Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Сирия: Пентагон научит «хорошим манерам» Су-35С манёврами «Ночного ястреба»

На помощь F-22 американцы вызвали списанные F-117

42586

В ВВС США творятся какие-то непонятные вещи. Снятые с вооружения 11 лет назад ударные малозаметные истребители Lockheed F-117 Nighthawk («Ночной ястреб») возвращаются в строй. Более того, четыре машины перегнали на Ближний Восток для участия в операциях в Сирии и Ираке. Даже существуют сведения относительно того, что реанимированные самолеты уже выполняют задания по нанесению бомбовых ударов. И один при этом из-за внештатной ситуации совершил вынужденную посадку на базе ВВС в Саудовской Аравии.

Возможно ли это?

С точки зрения технического состояния машин, больших вопросов это не вызывает. Более полусотни из них, закончившие летать и уступившие место в небе истребителям пятого поколения F-22 Raptor, были размещены на одной из авиабаз в специальном хранилище в 2008 году. То есть находились они не под открытым небом. И их ресурс также не вызывает больших опасений. Эти самолеты должны были летать до 2018 года. Но при этом во время хранения не испытывали нагрузок на узлы и агрегаты.

Читайте также
Проект «Подкопщик»: Туннель для спецназа нацелен на Кремль Пентагон уходит под землю, готовясь к новой войне

Куда хуже должно было быть с «человеческим фактором». Школа, готовившая пилотов «Ночных ястребов», закрылась в 2006 году. То есть почти 13 лет назад. За это время летчики, пребывая в бездействии, в значительной степени утрачивают квалификацию.

Однако американцы предусмотрели и этот момент. Судя по всему, боевое использование F-117 на Ближнем Востоке в 2018—2019 годах было запланировано еще давно. Об этом свидетельствуют тренировочные полеты нескольких «Ночных ястребов» на военной базе в штате Невада, которые начались в 2016 году. Вполне понятно, что таким образом восстанавливалась квалификация бывших пилотов этих самолетов.

Так в чем же смысл такой рокировки? Ведь F-22 являются более совершенными машинами, чем F-117. Зачем их нужно подменять самолетами, которые не только принадлежат к предыдущему поколению, но и долго находились консервации? Ведь помимо проблем технического состояния и готовности летного состава, существуют и проблемы технического обслуживания сложных систем, к которым относится и «Ночной ястреб».

Можно выдвинуть две версии столь странного решения командования ВВС США. И обе они связаны с особенностями полетов «Рапторов» в сирийском небе.

Несмотря на то, что F-22 считается лучшим находящимся на вооружении тактическим самолетом, у него есть свои слабости.

Во-первых, отсутствует нашлемная индикация, что осложняет полеты в ночных условиях. Пилоты «Раптора», работающие в Сирии, жалуются: «Нам приходится буквально вертеть головой и искать чужой самолет, который видели некоторое время назад, — рассказывает командир 95-й экспедиционной эскадрильи. — Вместо того, чтобы спокойно наблюдать координаты этого самолета на шлеме».

Это крайне опасно, когда пилот чужого самолета, российского Су-35С, в этот момент видит тебя. Да, именно так, несмотря на, как утверждают разработчики, феноменальную малозаметность F-22.

Однако реальность, как выяснилось, несколько отличается от задекларированных технических характеристик.

В сентябре прошлого года много шуму наделал скриншот прицельного дисплея российского истребителя, в перекрестии которого четко был виден американский стелс-истребитель F-22. Дело за малым — запускай ракету «воздух-воздух» средней дальности Р-77 или малой дальности Р-73 и противник сбит. Все это запечатлено в сирийском небе, где два этих самолета довольно часто встречаются при решении различных боевых задач.

Этому печальному для американского пилота обстоятельству способствовали два момента. Во-первых, невидимость любого стелс-самолета — это величина переменная, зависящая от ракурса обзора. В полной мере она проявляется лишь тогда, когда РЛС подсвечивает только фронтальную проекцию «Раптора». То есть когда самолеты идут лоб в лоб. Сбоку же, сверху или снизу заметность самолета для РЛС изрядно повышается.

