Как продвигается модернизированный танк Т-80 (объект 219М)

31
Модернизация бронетанковой техники — одно из направления повышения ее эффективности и продвижения на международных рынках вооружений. Такую технику надо продвигать, подчеркивая ее достоинства, полученные в результате модернизации, избегая надуманных и неподтвержденных «достижений».

Как продвигается модернизированный танк Т-80 (объект 219М)




Примером неудачного продвижения танка «Объект 219М», построенного на незнании существа вопроса и этапов совершенствования этого танка, может служить появившаяся недавно статья «Объект 219М: доработанный Т-80 может успешно конкурировать с «Абрамсом» с безапелляционными утверждениями автора типа: «Одной из самых совершенных модификаций, появившихся уже в XXI веке, является созданный в Санкт-Петербурге «объект 219М». Разработчики усовершенствовали практически все узлы и агрегаты, в результате получилась практически новая машина».

Понятно стремление автора показать, что в Санкт-Петербурге создан «чудо-танк», которому нет равных. Описывая этот танк как достижение чуть ли не сегодняшнего дня, он приводит данные по совершенствованию танка Т-80, относящиеся к периоду до 2005 года, и вспоминать об этом спустя 13 лет выглядит, по крайней мере, странно. Для большего эффекта от полученных достижений при модернизации автор опирается на внедрение на этом танке в процессе модернизации как бы новых узлов и систем, а фактически внедренных еще на советских танках, некоторых еще около полувека назад. При этом в статье как-то опущено самое существенное, что основой модернизации танка Т-80БВ являлась установка на этот танк боевого отделения с последнего советского серийного танка Т-80УД, обладавшего самым совершенным комплексом вооружения на то время.

Приведенные в статье этапы совершенствования танка Т-80 освещены поверхностно и не соответствуют имевшим место событиям. В связи с этим немного истории. Автор пишет, что танк Т-80 отличался «новой системой управления огнем и наличием комплекса управляемого вооружения — ракетной "Кобры". На этом танке на определенном этапе действительно была установлена система управления огнем «Обь» и комплекс управляемого вооружения «Кобра», но разрабатывались они для танка Т-64Б, на нем проходили испытания и были приняты на вооружение в 1976 году.

В середине 70-х в советском танкостроении при поддержке Устинова и Романова развернулась эпопея по продавливанию танка Т-80 с газотурбинным двигателем. К этому времени на танке Т-80 использовалась башня танка Т-64А с безнадежно устаревшим прицельным комплексом и танк с таким комплексом был никому не нужен. Параллельно с конца 60-х в ХКБМ проводились работы по оснащению танка Т-64А с принципиально новыми системой управления огнем «Обь» и комплексом управляемого вооружения «Кобра». Это был качественный скачок в повышении огневой мощи танка. Впервые появилась система с многофункциональным прицелом наводчика, лазерным дальномером, баллистическим вычислителем с набором датчиков входной информации и ракетой, выстреливаемой через штатную танковую пушку.

При проведении испытаний в 1976 году двух танков Т-64Б на Смолинском полигоне, участником которых был и я, для «подтягивания» огневой мощи Т-80 до уровня Т-64Б по указанию высшего руководства с одного танка Т-64Б снимается башня и ставится на корпус Т-80. Второй этап испытаний проходили уже как бы два разных танка: Т-64Б и Т-80Б. Так Т-80Б получил самый совершенный на то время прицельный комплекс и управляемое вооружение и в 1978 году был принят на вооружение.

Далее автор утверждает, что при модернизации Т-80 «устаревшая "Кобра" была заменена на современный управляемый комплекс с лазерным наведением». Фактически процесс создания следующей версии танка Т-80 с повышенной огневой мощью проходил намного раньше и при других обстоятельствах. На самом верху, понимая, что Т-80 не превосходит по своим характеристикам Т-64Б (к тому времени на Т-64Б уже был успешно испытан двигатель 6ТДФ мощностью 1000 л. с.), принимается решение из двух танков Т-64Б и Т-80Б сделать один. В 1976 году выходит решение ВПК о создании единого усовершенствованного танка Т-80У. Головной по танку ЛКЗ, разрабатывает корпус с ГТД мощностью 1250 л.с., а ХКБМ — боевое отделение с новым комплексом вооружения.

