Суперкалибр

70
Неназванный источник в российском ОПК неофициально сообщил ТАСС 8 января, что в России ведутся работы над новой версией знаменитой уже КРМБ "Калибр" 3М14, названной "Калибр-М". Работы ведутся в рамках действующей госпрограммы вооружения (ГПВ-2027), и новая КР будет передана на вооружение до ее окончания. Сообщаются следующие детали: "Калибр-М" будет иметь дальность "более 4,5 тыс. км", нести как обычную, так и специальную БЧ (тут нет изменений, и нынешний тоже может, конечно), и вес обычной БЧ будет серьезно увеличен, "приблизится к 1 тонне". Предназначена она будет "для вооружения крупных надводных кораблей класса фрегат и выше, а также атомных подводных лодок". Если все это не является дезинформацией (а скорее всего, нет, потому что создание подобной КР вполне логично), то можно попробовать оттолкнуться от этих скудных данных и порассуждать немного.

Все построения носят строго оценочный характер.



Суперкалибр


Что до роста дальности почти вдвое (обычный неядерный "Калибр" тоже, как сообщают, имеет дальность до 2600 км, а ядерный летает дальше, по разным сведениям, на 3, 3,3 или 3,5 тыс. км), то данный шаг абсолютно логичен и укладывается в общую линию развития отечественных КР большой дальности. У авиационных КР сейчас самыми лучшими по ТТХ и у нас, и в мире, являются неядерная КР большой дальности Х-101 с дальностью 4500 км, ее ядерная "сестра" Х-102 с дальностью 5500 км, а также их пока официально только неядерный "отпрыск", КР "средней" дальности Х-50 (она же Х-СД, "изделие 715") с дальностью до 3000 км (есть сведения о 1700 км, возможно, речь о разных версиях с разной массой БЧ). Х-101/102 имеют, по открытым источникам, массу 2200-2400 кг (неядерная, конечно, тяжелее), длину 7,45 м и максимальный диаметр 74 2мм. Скорее, речь вести надо о максимальной ширине корпуса ввиду "уплощенной" угловатой формы его у данных авиационных КР, которые, в отличие от морских и сухопутных, не ограничены габаритом ТПК или торпедного аппарата, которому должны соответствовать по форме и калибру.

Скорее всего, на такие же примерно массу и габариты мы можем рассчитывать и у "Калибра-М", но с учетом необходимости сохранять цилиндрическую форму корпуса. Даже на несколько большую массу и габариты, ведь ракета вынуждена стартовать с поверхности воды или из-под воды, а значит, требуется ТСУ — твердотопливный стартовый ускоритель, и не только он. Причем диаметр и будет примерно такой, потому что ракета будет ограничена стандартами как надводной вертикальной пусковой установки, модулей УКСК 3С14, так и подводной — СМ-346, которые установлены на подводных крейсерах проекта 885 (885М), а также, по модернизации, на проекте 949А будут устанавливаться такие же ШПУ. И как раз диаметр 72 см тут будет тем пределом, за который перейти нельзя, под такой диаметр рассчитаны обе эти пусковые установки, в частности, под диаметр ТПС — транспортно-пускового стакана в 0,72 м, для сверхзвуковой ПКР 3М55 "Оникс" она рассчитана, плюс зазор. Длина ТПС составляет почти 9 м, это, очевидно, будет и максимальным пределом для "Калибра-М" вместе с ТСУ и по длине. Вероятно, и новейшая гиперзвуковая ПКР 3М22 "Циркон" также под такой же диаметр стакана и длину рассчитана. Но, конечно, с запуском "Калибра-М" через торпедные аппараты придется распрощаться — в 533 мм ТА он уже никак не поместится, в отличие от обычного "Калибра", и, очевидно, даже в 650 мм — тоже нет. Этим и объясняется уточнение, что новой ракетой будут оснащены только АПЛ и крупные надводные корабли.

Интересным является также вопрос о том, будет ли создана сухопутная версия этой ракеты. Если оставить пока дискуссионный вопрос о реальной дальности КР наземного базирования комплекса "Искандер-М" 9М728 и 9М729 (аргументация российской и американской сторон по данным вопросам известна, а правда станет известна несколько позже), то весьма вероятно, что, в случае уже практически неминуемой "безвременной кончины" Договора РСМД, сухопутная версия "Калибра-М" также может быть создана. И тогда под прицелом крылатых "Искандеров" окажется вся Евразия, и не только она. Так что подобного шага российской стороны ожидать, наверное, возможно, но последует он только после создания морской версии КР "Калибр-М".

Что до повышенной массы ГЧ данной КР, то у автора есть на этот счет следующие мысли. Возможно, после обработки массива имеющихся данных (а после использования в Сирии порядка четверти тысячи морских, сухопутных и авиационных КР данных у нас достаточно, равно как после американских и американо-англо-французских ударов) о поражающем действии против реальных целей имеющихся обычных БЧ весом 400-450 кг (и американских весом от 300 до 450 кг) стало ясно, что по ряду целей не то что примерно 300 кг БЧ КР "Тактикэл Томахок", чья очевидная слабость и для американцев теперь не тайна, но и более мощные 400-450 кг БЧ могут быть недостаточно мощными. И возникла нужда в создании более тяжелой БЧ. Но автору кажется, что такая версия БЧ "приближающаяся к тонне" не является той, которая будет на всех неядерных вариантах гипотетической "Калибр-М". Возможно, будет утяжеленный вариант уменьшенной в сравнении с заявленными 4500 км дальности, и обычный, скажем, с полутонной БЧ с различными вариантами оснащения (фугасной проникающей, кассетной и пр.). Ну и, разумеется, со специальной, полумегатонного или мегатонного класса. А возможно, источник ТАСС просто подпустил "дезы" в данном моменте — этого тоже ведь нельзя исключать.

Итого мы, в теории, можем получить крылатую ракету массой вместе с ТСУ порядка 2,5-2,7 т, длиной порядка 8 м или более, диаметром корпуса вряд ли более 720 мм, возможно, с разными максимальными массами обычных БЧ. Хотя, безусловно, реальные характеристики ракеты могут оказаться совсем иными, да и в ходе разработки многое может измениться.

А возможности подобных перспективных КРМБ по дальности поражения, конечно, впечатляют, можно от своих берегов весь континент и часть Африки "держать", а уж от берегов, скажем, Сирии — перспективы еще интереснее. Или от берегов Чукотки — в направлении США. У бомбардировщиков с Х-101/102, возможности, конечно, еще выше, особенно, если учесть недавние сообщения о том, что дальность этих КР также может в будущем возрасти. Как это может быть достигнуто? Возможно, реализуют мелькавший еще с начала 2000-х годов проект с оснащением их высокоэкономичными турбовинтовентиляторными двигателями или перейдут на еще более экономичные ТРДД, или же очередная смена топлива для КР позволит нарастить дальность, скажем, еще на 1-2 тыс. км. Вместе с тем, учитывая создаваемую в России наземную КР неограниченной дальности с ядерным реактивным двигателем, конечно, интересно, получит ли эта технология распространение и на флоте (в Дальней авиации, наверное, вряд ли). Но пока что и сам "Буревестник" еще не завершил и предварительных испытаний, так что рано еще мечтать о его развитии.

Подождем. Также, конечно, интересно, каковы будут дальностные характеристики создаваемых в США перспективных КР морского и воздушного базирования. Пока что достоверных сведений нет, но есть оценки от 2,8 до 3,5-4 тыс. км. Подождем и ответного хода наших главных потенциальных "партнеров".
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    9 января 2019 05:44
    ну нормально.Грозить супостату
    1. +6
      9 января 2019 06:03
      Похоже договору РМиСРД действительно пришел реальный конец...раз озвучили о модернизации Калибра.
      Полагаю что надо сосредоточить усилия на способности оружия достигать территории США...там главный внешний злодей для нашей страны сейчас находится.
      Европа сейчас понимает что под раздачу она первой пойдет в случае войны и шансов уцелеть у ней нет никаких.
      1. +2
        9 января 2019 06:52
        Морские и воздушные версии. При чем тут ДРСМД? Учите матчасть.
        1. +2
          9 января 2019 09:34
          Цитата: g1washntwn
          Морские и воздушные версии. При чем тут ДРСМД? Учите матчасть.

          ==============
          Жора! Я вас умоляю!! А ЧТО собственно мешает поставить "морскую" и "воздушную версию" "Калибров" на "колеса" (или гусеницы") ну или на ж/д платформу???


          А вы тут заладили: "учите матчасть"
          1. +2
            9 января 2019 14:10
            Цитата: venik
            А ЧТО собственно мешает поставить "морскую" и "воздушную версию" "Калибров" на "колеса" (или гусеницы") ну или на ж/д платформу???

            Габариты и отсутствие пока ПУ под новый Калибр-М. Причем и на морских платформах УЖЕ стоящих на вооружении их тоже нет. Соответственно ,при планах размещения новых Калибров на новые корабли,придется перекраивать проекты этих кораблей под новые ПУ и ТА.
            1. +2
              9 января 2019 19:28
              Цитата: НЕКСУС
              Габариты и отсутствие пока ПУ под новый Калибр-М. Причем и на морских платформах УЖЕ стоящих на вооружении их тоже нет.

              Вообще-то в статье как раз говорится, что есть и новыая ракета будет запускаться из существующей ПУ. Вполне вероятно, так как ПУ Калибра создавалось под габариты ракет Оникс, а не собственно Калибр.
          2. +1
            9 января 2019 14:15
            Владимир, отвечу кратко:
            Если бы да кабы то во рту б росли грибы
      2. +2
        9 января 2019 06:59
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Похоже договору РМиСРД действительно пришел реальный конец...раз озвучили о модернизации Калибра.
        Полагаю что надо сосредоточить усилия на способности оружия достигать территории США...там главный внешний злодей для нашей страны сейчас находится.
        Европа сейчас понимает что под раздачу она первой пойдет в случае войны и шансов уцелеть у ней нет никаких.

        Сейчас идет обоюдный жесткий прессинг перед заключением нового договора. Понятно и требование включения в договор и других участников. Компромисс найдут. По-моему, новый договор будет затрагивать не размещение ракет средней и меньшей дальности в Европе и Турции, а также Европейской части РФ и Закавказье. Все остальное, только мишура. Настала пора обрести ракеты средней и меньшей дальности и США и РФ перед угрозой наших соседей.
        1. +3
          9 января 2019 07:59
          Цитата: Непонятливый
          Настала пора обрести ракеты средней и меньшей дальности и США и РФ перед угрозой наших соседей.

          Это Канада с Мексикой то США угрожают? laughing
          1. 0
            10 января 2019 09:54
            Цитата: Boris55
            Цитата: Непонятливый
            Настала пора обрести ракеты средней и меньшей дальности и США и РФ перед угрозой наших соседей.

            Это Канада с Мексикой то США угрожают?

            Так и РФ Китай с Ираном и Северной Кореей пока не угрожают. hi
        2. +1
          9 января 2019 21:48
          Цитата: Непонятливый
          Сейчас идет обоюдный жесткий прессинг перед заключением нового договора.

          Может, новый договор, а может подготовка общественного мнения в Европе на манер американских санкций по СП-2. Типа, К США претензий не имеем, а вот те, кто позволит ставить американские РСМД на своей территории, имейте ввиду.... и довод один страшнее другого. Как вариант...
          1. 0
            10 января 2019 09:56
            Цитата: Den717
            Может, новый договор, а может подготовка общественного мнения в Европе на манер американских санкций по СП-2. Типа, К США претензий не имеем, а вот те, кто позволит ставить американские РСМД на своей территории, имейте ввиду.... и довод один страшнее другого. Как вариант...

            Вы меня за лоббиста Штатов держите? wassat
            1. 0
              10 января 2019 18:48
              Цитата: Непонятливый
              Вы меня за лоббиста Штатов держите?

              Совсем нет. Просто предполагаю варианты целей слива инфы, не более.
    2. +2
      9 января 2019 07:20
      Ну, что можно сказать - серьезная вещь!
  2. +1
    9 января 2019 06:01
    Подождем

    Пока падишах помрёт, а там и забудут все...
    Как вообще можно такую бредятину обсуждать? Увеличить вдвое массу БЧ и дальность можно только увеличив размерения, что повлечет необходимость проектирования новых носителей и ПУ. Хотя конечно не впервой, это традиция уже когда новая "модификация" не отвечает принципам взаимозаменяемости...
    1. +2
      9 января 2019 07:57
      Цитата: Дырокол
      Увеличить вдвое массу БЧ и дальность можно только увеличив размерения.

      Сравните конную повозку с легковой машиной. Машина в двое меньше, а везёт втрое дальше. laughing
      1. +5
        9 января 2019 08:12
        Постройте машину, которая везет втрое дальше груз вдвое-втрое больший, при той же скорости и габаритах recourse
        Это все закончится челомеевскими штучками и новыми носителями для них
        1. 0
          9 января 2019 08:24
          Цитата: тлауикол
          Постройте машину, которая везет втрое дальше груз вдвое-втрое больший, при той же скорости и габаритах

          Прогресс не стоит на месте. Та же ракета с ядрёным двигателем может летать практически безконечно и это только то, что нам известно.
          1. +1
            9 января 2019 08:54
            не может - ГСМ менять нужно yes
            1. 0
              9 января 2019 08:55
              Цитата: тлауикол
              не может - ГСМ менять нужно

              А то что, поршни заклинит? laughing
          2. -4
            9 января 2019 09:00
            Цитата: Boris55
            Та же ракета с ядрёным двигателем может летать практически безконечно

            Над вашим домом, а вы и ваши соседи будут буквально светиться от счастья... Как и экипаж корабля с которого будет запуск производиться.
            1. +2
              9 января 2019 09:20
              Цитата: Дырокол
              вы и ваши соседи будут буквально светиться от счастья.

              Вы знакомы с устройством этой ракеты и принципом действия ядерной установки на ней? belay Не поделитесь секретными данными? bully
              1. +4
                9 января 2019 10:46
                Принципы конечно секретные, но радиационная защита либо есть, либо нет, а свинец и жб. плохо летают. К тому же ядерное топливо все равно попадает в атмосферу вместе с газами и тянется за атомолетом
                1. +1
                  9 января 2019 12:55
                  Цитата: тлауикол
                  К тому же ядерное топливо все равно попадает в атмосферу вместе с газами и тянется за атомолетом

                  Не обязательно, может быть реализована активная зона с герметичными топливными элементами.
                  1. 0
                    9 января 2019 17:42
                    Сколько весит в граммах?
                    Да и кпд снизится
                    1. +1
                      9 января 2019 18:59
                      К весу топлива из таблеток диоксида урана в 534 кг добавляется приблизительно 200 кг для кассеты обычных, мирных реакторов ВВЭР-1200. Расчётный срок работы на мощности - 4,5 года в воде под давлением около 16,2 МПа. Для ЯРД геометрия активной зоны будет другая, да и работать такому двигателю придётся в другой среде.
                      1. t-4
                        +4
                        9 января 2019 20:25
                        А как такую ракету вообще испытывают? При учебном пуске куда девается весь этот радиоактивный ядерный двигатель?
                      2. +2
                        9 января 2019 21:55
                        В начале в замкнутом помещении испытывали двигатель, в разных вариантах. Работающий ЯРД можно вернуть в подкритичное состояние также как и останавливают обычный реактор - введя поглотители. Стоит заметить, что за несколько часов или даже суток работы топливо остается практически чистым - мало количество осколков деления.
                        Об испытаниях ракет в прошлом году писало ВО, со слов западных СМИ. По памяти, написали про не слишком удачные испытания, а одну ракету якобы не нашли.
                        Испытания действительно были, а помочь аккуратно спустится на землю заглушенному ЯРД может парашутная система, рамещенная вместо ЯБЧ.
      2. 0
        9 января 2019 08:59
        Цитата: Boris55
        Сравните конную повозку с легковой машиной.

        А чего не слона с медузой?
        1. +1
          9 января 2019 09:00
          Цитата: Дырокол
          А чего не слона с медузой?

          Хотя бы по тому, что мощночть двигателя меряется в лошадиных силах, а не в медузах. laughing
          1. +1
            9 января 2019 09:29
            Цитата: Boris55
            Цитата: Дырокол
            А чего не слона с медузой?

            Хотя бы по тому, что мощночть двигателя меряется в лошадиных силах, а не в медузах. laughing

            Нагрузить в три раза больше БЧ, топлива и габариты увеличить - или лошадки в движке и без горючки обойдутся, потерпят?
            1. 0
              9 января 2019 09:34
              Цитата: тлауикол
              топлива и габариты увеличить

              Вы копну сена и канистру бензина на сто километров пробега - можете представить? laughing
              1. +1
                9 января 2019 09:45
                Легко. И понимаю, что понадобится 2 копны и 2 канистры на двойное расстояние. А если утроить массу груза и саму телегу/машину....? А Вы понимаете? Хоть в КЦ луц считайте, хоть в калориях
                1. 0
                  9 января 2019 09:53
                  Цитата: тлауикол
                  Легко. И понимаю, что понадобится 2 копны и 2 канистры на двойное расстояние.

                  А канистры по 10 литров на какое количество лошадей под капотом? А две копны на одну лошадь - это сколько кг? laughing

                  Чет мы совсем не в ту степь от темы ушли. Оба же понимаем, что прогресс не стоит на месте и техника становится всё более миниатюрней и всё чаще работает на новых принципах. В общем, завязываем этот безсмысленный спор.
                  1. +3
                    9 января 2019 09:56
                    прогресс конечно не стоит на месте, но утверждать что завтра мы возьмем в ТРИ раза больше груза полетим в Два раза дальше, значит либо врать, либо построить большую ракету, а к ней новые носители
                    1. 0
                      9 января 2019 10:01
                      Цитата: тлауикол
                      но утверждать что завтра мы возьмем в ТРИ раза больше груза полетим в Два раза дальше

                      Когда впервые железный конь появился на просторах колхозных полей, то мало кто из деревенских верил, что он заменит лошадь. laughing
                  2. 0
                    9 января 2019 10:14
                    Цитата: Boris55
                    Чет мы совсем не в ту степь от темы ушли

                    Этот вы не ту степь ускакали. Поясняю. Есть у вас ракета с определенными характеристиками. Размерения, масса боевой части, крейсерская скорость полета, дальность полета. И нужно эту же (именно эту) ракету улучшить увеличив дальность вдвое и массу боевой части вдвое. Увеличение массы боевой части вдвое означает увеличение ее объёма, что закономерно приведет к сокращению необходимого запаса топлива, но вам нужно увеличить вдвое дальность и поэтому топлива нужно больше, для этого нужно увеличить его объем за счёт... боевой части. Задачи противоречат друг другу и поэтому единственный выход это увеличить размерения ракеты, что приведет к тому, что в имеющуюся ПУ такая ракета уже не влезет и поэтому нужен новый носитель.
                    1. +2
                      9 января 2019 14:39
                      Диаметр ракеты увеличат с 53 до 72 см.
                      Вот и прирост в 2 раза по топливу.
                      Далее
                      либо 500 кг на 4500 км
                      либо 1000 кг на 2600 км.
                    2. D16
                      +2
                      10 января 2019 11:17
                      3м10 и 3м14 стартуют через ТА 533мм. Если новая ракета будет стартовать из УКСК, который рассчитан на Оникс, то я не вижу противоречий. Варшавянки останутся с калибрами. Не следует забывать про ПУ под Циркон на Ясенях и 11442. Вряд ли кто-то планирует разрабатывать и строить корабли специально под эти ракеты. Но если ПУ большего диаметра все равно будут, то логично создать под них дозвуковую ракету.
          2. +2
            9 января 2019 09:55
            Цитата: Boris55
            Хотя бы по тому, что мощночть двигателя меряется в лошадиных силах

            Вообще-то в Ваттах.
            1. -4
              9 января 2019 09:57
              Цитата: Дырокол
              Вообще-то в Ваттах.

              Вы про электрический?
              1. +6
                9 января 2019 10:18
                Цитата: Boris55
                Вы про электрический?

                Мощность по СИ измеряется в Ваттах.
    2. +2
      9 января 2019 23:23
      Цитата: Дырокол
      Увеличить вдвое массу БЧ и дальность можно только увеличив размерения,...
      Ой ли!? Можно, к примеру, увеличить энергоемкость топлива, "организовать" пограничный плазменный слой, изменить геометрию ЛА типа "интегральной схемы" планера ("летающее крыло" конечно лучше, но для КРБД -- не подойдет)...
      Так что, категоричность лучше при выяснении отношений с любовницей! yes
  3. +4
    9 января 2019 06:36
    Так когда "старые образцы" будем наконец запускать? А то новые, новые. Даже не видели как действуют старые. Пора выходить из окружения всяких там экономических, да и всех прочих котлов.
  4. -1
    9 января 2019 08:14
    А как насчет незаметности и стойкости к ПВО как у перспективных УР США?
    1. -1
      9 января 2019 10:27
      Стелс-версии Калибров, Томагавков и всякие GBU-39 достигли уже предельно низкого эпр, порядка 0.01м2. Дальше значительно снижать уже невозможно. По крайней мере, на данный момент
  5. +2
    9 января 2019 09:40
    Все просто - предполагается выпустить две дополнительные модификации Калибра:
    - одну со 100-ктн ядерной боегловкой массой порядка 100 кг, увеличенным запасом топлива и дальностью 4500 км;
    - вторую с 1000 кг конвенционной боеголовкой, уменьшенным запасом топлива и дальностью порядка 500 км.

    Стартовый вес и габариты Калибра останутся неизменными.
    1. +1
      9 января 2019 11:29
      Цитата: Оператор
      - одну со 100-ктн ядерной боегловкой массой порядка 100 кг, увеличенным запасом топлива и дальностью 4500 км;
      А 250 килотонн будут весить 200 кг, вы с помощью дополнительных 100 кг топлива собираетесь пролететь лишних 2000 км?
      1. +2
        9 января 2019 12:10
        Запас топлива у стандартного Калибра составляет порядка 450 кг при дальности 1600 км. За счет уменьшения массы боеголовки с 450 до 100 кг запас топлива возрастет до 800 кг. Плюс использование синтина вместо керосина, воздушный старт и крейсерский полет на большой высоте - таким образом ядерный Калибр улетит на заявленные 4500 км.

        При использовании 1000-кг боеголовки двигатель и топливный бак будут демонтированы, конвенционный Калибр превратится в планирующую бомбу, запускаемую с высоты 25 км. При аэродинамическом качестве 10 дальность составит 250 км, при аэродинамическом качестве 20 - 500 км.
        1. +1
          9 января 2019 12:32
          Цитата: Оператор
          Запас топлива у стандартного Калибра составляет порядка 450 кг при дальности 1600 км.
          У Граната с ЯБЧ дальность была 2500 км, А контр-адмирал Сергей Алекминский говорил про такую дальность у Калибра http://www.rosbalt.ru/russia/2012/06/07/990257.html
          Цитата: Оператор
          воздушный старт и крейсерский полет на большой высоте
          Осталось подлодки и корабли запустить в небо. На большой высоте ракеты будут дозвуковыми и не маневренными мишенями
          1. 0
            9 января 2019 13:12
            Воздушный старт и уход ракеты ниже радиогоризонта при подлете к цели: "Не, не слыхал", - Мимопроходил laughing
            1. +1
              9 января 2019 16:50
              Старый и новый калибр предназначен только для кораблей. А в авиационном варианте ракеты не нужды, ведь есть отличные Х-101 и будущая Х-50. У КТРВ я думаю лобби мощнее
              1. 0
                9 января 2019 17:05
                У Калибра есть авиационная модификация Калибр-А, отличающаяся наличием транспортно-пускового контейнера (в связи с невозможностью точечной подвески корпуса ракеты) и отсутствием стартового ракетного укорителя.

                Естественно, что у Калибра-М также будет своя авиационная модификация, а вооружение Морской авиации ВМФ РФ самолетами-носителями Су-24, Су-33 и Ту-22 еще никто не отменял.
                1. +1
                  9 января 2019 17:42
                  Цитата: Оператор
                  У Калибра есть авиационная модификация Калибр-А
                  И где она?Правильней написать: У КБ Новатор был когда-то макет авиационной модификации Калибра. Наверно валяется вместе с КС-172 где-то. А Ту-22, Су-30\34 вооружат Х-50
                  1. 0
                    10 января 2019 10:08
                    Калибр-А реинкарнирует в авиационную модификацию Калибра-М - иначе 4500 км в массо-габаритных характеристиках Калибра не достичь.
                    1. 0
                      10 января 2019 12:18
                      Ну это вы решили, что Калибр -М с массо-габаритными характеристиками Калибра. Х-101 принята на вооружение давно и имеет массогабариты Калибра(как ЗМ-54 с сверхзвуковой ступенью)
  6. +1
    9 января 2019 10:19
    после использования в Сирии порядка четверти тысячи морских, сухопутных и авиационных КР


    Вики говорит, что использовали 99 штук. Может отстает
  7. 0
    9 января 2019 12:56
    Цитата: Тот же ЛЕХА
    Похоже договору РМиСРД действительно пришел реальный конец...раз озвучили о модернизации Калибра.
    Полагаю что надо сосредоточить усилия на способности оружия достигать территории США...там главный внешний злодей для нашей страны сейчас находится.
    Европа сейчас понимает что под раздачу она первой пойдет в случае войны и шансов уцелеть у ней нет никаких.


    Какие могут быть сомнения ? Конгресс США выделил 65 миллионов долларов на разработку ракет средней дальности...Надо срочно испытывать применение Р-29РМУ в шахтах и контейнерах на суше...
  8. 0
    9 января 2019 12:58
    Цитата: Мимопроходил
    Цитата: Оператор
    - одну со 100-ктн ядерной боегловкой массой порядка 100 кг, увеличенным запасом топлива и дальностью 4500 км;
    А 250 килотонн будут весить 200 кг, вы с помощью дополнительных 100 кг топлива собираетесь пролететь лишних 2000 км?


    Уже давно разработаны ББ мощностью 100-250 кТ весом 100 кг...
  9. 0
    9 января 2019 13:39
    Жд платформа для сухопутной версии калибра представляется очень перспективной. Масса не такая большая как у стратегов (значит не нужны специальные пути и мосты), отличные возможности для маскировки, возможности быстро перебрасывать из одного конца страны в другой. Да и в обслживании и транспортировке будет наверняка дешевле чем автомобильное шасси. Для России как сухопутной континетальной державы ЖД платформа явно предпочительнее чем размещение на кораблях.
    1. +2
      9 января 2019 15:10
      Аналог Берка! Эдакий жд-эсминец с "Калибрами-м" wassat
      1. +1
        10 января 2019 13:54
        Зачем гонять корабли в Средиземное море или производить запуск из Каспия когда можно обстреливать цели из любого ЖД тупика где-нибудь под Астраханью. Морские платформы навязаны американцами у которых из-за их удаленности по сути нет другого выхода. Океан России это ее огромная территория.
  10. +1
    9 января 2019 15:44
    Что-то стало "глючить" при попытке отправить коммент...писать заново лень ...пришлось сохранять "как-нибудь":
    1. +2
      9 января 2019 21:01
      Диаметр ракеты увеличат с 53 до 72 см.
      Вот и прирост в 2 раза по топливу.
      Далее
      либо 500 кг на 4500 км
      либо 1000 кг на 2600 км
      либо сверхзвук на 1200 км
      1. 0
        10 января 2019 05:58
        Цитата: VSrostagro
        Диаметр ракеты увеличат с 53 до 72 см.
        Вот и прирост в 2 раза по топливу.
        Далее
        либо 500 кг на 4500 км
        либо 1000 кг на 2600 км
        либо сверхзвук на 1200 км

        увеличение габаритов и прирост по топливу = увеличение массы и аэродинамического сопротивления, увеличение мощности двигателя и его аппетита
        1. +1
          10 января 2019 13:37
          Это уже отработано. Х-101 и Оникс.
  11. 0
    10 января 2019 13:06
    Цитата: Оператор
    Калибр-А реинкарнирует в авиационную модификацию Калибра-М - иначе 4500 км в массо-габаритных характеристиках Калибра не достичь.

    Вряд ли, Андрей. То, что показывали и говорили о авиационной модификации не означает что ее даже разрабатывали. Показ модели "Калибр-А" на МАКСе - это попытка "Новатора" залезть в "чужой огород", т.к. авиационные ракеты у нас всегда разрабатывала фирма "Радуга". Попытка приспособить морскую ракету под авиационный носитель и занять нишу "Радуги" ни к чему не привели. Судя по отсутствию даже индекса этой авиационной ракеты "Калибр-А" работы над ней не велись. Просто взяли морскую ракету, убрали у нее стартовый ускоритель, поместили в ТПК и все.
    И к тому же в заметках на тему "Калибр-М" ничего не говорится о сохранении массо-габаритных характеристик, которые у "Калибра"
    Сказано только о том, что дальность у нее более 4500 км и вес головной части под 1 тонну. Опять же это не говорит, что стоит ставить знак равенства между этими двумя цифрами. Вы правильно говорили, возможны различные варианты. И ГЧ весом под одну тонну, и дальность выше
    Совершенно не исключено, что характеристики ТПК (ТПС) у этой ракеты будут большими, чем у классического "Калибра". И что с дизелюх через ТА ей стрелять будет невозможно. Ну тогда возможна установка на дизельных вертикальных ПУ, как в свое время в проекте ЕМНИП "Амур-1500". Так что поживем - увидим. Делать далеко идущие выводы из двух цифр пока невозможно.
    А в изменении характеристик пусковых нет ничего страшного. Особенно если они универсальные и изначально предназначались для использование нескольких типов ракет, например, еще и "Оникс" или "Циркон"
  12. -3
    10 января 2019 14:05
    Один Кинжал сделал бесполезным весь флот США и НАТО
  13. 0
    10 января 2019 14:37
    Цитата: Мимопроходил
    Ну это вы решили

    Ну я laughing
  14. 0
    14 января 2019 02:19
    22350 М да с Калибром М... мммм))