Во-вторых, Су-35С помимо РЛС оснащен эффективной оптико-локационной системой, для которой совершенно безразлично, использованы ли были при построении самолета противника стелс-технологии или нет. Дальность обнаружения воздушной цели у ОЛС-35 достигает 90 километров.

Из этого следует, что летчики «Рапторов» при наличии у «партнера» многоцелевого истребителя поколения 4++ Су-35С чувствуют себя довольно неуютно.

Соответствующим образом эксперты комментируют появление в Сирии F-117. По достаточно распространенному мнению, «Раптор» не оправдал возложенных на него ожиданий. И прежде всего по малозаметности.

Однако возникает встречный вопрос: всем ли ожиданиям удовлетворяет «Ночной ястреб»?

Малозаметность современных «невидимок» — это характеристика очень расплывчатая. Она является некой среднеарифметической величиной между паспортными значениями эффективной площади рассеяния и вероятной реальной величиной ЭПР, которую выставляют эксперты на основе анализа геометрии и прочих сопутствующих параметров. При этом используется и математическое моделирование, и чисто умозрительные соображения. В общем, дело довольно приблизительное. О заметности F-117 можно будет сказать достаточно объективно, если его профиль будет обнародован на дисплее прицельной системы Су-35С.

Но если пользоваться только паспортными характеристиками, то ЭПР «Ночного ястреба» больше, то есть он более заметен для РЛС. 0,01 кв.м. против 0,0002 у «Раптора».

Предположим, создатели «Раптора» совсем заврались, а конструкторы «Ночного ястреба» чересчур скромны. Но как обстоят дела по другим параметрам, которые в гораздо большей степени объективны?

Будем считать, что дозвуковая скорость F-117 — это несущественно для самолета, который должен ночью (эти самолеты эксплуатировались именно в ночное время) преодолевать зону ПВО противника и наносить бомбовые удары. Для увеличения скрытности самолет лишен практически всех излучающих радиоволны систем. У него отсутствует РЛС. Навигация осуществляется за счет инерциальной системы управления и спутниковой системы позиционирования. Излучает лишь лазер, кратковременно использующийся для подсветки цели при бомбометании.

При этом в случае обнаружения самолета или истребителем противника, или радаром ЗРК у F-117 мало шансов на спасение. Поскольку практически отсутствует система обороны. Нет ракет «воздух-воздух», нет и комплекса радиоэлектронной борьбы. А летные качества очень посредственные. Например, максимальная перегрузка при маневрах не превышает 6 g.

Читайте также
Севморпуть: Москва предъявила кораблям НАТО ультиматум За арктическую кладовую Россия готова биться насмерть

Необходимо сказать, что не на высоте у него в сравнении с «Раптором» и его основная функция — ударная. F-117 способен брать 2,5 тонны бомб. F-22 — 10 тонн. Разница в 4 раза.

«Ночной ястреб» был принят на вооружение в 1983 году. И 8 лет он считался абсолютно неуязвимым самолетом. Миф был развеян в 1991 году, когда во время операции «Буря в пустыне» иракцы поразили «невидимку» при помощи ПЗРК «Оса». Несмотря на представленные Ираком доказательства, США отказались признать эту потерю. В 1999 году еще один самолет был сбит в Югославии при помощи ЗРК-125.

Ну а сейчас, когда возможности РЛС по обнаружению самолетов существенно возросли, уповать на невидимость «Ночного ястреба» довольно странно. В связи с чем можно предположить, что при прокладывании маршрутов F-117 американцы будут обходить зоны ПВО, обеспечиваемые работой современных ЗРК. И бомбить они будут какие-то абсолютно депрессивные объекты. Таковых, где окопались небольшие банды террористов, и в Сирии, и в Ираке пока еще вполне достаточно. Кстати, небольшая полезная нагрузка «Ночного ястреба» при уничтожении некрупных объектов вполне уместна. Несомненно, американцы просчитали, что использование F-117 при решении таких задач обходится дешевле, чем привлечение F-22.

Что же касается судьбы F-22, то их с Ближнего Востока убирать никто не собирается. Так что привлечение «Ночных ястребов» — это расширение номенклатуры вооружения.


Военные новости: Эрдоган заявил, что было бы безнравственно отказаться от С-400

Военные технологии: ВМФ России ставит океан на прослушку

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня