Семейство автомобилей и броневиков «Скорпион»

30
С начала этого десятилетия в новостях регулярно фигурировали бронированные и незащищенные автомобили семейства «Скорпион» от корпорации «Защита». Сообщалось о появлении новых образцов семейства, о проведении испытаний и показе техники потенциальным заказчикам. Наконец, появились новости о принятии техники на снабжение и скором старте серийного производства. Однако крупная серия «Скорпионов» так и не появилась, а вскоре проект оказался фактически забыт. От него отказалась даже компания-разработчик.

Напомним, впервые название «Скорпион» появилось в каталоге продукции корпорации «Защита» в начале двухтысячных годов. Тогда оно применялось в отношении проекта модернизации внедорожников Ульяновского автозавода. Автомобиль УАЗ получал специальные вставки, увеличивавшие его габариты и доступные внутренние объемы, дорабатывались трансмиссия и шасси. Получившуюся машину «Скорпион-1» можно было оснащать тем или иным оборудованием, в том числе броней и вооружением. «Скорпионы» первой версии производились малой серией в интересах разных заказчиков.




Бронеавтомобиль "Скорпион-ЛША-2Б" на испытаниях. Фото Корпорация "Защита" / twower.livejournal.com


Однако «Скорпион-1» был лишь вариантом существующей машины. В начале текущего десятилетия корпорация «Защита» разработала полностью новый проект подобного автомобиля. На основе новых и доступных агрегатов была создана универсальная платформа, пригодная для строительства машин разного назначения с разным оснащением. На ней можно было строить как простые вездеходы, так и легкие бронеавтомобили.

На основе единого шасси были созданы четыре проекта автомобилей. «Скорпион-ЛША-1» и «Скорпион-ЛША-2» представляли собой «легкие штурмовые автомобили» без бронирования и с жесткой крышей либо с тентом. Также выполнили броневик «Скорпион-ЛША-2Б». Отмечалось, что все модификации с литерами «ЛША» предназначаются для российского министерства обороны и создаются с учетом его пожеланий. Для прочих заказчиков предназначались броневик «Скорпион-2МБ» и его незащищенный вариант «Скорпион-2М».

Таким образом, на базе общего шасси построили сразу пять версий техники с теми или иными отличиями. Также предусматривалось создание иных вариантов «Скорпиона», имеющих специальное оснащение. Автомобиль мог стать командно-штабной или санитарной машиной, носителем различного оружия и т.д. Тем не менее, все эти проекты так и не дошли до реализации на практике.

Общая платформа

Конструкция шасси «Скорпионов» второй линейки в известной мере основывается на решениях внедорожников УАЗ. В то же время, используется иной состав агрегатов отечественного и зарубежного производства. Согласно новостям прошлых лет, велась работа по локализации производства некоторых узлов, тогда как прочие временно планировалось закупать непосредственно у зарубежных производителей.

Семейство автомобилей и броневиков «Скорпион»
Гражданский вариант машины - "Скорпион-2М". Фото Arms-expo.ru


В передней части шасси капотной компоновки помещался дизельный двигатель Andoria 0501 ADCR мощностью 135 л.с. Этот мотор был создан в Польше, а корпорация «Защита» вела работы по локализации его производства на одном из предприятий Московской области. С двигателем соединялась коробка передач корейской фирмы Dymos. Раздаточную коробку создали на основе агрегатов марки ГАЗ. Ходовая часть с двумя ведущими осями строилась на основе независимой подвески с амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости.

Поверх универсального шасси должен был устанавливаться корпус той или иной конструкции. Все версии корпусов имели одинаковую капотную компоновку и однообъемный обитаемый отсек. В передней части последнего помещались места водителя и пассажира, задняя часть отдавалась под полезную нагрузку. Компоновку свободных объемов и размещение пассажирских мест предлагалось определять с учетом роли конкретной модификации.

Все модификации «Скорпиона» должны были иметь длину менее 4,9 м при ширине и высоте по 2,1 м. Полная масса – 3,5-4 т. Обеспечивалась скорость на шоссе 130 км/ч. Топливные баки емкостью 140 л могли дать запас хода до 1000 км.


Броневик с вооружением. Фото Корпорация "Защита" / twower.livejournal.com


Проект «Скорпион» предусматривал возможность доработки базового шасси тем или иным образом в соответствии с пожеланиями заказчика. Допускалась замена двигателя, установка тех или иных приборов и т.д. Вместе с конструкцией машин могли меняться и их технические характеристики.

Модификации

«Легкие штурмовые автомобили» для российского министерства обороны и машины «2М» для прочих заказчиков должны были получать стандартный для внедорожников кузов закрытой или открытой версии. Двигательный отсек прикрывался угловатым капотом с передней стенкой, имеющей решетку радиатора и гнезда для светотехнического оборудования.

Обитаемый объем имел наклонное лобовое стекло и вертикальные борта. Высота последних зависела от типа машины – предлагался полностью закрытый корпус или изделие с уменьшенным бортом и дугами под тент. Корма могла быть оформлена в виде низкого борта или полноразмерной детали с собственной дверью.


Интерьер броневика с пулеметным вооружением. Пара кресел убрана для размещения боекомплекта. Фото Корпорация "Защита" / twower.livejournal.com


По желанию заказчика, машина могла комплектоваться климатической системой, аппаратурой кругового видеонаблюдения, дополнительными люками и т.д. Предусматривалась возможность монтажа боковых полок и верхнего багажника для перевозки дополнительных грузов за пределами основного внутреннего отсека.

В передней части кабины помещались пост управления и место пассажира. Еще шесть кресел разместили в кормовой части машины, у бортов. Предусматривалась установка креплений для личного оружия экипажа. При этом небронированные модификации «Скорпиона» не имели амбразур для стрельбы из личного оружия, поскольку такая техника не предназначалась для работы на переднем крае и в условиях открытого столкновения с противником.

Броневики «Скорпион-ЛША-2Б» и «Скорпион-2МБ» получили иной корпус, обеспечивавший высокий уровень защиты. Обитаемый отсек выполнили в виде капсулы из брони, соответствующей классу 5 ГОСТ Р 50963-96. Площадь остекления немного уменьшилась; обычные стекла заменили пулестойкими. Днище получило V-образное «противоминное» сечение. В составе бронекорпуса использовались только металлические детали. Керамические вставки отвергли по соображениям экономии. Изначально «Скорпионы» не имели внутреннего противоосколочного подбоя, но в дальнейшем его добавили по требованию Минобороны.


Машины "Скорпион" в горах Кавказа. В центре кадра - незащищенный "Скорпион-2М", на переднем плане - "Скорпион-ЛША-2Б". Фото Корпорация "Защита" / twower.livejournal.com


Характерной особенностью защиты «Скорпионов» двух версий стало отсутствие бронирования моторного отсека. От защиты двигателя отказались для экономии массы. Броневой капот мог существенно утяжелить машину и тем самым сократить ее полезную нагрузку. То же касалось и общего уровня защиты броневика – дальнейшее его повышение могло негативно сказаться на грузоподъемности и ходовых характеристиках.

Доступ в бронекорпус обеспечивался двумя бортовыми дверями, кормовой дверью и верхним люком. Для защиты от взрывных устройств экипаж и десант размещались в энергопоглощающих креслах. В бортах корпуса и кормовой двери предусмотрели амбразуры с заслонками для использования личного оружия. В базовой версии кормовой десантный отсек вмещал шесть кресел, по три у каждого борта. Установка вооружения на крыше могла потребовать объемы для перевозки боекомплекта. Для этого предлагалось убирать переднюю пару кресел.

Утверждалось, что на крыше бронированных «Скорпионов» могут монтироваться турельные установки и дистанционно управляемые боевые модули разных типов. Вооружение мог выбрать заказчик – вплоть до крупнокалиберных пулеметов и автоматических гранатометов. Возможно, в дальнейшем броневики могли бы стать носителями противотанковых ракет.


Бронеавтомобиль после испытаний обстрелом. Фото Корпорация "Защита" / arms-expo.ru


В прошлом сообщалось, что компания-разработчик занимается новыми проектами техники на базе «Скорпиона». При этом речь шла и об изменении базовой платформы. Прорабатывалось создание авиатранспортабельного броневика, пригодного для перевозки различными самолетами и вертолетами. Также могла появиться плавающая модификация шасси.

На испытаниях и в производстве

Еще в начале текущего десятилетия корпорация «Защита» вывела на испытания несколько опытных образцов всех основных моделей. Вскоре «Скорпионами» заинтересовалось российское министерство обороны, и дальнейшие работы по теме «легкого штурмового автомобиля» осуществлялись под надзором военных. После необходимых доработок и испытаний техника могла поступить на вооружение и пойти в серию.

В 2012 году на одном из полигонов военного ведомства состоялись проверки бронированного «Спорпиона-ЛША-2Б» с обстрелом и подрывом. Корпус и остекление подтвердили стойкость к 7,62-мм винтовочным пулям. Днище корпуса защитило условный экипаж от взрывных устройств массой до 2-4 кг, в зависимости от их расположения. Таким образом, были подтверждены заявленные характеристики защиты.

Еще в течение нескольких лет Минобороны проверяло «Скорпионы» на разных полигонах и трассах, а также в различных регионах с отличающимися условиями. В целом, характеристики были подтверждены, хотя после каждого этапа испытаний могла возникать необходимость в тех или иных доработках.


Испытания броневика подрывом. Фото Корпорация "Защита" / twower.livejournal.com


В 2014-15 годах появились первые сообщения о скором принятии новой автомобильной техники на снабжение вооруженных сил. Согласно разным оценкам, российской армии требовалось не менее нескольких сотен «Скорпионов». Такая техника рассматривалась в качестве замены для имеющихся внедорожников УАЗ старых моделей. В зависимости от задач и специфики работы, подразделения могли бы получать как броневики, так и незащищенные машины.

Весной 2015 года в отечественных СМИ появилась информация о подписании контракта на поставку нескольких десятков серийных «Скорпионов» всех основных модификаций. Однако через несколько месяцев организация-разработчик сообщала о продолжении работ по подготовке массового выпуска техники. На тот момент имелась информация только о самом факте заказа и о его примерной численности. Точное количество машин, пропорции разных моделей в заказе, комплектация и т.д. не уточнялись.

Сообщалось об интересе со стороны некоторых зарубежного заказчика. Российский броневик привлек внимание одной из стран ближайшего зарубежья, обновлявшей парк легкой бронетехники.

Неожиданный финал

Следует отметить, что реальные перспективы всех машин семейства «Скорпион» от корпорации «Защита» с самого начала были большим вопросом. Так, в период разработки проекта у министерства обороны отсутствовали четкие и определенные требования к легким бронеавтомобилям по типу предлагаемых «ЛША-2Б» или «2МБ». Как следствие, будущее проекта оставалось туманным. Проведение испытаний, подтверждение характеристик и общий интерес военных были поводом для положительных прогнозов, но в целом ситуация выглядела не лучшим образом.


Одна из машин "Скорпион-2М", проданных после завершения проекта. Фото Uazbuka.ru


Не позднее 2015-16 годов интерес к проекту со стороны российской армии фактически пропал. Потенциальные зарубежные заказчики тоже не стали доводить дело до реального контракта. Не видя никаких перспектив для своего проекта, корпорация «Защита» была вынуждена свернуть работы. Подготовка к производству новых «Скорпионов» остановилась. Перспективные модификации разного назначения так и не дошли до испытаний.

По известным данным, к моменту закрытия проекта было построено некоторое количество бронированных и незащищенных машин всех основных модификаций. Часть более не нужных внедорожников без защиты и вооружения распродали. Судьба оставшихся прототипов и предсерийных броневиков неизвестна. Возможно, они простаивают без дела на предприятии-изготовителе.

