Конница зимой

39
Значение специальной подготовки войск к зимним действиям очень велико. Неприспособленные, не натренированные и плохо снабженные к зиме войска будут терпеть поражение.

Несмотря на ряд обстоятельств, стесняющих маневр конницы в зимних условиях, она в силах смелым маневром окружить и уничтожить противника или заставить его сдаться в плен.



История 20-го века знает много случаев успешно проведенных зимних боев – когда действия конницы привели к окружению или серьезному поражению противника.

Конница зимой


Для успешного применения конницы зимой нужны некоторые условия: неглубокий снежный покров, отсутствие больших лесов, наличие открытых пространств. Ясно, что в лесистых районах севера конница малоэффективна, но в равнинных районах и зимой действует хорошо.

Операция 1-го Конного корпуса С. М. Буденного на Касторную является одной из наиболее поучительных зимних операций. В ноябрьские холода 1919 г. конница С. М. Буденного выполнила одну из труднейших задач, действуя против конницы К. К. Мамонтовa, А. Г. Шкуро и 2-й пехотной дивизии белых.

В этот период шел мокрый снег, а заморозки сделали из дорог скользкие ленты. В обстановке гололедицы конница с трудом двигалась вперед.

В дни подготовки атаки ст. Касторная бушевал сильный снежный буран (13 - 15 ноября). Только 15 ноября он прекратился, и С. М. Буденный, концентрическим наступлением разбив противника, занял ст. Касторная. Было захвачено до 3000 пленных, 4 бронепоезда, 4 танка, 4 бронемашины, 22 орудия, более 100 пулеметов, большое количество снарядов, патронов, винтовок и более 1000 лошадей.

1-я Конная армия прошла весь путь до Ростова, действуя в зимних условиях. 8 января 1920 г. армия захватила Ростов-на-Дону, также осуществив концентрическое наступление севернее города. Было захвачено до 12000 пленных, около 100 орудий, 200 пулеметов и все танки.

В феврале 1920 г. 1-я Конная армия перегруппировалась с р. Дон в район ст. Великокняжеская и в районе Егорлыкской пыталась окружить белые войска. В ряде смелых зимних операций армия окончательно разгромила конницу генералов В. В. Крыжановского, В. В. Павлова и Я. Д. Юзефовича.



Наступление зимой затруднено, прежде всего, снегом. Маневр не только по фронту, но и из глубины на отдельных направлениях затруднителен - занесенные снегом дороги требуют расчистки, а оттепели, гололедица, бураны превращают движение в мучительный процесс.

При наступлении на Ставрополь в начале февраля 1920 г. части 11-й красной армии испытывали огромные лишения. Морозы и снежные бури сменялись оттепелью - когда дороги превращались в непроходимые болота. Несмотря на это, маневр стал одним из условий, обеспечивающих разгром противника.

Сближение в зимних условиях, вследствие трудности маскировки, лучше всего производить ночью, а атака должна быть особенно быстрой и решительной - ведь иначе противник уничтожит атакующих, резко вырисовывающихся на снегу.

В январе 1920 г. конный корпус в составе 7-й кавдивизии и Таманской кавбригады атаковал части генерала Н. Г. Бабиева у Аксай (на Ставропольском направлении). Кавбригада наступала с фронта, сковывая все силы противника, прикрывавшие отход белых. 7-я кавдивизия в ночь на 12 января получила задачу обходом с юга выйти в тыл белых и разгромить их. Около половины противостоящей группировки было уничтожено. Это происходило в самых неблагоприятных условиях - в гололедицу, в снежные бураны, сменявшиеся оттепелью или сильной стужей, в малонаселенной степи. Войска были измотаны, снабжение плохое, тылы отстали.

Особое внимание коннице, действующей в зимних условиях, следовало обращать на устранение следов на снегу - как от наблюдения сверху, так и от наземной разведки противника. Ведь зимние следы были наиболее показательными красноречивыми свидетельствами, давая возможность определить не только направление движения, но и силу конной группировки.

Величина переходов в зимних условиях зависела от степени наезженности дорог, состояния погоды и температуры. Необходимость остановки на ночлег обязательно в населенных пунктах также накладывала существенный отпечаток на величину переходов.

На зимних дорогах колонны удлинялись – ведь наезженный путь был значительно уже полотна дороги, и части вынуждены двигаться в узких строях. В связи с этим увеличивалось время на вытягивание и развертывание колонн.

Зимой движение войск возможно только по узкой наезженной части дороги, а обочины нельзя использовать даже при средней толщине снежного покрова.

Передвижение конницы в сильную снежную бурю могло быть затруднено - если заранее не подготовлены пути движения, вехи, маяки и т. д. Но и в этом случае скорость движения падала в несколько раз. Но в некоторых случаях легкая метель, наоборот, могла быть использована для внезапного маневра или перегруппировки сил.

Для переправы по льду требовалась следующая толщина льда: для всадников - 16 см; для одиночных людей на дистанции 2 м друг от друга – 4 - 10 см; для двуколок, 76-мм орудий и повозок - 16 см, для 76-мм и 122-мм орудий на передках с дышловыми лошадьми - 16 см и более, для грузовых 3-тонных автомобилей - 30 см. При переправе по льду последний покрывался соломой, хворостом или посыпался песком, землей, опилками, золой - чтобы избегать скольжения. При недостаточной толщине льда он усиливался досками, жердями и поливался водой.

Как отмечалось, на ночлег войска зимой должны располагаться под крышей - в населенных пунктах. При отсутствии населенных пунктов войска останавливались в оврагах, лощинах, в лесу - в местах, закрытых от ветра. По возможности устанавливались палатки, шалаши, рылись землянки или ямы на 2-3 человека или углубления в снегу, покрываемые палатками. Иначе войска теряли много людей обмороженными. Так, конная группа генерала В. В. Павлова в начале 1920 г., после попыток овладеть ст. Торговой, была вынуждена ночевать в степи при 20-градусном морозе. В этом районе местность была совершенно открыта, и ветер дул непрерывно. За одну ночь конница В. В. Павлова потеряла замерзшими до 2000 человек.

В начале 1920 г. при движении 10-й красной армии к р. Маныч выпал глубокий снег и начались снежные метели - люди сильно зябли и старались укрыться от ветра. Холод и ветер при плохом обмундировании очень отражался на качестве несения службы охранения. Поэтому в ст. Торговую в январе 1920 г. ночью внезапно ворвались конные части генерала П. Х. Попова. Только быстрая тревога и яростные атаки позволили выбить белых из станицы.

Ночные действия зимой требовали еще более тщательной подготовки, чем в другое время года. Иначе движение и атаки были неудачны. Так, при ночном налете 2-й бригады 4-й кавдивизии 1-й Конной армии в январе 1920 г. 2 группы должны были выйти в тыл противника. Сильный ветер со снегом не дал возможности выполнить задачу - так как обе группы потеряли ориентировку и не смогли найти противника. Такие случаи были нередки.

Оборона зимой очень тяжела и изнурительна. Требовалось сооружение укреплений в мерзлой земле - причем время на работы увеличивалось в три и более раз. Конницу старались не использовать для стационарной обороны, но история знает такие примеры.

Во время Второй Праснышской операции в феврале 1915 г. русские использовали конницу как оборонительно, так и для активных действий. Конница принесла колоссальную пользу и позволила нанести немцам большие потери - несмотря на ряд ошибок, допущенных кавалерийскими начальниками. Зимой обороняющемуся легко применять засады – что и продемонстрировали, в частности, русские конники под Праснышем.

Изучение особенностей зимних действий позволяло избежать многих ошибок, уменьшало потери, обеспечивало маневренность конницы в самых тяжелых условиях и позволяло смелыми действиями, глубоким маневром окружать и уничтожать противника – действуя в любой обстановке.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    13 октября 2018 06:53
    Спасибо за статью, лучше стало понятно, с какими трудностями сталкивается конница зимой. Всегда интересовало "Монгольское нашествие на Русь 1237 - 1238" Зимнее нашествие...?
    1. +9
      13 октября 2018 07:08
      Статья понравилась. Спасибо
      Узнал новое для себя о передвижении по льду .
      Упомянуто устранение следов движения конницы. А как именно устраняли, придавая снежному покрову прежний вид? По-моему, это очень непросто
      1. 0
        13 октября 2018 08:09
        атья понравилась. Спасибо
        ,,,да ни о чем и о обо всем,,мне статья не понравилась,,какая то неполная,,,
        1. +6
          15 октября 2018 06:36
          Статья о некоторых особенностях действий конницы зимой.
          Вот о чем, это очевидно.
          Ключевые слова - некоторых и особенностях))
      2. +2
        13 октября 2018 15:15
        Цитата: Reptiloid
        А как именно устраняли, придавая снежному покрову прежний вид?

        Как вариант - следы банально заметаются.
        1. +4
          13 октября 2018 18:01
          Цитата: Paranoid50
          Цитата: Reptiloid
          А как именно устраняли, придавая снежному покрову прежний вид?

          Как вариант - следы банально заметаются.

          Я об этом предполагал. Вот только в случае сотен? ИЛИ поболе? Как? Или тоглда уже не было необходимости?
          1. +3
            13 октября 2018 22:39
            привязывали сзади к каждому коню за макушку небольшую елку - через несколько часов снежный покров принимал первоначальный вид, подобный способ в ВОВ использовали и советские лыжники
            1. 0
              14 октября 2018 17:49
              Цитата: рич
              привязывали сзади .......
              Даааа, маскировка. Вспомнилось, услышанное в детстве, в Хабаровском крае: охотники зимой ползут по насту, (какие-то приспособления что ли?????) К ногам, локтям привязаны еловые ветки, а во рту---- как вроде, резиновый шланг, чтобы дыхание подальше отходило в сторону.....как-то так.
          2. +3
            13 октября 2018 22:41
            Цитата: Reptiloid
            Вот только в случае сотен? ИЛИ поболе? Как?

            Ну, тут ещё момент... чисто физиологический. Те самые мешочки под хвостами лошадей. Ведь примерную численность кав. подразделения на марше(тем более при движении колонной) можно определить даже по к-ву продуктов жизнедеятельности... кхм... "матчасти". В данном случае исключительно предположение.
            1. +3
              14 октября 2018 18:08
              Цитата: Paranoid50
              .......можно определить даже по к-ву продуктов жизнедеятельности... кхм... "матчасти". В данном случае исключительно предположение.
              Дааааа, природа от нас всё дальше.Один раз видел отходы иппотерапии.
              В конце 60х лошадь в Ленинграде . никого не удивляла. С телегой. Или большими санями зимой.Что на них возили----родственники вспомнить не могут. А на Петровском острове, где стадион сейчас, были конюшни, лошади, сани.... Вот тогда лёд был----ого-го! Родственники мои в детстве на этих санях с берега на лёд съезжали, объединившись в большую компанию, что бы сани туда-сюда таскать.. Я ходил по всем тем местам взрослый---Улице Красного Курсанта, проспекту Щорса(сейчас---Малый ПС, там в роддоме вся родня родилась, и я), Ждановской ул., Офицерскому пер., наб. Адмирала Лазарева, ул. Большой Зеленина...Такие воспоминания в связи с лошадьми.
              1. 0
                14 октября 2018 23:16
                Цитата: Reptiloid
                В конце 60х лошадь в Ленинграде . никого не удивляла.

                В семидесятых и далее - уже почти экзотика. Но, что характерно, в наши дни можно встретить даже в центре - девчонки из конюшен на Митрофаньевском и в парке Екатерингоф частенько выезжают на "покатушки", доставляя массу впечатлений детворе. А, уж, в какой экстаз приходят местные собаченции... fellow Ну, у этих - два объекта погони: конники и мотоциклисты. laughing И, кстати, с лошадиными "продуктами бытия" тож порядок. yes В Сосновой Поляне тоже имеется иппоцентр, правда не знаю, где именно... но, благодаря "приметам", точно знаю ,что есть.
                1. 0
                  15 октября 2018 18:22
                  Мой ответ отправился вниз.. В нашем районе---в Ольгино и на Поклонной горе, вроде иппоцентры.
      3. +9
        13 октября 2018 16:33
        Цитата: Reptiloid
        Статья понравилась. Спасибо
        Узнал новое для себя о передвижении по льду .
        Упомянуто устранение следов движения конницы. А как именно устраняли, придавая снежному покрову прежний вид? По-моему, это очень непросто

        День добрый Дима!
        Добрый лед на доброй реке отличная дорога. Открытое, ровное пространство. Покров снега всегда меньше, чем в лесу. Учитывая что в нашем Отечестве зима длится с ноября по май, то взятые из Устава выдержки о посыпании льда песком и соломой актульны только при форсировании молодого осеннего льда. Да и то автотранспортом. В остальное время наст набивается из снега - лошадки колес не имеют, а санному пути песок противопоказан.
        По сути само возникновение Древней Руси можно связать с "ледяными дорогами"! Не зря полюдье осуществлялось зимой после того как станет лед.
        Да и в Сибири, до появления Транссибирской магистрали, не редко ждали когда лед встанет на реках, чтоб дальше продолжить путь по зимнику.
        Теперь о заметании следов. К последним саням привязывали две ели (крест на крест). При движении верхом использовали еловый лапник. Способ маскировки следов старый, раньше им пользовались контрабандисты, сейчас его используют браконьеры.
        С уважением, Котище!
        1. +4
          13 октября 2018 18:19
          Доброго времени суток, Влад! Неизвестные мне детали, играют большую роль. Всё это очень интересно узнать.
          1. +4
            13 октября 2018 19:15
            Дима мы живем в современном мире и к сожалению теряем навыки людей деревенского быта. Что в середине прошлого века было нормой, сегодня знания, навыки и опыт.
            Вопрос много ли из нас могут принять отел у буренки, скидать стог, умеют косить литовкой? Даже банально кто последние лет десять пробовал парное молоко?
            Вот и уважаемый Автор пишит о лошадках, а предлагает ледовую переправу посыпать песком? Впрочем как и сиавит крест на использование конницы в северном лесу.
            А ведь банально корпус Даватора и отряды Белова воевали в лесополосе и проблем с логистикой не знали.
            Например, мало кто помнит, что традиционно дрова, сено вывозили из леса зимой! Что по грузоподьемности сани и зимник выше чем телега - летняя дорога.
            В некоторых условиях зимник даже конкурировал с водными магистралями. А самая задохлая лошадка по бездорожью уделает любой джип! Пример, старые переулки моего родного города давно уже стали пешеходными, так как машины не могут преодлевать склон под градусов 40-45, а лошадка с натягом, но может.
            Так же по следам, техника буровит снег колесами, сани его мнут под себя. Так что главное при маркировке скрыть санный ход. А он уже ширины железнодорожного полотна. Так что боковые накаты ломаются поперечным березовым бревном, а колея заметается крест на крест связаными елями.
            См ашиной это уже не процдет. Уаз или Урал впресовывают боковой накат колеи так, береза ломается. Так что необходимо применять стальную трубу. Да и заметать след выгоднее трубой на тросе или связкой как авоська тросов

            С уважением, Котище!
            1. +2
              13 октября 2018 20:31
              Ну-да, ну-да....Однажды в студённую зимнюю пору.....В лесу раздавался топор дровосека....ЛОШАДКА, везущая хворосту....
              После Вашего коммента , Влад, мысли пошли примерно в том же направлении-----, что городская жизнь всё дальше уходит от сельской, от жизни на природе. У нас последние годы лёд может и не набрать нужной толщины. В 5 минутах от дома---небольшая речка, заповедник, рядом воздушка, чуть дальше----башня Газпрома....такое место. Никто по льду на речке никогда не ходил, не помню ,что бы всё замерзло...
              А на даче быстрей до метро дойти стало.....С уважением
        2. 0
          14 октября 2018 22:09
          Спасибо, Влад, за развёрнутый коммент. Исходная статья на интересную тему написана сумбурно, но плюс я всё же поставил.
  2. Mpx
    +1
    13 октября 2018 08:25
    2000 человек, умерших за одну ночь? Мало верится в такое.
    1. +3
      13 октября 2018 09:36
      Цитата: Mpx
      2000 человек, умерших за одну ночь? Мало верится в такое.

      обмороженых
      1. +9
        13 октября 2018 10:52
        Смотрите историю картины М.Грекова "Замёрзшие казаки генерала Павлова".

        "Температура упала до -25 градусов, а при сильном ветре в открытой степи это была верная смерть. Те эскадроны что ещё были в силах держать оружие, атаковали Торговую разрозненно и разумеется были отбиты так как в станице, в тепле и уюте, уже сутки находились основные силы 1-й Конной. После провала атаки на Торговую, казаков ждала поистине страшная ночь. Укрыться от лютой стужи было решительно негде.
        В седлах еле живых коней качались вмерзшие окоченевшие глыбы льда. Обозы, раненые, артиллерия остались в степи. Выжившие, уже ничего не соображая, лезли к хатам в тепло, где и находили верную смерть. В чистом поле казаки жгли скирды сена, пытались согреться и становились отличной мишенью для артиллерии. От ветра спускались в овраги, где и замерзали, вжавшись плотной кучкой в заледеневшие склоны. Уже потом Буденный рассказывал, что это было самое страшное, что он видел в жизни: «Жуткую картину представляла степь, усеянная сотнями убитых и замерзших белоказаков. Среди брошенной артиллерии и пулеметов, зарядных ящиков и разбитых повозок лежали замерзшие люди и лошади. Одни замерзли, свернувшись в клубок, другие на коленях, а иные стоя, по пояс в снегу, рядом со своими застывшими лошадьми… Белые потеряли убитыми и замерзшими до пяти тысяч человек и две тысячи триста лошадей»."
        1. +1
          13 октября 2018 11:40
          Цитата: тасха
          Смотрите историю картины М.Грекова "Замёрзшие казаки генерала Павлова".

          "Температура упала до -25 градусов, а при сильном ветре в открытой степи это была верная смерть. Те эскадроны что ещё были в силах держать оружие, атаковали Торговую разрозненно и разумеется были отбиты так как в станице, в тепле и уюте, уже сутки находились основные силы 1-й Конной. После провала атаки на Торговую, казаков ждала поистине страшная ночь. Укрыться от лютой стужи было решительно негде.
          В седлах еле живых коней качались вмерзшие окоченевшие глыбы льда. Обозы, раненые, артиллерия остались в степи. Выжившие, уже ничего не соображая, лезли к хатам в тепло, где и находили верную смерть. В чистом поле казаки жгли скирды сена, пытались согреться и становились отличной мишенью для артиллерии. От ветра спускались в овраги, где и замерзали, вжавшись плотной кучкой в заледеневшие склоны. Уже потом Буденный рассказывал, что это было самое страшное, что он видел в жизни: «Жуткую картину представляла степь, усеянная сотнями убитых и замерзших белоказаков. Среди брошенной артиллерии и пулеметов, зарядных ящиков и разбитых повозок лежали замерзшие люди и лошади. Одни замерзли, свернувшись в клубок, другие на коленях, а иные стоя, по пояс в снегу, рядом со своими застывшими лошадьми… Белые потеряли убитыми и замерзшими до пяти тысяч человек и две тысячи триста лошадей»."

          good hi
          1. +3
            13 октября 2018 12:06
            Спасибо, конечно, но это тот случай, когда лучше без оценок..
      2. 0
        14 октября 2018 22:10
        Обмороженных, то есть небоеспособных. По сути это раненые - кто-то поправится, кто-то нет.
    2. +8
      13 октября 2018 17:27
      Почитайте про гибель группы Павлова, поверится
  3. +2
    13 октября 2018 13:17
    Было захвачено до 3000 пленных, 4 бронепоезда, 4 танка

    Из воспоминаний Деникина:
    В тот же день, перед Касторной, остановил полк, спешил его и направил на завтрак, обогатившийся печеным хлебом, отбитым у красных, а сам со штабом полка поднялся на бугорок, чтобы ориентироваться в обстановке. Кругом снежное белое поле. С запада к нам приближаются две фигуры. Подошли и представились - командир батальона 2-го Марковского полка и его адъютант. Оба в чине поручика. Молодые, интеллигентные, воински подтянутые. Одеты в простые солдатские шинели, в погонах защитного цвета, при шашках и револьверах. Настроение их бодрое. На мой вопрос о численности батальона командир ответил: "Чуть свыше двухсот штыков". На мое удивление о малочисленности батальона он весело ответил: "Но у нас есть танки!"

    "Где же они?" - спрашиваю. Батальонный отступил от меня шага на два назад, поставил свою правую ступню на каблук тяжелого английского ботинка, на подошве которого были вбиты железные толстые гвозди-шипы, и качнув ботинком вправо и влево, весело произнес: "А вот они, господин полковник!". Все мы засмеялись. Сила пехоты ведь в ногах и в крепкой обуви, - знали мы.
  4. +9
    13 октября 2018 17:28
    Наша конница умела действовать в тяжёлых условиях, в т.ч. зимой.
    И это классно!
    1. +4
      13 октября 2018 20:18
      Зато мы отказываем в подобных способностях татарам из туменов Бату-хана!
      1. +6
        15 октября 2018 06:40
        А почему уважаемый Котище мы отказываемся в подобных способностях татарам? Ребята были выносливые и рождённые для лошади
  5. 0
    14 октября 2018 20:09
    Не раскрыта тема кормёжки лошадей в условиях быстрого наступления зимой.
    На подножный корм рассчитывать нельзя, полагаться на местные ресурсы (грабеж) ненадёжно.
  6. 0
    15 октября 2018 10:52
    Цитата: Paranoid50
    Цитата: Reptiloid
    В конце 60х лошадь в Ленинграде . никого не удивляла.

    В семидесятых и далее - уже почти экзотика. Но, что характерно, в наши дни можно встретить даже в центре - девчонки из конюшен на Митрофаньевском и в парке Екатерингоф частенько выезжают на "покатушки", доставляя массу впечатлений детворе. А, уж, в какой экстаз приходят местные собаченции... fellow Ну, у этих - два объекта погони: конники и мотоциклисты. laughing И, кстати, с лошадиными "продуктами бытия" тож порядок. yes В Сосновой Поляне тоже имеется иппоцентр, правда не знаю, где именно... но, благодаря "приметам", точно знаю ,что есть.

    Дааа, 70е годы, город разрастался, Гражданка, Полюстрово, Купчино, Красносельский р-н был образован...Лошади ушли в прошлое. А мои родственники стали жить в разных районах, кроме Ждановского.
    Моё любимое стихотворение:
    ИГОРЬ ВОЛГИН.
    ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ГОД.
    Парни нецелованные гибнут
    С удивлённой детскостью в глазах,
    И играют яростные гимны
    Оркестранты в рваных сапогах.
    Нас на дыбе губили...
    Нас бросали в острог...
    Бьют копыта кобыльи
    В перехлёсты дорог.
    На холмах в Богучарах
    Снимут с нас сапоги.
    ---Эй, станковый с тачанки,
    Сыпани, сыпани!
    Так по коням, по коням!
    Вьются шляхи ужьём...
    ---Эскадроны, по коням!
    Батальоны, в ружьё!
    Эх, июльское лихо,
    Пулевая гульба...
    Занялась Завалиха,
    И в огне Бугульма.
    Как полночное диво,
    Пляшет месяц в дыму...
    Убивают комдива,
    Девятнадцать ему!
    Девятнадцать неполных,
    Как неконченый бой...
    О Россия, запомни
    Эту раннюю боль!
    О Россия, Россия
    В переплясе зарниц!
    Полыхают разрывы
    От границ до границ.
    Так по коням, по коням!
    Ох, как злость горяча!
    И по царским погонам
    Мы рубаем сплеча!
    А комдиву в двадцатом
    Перекоп уж не брать...
    О, как трудно ребятам
    До зари умирать!
    И звезда над комдивом
    В три накала горит.
    И гремит над комдивом
    Как салют, динамит.
    Так по коням, по коням!
    Мы идём под огнём.
    Мы их в море загоним,
    Мы их в землю вобьём!
    Наша песнь не допета!
    Нас никто не предаст!
    И, как бурки, рассветы
    За плечами у нас.
    1. -1
      15 октября 2018 13:08
      Рифмованная трясучка троцкиста
      1. 0
        15 октября 2018 13:47
        Сдаётся мне, что это Ваш родственник о Блокаде фильм снимать задумал и 1,5лимона мечтает? Или Вы сами? Кой-что похожее о Блокаде высказывали, шутили.
        1. -2
          15 октября 2018 14:27
          Какая блокада? Стишки про 19-й год, не?
          Про подчиненных товарища Троцкого.
          1. 0
            15 октября 2018 15:21
            Цитата: Кошница
            Какая блокада? Стишки про 19-й год, не?
            Про подчиненных товарища Троцкого.

            Не притворяйтесь, что не поняли.Вы же над всеми советскими павшими смеётесь, был у Вас коммент про Блокаду---ко мне.Не помните? Юморили. Или сменщик Ваш ,??одно и тоже. Режиссер Вам---родня, или Вы сами.Всё прозрачно.
            1. -2
              15 октября 2018 15:33
              Спасибо за сигнал.
              Со сменщиками разберемся.
              У нас в управлении всё очень строго.
              angry
              1. 0
                15 октября 2018 18:30
                Да бросьте, Вы, ударника капиталистического труда изображать. А лучше , как говорит Ваш дружок Ольгович, ответьте прямо----кем Вам приходится наметивший чёрную комедию о Блокаде.????? В точности как Вы писали--проектирует.
                1. -1
                  16 октября 2018 12:26
                  Никем Красовский мне не приходится.
                  Это у вас в голове такие предположения.
  7. 0
    25 октября 2018 07:32
    Буденный это лейбл большевисткой пропаганды.
    Буденный храбрый солдат, о чем говорит, полный бант Георгиевских крестов. Но унтер-офицер, ниже чина вахмистра, по умолчанию не мог стратегически и тактически руководить целой армией состоящей из десятка дивизий.
    Первой конной в её победоносном движении руководили бывшие царские офицеры. Поступившие на службу, в меньшей степени добровольно. И в подавляющем большинстве насильно, большевиками были взяты в заложники как они сами, так и их семьи.
  8. 0
    23 ноября 2018 15:15
    Хорошая статья.
    Продолжить бы про кавалерию в период ВОВ. Многие считают, что наши деды (мой дед погиб в марте 1942 года на Днепропетровщине, в 184 Гиагинском кав. полку) бросались с шашками на немецкие танки. Вместе с тем, это не так - кавалерия действовала, как передвигающаяся на конях пехота. Ни кто на танки и пулемёты в сабельные атаки не бросался. Причём, незаменимая при наших танках - в отличии от обычной пехоты, она не отставала на маршах от техники. В общем, тема интересная, и может быть развита вплоть до возможностей кавалерии в настоящее время - горы, труднопроходимая местность (по типу конных егерей), и тому подобное...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»