Превентивная война Джозефа Данфорда?
Данфорд в четверг выступал на слушаниях в сенатском комитете по делам Вооруженных сил и сделал там ряд интересных заявлений, но нас интересует только одно из них. Предоставим слово новостному агентству ТАСС:
Генерала попросили прокомментировать запрещающий нанесение превентивного ядерного удара законопроект, который внесли в Конгресс прогрессивные демократы. "Я думаю, что нынешняя политика, позволяющая нанести превентивный ядерный удар, усложняет процесс принятия решений противниками о нападении на США, и я не рекомендовал бы никаких изменений в целях упрощения процесса принятия решений противниками. Я также могу представить себе целый ряд обстоятельств, при которых мы не хотели бы исключать для президента этот вариант в будущем, и я, конечно, мог бы обсудить это на закрытом заседании", — подчеркнул Данфорд.
Он выразил уверенность, что нынешняя политика вашингтонской администрации в этом направлении является правильной.
Как водится в рунете, да и не только там, высказывание вызвало бурление умов среди тех, кто к вопросам стратегического сдерживания никакого отношения не имеет. Чуть ли не "Америка планирует напасть превентивно", и даже вот скоро — кто-то даже сегодняшний прилет группы тяжелых стратегических бомбардировщиков В-52Н на английскую авиабазу Фэйрфорд, вспомнил. Мол, вот она, подготовка, полным ходом идет. Хотя старички "Стратофортрессы" прилетают туда регулярно, обычно группами от 2 до 4 штук, иногда больше, вот как в этот раз. С таким же успехом рутинные учения можно приравнять к недавнему прилету Ту-160 в Венесуэлу, мол, Россия тоже к превентивному удару готовится. А в сущности, генерал не сказал чего-то нового или пугающего. И вообще поднял этот вопрос Данфорд вот почему.
С недавних пор антитрамписты в Сенате и особенно Конгрессе стараются ставить палки в колеса любым начинаниям Трампа в сфере обороны. В их числе и ракетно-ядерная сфера. Под угрозой "обрезания" финансирования находятся такие программы, как перспективная легкая МБР GBSD, и не только она. Также поднимался вопрос об изменении порядка применения ядерного оружия и списка людей, за это ответственного. В частности, пытались муссировать идею о том, что неплохо бы за применение ЯО отвечала некая группа, скажем, из спикеров обеих палат, министра обороны и председателя ОКНШ, а самого президента Трампа из владельцев "ядерного чемоданчика" хорошо бы "подвинуть", потому что неадекватный и импульсивный тип, и вообще, мол, нельзя все доверять одному человеку. Но этот вариант пока из идеи ничем конкретным не стал. Тогда зашли с другой стороны — изменение порядка применения ЯО и ограничение возможных вариантов его использования, в частности, речь шла не о запрете первого или превентивного удара, а о том, чтобы оставить СЯС США только одну опцию — ответный удар (ответно-встречный, очевидно, тоже). Мол, превентивный удар в Конгрессе не утвердишь, а без Конгресса можно решать только вопрос об ответном ударе, как об очевидной опасности и реакции на нее.
В конце января "ребята-демократы", в Конгрессе это был Адам Смит (штат Вашингтон), а в Сенате это была Элизабет Уоррен (штат Массачусетс), выдвинули законопроект No First Use Act, состоящий аж из одной строчки. А именно: "Политикой США является неприменение ЯО первыми". "Сегодня Соединенные Штаты однозначно сохраняют за собой право первыми применить ядерное оружие в конфликте даже в ответ на неядерное нападение, — заявили Уоррен и Смит. — Наша нынешняя ядерная стратегия не просто устарела — она опасна". Они также заявили, что "США никогда не должны начинать ядерную войну". По сути, речь шла о принятии на себя пропагандистского по сути обещания СССР времен Брежнева о неприменении первыми. Несмотря на это заявление, никто в МО СССР и не думал реально исключать возможность нанесения "удара в назначенное время", ни технически, ни в боевой документации и планировании. К чему себя ограничивать политической шелухой, когда речь о выживании нации и ошибка опасна куда больше, чем ошибка сапера? Хотя основной формой применения были встречный и ответно-встречный удары. Кстати, встречный удар сам по себе может, при определенных обстоятельствах, быть превентивным. Позже РФ сняла с себя это дурацкое обещание, в том числе потому, что сама возможность применения ЯО первыми уже неплохо защищала сильно ослабленную внутренними раздраями нашу державу.
Сейчас, когда Россия вновь сильна, мы слышим некие политзаявления о том, что применим ЯО только в ответ (то есть встречный, ответно-встречный и ответные удары). Но тут же мы слышим заявления об "ударах по центрам принятия решений", то есть обезглавливающим, а они по определению не могут быть ответными или ответно-встречными. Если противник уже начал наносить удар, то в этих "центрах решений" уже нет тех личностей, что отвечают за решение на применение ЯО, они уже на борту воздушных командных пунктов или в вертолете по дороге туда, в крайнем случае, там будут дежурные смены, гибель которых не изменит ничего, потому что управление уже переведено на защищенные, подвижные и воздушные КП. Правда, такие боевые средства, как "Авангард" и ему подобные АГБО, гиперзвуковые ракеты типа "Циркона", дают возможность при встречном ударе выстрелить вторыми или одновременно, но попасть первыми (просто, например, потому, что "Авангард" долетает до Америки минут за 12-15, по утверждению генерала Хайтена, а "Циркон" пролетит свою "тысячу с лишним" минут за 6). Но и в этом случае "центры" расстреливать уже бессмысленно, лучше нанести удары по иным целям. И вообще, как уже говорилось, "оружие от 1 Марта" эффективно как в ответно-встречных и встречных и ответных формах применения, так и в ударе в назначенное время или любом другом. Характеристики позволяют.
Данфорд — тоже не политик, а прагматик в погонах, и он прекрасно понимает, что декларативные заявления о неприменении в реальности не изменят ничего, как ничего не меняли заявления 90-х о ненацеливании СЯС друг на друга. Разве что декларация о неприменении была бы удачным дипломатическим ходом мирного времени и возможностью внести некую разрядку в напряженные отношения сверхдержав. Но в предвоенной ситуации, если игра идет по таким ставкам уже, как применение СЯС, то на любые обещания наплюет любой нормальный государственный деятель, потому что жизнь нации дороже, а историю и правых и виноватых опишет тот, кто уцелеет и выживет, и сделает это в свою пользу. Можно, конечно, рассуждать о "гибели всего человечества", но это, особенно на данном уровне потенциалов сторон, лишь легенда. Также он понимает, какую опасность таят в себе новые системы вооружения России, и как их можно при желании применить. И понимает, что вариант с первым ударом может оказаться в ряде ситуаций единственным, который не застанет США "без штанов и обуви", то есть неготовыми. Это, конечно, крайне опасно, потому что желание обезопасить себя от очень быстрого и хирургически точного и смертоносного удара в итоге порождает опасность еще большую, ведь готовность к удару первыми при малейшем подозрении, вызовет у другой стороны желание при малейших разведпризнаках подготовки к этому сразу и нанести этот "быстрый удар". И возможностей для "разруливания" ситуации без того, чтобы дело дошло до ракетно-ядерных триариев, перефразируя римлян, будет куда меньше. Но таковы реалии ближайшего будущего. И наши заявления, в общем, направлены на то, чтобы снизить градус паранойи по этому поводу. Ведь возможность нанесения такого удара не означает, что желание на это имеется у руководства страны. Оно, конечно, может появиться при кризисной ситуации, но само такое заявление направлено на ее невозникновение.
И еще один момент, который понимает Данфорд. Еще со времен Обамы в США есть группа политиков и даже военных, которые выступают, исходя из декларации о неприменении первыми, за изменение структуры СЯС, с отказом от наземной и в значительной мере воздушной компонненты. Мол, МБР у нас не приспособлена для ответного удара, не может пройти зону высотного ядерного блокирования (которую при нынешнем количестве зарядов еще не факт, что кто-то будет создавать, но возможность-то есть). ШПУ для "Минитмен-3" — это не ШПУ "Воевод" и даже "соток" с "Тополями-М" и "Ярсами", они при прямом попадании обладают околонулевой возможностью выполнения успешного пуска, даже если ракета уцелела (конструктивно это так). Их создавали для первого или ответно-встречного удара. Американские СЯС вообще в значительной мере "заточены" на первый удар, даже такой инструмент, как ПЛАРБ, они очень любят держать в достаточно уязвимых районах, но поближе к противнику. А раз так, то зачем нам эти МБР, они сами по себе оружие встречного, ответно-встречного или первого удара. При Обаме вопрос об отказе от наземной компоненты СЯС поднимался не раз и не два, но не прошел.
То есть основной упор предлагается сделать на ПЛАРБ. Или оставить наземную компоненту, но создав подвижную группировку МБР, а такое для США — задача крайне сложная. То, что когда-то там была создана малогабаритная МБР "Миджитмен", еще не значит, что она оказалась бы удачной и работоспособной, и тем более не значит, что ее можно воссоздать. У такой концепции вообще очень много недостатков, и подходит она разве что ядерным державам второго эшелона. И то, ни Китай, ни Индия с Пакистаном, почему-то, ей не следуют. США и подавно не стоит, хотя такой подход, вроде бы, сулит значительную экономию, но противников у этой концепции больше, чем сторонников.
Американское военно-политическое руководство сейчас, мягко говоря, неоднородно и не вполне адекватно, но на такую перекройку точно не пойдет, о чем и сигнализировал генерал Данфорд. В общем, никаких изменений в области политики ядерного сдерживания с той стороны пока нет, генералитет просто обозначает позиции, что раз все равно возможность превентивного удара сохраняется, технически, и на уровне планов и документов, то смысл дурака валять. А политики сейчас в Белом доме играют в "сделаем Америку снова великой", и, раз реально пока не очень получается, то хотя бы декларативно, и подобные заявления о неприменении звучали бы как противоречие тому пониманию Make America Great Again, как его видит Трамп.
Вот если в президенты вдруг пролезет тамошняя "вместолевая" публика вроде госпожи Окасио-Кортес или хотя бы Сандерса, то могут быть разные варианты, один смешнее другого. А могут и не быть, потому что в США правят неприметные "люди с портфелями", как их называл В.В. Путин — Трамп тоже много чего говорил, а итоге или ничего не смог, или сделал совсем не то, что обещал.
А так — расслабьтесь, никто на Россию превентивно нападать не рвется, и чем дальше, тем меньше возникнет желания.
Информация