Танк крыса (Ratte)

Танк Ратте

Сверхтяжелый немецкий танк Landkreuzer P 1000 Ratte задумывался как мощнейшее оружие, сухопутный крейсер, который не боялся бы ни снарядов, ни противотанковых мин. Его вполне могли бы уничтожить подготовленные к этому артиллерия и авиация, но, в целом, под гитлеровскую стратегию «молниеносной войны» этот танк подходил как нельзя лучше, выступая в качестве значимой поддержки артиллерии и, возможно даже, в роли танка прорыва.

Однако, если сверхтяжелому E-100 в процессе производства удалось добраться хотя бы до стадии прототипа, Крыса всегда существовала только на бумаге. Поступали некие данные о том, что готовая башня выступала в качестве самостоятельного орудия на береговых линиях, но эта информация не была подтверждена.

Третий рейх отчаянно искал новые решения — попытка «молниеносной войны» и стремительного захвата территорий не удалась, немецкая армия вела бой с переменным успехом, а победой даже и не пахло. Германии нужно было чудо, прорыв, который поставит на колени всех непокоренных.

Тогда-то на подпись Гитлеру и принесли проект сверхтяжелого танка Крыса, который фюрер, славившийся склонностью ко всему большому и мощному, тут же подписал. Разработкой Крысы с 1942 года занималось предприятие Krupp. Проект показали Гитлеру, и после одобрения главными конструкторами были назначены Эдвард Гротте и доктор Гаккер.

Альберт Шпеер предложил назвать танк Ratte P1000 — цифры вероятно, был придуманы исходя из предполагаемых размеров танка. Тогда же договорились, что остальные модели сверхтяжелых танков получат в названии дополнительную букву Р.

Конструкция

Первые схемы танка появились к концу 1942 года и будущая модель поистине поражала воображение своими исполинскими размерами:

  • длина корпуса 35 метров;
  • ширина 14 метров;
  • высота 11 метров; длина ствола орудия 15 метров;
  • калибр орудия 280 мм.

Бронебойный снаряд пушки Крысы весил 330 кг, а масса взрывчатого вещества в нем достигала 8,1 кг. Фугасный вариант этого же снаряда весил 315 кг, 17,1 кг взрывчатого вещества соответственно. И тот, и другой снаряд могли пролететь до цели свыше 42 километров.

Махину таких размеров сложно даже представить, не то что воплотить в жизнь

Конструкторы постоянно разрабатывали дополнительные варианты вооружения для разных целей и задач, но в приоритете все-таки оставалась броня. Доподлинно неизвестно, но по неофициальным данным броня танка со всех сторон составляла приблизительно 200-220 мм, а наиболее уязвимые места — стык башни и корпуса, лобовая часть, дно, крыша — были укреплены еще больше, до 400 мм.

танк Ратте

Крыса должна была быть полностью защищена от всех известных тогда снарядов союзников — СССР, Англии и США.

Неудивительно, что вес «пустого» танка без двигателей и снарядов достигал 1000 тонн — одна башня весила 400. Рычаги управления и места экипажа располагались спереди, артиллерийская часть посередине. Двигатели, топливо и системы охлаждения — в корме.

Предполагалось, что осуществлять работу Крысы будет команда в 40 человек. «Сухопутный крейсер» имел два корабельных орудия 280 мм. Весь боевой запас должен был храниться на дне корпуса, а в башню подаваться специальным подъемником.

Конструкторы и инженеры заверяли руководство, что на прямой поверхности (шоссе) танк будет развивать скорость до 40 км/ч, но верилось в это, честно говоря, с трудом. Сконцентрированные на прочности брони и артиллерии, никто в конструкторском бюро тогда почему-то не подумал, что танк таких размеров априори не сможет развить высокую скорость, да и не один мост не смог бы выдержать такую тяжесть.

Передвигаться танк должен был на 3,5-метровых гусеницах, приводимых в движение дизельными двигателями, использующимися на подводных лодках и развивающие мощность до 20 000 л. с. По бездорожью танк мог идти со скоростью 14 км/ч, что, учитывая высокие характеристики мощности и безопасности, было вполне неплохим показателем. Проект ходовой части перерабатывался чаще всех и в итоге так и не был продуман до конца — возможно, это тоже сыграло определенную роль в отказе от дальнейшей разработки танка.

Отказ от проекта

Деятельность по разработке Крысы была свернута самим Альбертом Шпеером — личным архитектором Гитлера в 1943 году, и на то была масса причин.

Танк таких характеристик и размеров требовал огромное количество первоклассных специалистов и огромного количества ресурсов.

К тому же, построенный и готовый танк вызвал бы ряд проблем при перевозке, потому что не поместился бы ни на одну существующую тогда платформу, а огромный размер сводил на нет любой возможный эффект неожиданности и все попытки хоть как-то замаскировать танк от снарядов противника.

Добавить к этому колоссальные расходы топлива и упомянутую выше информацию о том, что его не выдержал бы ни один мост, и становится ясно, что, даже несмотря на потрясающие боевые характеристики, танк был далек от идеала, и выпуск его в условиях войны и назревающего поражения Третьего рейха мог пробить дыру в бюджете и стать фатальной ошибкой, которая бы только ускорила капитуляцию, а не привела к победе, как предполагалось изначально.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий