Самураи в Японии

самураи

Самураи (также назывались Буши) были классом воинов, который возник в 10 веке нашей эры в средневековой Японии и который исчез в 17 веке. Самураи благодаря книгам и фильмам были романтизированы, как воплощение рыцарства и чести. Хотя есть много примеров самураев, проявляющих большую лояльность к своим правителям, реальность такова, что война в средневековой Японии была такой же кровавой и бескомпромиссной, как и в любом другом регионе. Поэтому и самураи становились нужными на поле боя, а вне его делать было нечего, и зачастую они вставали на опасный путь бандитизма.

Правительственная система призыва на военную службу была прекращена в 792 г. н. э., и поэтому в последующий период Хэйан в Японии (794-1185 гг. н. э.) были сформированы частные армии для защиты земельных интересов дворян, которые проводили большую часть своего времени вдали от императорского двора. Это послужило началом для формирования нового класса воинов – самураев, название которого дословно переводится как “слуга”, а глагол samurau означает служить.

Были и другие классы воинов, но самурай был единственным, кто служил императорскому двору. Самураи были наняты феодалами (дайме), чтобы защищать свои территории от соперников, сражаться с врагами, враждебными племенами и бандитами. С периода Камакура (1185-1333 гг. н. э.) была основана новая система правления, в которой доминировали воины, и она оставалась таковой вплоть до XIX века.

Многие самураи пришли с равнины Канто и приобрели ценный опыт в походах против племен Эмиши на севере. В этих боях воины начали разрабатывать свой особый кодекс поведения, который дал им возможность заработать репутацию и повысить свой статус среди мастеров. Естественно, храбрость на поле боя была первостепенной, и традиция развивалась, когда самураи сражались в битве, выкрикивая свою родословную и прошлые дела и бросая вызов любому врагу в одиночном бою.

Однако только в период Эдо (1603-1868 гг. н. э.) для самураев была разработана стандартизированная система статусов и рейтингов. Самураи составляли всего 6% от общей численности населения, и их высокий статус давал им определенные привилегии, в частности право убивать любого на месте, кто оскорбил их и кто был ниже их социального ранга без каких-либо юридических последствий. Это иногда приводило к несчастным случаям, когда самураи испытывали свои мечи против невинных прохожих – тест, известный как цудзигири, или «вырубка на перекрестке».

Оружие самурая

Самурайские воины ехали верхом на лошадях и в основном сражались с помощью лука и стрел, хотя они также имели изогнутый длинный меч. У них был второй, более короткий меч. Указом правителя Хидэеси в 1588 году было объявлено, что только самурай высшего ранга может носить два меча, и это стало символом статуса. Их предпочтительным методом атаки была внезапность, часто ночью, когда темнота скрывала их (можно провести параллели с ниндзя — еще одной кастой японских воинов). Они носили шелковый плащ, известный как Хоро, который крепился на шее и талии. Самураи также носили легкие и гибкие кожаные доспехи; более тяжелые доспехи, которые показывают в фильмах, относятся к 17 веку.

Кодекс Бусидо

Бусидо или шидо, что означает «Путь воина» – самый известный кодекс воина, но он был составлен только в конце 17 века, когда самураи уже не были так активны в военном отношении, они действовали скорее как военные советники императора и высших аристократических чинов. Поэтому трудно определить уровень рыцарства самураев, фактически практиковавшегося на протяжении всей их истории. Обещания и перемирия часто нарушались, деревни сжигались, а побежденных убивали, так как честь исходила от победы.

Самураи обладали, прежде всего, жаждой наживы и продвижения по социальной лестнице. Верно также и то, что, несмотря на рыцарскую репутацию воинов, наложенную в более поздние времена на японскую средневековую историю, особенно с точки зрения аскетизма, лояльности и самодисциплины, массовые дезертирства, в том числе и генералов, не были редкостью. В битве при Сэкигахаре в 1600 году н. э. не менее пяти генералов и их армии перешли на сторону врага в середине боя.

Те, кто служил в высших эшелонах самурайской военной лестницы, должны были сражаться до смерти, даже если это означало убить себя, чтобы избежать плена. Почетным методом было сэппуку — вспарывание живота. Его еще называют харакири. Этому методу самоубийства предшествовал целый ритуал – Воин сначала облачался в белую мантию, символ чистоты, вставал на колени, слуга ему подносил его меч или нож.

самураи

Затем резким движением он разрубал себе живот ударом ножа слева направо. Не особенно быстрый и эффективный способ самоубийства, иногда сразу скончаться не получалось, поэтому на такие случаи помощники были всегда под рукой с мечом, известным как кайшакунин, чтобы в определенный момент обезглавить самурая. Последователи и слуги самурая также должны были покончить жизнь самоубийством при потере своего хозяина. в Кодексе этот метод известен как «смерть следуя.»

Возможно, самым известным реальным эпизодом массового сеппуку и примером сохранения чести через смерть, является история 47 ронинов (Шиджушичиси), которая произошла в 1703 году. Владыка Ако, Асано Наганор однажды был в замке сегуна в Эдо, когда его оскорбил начальник протокола сегуна Кира Есинака. Наганор по глупости выхватил меч, что повлекло за собой тяжкое преступление в стенах замка, и был вынужден совершить сеппуку. Однако его 47 последователей-самураев, известных теперь как Ронины («странники» или «самураи без хозяина») поклялись отомстить Есинаке.

Выждав два года, они, наконец, добились своего, выследили обидчика и положили его отрубленную голову на могилу своего павшего хозяина. Этот случай вызвал широкий резонанс в обществе Японии. Ронины были наказаны за свое преступление после долгих публичных дебатов и получили возможность казни или сеппуку. Все 47 ронинов в возрасте от 15 до 77 лет, совершили массовое самоубийство, таким образом гарантировав свой легендарный статус величайших последователей буквы самурайского кодекса. Ронины были похоронены рядом со своим учителем в храме Сенгакудзи.

Значение самурайских армий было значительно уменьшено после стабилизирующей политики сегуната Токугава (1603-1868 гг. н. э.), которая принесла относительный мир по всей Японии. Это продолжало процесс, начатый полвека назад Хидэеси, который разоружил сельское население и запретил самураям работать на земле. Многие самураи, столкнувшись с необходимостью стать либо мирными фермерами, либо слугами местных лордов, когда не было войны, стали учителями, администраторами (особенно в области финансов) и наставниками. Самураи по-прежнему пользовались повышенным социальным статусом, являясь членами высшего ранга ши, что ставило их выше торговцев, ремесленников и фермеров.

В 1872 году вновь была введена воинская повинность, а в 1876 году самураи были официально запрещены, как класс, хотя потомки бывших самураев продолжали называться титулом самурая вплоть до Второй мировой войны.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий

  1. eugene386

    Какая дикая смесь Поливанова и Хэпберна в статье, автор, ты уж определись.

    Ответить