В ХКБМ начинаются работы по созданию нового комплекса вооружения на основе системы управления огнем «Иртыш», комплекса управляемого вооружения с наведением по лучу лазера «Рефлекс» и прицельного комплекса командира на базе прицела «Агат С». Работы в части создания боевого отделения были успешно завершены и в 1984 году танк Т-80У успешно прошел испытания и был принят на вооружение. Но в связи с тем, что ГТД мощностью 1250 л.с. создать не удалось, танк был принят на вооружение с ГТД мощностью 1000 л.с. Так что автор не прав, утверждая, что управляемое вооружение появилось на Т-80 в процессе его модернизации, эта задача была решена еще в конце 70-х при создании Т-80У.

Далее автор утверждает: «Командир машины получил возможность дублировать работу наводчика-оператора». Это тоже искажение фактов, система дублированного управления огнем командира была разработана в ХКБМ еще в середине 70-х и внедрена в прицельный комплекс командира в процессе создания боевого отделения Т-80У.

Еще более оригинальное утверждение автора о Т-80: «Появилась возможность управления зенитной пулеметной установкой из-за брони». Зенитная установка с дистанционным управлением из башни была разработана и внедрена на танке Т-64А и принята на вооружение в далеком 1972 году. В процессе разработки прицельного комплекса командира при создании боевого отделения Т-80У она также была внедрена и на этом танке.

В статье также утверждается, что «танк получил информационно-управляющую систему». Разработка принципов построения танковых информационно-управляющих систем и их реализация происходила при моем непосредственном участии, и я хорошо представляю уровень разработок и их состояние. При модернизации этого танка внедрялись отдельные элементы этой системы, но в полном объеме она, к сожалению, пока так и не появилась. Предпринимаются попытки ее реализации в танке «Армата».

Во многом приведенная статья построена на отрывочных сведениях, неподтвержденных и искаженных фактах совершенствования советских и российских танков. Данные о внедрении узлов и систем танка в различные периоды его совершенствования преподносятся как новейшая модернизация танка Т-80.

Этот танк действительно прошел ряд успешных модернизаций по узлам и системам, и автор об этом упоминает. На нем был внедрен тепловизор и устройство учета изгиба ствола пушки, появилась активная защита «Арена» и динамическая защита «Реликт», ГТД мощностью 1250 л.с. и ряд других усовершенствований. Были изготовлены и испытаны опытные образцы танка, сведений о реальной модернизации танков пока нет.

Следует отметить, что по отдельным характеристикам этот танк и сегодня превосходит модификации Т-72 и Т-90, является одним из лучших в своем классе машин и действительно может на равных конкурировать с «Абрамсом» и «Леопардом». Но утверждать, что объект 219М является танком XXI века, — явный перебор.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    3 декабря 2018 07:54
    Часто спорю с автором, но тут соглашусь. Действительно САМЫЙ ЛУЧШИЙ танк СССР , Т-80У появился только благодаря совместной работе КБ разных заводов СССР.
    И стоит пожалеть, что эта линия у нас получила не достаточное развитие.
    1. +4
      3 декабря 2018 09:04
      Цитата: svp67
      И стоит пожалеть, что эта линия у нас получила не достаточное развитие.

      =========
      Да причины - известны!!! ГТД - очень дорогая система, к тому же - "прожорливая" чтобы снизить расход топлива до "приемлемого уровня", нужно было проводить дальнейшие исследования и устанавливать "стояночный" дизель-генератор..... Всего этого сделать - УВЫ! Не успели.... Была еще одна проблема с танковыми ГТД - сложность производства и ремонта: Их производил один-единственный завод в стране (Кировский), а ремонтировать могли разве что пара-тройка специализированных предприятий (не говоря уже о том, что ремонт ГТД "в полевых условиях" (в отличие от дизеля) - это что-то из области фантастики).... Потому то "линия" и не получила того развития, которое МОГЛА БЫ ПОЛУЧИТЬ! А ЖАЛЬ!!!
      1. +11
        3 декабря 2018 09:16
        Цитата: venik
        Да причины - известны!!! ГТД - очень дорогая система, к тому же - "прожорливая" чтобы снизить расход топлива до "приемлемого уровня", нужно было проводить дальнейшие исследования и устанавливать "стояночный" дизель-генератор.....

        Увы, но на Т-80У уже стояла ВСУ, по Вашему "стояночный дизель-генератор". И поверьте, это ОЧЕНЬ полезная опция, которой не мешает оснащать ВСЕ наши танки
        Цитата: venik
        Была еще одна проблема с танковыми ГТД - сложность производства и ремонта: Их производил один-единственный завод в стране (Кировский), а ремонтировать могли разве что пара-тройка специализированных предприятий (не говоря уже о том, что ремонт ГТД "в полевых условиях" (в отличие от дизеля) - это что-то из области фантастики)...

        Все верно, кроме одного НО. Ремонт ГТД приходилось производить ЗНАЧИТЕЛЬНО реже, чем его дизельных собратьев. Да и менялся он очень быстро, в отличии от двигателя танка Т-72.
        Цитата: venik
        Потому то "линия" и не получила того развития, которое МОГЛА БЫ ПОЛУЧИТЬ! А ЖАЛЬ!!!

        Нет, не в этом. Основная причина это конечно цена и сильное лоббирование своих интересов УралВагонЗаводом. Не стоит забывать, что основные решения тогда принимал первый Президент - ЕБН, в бытность Первый секретарь Свердловского обкома партии, имевший очень тесные личные отношения с руководством данного завода.
        И я не совсем прав, линия Т-80У у нас получила развитие, правда своеобразно так как многие системы и аппаратура боевого отделения этого танка, как и часть отработанных других систем "перекочевало" на Т-90
        1. +6
          3 декабря 2018 09:34
          Уважаемый svp67! Я вот противники модульности но на Т-80 модульность агрегатов себя оправдывает полностью. С точки зрения обслуживания и ремонта это самый удобный Танк
        2. 0
          3 декабря 2018 19:17
          ГТА-18 - это очень хорошо, но стоит дороже дизельного двигателя танка Т-72/90.
          Лет 8-10 назад цены были: 2,35 млн.р. В-92С2 и 2,8 млн. ГТА-18.
          Ресурс советских дизельных двигателей - 500 моточасов, ГТД - 1000 моточасов. С учётом десятикратной разницы стоимости двигателей Т-72/80 и значительно худшей топливной экономичности с точки зрения денег ГТД просто не нужен.
          Что касается Севера, то при желании всё решаемо и без ГТД, что доказывает эксплуатация автомобилей. Шведы и норги как-то без ГТД обходятся.
          1. 0
            3 декабря 2018 19:51
            Цитата: eburg1234
            0
            ГТА-18 - это очень хорошо, но стоит дороже дизельного двигателя танка Т-72/90

            Простите, но у военной техники свои расчеты. И этот силовой агрегат с отлично экономит моторесурс, более дорогих двигателей

            САУ «Мста-С». Запуск турбины вспомогательной силовой установки ГТА-18. Виден огненный выхлоп.
            и имеет меньшую тепловую сигнатуру.

            Цитата: eburg1234
            С учётом десятикратной разницы стоимости двигателей Т-72/80

            Да дороже, но надежнее, а главное МОЩНЕЕ. Покажите мне наш дизельный двигатель, который может выдавать 1400 лошадок и назовите его цену. А ведь вес танков растет.
            Цитата: eburg1234
            Шведы и норги как-то без ГТД обходятся.

            В каждой избушки свои игрушки, но помнится мне у шведской "103 "стервочки"" "второе сердце" было газотурбинное.
            1. +1
              3 декабря 2018 20:40
              Параметра стоимость/эффективность НИКТО не отменял. В том числе в военной сфере.
              Можно иметь 1 танковый ГТД, можно 10 танковых дизелей. Если в мирное время ещё можно заниматься "конкуренцией", то для войны ГТД в существующем виде не нужен.
              Вы погуглите насколько лучше подвижность и скорость передвижения танковых подразделений Т-72/80. Разница смехотворная. Погуглите результаты "тараканьих бегов".
              Воюют не отдельные танки, а подразделения.
              Форсированный В-92С2Ф 1130 л.с серийно выпускается и устанавливается на Т-72Б3. Больше для этого шасси не нужно. Лучше было бы создать современную трансмиссию, но похоже не дождёмся.
              Новый мощный танковый дизель для нового танка создан - это челябинский А-85-3. Сейчас его номинал 1350 л.с, есть запас совершенствования до 1500-1800 л.с. Цену мне озвучивали, она велика, но всё равно сильно дешевле ГТД.
              Шведский STRV был весьма дорог и уже давно заменён на Лео 2 (дизельный, естественно).
              1. -1
                4 декабря 2018 03:53
                Цитата: eburg1234
                Вы погуглите насколько лучше подвижность и скорость передвижения танковых подразделений Т-72/80. Разница смехотворная. Погуглите результаты "тараканьих бегов".

