Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Ил-38СН предпринял попытку догнать P-8 Poseidon

Спорить с ВМС США по части противолодочной авиации нам не по зубам

18973

Принято решение о модернизации противолодочного самолета Ил-38Н («Новелла»), сообщают «Известия». И это может показаться странным, потому что выпуск самолетов данной модификации начался в 2014 году, а последняя, восьмая, «Новелла» поступила в ВМФ России совсем недавно — год назад. При этом в прошлом году назад начальник морской авиации ВМФ Игорь Кожинов заявил, что к 2025 году Россия будет иметь 30 модернизированных самолетов Ил-38Н. То есть работы впереди непочатый край.

И вдруг нам, по сути, заявляют, что на данной модификации поставлен крест. Что запускается новая модернизация, которая условно называется «Суперновеллой». И что к 2025 году у нас будет 25 противолодочных самолетов, которые мы тоже условно назовем Ил-38СН. И что по своим возможностям этот самолет будет превосходить лучшие противолодочники мира. К таковым сейчас относится американский Р-8 «Посейдон».

Кожинов в прошлом году также говорил о неком совсем новом самолете, который будет лучшим в мире. Но сроки его появления он намечал на вторую половину 20-х годов. Тогда не было известно, что «рекордсмен» будет летать на том же самом планере, с теми же самыми двигателями, у которых уже совсем скоро выработается ресурс. Потому что Ил-38 строился в конце 60-х годов на базе гражданского Ил-18.

Читайте также
Война в воздухе: «Черный орел» из Китая зашел в хвост F-35 КНР без лишней шумихи приготовила мощный отпор ВВС США

И это печально. Потому что в России до сих пор нет новых носителей для размещения на них специальной техники больших объемов. Нет, конечно, есть Ил-76МД-90. Но он выпускается чуть ли ни поштучно. И на него уже выстроилась длинная очередь из самолетов ДРЛОиУ, топливозаправщиков, разведчиков, транспортников, самолетов РЭБ, командных самолетов. Противолодочные самолеты, похоже, из этой очереди просто вышвырнули.

Что же касается оборудования для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника, установленного на Ил-38Н, то его трудно признать современным. Хоть устанавливаться оно началось всего лишь пять лет назад. Необходимость модернизации Ил-38 назрела еще в 80-е годы, когда выяснилось, что этот самолет проигрывает по возможностям в 8−10 раз последней модификации американского самолета Р-3 «Орион». До 30% сброшенных в море радиогидробуев РГБ-1 не отвечало на опрос самолета. И чувствительность у них была слишком низкой, чтобы стабильно обнаруживать шумы подводных лодок.

Как только выявились недостатки Ил-38, началась экстренная разработка второго противолодочного самолета Ту-142, создаваемого на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. Он был принят на вооружение в 1972 году, спустя лишь 3 года после начала эксплуатации Ил-38. И вот эта машина уже удовлетворяла, предъявлявшимся к ней требованиям.

Модернизация противолодочного оборудования Ил-38 до уровня Ил-38Н началась в 1988 году в самый разгар перестройки. Поэтому вскоре было прекращено финансирование. Работы по ППС «Новелла-П-38» возобновились только в новом тысячелетии. Причем, исключительно благодаря Индии, которая профинансировала построение для себя шести самолетов Ил-38SD с бортовым комплексом «Морской дракон», аналогичным по возможностям «Новелле». А через несколько лет дело дошло и до постройки собственных патрульных противолодочных самолетов Ил-38Н. Поэтому признать спецаппаратуру «Новеллы» новой и современной вряд ли возможно.

Тем не менее, как утверждает главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев, эффективность поиска и обнаружения подводных лодок у Ил-38Н увеличена в четыре раза. «Плюс к тому он обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания, — сказал адмирал. — Этот же самолет с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причем с применением расширенной по сравнению с базовым Ил-38 номенклатуры вооружений».

Бортовой комплекс «Новелла», разработанный в петербургском ЦНПО «Ленинец», изначально замышлялся универсальным. То есть предполагалось его внедрение как в ильюшинские, так и в туполевские противолодочные самолеты на базе Ту-204.

Однако проект Ту-204 закрыт. Закрыто и туполевское направление противолодочных самолетов. В нулевые годы было решено поставить крест на Ту-142, последние 10 из них модификации Ту-142М3 доживают свой век. Решение о продолжении совершенствования противолодочных самолетов на базе Илов было принято в основном из экономических соображений, поскольку эксплуатация тяжелого самолета обходится существенно дороже. При этом пожертвовали целым рядом преимуществ. Наиболее существенные из них — дальность полета и продолжительность патрулирования. Боевой радиус Ил-38 — 2200 км, Ту-142 — 5200 км. То есть Ил-38 не способен работать на океанских просторах.

