Глубокое синее море. Топ необычных субмарин будущего

18
SMX 31

Многие СМИ недавно обратили внимание на удивительный проект французской субмарины. Как правильно отмечают эксперты, подлодки — не то направление, где сейчас можно встретить много технологических революций. Однако инженеры из Naval Group сделали все возможное, чтобы оставить конкурентов позади. Концепт SMX 31 стал одной из самых необычных идей современности. Речь идет о максимально незаметной многоцелевой лодке с многокорпусной конструкцией, имеющей неатомную энергетическую установку, построенную на основе электрических устройств. Снаружи будет легкий корпус необычной «бионической» формы, который сделает субмарину похожей на кита. За счет такого решения, в частности, хотят достичь наилучшего обтекания во время движения и, конечно, максимально снизить заметность. Рубки (в привычном виде) нет, из корпуса выступают лишь рули и ряд иных небольших конструкций.





Стоит сказать, что это — далеко не маленькая субмарина, хотя она и заметно меньше таких крупных многоцелевых лодок, как «Ясень». По имеющимся данным, SMX 31 будет иметь длину 70 метров. Расчетное водоизмещение в погруженном положении — 3400 тонн. Самое удивительное заключается в том, что за счет широкой автоматизации экипаж должен составлять всего лишь пятнадцать человек.

SMX-25

Этот необычный корабль представила французская фирма DCNS на военно-морской выставке Euronaval-2010. Главной его особенностью является то, что он объединил в себе черты надводного корабля и подводной лодки. То есть, речь идет о совмещении лучших качеств этих двух типов военной техники. По мнению конструкторов, газотурбинная силовая установка с тремя водометами позволит SMX-25 разгоняться на поверхности до скорости почти 40 узлов (примерно 70 км/ч), что сравнимо с показателями ряда надводных кораблей современности. Достигнув района боевых действий, корабль SMX-25 сможет погрузиться и действовать скрытно, подобно обычной подводной лодке.



Увы, скорость в подводном положении не впечатляет: всего лишь десять узлов, что нельзя сравнить с современными субмаринами. Длина корабля — 110 метров, а подводное водоизмещение составляет 3000 тонн. Лодку хотят снабдить шестнадцатью многофункциональными ракетами, способными поражать надводные, подводные и наземные цели. Также корабль получит торпедные аппараты. Экипаж — 27 человек.

SMX-26

Одним из самых необычных концептов «Евронаваль-2012» стала сверхмалая субмарина SMX 26, которую предложила все та же DCNS. Подводная лодка будет иметь длину 39,5 метров и ширину 15,5 метров. Наибольшая скорость подводного хода составит 10 узлов, а автономность — до 30 суток. Главной особенностью SMX-26 станет возможность действовать в мелководных прибрежных зонах, где обычным крупным субмаринам делать совершенно нечего. Для большей эффективности субмарину даже снабдили колесами. Предполагается, что в сумме с ее малыми размерами это позволит действовать на глубинах меньше пятнадцати метров, атакуя цели, когда они этого ожидают меньше всего. Для эффективной борьбы с лодками и кораблями SMX 26 получила две тяжелые и восемь легких торпед. Повысить огневую мощь в борьбе с надводными целями призвано выдвигающееся 20-мм орудие. Также подводная лодка способна будет перевозить до шести боевых пловцов.



Важно отметить, что субмарина сможет получать воздух и подзаряжать аккумуляторные батареи при помощи выбрасываемых на поверхность шлангов. Главная энергетическая установка приводит в действие два гребных винта. Кроме этого имеются четыре дополнительных выдвигающихся движителя, повышающих маневренность.

Sub 2000

Если верить изданию Popular Mechanics, исследователь Х. Саттон (H.I. Sutton) не так давно нашел сведения об американской субмарине с условным обозначением Sub 2000, статью о которой ранее разместил контр-адмирал ВМС США Малкольм Фейджес (Malcolm Fages). Отметим, что Саттон является основателем ресурса о Военно-морских силах Covert Shores и автором книги World Submarines: Covert Shores Recognition Guide.



По его словам, речь идет о многоцелевой подводной лодке, обладающей широкими возможностями по ведению разведки. Судя по всему, ее длина «в железе» может составлять 80 метров. Согласно имеющимся данным, лодка должна была получить двухкорпусную архитектуру, что весьма нехарактерно для американского судостроения, отдающего предпочтение однокорпусным лодкам. Якобы субмарину хотели оснастить Х-образным рулевым управлением и, скорее всего, водометным движителем нового поколения, что должно способствовать ее максимальной малозаметности. Лодка имеет торпедные аппараты, установленные по бокам, двенадцать вертикальных пусковых установок для крылатых ракет, а также может применять мини-субмарину для разведки.

Стоит отметить, что подтверждений правдивости реального существования проекта нет, но даже если он и впрямь прорабатывался в Штатах, то, вероятно, давно сгинул. Сейчас у ВМС США совсем другие приоритеты, а перспективную многоцелевую субмарину американцы видят скорее «Сивулфом» номер два: большим, мощным и дорогостоящим. В свою очередь, Sub 2000 во многих отношениях находится ближе к экономичной «Вирджинии».

Nautilus 100

Совсем уж невероятным концептом выглядит Nautilus 100, который представил Королевский военно-морской флот в 2015. Предполагается, что этот гигантский «скат» далекого будущего сможет выдержать глубину в 1000 метров, а его максимальная скорость будет достигать невероятные 150 узлов (или 270 километров в час). Экипаж субмарины — двадцать человек. Субмарина сможет применять водородно-электрические двигатели для передвижения на крейсерских скоростях и «тоннель», пропускающий через себя воду с помощью вентилятора и позволяющий набирать столь высокую скорость. Регулировать глубину погружения экипаж сможет с помощью подвижных гибких крыльев. «Вишенкой на торте» является управление лодкой при помощи нейроинтерфейса, когда субмарина сможет в буквальном смысле считывать мысли.



Но это все, конечно, очень далеко от реальности. Особенно реальности британского флота, где экономия средств привела к отказу от катапульт на борту новых авианосцев типа «Куин Элизабет», снизив их фактические возможности до уровня американских десантных кораблей или даже ниже.

В целом нужно сказать, что шансы на воплощение в жизнь хоть одного из представленных выше концептов невелики. Европейцы и американцы просто показали, как могут выглядеть отдельно взятые технические решения будущего. Нельзя исключать, что одно из них будет воплощено на субмарине XXI века, которая появится, скажем, в 30-е или 40-е. Но точно не сейчас и даже не через десять лет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    17 ноября 2018
    когда-нибудь откроют секретные архивы СССР ,и мир будет шоке от того что тогда наши инженеры и конструкторы смотрели на десятилетия вперёд hi или сейчас,молча,не офишируя таких работ ,создадут на основе тех разработок подлодку 23 века hi
    1. +3
      17 ноября 2018
      Просто таких работ нет - вот их и не афишируют, это вам не ракетные технологии скрывать.
      1. +4
        17 ноября 2018
        вадим 237-такие разроботки велись в СССР так сказать в иницеотивном порядке,и при условии что они не мешают основной работе. hi другое дело что это всё может быть или унечтожено и растаскано по заграницам,или и дальше засекречено.
        1. +8
          17 ноября 2018
          совершенно точно, как было в КБ “Миля”, после продажи его американской “Белл”, по приказу Ельцина. Вывезли всю документацию, разогнали всех и разорили предприятие. Вот вам и “инвестиции”, на которые молятся наше все либероидное правительство и Кудрин, мать его, идеолог подобных “инвестиций” уже сегодня.
      2. +3
        17 ноября 2018
        Вы этих работ не видели, значит их нет. Просто гегелианство какое то. Флот всегда стоял на острие прогресса, как сейчас, космос и ВКС. В бытность руководства МО Табуреткиным, ВДРУГ показали “новейший, не имеющих аналогов” космический аппарат военной разведки, оказавшийся образцом, который мы изучали в Можайке в прошлом веке... Так что заканчивайте с подростковым максимализмом, “есть много, друг Горацио, чудес, не снившихся нашим мудрецам..”(с), Шекспир, если ЧО!
  2. 0
    17 ноября 2018
    Французы в плане дизайна и инженерии - затейники и новаторы....Объективно-максимальное исключение человека (сокращение экипажа) сократит размеры лодки радикально.
    1. 705 проект,в память..
      Уровень автоматизации, до сих пор не превзойдён,если не ошибаюсь
    2. -2
      17 ноября 2018
      Вот и досокращались.... И на Лире и на Комсомольце. Один утопили на фиг, с другими тоже в эксплуатации песенка была нехилая. Вот штатники-, не сокращают экипажи....
  3. +1
    17 ноября 2018
    ну а что, небольшое водоизмещение, малочисленный экипаж, корпус из неметаллических материалов, пара установок для горизонтального запуска (необязательно Булавы)
    1. 0
      17 ноября 2018
      думаю, что будущее нашего подводного флота - небольшие автоматические или с очень небольшим экипажем, с парой-тройкой средств доставки.
  4. +4
    17 ноября 2018
    Одним из самых необычных концептов «Евронаваль-2012» стала сверхмалая субмарина SMX 26
  5. 0
    17 ноября 2018
    Что увеличивает размеры подлодки? - вертикальные шахты для ракет. Если пускать баллист. и крылатые ракеты из торпедных аппаратов, диаметр корпуса резко уменьшится. Да и ракет не нужно держать десятки.
    Несколько штук. И подкрасться с ними поближе с глубины.
  6. +1
    17 ноября 2018
    Красивые "наутилусы", нашу бы молодёжь заинтересовать такими технологиями. Мы так, с пацанами в детстве всё новое, или необычное из техники впитывали, как губки, увлекательно было. А теперь большая часть ребят, не пойми чем занята.
    1. 0
      21 ноября 2018
      Красивые "наутилусы", нашу бы молодёжь заинтересовать такими технологиями. Мы так, с пацанами в детстве всё новое, или необычное из техники впитывали, как губки, увлекательно было. А теперь большая часть ребят, не пойми чем занята.


      +100 Были в СССР и авиамодельные кружки, и многое другое.
      У нас на уроках труда были любые станки как по дереву так и по металлу.
      После школы шли в кружок трудовика, что только не делали, и выжигание на фанере, и шахматы вытачивали не только из дерева но и из метала (железо, бронза), и наконечники для стрел клепали, после фильмов про Робин Гуда)))).

      В СССР очень грамотно работала детская и юношеская пропаганда.

      Надо через 15 лет инженеров, узкой специализации, сняли пару фильмов, по напечатали фантастики, школьники начали подражать, многие потом с детской мечтой не расстались стали поступать в соответствующие ВУЗы.
      Надо было в СССР толкнуть молодежь в науку, то же самое, в среде ботаников для журнала Знание Сила, выпустили приложение в направлении научная фантастика.
      А сейчас? куда пойдут любители игрушек про драконов, зомби и прочей нечести? Взрослые дяди и тёти уже сформировали мотивацию подрастающего поколения, в сторону нужную ФРС матрасной.

      У детей мечту нужно формировать с детства, как было в СССР, тогда не только будут по 20 человек на место, в инженерные ВУЗы, но и самоучки изобретатели, как в фильме Гений, только сейчас к сожалению ещё хуже чем в СССР с этим, только за рубеж ехать, вот и уезжают тысячи.
  7. +2
    17 ноября 2018
    Не угадали. Смотрите на Посейдона, он же статус-6. Основное направление: снижение тоннажа, увеличение глубины и скорости. Развитие средств РЭБ и скрытности, типа , невидимой накидки.
    1. +1
      18 ноября 2018
      Цитата: Tektor
      Основное направление: снижение тоннажа, увеличение глубины и скорости. Развитие средств РЭБ и скрытности, типа , невидимой накидки.

      Здорово, именно то, что не хватало нашим субмаринам - снижение шумности и скрытность передвижения.
  8. +1
    18 ноября 2018
    "Скат" выглядит симпатично.
  9. 0
    19 ноября 2018
    Цитата: Forestol
    совершенно точно, как было в КБ “Миля”, после продажи его американской “Белл”, по приказу Ельцина. Вывезли всю документацию, разогнали всех и разорили предприятие. Вот вам и “инвестиции”, на которые молятся наше все либероидное правительство и Кудрин, мать его, идеолог подобных “инвестиций” уже сегодня.

    Кудринцы и сегодня не дремлют, недавно в Москве их шабаш проходил:

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»