                Я служил и на тех и на тех и скажу, что разница, при совершениях маршей есть и она СУЩЕСТВЕННА. Ни когда колонна Т-72 не догонит колонну Т-80, ради интереса взгляните даже как единичный Т-80 и Т-72 передвигаются в смешанной колонне. И преимущество Т-80 не только в более мощном двигателе, но и в лучшей Трансмиссии, да, да, хоть они и однотипны с трансмиссией Т-72, но у Т-80 четыре передачи переднего хода, а у Т-72 - семь., меньше времени тратится на переключение, а так же в лучшей ходовой, она более энергоемкая и плавная, что позволяет еще и более точно стрелять.
                Цитата: eburg1234
                Сейчас его номинал 1350 л.с, есть запас совершенствования до 1500-1800 л.с.

                Ну, а у "турбинеров" уже готов к выходу 2000. И что самое главное ГТД уже обкатан и просто модернизируется, а вот "новый"- "не новый" челябинский еще на бронеобъектах то толком и не обкатывался и не исключаю, что полезут "болячки"
                Цитата: eburg1234
                Шведский STRV был весьма дорог и уже давно заменён на Лео 2

                Вы и нам предлагаете Лео-2 закупить? А что, танк хороший
                1. +1
                  4 декабря 2018 04:36
                  Нет. Реальные испытания показали, что при движениях в колонне преимущество Т-80 буквально 5 км/ч, в смешанных колоннах преимущества нет вовсе. В тараканьих бегах Т-80 никогда ничего особенного не показывал, в пустынных местностях вообще был последним.
                  АПП на Т-72Б3 обнуляет разницу в количестве передач.
                  Пруф на "готовый" ГТД в 2000 в студию.
                  А-85-3 уже 20 лет обкатывают, а с учётом ранних версий и все 40. Этот двигатель прошёл испытания на танках об.187 и об.195.
                  Я предлагаю не плакать о том, что дизель на Севере нельзя завести.
                2. +1
                  4 декабря 2018 04:40
                  В этом видео мы видим старый Т-72Б с двигателем 840 л.с, а так же не знаем было ли желание у танкистов Т-72 "гоняться" вообще.
                  На трассе биатлона в 2013 году Т-80У на смог опередить Т-72БА с 1000-сильным двигателем. Поэтому заказали "биатлонные" Т-72Б3 для встречи "партнёров". Правда, из-за известных событий они не приехали.
            2. 0
              3 декабря 2018 20:45
              Есть дизельные энергоагрегаты, которые серийно выпускаются и имеют ещё меньшую, чем ГТА тепловую сигнатуру.
              Пока, к сожалению, МО для танков их не заказывает.
              А экономить ресурс В-92С установкой ГТА-18, которая дороже самого основного дизеля, как-то странно. Для САУ с её режимом работы это, видимо, нормально. Для танка выглядит бредово.
      2. +2
        3 декабря 2018 09:17
        Цитата: venik
        и устанавливать "стояночный" дизель-генератор.

        Там турбинка для этих целей стоит - ГТА-18А называется.
      3. +10
        3 декабря 2018 09:20
        Уважаемый venik!!! Т-80 в текущем ремонте был намного удобнее чем древний Т-55. Решало все наличие комплектующих. Это я Вам как техник ОРВБ говорю.
      4. 0
        4 декабря 2018 03:12
        Зачем "стояночный" дизель-генератор? Я ещё в 1983г видел на "Шилке" мини-ГТД электро-генератор.
        1. 0
          4 декабря 2018 04:43
          ГТД на порядок дороже. Действительно на порядок.
          Из преимуществ лёгкий запуск зимой.
  2. +1
    3 декабря 2018 10:11
    хорошая статья. понравилось .
  3. +3
    3 декабря 2018 11:05
    Может, объект 219М и нельзя считать танком XXI века, но заложенный в Т-80 потенциал вполне новому веку может соответствовать. Кроме Кировского завода, в Омске, так же развивали модернизацию Т-80. На рисунке Т-80У-М-1 "Барс".
    Жаль, что к 2015 году Омский танковый подвели к банкротству, что родится под "патронажем" УВЗ, вопрос, как и судьба идеи, которую воплощали в "Объекте 640" ("Чёрный орёл"). Вот, "Объект 640", надо полагать, вполне мог бы стать танком XXI века.
    1. -3
      3 декабря 2018 11:40
      А нужно ли нам в РФ иметь несколько танковых заводов? feel
      1. +8
        3 декабря 2018 16:41
        Нужно. Для конкуренции. Монополисты в любой сфере деятельности начинают сильно наглеть. В итоге, армия получит говно на вес золота.
        1. +1
          3 декабря 2018 17:44
          не назовете мне конкурентов Меркавы, Абрамса... продолжать? bully
          1. 0
            4 декабря 2018 08:06
            Abrams: XM1 от GM, Chrysler, FMC, Ford.
            У Меркавы конкурентов не было, только его стоимость для "своей" армии $4 млн. (Экспортная цена - $10 млн.)
            1. 0
              4 декабря 2018 14:56
              Леопард -2 создавался без конкурентов... request что до цены, то ее величина много от чего зависит - не только от произвола производителей, но и требований военных...
          2. 0
            4 декабря 2018 19:09
            Все перечисленные у себя конкурентов и не имели. Самим с собой чего конкурировать?
        2. 0
          4 декабря 2018 23:03
          Монополисты в любой сфере деятельности начинают сильно наглеть.

          Редкий бред, не путайте а/м промышленность и танки. Да еще и совершенно разные. Посмотрите на весь мир. Опять одни мы умные, а все итиоты?
          1. +1
            5 декабря 2018 10:29
            только у умных 3 ОБТ в производстве одновременно... request
            1. 0
              5 декабря 2018 19:37
              только у умных 3 ОБТ

              Не только вумные, а вообще единственные.. Если только Китай перебьет карту с тип 96, тип 98, тип 99, экспортные MBT и легкие (горные) танки. Большинство даже один не осиливают.. национальный.
  4. +1
    3 декабря 2018 11:27
    А что мешает поставить боевое отделение как на Т-90М(СМ)(АМ). И ставить его на все модернизируемые танки Т-90, 72, 80?!
  5. +1
    3 декабря 2018 17:51
    Когда я впервые увидел Т-80 в 81-м году, то он меня впечатлил и ездой и стрельбой.... если сейчас на него поставить современный прицельный комплекс и защиту, то тому же абрамсу он "засветит".
  6. 0
    3 декабря 2018 23:18
    В данный момент на Омсктрансмаше проходят модернизацию 62 Т-80БВ до уровня БВМ. Информация и фото на ресурсе Вестник Мордовии. Контракт до 2019 года. http://vestnik-rm.ru/news-4-26004.htm
  7. 0
    9 января 2019 09:15
    23 февраля 2004 возвращаюсь с работы и тут меня накрывает- хочу склеить модель брони 1\35! вот хочу и всё!! причём желательно наше Великой Отечественной, да вот незадача-киоск с моделями остался далеко за спиной, 3,5 км по обледеневшим тропкам, начинаю протраливать подходящие по ассортименту торговые точки в радиусе полукилометра от дома. Сработал закон подлости- лишь в книжном нахожу на выбор *Абрамс* и Т-80БВ в подарочной комплектации, От Абраши меня не штырило даже в период первичного накопления информации, поэтому без раздумий выкладываю четверть оклада за Т-80
  8. 0
    11 февраля 2019 22:11
    Будь моя воля, создал бы Северный округ, и вооружил бы части СВ Т-80 с гтд . Для северов это великолепный танк!