Следует напомнить, что в последние годы в нашей стране разрабатывалось большое количество перспективных бронеавтомобилей разных классов и типов. Далеко не все эти образцы сумели выйти за пределы полигонов и поступить на вооружение. Семейство внедорожников и броневиков «Скорпион» повторило судьбу своих неудачливых «одноклассников». Основной заказчик по неизвестным причинам потерял интерес к этому проекту, а на появление новых контрактов надеяться не приходилось. В этих условиях организация-разработчик посчитала необходимым закрыть проект. Парк техники армии и других силовых структур так и не пополнился новыми образцами на общей платформе.

По материалам сайтов:
https://rg.ru/
https://tass.ru/
http://redstar.ru/
http://arms-expo.ru/
https://drive2.ru/
http://uazbuka.ru/
https://twower.livejournal.com/
https://bmpd.livejournal.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    14 марта 2019 06:01
    «легкие штурмовые автомобили» без бронирования
    ___________________________
    только мне кажется что что то с чем то не стыкуется am

    и как это часть машины в броне часть , что вообще за такой, и дизайн 80 годов
    по мне так обычный распил готовили на никому ненужном барахле с непродуманной концепцией
    1. +1
      14 марта 2019 13:48
      очень мне напомнил Skorpion-3 из Польши….
  2. +2
    14 марта 2019 06:09
    Лёгкий Штурмовой Автомобиль. Что на нем будем штурмовать ? Машина "умеет" плавать, преодолевать траншеи ? Нет !!!! Тогда зачем ? Зачем все эти тигры, волки, рыси, скорпионы, медведи ? При СССР была создана замечательная машина БРДМ. Особенность её - многофункциональность. При этом способна преодолевать водные преграды и траншеи. Надо сделать ОДНУ машину. Для всех и всего. Или на базе одной. Зачем зоопарк плодить.
    1. +5
      14 марта 2019 17:23
      Цитата: Февральск.Морев
      Лёгкий Штурмовой Автомобиль. Что на нем будем штурмовать ?

      Скорпион задумывался,как бюджетная замена старому доброму УАЗу в войсках. Тигр дорог,Волки,Рыси ,Медведи тоже...при этом,Скрпион был бронированный и весьма проходимый. Движок там стоял ,если мне не изменяет склероз,австрийский,с выкупленной лицензией производства в РФ. И разрабатывали Скорпион энтузиасты из спецподразделений...то есть ,понимали что,как и для чего...
      1. +1
        15 марта 2019 12:48
        Движок польский Андория. Слабоват оказался
  3. +2
    14 марта 2019 07:32
    А жаль! Потребность в этом классе всегда была, но условия меняются, а серия "командирский УАЗ", уходит! Не на всех хватит и не всем доведется "кататься" на "Тайфуненках"...
    1. +5
      14 марта 2019 10:50
      Цитата: Чичиков
      ...Потребность в этом классе всегда была.... .

      ....не всем доведется "кататься" на "Тайфуненках"...... soldier
      1. 0
        14 марта 2019 18:54
        Измельчали конструкторы. Много слов, машины различаются только бронированием и движками. А дальше как в игрушках размещают точки огня. А у кого дамаг больше, тот и победил. Дети вернитесь на Родину. Жизнь ваша ,не в порталах!!! Не будьте рабами сетей!!! Читайте больше книги.Я проживу ещё лет
        1. +2
          14 марта 2019 20:03
          Цитата: Армата
          Измельчали конструкторы. Много слов, машины различаются только бронированием и движками.

          ...А чем ещё нужно?


          http://roe.ru/pdfs/pdf_128.pdf
          ...Не будьте рабами сетей!!! Читайте больше книги.Я проживу ещё лет ----

          belay ....Живой что-ли?...Ты, главное закусывай.
          1. 0
            14 марта 2019 20:16
            Ну да расскажи где там по цветам зоны поражения, ик видимости засветки, зон нагрева. Картинка просто космос. Прикольно рассказали. У нас в канторе 3D моделисты, это . По нормативам на создание 3D отдали всего 2% времени от разработки всех чертежей.
  4. +1
    14 марта 2019 07:45
    Читал о нем ещё в 2014. Тогда этому проекту пророчили большое будущее... Как меняются реалии. Это наверное, после принятой правительством концепции "денег нет, но вы держитесь"?
    1. -1
      14 марта 2019 10:05
      В предложенной версии у данного аппарата будущего нет от слова вовсе. На эти грабли наступали многие, но нам-то что до этого? У нас же свои грабли.... Еще озвучивали версии подобного уродца из "Нивы" сделать. Тоже забавная тема....
      1. 0
        14 марта 2019 13:48
        О каких "граблях" вы пишете? Бронеавтомобили данного класса - самая рррулярная и ходовая техника во всех армиях мира. А "скорпион" просто не выдержал конкуренцию с "тигром".
        1. 0
          14 марта 2019 13:57
          Пардон, насчет самой рулляррной и прочая - это как бы не совсем так, ну да ладно. А насчет не выдержавшего конкуренции - а как он мог ее выдержать, с учетом разницы в геометрии и массе? Он и не мог ее выдержать, как и "Нива". Пардон, но не выйдет запихнуть ОБТ с нонешними требованиями в 30 тонн. Как бы не хотелось. А по поводу данных колесниц вообще - так уж много есть материалов относительно и приспособленности конкретных моделей к .... жизни, и к немеряной популярности оных. Вот только насчет самой ходовой - ИМХО, конечно, но вы тут погорячились. Армия далеко не всегда выполняет жандармские функции, если уж совсем точно, то вообще не должна их выполнять...
          1. 0
            14 марта 2019 14:44
            рулляррной
            искренне извиняюсь за свою невнимаиельность и залипающую клавиатуру, там должно быть слово "популярной" hi
            а как он мог ее выдержать, с учетом разницы в геометрии и массе?
            как обычно, за счет стоимости, ремонтопригодности, мобильности и еще множества других не менее важных качеств...а так, по вместимости , классу защиты и занимаемой нише - это прямые конкуренты
            Армия далеко не всегда выполняет жандармские функции
            дело не в "жандармских функциях". Подобные колесницы весьма неплохо себя проявляют в качестве транспорта третьей линии, а разветвленная сеть дорог в наше время есть по всей планете.
            1. +1
              14 марта 2019 15:13
              Пардон за глумеж, ей-ей не хотел hi Просто случается иногда общаться с модернизаторами великого и могучего.... Еще раз пардон....
              по вместимости , классу защиты и занимаемой нише - это прямые конкуренты

              "Тигр" - по 3 классу - 5.3 тонны, по 5 - 7.6 тонн. При том, что движок, ЕМНИП, тоже защищен. Да и ходовая не в пример устойчивей к подрывам. С учетом того, что там гораздо от БТРа взяли.
              135 лошадок на 8 человек? С учетом массы самого устройства..... Вам не кажется, шо совсем не ахти?
              С учетом геометрии и массы размещение оружия круче, чем 7.62 мм, как по мне, сомнительно. То есть, разместить-то разместят, а вот как этим всем пользоваться?
              Для третьей линии, ИМХО, это все без надобности. Возить кучу железа на себе(как там "стоимость владения"?)в местах, где встреча с противником маловероятна..... Ну вот очень не знаю.
              Если вкратце - для мест с вероятностью стрельбы - ниачем, пардон... На замену просто "козлику" - дорого и избыточно.
              Опять же, судя по фото салона, шансов сохранить боеспособность у сидящих внутри маловато, ИМХО же.....
              Не получится из аппарата такой конфигурации MRAPа, как не крути. С "Тигром"-то еще возни два ведра, пока доведут, если будут доводить....
              1. 0
                14 марта 2019 15:53
                "Тигр" - по 3 классу - 5.3 тонны, по 5 - 7.6 тонн.
                вот именно, а "Скорпион" с броней якобы 5 класса при массе всего в 4 тонны...разница , как бы, существенна, и она значительно влияет на стоимость, проходимость, ресурс.
                Да и ходовая не в пример устойчивей к подрывам.
                противоминная защита у них примерно на одном уровне, 2 класс только у "тигр6", которого пока нет в войсках.
                135 лошадок на 8 человек? С учетом массы самого устройства..... Вам не кажется, шо совсем не ахти?
                30 лошадей на тонну, вполне достойный показатель(у того же тигра 25лс/т, у бтр80 вообще 15)
                размещение оружия круче, чем 7.62 мм, как по мне, сомнительно.
                для машины 3й линии ничего круче 7.62 пулемета и не нужно...но 12.7"корд" ставили даже на уазик, вполне норм.
                Для третьей линии, ИМХО, это все без надобности.
                надобность есть. Засады, мины, артобстрелы колонн, авиаудары - все это есть и будет, поэтому сейчас даже тыловая техника идет с противопульной и противоосколочной броней, причем как в ВСРФ, так и у вероятных противников.
                С "Тигром"-то еще возни два ведра, пока доведут, если будут доводить.
                "тигр" уже давно и массово в войсках, самая ходовая машинка практически у всех, кроме десантников.
                1. +1
                  14 марта 2019 17:33
                  Собственно, спорить мы тут можем до бесконечности, только смысла в этом немного. Поскольку данный агрегат в серию, естественно, не пошел. Да и не мог пойти. Слишком непонятен и недешев. Насчет всего прочего - кому поп, кому попадья..... Насчет "давно и массово в войсках" - ИМХО, легкое преувеличение, ну да рад за вас и ваш оптимизм.
  5. -1
    14 марта 2019 08:41
    Про этот Скорпион даже по Звезде передачу показывали.
    И зачем столько денег профукали? Хотя может стырили?
  6. +1
    14 марта 2019 10:21
    Хорошая идея... но плохо реализованная, так как не было нормальных спецов... когда за дело берутся любители, то не чего путного не выходит. Большие деньги бизнеса не говорят о мозгах исполнителей.
  7. +1
    14 марта 2019 13:52
    Устарел уже на момент создания...
    В наше время если и делать бронеавтомобиль с нуля, то строить его нужно вокруг бронекапсцлы по примеру того же американского ошкоша , финского сису или британскрй хаски.
  8. 0
    14 марта 2019 20:04
    Хорошая машинка. Жаль... Теперь что ж, "Тигр" на все случаи жизни и на все времена?!
    1. 0
      14 марта 2019 21:16
      А чем Тигра плох? hi
  9. 0
    14 марта 2019 22:01
    Он современнее поделок УАЗа
  10. 0
    14 марта 2019 22:08
    Польский двигатель и корейская коробка и правда неуместны. Хотя какой там движок на самом деле непонятно. Есть разногласия в разной рекламе.
  11. 0
    14 марта 2019 22:09
    Никто не обратил внимание на то, что на ВОЕННОЙ машинке установлены: 1. Двигатель от поляков, 2. коробка передач от южных корейцев. И как (вернее чем заменять эти узлы) их ремонтировать в условиях военных действий? Вот это и есть главный недостаток этого автомобильчика.
  12. 0
    15 марта 2019 11:23
    Круто не стоим на месте МОЛОДЦЫ.
  13. 0
    15 марта 2019 16:59
    Колесики такие маленькие и другие в арки не поставить
  14. 0
    18 марта 2019 15:23
    Что там у нас линейкой бронеавтомобилей? Так на вскидку...
    Водник
    Тигр
    Рысь
    Выстрел
    Булат
    Медведь
    Скорпион
    Волк
    Тайфунёнок
    Горец
    Фалькатус
    Не многовато ли? И главное - кто из них дошел крупной до серии? Похоже, только Тигр
  15. 0
    7 мая 2019 10:45
    А где Скорпион ЛПА, копия израильского Zibar MK 2?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»