Счастливый «Авро Энсон», или как посадить «бутерброд» из самолётов

«Авро Энсон»

Патрульный самолёт «Авро Энсон» изначально разработали для британской авиакомпании «Империал Эйруэйз». Требовалось лёгкое, но вместительное «воздушное такси» для перевозки шести человек на небольшие расстояния. Сказано — сделано (тем более если «уплочено»). И в начале 1935 года первая из машин совершила свой пробный полёт.

В то же самое время королевские ВВС задумались на тему «а где бы нам взять лёгкий патрульный самолёт — ну так, на всякий случай?». Авиаконструкторы с радостью показали чинам «энсоны» и подписали контракты на их производство.

Двухмоторный моноплан вооружили пулемётами, установили подвес и прицел для бомбометания и быстро отправили в производство.

Машина получилась на редкость удачная. Всего с 1935 по 1952 годы выпустили более 11 000 экземпляров различных модификаций.

В ВВС подарку обрадовались и стали использовать птичку как лёгкий бомбардировщик, патрульный и… учебный самолёт. Ну не отрывать же «нормальные» боевые машины для обучения начинающих лётчиков? А то разобьют ещё дорогую технику…

Внезапно война

С началом Второй мировой положение дел с обучением личного состава ухудшилось. Самолётов катастрофически не хватало даже для перевозки грузов (в тот момент королевские ВВС экспроприировали всё, что можно, из гражданского воздушного флота), а бомбардировки Англии заставили перенести производство «энсонов» в Канаду.

«Энсоны» 2-й школы лётной подготовки

Тем не менее, худо-бедно обучение лётчиков продолжалось. Причём не только в метрополии, но и в её доминионах. Так, 29 сентября 1940 года в небо над аэродромом в австралийском Южном Уэльсе поднялись два учебных бомбардировщика, пилотируемые Джеком Хьюсоном и Леонардом Фуллером.

Полётное задание было простое: подняться в воздух в паре, совершить круговой полёт через города Корова и Наррандера и вернуться на базу.

Это мог быть обычный, рядовой вылет, но в один несчастливый момент пилоты потеряли друг друга из вида.

Хьюсон отчаянно крутил головой, пытаясь найти в небе напарника. Но его нигде не было. Вдруг фюзеляж его «Энсона» сотряс страшный удар — самолёт Фуллера буквально рухнул на него сверху!

От удара на машине Фуллера вышли из строя оба двигателя, а у Хьюсона — хвостовое оперение.

База, у нас проблема!

Неизвестно, о чём подумал Хьюсон в момент столкновения, но действовал он на автомате. Приказал штурману покинуть самолёт, а сам перевёл двигатели на максимум, чтобы сохранить сцепившиеся машины в воздухе как можно дольше и увести их подальше от населённых пунктов.

Дальше Хьюсон решил, что сделал всё возможное, а остальное теперь в руках высших сил — и попытался выброситься с парашютом. Это ему почти удалось, если не считать удара от работающих пропеллеров. В результате чего пилот, беспорядочно кувыркаясь, понёсся к земле. Раскрыть купол ему удалось только в тридцати метрах от поверхности, так что приземление вышло крайне жёстким.

Сержант Леонард Фуллер (справа)

В течение последующих четырёх месяцев отважный пилот был парализован.

Тем временем второй лётчик, Леонард Фуллер, также оценил полученный ущерб и с удивлением понял, что может управлять бомбардировщиком!

Увидев, что в «Энсоне» его напарника больше нет экипажа, авиатор решил-таки посадить самолёт. Главное — увести его подальше от населённых пунктов. Он стал понемногу снижаться с километровой высоты, а своему штурману также приказал покинуть самолёт.

Фуллер крепко держал штурвал, высматривая площадку для приземления. Лишь бы только найти небольшое ровное поле, на котором можно было бы рискнуть совершить аварийную посадку.

800 метров… 600… а под ним всё так же тянутся дома городка Броклсби. Наконец, когда запаса по высоте уже почти не оставалось, в десяти километрах к юго-западу от людных мест «сиамская» спарка самолётов с грохотом села на фермерское поле.

Подъехавшая скорая и спасатели, к своему удивлению, нашли не кучу трупов и гору обломков, а вполне живого и здравствующего пилота. Более того, его машина после мелкого ремонта почти сразу вернулась в строй.

Сержант Фуллер

Про инцидент написали в газетах, а Леонард Фуллер стал знаменитостью. Его повысили в звании до сержанта, отметили наградой и вернули на действующую военную службу в 37-ю эскадрилью королевских ВВС на Ближнем Востоке.

В 1944 году бесстрашный лётчик погиб. По жестокой иронии — не во время боевого вылета, а на земле. Фуллера сбил автобус, когда он катался на велосипеде.

В память о воздушном инциденте в Броклсби установили мемориал в виде двигателя самолёта «Авро Энсон».

29 сентября 1940 года всё могло закончиться куда трагичнее, если бы не профессиональные действия обоих пилотов. Они не только уберегли мирных жителей, но и сами спаслись в фактически безнадёжной ситуации.

Так что никогда не сдавайтесь!

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий