Рассказы об оружии. Тяжёлая бронедрезина БДТ-35

43
История не знает жалости. Особенно история вооружения и военной техники. Наверное, связано это с самой сутью этих образцов человеческой мысли, поскольку войны с развитием техники становятся все более скоротечными. И времени на обкатку, раскачку и работы над ошибками практически нет.

Вот это очень точно характеризует все то, что произошло с героем нашего повествования.





Речь в этой статье пойдет о бронемашине, которую мало кто видел, да и интереса она особого не вызывает, разве только что у тонких ценителей всего перемещающегося по двум рельсам. Даже в специализированных изданиях об этом изделии написано всего пара-тройка строк. Да и создано их всего пять единиц.

Однако не все так однозначно.

Итак, бронедрезина тяжелая (БДТ). Большинству любителей и специалистов более известна под названием БДТ-35. Понятно, что цифры в этом варианте означают год принятия на вооружение РККА.

В предыдущей статье мы упоминали два направления развития железнодорожной бронетехники, которые возникли из бронепоездной темы. Броневагоны и бронедрезины.

И здесь пошли нюансы. Составом.

Началось все с того, что фактически исчезла разница в выполняемых задачах и возможностях техники. Согласитесь, что броневагон типа МБВ-2 – это не бронепоезд Первой мировой или Гражданской войн.



А если к нему прицепить пару платформ с зенитками и вагон с ремонтным оборудованием? Это уже что, легкий бронепоезд получается? А так поступали.

Легкие бронедрезины типа БД "Стрела" тяжелели и получали достаточно мощное вооружение. Скорость, вполне естественно, падала, но усиливалась огневая мощь. И что? На выходе не броневагон, но и уже не бронедрезина.

Самое главное – для чего все?

Сеть железных дорог требовала создания системы их защиты. Доказано именно Гражданской войной, кто смог контролировать пути доставки и подвоза всего подряд, то и выиграл.

Плюс не будем забывать еще две вещи: масштаб страны, даже и с учетом утраченных территорий, и наличие соседей практически по всему периметру советских границ, мечтающих как похоронить молодой Союз, так и просто отжать «исторически исконных» территорий.

В итоге все это требовало от командования РККА создания таких условий логистики, при которых переброска войск по железной дороге была бы безопасной не только внутри страны, но и на её границах.

Разговоры о бронедрезине, способной сопровождать воинские эшелоны при переброске войск, а также выполнять функции защиты железнодорожных путей, велись достаточно долго. Однако, решение этой задачи тормозилось отсутствием шасси.

Такое шасси появилось в 1933 году. Именно в этом году конструкторы Калужского машиностроительного завода запустили в производство самый массовый мотовоз довоенного периода Мз (3339 штук) с 73-сильным двигателем от автомобиля ЗИС-5. Кроме двигателя, конструкторы дали мотовозу новую ходовую часть и кузов.

Рассказы об оружии. Тяжёлая бронедрезина БДТ-35


Разработка требований к новой бронированной железнодорожной машине в Управлении механизации и моторизации РККА была закончена в 1934 году. Военные настояли на разработке сразу трех типов бронедрезин. Основной дрезиной были тяжелые хорошо вооруженные БД. Кроме этого, необходимы были дрезины-транспортеры и дрезины-штабные машины.

Возникает вопрос о вооружении. Зачем БД пушки?

Дело в том, что основной предназначение БД в 30-е годы дополнила ещё одна задача. Охрана мостов и железнодорожных сооружений на удалении от транспортных узлов.

В принципе то, чем раньше занимались бронепоезда и броневагоны, но с некоей примесью разведдеятельности. То есть, БД могла весьма оперативно прибыть на место, экипаж оценивал ситуацию и далее действовал по обстановке. То есть, либо пробовал решить проблему самостоятельно (для чего пулеметов обычной дрезины могло не хватить), либо пользуясь довольно высокой скоростью, отступить.

Бурное развитие танков в это время и подтолкнуло командование Красной Армии к вооружению БД противотанковыми орудиями. Эти же орудия планировалось использовать против бронедрезин противника. И даже против бронепоездов, используя более высокую скорость дрезины.

Последнее слегка сомнительно, но так говорят документы. То есть, планировать можно было все что угодно, вопрос стоял только за применением.

Итак, в 1934 году на Московский железнодорожноремонтный завод («Можерез») поступил заказ на производство тяжелых бронедрезин. Конструировать данное изделие должно было заводское КБ «Можереза» под руководством Н. Гуленко. Однако, непосредственно Главным конструктором стал инженер Ф. Трусов, руководитель "военного отделения КБ".

Мы неоднократно писали о том, как оперативно выполнялись военные заказы в 30-е годы. Так случилось и с новой бронедрезиной. Уже в конце 1934 года из ворот спеццеха «Можереза» вышла первая БД!



Если внимательно посмотреть на эту машину, можно заметить, что выполнена она была в традиционном для того времени стиле "тачанки". Помните первые советские бронеавтомобили Н. И. Дыренкова? Особенно кормовую часть. Машина должна быть подвижной огневой точкой. Своеобразным передвижным дотом.

Кроме этого, по нашему мнению, при создании БД конструкторы явно опирались на разработки ещё 1916 года. Имеется ввиду легкая бронедрезина "Стрела". Фактически БД «Можереза» повторяла очертания "Стрелы" в увеличенном виде. За исключением башен.


БД "Стрела"


На заводе машина получила традиционное для этого предприятия название Э (экспериментальная) — 7 (тяжелая). Однако, при передаче в РККА изделию было присвоено новое наименование — БДТ. Бронедрезина тяжелая. В некоторых документах добавлены цифры, как мы писали выше.

Испытания БДТ проводились с 30 ноября 1935 года по 26 марта 1936 года в отдельном полку бронепоездов на маршруте Брянск — Смоленск. В целом, испытания признаны успешными.

Изменения в конструкции, которые последовали после испытаний, вызваны скорее желанием улучшить конструкцию, чем необходимостью. Всего дрезина прошла 1060 км.

Рассмотрим машину внимательнее.



Шасси Калужского мотовоза Мз осталось фактически без изменений. Удачная конструкция шасси и достаточно мощный двигатель вполне справлялись с бронированным корпусом. Усиливать конструкцию не понадобилось.

Корпус БДТ съемный. Крепится к раме болтами. Сварной. Боковые стенки имеют бронирование 16 мм. Крыша обшита листами толщиной 10 мм. Такое же бронирование на стенках, близких к горизонтальным. горизонтальные листы-крыша и низ-толщиной 8 мм.



Для посадки и высадки экипажа, которые составлял 9 человек, в корпусе имелись две двери. Двери расположены в обоих бортах, что давало возможность эвакуировать экипаж под огнем противника.

Командир БДТ имел возможность вести наблюдение за железнодорожным полотном через верхний люк. Люк находится в правом борту и откидывается вверх.

Интересное решение найдено для обзора водителя в боевой обстановке. Конструкторы не стали разрабатывать ничего нового, использовали то, что уже есть в армии. В бою водитель использовал перископ "Разведчик", которого, по мнению создателей, было достаточно для должного контроля за железнодорожным полотном.

Вооружение БДТ впечатляет даже сегодня. Машина получилась действительно "зубастая" для такого небольшого экипажа.

Башня от танка Т-26 с 45-мм пушкой и спаренным пулеметом ДТ. Башня расположена в средней части дрезины. Бронирование башни 13 мм.



По бортам расположены три пулемета "Максим" (два справа и один слева). На корме пулемет ДТ. В задней части корпуса расположена спаренная зенитная установка пулеметов "Максим". Для её использования необходимо было сдвинуть специальные люк.

Для такого вооружения имелось и соответствующие количество боеприпасов. Возимые боеприпасы БДТ тоже внушают уважение. 21 тысяча патронов к пулеметам "Максим"! 1536 патронов к пулемету ДТ. 154 снаряда к танковой пушке.

Машина была оснащена танковой коротковолновой радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной. Связь можно было поддерживать на расстояниях в 10-30 км в движении и 40 км на стоянке.

Есть ещё один малоизвестный, но достаточно интересный факт из жизни данной бронемашины. БДТ могла менять пути. Проще говоря, машину можно было перемещать на параллельные пути! Правда делалось это достаточно сложно.

Механизм подъема и перехода на параллельный путь выглядел так. Дрезину на механическом подъемнике приподнимали над рельсами и поворачивали на 90 градусов на специальной шаровой опоре подъемника. Поперек пути выкладывались специальные балки, по которым с помощью лебедок БДТ перекатывалась на другой путь. Далее все в обратном порядке.

Производством бронедрезин должен был заняться Подольский крекингоэлектровозостроительный завод. Причина такого решения проста. Завод уже имел опыт изготовления броневых корпусов для Т-27 и Т-37. Фактически производство БД было организовано именно под производство корпусов.

На самом деле вместо заявленных 10 бронедрезин завод смог выпустить до конца 1936 года всего две. Причины банальны и стары как мир. Подвели смежники. В частности, завод не получил танковые башни. Всего же за время производства тяжелых бронедрезин было выпущено всего 5 машин.

Интересно боевое применение БДТ. Почему такие грозные машины фактически не участвовали в разгроме немецко-фашистских полчищ?

Все дело в том, что в середине 30-х годов в руководстве РККА сложилось мнение, что основное предназначение БДТ — охрана железнодорожного полотна в Сибири и на Дальнем Востоке. Это мнение возникло не на ровном месте.

Инфраструктура Сибири и сегодня мягко говоря, оставляет желать лучшего. А в предвоенные годы... Так что основными путями доставки войск, да и вообще транспортного сообщения оставались железные дороги и реки. Именно их оборона и признана первостепенной задачей частей и соединений на востоке страны.

Средняя скорость бронепоезда того времени была в районе 50 км/час. БДТ же разгонялись до 75-ти. Другим преимуществом бронедрезин был запас хода. Он превышал аналогичный показатель БП в 2 с лишним раза. 250 км против 100. Есть ещё третье преимущество. Двигатель!

Автомобильный двигатель не требовал такого частого обслуживания, как паровые котлы паровозов бронепоездов. Достаточно ежедневного ТО и проведения регламентных работ после определенного количества пройденных километров.

В конечном итоге, 28 мая 1936 года начальник Генерального штаба издал приказ о формировании опытного батальона бронедрезин на базе отдельного полка бронепоездов с задачей в дальнейшем передислоцироваться в восточные районы страны.

Батальон должен был стать достаточно серьезной боевой единицей для восточного ТВД. Только БДТ-35 должно быть 10 штук. Плюс, на той же базе дрезина ДШ (штабная). Добавьте сюда 21 БА-3жд, 9 ФАИ-жд и прочие машины. Только офицеров в батальоне было 40 человек. Старшин и сержантов — 86 человек. Рядовых — 134 человека, итого 268 человек личного состава.

Батальон был сформирован 15 августа 1936 года. Однако, бронетехника в новое подразделение в полном объеме не поступила. Из БДТ в батальон прибыла только одна машина.

В июле 1937 года батальон получил новый штат и новый номер-5-й отдельный батальон бронедрезин (5 оббдр) и в сентябре этого же года переведен в Хабаровский край на станцию Бурея. По новому штату батальону полагалось 5 бронедрезин (4 БДТ и 1 ДШ), 39 бронированных автомобилей с железнодорожным ходом и другая техника.

Вот таким образом бронедрезины и оказались на востоке страны, где и находились практически всю войну. Можно ли назвать это участием в войне? Не знаем. Однако, противник, зная о БДТ и других бронемашинах на советской ЖД никаких провокаций с использованием собственной железнодорожной бронетехники не проводил.

Но японцев батальон все же бил. 4 года ожидания провокации и... После марша батальон вступил в бой 12 августа 1945 года. Воевал в Маньчжурии. Прикрывал автомобильные дороги. Перевозил генералов по частям и соединениям. И даже сопровождал Военный совет 2-й армии для переговоров о капитуляции в городе Сун-У. Бронедрезины охраняли железную дорогу.

2 ноября 1945 года пришел приказ о расформировании батальона и передаче бронетехники на военный склад. Именно этот день и стал официальной датой окончания воинской службы БДТ-35.

Оценивать бронедрезину БДТ-35 с позиций сегодняшнего дня глупо. Уже на момент создания это была машина не столько революционная, сколько состоящая из механизмов и вооружения проверенных на других образцах техники.

Машина надежная, мощная, хорошо вооруженная и способная вести бой с почти любым противником. Вражеский танк или бронемашина, другая бронедрезина, артиллерия или пехота противника. В принципе, даже для самолета БДТ была не самой простой целью. Скорость плюс пулеметы – это не простой состав.



Самое главное, это была машина на своем месте, пусть даже это Сибирь и Дальний Восток. Как известно, место службы не выбирают особо, его получают назначением.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    10 октября 2018 06:18
    У бронедрезины большая "мертвая зона". В одиночку ей трудно, а вот вдвоем уже нормально.
    1. +8
      10 октября 2018 07:01
      Нет такой бронетехники, которая бы предназначалась для ведения боя в одиночку. БДТ не исключение. Хотя, именно потому, что многие командиры того времени этого не понимали мы имеем огромные потери , к примеру, бронепоездов. Оставляли без прикрытия в качестве смертников в первый период войны...
      Хотя, сегодня с дивана легко осуждать тех, кто тогда оборонял страну...
  2. +4
    10 октября 2018 06:18
    спасибо автору за эти статьи. одна из любимых тем, информация кое -какая есть, но каждый раз нахожу что-то новое и интересное,но по бронедрезинам Великой Отечественной информации в книгах мне попадался мизер, ещё раз-СПАСИБО!
  3. +12
    10 октября 2018 07:02
    Для удобства вставлю большую фотографию мотовоза МЗ/2
    1. 0
      10 октября 2018 20:57
      Цитата: тасха
      Для удобства вставлю большую фотографию мотовоза МЗ/2

      Не пойму-борта деревянные ?
      1. -1
        11 октября 2018 10:24
        Да, деревянные)))
  4. +4
    10 октября 2018 07:11
    по поводу того, что считать участником войны- я к ним отношу всЁ, ЧТО ЕЗДИЛО, ПЛАВАЛО, ЛЕТАЛО, ползало в 1939-1945, может кому-то это покажется кощунством,но старая баржа, которая в ГУЛАГ возила ЗК, тоже работала на Победу, т.к. эти ЗК добывали необходимые стране ресурсы,это мой личный взгляд, я его ни кому не навязываю
  5. +8
    10 октября 2018 08:07
    Дрезина имела как сварные, так и клепаные корпуса, так как крекингоэлектровозостроительный завод не освоил сварку броневой стали.
    И об участии в боевых действиях. На Дальний Восток отправили четыре БДТ. Пятая входила в состав отдельного бронепоезда N 60 "Ленинградец" и использовалась по некоторым данным до 1944 года на Ленинградском фронте. На последнем фото именно эта БДТ.
    1. +1
      10 октября 2018 08:39
      Цитата: Curious
      Дрезина имела как сварные, так и клепаные корпуса

      Что и видно на представленных фото. Сварные швы заметны только в районе воздухозаборника для двигателя.
      А за статью спасибо!
    2. BAI
      +4
      10 октября 2018 09:31
      Да, но фото - экипаж советской бронедрезины, вооружённой башней от танка БТ-5 (не Т-26!) и пулемётами «Максим», под командованием старшего сержанта Георгия Васильевича Кучанского (1916 г.р.) на Волховском фронте.
      Источник информации о фото - Газета «Вечерняя Москва» № 143(5584) от 20.06.1942
      1. BAI
        +3
        10 октября 2018 09:49
        Вот фотография, похожая на приведенную в статье, но похоже уже в боевых условиях.

        Обратите внимание на длину пушки.
      2. +2
        10 октября 2018 10:34
        А в чём отличия башни танка БТ-5 от башни танка Т-26?
        В декабре 1932 года Комитет Обороны обязал НКТП выпускать танки Т-26 (начиная с машины с заводским номером 1601) с 45-мм пушкой. Под эту пушку, спаренную с пулеметом ДТ, для танков Т-26 и БТ-2 была спроектирована новая башня. Испытания стрельбой показали полную ее надежность. Производство башен под 45-мм пушку началось в конце 1932 года на двух заводах — Ижорском и Мариупольском. Первый выпускал башни усовершенствованного типа (сварные с большой нишей), а Мариупольский первые 230 башен изготовил по первому варианту (клепаные с малой нишей). Большинство клепаных башен было установлено на танки БТ-5 и лишь очень незначительное количество— на Т-26.
  6. +8
    10 октября 2018 08:58
    Жаль не приведены снимки штабной и транспортной дрезин! Одна из транспортных дрезин использовалась немцами в качестве вагона для десанта в составе бронепоезда охраны путей на оккупированных территориях СССР
    !
  7. +3
    10 октября 2018 09:05
    Спасибо.
    Немного напрягло это:
    21 тысяча патронов к пулеметам "Максим"! 1536 патронов к пулемету ДТ.

    Патроны то одинаковые:)
    Но потом сообразил, что первые, очевидно, были в холщовых лентах, а вторые в дисковых магазинах или цинках.
    1. 0
      10 октября 2018 09:27
      Скорее всего уже в "дисках". В бою некогда их перезаряжать да и в таком стеснённом пространстве это было бы сложно сделать!
      1. +4
        10 октября 2018 11:15
        Емкость диска ДТ 63 патрона. Поэтому все в дисках не получается, 1536 на 63 не делится, поэтому цифра вызывает сомнения. Напрашивается вариант 1512 или 1575.
        1. +2
          10 октября 2018 11:32
          Возможны опечатки в документах или всё же некоторый запас патронов в цинках! Сейчас уже никто точно и не скажет... hi
        2. -1
          11 октября 2018 10:25
          Цитата: Curious
          Емкость диска ДТ 63 патрона.


          Вообще 47...
          1. +4
            11 октября 2018 11:49

            Это у пехотного ДП-27 - 47.
            У танкового ДТ-29 авиационного ДА - 63.
            1. +4
              11 октября 2018 12:15

              Схема мсгазина пулемета ДТ-29.
            2. +2
              12 октября 2018 06:11
              небольшая ремарка- у друга дед воевал с ДП, рассказывал ему, что больше 43 патронов в диск не набивали,что бы не заклинило-пружина тугая
  8. +3
    10 октября 2018 09:11

    Захваченная немцами штабная бронедрезина БДТ.
    1. 0
      11 октября 2018 06:13
      Алексей! Спасибо,в Ваших комментах каждый раз нахожу много интересного!
      1. 0
        11 октября 2018 14:07
        Благодарю за лестный отзыв!
        Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны - Коломиец М.
        ..Таким образом, за 1935-1937 год промышленность дала армии 11 бронедрезин - 1 штабную, 5 ДТР и 5 БДТ.

        ДТР - дрезина - транспортёр.
        У Коломийца много книг по бронепоездам и прочим бронированным механизмам для передвижения по рельсам!
        1. 0
          12 октября 2018 06:13
          у меня только книга Дроговоза *Крепости на колёсах* и публикации в*Моделисте-Конструкторе*
          1. +1
            12 октября 2018 08:36
            На книжных интернет ресурсах есть эти книги! Посмотрите.
      2. +1
        11 октября 2018 14:16

        Или номера Фронтовой Иллюстрации. Посвящённые бронепоездам, мотоброневагонам и бронедрезинам!
  9. +3
    10 октября 2018 09:34
    ...Тем не менее, потребность в высокомобильных бронедрезинах на Дальнем Востоке, учитывая географические особенности этого региона, была столь велика, что 30 октября 1934 г. командующий войсками ОКДВА Блюхер в письме начальнику Управления механизации и моторизации РККА отмечал:
    «УБЕДИТЕЛЬНО ПРОШУ:
    1) 35 бронемашин БА-27 с вооружения мехчастей снять (заменить их новыми колесными броневиками) и использовать в качестве бронедрезин для бронепоездных частей.
    2) Дать задание на сконструирование и изготовление реверсивного механизма для БА-27 и выслать изготовленные механизмы в ОКДВА.
    3) Отпустить необходимые средства для переделки машин БА-27 на заводах ДВ К.
    О Вашем решении прошу срочно сообщить мне».

    Если уже в 1934 году на Дальнем востоке были бы рады машинам БА-27жд! То описанные в статье БДТ там были очень востребованы!
  10. 0
    10 октября 2018 10:13
    крекингоэлектровозостроительный завод

    Аж поперхнулся... Это примерно как аэростатная пистолетная батарея. Где крекинг, и где электровозы? laughing
    1. +4
      10 октября 2018 11:36
      В 1919 году для восстановления железнодорожного транспорта, повреждённого в результате Первой мировой и гражданской войн, на площадке недостроенного кабельного завода был возведён Подольский паровозоремонтный завод. Уже 2 мая того же года из ворот предприятия вышел первый отремонтированный локомотив серии Щ-61.
      В 1931 году он был переименован в КЭС («Крекинг-электровозостроительный»), в том же году завод изготовил первый в СССР крекинг-аппарат. Кроме того, в 1930-е годы предприятие выпускало узкоколейные паровозы, промышленные и рудничные электровозы, железнодорожные платформы, буровые станки, тюбинги для московского метро, а также корпуса бронетехники — БА и танков Дыренкова, танкеток Т-27 и плавающих танков Т-37.
      С 8 апреля 1936 года — Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе. Это имя заводу присвоено по просьбе рабочих — Серго Орджоникидзе являлся в то время Наркомом тяжелой промышленности и уделял предприятию особое внимание.

      Такие вот крекинг и электровозы...
      Выпускал же Выксунский завод дробильно-размольного оборудования бронеавтомобили!
      1. +3
        10 октября 2018 21:01
        Цитата: hohol95
        Такие вот крекинг и электровозы...
        Выпускал же Выксунский завод дробильно-размольного оборудования бронеавтомобили!

        Шпиены сходили с ума laughing
      2. 0
        11 октября 2018 07:12
        Выкса-это давний центр металлургии и машиностроения, деревня Илёв,из которой происходит мужская линия моего рода, до начала 20 века относилась как раз к Выксунской металлургической группе, пока революционеры местному начальнику бомбу под задницу не сунули, и завод закрыли
    2. +2
      10 октября 2018 14:21
      Цитата: Jerk
      Где крекинг, и где электровозы?

      Точно так же можно сказать о многих образцах техники того воемени. И не только военной. Если вы обратили внимание, то и военную бронедрезину создавали гражданские конструктора..Время было такое. приказали-сделали.
  11. +1
    10 октября 2018 10:33
    Спасибо автору за любопытную страницу истории техники! Кстати, в Пышме настоящая дрезина?
    1. +2
      10 октября 2018 10:38
      Увы, реплика..Потому и нет фотографий внутреннего устройства
      1. 0
        10 октября 2018 23:05
        Цитата: domokl
        Увы, реплика.

        Будем считать, что это модель в масштабе 1:1. yes Вот, ей-бо, ещё пара статей на эту тему, и решусь таки на пополнение своей броне-коллекции Ж/Д бронетехникой и артиллерией... Только боюсь, что в "корабельной" двушке даже мой 72-й масштаб не спасёт: одно дело БДТ и ФАИ-жд, но, ведь, есть и Дора с Леопольдом... fellow wassat А бес с ним, один раз живём. laughing И спасибо за статью, подождём следующую. hi
        1. 0
          11 октября 2018 00:39
          Ну, наверняка будет статья про бронепоезд с площадками ПЛ-43, с башнями от 34. Реплика такого бронепоезда стоит в Пышме.
          1. +1
            11 октября 2018 10:27
            Цитата: maximghost
            наверняка будет статья про бронепоезд с площадками ПЛ-43, с башнями от 34.


