Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Господство в воздухе: МиГ-29 с ракетой К-77М бросил вызов Rafale

В Египте сожалеют, что приобрели французский истребитель

51406

Компания Dassault Aviation отказалась комментировать катастрофу истребителя Rafale египетских ВВС, которая произошла в конце января. Вокруг этой новости сохраняется интрига с далеко идущими для французского ВПК отрицательными последствиями, которые, однако, могут сыграть на пользу уже российскому производителю МиГов.

Напомним, французское новостное интернет-агентство Mediapart сообщило, что истребитель Rafale EM, который вошел в состав ВВС Египта в апреле 2017 года, потерпел крушение 28 января 2019 года на авиабазе Gebel El Basur. Мало того, что катастрофа произошла в присутствии инженеров Dassault Aviation, так еще в этот день президент Франции Макрон, находясь в Каире, хотел продать египтянам еще 12 истребителей по цене $ 200 млн. за борт. Черных красок трагедии добавила гибель наиболее опытного египетского пилота — 32-летнего майора Мохтади аль-Шазли, гордости авиации Страны пирамид.

Как известно, в 2015 году Каир подписал контракт на приобретение 24 истребителей Rafale общей стоимостью € 6 млрд. Сделка заключилась параллельно с поставками партии МиГ-29М, а также вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и ЗРК С-300В4.

Читайте также
47-й бомбардировочный авиаполк уничтожил С-300 Оказывается, новейшие истребители могут легко преодолевать российскую систему ПВО и ПРО

Уже тогда покупка Rafale вызвала в Каире жаркие споры и подозрения в подкупе египетских чиновников французскими продавцами оружия. За гораздо меньшие деньги можно было бы купить эскадрилью F-15I, предложенную Израилем, и даже пару десятков эффективных Су-30МКА, которых выставил на продажу Алжир, остро нуждающийся в деньгах.

Абсурдность франко-египетского контракта заключалась в том, что проданные Rafale не были укомплектованы американскими ракетами SCALP, которые, собственно, являлись той самой «вишенкой на торте», объясняющей фантастическую стоимость сделки. США просто вели запрет на реэкспорт штатовских боеприпасов в надежде протолкнуть израильские истребители F-15I, с тем, чтобы увеличить уже свои оборонные поставки в еврейское государство.

Теперь мало кто сомневается, что крушение Rafale положит конец перспективам новых поставок, хотя заказ должны были подписать как раз в день катастрофы. Такой расклад, по сути, означает начало конца корпорации Dassault Aviation, существующей исключительно благодаря поставкам в Египет и Индию. Теперь эти страны оказываются от французского истребителя, чья заоблачная стоимость превышает более чем в два раза золотой ценник «американца» F-35A.

По сравнению с компанией Dassault Aviation, эффективность американского и российского военного самолетостроения базируется даже не на лучших характеристиках выпускаемых истребителей (что само по себе важно — авт.), а на больших объемах производства, обеспечивающих несопоставимо меньшую себестоимость. Если бы не сомнительные египетские и индийские заказы, то выпуск Rafale прекратился в 2018 году, после чего «нарисовались» туманные перспективы для самого производителя. Так что поездку Макрона в Каир можно смело назвать самой большой неудачей в его политической карьере.

Что любопытно: шестой президент Египта, фельдмаршал Ас-Сиси, не стал комментировать трагедию, тем не менее, заявил, что французы поставили 23 Rafale, а не 24. И он ждет еще одну машину. Между тем, эскадрилья «Дикие волки» авиационного крыла «Шторм», базирующая на авиабазе Gebel El Basur, приняла все новые самолеты в период с июля 2015 года по декабрь 2018 года. Все это косвенно говорит о том, что Макрон пообещал передать еще один истребитель бесплатно, хотя не факт, что сдержит слово.

Египетские СМИ в этой связи пишут, что истребители Су-30МКА алжирских ВВС обходятся соседней армии несравнимо дешевле, чем Rafale — Каиру, но при этом обеспечивают господство в воздухе. Проще говоря, Rafale, как оборонный актив, не имеет никакой ценности, в отличие от российского самолета МиГ-29М, который приобретался конкретно для военных целей. И вообще, предстоящий спор за новый египетский контракт, наверняка, будут вести китайско-пакистанский истребитель-бомбардировщик JF-17 Block 3 и МиГ-35.

На первый взгляд, египетские ВВС являются самыми многочисленными в регионе, однако их основу составляют более 200 «легких» и уже устаревших самолетов F-16 Fighting Falcons, чьи возможности ограничены доисторической ракетой «воздух-воздух» AIM-7M Sparrow (1956 года разработки с дальностью поражения 70 км). Встреча с израильскими истребителями, вооруженными новейшими боеприпасами AIM-120C (дальность 120 км), не оставляет даже шанса на спасения, не говоря уже о победе над ними. Тем более, еврейские летчики обладают радиоэлектронными контрмерами, делающими AIM-7M Sparrow в принципе бесполезными.

С появлением у египтян МиГ-29М с российскими ракетами «воздух-воздух» R-77 (дальность 110 км) и в будущем с R-27ЭП (с дальностью 110 км, в том числе для поражения самолетов, ставящих активные помехи) меняет расклад сил, но таких самолетов у Каира крайне мало.

Именно поэтому египтяне зондируют вариант интеграции уже приобретенных истребителей с новейшей российской ракетой «воздух-воздух» К-77М, дальность поражения которой, по американским источникам, составляет 193 км, по нашим — 200 км. Ее особенность заключается в высокой вероятности поражения любых типов истребителей, в том числе израильских F-35.

Но, как пишет defense-aerospace.com, даже Минобороны РФ с опаской поглядывает в сторону К-77М из-за её чрезвычайной дороговизны, однако египтяне дают понять, что готовы приобрести большую партию МиГ-29М, если экспортные истребители будут комплектоваться этим боеприпасом.

В целом, обсуждение ракетной тематики (по оснащению ВВС Египта — авт.) получило новый импульс после январской аварии Rafale. Похоже, война в Сирии и в Йемене вносит коррективы в оборонную политику Каира, тем более что Ас-Сиси — профессиональный военный. В Стране пирамид всерьез озаботились достижениями тех или иных стран в разработке боеприпасов «воздух-воздух», что в значительной степени предопределяет выбор авиации.

Читайте также
Венгрия сбагривает эскадрилью МиГ-29 по цене металлолома Кому достанутся выставленные на аукцион советские истребители — Сербии, Сирии, Африке, Азии?

В частности, египтяне критикуют американскую ракету AIM-120D, которая, несмотря на впечатляющую дальность полета в 180 км, сохраняет те же недостатки, что и AIM-7M Sparrow — низкую точность поражения скоростных истребителей на больших дистанциях.

Дело в том, что технологии, улучшающие боевые характеристики на дальних дистанциях, стоят чрезвычайно дорого, что в сочетании с высокой стоимостью американского труда, выводит качественные оборонные продукты в запредельный ценовой диапазон. Хотя, возможно, янки «химичат», намеренно снижают точность своих экспортных ракет «воздух-воздух», тогда как россияне, наоборот, за границу отправляют более качественные боеприпасы.

Если быть более точным, то сейчас никто в мире не производит ракеты, способные гарантированно поражать скоростные истребители на расстоянии более 100 км. Исключение составляет К-77М, но, повторимся, она слишком дорогая. Во всяком случае, об этом пишут египетские и американские эксперты.

Таким образом, ключ к расширению экспорта МиГов в Египет (и не только) находится у российских производителей высокоточных ракет «воздух-воздух» с дальностью поражения свыше 100 км. Скорей всего, именно эта информация изменила отношение Индии в сторону закупок Миг-29 вместо запланированного Rafale, которому после катастрофы на авиабазе Gebel El Basur, с большой вероятностью, уже ничего не светит.


Военные учения: 47-й бомбардировочный авиаполк уничтожил С-300

Военные новости: В США женщину-командира отстранили за неспособность руководить

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня