Як-130 и родственные машины

21
В 2010 году военно-воздушные силы России получили первые серийные учебно-тренировочные самолеты типа Як-130. К настоящему времени построено более 150 таких машин, и две трети от этого количества служат в нашей стране. Следует отметить, что схожие самолеты того же класса создаются и строятся в зарубежных странах. Более того, некоторые зарубежные учебные самолеты имеют самое прямое отношение к российскому. Причиной этого является успешное сотрудничество разных стран в сфере военного авиастроения.

«Близкими родственниками» российского УТС Як-130 с полным правом могут считаться две зарубежные машины. В первую очередь, это итальянский самолет Alenia Aermacchi M-346 Master. Он появился всего через несколько лет после российского и максимально похож на него. Также необходимо вспомнить о китайском самолете Hongdu L-15 / JL-10. При его создании тоже использовались наработки по Як-130, однако его проектирование стартовало позже, и готовая техника появилась сравнительно недавно.



Прародитель семейства

Разработка перспективного отечественного УТС, позже получившего обозначение Як-130, стартовала на рубеже восьмидесятых и девяностых годов. ВВС СССР пожелали получить новую учебную машину, способную заменить существующие L-29 и L-39 чехословацкой постройки. За проектирование самолета взялись несколько фирм, в том числе ОКБ им А.С. Яковлева, имевшее большой опыт в деле создания учебной авиационной техники. Также в конкурсе участвовали другие предприятия, но почти все они вскоре вышли из него.


Серийный Як-130. Фото ОАК / uacrussia.ru


Довольно быстро программа столкнулась с финансовыми трудностями, и это сказалось на ее ходе. Перспективы поставок УТС для ВВС России тогда были туманными, и ОКБ Яковлева пришлось искать новые выходы. К счастью, проектом будущего Як-130 заинтересовалась итальянская компания Aermacchi. В то время она участвовала в европейской программе учебно-тренировочного самолета, и потому проявила интерес к российским наработкам по этой тематике. Вскоре «Яковлев» и Aermacchi договорились о совместном продолжении работ. Италия взяла на себя финансирование, что упростило и ускорило дальнейшие работы.

Разработке компаний «Яковлев» и Aermacchi пришлось конкурировать с другим российским проектом УТС – МиГ-АТ. Забегая вперед, следует указать, что именно Як-130 стал победителем этого «соревнования», в результате чего пошел в серию и попал в войска. Проект МиГ-АТ сочли не самым удачным, и он не смог выйти из стадии летных испытаний.

Опытный самолет с обозначением Як-130Д («Демонстратор») впервые поднялся в воздух 25 апреля 1996 года под управлением летчика-испытателя А.А. Синицына. Конфигурация этой машины одновременно учитывала требования итальянских и российских военных. Испытания первого прототипа продолжались до 2002 года. За несколько лет работы он выполнил порядка 450 полетов и помог собрать большой объем различных данных, использовавшихся при совершенствовании проекта и доводке самолета. Одновременно с этим прототип показал, что требования ВВС двух стран-заказчиков серьезно отличаются, и потому дальнейшая разработка проекта совместными усилиями попросту не имеет смысла. В 1999 году сотрудничество фирмы «Яковлев» и Aermacchi прекратилось.


Самолет способен нести оружие или подвесные баки. Фото ОАК / uacrussia.ru


Дальнейшее развитие проекта Як-130 осуществлялось нашей страной самостоятельно и исключительно на основе своих требований. Почти все двухтысячные годы ушли на доработку исходного проекта и последующие испытания опытной техники. В 2009 году самолет успешно прошел государственные совместные испытания и получил рекомендацию к принятию на вооружение.

Производство серийных Як-130 стартовало в 2008 году. Сборку техники поручили предприятиям «Сокол» (г. Нижний Новгород) и «Иркут» (г. Иркутск). Первый серийный УТС нового типа подняли в воздух в мае 2009 года. Первая партия из 12 серийных машин была передана заказчику в 2010-11 годах. В дальнейшем поставки продолжились. К настоящему времени в учебных частях воздушно-космических сил имеется более сотни серийных Як-130. Вдвое меньшее количество такой техники приобрели зарубежные страны.

После прекращения сотрудничества с Италией российскими конструкторами был сформирован окончательный облик УТС Як-130, основывавшийся на уже отработанных идеях. Планер совместной разработки предлагалось оснащать украинскими двигателями и разнообразной радиоэлектронной аппаратурой преимущественно отечественного производства. БРЭО архитектуры «цифровой борт» было оптимизировано для решения задач подготовки летчиков для разных типов самолетов. Электроника Як-130 способна имитировать особенности управления различными современными самолетами и обеспечивать до 80% программы подготовки летчика.

Самолет может использоваться в бою. Под крылом и фюзеляжем имеется восемь точек подвески для перевозки ракет «воздух-воздух», неуправляемых реактивных снарядов и свободнопадающих либо корректируемых бомб.


Як-130 в воздухе. Фото ОАК / uacrussia.ru


Появление учебно-тренировочного самолета Як-130 оказало самое серьезное влияние на ход подготовки молодых летчиков. Новые функции его бортовой аппаратуры позволяют с минимальными затратами обучать пилотов для всех основных самолетов российской фронтовой авиации. Кроме того, при необходимости Як-130 способен решать боевые задачи при помощи того или иного вооружения.

Итальянский образец

Как уже упоминалось, в начале девяностых годов новый проект УТС от ОКБ Яковлева заинтересовал итальянскую компанию Aermacchi, имевшую свои интересы на европейском рынке. Вскоре этот интерес вылился в договор о сотрудничестве, предусматривавший совместное продолжение работ с созданием самолета для ВВС, как минимум, двух стран. Благодаря этому соглашению, российское предприятие получило необходимое финансирование, а итальянское – доступ к чужим наработкам.

При прямом участии итальянских конструкторов была создана первая версия проекта Як-130. Впоследствии они приняли участие в строительстве и испытаниях самолета-демонстратора Як-130Д. Тем не менее, к концу девяностых годов авиастроителям двух стран пришлось прекратить сотрудничество. В первую очередь, причиной такого разрыва стали отличия в требованиях ВВС России и Италии. Две компании попросту не могли построить самолет, одновременно устраивающий обоих заказчиков. Кроме того, российские военные с подозрением относились к зарубежным комплектующим, а их итальянских коллег не вполне устраивало использование агрегатов из СНГ.


M-346 Master в полете. Фото Alenia Aermacchi / Leonardo / leonardocompany.com


В итоге в 1999 году было решено разделить общий проект и продолжить разработку техники самостоятельно. В результате этого на базе «общего» Як-130 был создан итальянский Aermacchi M-346 Master. Переработка исходного проекта заняла несколько лет, и потому первый полет «Мастера» состоялся только в 2004 году. В дальнейшем итальянская промышленность продолжила доводку самолета, на которую потребовалось еще несколько лет.

Проекты Як-130 и M-346 в их финальном виде имеют не слишком много общих черт. Их объединяет сходство экстерьеров и общие особенности конструкции планера. Однако, уже на уровне планера проявляются отличия в виде разных материалов и технологий изготовления. Оснащение самолетов тоже имеет самые серьезные отличия. БРЭО УТС M-346 построено на основе западноевропейских и американских комплектующих. Используются двигатели фирмы Honeywell.

В итальянском проекте была сохранена и реализована идея «цифрового борта» с возможностью имитации других самолетов, облегчающая подготовку пилотов. Как и в случае с Як-130, M-346 может принимать участие в боевых действиях. Он способен нести до 3 т полезной нагрузки в виде того или иного вооружения либо подвесные топливные баки.


"Мастер" на взлетной полосе. Фото Wikimedia Commons


УТС Alenia Aermacchi M-346 был принят на вооружение ВВС Италии в 2015 году; машина получила новое обозначение T-346. К настоящему времени итальянская армия располагает 18 такими машинами. Еще три десятка отправились в Израиль. ВВС Сингапура и Польши эксплуатируют 12 и 8 самолетов соответственно.

Помощь Китаю

В девяностых годах Китай начал программу модернизации фронтовой авиации, предусматривавшую закупку и копирование зарубежных образцов – прежде всего, истребителей семейства Су-27. Для подготовки пилотов требовались учебно-тренировочные самолеты, и в этом контексте тоже были приняты меры. Не имея должного опыта, китайские авиастроители были вынуждены обратиться к зарубежным коллегам. Помощь в создании нового УТС оказали Россия и Украина.

В начале двухтысячных годов появились международные соглашения о сотрудничестве компаний Hongdu (КНР), «ОКБ им. Яковлева» (Россия) и ЗМКБ «Прогресс» (Украина). По условиям договоров, российская организация должна была помочь с разработкой планера, БРЭО и т.д., украинская промышленность отвечала за двигатели, а китайскому заводу предстояло освоить производство новой техники.

Первый этап опытно-конструкторских работ продолжался до середины двухтысячных годов. В 2004 году макет самолета под названием L-15 впервые показали публике. Годом позже состоялся первый полет опытной машины. В 2010 году появилась улучшенная модификация самолета, получившая иную силовую установку и обновленную авионику, что сказалось на ее характеристиках и основных возможностях. Именно этот вариант L-15 был рекомендован к принятию на вооружение и постановке в серию. В китайских ВВС новые самолеты обозначаются как JL-10.


Итальянский УТС в воздухе. Фото Wikimedia Commons


В 2011 году Китай и Украина подписали договор о поставке первой партии двигателей АИ-222-25Ф, предназначенных для новых УТС. Вскоре на предприятии Hongdu были построены первые серийные L-15 / JL-10 для военно-воздушных сил Китая. Количество заказанных самолетов не уточнялось, но по разным оценкам, речь шла о десятках машин для разных учебных частей и подразделений.

В 2015 году появились сообщения, согласно которым Украина желала участвовать в проекте L-15 не только на правах поставщика двигателей. ВВС страны проявили интерес к учебному самолету и планировали наладить его лицензионное производство на местных предприятиях. Впрочем, такие планы до сих пор не были выполнены. По всей видимости, L-15 для украинских ВВС так и останутся в планах. В прошлом году появилась информация о желании Китая наладить выпуск двигателей АИ-222-25Ф на своих предприятиях, что может быть связано с желанием избавиться от зависимости от иностранных комплектующих.

Основным эксплуатантом самолетов JL-10 являются вооруженные силы Китая. Новые УТС поставлялись учебным частям военно-воздушных сил и морской авиации. По разным данным, разным подразделениям уже передали не менее 25-30 самолетов, и производство продолжается. В прошлом году 6 самолетов L-15 были переданы ВВС Замбии. В ближайшем будущем возможно появление новых контрактов на поставку китайских учебных самолетов.


Hongdu L-15 / JL-10 - китайская версия Як-130. Фото Wikimedia Commons


По известным данным, китайский самолет Hongdu L-15 с технической точки зрения похож на российский Як-130. Используется схожий планер, внутреннее оснащение которого создавалось с учетом особенностей российского проекта. В результате китайская машина имеет те же функции и возможности, а также показывает максимально близкие летно-технические характеристики.

Большое семейство

Результатом всего одного проекта, стартовавшего еще в конце восьмидесятых годов, к настоящему времени стали целых три серийных образца, выпускаемых в разных странах. Столь необычные результаты прямо связаны с нетривиальной историей базового проекта. Учебно-тренировочный самолет Як-130 с определенного времени разрабатывался в рамках международного сотрудничества, прекращение которого привело к появлению второго проекта. В дальнейшем исходный УТС стал основой для еще одной зарубежной машины.

К настоящему времени предприятия нескольких стран успели построить более 250 серийных самолетов трех типов. Любопытно, что лидером по количеству серийной техники оказывается российский Як-130, ставший основой для зарубежных разработок. Следует учесть, что две трети таких машин были построены по заказу ВВС / ВКС России, но и по экспортным контрактам Як-130 обходит своих «родственников». Вполне возможно, что такая ситуация будет сохраняться и в ближайшем будущем, обеспечивая российским авиастроителям стабильный заработок.


JL-10 на аэродроме. Фото Wikimedia Commons


Комментируя появление итальянского учебно-боевого самолета, руководство фирмы «Яковлев» в прошлом отметило любопытную особенность своих работ. Утверждалось, что ОКБ Яковлева стало первой российской авиастроительной организацией, которая способна продавать не только готовую технику, но и проекты. На тот момент проект Як-130 удалось продать только одному иностранному заказчику, но вскоре стало известно и о соглашении с Китаем.

По разным оценкам, ВКС России нуждаются в 250 УТС типа Як-130. Потребности международного рынка вооружений и техники едва ли не в десять раз больше. На рынке присутствуют самые разные образцы учебных самолетов из различных стран, и все они имеют те или иные шансы стать темой новых контрактов. Как показали события недавнего прошлого, самолет Як-130 – как сам, так и в качестве базовой платформы для новой техники – вполне способен заинтересовать потенциальных покупателей.

К настоящему времени около сотни самолетов «семейства» Як-130 отправились на экспорт, и в будущем ожидаются новые заказы. Россия, Италия и Китай продолжают борьбу за свое место на рынке, в том числе конкурируя друг с другом. Однако в их случае такая конкуренция имеет крайне интересную особенность. За заказы третьих стран фактически борются схожие самолеты, построенные на общей платформе российской разработки. Уже один этот факт делает Як-130 уникальным самолетом, достойным особого внимания.

По материалам сайтов:
http://yak.ru/
http://irkut.com/
http://uacrussia.ru/
http://leonardocompany.com/
http://airwar.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    29 ноября 2018 06:28
    К настоящему времени около сотни самолетов «семейства» Як-130 отправились на экспорт

    Около сотни? Интересно, Алжир 16, Бангладеш 16, Белоруссия 8, Мьянма 10, итого 50. Как то до ста не дотягивает категорически.
    П.С: вопрос, кто из перечисленных стран купил не в кредит?
    1. +1
      29 ноября 2018 09:53
      Цитата: Дырокол
      П.С: вопрос, кто из перечисленных стран купил не в кредит?

      Алжир, ну может белорусы еще, но по заниженной цене hi
    2. +3
      29 ноября 2018 10:13
      Цитата: Дырокол
      К настоящему времени около сотни самолетов «семейства» Як-130 отправились на экспорт

      Около сотни? Интересно, Алжир 16, Бангладеш 16, Белоруссия 8, Мьянма 10, итого 50. Как то до ста не дотягивает категорически.
      П.С: вопрос, кто из перечисленных стран купил не в кредит?

      К настоящему времени построено более 150 таких машин, и две трети от этого количества служат в нашей стране.
    3. +9
      29 ноября 2018 11:03
      Цитата: Дырокол
      К настоящему времени около сотни самолетов «семейства» Як-130 отправились на экспорт

      Около сотни? Интересно, Алжир 16, Бангладеш 16, Белоруссия 8, Мьянма 10, итого 50. Как то до ста не дотягивает категорически.

      ==========
      Вы статью - ВНИМАТЕЛЬНО читали??? Там написано"......около сотни самолетов «семейства» Як-130 отправились на экспорт...."
      А поскольку под "семейством" автор подразумевает и Як-130 и M-346 и L-15/JL-10, то прибавляем:
      (M-346) 30 - Израиль, 12 - Сингапур, 8-Польша
      (L-15) 6 - Замбия
      ИТОГО - 106. И ГДЕ ошибка??? Статью нужно ВНИМАТЕЛЬНЕЕ читать и НЕ торопиться с "комментариями"!! hi
      1. +3
        30 ноября 2018 11:09
        Азербайджан приобрел у Италии 10 учебно-боевых самолетов M-346 и заказал еще 15 таких машин. На самолете установлены два турбореактивных двигателя F-124-GA-200, которые позволяют ему достичь скорости до 1050 км/ч. УБС может нести ракеты и бомбы весом до 3 тонн на пяти узлах подкрыльевых подвесок.
    4. +1
      29 ноября 2018 13:30
      Цитата: Дырокол
      Как то до ста не дотягивает категорически.

      Почему?Сотня "+", "-" 50
      Проект МиГ-АТ сочли не самым удачным, и он не смог выйти из стадии летных испытаний.
      Да вроде он прошел весь комплекс. И тут как то слышал, что военное ведомство вновь им заинтересовалось, так как Як-130, машина хорошая, но не во всех аспектах годная к полному циклу обучения.
      1. +4
        29 ноября 2018 18:03
        Цитата: svp67
        Да вроде он прошел весь комплекс. И тут как то слышал, что военное ведомство вновь им заинтересовалось, так как Як-130, машина хорошая, но не во всех аспектах годная к полному циклу обучения.

        Если не ошибаюсь, то на сам конкурс было представлено три проекта: МиГ-АТ, Як-130 и С-54/56 от Сухого. По своим ТТХ побеждал проект семейства малогабаритного истребителя от Сухого (был предложен в вариантах палубника, легкого истребителя и УБС). Но комиссия и МО приняли "соломоново решение": раз у Сухого уже есть заказ на Су-27 на экспорт, а МиГ-АТ требовал доводки и кое-какой портфель заказов все же был у КБ, то лучше поддержать Як, машина которого обладала наилучшими ТТХ в сравнении с МиГ-АТ (источники airwar.ru и ВО).

        Что касается слухов о запуске в серию МиГ-АТ, то позволю свое "диванное" мнение: запуск производства нового самолета обойдется недешево да и в условиях "денег нет -держитесь", существования планов по закупке Як-152 и действующего ГК на 130е, а также, помня о том, что новая машина на первых порах будет иметь массу детских болезней, то шансы у МиГа минимальны. Если уж запускать дополнительный проект, то лучше довести до серии не МиГ-АТ, а именно С-54/56, как более совершенную и практичную машину, которая позволит не заморачиваться с СВВП и будет предельно унифицирована с машинами Сухого.
    5. -3
      29 ноября 2018 14:35
      около сотни самолетов «семейства» Як-130 отправились на экспорт

      Это нормально для автора. Он НИКОГДА не перечитывает свои статьи. Если он дважды в статье упоминает цифру в 50 бортов, то из другого источника, легко копипастится и 100 машин... Ему на это пофик... Читать такой бред - нереально. Бизнес - никакого литературного таланта. Просто дефицит авторов.
    6. +2
      29 ноября 2018 23:59
      В Сирии они летают- есть вещи о которых не всегда нужно писать, сами должны понимать! "Дорого продали за 550 миллионов" fellow
      1. 0
        30 ноября 2018 20:06
        Цитата: Gavrohs

        В Сирии они летают- есть вещи о которых не всегда нужно писать, сами должны

        Надо еще и источниками пользоваться:
        Во-первых, согласно СМИ заказ на Як-130 был отменен Сирией после начала ГВ.
        Во-вторых, типовой состав ВВС Сирии известен, есть множество материала в открытом доступе (в т.ч. видео) и ни один 130й нигде не присутствует. Нет их и на нашей базе.
  2. +1
    29 ноября 2018 10:22
    За заказы третьих стран фактически борются схожие самолеты, построенные на общей платформе российской разработки. Уже один этот факт делает Як-130 уникальным самолетом, достойным особого внимания.
    В трудные годы выжить удалось, но при этом наплодили себе конкурентов.
  3. 0
    29 ноября 2018 11:59
    Я чего-то не понял, как это совершенно разные самолеты (я не говорю про планер, и то можно найти отличия) автор называет каким-то семейством, хоть и в кавычках...ну ладно
    1. 0
      29 ноября 2018 12:50
      ну ладно - вам то какой и за сикоко?
    2. +2
      29 ноября 2018 13:24
      Цитата: павлентий
      Я чего-то не понял, как это совершенно разные самолеты (я не говорю про планер, и то можно найти отличия) автор называет каким-то семейством, хоть и в кавычках...ну ладно

      ========
      Разные, то они - разные..... Только "прародитель" у них - ОДИН! КБ "Яковлева"!!! hi
    3. +1
      29 ноября 2018 18:08
      Цитата: павлентий
      совершенно разные самолеты (я не говорю про планер, и то можно найти отличия)

      На первых порах Як и Alenia Aermacchi, потом они разбежались и каждый допиливал под свои требования. Параллельно Як и Hongdu, фактически, на базе Як-130 запилили еще один проект. По своим ТТХ все три машины очень близки (разве что "китаец" имеет сверхзвуковую скорость) и имеют общего "родителя" и "происхождение".
      Кстати, автор не отразил, что Италия в том году представила вариант легкого истребителя на базе М-346.
  4. Fox
    +1
    29 ноября 2018 20:08
    По известным данным, китайский самолет Hongdu L-15 с технической точки зрения похож на российский Як-130. Используется схожий планер, внутреннее оснащение которого создавалось с учетом особенностей российского проекта. В результате китайская машина имеет те же функции и возможности, а также показывает максимально близкие летно-технические характеристики.


    На Як-130 стоят АИ-222-25, а на L-15 стоят АИ-222-25 - с форсажной камерой. В результате максимальная тяга у Як-130 - 2500кгс, а у L-15 - 4200кгс. Соответственно летные характеристики у китайца выше:
    практический потолок 16000м против 12500м у Як-130, максимальная скорость 1479км/ч (М=1,4) против 1060(М=0,9). Плюс перегоночная дальность без ПТБ у китайца 3100км против 2000км у Як-130.

    Да, и эти данные есть даже в Википедии:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA-130
  5. +4
    29 ноября 2018 22:24
    Вообще очень нравится Як-130. Крайне красивый самолет без каких то особых агрессивных или специфических черт. Очень хотелось бы по нему статью летчика, управлявшего, про особенности пилотирования и вообще что за самолет в эксплуатации.
  6. +1
    29 ноября 2018 23:58
    Уместно вспомнить про еще один проект - СР-10.
    Самолет получился неплохой, но к сожалению к нему нет двигателя.
    Ставку в итоге сделали на поршневой Як-152.
  7. +1
    30 ноября 2018 09:30
    [/quote]УТС Alenia Aermacchi M-346 был принят на вооружение ВВС Италии в 2015 году; машина получила новое обозначение T-346. К настоящему времени итальянская армия располагает 18 такими машинами. Еще три десятка отправились в Израиль. ВВС Сингапура и Польши эксплуатируют 12 и 8 самолетов соответственно.[quote]

    10 машин в Азербайджане, ожидается прибытие ещё 15.
  8. 0
    30 ноября 2018 23:30
    Вот на этом рынке, самолётов УТС, конкуренция, действительно, бешеная.
  9. 0
    1 декабря 2018 00:58
    в статье как-то обошли что китайские л-15 в отличии от дозвуковых як-130 - сверхзвуковые самолеты.