далеко от идеального, и промышленности необходимо принимать новые меры.

Примерно через год военное ведомство собирается запустить полномасштабное серийное строительство F-35, и к этому времени желательно избавиться от большинства проблем техники. В противном случае необходимые доработки придется выполнять буквально на конвейере, а количество строевых машин, имеющих те или иные ограничения, станет попросту неприемлемым. Каким образом будут развиваться события в ближайшем будущем – пока до конца не ясно. Однако очевидно, что программа все еще F-35 / JSF не может избавиться от своих «детских болезней», и специалистам предстоит хорошо поработать.

По материалам:
https://gao.gov/products/GAO-18-321
https://documentcloud.org/documents/4741475-JSFPO-Deficiency-Review-Board-Minutes-04-June-2018.html
http://lockheedmartin.com/
https://globalsecurity.org/
http://janes.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    21 сентября 2018 07:03
    Кирилл, hi зачем вы у поклонников эгото авиаметаллолома леденец изо рта вытаскиваете lol для них фу35 смысл бытия самой вселенной wassat псевдопятое колено,или поколено,сделано сшой lol короче ,авиабог wassat чтобы они почаще на землю падали,особенно ,те что с шестигранной эмблемой,из страны дружбана верховного,стреляющие нам в спину,как и турки.
  2. +1
    21 сентября 2018 07:38
    В итоге получится неплохой самолет, наверное.
    1. +6
      21 сентября 2018 08:47
      Цитата: Paul Zewike
      В итоге получится неплохой самолет

      Уже получился, А и В версии находятся в боеготовых подразделениях.

      GAO и подобные ей организации решают свои задачи. Показывают, что деньги и штат им дают не зря.
      Тот факт, что задержка производства пингвинов подразумевает продление эксплуатации файтинг фалконов и страйк иглов, а это свои расходы и свои риски, GAO не интересует.
      Не с них спрос.
      Потерян 1 из 7 построенных фалконов. 2 из 17 иглов. В случае игла теряли в среднем 1 борт на 50 тыс. часов. В случае пингвина за 200 тыс часов, первых его часов - не разбился ни один. По сути, на военном самолете гражданские стандарты безопасности. Диды, выжившие после полетов на F-104 Starfighter, плачут, когда читают про
      недостатки, способные привести к повреждению техники или ее компонентов, серьезно нарушить ее эксплуатацию или даже привести к гибели людей
      1. -5
        21 сентября 2018 10:01
        деньги не все решают в этой жизни, сколько бы американцы не напечатали трлн фантиков баксов, ф35 останется легкой целью для су-35, а когда су30 модернизируют до уровня су35, а такие планы уже озвучены, тогда и су30 с ПФАР Ирбис и рэб хибинами сможет легко уничтожать с стелс поделками США
        1. +9
          21 сентября 2018 10:13
          Цитата: Дормидонт2
          су30 с ПФАР Ирбис и рэб хибинами

          "Я знаю каратэ, кунг фу и еще много других страшных слов" (с)
        2. 0
          21 сентября 2018 10:27
          Мессер перед войной тоже лёгкой целью был для любимого и воспетого "ишака"...
          (Опыт Испании-38/39 в открытой печати не воспевался).
          История вообще спиралеобразно развивается.
          1. +8
            21 сентября 2018 11:12
            В Испании воевали Bf.109B, возможно Bf.109С, а с нами - Bf.109F и далее. А вот "Ишачки" со времен Испании изменились не так радикально.
            1. +4
              21 сентября 2018 13:55
              Почему-то не упомянут 109-Е. Вот он-то и начал наводить шороху в Испании. И он же стал первой наиболее массовой моделью 109-го.
              Вот после его испанской премьеры наши и кинулись искать замену "ишаку".
            2. -1
              29 сентября 2018 09:50
              главвное не самолет а прокладка между креслом и штурвалом, не забывайте немцы били ассами 1 мировой и второй у их лучшая школа была в том числе и наша
        3. Комментарий был удален.
      2. +12
        21 сентября 2018 10:32
        Если отвлечься немного от технического аспекта Ф 35...
        По поводу налёта уже в 200 000 ч, это неккоректное сравнение.. Кто обеспечил такой налёт на данном типе? Летчики-испытатели и опытнейшие лётчики. Кому доверяют такую технику и переучивают в первую очередь? В Израиле, Норвегии и тд... Да и в самих штатах... Летчиков с большим налётом (уверен, как бы по нашей классификации не ниже лётчика первого класса, так же как и сейчас у нас отбор на Су 57, как и когда то было с Миг 31 -не ниже 2 класса).
        Так вот когда Ф 35 действительно станет массовым, и на нём начнут летать не только опытнейшие пилоты, вот тогда можно будет говорить о статистике......
        Сейчас, грубо говоря, идут войсковые испытания Ф 35...
        И говорить о чем либо преждевременно...
        1. -1
          21 сентября 2018 11:03
          Цитата: NN52
          И говорить о чем либо преждевременно...

          Ну, рано или поздно, разобьется хоть один, тут Вы правы.
          Но вопрос был не в том, получилось ли создать неразбивающийся самолет. А в том, бьется он реже или чаще фалкона, хорнета и игла.
          1. +3
            21 сентября 2018 11:48
            Цитата: Вишневая девятка
            А в том, бьется он реже или чаще фалкона, хорнета и игла.

            Так и берите статистику за тот же время с момента выпуска у фалкона и хорнета. Машины с существенным пробегом естественно ломаются чаще и сказанное выше про эксплуатацию хорошо подготовленным летным и техническим составом учтите...
            1. +2
              21 сентября 2018 12:22
              Цитата: НИКНН
              Так и берите статистику за тот же время с момента выпуска у фалкона

              http://www.f-16.net/aircraft-database/F-16/mishaps-and-accidents/
              C 79-го каждый год и не по разу.
              Цитата: НИКНН
              Машины с существенным пробегом естественно ломаются чаще

              Для машины с большой степенью новизны - неестественно. Для Су-30 возможно.
              Цитата: НИКНН
              про эксплуатацию хорошо подготовленным летным и техническим составом учтите

              Как это можно учесть в цифрах?
        2. +5
          21 сентября 2018 16:59
          Цитата: NN52
          По поводу налёта уже в 200 000 ч, это неккоректное сравнение.. Кто обеспечил такой налёт на данном типе? Летчики-испытатели и опытнейшие лётчики. Кому доверяют такую технику и переучивают в первую очередь?

          Цитирую полковника ВВС США в отставке Pete Gavares
          наши ранние F-16 продолжали рушиться. За первые мои 44 дня на базе мы потеряли четыре самолета. Командирам авиакрыла посчастливилось продержаться месяц. На самом деле, в ходу была жуткая шутка: "Если вы хотите взлететь на новом самолете, не забудьте купить акр земли от конца взлетно-посадочной полосы для своей могилы".

          Это про F-16, который на сегодняшний день самый распространенный истребитель в мире.
        3. +3
          21 сентября 2018 19:19
          "Так вот когда Ф 35 действительно станет массовым, и на нём начнут летать не только опытнейшие пилоты, вот тогда можно будет говорить о статистике....."/////
          ----
          Массовым, это когда? Когда выпустят все 3700 самолетов? На первые Ф-16 и Ф-15 тоже сажали не новичков, а опытных летчиков. И они бились-катапультировались десятками и в Штатах, и во всей Европе. Все летчики, пересаживающиеся на Ф-35, проходят ПОЛНОСТЬЮ одинаковый тренировочный курс, довольно длинный. Независимо от класса и предыдущего налета часов.
  3. +10
    21 сентября 2018 07:50
    Хорошо когда есть самолеты хотя бы с проблемами, и это намного лучше чем их отсутствие, либо наличие всего 12 штук ....
    1. -2
      21 сентября 2018 09:00
      А ни чё, что разница в военных бюджетах в 10 раз wink И в данном случае лучше будет довести до ума 12 единиц, чем строгать сотни недосамолётов feel
      1. +5
        21 сентября 2018 10:42
        Вы бы тов. Сталину это перед войной рассказали...
      2. -3
        23 сентября 2018 17:46
        А ни чё, что разница в военных бюджетах в 10 раз
        А ни чё, что разница в количестве мест, на которые эти деньги распределены, даже не в 10 раз, а наверное раз в 30 больше? Начиная от зарплат, заканчивая количеством разных баз и конфликтов...
  4. +2
    21 сентября 2018 08:24
    Помнится у истребителей Яковлева в 1943г. перкаль с крыльев срывало из-за некачествкнной наклейки.И ничего, направили на фронт рембригады они и справились,прикрыли Конструктора от последствий.
    1. +1
      21 сентября 2018 10:29
      Не, не перкаль. Фанера на крыльях была.
      Перкалью фюзеляж был обтянут.
  5. -1
    21 сентября 2018 08:27
    Цитата: Paul Zewike
    В итоге получится неплохой самолет, наверное.

    Да уже вроде кое что получилось.
    1. +3
      21 сентября 2018 11:51
      Цитата: Арон Заави
      Да уже вроде кое что получилось.
      Было бы из ряда вон, если бы за такие деньги вообще ни чего не получилось.
      1. +1
        21 сентября 2018 14:37
        Цитата: НИКНН
        Цитата: Арон Заави
        Да уже вроде кое что получилось.
        Было бы из ряда вон, если бы за такие деньги вообще ни чего не получилось.

        Согласен, Николай!.. И вот самого главного Арон и его идейные сподвижники не могут понять. Что, если бы "Сухому" выделили хотя бы половину этой суммы на НИОКР и производство, то у они за такое бабло, летающую тарелку сделали, невидимую и неслышимую, стреляющую пучковым оружием, и поражающим от ПЛ до высокоорбитальных спутников!))) И в неприлично большом количестве!))) А теперь глянем на обратную ситуацию, что Локхин Мартину выделяют сумму как для Сухого. Сколько бы экземпляров летало???? А??? Я думаю, что им бы на разработку стойки шасси этого мизера не хватило бы.... smile hi
        1. +1
          21 сентября 2018 16:24
          Давно интересует вопрос, почему у нас за пять копеек лучшая армия в мире, а у пингвинов все разворовывается и вообще железо никуда негодное.
          Спасибо hi
          1. 0
            23 сентября 2018 17:53
            Давно интересует вопрос
            У нас пол страны от разных "навальных" узнаёт сколько стоит дача у Медведева в Плёсе (которой кстати и он в том числе чуть ли не хвалился до первого шума), а Вы тут про "за 5 копеек". Спешно прямо.
      2. 0
        25 октября 2018 09:44
        Су -57 дороже
    2. -1
      27 октября 2018 08:03
      Жирный пингвин с отверстием сзади
  6. 0
    21 сентября 2018 10:05
    Не читал, но с уверенностью могу сказать содержание статьи - фу 35 говно, су 57 авиабог, но он так хорош, что его можно не производить, су 35 все равно лучше фу 22. Короче "воевать будем малой кровью на чужой земле, а командир должен быть впереди на лихом коне" (с)
    1. +9
      21 сентября 2018 11:58
      Цитата: Vol4ara
      Не читал, но с уверенностью могу сказать содержание статьи

      Прямо телепат. Может и насайт заходить не стоит, все равно все статьи знаете.
      ПС на будущее, что бы не вляпываться и не выглядеть не красиво, все таки стоит почитать.
  7. -2
    21 сентября 2018 10:09
    это недостатки, которые можно выявить только при массовой эксплуатации, так как проявляются изредка.

    С учетом того, что ни один не упал при большом налете, реально никакие из них не являются опасными для эксплуатации самолета.
    1. -1
      23 сентября 2018 19:34
      Жаль, что вы не главков ВВС США! У вас юы получилось, право слово!
  8. 0
    21 сентября 2018 10:23
    В ГАО похоже люди гранты из РФ получают.
    Но также похоже и то, что самолётик будет айс.
    "Мессер" и "Спитфайр" поначалу в прошлом веке только ленивый не пинал. Ну, история всегда повторяется, Древнейшие в ней всегда будут.
  9. +2
    21 сентября 2018 10:25
    Летчик-испытатель F-35 Билли Флинн:

    "Когда кто-нибудь скажет мне, что вы не можете быть быстрее, но у нас скорость составляет до 1,6 М, или 700 узлов (морских миль в час), максимальная перегрузка 9 g с полным вооружением (бомбы и ракеты) и полным топливом, и такая высокая скорость доступна на самых больших дальностях, на которые может долететь F-35". А ваш самолет такое может?
    1. +2
      21 сентября 2018 16:05
      Цитата: Zaurbek
      Летчик-испытатель F-35 Билли Флинн:

      "Когда кто-нибудь скажет мне, что вы не можете быть быстрее, но у нас скорость составляет до 1,6 М, или 700 узлов (морских миль в час), максимальная перегрузка 9 g с полным вооружением (бомбы и ракеты) и полным топливом, и такая высокая скорость доступна на самых больших дальностях, на которые может долететь F-35". А ваш самолет такое может?

      Хе-хе, Заурбек... передай этому Билли, чтобы посмотрел ттх российских истребителей...
      У того же Сухого есть целая плеяда машин, превосходящих по названным параметрам Ф-35... и даже не только последние модели - Су-27 который начал летать за десять лет до того, как Локхид только начал осмысливать украденную в ельцинский период информацию по Як-141(1985 и 1995, соответственно) превосходит по скоростям, дальностям полета, ракетно-бомбовой нагрузке и боевому радиусу действий захваленный Б.Флинном Ф-35... Причем модификаций Су-27, в отличие от 3-х у Ф-35 - море, на вскидку более десятка вариантов...
      Максимальная дальность - от 2400 до 3900 км/час у Су-27 против от1670 до 2520 км/час у Ф-35
      По скоростям - крейсерские - 800/850 км/ час (Су-27 и Ф-35)
      Максимальные - 2 - 2.35 М/1.6 М - соответственно
      Боевой радиус действия - 1680/1140 км - сответственно...

      Так что извините, и передайте Билли, что он плохо знает предмет о котором бормочет...

      Только на разработку Су-27 никто ПОЛ ТРИЛЛИОНА USD не тратил - а Билли привет передавай - пусть лучше изучает ттх самолетов противника и не задает идиотских вопросов о скоростях, допустимых перегрузках и дальностях полетов самолетов других стран...
      1. +1
        21 сентября 2018 16:09
        Там уже даже пишут, что Ф-35С с одинаковой нагрузкой с Ф-15...летит дальше, чем Ф-15.
  10. +14
    21 сентября 2018 10:39
    Опасаюсь выглядеть не патриотичным, но открытость контроля крупных программ вооружения в США, мне нравится. Вот конгресс и журналисты благодаря таким отчетам видят весь расклад по стоимости недостаткам и причинам задержки программ. И Конгресс вытрясет душу президенту когда он придет туда просить согласовать бюджет военный. И автор не прав, что сами недостатки скрываются и известно только их количество - например та единственная критическая проблема двигателя - это невозможность совместить его тестирование и обслуживание с системой ALIS. В итоге страна имеет возможность давить на военных, а те давят на производителей и все программы двигаются вперед. А у нас все под завесой секретности просто пилятся бюджеты и никто ни за что не отвечает не отчитывается. Я понимаю секретить - технические характеристики и технологии, но недостатки программы секретить - это путь к еще большему и большему затягиванию доводки проектов до принятия на вооружение и еще большей растрате денег.
    1. -1
      23 сентября 2018 07:03
      Ну какие бюджеты?
      Сравните бюджет ф35 и су57....
  11. -1
    21 сентября 2018 13:26
    Рад, очень рад любой, даже потенциальной проблеме у "вероятного противника"! good
    1. 0
      21 сентября 2018 17:02
      Чей "вероятный противник"?
      Спасибо
  12. 0
    21 сентября 2018 16:01
    Цитата: egor-kz
    Рад, очень рад любой, даже потенциальной проблеме у "вероятного противника"! good

    Не тому радуетесь, огорчаться надо что наши Бюджетные деньги тратятся неэффективно - много воруют, к сожалению. На эти растраченные деньги м.б. произвести гораздо большую установочную партию машин для войсковой эксплуатации. Время - вот невосполнимый ресурс, но теряя деньги - теряем качество разработок и время.
    1. -3
      25 октября 2018 13:31
      Вы это паникерство бросьте была команда чепчики вверх бросать
  13. +1
    21 сентября 2018 16:34
    Это же не просто такие статьи появляются.
    Сколько бы пингвины денег ни вбухивали, а ничего у них не получается. Пингвины бессильны супротив гения россиянского Главкома вседержителя. Победим малой кровью и малыми деньгами на чужой территории.
    И авангардушки с посейдончиками не просто так в медиа-пространстве появились. Росэлитка даст отпор любому супостату. Не даром хлеб народный кушают, те еще наркомы. И главное все это не для возвеличивания и мирового доминирования Главкома (погоняло "Лидер мира"), а строго ради интересов простых дорогих россиян проворачивается.
    Так вижу.
    Спасибо
  14. -1
    21 сентября 2018 20:59
    Преемственность поколений научной школы разработчиков и конкуренция с другими КБ - вот основа успеха в создании передовой военной техники. Инженеры «Локхид Мартин» в условиях практически полного монополизма некритично скопировали не доведенную до ума советскую разработку и в итоге, потратив огромные деньги, оказались у разбитого корыта.
    1. +1
      22 сентября 2018 00:59
      У Як-41 и F-35 нет ничего общего. Даже поворотное сопло не совпадает.
      1. -1
        22 сентября 2018 06:01
        Возможно именно поэтому и не выходит каменный цветок?))
        1. +3
          22 сентября 2018 10:46
          Цитата: CTEPX
          не выходит каменный цветок?)

          Цветок - это Як-41? Нет, там очень много причин.
          Пингвинов Б уже 73 в КМП, не считая английских и итальянских. Больше, чем Су-35 в ВВС РФ, например.
      2. -1
        23 сентября 2018 07:19
        У Як-41 и F-35 нет ничего общего

        да что вы говорите?....вы уверены?
  15. 0
    22 сентября 2018 00:01
    Если они выпустят 2000 таких машин, учитывая концепцию их безаэродромного применения, масштабы угрозы представляете? А проблемы они решат. Рано или поздно.
    1. +1
      22 сентября 2018 01:01
      F-35B выпускают немного (относительно F-35A), концепции безаэродромного применения не для НАТО - у них глобальное количественное превосходство в воздухе.
  16. 0
    22 сентября 2018 12:04
    Ещё бы наших конструкторов в Америку заслать,чтобы помогли "доработать",американцам их истребители,чтобы те в воздухе на запчасти сами разбирались и будет всё ОК!Летит этак лётчик,натовский,а у него шасси сами собой отваливаются,или крылья с мотором в полёте отстегнулись - и ОК!Или катапульта внутри сработала,а колпак не откинулся - и порядок.Помочь им сделать самолёт - сюрприз,чтобы лётчик блока НАТО к самолёту со страхом подходил и с замиранием сердца в него залезал!Вот это будет настоящая работа!!!
    1. 0
      23 сентября 2018 02:02
      Цитата: gespenst45
      Ещё бы наших конструкторов в Америку заслать,чтобы помогли "доработать",американцам их истребители,чтобы те в воздухе на запчасти сами разбирались и будет всё ОК!Летит этак лётчик,натовский,а у него шасси сами собой отваливаются,или крылья с мотором в полёте отстегнулись - и ОК!Или катапульта внутри сработала,а колпак не откинулся - и порядок.Помочь им сделать самолёт - сюрприз,чтобы лётчик блока НАТО к самолёту со страхом подходил и с замиранием сердца в него залезал!Вот это будет настоящая работа!!!

