МиГ-35. А в Индию-то зачем?

118
Недавно в рубрике «Новости» на «ВО» появилось короткое сообщение, смысл которого великолепно отражало его же название: «Россия готова передать Индии технологии производства истребителей МиГ-35». Если чуть более развернуто: И. Тарасенко, занимающий пост вице-президента ОАК по военно-техническому сотрудничеству, заявил, что в случае, если РФ выиграет тендер на 110 самолетов, объявленный Индией, то российская сторона готова будет передать технологии и документацию для производства истребителя МиГ-35 на индийской территории.

Новость эта была воспринята уважаемыми читателями ВО весьма неоднозначно: стоит ли ради круглой суммы денег (а стоимость контракта с победителем вполне может достигнуть 17-18 млрд. долл.) передавать индусам технологии производства новейшего истребителя поколения 4++? Вопрос, конечно, интересный, и в предлагаемой статье мы попытаемся ответить на него.



Но для начала давайте вспомним историю индийского тендера на 100 с лишним легких истребителей: разумеется, очень коротко, потому что от детального ее описания заскучают, пожалуй, даже отъявленные ценители мексиканских телесериалов.

Итак, давным-давно, когда дискеты были большими, а мониторы – маленькими, а молодой и полный сил Владимир Владимирович Путин только разбирался еще с многочисленными обязанностями Президента Российской Федерации… В общем, в 2000 году в Индии родилась идея безо всякого тендера купить 126 французских истребителей «Мираж 2000».



Почему именно «Миражи»? Дело в том, что на тот момент это были самые современные и к тому же многофункциональные истребители индийских ВВС, которые годом ранее отлично зарекомендовали себя в ходе конфликта с Пакистаном (Каргил). Су-30МКИ тогда у индийцев еще не было, первые машины этого типа поступили к ним только в 2002 г., зато в большом количестве имелись устаревшие, в общем, «Ягуары», МиГ-21 и МиГ-27, которые требовали замены. В общем, приобретение большой партии «Миражей 2000» позволяло обновить парк ВВС превосходными на тот момент машинами, и выглядело вполне разумно.

Но законодательство Индии не допускало закупки без тендера, и в 2002 г. индусы все-таки поставили дело обновления своих ВВС на конкурсную основу. Впрочем, на тот момент это вроде бы не грозило ничем кошмарным, потому что условия тендера были прописаны строго под «Мираж 2000». Увы, далее началась политика: сперва вмешались американцы, с которыми на тот момент Индия пыталась как-то подружиться. США попытались продвинуть F/A-18EF «Супер Хорнет», так что условия тендера были переписаны так, чтобы в нем могли принять участие также и двухдвигательные самолеты. И, конечно же, сразу от желающих не стало отбоя, потому что свои машины предложили тут же «Тайфуны» и МиГ-29, а затем подключились и «Грипены» с F-16.

В принципе, все это было не так уж плохо, и никак не могло помешать своевременному обновлению парка ВВС «Страны слонов, коров и храмов», но тут пытливый индийский ум родил еще одно интересное условие: теперь, согласно условиям тендера, победитель должен был поставить только 18 самолетов, а остальные 108 должны быть по лицензии произведены в Индии. Затем в дело вступила индийская бюрократия, которая, как известно, вполне может победить в мировой номинации «самая неторопливая бюрократия в мире». Запрос на предоставление коммерческих предложений был разослан только в 2007 г., а юмор ситуации заключался в том, что именно в этом году самолет, с которого, собственно, началась эта история, тихо почил в бозе. Как раз в 2007 г. французы прекратили производство «Мираж 2000» и даже демонтировали его производственную линию, так что приобрести его стало решительно невозможно.

Однако же индусы совершенно не расстраивались. Дело в том, что, как известно, Индия всячески стремится к развитию собственной научной и промышленной базы, и лицензионное производство – один из очень хороших способов достичь прогресса в обоих направлениях. В ноябре 2004 г. ВВС Индии получили 2 первых Су-30МКИ, собранные на индийском предприятии HAL, причем проект лицензионного производства реализовывался поэтапно, доля производящихся в Индии комплектующих постепенно росла. То есть индусы на своем личном опыте видели, что с русскими это возможно, а если так, то с чего бы им делать послабления каким-то другим нациям? Они и не делали, но такое, в общем, необычное требование, конечно, затягивало конкурс сверх всякой меры. Так, индусы долгое время «присматривались» к американскому «Супер Хорнету» — в принципе, их интерес вполне понятен, потому что машина хорошая, но американцы совершенно не готовы были налаживать лицензионное производство своих «суперов» в Индии.



Что же до отечественных машин, то, к сожалению, России нечего было предложить индусам. Дело в том, что из всех отечественных самолетов, условиям индийского тендера, (по крайней мере – теоретически) соответствовал только МиГ-35. Однако на тот момент он существовал только в виде «концептуально-экспериментального прототипа опытной модели», а индусам вовсе не хотелось ждать, пока мы сможем довести его до ума. В общем, налицо была классическая особенность любой бюрократии мира – она сама с принятием решения может тянуть до бесконечности, но от исполнителей ожидает моментального исполнения всех своих требований. Впрочем, трудно было упрекнуть индусов в том, что они хотят получить самолет, который уже находится «на крыле» и избавлен от всех детских болезней.

В итоге в финал конкурса тендера MMRCA попали французский «Рафаль» и европейский «Тайфун», и в 2012 г., наконец-то определился победитель: им стал «Рафаль». Казалось, вот теперь-то все будет хорошо, но…

В сущности, океанский лайнер под названием «Индийский «Рафаль» разбился вдребезги и пошел ко дну в результате столкновения с двумя скалами. Первая скала – это индийская культура производства. Когда утонченные французские инженеры осмотрели условия, в которых планировалось создавать их замечательные (кроме шуток!) истребители, то они (инженеры, а не истребители) пришли в изумленное состояние и ответственно заявили, что в подобных условиях гарантировать французское качество решительно невозможно. Индийцы же вовсе не собирались брать подобные риски на себя – они-то как раз и хотели, чтобы иностранные специалисты помогли им выйти на соответствующий уровень. Французы же браться за такую сверхзадачу решительно не хотели, и настойчиво предлагали либо купить у них готовые изделия, либо же пусть Индия строит «Рафали» лицензионно, но исключительно на свой страх и риск. Естественно, индусов такой подход не устроил.



Вторая «скала» — это стоимость контракта. Безусловно, «Рафаль» — превосходный самолет и грозный воздушный боец, но… в общем, традиционное французское качество стоило баснословно дорого. В начале 2000-х индусы опасались, что стоимость контракта может дорасти до 4,5 млрд. долл., к моменту заключения договора на «Рафали» в 2012 г. она составляла 10,5 млрд. долл., но это совершенно не устраивало французскую сторону, которая после консультаций и уточнения индийских требований выкатили баснословные 20 млрд. долл. Это сразу же сделало тендер MMRCA «матерью всех тендеров»: правда, есть стойкое ощущение, что индийцы при этом про себя поминали другую маму.

А темпы роста индийской экономики в это время, как назло, стали замедляться, да еще и вмешался внутриполитический фактор. В Индии в начале 2013 г началась кампания по переизбранию парламента, а там крупные «забугорные» контракты обычно используются для того, чтобы обвинить заключившую их строну в продажности и коррупции. Сделать это было бы тем более легко, что лицензионные Су-30МКИ обходились индийцам много дешевле – так, уже позднее, в 2016 г., компания HAL предлагала построить 40 «сушек» дополнительно и просила за это 2,5 млрд. долл.- то есть за 20 млрд., вместо 126 «Рафалей» можно было получить по меньшей мере 200 Су-30МКИ, которые демонстрировали великолепные результаты и очень нравились индийским ВВС.

В результате дела индийского тендера опять оказались в руках известных институтов «НИИ Шатко НИИ Валко» до самого конца 2015 г, когда закончились выборы в индийский парламент, причем за это время к какому-то консенсусу, устраивающими обе стороны, индийцам с французами прийти не удалось. Но и затем прошло еще сколько-то времени, прежде чем сторонам пришлось признать очевидный крах контракта. Тогда индийцам и французам не оставалось ничего другого, как вежливо разойтись – индийцы заключили контракт на поставку 36 «Рафалей» французского производства, что позволило сохранить лицо всем участвующим сторонам, а индийским ВВС – сравнительно быстро получить две эскадрильи первоклассных боевых самолетов.

Но что делать дальше? В составе индийских военно-воздушных сил, наряду с 250 вполне современными Су-30МКИ, 60 пожилыми, но бодрыми МиГ-29 и полусотней весьма неплохих «Миражей 2000», все еще находятся 370 таких раритетов как МиГ-21 и 27, а также «Ягуар». Есть еще сотня исконно индийских «Теджасов», но, говоря откровенно, это не усиление индийских ВВС, а поддержка индийского производителя. Кроме того, к 2020 году закончится программа лицензионного производства Су-30МКИ у компании HAL, а на производство «Рафалей» сел слон (или как там у индийцев звучит эвфемизм «накрылся медным тазом»?). И что же теперь, устраивать конверсию, перейдя на выпуск сковородок?

В общем, очевидно, что Индии очень, ну просто очень нужен партнер, который возьмется налаживать лицензионное авиапроизводство на индийских мощностях, взамен завершившейся программы Су-30МКИ. А где его взять? С США и Европой Индия на эту тему флиртовала аж с 2007 г, не добившись при этом никакого результата.

И тут на сцену вновь выходит Россия. Снова представляется МиГ-35, но теперь это уже не «экспериментальный прототип», а вполне себе реальная машина, которую (какие мы молодцы!) уже закупают наши родные ВКС.



Почему это выгодно для Индии?

Потому что им нужен легкий истребитель. Правда, положа руку на сердце, МиГ-35 никакой не легкий, скорее, это некая промежуточная модель между легким и тяжелым многофункциональными истребителями. Но дело в том, что под словом «легкий» обычно понимается не нормальный или там максимальный взлетный вес машины, а ее стоимость. И вот тут-то МиГ-35 действительно «легкий» истребитель, потому что его продажная цена совершенно не поражает воображения. Тем более, что этот самолет открытой архитектуры, и позволяет «воткнуть» в него самое разное оборудование, в результате чего возможно строительство как весьма бюджетных модификаций, так и более дорогих, но и технически продвинутых боевых самолетов.

А какой «легкий» истребитель нужен Индии? Не будем забывать, что индийцы пока вовсе не пытаются противопоставлять себя США и НАТО: их основными противниками выступают Пакистан и Китай.

Чем располагают ВВС Пакистана? Некоторым количеством «Миражей» и F-16, сейчас анонсируется массовое строительство Ченду FC-1 «Сяолун», плод совместных усилий китайских и пакистанских авиаинженеров. Страшшшный самолет, чей нормальный взлетный вес составляет аж 9 тонн... Будем откровенным – эта поделка не дотягивает даже до 4-го поколения, и, очевидно, не может составить никакой конкуренции МиГ-35 даже самой бюджетной модификации.



Что же до Китая, то его ВВС, конечно, значительно интереснее уже хотя бы тем, что этот наш неугомонный сосед имеет почти 400 тяжелых истребителей, по большей части, конечно, «не совсем лицензионных» копий Су-27. Но все же, во-первых, по-настоящему современных самолетов у них не так уж и много – 14 Су-35 и около сотни Су-30 различных модификаций. А во-вторых, все-таки это головная боль индийских воинов, пилотирующих Су-30МКИ, в то время как более легкие индийские истребители должны задумываться о противостоянии совершенно иному противнику – 323 машинам Ченду J-10 А/В/S.



Это значительно более грозный самолет, чем пакистанский «Сяолун». В создании J-10 участвовали российские консультанты из ЦАГИ и МиГ, на них используются двигатели компании НПО «Сатурн» российского и китайского производства. Кроме того, китайцы воспользовались наработками Израиля, выкупив материалы по истребителю «Лави».

J-10 представляет собой многофункциональный истребитель, максимальной взлетной массой 19 277 кг, способный развивать скорость 2М. В качестве двигателя используется отечественный АЛ-31ФН или его китайский аналог. Конечно, самолет отличается не слишком высокой тяговооруженностью: при нормальной взлетной массе в 18 т двигатель на форсаже развивает 12 700 кгс, в то время как МиГ-35 с его 18,5 т – 18 000 кгс, но все же по отдельным характеристикам J-10 сопоставим с МиГ-29М. А кое в чем, возможно, даже и превосходит его – так, например, на J-10 в модификации В устанавливается бортовая РЛС с АФАР. Количество самолетов также внушает уважение, тем более что нет никаких данных о том, что Поднебесная прекратила выпуск J-10 для собственных ВВС.

В общем, китайцы при некоторой помощи иностранных специалистов смогли создать весьма неплохой самолет. Тем не менее, и вне всяких сомнений, МиГ-35 вполне способен пересчитать лонжероны этому китайскому Ченду, так что оснащение ими ВВС Индии выглядит адекватным ответом на китайские авиапрограммы.

Соответственно, можно констатировать, что по совокупности боевых качеств, а также с учетом стоимости и реалистичности лицензионного производства, МиГ-35 полностью соответствует пожеланиям индийцев и оставляет далеко позади своих американских и европейских конкурентов. Повторюсь еще раз – речь идет не о том, что МиГ-35 «всемогущий и не имеющий аналогов в мире» самолет, а именно о соотношении «цена/качество» с поправкой на готовность российской стороны налаживать его производство в Индии.

Почему это выгодно для нас?

Дело в том, что, конкуренция – превосходный двигатель прогресса. При Иосифе Виссарионовиче Сталине, да и позднее в СССР это превосходно понимали, а потому за право обеспечивать родные ВВС истребителями конкурировали минимум 3 ОКБ – в годы позднего СССР это были Су, МиГ и Як.

Так вот, в период победившего капитализма все «плюшки» достались «Сухому». Не будем спорить, правильно это было, или нет, но факт есть факт – ОКБ Яковлева как создатель истребителей просто умерло, а МиГ оказалось буквально в двух шагах от гибели. В сущности, ОКБ МиГ вытащил «с того света» индийский заказ на палубные истребители.

Но гибели этого ОКБ мы допустить никак не можем, потомки нам этого не простят. И дело тут не в том, что МиГ делали какие-то особо хорошие самолеты, а в том, что, оставшись в одиночестве, ОКБ «Сухого» быстро нагуляет жирок и перестанет делать по-настоящему конкурентоспособную авиатехнику, собственно, первые «намеки» на это уже есть. И, скажем прямо, включение ОКБ «МиГ» и «Сухого» в одну корпорацию только усугубляло проблему: ну кто же позволит всерьез конкурировать двум ОКБ в рамках одной структуры?! Автор настоящей статьи предполагал, что события будут развиваться по худшему сценарию: «Сухой» заберет себе самые интересные заказы, оставив МиГ с какими-нибудь БПЛА… и в итоге от легендарного некогда ОКБ в итоге останется одна только вывеска на головном офисе.

Так вот – индийский контракт на лицензионное производство МиГ-35 позволят РСК «МиГ» продержаться еще как минимум десятилетие, а скорее и больше, сохраняя способности и умения проектировать современные многофункциональные истребители. И сохранит для России потенциального конкурента ОКБ «Сухого» в столь важной для страны области. Понятно, что сегодняшнее руководство не сможет воспользоваться этим ресурсом, но все равно: ценность сохранения РСК «МиГ» как создателя многофункциональных истребителей… невозможно выразить ни словами, ни миллиардами долларов.



Хорошо, наша выгода понятна, но что мы теряем, передавая технологии производства МиГ-35 Индии? Как ни странно, это может прозвучать – ничего. То есть – ну вот абсолютно ничего!

Давайте зададим себе вопрос – что потеряла РФ, организовав лицензионное производство Су-30МКИ в Индии? Напомню, первые самолеты компании HAL вошли в строй в 2004 г. На тот момент – новейшие самолеты, обладающие такими не имеющими аналогов в мире агрегатами, как, например, двигатели с всеракурсным вектором тяги. Напомню, что на знаменитом F-22 вектор тяги был управляемым, но отнюдь не всеракурсным. И что?

Да ничего. В отличие от китайцев, индусы проявили себя как партнеры, заслуживающие всяческого доверия, и никуда из Индии наши двигатели не ушли. Индусов можно упрекать во многом: это и своеобразная манера торговаться, и медлительность в принятии решений, и много чего еще – но вот в том, что они допустили утечку наших секретов, упрекнуть их решительно невозможно. Быть может, в том числе и потому, что они отлично понимают: если вздумают разбазаривать чужие секреты, то кто же тогда станет делиться ими? Но нам-то что до мотивов Индии, нам важен результат. А он заключается в том, что мы уже третье десятилетие осуществляем поставки новейшей техники в Индию, и до сих пор ее секреты не всплыли ни в каких иных странах, а сами индийцы так и не скопировали сложные системы поставляемых нами вооружений с тем, чтобы выпускать их под своей маркой.

Кроме того, не нужно забывать – при всех своих плюсах, МиГ-35 – это всего лишь поколение 4++, в основе которого все-таки лежат технологии вчерашнего дня. Конечно, и в этом самолете есть много чего интересного, но все-таки он уже не находится на острие научно-технического прогресса.

Так вот, резюмируя вышесказанное: если все же мы выиграем этот тендер, то это будет одной из лучших новостей за последнюю пятилетку, которой однозначно стоит порадоваться от души.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

118 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    23 февраля 2019
    "Долгие" они уж очень! Пока до дела дойдёт 35 уже устареет, а то и с производства снят будет. :))
    1. +26
      23 февраля 2019
      Замечательная статья (оказывается Андрей еще и тонкий юморист wink )
      Я не помню другую такую статью на ВО, где китайские ВВС были бы так кратко и точно обозначены.
      Это "привет" всем нашим поклонникам культа "Великого и всемогущего желтого кролика" tongue
      А РСК «МиГ» трудится и процветать на благо Родины
      1. 0
        23 февраля 2019
        А что получаем МЫ?Закупая для ВКС этот самолёт(по словам автора),сделанный по технологии вчерашнего дня?
        1. +4
          23 февраля 2019
          А что вас задело ? Если говорить условно, без рассмотра каждого самолета по отдельности, то четвертое поколение- день вчерашний, пятое сегодняшний, а шестое поколение - завтрашний wink
        2. +14
          23 февраля 2019
          Цитата: 210окв
          А что получаем МЫ?Закупая для ВКС этот самолёт(по словам автора),сделанный по технологии вчерашнего дня?

          Технологии-то вчерашнего дня, но доведенные до состояния, близкого к абсолюту. То же самое, кстати, делают американцы, собираясь возобновлять закуп Ф-15
          1. +2
            24 февраля 2019
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Технологии-то вчерашнего дня, но доведенные до состояния, близкого к абсолюту


            И, Андрей, Вы умолчали о главном - НИКТО не будет покупать новый самолет, если страна его продающая не имеет такой самолет на вооружении своих ВВС !

            Это также одна из причин (а может и основная!) для срочной закупки МИГ-35 для наших ВКС.
            1. +3
              24 февраля 2019
              Цитата: Titsen
              И, Андрей, Вы умолчали о главном - НИКТО не будет покупать новый самолет, если страна его продающая не имеет такой самолет на вооружении своих ВВС !

              Да как сказать:))))) Су-30МКИ и МиГ-29К при покупке индусами у нас на вооружении не стоял:))) Но вообще Вы правы на все 100%
              1. 0
                26 февраля 2019
                В "популярной механнике" попадалась статья, где объяснялось, что СУ-30 с индексами МКИ, МКК, МКА (индекс по стране, для которой он разрабатывался) позволили КБ Сухого, не загнуться и потихоньку работать над технологиями и проектировать самолёты для ВВС РФ, в то время, когда о закупках у нас и речи не шло. Иначе, мы бы потеряли возможность проектировать да и строить современные самолёты. Насколько это серьёзный источник... но аргументация вполне убедительная.
        3. +2
          23 февраля 2019
          А у нас есть что-то более новое в классе легких и средних истребов? Пока ничего нет, значит, надо закупать это. Тем более что эти деньги позволят, наконец, Мигу заняться легким истребом 5го поколения
          1. +2
            23 февраля 2019
            ...эти деньги позволят, наконец, Мигу заняться легким истребом 5го поколения

            Да, но обязателно (легким)) однодвигательним (двиг. второго етапа Су57?) И возможно безпилотним.
        4. Kaw
          +8
          23 февраля 2019
          Возможность его продать и сохранить КБ МиГ. Статья именно об этом и написана.
        5. +2
          24 февраля 2019
          А мы получаем возможность, причём замечу, единственную возможность, за обозримый период времени обновить парк самолётов ВВС. Поскольку все прожекты о переходе ВВС полностью на тяжёлый истребитель Сухого -- это ненаучная фантастика из разряда экономических утопий.
        6. +1
          24 февраля 2019
          Мы сохраняем корпорацию МиГ.
          1. 0
            1 марта 2019
            Цитата: Ренат
            Мы сохраняем корпорацию МиГ.

            По сути уже нет такой корпорации. Она стала подразделением АО «Объединённая авиационная корпорация» ( ОАК ).
            Это было сделано для консолидации научных и конструкторских разработок материалов, конструкции планеров, технологий производства и производственных мощностей.
            Аналогично есть двигателестроительная корпорация ( ОДК ) и вертолётный холдинг АО «Вертолёты России».
      2. 0
        28 февраля 2019

        Я не помню другую такую статью на ВО, где китайские ВВС были бы так кратко и точно обозначены.
        Это "привет" всем нашим поклонникам культа "Великого и всемогущего желтого кролика"

        И это лишь характеризует его, да и вас, как людей, недооценивающих главную глобальную угрозу существованию России.
      3. 0
        15 апреля 2019
        Цитата: Chertt
        А РСК «МиГ» трудится и процветать на благо Родины

        Полагаю - игра стоит свеч. В этой игре - сохранение КБ МИГ. Это стоит утери технологии производства 35-го. Технологии, они как погода в мае, быстро меняются. Где гарантия, что завтра технология МИГ-35, для КБ МИГ, не окажется "вчерашним днем"?
    2. 0
      24 февраля 2019
      А он в пр-ве? Выпущено всего 2 экземпляра и сколько будет ещё без индийского контракта не понятно.
    3. 0
      19 апреля 2019
      Да нормально назовут 45м и продолжат дальше уж не 1й год да и не 10й но что то МИГ-35 пока на картинках !
  2. +16
    23 февраля 2019
    Полностью согласен, что мы от этой сделки больше выиграем, чем потеряем. Спасибо, Андрей, очень интересная статья.
    1. +1
      23 февраля 2019
      Цитата: jonht
      Полностью согласен, что мы от этой сделки больше выиграем, чем потеряем.

      Так то да...
      Но.
      Когда продаёшь оружие двум потенциальным противникам, есть высочайшая вероятность нарваться в итоге на удары канделябрами с обеих сторон.
      1. +1
        23 февраля 2019
        Там скорей всего двое между собой подерутся. А зная что мы закладки в технику не ставим будут брать и те и другие.
    2. +12
      23 февраля 2019
      И статья хороша и от сделки с индусами нашему любимомому КБ имени Микояна и Гуревича один сплошной профит, и внешней политике России одни сплошные плюшки... Вот только есть сомнения, что микояновцы этот тендер "возьмут". Посмотрел репортажи с индийской аэровыставки - и появилось ощущение, что продавливать они будут свой " тиджас - алмаз" в последней его модификации. Он хоть по летным качествам до МиГа и "рядом не стояло", однако ж, будучи приправленным американским движком (очень даже вполне крупносерийным и отработанным) и израэльской РЛС (очень даже неплохой АФАР , 64 цели на проходе, воздух , земля, море, возможность применения ракет большого радиуса действия и пр) вполне может устроить идийскую военщину в качестве истребителя-бомбардировщика. Плюс, как было верно подмечено в статье, поддержка отечественного производителя, знаете ли.
      1. +8
        23 февраля 2019
        Цитата: tchoni
        земля, море, возможность применения ракет большого радиуса действия и пр)

        Израильские, американские, британские БРЛС с АФАР вещь крайне сомнительная. В большинстве случаев декларативные ТТХ очень сильно отличаются от реальных. Лично видел в 2004 году РЛС британской Bae Systems в которой декларативная дальность была 400 км, а реальная во время облета составила около 200 км при ЭПР цели 2м.кв. Это только российские компании почти честно пишут ТТХ, т.к. большинство руководителей имеют инженерное или военное образование. А вот западные менеджеры с честностью не заморачиваются,для них имидж и реклама важнее чем какие то тонкости типа количество целей (звучит наверное круто - 64 цели в проходе, но только для тех кто не видит разницы между первичной и вторичной обработкой информации.), аналогично и с дальностью обнаружения.
        1. +1
          23 февраля 2019
          Цитата: Zorro21
          Лично видел в 2004 году РЛС британской Bae Systems в которой декларативная дальность была 400 км, а реальная во время облета составила около 200 км при ЭПР цели 2м.кв.

          Дык правильно. Предельная дальность всегда считается побомбардировшику с ЭПР метров в 20 кв. А 200 км по истребителю - более чем достойный результат. Для сравнения старая "бочка" на Су-27 "видела" истребитель километров с 80 ти, а бомбардировщик - со 120-140 км.
        2. +4
          23 февраля 2019
          Цитата: Zorro21
          звучит наверное круто - 64 цели в проходе, но только для тех кто не видит разницы между первичной и вторичной обработкой информации

          laughing good hi
          И добавить нечего
        3. 0
          24 февраля 2019
          Цитата: Zorro21
          звучит наверное круто - 64 цели в проходе, но только для тех кто не видит разницы между первичной и вторичной обработкой информации

          Если честно, я в этом (во вторичной обработке информации) проблемы не вижу. Современный АФАР, как правило, сопрягается с приличным компом (иначе он просто не сможет работать). И кучей дополнительного оборудования, как то станции госопознавания, станции РЭБ и пр. Для такого оборудования провести селекцию целей по заданным параметрам - в общем то не представляет труда,
          1. +5
            24 февраля 2019
            Цитата: tchoni
            Если честно, я в этом (во вторичной обработке информации) проблемы не вижу

            Собственно этих проблем ни когда не существовало, даже на стареньких КР580ВМ80 производства 80-х удавалось делать алгоритмы, которые позволяли сопровождать РЛС до 60 целей.
            Дело не в принципе, а в характеристиках, "64 цели в проходе" может быть чем угодно, но только не характеристикой работы РЛС. Понимаю, что западная терминология может несколько отличаться от российской научной школы. Но даже там инженеры оперируют строгими понятиями принятыми в теории радиолокации и АСУ.
            Цитата: tchoni
            Современный АФАР, как правило, сопрягается с приличным компом

            АФАР на 90% и есть большой комп, причем не один, а как минимум 3 комплекта. Причем первые два всегда являются специализированными, один комплект отвечает за работу цифровой антенной системы, второй за АПОИ (первичной обработки информации).
            1. +1
              24 февраля 2019
              Цитата: Zorro21
              "64 цели в проходе" может быть чем угодно, но только не характеристикой работы РЛС.

              Простите, а что это , если не характеристика РЛС, позволяющая определить ее, по сути, пропускную способность? и, что вы тогда, имели в виду под "звучит наверное круто - 64 цели в проходе, но только для тех кто не видит разницы между первичной и вторичной обработкой информации." В чем проблема, если не в селекции и завязке трасс целей?
              1. +6
                24 февраля 2019
                Цитата: tchoni
                В чем проблема, если не в селекции и завязке трасс целей?

                РЛС и тем более с АФАР довольно сложная система и там характеристик много.
                Если попробовать рассуждать логически, то вероятно ключевым словом является "цели в проходе", т.е. имеется в виду однократное сканирование луча АФАР в секторе. Максимальный сектор будет примерно 120град, ширина луча примерно 1 град, Не трудно посчитать, что количество положений луча в пространстве будет 14400. Рассуждаем дальше, дальность составляет 400 км, а разрешающая способность или точность минимум 300м следовательно АПОИ за время нахождения луча в каждом угловом положении должна проанализировать примерно 1400 разрешаемых объемов. Итого в сумме за "один проход" вы получите 20 160 000 разрешаемых объемов или областей пространства в которых системе за один проход нужно принять решение о наличии или отсутствии цели. Т.е. цифра 64 цели это бред по определению. Я уже не говорю о таких более сложных параметрах как вероятности ложных тревог и ложных трасс отслеживать которые спецвычислитель должен отслеживать автоматически и реальном масштабе времени т.к. они являются критическими для систем вторичной обработки.
                1. 0
                  24 февраля 2019
                  Я вас понял))) Здесь, как я понял, имеется в виду, возможность постоянного отслеживания 64 целей с возможностью построения траектории каждой. Хотя я могу и ошибаться, ибо мой английский довольно несовершенен.
                  Что касается предложенного вами алгоритма, то на практике, как мне кажется реализуется более простой и менее затратный в плане вычислительных возможностей алгоритм. Изначально, не кажется, просто производится обзор по сектору без определения дальности до цели. Задачей его является выявление наличия цели в разрешаемом секторе пространства (ну, скажем 1х1 градус, хотя у лучших антен это показатель реально равен где то 1.5х1.5 градусов, опять же на сколько мне известно). Возможно, и , я бы даже сказал , весьма вероятно, решение принимается по результатам когерентного анализа результатов не одного, а нескольких проходов (ну, скажем 10 или более, в противном случае я не вижу возможности обнаружения целей с малой ЭПР). Далее, уже по результатам выявленных секторов пространства, содержащих в себе цели, производится дальнейший анализ этих самых целей, и, думается, что производится он отдельными лучами. (В этом то и цимес АФАР) . Принимая во внимание ваши выкладки о наличии 14400 разрешаемых секторов пространства, а так же показатели наиболее продвинутых АФАР, позволяющих проводить около 10 000 000 изменений положения луча в секунду, можно говорить, о достаточности ресурсов последней для работы по предложенному мною алгоритму)
                  1. +4
                    24 февраля 2019
                    Цитата: tchoni
                    10 000 000 изменений положения луча в секунду

                    При такой скорости переключения дальность обнаружения будет не более 15 км, это примерно равно времени прохождения сигнала от антенны до цели и обратно.
                    Цитата: tchoni
                    по результатам когерентного анализа результатов не одного, а нескольких проходов
                    когерентный анализ всегда производится пачки отраженных сигналов для каждого обзора. Для разных проходов или обзоров такой анализ провести очень трудно, практически невозможно обеспечить стабильность фазы. Хотя существуют БРЛС с синтезированной апертурой антенны, но там и задачи стоят в основном по получению высокого разрешения и картографирования наземных объектов. При наличии скоростных целей с разной доплеровской составляющей обеспечить режим синтезированной апертуры невозможно.
                    1. 0
                      24 февраля 2019
                      Цитата: Zorro21
                      При такой скорости переключения дальность обнаружения будет не более 15 км, это примерно равно времени прохождения сигнала от антенны до цели и обратно.

                      Не путайте передачу и прием) Для передачи следующего зондирующего импульса вам вовсе не обязательно ждать отклика от предыдущего)
                      Цитата: Zorro21
                      когерентный анализ всегда производится пачки отраженных сигналов для каждого обзора. Для разных проходов или обзоров такой анализ провести очень трудно, практически невозможно обеспечить стабильность фазы. Хотя существуют БРЛС с синтезированной апертурой антенны, но там и задачи стоят в основном по получению высокого разрешения и картографирования наземных объектов.

                      Имея ввиду "когерентную" обработку сигнала я неточно выразился. Имеется ввиду нечто похожее на обработку зашумленных изображений с "попиксельным" сложением интенсивности большого количества изображений одного и того же объекта плохого качества (Знаете такой фокус с бутылкой, туманом и фотоаппаратом? Бутылка ставится в туман так что бы ее не было видно, потом с помощью фотоаппарата на штативе делается, скажем, 100 фотографий этой бутылки. На каждой в отдельности бутылки не видно. Но, стоит их сложить попиксельно как бутылка проявится на итоговой фотографии).
                    2. 0
                      24 февраля 2019
                      Цитата: Zorro21
                      При наличии скоростных целей с разной доплеровской составляющей обеспечить режим синтезированной апертуры невозможно.

                      Я плохо знаком с обратным синтезом апертуры за счет движения цели, но пару раз такое слово слышал.
                      Кроме того. то что не возможно при неподвижной рефракторной антене, вполне получается при активном сканировании электронного луча.
      2. 0
        24 февраля 2019
        Цитата: tchoni
        Посмотрел репортажи с индийской аэровыставки - и появилось ощущение, что продавливать они будут свой " тиджас - алмаз" в последней его модификации. Он хоть по летным качествам до МиГа и "рядом не стояло", однако ж, будучи приправленным американским движком (очень даже вполне крупносерийным и отработанным) и израэльской РЛС (очень даже неплохой АФАР , 64 цели на проходе

        И вы думаете эта самоделка сможет потягаться с китайским J-10 ? Ведь именно этим им придётся заниматься . Конкурентом нам может стать именно "Супер-Хорнет" , ибо тоже готов строить в Индии . А отечественный "Алмаз" индусы скорей всего будут использовать в качестве лёгкого УДАРНОГО самолёта , они уже под него "Брамос" и "Брамос-2" готовят .
        А МиГу-35 самые лучшие пожелания в индийском тендере и других хороших и крупных контрактов !
        1. -1
          24 февраля 2019
          Цитата: bayard
          И вы думаете эта самоделка сможет потягаться с китайским J-10 ? Ведь именно этим им придётся заниматься . Конкурентом нам может стать именно "Супер-Хорнет" , ибо тоже готов строить в Индии . А отечественный "Алмаз" индусы скорей всего будут использовать в качестве лёгкого УДАРНОГО самолёта , они уже под него "Брамос" и "Брамос-2" готовят .

          Почтеннейший, что вы меня убеждаете? Убеждайте индусов))) Глядишь и РСК МиГ подсобите)))
          1. 0
            24 февраля 2019
            Индусов может убедить только факт появления у Пакистана новеньких Су-35 и С-400 , и они уже на это начали реагировать . Надеюсь реакция будет правильной и взаимовыгодной .
        2. +1
          25 февраля 2019
          Цитата: bayard
          А отечественный "Алмаз" индусы скорей всего будут использовать в качестве лёгкого УДАРНОГО самолёта , они уже под него "Брамос" и "Брамос-2" готовят .

          Сейчас ситуация с БРЛС такова, что слишком дорого делать ударный самолет со слабой БРЛС. Ударнику очень нужна современная многофункциональная и желательно с хорошей энергетикой, чтобы не городить кучу дополнительного оборудования (РЭБ, полеты на небольшой высоте и т.д.)
          Если не рассматривать низковысотный профиль, то в качестве ударника сойдет ИЛ-76 или Ту-116.
          1. 0
            25 февраля 2019
            Индусы делают или уже сделали облегчённый "Брамос" , наводить удар лучше по внешнему целеуказанию , а носителям ударного оружия собственная мощная БРЛС при этом не обязательна . Но так , как ударные самолёты материал расходный , то как правило стремятся сделать их не слишком дорогими(Су-25 , МиГ-27, Су-17) .
            А Ил-76 в качестве ударника ?... Вы меня , право , повеселили .
            Под "Брамос" воздушного базирования готовили индийские Су-30 , теперь же хотят попробовать на эту роль свою самоделку . Их право .
            1. +1
              25 февраля 2019
              Цитата: bayard
              А Ил-76 в качестве ударника ?... Вы меня , право , повеселили .