Да, создание Ил-38Н стало, действительно, большим шагом вперед. На нем установлена ППС «Новелла», которая позволяет работать с надежными и чувствительными радиогидробуями различных типов — с пассивными ненаправленными, с пассивными направленными, с активными (то есть — с генерирующими звуковую волну) и с телеметрическими. Дальность связи буев с самолетом по радиоканалу достигает 40 км.

Есть магнетометр, позволяющий обнаруживать подводные объекты по магнитным аномалиям. Дальность действия лежит в пределах 900 метров.

Третий способ поиска следует признать атавизмом. Он основан на работе РЛС, которая обнаруживает всплывшие лодки, либо лодки с поднятым перископом. У США уже давно нет дизель-электрических субмарин, а атомным нет нужды всплывать во время океанского патрулирования.

Однако наличие на самолете РЛС, а также аппаратуры тепловизорного обзора вполне оправдано. Ил-38Н вменена дополнительная задача — обнаружение надводных кораблей и борьба с ними, а также воздушных целей. Так, современные самолеты с уменьшенной заметностью, относящиеся к четвертому поколению, обнаруживаются и распознаются на удалении до 120 км, крупные надводные корабли — до 350 км. Полученная таким образом информация может передаваться на ударные средства (истребители, надводные корабли, береговые ракетные комплексы) для наведения на обнаруженные цели ракет. То есть — для целеуказания. Ил-38Н способен сопровождать до 35 целей.

А вот собственные средства для борьбы как с лодками, так и с надводными корабля и у вновь модифицируемого самолета — Ил-38СН — довольно ограниченные, вес вооружения чуть превышает 5 тонн. Это две ракеты или две торпеды. А также свободнопадающие бомбы. Но есть и современные бомбы «Загон», оснащенные гидроакустической головкой. «Загон» осуществляет под водой поиск цели и атакует ее. Причем атака осуществляется бесшумно, в отличие от торпедной атаки.

На Ил-38Н повесили еще и оборудование, которое позволяет проводить радиотехническую разведку. Это мировой тренд, такой аппаратурой сейчас оснащают все современные противолодочные самолеты.

«Известия» сообщают, что за счет получения самолетом Ил-38СН нового оборудования его эффективность возрастет еще в несколько раз. И что, как обещает Игорь Кожинов, он станет лучшим в мире, превзойдя американский «Посейдон».

Поскольку противолодочные самолеты относятся к стратегическому оружию, с помощью которого ведется охота за оружием ядерного сдерживания — атомными подводными ракетоносцами, то их реальные возможности по обнаружению и поражению стратегических целей не афишируются. Примем на веру, что ППС «Суперновелла» будет лучше охотиться за субмаринами, чем аппаратура «Посейдона». Американский самолет также имеет и ППС, и магнетометр, и тепловизорный канал.

Читайте также
Аляска готовится дать бой русским ракетам Американцы пытаются выстроить щит против «Сармата» и «Булавы» недалеко от Чукотки

Однако следует принять во внимание различные силовые возможности самолетов. Р-8 «Посейдон» создан на базе относительно нового авиалайнера Боинг-737−800, запущенного в серийное производство 20 лет назад. Он способен нести 9 тонн вооружения вместо 5 тонн, которыми располагает Ил-38Н. Поэтому он обладает существенно большим ударным потенциалом. Но это не самое главное, большая грузоподъемность и объем внутреннего пространства позволяют разместить в фюзеляже большее количество специализированного оборудования. Известно, например, что помимо спецаппаратуры, на «Посейдоне» присутствует солидный комплекс самообороны. В него входит аппаратура радиоэлектронной борьбы, отстреливаемые тепловые ловушки и лазер, ослепляющий ГСН ракет. Ил-38Н не в состоянии принять такую дополнительную нагрузку.

Также следует сказать и о дополнительном объеме топлива, благодаря чему боевой радиус американского самолета в 1,5 раза выше — 3700 км. «Весового достоинства» в избытке было у Ту-142. Но мы с ним уже, по сути, распрощались.

Но даже если допустить, что обновленный российский противолодочный самолет будет в несколько раз превосходить американские аналоги, то количественное соотношение не дает этому сильно возрадоваться. В ВМФ России, если будут реализованы планы, в 2025 году будут эксплуатироваться 25 «Суперновелл» и еще 25 устаревших Ил-38 без индекса «Н». И еще 10 Ту-142М3.

В ВМС США сейчас эксплуатируются 90 «Посейдонов». В ближайшие 2−3 года парк «Посейдонов» пополнится еще 30 самолетами. Также в строю находится около сотни «Орионов» Р-3, которые более эффективны, чем Ил-38, хоть и являются их ровесниками. Арифметика явно не в нашу пользу.


Военные новости: В сеть попали снимки уникального российского беспилотника «Охотник»

Военные технологии: Аляска готовится дать бой русским ракетам

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня