Перенос музея ВВС из Монино в парк «Патриот»: «за» и «против»

Ну и что плохого?

Двадцать восьмого ноября 2018 года Музей ВКС в Монино отметил своё шестидесятилетие. Начиная с 1958 года, его экспозиция, представленная в трёх залах, двух ангарах и на открытой площадке, знакомила посетителей с историей отечественной авиации.

В 2015 году, в связи с открытие Центрального парка вооруженных сил РФ «Патриот», было принято решение о переносе музея ВКС на его территорию — как часть общей экспозиции.

«Что же в этом плохого» — скажете вы?

Первое и самое главное: сами летательные аппараты. Давайте будем откровенны: большинство экспонатов сохранились только благодаря энтузиазму волонтеров, которые поддерживали их в надлежащем состоянии. Ну и минимальное финансирование из бюджета тоже было. Длительное забытьё музея сказалось самым плохим образом: большинство самолётов и вертолётов буквально «вросли в землю» и фактически стали непригодными для перевозки на новое место стоянки.

Евгений Белаш

А вот тут возникает первый проклятый вопрос. Почему вместо музея, заслуживающего своё гордое имя, мы имеем свалку металлолома, лишь отчасти похожего на самолёты? Простите за резкость формулировок — но я неоднократно бывал в Монино и своими глазами видел легендарные машины в том же состоянии, как на фото. Их уже шасси не держат.

Экраноплан ВВА-14 в Монино (источник фото)

Евгений Белаш

Кто виноват? Противники переноса упорно обходят этот вопрос стороной. Складывается впечатление, что статус-кво кому-то очень выгоден. Поскольку на вопрос: «Как ты довёл?» всегда можно ответить: «А это не я, это ещё в прошлом тысячелетии устроили — но мы помним, гордимся, работаем! Вот, волонтёры целый люк покрасили». Кому выгодно — не знаю. Хотя не стоит видеть заговоры там, где хватит нежелания слушать другое мнение.

Но увы, теперешнее положение нетерпимо. Да, можно зажмуриться и делать вид, что всё как-нибудь образуется, волонтёры подклеят, подмажут… Нет, не образуется.

Хотя за последние годы горстка добровольцев проделала колоссальную работу, но самолёты надо спасать. Думаю, все поклонники авиации со мной согласятся. Вопрос лишь один: как?

Да, часть экспозиции можно перевезти своим ходом, грузовым или железнодорожным транспортом, или даже на внешнем подвесе вертолёта, как недавно это сделали в Кронштадте, но что делать с оставшимися уникальными образцами? Такими как, например, сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Т-4 (Су-100) или прототип стратегического бомбардировщика Т-50, предназначенного для преодоления системы ПВО США? Или рекордный грузовой вертолёт Ми-12? Мы уж молчим про Ту-144, бережно восстановленный энтузиастами из настоящих запчастей.

Ту-144 в Монино (фото: SkyShips)

Любая попытка их разобрать приведёт к повреждениям конструкции, которую потом уже нельзя будет восстановить. Или держать в новом музее «макеты»? Уж лучше тогда сразу отправить заказы на заводы с предложением «сделать по мотивам» корпуса. Но чем тогда «Патриот» будет лучше Диснейленда?

Евгений Белаш

«Уникальные образцы», которые «вросли в землю»? За следующие слова меня многие возненавидят. Но давайте будем честны хотя бы перед собой. Свалка металлолома (Монино сейчас) — это уже не самолёты, которые туда привезли десятки лет назад. Они давно утратили и способность к полёту, и статус нетронутости. В лучшем случае — это памятники.

Если вы относитесь к самолёту как к чудотворной иконе — хотя бы достаньте эту икону из грязи. А не кричите в соцсетях: «Нет! Пусть лежит в грязи, как при СССР было!»

Сразу скажу — я не специалист в авиации. Но, как мы видим на примерах от Кронштадта до Казани, — в принципе бо́льшая часть техники, вплоть до Ту-144, вполне перевозится.

Вы боитесь, что при перевозке давно не способные летать самолёты утратят статус сакральности? Хорошо, найдите специалистов, которые обеспечат транспортировку должным образом.

Даже разобрать нельзя? И что прикажете делать? Дожидаться, пока уникальные образцы прогниют насквозь и перестанут быть даже похожими на самолёты?

О «макетах». Два слова. Крейсер   «Аврора». Предлагаете его затопить, поскольку это не «тру» корабль, который стрелял по Зимнему?

Тяжёлый транспортный вертолёт Ми-12 (фото: Алан Уилсон)

«Почему» в квадрате

Хорошо, оставим в покое технику. Основное нововведение, которое предлагается в парке «Патриот»: три крытых корпуса (на 50 тысяч квадратных метров с ремонтной мастерской) и частично крытая, частично открытая стоянка авиатехники. Всё это наполнено интерактивом, красивой иконографикой, обучающими материалами и даже лётными тренажерами.

И вот тут возникает второй вопрос: почему это великолепие (а самое главное — деньги на него) нельзя было организовать на базе старого музея?

Например, для внутреннего наполнения можно было переоборудовать старые ангары, расширив их при желании. Поверьте, имелись и место, и свободные площади. Не закладывать в реконструкцию стоимость перевозки самолётов (которая даже для небольшого ЛА составляет несколько миллиона рублей), и вуаля — устроить на месте старого музея «рай для авиафила на земле»?

Тут же плавно переходим к вопросу об открытой экспозиции. Если у государства не хватало денег на полноценное поддержание техники музея в должном виде, то почему бы просто не сделать полноценный навес над уже существующей стоянкой?

(Фото: Андрей Хачатрян)

Проект, который сейчас показывают в ролике «Патриота»: плексигласовое затемнённое стекло «дизайнерской формы», укрепленное на нескольких столбах. Честно говоря, нынешнему музею хватило бы и обычной конструкции, да и вышло бы дешевле.

Зачем?

Ну и последний, но не менее важный вопрос: зачем собирать все музеи в одном месте? Сам по себе «Патриот» не очень удобен: вечно забитое по выходным шоссе, от ближайшей ж/д станции ехать ещё на попутном транспорте. Да, в Монино тоже есть проблемы: от станции пригородных электричек надо идти не менее получаса. Но эта проблема явно решалась бы быстрее и проще пуском специальных автобусов от МО по выходным дням.

Также в парке «Патриот» отсутствует какая-либо нормальная ВПП (взлётно-посадочная полоса). Да, есть полоса в близлежащей Кубинке, но оттуда ещё и до экспозиции как-то надо добраться? А без ВПП как подразумевается пополнять коллекцию? Разбирать-собирать каждую единицу авиатехники? В нынешнем варианте полоса была до недавнего времени. Я абсолютно уверен, что МО РФ при желании ничего бы не стоило довести её до прежнего уровня и принимать новые самолёты.

(Фото: Алан Уилсон)

Евгений Белаш

Тут встает ещё один проклятый вопрос. Инфраструктура. Современному музею инфраструктура нужна «как воздух, как хлеб». Без неё на самые уникальные экспонаты будет смотреть только кучка гиков. Пока те тихо гниют (экспонаты, не гики). Увы, это азбука музейного дела и туризма.

Если мы хотим именно музей, ему нужны нормальные площадки с хорошим обзором и подходами. Подробные указатели на нескольких языках. Автобусы. Туалеты, простите, — чтобы посетители не мочились на экспонаты. Места для отдыха и для качественной еды. И для сувениров тоже. Интерактив, кстати, — XXI век на дворе.

Я видел музей 35-й батареи в Севастополе. Музей истории Великой Отечественной войны в Минске (новый). Музей Вадима Задорожного. И парк «Патриот». Это отличные современные музеи.

Да, они тоже не без недостатков. Но, вспоминая старую Кубинку с набитыми промороженными ангарами, куда надо топать пешком по загазованному шоссе, а не ехать на бесплатных автобусах — я, увы, решительно голосую не за неё, а за парк «Патриот».

Экспозиция авиатехники в парке «Патриот» (источник фото)

Евгений Белаш

А вот, например, Музей индустриальной культуры — это, простите за резкость, свалка старых вещей. В Монино сейчас даже ВПП нет. Как вы предлагаете пополнять коллекцию там? Или нам другие образцы больше не нужны?

Построить навес? Сами представьте картину строительства красивого модного навеса над этим позором. Без комментариев.

«Зачем собирать музеи в одном месте»? А зачем нужны Эрмитаж и Третьяковская галерея? «Патриот», конечно, не Эрмитаж. Пока. Но вот необходимая в XXI веке инфраструктура там есть. Видел лично. Да и цифры посещения той же «Армии» говорят сами за себя — миллион человек за неделю (за их же деньги). Монино — четыре миллиона. За сорок лет.

А устроить на месте старого музея… Боюсь, проще будет построить десяток музеев в чистом поле. С нуля.

Но надо что-то решать. Причём и в случае переноса, и в случае строительства нового музея на старом месте — максимально спокойно, без криков и истерик. Имея «за душой» не оскорбления, как сейчас, а разработанный специалистами поэтапный план «делаем так — потому что».

Вообще, вся идея с переносом музея безболезненно решалась организацией филиала парка «Патриот» на базе существующего музея ВКС. Таким образом и чиновники оставались «сыты», и самолёты целы. Ведь существуют же такие отделения в Кронштадте и Севастополе в части ВМФ? Так почему же нельзя было сделать то же самое с музеем ВКС в Монино? Нет ответа…

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий