Авиадолгожители
В пятидесятых и шестидесятых казалось, что прогресс неостановим. Едва ли не каждые пять-десять лет будут появляться новые самолёты. Вон за последние годы и реактивную технику освоили, и звуковой барьер преодолели. Так что ещё немного — и в небо поднимутся совершенно новые самолёты, созданные на совершенно новых принципах.
Реальность оказалась гораздо скучнее. На дворе 2018 год, заканчивается первая четверть XXI века, а самолёты всё те же. Курсанты американских лётных училищ продолжают заниматься на Т-38 «Тэлон», выпущенных пятьдесят, а то и больше лет назад. Да, они модернизированы, некоторые пережили уже три модернизации подряд, но где-то рядом маячит предельный срок службы.
Антон ЖелезнякЭксперт по техническим и инженерным вопросам
Первый полёт учебно-тренировочного Т-38 «Тэлон» фирмы «Нортроп» состоялся 10 апреля 1959 года, в строй самолёт начал поступать в марте 1961-го. Производство продолжалось до 1972 года, всего выпущено 1146 машин.
Читатели сразу укажут, что вон аксакал B-52 «Стратофортресс» до сих пор стоит на вооружении и уходить никуда не собирается. И не падает. Может, это случайность? А может, дело в том, что у B-52, в отличие от T-38, меньше налёт. Да и неопытные пилоты, только проходящие обучение, — это тоже дополнительный фактор.
Плохой год
Так или иначе, это уже пятый разбившийся американский Т-38 за последние двенадцать месяцев. Причём причины аварий — исключительно дело техники: полный отказ гидравлики, не сработавшая тормозная система, вдобавок отказ системы катапультирования, приведший к гибели пилота. Один, ну два-три случая ещё можно было бы списать на случайность, пять — это уже явный сигнал, что с самолётами серьёзные проблемы.
20 ноября 2017 года неподалёку от авиабазы Лафлин упал один из старейших Т-38 в серии. Один пилот катапультировался, отделавшись лёгкими травмами, второй погиб из-за неисправности системы спасения. 23 мая 2018 года — падение во время тренировочного полёта рядом с авиабазой Коламбус, оба пилота катапультировались. Следом — падение 17 августа у авиабазы Вэнс (пилот катапультировался) и затем авария во время взлёта 11 сентября 2018 года на авиабазе Шепард (оба пилота катапультировались и живы). Наконец, падение 13 ноября 2018 года на авиабазе Лафлин.
Обломки разбившегося 17 августа 2018 года Т-38
Предполагалось, что Т-38 прослужат до 2029 года, варианта отказываться от них просто не было. За время службы при помощи этих самолётов были обучены более 75 тысяч пилотов, а общий налёт 1146 выпущенных экземпляров составил более 13 миллионов часов. Это впечатляющие 12 тысяч часов на каждую машину, если поделить поровну.
Поэтому, даже несмотря на аварии и катастрофы последнего года, полёты на длительное время не прерывали — конвейер по подготовке пилотов просто не может останавливаться. США в настоящее время и так испытывают серьёзный кадровый голод — военных пилотов катастрофически не хватает. Скорее всего, и теперь полёты Т-38 будут возобновлены уже в ближайшее время — замены ему сейчас просто нет.
Кто на новенького?
А ведь о ситуации с парком не молодеющих Т-38 было известно достаточно давно. И программа по замене тренировочных самолётов для американских военных пилотов началась в 2003 году — полтора десятка лет назад. Предполагалось, что замена должна начаться уже сейчас, но ничего не готово.
Т-38 «Тэлон»
Из-за проблем с бюджетом выбранный на замену «Тэлону» самолёт Т-Х — совместное детище фирм «Боинг» и «Сааб» — начнёт поступать в училища не ранее 2023 года. При этом темпы его производства пока неизвестны, и, возможно, для замены более пяти сотен использующихся в настоящее время Т-38 потребуется не один год. Согласно планам в 2024 году должно быть 350 готовых к использованию самолётов, но как оно будет на практике, сказать сложно.
Пока же американским пилотам придётся продолжить обучаться на Т-38, иного варианта не видно. Полёты приостановлены, но возобновятся уже очень скоро, после выяснения причин катастрофы. Возможно, Пентагон затеет ещё одну модернизацию машин, а может, и спустит все на тормозах. Раньше чем через пять лет ситуация вряд ли улучшится. Говорят, это возрастное — и лучше не станет.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.