            Конечно, будет! Но будет и ПЛ-35. И много чего еще, не только из Пышмы.
        2. +2
          11 октября 2018 06:16
          Пластмассы скрип для нас звучит как музыка!
          Как аромат вдыхаем ацетон!
          Что нужно нам?
          Декаль полоска узкая, и что-бы клея полный был флакон!
  12. +2
    10 октября 2018 11:27
    Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны - Коломиец М.
    ...Таким образом, за 1935-1937 год промышленность дала армии 11 бронедрезин - 1 штабную, 5 ДТР и 5 БДТ Следует сказать, что часть бронедрезин постройки Подольского завода имела не сварные, а клепаные корпуса, из-за того, что предприятие не сумело освоить сварку цементованной брони.
    ...Два слова о судьбе остальных построенных бронедрезин. К началу Великой Отечественной войны они имелись в составе следующих бронепоездных подразделений: 8-го (1 ДТР) и 9-го (1 ДТР) отдельных дивизионов бронепоездов, 11-го (1 ДТР) и 60-го (1 БДТ) отдельных бронепоездов, а также в бронепоездах 60 и 66 полков войск НКВД по охране железных дорог. В ходе боев лета - осени 1941 года как минимум 2 ДТР были потеряны (одна из состава 8-го дивизиона бронепоездов и одна из состава войск НКВД). Достоверно известно, что одна ДТР в 1942-1943 годах использовалась в составе 11-го дивизиона бронепоездов. Одна трофейная ДТР использовалась немцами в составе бронепоезда № 10 (PZ 10), корпус второй был установлен на платформу в качестве неподвижного броневого каземата.
    Что кается БДТ 60-го отдельного легкого бронепоезда, находившегося при ЛБТКУКС, до она использовалась как минимум до 1944 года, сначала в составе 60-го отдельного бело, затем в 60-м дивизионе бронепоездов. Вот несколько выдержек из «Отчета о боевых действиях 60-го отд. Бронепоезда за период с 24.6.41 г. по 1.5.42 г.», касающихся бронедрезины:
    «14.7.41 г. по прибытии на ст. Веймары получил устное распоряжение от полковника Угрюмова - отправить бронедрезину БДТ с одним взводом десантной роты для охраны жел. дор. моста через р. Лугу у ст. Клены, что было немедленно выполнено...

    Для нашей страны эти боевые машины были просто необходимы!
  13. +3
    10 октября 2018 11:47
    Цитата: Jerk
    крекингоэлектровозостроительный завод

    ...Где крекинг, и где электровозы? laughing

    Вот цитата из истории этого завода:
    В 1919 году для восстановления железнодорожного транспорта, повреждённого в результате Первой мировой и гражданской войн, на площадке недостроенного кабельного завода был возведён Подольский паровозоремонтный завод. Уже 2 мая того же года из ворот предприятия вышел первый отремонтированный локомотив серии Щ-61. После принятия первого пятилетнего плана заводу был поручен выпуск продукции для нефтехимической промышленности. В 1931 году он был переименован в КЭСКрекинг-электровозостроительный»), в том же году завод изготовил первый в СССР крекинг-аппарат. Кроме того, в 1930-е годы предприятие выпускало узкоколейные паровозы, промышленные и рудничные электровозы, железнодорожные платформы, буровые станки, тюбинги для московского метро, а также корпуса бронетехники — БА и танков Дыренкова, танкеток Т-27 и плавающих танков Т-37.

    Звучит конечно необычно, но факт, название было такое в его истории, а сейчас это «Машиностроительный завод ЗИО-Подольск».
    yes
  14. +1
    10 октября 2018 17:37
    Спасибо авторам за интересную статью!
  15. 0
    12 октября 2018 06:16
    Выксунский металлургический завод был основан в 1757 году, завод ДРО в 20-е годы прошлого века, сама Выкса получила статус города в 1934

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»