      вы прямо описали процесс проектирования СУ-57, а ведь это было засекречено! stop
  17. -4
    22 сентября 2018 20:44
    Денег у них много, инженеры опытные, доведут до ума сомнений тут нет, а так же США их планируют закупить в количестве около 2500 штук только для себя, что сомнений тоже не вызывает, ведь около 300 уже сделали и называют они это "мелкосерийным производством", поэтому меня смешит сравнение с Т-50, Су-35 и прочими, Т-50 в лучшем случае 60 штук сделают и то лет через 10, а к своим модернизированным аппаратам можно сколько угодно плюсов писать, даже поколение 4+++++++ от этого 5-м не становится! И даже если Сушки действительно лучше американских аппаратов, во что верится слабо, то количество скажет свое слово.
    1. 0
      23 сентября 2018 22:41
      Цитата: Superpuper
      Денег у них много, инженеры опытные, доведут до ума сомнений тут нет, а так же США их планируют закупить в количестве около 2500 штук только для себя, что сомнений тоже не вызывает, ведь около 300 уже сделали и называют они это "мелкосерийным производством", поэтому меня смешит сравнение с Т-50, Су-35 и прочими, Т-50 в лучшем случае 60 штук сделают и то лет через 10, а к своим модернизированным аппаратам можно сколько угодно плюсов писать, даже поколение 4+++++++ от этого 5-м не становится! И даже если Сушки действительно лучше американских аппаратов, во что верится слабо, то количество скажет свое слово.


      Какая разница что ты напишешь поколение 5 на Ф35м. От этого его бредовая и тупиковая концепция истребителя невидимки не изменится. Он уже на стадии разработки утратил свою главную фишку. Очередная неудачная разработка США. Как и Ф117.
      1. -2
        26 сентября 2018 02:20
        Так он соответствует всем требованиям 5го поколения. Кстати и сверхзвук без форсжа он так же развивает, его один двигатель жжет сильнее чем 2 МиГ-35 вместе взятые. Зато Су-35 и прочие не имеют малозаметности,Ф-35 заметит Су-35 раньше и раньше выпустит ракету, благодаря малозаметности, более продвинутым радарам и электроники в целом.
  18. +1
    23 октября 2018 09:27
    Итого: Несмотря на все эти 999 недостатков, их уже произвели 150 шт, сделают еще больше, все их заказывают, и по стоимости они соответствуют японским и европейским самолетам 4го поколения.

    Тото так вокруг бесятся. А что поделать, их экономика позволяет.
    1. -4
      25 октября 2018 13:36
      От того и бесятся что СУ 57 это провал
  19. 0
    26 октября 2018 15:49
    Недетские болезни: 966 проблем истребителя F-35


    966 не 966, а все же покупают и будут это делать дальше. Бельгия с планирует закупку 34 самолетов.
  20. 0
    7 декабря 2018 09:55
    Ага, какой ужас.
    Их уже 150 шт 3х типов, все еще заказывают, разбился за все время опытной эксплуатации всего один....
    электроника считается самой передовой....

    Да наши 2 шт 57х, уже умеющие летать по прямой, их порвут в клочья....

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»