Последняя канадская виктория

немецкая подлодка

В ночь на 20 апреля 1945 года новый командир канадской эскортной группы EG 26 Тед Симмонс повел свои корабли в море на отработку учебных задач.

Коммодор Симмонс, несмотря на свою молодость, считался одним из лучших противолодочников канадского флота. Еще в сентябре 1941 года на корвете “Chambly” он участвовал в потоплении U 501. Тогда канадская эскортная группа EG 24 охраняла конвой SC 42. Около Ирландии одну из атаковавших лодок точно “угостила” глубинными бомбами летающая лодка “Каталина” из 209-й эскадрильи английских ВВС. Посланные на подмогу два канадских корвета обнаружили субмарину уже на поверхности, обстреляли и пробовали высадить абордажную партию, которую и возглавлял Симмонс. Однако лодка затонула слишком быстро. Тем не менее потопление U 501 стало первым боевым успехом в противолодочной эпопее, записанной на счет канадцев. Получив под свое командование фрегат с очень любопытным названием “Port Arthur”, Симмонс 19 января 1943 года при охране конвоя MKS 6 около порта Бужи (северо-восточнее Алжира) потопил глубинными бомбами итальянскую лодку “Tritone”.

Теперь Симмонс вел за собой фрегаты “Ribble”, “New Glasgow”, “Sussexwale” и “Breakon Hill”. В 22.30 корабли миновали буй Фойл и расстались с Лондондерри. Каждый корабль шел самостоятельно, выполняя противолодочный зигзаг и имея включенным акустический охранитель. Причем если у англичан и американцев он назывался “Foxer” (Лисий), то упрощенный канадский вариант “имел в основе” другое животное — CAT (канадский прибор против акустических торпед), или по-русски ” Кот”. Минут через 15 после выхода вблизи строя низко пролетел самолет и все, конечно, посмотрели на него. Куда смотрел в это время командир немецкой лодки осталось неизвестным.

Когда внимание сигнальщиков обратилось, наконец, к морю, доклады посыпались горохом: ” Объект на воде!”. Больше всех старались на фрегате “New Glasgow” — “В 75 ярдах по правому борту перископ и шнорхель”. В ярком лунном свете очень хорошо виднелись оба предмета и желтоватый дымок от работы дизелей. Обер-лейтенант резерва Вернер Штрюбинг видимо не проявил нужной осторожности, перископ выступал над поверхностью более, чем на метр. Нельзя сказать, что командир являлся совсем уж неопытным подводником. Его лодку U 1003 морское ведомство заказало еще 14 октября 1941 года, но поскольку все мощности гамбургской верфи “Бломм унд Фосс” были заняты, строительный номер “1003” начал воплощаться в металл только 18 января 1943 года. Зато фирма с многолетней репутацией строила быстро, уже 27 октября лодка сошла на воду, а 9 декабря того же года Штрюбинг поднял флаг над новым кораблем Кригсмарине. До августа 1944 года новая боевая единица входила в состав 31-й учебной флотилии, а потом перешла в состав боевой 14-й флотилии с местом базирования в норвежском Бергене.

Оттуда она выходила к берегам Англии, но единственным результатом оказалась неудачная атака в ноябре 1944 года эскортного миноносца “Whitaker”. Его вели на буксире после попадания торпеды с U 483. Неизвестно, стоило ли стараться, т.к. сильно поврежденный корабль пришлось сдать на слом.

Сейчас лодка шла со скоростью 3 узла и вела зарядку аккумуляторных батарей. Приемник облучения РЛС-сигналами подал сигнал, что лодку засекли, но оператор почему-то не доложил об этом командиру. Фрегату “New Glasgow” не нужно было даже доворачивать, немцы сами шли на “убой”. Правда канадцы из-за очень малого расстояния не могли разогнаться до большой скорости. Столкновение произошло в точке 55 25N, 06 53W. Корпус и правый винт получили повреждения и что, особенно огорчило экипаж, затопило именно ту часть провизионки, где хранился ром. Развернувшись, фрегат сбросил серию глубинных бомб, потом корабли EG 26 долго искали лодку.

После неожиданного удара U 1003 накренилась на 30 градусов, но не перевернулась вверх дном. Дав полный ход электромоторами, Штрюбинг отвернул и лег на дно.

На поверхности сил прибавилось, подошли другие корабли группы EG 25, а потом и EG 26, но все их поиски результата не дали, хотя лодку потряхивало от близких взрывов бомб.

Отлежавшись на дне, обер-лейтенант повел субмарину в район западнее Норт-Ченнела, хотя при столкновении центральный пост затопило по колено. Только через сутки, в первые часы 22 марта в пустынном районе он рискнул всплыть для осмотра повреждений. Ограждение боевой рубки пострадало очень сильно, мостик разбит, леера и обтекатели смяты, перископ и шнорхель согнулись, антенна радиолокатора и приемник облучения РЛС-сигналами сорваны, сбито с лафета одно 20-мм зенитное орудие.

Подводники откачали воду из трюмов, провентилировали отсеки и зарядили батарею. Уцелевший приемник показал, что лодку облучает радиолокатор, и она легла на дно. Тут выявилось новое осложнение. Рубочный люк открывали с силой, теперь он плотно не закрывался и вода текла довольно интенсивно.

Обдумывая свою ситуацию и понимая резкое снижение боеспособности, Штрюбинг пролежал двенадцать часов на дне, а когда всплыл, решил выбросить лодку на берег Ирландской республики, чтобы члены его экипажа стали не военнопленными, а интернированными.

Вскоре после начала движения опять получен очень четкий сигнал чужого радиолокатора и командир решил, что вот-вот появится противник и, не дожидаясь этого, отдал приказ — “Покинуть корабль!”

Кто засек U 1003, осталось не ясным, вероятно это были корабли все тех же EG 25 или EG 26, т.к. они возвращались с моря, проходя через район нахождения немцев. Но ни те, ни другие лодку не заметили, т е. расстояние было таким большим, что ответный луч не пришел в корабельный радиолокатор.

Конечно, немцы об этом не знали и очень спешили, многие просто прыгнули в воду и, добравшись вплавь до спасательных плотов, оказались насквозь мокрыми на холодном ветру.

Утром 23-го числа канадский фрегат “Thetford Mines” следовал в Лондондерри на срочный ремонт, неожиданно в 8.25 в 16 милях от Инстрахилла прямо по курсу заметили яркие, желтые плоты. На борту лодки находилось 49 человек, все они перешли на плоты, но канадцы сняли живыми только 33 моряка. 16 замерзли за прошедшие 8 часов.

подлодка

Фрегат пришел в Лондондерри в 16.00 и на берег сошел 31 подводник. Двое умерли по дороге. Канадцы специально вышли в море и похоронили их по морскому обычаю. Возможно, это сделано потому, что один из умерших был командир лодки.

Таран лодки под шнорхелем явление чрезвычайно редкое. Когда на субмаринах получали информацию, что их засекали радиолокатором, они успешно уходили под воду.

Ответ на вопрос о том, считать ли этот инцидент как таран, не однозначен. Фактически произошло столкновение, в немецких публикациях именно этим словом названа причина гибели лодки.

В декабре 1944 года U 1209 обер-лейтенанта Эвальда Хулсенбека из той же 11-й флотилии направилась к берегам Англии и 18-го числа ударилась о Волчьи скалы в проливе Ла-Манш, к югу от Лендз-Энда. В 10.30 18 декабря с маяка Вулф- Рок сообщили, что южнее камней наблюдали, как подлодка выброшена прибоем на прибрежные скалы, соскользнула и сейчас движется в надводном положении с людьми на рубке. В случае с U 1209 любопытна “роль личности в истории”.

Лодка вышла из норвежского порта и дошла до английских берегов в подводном положении. Утром 18 декабря, после трехдневного патрулирования у Лендз-Энда в перископ заметили пароход. U 1209 пошла в атаку, но старшина, стоявший на руле, сообщил командиру, что лодка идет на камни. Тот приказал молчать. Через секунды субмарину выбросило на скалы, пробило прочный корпус в корме, вода затапливала кормовой отсек. “Немка” всплыла с сильным дифферентом на корму, пришлось откачивать топливо за борт, чтобы удержаться на плаву. Вскоре положение стало безнадежным. Спасены 31 человек экипажа из 43-х. Уцелевших спасали корабли EG 26, и канадцы, не моргнув глазом заявили претензию на занесение U 1209 на боевой счет группы. В тот раз англичане были категоричны. Происшедшее можно квалифицировать только как спасение экипажа погибшей вражеской субмарины.

Видимо, помня события декабря, старший британский офицер данного морского района вынес вердикт — “считать U 1003 потопленной в результате боевых действий!”

Так “тысяча третья” стала последней подводной лодкой, записанной в актив Канадского Королевского Военно-Морского Флота во Второй Мировой войне. Всего канадский флот потерял за войну 24 корабля, 7 катеров, 1797 убитых, 319 раненых и 95 пленных. Только подводных лодок канадцы потопили около 20. Это заметный вклад в Битву за Атлантику.

Оцените статью
Исторический документ
Добавить комментарий