Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
История / Достижения ВПК
15 января 2019 08:03

Приключения боевых монстров стали роковыми

Железнодорожные артиллерийские системы успели повоевать и за СССР, и за Финляндию

10587

80 лет назад (1 января 1939 года) на судостроительном заводе в городе Николаеве было завершено строительство трех сверхтяжелых железнодорожных артиллерийских систем ТМ-3−12 с орудиями калибра 305 мм (длинна ствола — 15 метров). В производстве этих «самоходных» боевых монстров принимали участие Ленинградский металлический завод, «Красный путиловец» (Кировский завод), «Большевик», а также вагоностроительный завод им. Егорова. Такой разброс в производителях объясняется тем, что орудия для этих систем были позаимствованы с затонувшего в 1916 году на рейде города Севастополя (в результате взрыва порохового погреба) линкора «Императрица Мария». Поэтому ТМ-3−12 так и расшифровывается: «Транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов». Общая длина установки составляет 40 метров, ширина — три, высота — пять.

А по сути ТМ-3−12 — это крупнокалиберное артиллерийское орудие, установленное на железнодорожную платформу. Проектирование системы началось в 1935 году в Центральном конструкторском бюро судостроения (ЦКБС-3) при Ленинградском металлическом заводе. Возглавлял ЦКБС-3 талантливый инженер Александр Григорьевич Дукельский. Впрочем, на момент начала работ по ТМ-3−12 бюро было уже переименовано в ЦКБ-19. Все три установки были построены фактически в 1938 году (третья — 1 января 1939 года), поэтому ТМ-3−12 считается 1938 года выпуска. И летом 1939-го они уже прошли полигонные испытания.

Читайте по теме

Первое боевое применения сверхтяжелых систем не заставило себя долго ждать: зимой 1939 года началась Финская кампания. И ТМ-3−12, входившие в состав 9-го Отдельного железнодорожного артиллерийского дивизиона, активно использовались для прорыва Линии Маннергейма, а также при штурме финского тогда еще Выборга. Огонь по Выборгу велся с круговой железнодорожной ветки Сестрорецк-Белоостров. Установка стреляла фугасными снарядами весом 314 кг на расстояние до 30 км. Кстати, масса ТМ-3−12 составляла 340 тонн. Огонь велся с бетонного массива (основания) на железном каркасе 16 на 16 метров и 3 метра толщиной. Для удобства кругового обстрела требовалась поворотная платформа, для строительства которой нужно было несколько недель. Но «транспортер» ТМ-3−12 мог производить огонь и прямо с колес — с железнодорожной платформы. Для этого строились так называемые «усы» — железнодорожные закругленные ветки, передвигаясь по которым, установка тем самым изменяла угол горизонтального наведения своего орудия.

Примечательно, что 9-й дивизион включал в себя пять отдельных эшелонов. На трех из них непосредственно базировались установки. Каждый такой поезд состоял из двух контрольных платформ, паровоза, двух вагонов с личным составом, прожекторной платформы, вагона, выполнявшего функции центрального поста управления стрельбой, самого артиллерийского транспортера ТМ-3−12, двух бронированных вагонов со снарядами и зарядами к ним. Кроме того, такой боевой состав включал в себя еще и платформу для трактора с прицепом (или автотранспортную платформу), силовую станцию, вагон с запчастями и принадлежностями, платформу для кабеля к прибору управления артиллерийским огнем, вагон-кухню, вагон-склад плюс платформу для разного имущества и, наконец, штабной вагон.

Дополнительные эшелоны помимо паровоза формировались, как правило, из дополнительных бронированных вагонов с зарядами и снарядами, вагона-склада, вагона-автомастерской, амбулатории, вагона-клуба, продсклада, кухни, цистерн с горючим и водой, а также вагона-бани и других необходимых прицепных функциональных вагонов.

Когда весной 1940 года между СССР и Финляндией был подписан Московский мирный договор, установки отправили на вновь открытую военную базу на полуострове Ханко, отходившем советской стороне. Там они выполняли роль орудий береговых батарей, имея круговой сектор обстрела. С началом Великой Отечественной войны ТМ-3−12 противостояли батареям финнов, ведущим огонь с соседних островов. А также отгоняли военные финские корабли, норовившие обстрелять военную базу. И все же в начале декабря, когда советским войскам пришлось уйти с полуострова под натиском финнов, «транспортеры» пришлось частично демонтировать, а часть уничтожить.

Читайте также

Захватившие базу финны восстановили установки, доукомплектовав недостающие или взорванные запчасти деталями и узлами с однотипных орудий линкора «Император Александр III». И до 1944 года, когда Финляндия вышла из войны, ТМ-3−12 находились на вооружении финской армии. После чего установки были возвращены СССР, где стали основой 1-й гвардейской морской железнодорожной Краснознаменной Красносельской артиллерийской бригады. В 1961 году морально устаревшие ТМ-3−12 были законсервированы и долгое время находились в таком состоянии в форте Красная Горка (Ленинградская область). А на рубеже веков их чуть было не отправили на переплавку. Но вовремя спохватились, изменив статус «транспортеров»: теперь ТМ-3−12 — музейные экспонаты. Одна из установок находится тут же, на Красной Горке — на открытой площадке Музея Победы. Вторая стоит в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. А третья — в Музее железнодорожной техники имени В. В. Чубарова на бывшем Варшавском вокзале Санкт-Петербурга. Так что когда ветераны с гордостью говорят: «Наш бронепоезд всегда на запасном пути», — они отчасти правы.

Новости Донбасса: Украинские силовики продолжают нарушать перемирие, обстреливая территорию Донбасса

Последние новости
Цитаты
Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Владимир Букарский

Исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня