Правда ли? Американские военные всё время выбирают не те самолёты

Горячие отношения «Раптора» и «Вдовы»

Начнём сразу с места в карьер — самое горячее противостояние нашей эпохи, YF-22 против YF-23, «Раптор» против «Вдовы».

На первый взгляд, здесь всё однозначно. С одной стороны, проект союза «Нортроп Грумман» и «Макдоннелл Дуглас» — YF-23, превосходивший конкурента во всём. Скорость больше, манёвренность на сверхзвуковых скоростях лучше, отличная незаметность на уровне лучших представителей этого дела, вроде F-117 и B-2. На этом фоне детище аж трёх фирм — «Локхид Мартин», «Боинг» и «Дженерал Дайнэмикс» — YF-22 смотрелся куда скромнее, но при этом стоил ненамного меньше. И всё равно именно он победил и был принят на вооружение.

Причины такого выбора ищут самые разные: от банальной ошибки до подлого заговора «Боинг» с целью разорить «Макдоннелл Дуглас» и впоследствии их купить.

Так мог выглядеть серийный вариант F-23 (фото: Адам Бёрч)

Но если копнуть чуть глубже, оказывается, что идеальная «Чёрная вдова» не так и идеальна, как её расписывают. Хотя программа «Перспективный тактический истребитель» (Advanced Tactical Fighter, ATF) с середины 80-х рассматривалась как работа над чистым истребителем-перехватчиком, к началу 90-х стало ясно — денег на создание ударного самолёта пятого поколения у ВВС нет и не будет, и будущий истребитель придётся делать многофункциональным.

Тут преимущество оказалось на стороне «Раптора», который был манёвреннее на малых скоростях, имел большие отсеки вооружения (у YF-23 был всего один — мелковатый, и вдобавок переусложненной конструкции) и лучшую электронику. Кроме того, «Локхид» и «Боинг» применили «запретный приём» — обещание большей модульности своего проекта. YF-22 разрабатывали с прицелом на простоту его модернизации и адаптации под разные задачи. Радар помощнее для задач перехвата или лучшая система наведения, новый двигатель или сопло — всё ставилось на самолёт без особых проблем. Наверное, это и перетянуло чашу весов в пользу «Раптора».

По мнению автора и других «экспертов», YF-23 был ещё и красивее своего конкурента

Так было ли решение ВВС неверным? С одной стороны, воплотить полностью все обещания уже в серийном F-22 не вышло, да и серия получилась не такой большой, как планировалось. С другой — время поменялось, современные истребители воюют не друг с другом и даже не с самолётами предыдущих поколений, а больше с различными наземными целями. И тут F-22 (которого иногда называют F/А-22) вполне к месту, а вот YF-23 был бы и дороже и совсем не так эффективен.

Однако всё это не мешает полыхать на просторах интернета жарким спорам — иногда на тысячи страниц. И думаю, прекратятся они не скоро.

Сравнение серийного F-22, F-23 и YF-23 (фото: Hangar B Productions)

Секретная схватка

Следующее противостояние менее популярно в сети — в основном из-за его секретности, — но даже тех фактов, что мы знаем, хватит для создания нехилой интриги.

Итак, «Сеньор Айс» (Senior Ice) против «Сеньор Пэг» (Senior Peg). «Кто все эти люди?» — спросит читатель, и его сложно будет обвинить в незнании. Программа «Бомбардировщик на основе современных технологий» (Advanced Technology Bomber, ATB), результатом которой стал хорошо известный B-2 «Спирит», славилась своей секретностью, и лишь недавно на свет стали появляться первые значительные кусочки информации. В самом её начале, несмотря на всю таинственность, тоже проходил конкурс — «Нортроп Грумман» представили проект под кодовым названием «Сеньор Айс», а их конкуренты из «Локхид Мартин» выкатили бомбардировщик «Сеньор Пэг».

Ранний вариант стелс-бомбардировщика Senior Peg

В «Сеньор Айс» легко узнаётся современный В-2, только с меньшим количеством углов. Да и сам самолёт выглядит более плоским. «Сеньор Пэг» куда интереснее. В нём угадывается наследие предыдущего проекта «Локхид» — бомбардировщика F-117, который увеличился в размерах, был немного сплюснут и отрастил милый хвостик. Точные характеристики и того, и того варианта до сих пор засекречены, но кое-что нам всё же известно. «Сеньор Пэг» был меньше своего конкурента (особенно по площади), нёс куда меньше бомб, зато был незаметнее и дешевле. «Сеньор Айс» же, в свою очередь, имел на борту гору передовой электроники, нёс в бомбоотсеках много демократии и летал гораздо дальше своего противника.

В этот раз ставка на меньшую цену не дала ожидаемого результата. «Сеньор Айс» победил.

Ранние варианты стелс-бомбардировщика «Сеньор Айс», будущего В-2

Горечь поражения в «Локхид» была столь велика, что в 1993 году глава подразделения передовых разработок «Локхид Сканк Воркс» Бен Рич в мемуарах напрямую обвинил «Нортроп» в занижении цены своего самолёта, что привело к нехватке денег, и поэтому В-2 выпустили столь малой серией. Позднее уже сотрудники «Нортроп» утверждали, что заставить «Сеньор Пэг» нормально полететь было очень сложно, и на его доводку убили бы денег куда больше, чем на работы над «Сеньор Айс». А это съело бы разницу в цене самих проектов.

Кто прав в этом споре — покажет лишь время и рассекречивание.

Поздний вариант стелс-бомбардировщика Senior Peg. Реконструкция Скотта Лоутера

Второй раунд

История имеет склонность повторяться. Случилось это и с конкурсом стелс-бомбардировщика. В 2009 году было объявлено о старте работ над программой «Бомбардировщик дальнего радиуса действия» (Long Range Strike Bomber, LRS-B), призванной разработать замену для В-2. В ней приняли участие два извечных конкурента по стелс-тематике: «Локхид» в обычном союзе с «Боинг» и «Нортроп Грумман» в одиночку. К сожалению, подробности об их проектах почти не известны, но вот скандал вышел настолько знатный, что прорвался через завесу секретности.

В-21 Raider, победитель конкурса Long Range Strike Bomber

После объявления в 2015 победителем программы «Нортроп» , их конкуренты не стали скрывать своей ярости. В сторону будущего В-21 неслись обвинения в обмане, что проект не отвечает никаким требованиям LRS-B а цена него необоснованно занижена. Военных уличали в подтасовке результатов, фаворитизме и даже, возможно, в получении откатов. Дошло до того, что «Локхид» и «Боинг» даже хотели подать в суд на ВВС США. Однако потом они решили, что шансов выиграть дело ничтожно мало, ведь слишком часто судьи встают на сторону военных.

В-21 по сей день обвиняют в том, что это была повторная попытка продать В-2 военным, и программу в лучшем случае ждёт судьба «Спирит» или же вообще провал. Так ли это — посмотрим.

Возможный внешний вид проекта Lockheed и Boeing в рамках программы LRS-B. Как говорится, найдите десять отличий от В-21

Проще значит лучше?

Скандальных моментов в жизни истребителя F-35 хватает, и, будем честными, история его противостояния с Х-32 даже не самая громкая и яркая. Но и тут зачастую находятся люди, заявляющие, что выбор сделали неверный и, если бы победил Х-32, проблем у всех было бы куда меньше.

Если смотреть чисто по цифрам, ЛТХ Х-35 (будущий «Лайтнинг II») лучше своего конкурента: и летает он быстрее, и вертикальный взлёт получше, и электроника покруче. Преимуществом самолёта «Боинг» можно назвать лишь большую полезную нагрузку на внешних точках подвески. Однако есть некоторые но.

Серьёзный Х-35 и радостный Х-32. Не зря за его внешний вид его прозвали «смеющийся самолёт»

Да, Х-35 был совершеннее своего конкурента, но во-многом — слишком революционным и сложным. Более продвинутый двигатель выпил — и до сих пор выпивает — немало крови у его разработчиков. То же самое касается электроники. Простенький Х-32 быстрее бы довели до ума и освоили в серии, после чего он пошёл бы в войска и на экспорт.

Против проекта «Боинг» были ещё и англичане, принимающие значительное участие в программе «Единый ударный истребитель». Но этих странных островитян можно было не слушать, и даже надавить на них, как США уже не раз делали.

F-32 и его немалая боевая нагрузка

Впрочем, несмотря на все проблемы, F-35 уже выпустили немаленькой серией. Постепенно он излечивается от детских болезней. Похоже, военные были правы, выбрав более сложный, но и более перспективный самолёт.

Таким мог быть серийный вариант F-32 (фото: Адам Бёрч)

Конечно, споры идут и по поводу более старых программ, 80-х и 70-х годов выпуска. Иногда даже случаются обсуждения по поводу правильности конкурса, проводившегося с В-52, но они куда более спокойные, чем описанные выше. Победители того времени прослужили уже немало лет и доказали, что были созданы — и выбраны — не просто так.

А споры о новых программах и самолётах, а также возможностях того или иного выбора вряд ли закончатся просто так. Вдруг опять кто-то окажется «не прав»?

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий