«Лучшие в мире» американские ВВС: позор в японском небе

55
Достоянием гласности стал инцидент, случившийся 6 декабря над морем у юго-восточного побережья Японии. Представитель американского оккупационного контингента подтвердил данные министерства обороны Страны восходящего солнца о том, что американские самолёты (истребитель-бомбардировщик F/A-18 «Шершень» и топливозаправщик C-130 «Геркулес») по неизвестной причине столкнулись в небе этой страны. После столкновения ни одна из машин не смогла продолжить полёт, и их обломки упали в океан южнее мыса Мурото (остров Сикоку).

До сих пор неизвестно, из состава какого точно подразделения был разбившийся C-130J «Super Hercules». По одной информации, это машина из состава 373 авиакрыла с базы Йокота к западу от Токио, по другим данным, это самолёт из состава 152 Marine Ai Refueler Transport Squadron с авиабазы Ивакуни.



В экипаже «Хорнета» было 2 человека, а в экипаже «Супергеркулеса» — 5 военнослужащих ВМС США. Инцидент произошёл около 02:00 утра четверга во время «регулярной плановой тренировки». Что произошло с самолётами на самом деле, пока точно неизвестно; вполне вероятно, инцидент произошёл во время дозаправки в воздухе, однако американская сторона заявила, что не предоставит никаких данных до окончания расследования.


Истребитель-бомбардировщик ВМС США F/А-18 "Шершень" готовится начать заправку в воздухе от С-130 "Супергеркулес". Источник фото: www.stripes.com


Похоже, руководство американского контингента на базе Ивакуни долгое время не предпринимало никаких мер по организации поиска и спасения своих пилотов, по причине впадения в ступор от неожиданности произошедшего и в связи с необходимостью связаться с вышестоящим руководством.

Также, по мнению японской прессы, одной из возможных причин откладывания начала поисково-спасательных работ считается предположение оператора радара, следившего за учебно-тренировочными полётами, о технологической ошибке, которая стала причиной удаления радарных отметок. Вообще, конечно, события 6 декабря 2018 года крайне напоминают события, произошедшие на о. Оаху на Гавайях утром 7 декабря 1941 года, когда оператор радара точно так же решил просто выключить его, посчитав данные о подходе массы японских самолётов техническим сбоем.

Но, как бы там ни было, первый спасённый член экипажей, один из пилотов «Хорнета», несмотря на наличие датчика GPS и спасательного маячка, был подобран не американским, а японским (!!!) поисковым вертолётом береговых Сил самообороны только в 05:43, спустя почти 4 часа после катастрофы.

Пока американцы решали, что же им надо делать, а их начальство разных уровней, судя по всему, лихорадочно пыталось снять с себя ответственность за произошедшее, японцы продолжили поисково-спасательную операцию без всяких оговорок и требований.

В 12:13 дня четверга корабль японских Сил самообороны «Setoyuki» обнаружил и спас из воды ещё одного американского пилота, который находился в тяжёлом состоянии и вскоре умер прямо на борту от полученных травм и переохлаждения.

«Лучшие в мире» американские ВВС: позор в японском небе

Место произошедшего авиационного инцидента на Google Maps


В то время, пока представители Пентагона скромно молчали, министр обороны Японии Такэси Ивая собрал в четверг пресс-конференцию, на которой сообщил, что «Япония, несмотря на неоднозначное поведение представителей руководства Корпуса морской пехоты США, прилагает все усилия для поиска и спасения выживших. Центры координации как японских морских сил самообороны, так и наших военно-воздушных сил немедленно отреагировали на чрезвычайную ситуацию и задействовали поисковые вертолёты и самолёты».

Два японских вертолёта UH-60 “Black Hawk”, самолёт U-125 и 3 корабля JMSDAF продолжили активные поиски американских пилотов, и только позже к ним присоединились военные США. В составе американской группировки, участвующей в поисках, работают: 353-я авиагруппа специальных и спасательных операций с авиабазы Кадена (о. Окианава), которая задействовала 4 вертолёта CV-22 “Osprey” и 4 C-130, а также поисковый отряд из состава 320 специальной тактической эскадрильи.

Хоть какая-то реакция на произошедшее со стороны командующего Корпуса морской пехоты США генерала Роберта Неллера появилась в его твиттер-канале: «Поскольку морские пехотинцы, как и наш военно-морской флот, а также наши японские партнёры, продолжают поисково-спасательные работы у берегов Японии для тех, кто причастен к этой трагической авиационной неудаче, мы просим всех поддержать семьи членов экипажей в своих мыслях и в своих молитвах, пока мы доведём до конца поиск и расследуем случившееся».

Напомним, что подобные происшествия для группировки американских оккупационных сил, базирующихся на Японских островах, вовсе не редкость. Так, в прошлом месяце такой же самолёт F/A-18 “Hornet” с авианосца «Рональд Рейган» упал в море юго-западнее Окинавы, но оба его пилота были успешно спасены. В середине октября 2018 года вертолёт MH-60 “Seahawk”, также базировавшийся на «Рональде Рейгане». Разбился на его борту в ходе патрулирования в Филиппинском море, что стало причиной ранения 12 моряков.

Карл Бейкер, руководитель службы бензозаправщиков в зоне северной части Тихого океана, так прокомментировал ситуацию: «Самолёты Корпуса морской пехоты США заправляют несколько иначе, чем самолёты наших ВВС. Вместо стрелы, выдвигаемой из фюзеляжа, у C-130 есть специальные шланги, свисающие с его крыльевых баков. И когда пилоты планируют дозаправиться, они после координации действий с экипажем «воздушного танкера» направляют стрелу, имеющуюся в передней части их самолёта, в уловитель на конце заправочного шланга. Соответственно, заправка самолётов Корпуса морской пехоты происходит на гораздо больших расстояниях между самолётами, чем заправка самолётов ВВС, и поэтому считается более безопасной. Но, так это или иначе, а любая дозаправка в воздухе – опасная операция».


Перед дозаправкой в воздухе. Вид из кабины американского самолёта на топливозаправщик. Источник фото: www.stripes.com


Видео, на которых запечатлены неудачные попытки дозаправки в воздухе, показывают, что часто заправочные шланги могут ударять по кабине самолёта, осуществляющего приём топлива, заливая всё вокруг и нанося повреждения. Однако случаев, чтобы при таком способе заправки пострадал сам самолёт-топливозаправщик, по словам американских офицеров, не было.

Однако, несмотря на множество лётных происшествий, случающихся за последнее время в ВМФ и ВВС США, Пентагон упорно не снижает уровень военной активности в зоне Дальнего Востока.

В частности, параллельно с вышеуказанным инцидентом на прошедшей неделе американский ударный авианосец «Рональд Рейган» с традиционной «свитой» из иных боевых кораблей и с экипажем из более чем 4000 человек вернулся в порт базирования Йокосукэ. Это был его уже второй за 2018 год большой «круиз» по морям в данной части света. До этого он уже совершил 2-месячный переход в Южно-Китайском, Восточно-Китайском и Филиппинском морях с июня по сентябрь.

Напомним, что всего на территории Японии (без учёта баз на близлежащих островах типа Иводзимы) по состоянию на осень 2018 года, согласно «Двухстороннему пакту о безопасности», базируются более 50.000 американских военнослужащих (не считая задействованного гражданского персонала). База Ивакуни, с которой и был осуществлён вылет одной из столкнувшихся машин, расположенная в 35 км от Хиросимы, является одной из крупнейших точек присутствия вооружённых сил США в Японии и местом базирования пятнадцатитысячного американского контингента.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на неизвестные причины и механику процесса произошедшего воздушного инцидента, США накануне 77-летия со дня удара по Пёрл-Харбору вновь "потеряли лицо", да ещё в японском небе. Насколько в действительности Япония, точнее, её спецслужбы и её специалисты в сфере радиоэлектронной борьбы, причастны к случившемуся, мы вряд ли когда либо узнаем.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    9 декабря 2018
    шершень укусил геркулеса,отчего вскорости,оба умерли...всё.
    1. +1
      9 декабря 2018

      андрей юрьевич (андрей юрьевич) Сегодня, 05:47
      +1
      шершень укусил геркулеса,отчего вскорости,оба умерли...всё.

      ... не считая летунов... кстати, по СМИ вроде то ли нашли, то ли спасли только двоих...
      1. +3
        9 декабря 2018
        Гибель американских пилотов скорее радует, чем печалит. Сколько горя они принесли другим странам.
        Земля им стекловатой. am
        1. -6
          9 декабря 2018
          Что ж это вы, голубчик, с утра да на старые дрожжи накатили? Так и до белочки можно доупотребляться или мама вам не говорила, что об умерших или хорошо, или никак?
          И чертика себе на лбу уже, что ли нарисуйте, а то лепите его в каждый комент....
          1. +13
            9 декабря 2018
            Эти умершие не сомневаясь нанесли бы удар по территории РФ. Так что хорошие слова не для них
            1. -3
              9 декабря 2018
              Презумпция невиновности. Знакомый термин? Если нет, то изучите. Иначе я могу считать вас вором карманником (у вас есть руки) и насильником - извращенцем (у вас присутствует половой орган). Но, согласно вышеуказанному термину, вы ими не являетесь, пока не пустили в ход не по назначению. Значит на данный момент Вы просто неумелый коментатор с заниженными моральными понятиями.
              1. +4
                9 декабря 2018
                Цитата: Вождь краснокожих
                Презумпция невиновности. Знакомый термин? Если нет, то изучите. Иначе я могу считать вас вором карманником (у вас есть руки) и насильником - извращенцем (у вас присутствует половой орган). Но, согласно вышеуказанному термину, вы ими не являетесь, пока не пустили в ход не по назначению. Значит на данный момент Вы просто неумелый коментатор с заниженными моральными понятиями.

                Мне вот другое интересно, потеря нескольких пилотов, в мирное время, просто из за разгильдяйства командования(а возможно и умысла), которое даже не отправило спасательную миссию, отправит многих высоких офицеров в отставку или тихо замнут инцидент what
              2. +2
                10 декабря 2018
                При чем тут невиновность!? Изучите предназначение МП США. Как и всех ВС США: посмотреть мир, увидеть множество интересных людей и убить их (недословно).
                Нанесение удара по территории или войскам (силам) РФ не сделало бы их виновными, наоборот, они обязаны выполнить такой приказ в случае его получения.
                А неумелый комментатор сразу же переходит на личность, демагогию и софистику (слова, надеюсь, понятны) и даже пишет слово комментатор с ошибкой laughing
        2. 0
          9 декабря 2018
          Полностью с тобой согласен !
      2. +1
        9 декабря 2018
        Цитата: a.s.zzz888
        вроде то ли нашли, то ли спасли только двоих...

        Пока нашли всего двоих - и, видимо, из экипажа "Хорнета", один из которых вскоре умер, про это написано в тексте.
    2. +4
      9 декабря 2018
      Мелочь, но ......
  2. +1
    9 декабря 2018
    Стало быть был F/A-18F, раз экипаж из двух человек состоял.
    Скорее всего, молодой лейтенант, которого обучали дозаправки не справился. На флоте юзают "шланг - конус", что несколько сложнее "штанги", которую юзают ВВС.
    p.s. соболезную семьям погибших.
    1. +16
      9 декабря 2018
      Цитата: Джек О’Нилл
      p.s. соболезную семьям погибших.

      Думаю семьи погибших, в США не являются гражданами РФ и не обсуждают темы на ВО, так что думаю ваши соболезнования в никуда. Это подобие Брилева с двойным гражданством. США враг нам и нашей стране, не видел нигде соболезнований Советского народа погибшим в годы ВОВ немецким оккупантам. Давайте прекращать это лицемерие.
      1. +10
        9 декабря 2018
        Цитата: Sirocco
        Цитата: Джек О’Нилл
        p.s. соболезную семьям погибших.

        Думаю семьи погибших, в США не являются гражданами РФ и не обсуждают темы на ВО, так что думаю ваши соболезнования в никуда. Это подобие Брилева с двойным гражданством. США враг нам и нашей стране, не видел нигде соболезнований Советского народа погибшим в годы ВОВ немецким оккупантам. Давайте прекращать это лицемерие.

        Для Нила янкисы как раз союзники,а для нас они-вероятный противник.
      2. -7
        9 декабря 2018
        Это подобие Брилева с двойным гражданством. США враг нам и нашей стране, не видел нигде соболезнований Советского народа погибшим в годы ВОВ немецким оккупантам. Давайте прекращать это лицемерие

        У нас с амерами войны нет, да и не враги они мне. А выражать соболезнование (сочувствие), с связи с тем, что погибли люди - нормально!
        1. +4
          9 декабря 2018
          Цитата: Джек О’Нилл
          У нас с амерами войны нет,

          Да вы что? Удивили.
          Цитата: Джек О’Нилл
          А выражать соболезнование (сочувствие), - нормально!

          Вот вам ссылка, попробуйте через неё выразить соболезнование. Надеюсь получится, Потом отскриньте и сбросьте нам на обозрение.
          The White House
          https://www.whitehouse.gov
          1. -5
            9 декабря 2018
            Вот вам ссылка, попробуйте через неё выразить соболезнование. Надеюсь получится, Потом отскриньте и сбросьте нам на обозрение.
            The White House
            https://www.whitehouse.gov

            Причем тут страничка Белого Дома?
          2. +5
            9 декабря 2018
            В 2005 году на камчатке АС-28 запутался в сетях... И если бы не помощь англичан, мы бы имели семь трупов... Они нам были друзьями? Нет однозначно, мы были им друзьями? Тем более нет!
            Любой человек, лишь по факту своей национальности, наш враг и не заслуживает сочувствия?
            Гнилая позиция. Когда в 1960 американцы нашли нашу баржу T-36, они радостно (следуя вашей логике) должны были дать нашим солдатам умереть? Мы же враги, а враг сочувствия быть не может!
            1. 0
              9 декабря 2018
              Конечно, родные погибших об этом соболезновании никогда не узнают, и юрий зря вам подставился, но это его позиция, а вы воюющие с Америкой (мне ее позиция не нравится, но РФ пока с ней официально не воюет) можете сами посетить данный сайт и сообщить им, что "США враг нам и нашей стране" а потом " отскриньте и сбросьте нам на обозрение"
              1. -1
                10 декабря 2018
                можете сами посетить данный сайт и сообщить им, что "США враг нам и нашей стране" а потом " отскриньте и сбросьте нам на обозрение"

                hi
              2. 0
                10 декабря 2018
                Цитата: volodimer
                можете сами посетить данный сайт и сообщить им, что "США враг нам и нашей стране" а потом " отскриньте и сбросьте нам на обозрение"

                Это плагиатом попахивает))) Вы то что так волнуетесь? Теперь про войну, США ввели и продолжают вводить санкции против РФ и граждан, которыми мы являемся, про вас не знаю. Для вас слепого объясню на пальцах, санкции это война, далее 2008 год руками Грузии били наших, 2014 год руками Украины бьют нас и Украину, Сирия, там по вашему конфетами бросаются. А по честному то война против нас в открытом виде идет с 1991 года с момента развала СССР. До свидания. hi
      3. +1
        9 декабря 2018
        Наши граждане на американских самолётах не летают.
    2. +2
      9 декабря 2018
      Цитата: Джек О’Нилл
      На флоте юзают "шланг - конус", что несколько сложнее "штанги", которую юзают ВВС.

      А как же в наших ВВС, точнее уже ВКС? Сколько раз показывали дозаправку ТУ-95-х. Шланг с конусом и пилот заправляющегося самолёта подводит самолёт и тык штангой в конус, в дырдочку, прям как ...... ну вы меня понимаете.... lol Не исключаю, что приверженность к традициям, в том числе традиционному сексу, помогает нашим пилотам попадать куда надо laughingТем более, что не приходят мне на память лётные происшествия, связанные с дозаправкой в воздухе. Хотя могу и не знать всего.
      1. 0
        9 декабря 2018
        А как же в наших ВВС, точнее уже ВКС? Сколько раз показывали дозаправку ТУ-95-х. Шланг с конусом и пилот заправляющегося самолёта подводит самолёт и тык штангой в конус, в дырдочку, прям как ...... ну вы меня понимаете.... lol Не исключаю, что приверженность к традициям, в том числе традиционному сексу, помогает нашим пилотам попадать куда надо laughingТем более, что не приходят мне на память лётные происшествия, связанные с дозаправкой в воздухе. Хотя могу и не знать всего.

        В 2012 году Су-24 упал после неудачной дозаправки - Су-24М (борт №23 белый,№RF-90935).
        1. 0
          9 декабря 2018
          В НАШИХ ВКС НИКТО не говорит Су-24 б/н "БЕЛЫЙ" или "КРАСНЫЙ" или "СИНИЙ". Прокол.
    3. 0
      9 декабря 2018
      F/A-18D был
      1. 0
        9 декабря 2018
        F/A-18D был

        Странно, я думал сейчас на них только морпехи остались. Казалось, что моряки же уже полностью на "F" и "E"...
        1. +1
          10 декабря 2018
          Это и были морпехи. Оба самолета smile
          1. 0
            10 декабря 2018
            Это и были морпехи. Оба самолета smile

            Но в статье речь про ВМС, а не про КМП. Или для автора это одна структура?)
            1. 0
              10 декабря 2018
              В названии статьи вообще ВВС. А так-то МП это все же часть ВМС, хоть и отдельная. Морпехи ведь с кораблей высаживаются. Ну и министра МП у них нет.
  3. -1
    9 декабря 2018
    «Лучшие в мире» американские ВВС: позор в японском небе

    ... "лучшие" - это для некоторой категории форумчан, относящихся к государству, которое мерикатосы принуждают брать такие железки как фи 35, и которые с завидным )) laughing постоянством нахваливают ВСЁ мерикатосное ... ну их понять можно, хозяин похлёбку отберёт сразу... bully
  4. +10
    9 декабря 2018
    В экипаже «Хорнета» было 2 человека, а в экипаже «Супергеркулеса» — 5 военнослужащих ВМС США.

    Человеки и военнослужащие... soldier
    1. Комментарий был удален.
  5. +4
    9 декабря 2018
    руководитель службы бензозаправщиков

    Это, что за ляпы такие?! laughing
    1. +1
      9 декабря 2018
      Никакие не ляпы, я сам удивился когда переводил, похоже, что у американцев заправкой техники бензином на Японских островах занимается отдельная гражданская структура с необычными названиями должностей.
      1. 0
        9 декабря 2018
        Цитата: Ратник2015
        ....... я сам удивился.....

        Михаил, позвольте полюбопытствовать, А сам Карл Бейкер военный на этой службе? Я это к тому, что он обеспечивает топливом воздушные заправщики или имеет отношение к командованию подразделением этих воздушных заправщиков?
  6. +1
    9 декабря 2018
    Похоже, руководство американского контингента на базе Ивакуни долгое время не предпринимало никаких мер по организации поиска и спасения своих пилотов, по причине впадения в ступор

    Михаил, Ваше "похоже", чем подкреплено? Очень сомнительное заявление. У полосатых очень хорошо организована ПСС.
    1. +4
      9 декабря 2018
      Тут половины статьи "похоже" и "вероятно". Вообще, малопонятно, куда скатывается ВО, если из новости четырехдневной давности раздувают цельную статью. Раньше в "Красной звезде" на последней страничке была колонка, где перечислялись катастрофы по миру без всяких "если бы да кабы". А тут что, от скудности информации что ли?
      1. +2
        9 декабря 2018
        Забываете что платят за знаки, а не за смысловое наполнение.
    2. +2
      9 декабря 2018
      Дело в том, что материал базируется на американских и японских интернет-блогах, а также паре японских изданий, а официальные американские источники о событии пока сообщают крайне скупо, а это вынуждает к острожности формулировок.

      И отсюда, из неофициальных данных, то, что японцы сразу после катастрофы (и вероятно без просьбы со стороны США) включились в поиски и нашли обоих найденных пилотов, а американцы чуть ли не несколько часов "раскачивались" перед началом поиска, вели его медленно и неумело, и не нашли ни одного своего пилота.
  7. 0
    9 декабря 2018
    В целом нормально, но ВВС в названии статьи писать не стоило. Столкнувшиеся самолеты к ВВС отношения не имели.
  8. 0
    9 декабря 2018
    Так я не понял, экипаж заправшика нашли? Япония постоянно страдает от землятресения, у неё протяженное побережъе, службаспасения в японии развита. И развита хорошо. Думаю если экипаж не спасли то на то были определённые причины и возможно нам много чего не договаривают.
    1. +1
      9 декабря 2018
      Цитата: garri-lin
      Так я не понял, экипаж заправшика нашли? Япония постоянно страдает от землятресения, у неё протяженное побережъе, службаспасения в японии развита. И развита хорошо. Думаю если экипаж не спасли то на то были определённые причины и возможно нам много чего не договаривают.

      В этом то и загвоздка, и главный вопрос о том, что это весьма необычный инцидент, да ещё накануне годовщины нападения на Пёрл-Харбор, о котором японцы оказались более осведомлены, чем американцы.

      Пока из экипажа топливозаправщика, судя по всему, не нашли никого. Да и небыло вроде бы случаев, чтобы при дозаправке страдал именно С-130 (чаще получают повреждения именно заправляющиеся самолёты).
  9. +3
    9 декабря 2018
    Никакого позора ни для американских ВВС, ни для американских летчиков не наблюдаю. Исходя из количества авиационных происшествий на час налёта в США этих происшествий на порядок меньше, чем в России. В частности, в гражданской авиации меньше примерно в 20 раз!
  10. 0
    9 декабря 2018
    И на старуху вышла проруха.
  11. +2
    9 декабря 2018
    Представитель американского оккупационного контингента подтвердил

    Правильно, нефиг политесы разводить, надо писать правду как она есть.
  12. 0
    9 декабря 2018
    А до которого года наши Ан-12 летать могут? Может переделать их в тактические заправщики? А то полтора десятка Ил-78 на все ВКС... Хотя если учесть, что треть из этих Ил-ов летают в командировки как обычные грузовики, то не очень то руководству ВКС они и нужны как заправщики. recourse
  13. +1
    9 декабря 2018
    позор то в чем? Они летаюь, тренируются, ошибки неизбежны.
    1. 0
      11 декабря 2018
      Позор в организации поиска и спасения ...
      И ухандохать заправщик, да еще на шланг-конусе - тоже достижение ...
  14. +1
    9 декабря 2018
    Вообще, конечно, события 6 декабря 2018 года крайне напоминают события, произошедшие на о. Оаху на Гавайях утром 7 декабря 1941 года, когда оператор радара точно так же решил просто выключить его, посчитав данные о подходе массы японских самолётов техническим сбоем.

    Это из фильма "Перл-Харбор" информация, что ли? wink В реалиях-то не так дело обстояло?
    1. +1
      9 декабря 2018
      Если вы не в курсе, то многие материалы по нападению долгое время были засекречены, и открыто было то, что было позволено открыть Конгрессом, поэтому то, что там было в реальности, неизвестно.
  15. +2
    9 декабря 2018
    Тот, кто должен был отдать приказ о начале спасательных и поисковых работ, должен был взять и ответственность за эти работы. Видать, никто не хотел. Вообще, традиционно, между представителями разных видов ВС в США отношения, мягко выражаясь, натянутые.
  16. -1
    10 декабря 2018
    Достоянием гласности стал инцидент

    Каков слог! В нынешнюю информационную эпоху "достояние гласности", - это скорее норма чем исключение.
  17. 0
    11 декабря 2018
    Однако случаев, чтобы при таком способе заправки пострадал сам самолёт-топливозаправщик, по словам американских офицеров, не было.

    да ладно) коротка же память у мерикосов. Как минимум катастрофу над Паломаресом в 1966 им не стоит забывать.
  18. 0
    11 декабря 2018
    Герой из нашей раши сказал бы- обкакулились пендоутки
  19. 0
    14 декабря 2018
    Странный заголовок к статье.... Я уж не говорю о гибели пилотов - не важно чьей страны, но это трагедия. Во вторых, преподносится авария как какой то эксклюзив одной страны. Автор, вы статистику катастроф и аварийности ВКС РФ смотрели? Думаю стоит. И тогда не будет так радужно всё и смешно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»