Пьянки на Руси, вошедшие в историю

Пьянки на Руси, вошедшие в историю

Как пили в Древней Руси? Хорошо пили. Много и вкусно.

Сейчас от разного рода интернетных «экспертов» можно услышать, что Россию-матушку споил Петр I, который ввел казенную продажу водки и тем самым начал наживаться на одной из самых популярных слабостей русского народа. С исторической точки зрения это абсолютная чепуха.

Во-первых, водка на Руси появилась еще в XV в. А во-вторых, русская питейная культура имеет гораздо более глубокие корни. Она восходит к праславянским временам. Одно из самых древних славянских слов, зафиксированных древнеримским посланником Приском Панийским (V в. н.э.) во время посольства к царю Аттиле – это слово «мед», которым гунны именовали свой любимый напиток. Приск узнал это слово от гуннов, но слово это явно не иранское, и не тюркское. Слово славянское. Видимо, захватив территорию, населенную предками славян, гунны переняли у них то лучшее, что мог предложить народ, еще не вышедший на широкую историческую арену, но уже напиравший в V веке силы для мощного исторического рывка.

Эпоха создания Древнерусского государства ознаменовалась фиксацией названия древнерусского напитка на страницах летописи. Существовало два варианта приготовления питья из меда. Во-первых, это был безалкогольный напиток под названием «сыто». Рецепт его был несложен: мед растворяли в воде. Современный человек, избалованный «Соса-солой», пожалуй, счел бы его вкус простоватым. Но в Древней Руси медовую водичку уважал и стар, и млад. Это было по-настоящему здоровое и полезное питье, от которого ни диабета, ни язвы быть принципе не могло (в отличие от современных приторных газировок, наносящих смертельный удар по всем системам организма).

Во-вторых, были меды хмельные. Их изготавливали путем брожения медового раствора. Затем мед сливался в бочонки и выстаивался как вино. Такой напиток не терял популярности на протяжении нескольких столетий. Сохранились восторженные отзывы иностранцев, испробовавших его во время визита в Россию. Например, Петр Петрей де Ерлезунда – шведский посол, посетивший нашу страну в XVII в., имел счастье оценить этот благородный напиток. На царском пиру ему поднесли кубок меда из государевых запасов. Восхищению не было предела. В своих воспоминаниях Петр Петрей написал, что меды эти были прозрачней хрусталя, а по вкусу не уступали лучшему рейнскому вину. Таким был древнерусский мед – он вовсе не был похож на ту мутноватую пенящуюся жидкость, которую пытаются выдать за «древнерусский мед» некоторые нерадивые производители.

По крепости мед тоже был примерно равен пиву или виноградному вину – содержание спирта в нем колебалось между 6 и 10 «оборотами». Но, как известно современному читателю, и пивом можно упиться весьма крепко. И такое случалось.

Первый из упомянутых в летописи случаев произошел в 945 году. Тогда во время полюдья был убит князь Игорь – его жена княгиня Ольга принялась мстить. Она смогла убедить древлян, что зла не держит, а хочет лишь справить тризну (поминки) по мужу и попросила их заготовить меды. Меды были заготовлены, тризна началась. Дружинникам Ольги пить было не велено. В итоге, сами древляне все свои меды и выпили. Когда древлянское войско находилось «в состоянии нестояния», княгиня дала команду, и её воины перебили пять тысяч древлян.

Столь же печально закончилось неумеренное потребление меда в 1377 году. Пришло известие, что на Русь движется татарское войско под командованием Араб-шаха, называемого русскими летописями Арапшой. Навстречу татарам вышли русские полки. Войско шло и шло, а врага всё не было. Наконец, полки вышли на берег небольшой речки, которая, как оказалось, называется Пьяна. Это, видимо, было воспринято всеми как намек. Было лето. Жара. Народ расслабился. И воеводы, и простые воины стали собирать по окрестным селам меды. Началось веселье: пиры, охота и прочее. Но душевный пикничок был прерван неожиданным появлением Араб-шаха с татарами. Кончилось все весьма печально для русского войска. Летописец отмечает, что они не успели даже насадить наконечники на древки копий.

Пьянки на Руси, вошедшие в историюДругой, не менее примечательный случай произошел с великим князем Московским и всея Руси Василием II Темным в середине XV в. Началось все почти так же, как в предыдущем казусе, а кончилось еще хуже. На Русь набегом пошел первый казанский хан Улу-Мухаммед.

Василий с войском вышел супротив. Но враг был еще далеко. Поэтому князь остановился на ночевку в Спасо-Евфимиевом монастыре. А чем заняться вечером в монастыре? Понятно чем. Пошли в ход монастырские меды. Князь пировал всю ночь. Под утро все улеглись спать. Но не успели они сомкнуть глаз, как караульные протрубили тревогу:  пожаловал Улу-Мухаммед. Но какой из похмельного воин? Правильно – никакой.

Спьяну Василий попал в плен. Едва не погиб. Но смог выкупится за астрономическую по тем временам сумму в 20 000 руб. Деньги эти пришлось собирать по всей стране.  Кроме того, Василию пришлось разместить в городе Городце татарского царевича Касима с войском. С тех пор существует особая этнографическая группа татар – касимовские татары.

Однако читатель ошибется, если решит, что древнерусские люди только и делали, что напивались. Дедовский закон «пей, да дело разумей»  – не нынешним поколением придуман.

Важные правила культурного употребления хмельных напитков содержатся в древнерусском Изборнике 1076 года, в котором есть специальная глава «О меде». В переводе на современный язык правила такие:

Первое: сам пьешь, веселишься – другим не мешай.

Второе: выпил, не возносись (или, проще говоря, не выпендривайся), веди себя скромно.

Третье: в разговоре на пиру не умничай, и думай, что и кому говоришь.

Хотя правила эти сформулированы в XI   веке, они и для XXI отлично подходят.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. Дмитрий

    Полный бред.
    “Сейчас от разного рода интернетных «экспертов» можно услышать, что Россию-матушку споил Петр I, который ввел казенную продажу водки и тем самым начал наживаться на одной из самых популярных слабостей русского народа.”
    Что вы несете какая слабость русского народа? Какое массовое пьянство на Руси. Россия была аграрной страной вплоть до 19 века. А основной проблемой тогда было именно питание и вы считаете что люди которые не доедали делали из меда алкоголь? А где же они брали этот мед? В лесу? В лес который имел хозяина и без разрешения там даже грибы и ягоды было нельзя собирать. А даже если и ходили в лес, ну ка давайте попробуйте сходите в лес найдите там диких пчел, я посмотрю на вас сколько вы насобираете. Вот я ржу несколько тысяч человек нашли бухашку в окрестных деревнях, да вы даже сейчас такого провернуть не сможете, водки в деревенском магазине не хватит. Что бы вы знали на Руси если и пили то только Князья да всякого рода Бояре. Простому народу это было недоступно. Виноделие было развито в Южных регионах земли, вот там да бухали, да у них даже боги вина были. Хватит чужое клеймо вешать на Русичей. Ну и напоследок вопрос про реку Пьяну, просто интересно на основании каких летописей и какой летописец это пишет?

    Ответить
    1. Автор

      На основании всех перечисленных: ПСРЛ. 2-е изд. Пг., 1915. Т. 4, вып. 1. С. 307—308; СПб., 1851, Т. 5. С. 236; СПб., 1897. Т. 11. С. 27—28; 2-е изд. Пг., 1922. Т. 15, вып. 1. С. 118; СПб., 1913. Т. 18. С. 118; СПб., 1910. Т. 23. С. 120—121; М.; Л.,. 1949. Т. 25. С. 193; М.; Л., 1959. Т. 26. С. 124; М.; Л., 1962. Т. 27. С. 70—71, 248—249, 330—331;

      Ответить