В Жуковском испытывают систему сверхточной навигации

В подмосковном Жуковском испытывают систему сверхточной навигации для самолетов и вертолетов. Это российская разработка – с ее помощью пилот может посадить машину практически вслепую, при минимальной видимости и даже на неосвещенную полосу. Умные приборы и лазеры помогают вычислить траекторию.

В подмосковном Жуковском испытывают систему сверхточной навигации для самолетов и вертолетов. Это российская разработка — с ее помощью пилот может посадить машину практически вслепую, при минимальной видимости и даже на неосвещенную полосу. Умные приборы и лазеры помогают вычислить траекторию, учитывая и рельеф, и метеоусловия.

"Вот мы сейчас выполняем заход на аэродром Раменское. Воссозданы специальные усложненные условия. Вот вектор скорости, мы сейчас закатываем в центр вот этого экрана. И думать больше особо не нужно", — показывает главный конструктор ФГУП "Пилотажно-исследовательский центр" Анатолий Квочур.

Летчик-легенда отечественной авиации Анатолий Квочур с радостью доверяет все сложные математические расчеты компьютеру. Но на всякий случай любая информация — от погодных условий до уровня топлива в баках — всегда у пилота в буквальном смысле под рукой.

"Мы можем вызвать различные точки информационные — например, маяки, радиомаяки, запретные зоны рисуются, привода, и так далее. Это все информация, которая временами пилоту нужна, но если ее всю вывести одновременно, он, грубо говоря, сойдет с ума, не разберется. Поэтому есть возможность выбора этой информации", — рассказывает он.

На стенде, который моделирует системы и характеристики истребителя СУ-30, пилоты отрабатывают полетные задания, после чего пересаживаются за штурвал реального самолета.

"Летающая лаборатория на базе истребителя — это наиболее безопасный способ проводить столь сложные испытания и исследования, потому что, во-первых, экспериментальный комплекс может иметь какие-то отказы, а во-вторых, цена ошибки применительно к истребителю, скажем, по высоте выравнивания, она гораздо меньше, чем, предположим, если использовать гражданский самолет", — продолжает Анатолий Квочур.

За время испытаний летчики совершили более семисот заходов на посадку. Тестировали новую систему сверхточной навигации, которая позволяет управлять самолетом практически при нулевой видимости за бортом. Оказалось, что с ее помощью, ведя самолет лишь по приборам, можно сесть и на неосвещенную полосу на аэродроме, когда земля едва различима. Даже завесив окна в кабине, летчик понимает, где он находится в трехмерном пространстве с точностью до метра.

Сейчас вся система умещается в довольно большой коробке, но в скором будущем, уверены разработчики, она будет не больше мобильного телефона. Применять ее планируют и в гражданской авиации — в частности, в регионах на малых аэропортах, техническое обеспечение которых пока оставляет желать лучшего.

"Это позволяет выполнять посадку при метеоминимуме, при котором эта малая авиация никогда раньше не летала. То есть, при метеоминимуме нормальных гражданских самолетов", — говорит Квочур.

Новая система навигации, как уверяют разработчики, может быть установлена и на вертолеты. Это позволит специальным службам — например, МЧС — спасать людей в тех условиях, в которых раньше они бы даже взлететь не решились.