              Недавно слушала рассказ ветерана из Анголы, про метод самосброса, когда ИЛ-76 высыпает крупные грузы задрав нос на небольшой скорости. Навеяло аналогию.
              Не зря же штурман сидит в носу с прицелом типа ПБ-1. good
              1. 0
                25 февраля 2019
                Ну так при желании бомбить можно и с "Руслана" , так даже веселей feel yes
                А аватарка у вас красивая love
  3. +1
    23 февраля 2019
    Абсолютно согласен с автором hi
    1. +4
      23 февраля 2019
      Цитата: faiver
      Абсолютно согласен с автором hi

      Андрей не упомянул об одном важном моменте важности данного тендера для КБ МиГ-это работа по ПАК ДП и по ЛФИ 5 поколения. Данный тендер позволит ускорить работу по этим проектам ,которые на выходе дадут нашим ВКС две ударные платформы, способные поменять вообще расстановку сил в воздухе.
    2. -5
      23 февраля 2019
      Цитата: faiver
      Абсолютно согласен с автором hi

      Что победа МиГ-35 для РФ хорошо? Конечно хорошо, ктож спорит то. Нужен ли он Индии? Нет конечно, с МиГ-29К горя хлебнули с избытком.
      1. +6
        23 февраля 2019
        Цитата: Дырокол
        Нужен ли он Индии? Нет конечно, с МиГ-29К горя хлебнули с избытком.

        Ну так не пыжились бы, а заключали с нами договор на обслуживание. Нет, сами с усами. Вот и получили
        1. 0
          23 февраля 2019
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Вот и получили

          Экий вы наивный, индусы купили машины без гарантии? Вы их с кем то путаете. Про качество выполнения обязательств РСК МиГ можно легенды слагать.
          Минобороны РФ через еженедельник "Звезда" признало, что к отказу Индии от поставок палубного МиГ-29К/КУБ привело низкое качество изготовления самолетов, а также постоянные проблемы в эксплуатации
          1. +3
            23 февраля 2019
            Цитата: Дырокол
            Экий вы наивный, индусы купили машины без гарантии? Вы их с кем то путаете

            Евгений, скорее Вы их с кем-то путаете:))) Индусы как раз очень любят экономить на том, на чем экономить нельзя, например на фирменном ТО
            Цитата: Дырокол
            Минобороны РФ через еженедельник "Звезда" признало, что к отказу Индии от поставок палубного МиГ-29К/КУБ привело низкое качество изготовления самолетов, а также постоянные проблемы в эксплуатации

            Угу. Но только
            Уточнение от 19 декабря 2018 года:
            В настоящий момент еженедельник "Звезда" снял данную публикацию. РСК "МиГ" готовит официальное разъяснение по поводу ситуации, которое будет в ближайшее время опубликовано.
            https://flot.com/2018/318872/
            1. -3
              23 февраля 2019
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Угу. Но только

              Только что? Решил не выносить сор из избы? Это как то не соответствует официальному опровержению. Могу напомнить про скандал с модернизацией МиГ-29 ВВС Перу, наверное забыли?
              1. +6
                23 февраля 2019
                Цитата: Дырокол
                Только что? Решил не выносить сор из избы?

                Евгений, мы поставляем МиГ-29К в Индию начиная с 2009 г. А критика счетной палаты, из за которой начался сыр-бор возникла в 2016 г, немного так на 7 лет позже поставок. И как-то странно вдруг заговорили о покупке Ф-18:))))
                Так что все может быть. Например, что обвинения МиГ-29К являются очередным маркетинговым ходом, тем более что у индусов хаять технику - вообще классический переговорный прием.
                Цитата: Дырокол
                Могу напомнить про скандал с модернизацией МиГ-29 ВВС Перу, наверное забыли?

                ПРо скандал действительно забыл. И что за скандал? Насколько я помню, модернизировали перуанские самолеты, но с большим отставанием от графика.
                При этом, насколько я вижу ситуацию - перуанцы захотели получить замечательную модернизацию за 3 рубля еще позавчера. МиГ от безденежья согласился. Итог понятен
  4. +4
    23 февраля 2019
    устаревание уже неактуально...., железо летает десятилетиями, только меняй начинку, и вовремя крась, автор прав...., вырученные деньги пойдут на создание чего- то нового, и привязку партнера
  5. +1
    23 февраля 2019
    Здесь ключевое продадим, а не отдадим, как это было во времена СССР. А далее самое важное, как распорядимся этими деньгами.
  6. 0
    23 февраля 2019
    Надо учавствовать во всех потенциальных сделках. Только оценив результаты этих сделок получаешь ответ где ты сейчас со своей продукцией.
  7. 0
    23 февраля 2019
    но все же по отдельным характеристикам J-10 сопоставим с МиГ-29М. А кое в чем, возможно, даже и превосходит его – так, например, на J-10 в модификации В устанавливается бортовая РЛС с АФАР.


    Если верить информации из открытых источников, то жук чуть лучше китайского афар. По крайней мере, они где-то близко по параметрам. А вот во всем остальном миг сильно лучше.
  8. -2
    23 февраля 2019
    В общем, китайцы при некоторой помощи иностранных специалистов смогли создать весьма неплохой самолет. Тем не менее, и вне всяких сомнений, МиГ-35 вполне способен пересчитать лонжероны этому китайскому Ченду, так что оснащение ими ВВС Индии выглядит адекватным ответом на китайские авиапрограммы.

    Правда, ну-ну laughing
    Что же до Китая, то его ВВС, конечно, значительно интереснее уже хотя бы тем, что этот наш неугомонный сосед имеет почти 400 тяжелых истребителей, по большей части, конечно, «не совсем лицензионных» копий Су-27. Но все же, во-первых, по-настоящему современных самолетов у них не так уж и много – 14 Су-35 и около сотни Су-30 различных модификаций

    Ух j-11 уже не современный самолет, бывает )
    1. +5
      23 февраля 2019
      Цитата: spektr9
      Правда, ну-ну

      То есть Вы хотите сказать что Ченду лучше МиГ-35?:)))
      Цитата: spektr9
      Второй раз пробило на ха-ха, ух j-11 уже не современный самолет

      Естественно - нет, то уровень Су-27М.
      Вы как бы вообще хоть что-то об авиации знаете? Ну там, почему самолеты летают, а крыльями не машут, и т.д.?
      1. -5
        23 февраля 2019
        Естественно - нет, то уровень Су-27М.

        Правда, а вот китайские товарищи утверждают что уровень су-30 как минимум, с новым будет су-35...
        Но вам конечно виднее вы же его своими руками щупали laughing
        То есть Вы хотите сказать что Ченду лучше МиГ-35?:)))

        То что будет после индийской сборки, да дай бог до уровня J-10 доберется, хотя последний за это время ещё и модифицируют 20 раз winked

        Вы как бы вообще хоть что-то об авиации знаете?

        Ну вам то явно виднее "великий" аналитик
        1. +6
          23 февраля 2019
          Цитата: spektr9
          Правда, а вот китайские товарищи утверждают что уровень су-30 как минимум

          Китайские товарищи много чего утверждают такого, что практикой не подтверждается. Они уже создали неимеющианалоговвмире самолет 5-го поколения, но потом зачем-то купили у нас Су-35
          Собственно, даже самый беглый анализ показывает, что до Су-30 там как до луны в позе лотоса.
          Цитата: spektr9
          о что будет после индийской сборки, да дай бог до уровня J-10 доберется

          Друг мой, Вы бредите. То, что было после индийской сборки выигрывало бои у американских пилотов на американских же истребителях
          Цитата: spektr9
          Ну вам то явно виднее

          Первая здравая мысль за 2 Ваших коммента
          1. 0
            23 февраля 2019
            Друг мой, Вы бредите. То, что было после индийской сборки выигрывало бои у американских пилотов на американских же истребителях


            Уважаемъй Андрей, ети байки о победах на учениях родня дональд куковским. Возникли на запое в индийской деревне, где пилот пришел наведать родню после великой победъ. В англоговорящих ресурсах нет ни одного упоменания и все тиражируется в левъх медиях. И второе - все учения проводятса по определеному сценарию и там слово победа не валидно. Там исполяются задачи.

            Индийские ВВС каждъй год проводят учения с американцами и както никто больше не заикался о великих победах.

            https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/indian-us-air-force-learn-from-each-other-at-cope-india-2018/articleshow/67037763.cms
            1. +5
              23 февраля 2019
              Цитата: Keyser Soze
              В англоговорящих ресурсах нет ни одного упоменания и все тиражируется в левъх медиях

              А Вы хотели, чтобы США официально признали проигрыш на учениях?:))))
              Цитата: Keyser Soze
              И второе - все учения проводятса по определеному сценарию и там слово победа не валидно.

              Еще как "валидно", вообще говоря, итоговые маневры "на победу" используются в армии со времен древней греции, пожалуй и до сегодняшнего дня. "Красные", "Синие" - и вперед, одни решают задачу, вторые противостоят
              Цитата: Keyser Soze
              Индийские ВВС каждъй год проводят учения с американцами и както никто больше не заикался о великих победах

              Потому что учения - это рабочий процесс, но в ходе них индийские пилоты периодически одерживают верх над американцами (и другими). Также периодически проигрывают. То есть они достойные соперники и техника у них хорошая
              1. 0
                23 февраля 2019
                А Вы хотели, чтобы США официально признали проигрыш на учениях?:))))


                Ну да, хотя бъ ето имело официального автора из индийских ВВС, а то имеем неизвестно кем сделанъе заявления что индийцам остановили связь между самолетами, вообще въдернули радар, отпилили одно кръло напрочь и они геройски победили в учениях. Ну както несериозно...

                То есть они достойные соперники и техника у них хороша...


                Сперва они средство против Китая. Второе - я общался много с англичанами, австралийцами и амерами - не в их культуре сказать тебе после совместной работъ что тъ шимпанзе. И третье - техника то у индийцев хорошая, а вот и на ней они успели взять первое место в мире по угробленъм самолетам.
                1. +4
                  23 февраля 2019
                  Цитата: Keyser Soze
                  Ну да, хотя бъ ето имело официального автора из индийских ВВС

                  Так было, просто сейчас мне не так-то легко будет его найти. В свое время, несколько лет тому назад разбирал вопрос подробно, были там индийские источники, вполне адекватные. Просто мой профиль - все же корабли, и по самолетам, что-то узнав для себя, я раньше не хранил ссылок.
                  1. +1
                    23 февраля 2019
                    Просто мой профиль - все же корабли,


                    Аааа, значит в вашем ведении случай с авианосцем и испанским фаром.... :)))

                    Шучу. хорошего дня :)
                    1. +4
                      23 февраля 2019
                      Цитата: Keyser Soze
                      Аааа, значит в вашем ведении случай с авианосцем и испанским фаром.

                      Ну, за пивом могу сбегать, но канарейки у меня нет laughing
          2. -5
            24 февраля 2019
            Китайские товарищи много чего утверждают такого, что практикой не подтверждается.

            Ну местному то "эксперту" все виднее, чем Китайским
            Они уже создали неимеющианалоговвмире самолет 5-го поколения, но потом зачем-то купили у нас Су-35

            Вот же незадача, все остальные эксперты считаю что приобрели исключительно для копирование двигателя, но у вас особое правильное мнение lol
            Собственно, даже самый беглый анализ показывает, что до Су-30 там как до луны в позе лотоса.

            Собственно даже беглый анализ показывает ваш дичайший уровень аналитики, но что-то китайцам больше доверяю чем вам wink
            Друг мой, Вы бредите. То, что было после индийской сборки выигрывало бои у американских пилотов на американских же истребителях

            О, правда кроме Индусов и вас больше не кто это не подтверждает
            Первая здравая мысль за 2 Ваших коммента

            Да вам бы ши обозревать, как раз вышло замечательно
  9. +3
    23 февраля 2019
    А где его взять? С США и Европой Индия на эту тему флиртовала аж с 2007 г, не добившись при этом никакого результата.


    Уже обещано - если выбирают F-21 (F-16block70) = то индусы по аналогии с Апачем получают право эксклюзивного поставщика для всех самолетов, включая и других контрактов (США, монархии, другие заказчики).

    В американской компании готовы сделать Индию единственным глобальным производственным центром для F-16, отвечающим требованиям как индийских военных, так и зарубежных рынков.

    «Мы видим спрос за пределами Индии на более чем 200 самолетов. Стоимость этих первоначальных программ приобретения, вероятно, превысит 20 млрд долларов», – заявил топ-менеджер Lockheed Martin.

    Он отметил, что F-16 приобрели Бахрейн и Словакия, также ведутся переговоры с Болгарией и с представителями еще около 10 стран.

    «Это своего рода ренессанс F-16», – заявили в компании.

    При этом в Lockheed Martin уверены, что план по перемещению производства F-16 из американского Форт-Уэрта в Техасе не подорвет цель президента США Дональда Трампа по возвращению американских заводов в Америку, тем более, что предприятие в Техасе сейчас используется для производства F-35.
    1. 0
      23 февраля 2019
      Эксклюзивные права на обслуживание всех F-16 в мире это конечно круто. Но! С учётом необходимости развития палубной авиации лучший вариант конечно F-18 superhornet.
      1. +3
        23 февраля 2019
        Эксклюзивные права на обслуживание всех F-16 в мире ...


        Вот сейчас пойдут все катать свои F16 на обслуживание в Индию......хахахахаххх....


        https://amcham.bg/2019/02/19/lockheed-martin-preparing-to-build-bulgaria-f-16-block-70-aircraft-at-new-u-s-facility/

        In addition, Lockheed Martin is redoubling its commitment to delivering economic and industrial benefits to Bulgaria. The acquisition of F-16 Block 70 will deliver real benefits to Bulgaria supporting sovereignty, sharing technology and helping to sustain local employment.


        Поддержка и обслуживание будут на наших авиазаводах.
    2. +3
      23 февраля 2019
      В американской компании готовы сделать Индию единственным глобальным производственным центром для F-16, отвечающим требованиям как индийских военных, так и зарубежных рынков.


      Ето бла-бла из газет. На днях официальнъй представитель Локхийд Мартин заявил что болгарские F16 будут производится в заводе в Грийнвиле, Южная Каролина. Почему амерам закръвать завод, которъй только что начали строить? Кто в нормальном уме купит индийскую сборку?
      1. +1
        23 февраля 2019
        Ну так, текущие контракты (Словакия, Бахрейн, Болгария) - в США, ибо больше негде.

        Однако если индусы выберут Локхид - то тогда завод перевезут в Индию (на ТАТА или ХАЛ) и вот все новые контракты, будут собирать уже в Индии, а не в США.

        Также говорили и про Апач, мол не пойдут американцы на такое - а сейчас все корпуса делают в Индии, на заводе ТАТА, а в США линию закрыли.
        1. +4
          23 февраля 2019
          Однако если индусы выберут Локхид - то тогда завод перевезут в Индию


          Ну сперва контракт будут заключать 10 лет. Потом 5 лет обучатся.Потом индийский завод запилит для ихних ВВС F16, а в ето время амерский завод окупит свои деньги. Потому что сегодня построить а завтра сместить в Индию ну никто не станет. А потом F16 Block 134 будет хламом в индийских ВВС а другие будут катать на F 75.

          Также говорили и про Апач, ....


          Ето одно собрать жестянку корпуса из лего, доставленъх из Щатах. А совсем другое сделать всю сборку и т.н. А глобальнъй съппорт ето уже такое большое дело которое индийцам будет по силам через 4 500 лет. Все видим их успехи в уничтожении собственнъх ВВС. Первое место в мире.
  10. +2
    23 февраля 2019
    Хорошая статья на современную тему! Плюс, однозначно!
    hi
  11. +1
    23 февраля 2019
    Согласен со всем написанным.
  12. +2
    23 февраля 2019
    Скорее надо индусам спихивать МиГ-35!!! Цикл появления новых технологий 10-20 лет, а постановка и внедрение их в производстве 20-30 лет , а МиГу уже под 50 лет будет пока его до индусув доведут. Хоть за 1 лярд надо соглашаться тк с паршивой овцы хоть шерсти клок.
  13. 0
    23 февраля 2019
    Хорошо, наша выгода понятна, но что мы теряем, передавая технологии производства МиГ-35 Индии? Как ни странно, это может прозвучать – ничего. То есть – ну вот абсолютно ничего!

    Автор ошибается. И в свою очередь хочу попросить автора высказать свою точку зрения на статью, которая находится в разделе новости и называется "США предложили Индии производство "одних из лучших истребителей" за $20 млрд".
    Там есть такие строки:
    В то же время представители корпорации "Боинг" отмечают, что решение вопроса о возможности передачи Индии технологий производства истребителей «является очень сложным» и будет рассматриваться «на уровне администрации США».

    Ведь на Боинге тоже прибыль считать умеют, я уже не говорю про огромное политическое и экономическое влияние США на Индию. Если бы Боинг хотел забрать контракт, то с 2000 года у них была масса времени и возможностей осуществить задуманное.
    Но при всем при этом "Боинг" не спешит передавать технологии производства F-18, которые как смело заявляет автор :
    МиГ - 35 - это всего лишь поколение 4++, в основе которого все-таки лежат технологии вчерашнего дня. Конечно, и в этом самолете есть много чего интересного, но все-таки он уже не находится на острие научно-технического прогресса.

    Я понимаю, что автор пишет про МиГ-35, но ведь и F-18 это его аналог и тоже самолет поколения 4++. И если в предложении заменить МиГ-35 на F-18 смысл сказанного никак не изменится.
    А теперь вопрос - Кто из нас умнее (глупее), мы или американцы?
    1. +1
      23 февраля 2019
      Цитата: Оби Ван Кеноби
      А теперь вопрос - Кто из нас умнее (глупее), мы или американцы?

      Да никто, тут просто сталкиваются 2 принципиально разные стратегии продвижения товара. Американцы хотят продавать только готовые изделия, и это понятно, потому что с такой продажи профит выше. Поэтому они в ином случае готовы отказаться от какого-то контракта, чтобы не создавать прецедент.
      Ну а у нас другие подходы
  14. -2
    23 февраля 2019
    Мне не интересны проблемы индусов, а вот чем обороняться будем мы с таким торгашеским подходом?
    1. -1
      23 февраля 2019
      О чем и речь.
    2. +3
      23 февраля 2019
      Цитата: NordUral
      вот чем обороняться будем мы с таким торгашеским подходом?

      В чем Вы увидели тут "торгашеский подход"? У нас что, есть деньги на массовый закуп МиГ-35, а мы вместо этого продали их индусам?:))))
      У нас есть военный бюджет. Он расходуется. И его размер совершенно не зависит от того, продадим мы индусам МиГ-35 или нет. Не продадим - больше их в ВВС от этого не будет.
      1. -1
        23 февраля 2019
        Андрей, скажите, а как сталинский СССР вооружался? И потом, я не против продажи самолетов, а против продажи технологий.
        1. +1
          23 февраля 2019
          Цитата: NordUral
          Андрей, скажите, а как сталинский СССР вооружался?

          Честно говоря, не пойму Вас. hi При всем уважении к Иосифу Виссарионовичу, при чем тут сталинский СССР? Если говорить о деньгах, то вооружался он точно также, в пределах бюджета на оборону страны, с этой точки зрения разницы не вижу. Кстати, изобилия средств не было совершенно, а была хроническая их нехватка
          Цитата: NordUral
          И потом, я не против продажи самолетов, а против продажи технологий.

          Евгений, а чем Вам не нравится продажа технологий? Вы полагаете, что мы продаем что-то критичное с точки зрения собственной безопасности, или я неправильно Вас понял? Если - правильно, то какие именно технологии по Вашему мнению опасно передавать индусам?
          1. 0
            23 февраля 2019
            Андрей! Сталина я вспомнил к тому, что при тех скромных возможностях страны, СССР смог разрабатывать и производить практически все необходимое для обороны.
            Причем так, что задел тех лет сделал возможным мощное развитие ВПК даже после "реформ" Хруща и брежневского замедления темпов.
            А все потому, что помимо прочего, у страны была своя независимая финансовая система.
            По поводу технологий передачи при продажах, то в силу своего незнания их, могу только полагаться на точку зрения экспертов в этом.
            Знаю только, что продавая технологии, теряешь и рынок. Китай тому пример.
            1. +2
              23 февраля 2019
              Цитата: NordUral
              Андрей! Сталина я вспомнил к тому, что при тех скромных возможностях страны, СССР смог разрабатывать и производить практически все необходимое для обороны.

              Так и мы тоже можем:))) И разрабатываем. А вот насчет производства я с Вами категорически не соглашусь, потому что довоенный СССР не производил в достаточных количествах очень много такого, что было бы нам очень полезно для войны.
              Вспомним крайне слабое насыщение РККА автомобильным транспортом, нехватку и невысокое качество радиостанций, хронический некомплект запасных частей для ремонта авто-и танковой техники, а уж про мой любимый флот я часами рассказывать могу. Корабли были практически беззащитны с воздуха, современных зенитных орудий и автоматов не было. К счастью, и у немцев не было толковой морской авиации, точнее была, но немного и ее тратили в основном в других местах.
              А тот факт, что наши новейшие истребители мы вынуждены были делать деревянными, так как возможности по производству алюминия были очень невысоки?
              И это при том, что Иосиф Виссарионович делал ставку как раз на развитие промышленности, а вот сама РККА и РККФ получали совершенно недостаточно средств, чтобы вести полноценную боевую подготовку.
              Поймите правильно, я ИВС ни в чем не обвиняю, и отношусь к нему с огромнейшим уважением. Но он ведь не волшебник в голубом вертолете и всех проблем, конечно, решить не мог.
              Цитата: NordUral
              А все потому, что помимо прочего, у страны была своя независимая финансовая система

              У нас она тоже независима.. от здравого смысла.
              Цитата: NordUral
              Знаю только, что продавая технологии, теряешь и рынок. Китай тому пример.

              В том-то и дело, что нет:)))) Что делает Китай? Покупает одну-две эскадрильи, разбирает на запчасти и пытается скопировать. Что делает Индия? Покупает весь процесс, то есть сперва они собирают у себя самолеты из наших комплектующих, потом, постепенно, начинают делать их сами. При этом они не замахиваются на полное производство своими силами, и всегда что-то приобретают у нас. Просто если в начале мы продаем им полный комплект, то в дальнейшем меньше и меньше. И каких-то критических технологий мы им все равно не продаем, будем поставлять сами.
              Ну вот наладили мы у них производство Су-30МКИ - очень серьезный тяжелый многофункциональный истребитель. И результат? Свой "Теджас" они с трудом до 3-го поколения дотянули, даже на 4-е он толком не тянет. А когда понадобился более легкий истребитель - опять объявляют тендер.
              1. -2
                23 февраля 2019
                Я не про довоенный период говорила, про послевоенный. Насчет передачи технологий возможно и есть резон, только тех, что уже устарели. Но думаю, что передадут не самые старые. И у нас у самих, если судить по публикациям открытым, далеко не все так радужно, как надо бы.
                Ладно сегодня праздник, грех в пессимизм впадать.
      2. 0
        21 апреля 2019
        Только полный ... будет покупать вывеску с надписью Миг-35 а индусы - торгаши опытные!
    3. 0
      23 февраля 2019
      Уж точно не МиГами 35 - машина устаревшая по БРЭО.
      1. +2
        23 февраля 2019
        Цитата: Вадим237
        Уж точно не МиГами 35 - машина устаревшая по БРЭО.

        Да как сказать... Архитектура-то открытая. Что хотите, то и воткнут.
        1. 0
          23 февраля 2019
          Сколько лет уже длится эта мыльная опера с пустышкой под названием МИГ-35?...15 лет или больше?)
          1. +2
            23 февраля 2019
            Цитата: Ратуш
            Сколько лет уже длится эта мыльная опера с пустышкой под названием МИГ-35?...15 лет или больше?)

            Пфф...Толсто троллите, Ратуш. Очень толсто.
            Но если сильно интересует - извольте. МиГ-35 стали заниматься после создания МиГ-29К для индусов, причем под их же тендер MMRCA. В сущности, МиГ-35 должен был представлять собой "осухопученную" версию палубного самолета, которая должна была, к тому же, отвечать условиям тендера.
            Таким образом, МиГ-35, по всей видимости, сколько-то серьезно стали заниматься где-то в 2009-10 гг, но при этом не имея госфинансирования этой программы - тогдашнее МО новой машиной не заинтересовалось, так что РСК делали его на те скудные фонды, что им выделялись для поддержания штанов, да на профит от индийской сделки по палубникам.
            В прошлом году машина вышла на ГОСы, подписан контракт с МО на первые 6 машин
            1. -4
              23 февраля 2019
              Я прекрасно в курсе этого бюджетно распилочного проекта.


              Цитата: Андрей из Челябинска
              Цитата: Ратуш
              Сколько лет уже длится эта мыльная опера с пустышкой под названием МИГ-35?...15 лет или больше?)

              Пфф...Толсто троллите, Ратуш. Очень толсто.
              Но если сильно интересует - извольте. МиГ-35 стали заниматься после создания МиГ-29К для индусов, причем под их же тендер MMRCA. В сущности, МиГ-35 должен был представлять собой "осухопученную" версию палубного самолета, которая должна была, к тому же, отвечать условиям тендера.
              Таким образом, МиГ-35, по всей видимости, сколько-то серьезно стали заниматься где-то в 2009-10 гг, но при этом не имея госфинансирования этой программы - тогдашнее МО новой машиной не заинтересовалось, так что РСК делали его на те скудные фонды, что им выделялись для поддержания штанов, да на профит от индийской сделки по палубникам.
              В прошлом году машина вышла на ГОСы, подписан контракт с МО на первые 6 машин



              Напомнить каким феерическим обломом закончилось участие в предыдущем тендере?)...и "восторги" индийцев по поводу миг-29 К?)


              Какой тендер?...о чем вы?...самолет существующий в паре выставочных экземплярах?..непринятый на вооружение нигде?..не прошедший испытаний?...


              Вам не жаль тратить свое время на эту фигню?)
            2. 0
              23 февраля 2019
              .
              Таким образом, МиГ-35, по всей видимости, сколько-то серьезно стали заниматься где-то в 2009-10 гг
              ,



              ..В конце 2006 года самолет МиГ-29М2 получил коммерческое обозначение МиГ-35...
              1. +3
                24 февраля 2019
                Цитата: Ратуш
                Я прекрасно в курсе этого бюджетно распилочного проекта.

                Ну видно же,что нет:)))) Вы даже не понимаете, что слово распилочный к нему неприменимо, так как государство его не финансировало
                Цитата: Ратуш
                Напомнить каким феерическим обломом закончилось участие в предыдущем тендере?)

                Не было там феерического облома, Ратуш. Индусы хотели получить самолет, который уже состоит на вооружении какой-либо страны. МиГ-овцы такого самолета не имели, но все же попытались выйти с коммерческим предложением. Они молодцы, что попытались, а что индусы не приняли - так это понятно, им готовый самолет был нужен.
                Цитата: Ратуш
                и "восторги" индийцев по поводу миг-29 К?)

                Да-да, как только с американцами опять потеплело, и задумались о следующем тендере, так СРОЧНО в 2016 г МиГ-29К (на котором индусы летают с 2009 г) вдруг стал очень плохой:))))
                Ратуш, хаять технику на переговорах - стандартный индийский ход.
                Цитата: Ратуш
                В конце 2006 года самолет МиГ-29М2 получил коммерческое обозначение МиГ-35...

                Ага. А до этого МиГ-35 называли МиГ-1.44 и что?:)))))) Наименование МиГ-35 получили в различное время несколько разных самолетов. Из чего, понятно, никак не следует, что его история длится с прошлого века. В данный момент, согласно заявлению руководства РСК «МиГ», сделанному осенью 2013 года, под МиГ-35 понимается усовершенствованный вариант истребителя МиГ-29М/М2 и он вполне на крыле
                Цитата: Ратуш
                Какой тендер?...о чем вы?...самолет существующий в паре выставочных экземплярах?..непринятый на вооружение нигде?.

                :)))) Сформулируем так: МиГ-35 - это самолет, который в настоящее время серийно закупается ВКС РФ
                1. -1
                  24 февраля 2019
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Ну видно же,что нет:)))) Вы даже не понимаете, что слово распилочный к нему неприменимо, так как государство его не финансировало




                  Не знал что МиГ-это частная контора...)


                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Не было там феерического облома




                  Только история с радаром чего стоит...


                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  ))) Сформулируем так: МиГ-35 - это самолет, который в настоящее время серийно закупается ВКС РФ




                  Угу...чисто росийское изобретение-серии из 6 МиГов,10 Су-57,20 Армат...



                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Да-да, как только с американцами опять потеплело, и задумались о следующем тендере, так СРОЧНО в 2016 г МиГ-29К (на котором индусы летают с 2009 г) вдруг стал очень плохой:))))
                  Ратуш, хаять технику на переговорах - стандартный индийский ход.




                  Что то не слышал что б они Рафали обхаивали ...
  15. +4
    23 февраля 2019
    Давайте зададим себе вопрос – что потеряла РФ, организовав лицензионное производство Су-30МКИ в Индии? Напомню, первые самолеты компании HAL вошли в строй в 2004 г.

    Мы сохранили КБ Сухой и получили у себе Су30СМ....а затем Су35С
    1. -2
      23 февраля 2019
      В 90-х это было необходимо (да и то с оговорками), но не сейчас.
      1. +3
        23 февраля 2019
        И тем не менее МиГ35 без индусов не идет, как и Су57... массовым не станет.
        1. -2
          23 февраля 2019
          Конечно не станет - наше МО ещё ни такое богатое, что бы закупать сотни истребителей по цене вдвое большей Су 35 и аналогичное онному по вооружению и манёвренности.
          1. -4
            23 февраля 2019
            А у РЛС с АФАР есть и существенный недостаток после его включения ваш истребитель заметят моментально по радиолучу, что практически на нет сведёт малозаметность.
            1. +3
              23 февраля 2019
              Такой недостаток есть у всех РЛС
          2. 0
            24 февраля 2019
            Что за глупости вы пишете? МиГ-35 по меньшей мере на 30 процентов дешевле Сухих.
            А ваша фраза про аналогичное вооружение вообще выдаёт в вас специалиста по броскам на вентилятор. Было бы ИДЕАЛЬНЫМ если бы МиГ-35 имел вооружение ИДЕНТИЧНОЕ Су-35. Это было бы просто феноменально. К сожалению это не так и МиГ не может нести тяжёлые ракеты, доступные "сухим". Но мигари и так сделали просто колоссальную работу по унификации боекомплекта своих машин. Более того они реализовали концепцию открытой архитектуры, позволяющую постоянно расширять номенклатуру боеприпасов, доступную для их самолёта без переделки бортовых систем.
            1. 0
              1 марта 2019
              На 30% дешевле СУ-35? А тогда как в сравнении с более дешёвым СУ-30? И на сколько процентов меньше боевая эффективность? Это действительно вопрос. Есть ли серьёзные (а не рекламные со стороны лоббистов соответствующих КБ) попытки анализа по критерию "цена-эффективность"?
              1. 0
                2 марта 2019
                Давайте дождёмся официального контракта МО на МиГ-35 тогда сможем сравнивать предметно. С Су-35, с Су-30, с Су-34, да хоть с танком Абрамс. Пока неизвестно чем военные укомплектуют серийную машину.
                Боевая эффективность зависит от задач. Она не считается "ваобще на все случаи жизни".
                Практика показала, что перевооружить ВВС сухими полностью просто НЕ ВОЗМОЖНО.

                Эффективность будут точно считать, когда военные определятся с комплектацией. МиГ-35 тем и хорош, что это конструктор, а не отлитое в бетоне и бронзе изделие, как у Сухого.
  16. +3
    23 февраля 2019
    Согласен с автором! Состояние ОКБ Миг близко к "мы его теряем", нужны финансовые вливания, новые проекты и заказы. Пусть будет контракт с Индией!
  17. 0
    24 февраля 2019
    В ВВС РФ до сих пор эксплуатируются сотни МиГ-29 первых серий, с почти исчерпанным ресурсом, устаревшим БРЭО и узкой номенклатурой применяемого вооружения. В короткий срок (5-7 лет) ничего кроме МиГ-35 в войска на замену прийти не сможет, будем реалистами.
    И оборонке РФ в целом, и особенно РСК "МиГ" очень нужны деньги, есть разработанные проекты, которые можно лет за 5 довести до серийного железа, и есть перспективные (7-10 лет) задумки, которые также нужно воплощать, а бюджет и так уже трещит по швам. Вместе с тем, на индийский тендер мы кроме 35-го ничего другого предложить не можем.
    1. 0
      24 февраля 2019
      В ВВС РФ до сих пор эксплуатируются сотни МиГ-29 первых серий.


      Прямо сотни?
      1. +2
        24 февраля 2019
        больше 200 - это уже сотни :)))
    2. 0
      1 марта 2019
      В ВВС РФ до сих пор эксплуатируются сотни МиГ-29 первых серий, с почти исчерпанным ресурсом, устаревшим БРЭО и узкой номенклатурой применяемого вооружения.

      Неужели их модернизационный потенциал нулевой? Вот так прямо весь ресурс планера исчерпан? И когда успели, учитывая, что в 90-е, да и большую часть 2000-х они почти не летали?
    3. 0
      1 марта 2019
      В ВКС и МА ВМФ всего около 200 Миг-29, в строевых полках ВКС старых МиГов не осталось, остались только в УЦБП, пилотажной группе "Стрижи", 968 ИИАП. На данный момент новые Миги-это Миг-29 СМТ, 35-ый ещё ГИ не прошёл.
      1. 0
        19 апреля 2019
        На данный момент новые Миги-это Миг-29 от которых Алжир что ли отказался!Или поновее у кого либо завалялись?
  18. 0
    24 февраля 2019
    Им по большему счёту не столько самолет нужен, как технологии и документация и желательно за бесплатно. Вот и вертится Индия как та вертушка.
  19. +1
    24 февраля 2019
    Цитата: Vladimir T
    Им по большему счёту не столько самолет нужен, как технологии и документация и желательно за бесплатно. Вот и вертится Индия как та вертушка.


    А какие такие технологии есть на миг-35, чего не было на су-30? Разве что РЛС жук, но она как бы не предел совершенства.
  20. 0
    24 февраля 2019
    Как же хочется, что бы и у МиГа дела в гору пошли, очень жалко это КБ с выдающейся историей.
  21. 0
    24 февраля 2019
    Цитата: ААК
    больше 200 - это уже сотни :)))


    Гораздо меньше. Первых серий, о которых писал товарисч, и 150 не наберется, а по факту поди ещё меньше.
  22. 0
    25 февраля 2019
    Андрей, вы молодец! Не берусь судить с точки зрения авиации - далек от сего, но с точки зрения журналистики - класс! Поверьте мне, выпускнику журфака МГУ им. Ломоносова: давно не читал таких хороших текстов. Рад за вас, пишите так и дальше.
  23. +1
    28 февраля 2019
    Цитата: Chertt

    Я не помню другую такую статью на ВО, где китайские ВВС были бы так кратко и точно обозначены.
    Это "привет" всем нашим поклонникам культа "Великого и всемогущего желтого кролика"

    И это лишь характеризует его, да и вас, как людей, недооценивающих главную угрозу России.
  24. 0
    1 марта 2019
    Насчёт того, что индусы не делятся чужими секретами - а как же недавний скандал с посещением нашей арендованной индийским ВМФ АПЛ офицерами ВМС США? Вот насчёт копирования технологий самими индийцами и правда можно быть спокойным: не то что не хотели бы, но не смогут. Не китайцы, совсем не китайцы.
  25. 0
    14 апреля 2019
    Рафаль - это какое поколение? А недавно стало известно, что он делает знаменитый Раптор на раз. СУ 35 при использовании РЭБ Хибины в бою превосходит Ф 35 как орёл курицу. В современной войне авиация играет не последнюю, но и не первую роль. Вначале придётся отражать массированную ракетную атаку и наносить ответные удары по всей инфраструктуре противника. А уж если после этого что нибудь будет способно взлететь... Тогда да. И кукурузник станет истребителем.
    1. 0
      19 апреля 2019
      Вот ТВС-2ДТС пойдет в серию если конечно пойдёт вот тогда и будет так сказать истребитель саранчи и прочих вредных ... !
  26. 0
    24 апреля 2019
    А в Индию-то зачем? Так у всех уже есть а у Индии до сих пор нет!
  27. Eug
    0
    12 мая 2019
    Сохранение КБ МиГ реально только в том случае, если бабло от контракта не попилят, а привлекут туда дерзкую грамотную молодежь, сдерживаемую ( в хорошем смысле) опытом "стариков"...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»