Армия Византии VI в. Дворцовые части

27
Этой работой мы заканчиваем небольшой цикл, посвященный дворцовым частям армии Византии в VI веке. Речь пойдет о схолариях и кандидатах.


Миниатюра. Илиада. 493-506 гг. Библиотека-пинакотека Амбросиана. Милан. Италия



Схоларии (sholarii, σχολάριοι) — воины из схолы, подразделение первоначально предназначенное охранять императора, императорский дворец и нести стражу в городе. Схолы были созданы в IV в. Привилегированная их часть получила наименование кандидатов. Она была выделена из схол в VI в. О схолах написано достаточно много, это дворцовая стража просуществовала несколько сот лет, но если в VI в. заметно некоторое падение значимости этих боевого подразделения и превращение их в дворцовых сторожей, красиво и мощно вооружённых, то в последующий период можно наблюдать реанимацию этих полков.

Изначально (в V в.) дворцовых схол было одиннадцать, нумерной, каталожный состав (штат) состоял из 3500 схолариев, таким образом, на схолу приходилось, в средним, по 300 — 320 штатных единиц, и схола соответствовала армейской тагме, арифме или банде VI в. Прокопий Кесарийский подтверждал это тождество называя их на армейский манер тагмами. Его современник поэт Корипп называл их когортами (500 воинов), но, возможно, это было лишь художественное сравнение. В начале VI в. схолы, в отличие от каталожных частей армии, были или должны были быть частями постоянной боевой готовности: если каталожных воинов набирали из их частей в экспедиционные подразделения, то схола выступала в полном составе как единое подразделение. Но постепенно этот принцип был отменён, возможно с целью «экономии» на армейских расходах, естественно, в ущерб боеспособности армии, а возможно, в силу ситуации, когда схоларии сами не рвались на войну. В 578г. Маврикий, о чём мы писали, набирал воинов для экспедиции среди охранников дворца.


Серебряное блюдо. Керчь. V в. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия

Этот корпус подчинялся Магистру оффиций (Magister officiorum), первоначально он являлся командиром конницы при императоре, в VI в. руководил внешней политикой, оружейными мастерскими, почтой, охраной дворца императора, города и арсенала, говоря современным языком, был первым министром государства. Магистр формально руководил оффициями: схолами гражданскими и военными. Командиром отдельной схолы был трибун или примецериус (primicerius). Отряды располагались как в столице, так и в городах Малой Азии, в Халкидоне и делились на «старые» и «молодые». В V в. в их ряды зачисляли отслуживших действительную службу солдаты, им платили больше, чем каталожным воинам, но император Зенон, исавр по происхождению, включил в их число многочисленных своих соплеменников, незнакомых с военным делом. Позднее, при Юстине I, его племянник и будущий император, Юстиниан ввел две тысячи «сверхнормативных» гвардейцев, продавая должности за деньги. Таким образом, любой состоятельный человек, не имеющий никакого отношения к военному делу, мог попасть в эти подразделения. Прокопий Кесарийский писал о том, что под предлогом их отправки на театр боевых действий, император вымогал у зачисленных деньги.

Примечательно, что в Риме западные схолы были распущены Теодорихом, но с сохранением пенсии воинам и их потомкам.

Агафий Миринейский описал этих воинов. В 559 г., когда гунны угрожали Константинополю, схоларии были выведены на охрану города:

«Казались несомненными такие страшные и величайшие опасности, что на стенах, в Сикке и так называемых Золотых Воротах были действительно расставлены лохаги, таксиархи и многие воины, чтобы мужественно отражать врагов, если нападут. На самом деле, однако, они были небоеспособны и не были даже достаточно обучены военному делу, а были из тех воинских частей, которые назначались держать караулы днем и ночью, которых называют схолариями. Они назывались воинами и были записаны в военные списки, но большой частью были горожанами, блестяще одетыми, но подбиравшимися только для увеличения достоинства и великолепия императора, когда тот выступал публично…Эти-то люди, за недостатком опытных в военном деле расставленные по стенам, делали вид, что охраняли их».


Тем не менее, Феофан Византиец сообщал, что схолы вступили в бой с аварами и многие погибли.

Ситуация меняется к концу века, когда всё больше возникает потребность в частях постоянной боевой готовности и схолы теряют декоративный налет.

Кандидаты (сandidati) – «белая» гвардия, шестая схола и офицерский резерв. Этот отряд состоял из 400-500 воинов. Он был создан, как часть схол, Константином Великим в IV в. Кандидаты были практически постоянными участниками церемоний возведения императоров на престол в V — начале VI вв. Кандидаты в «табеле о рангах» стояли на пятом месте, а их казармы находился на территории Большого дворца, рядом с дворцом Халка, напротив Августеона, рядом с триклиниями схолариев и экскубиторов. Естественно, как «офицерскому резерву» им поручали важнейшие функции. Кандидату Асбаду, например, было поручено в 550 г. командование отрядом регулярной конницей из фракийской крепости Тзуруле или Цурула.

Одежда. Внешний вид схолариев понятен, известен и прослеживается несколько веков: он встречается на изображениях от начала V в., таких как на блюде из Керчи и Мадрида, на колонне Маркиана (450-457 гг.) или на основании колонны Феодосия. Исследователи спорят, изображены ли там экскубиторы или схоларии. Все эти изображения были сделаны до формального возникновения или восстановления подразделения экскубиторов (468 г.), а значит – это схоларии и нет необходимости воинов, изображенных в Равенне, отождествлять не со схолариями.


Серебряное блюдо. V в. Национальная библиотека. Мадрид. Испания

Всюду, где в VI в. мы видим императора с воинами можно предположить, что воины эти – схоларии.

Как мы знаем, парадно-боевое снаряжения у схоларии и кандидаты состояло из копий и щитов, экскубиторы имели еще и мечи, а протекторы — секиры.

Одежды дворцовой стражи восходят к алым римским армейским туникам, таким как у стражника с миниатюры Сирийской Библии VI-VII вв., а вот схолариев с мозаик Равенны мы видим в разноцветных туниках.


Туника. Египет. III- VIII вв. Инв.90.905.53 Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

Что касается кандидатов то их хитоны и хламиды были исключительно белыми. Туники и плащи белого цвета олицетворяли христианскую чистоту. Белый цвет пользовался огромной популярностью, а сочетания его с оттенками пурпурного было трендом этого периода. Недаром гвардейцы с мозаик одеты и внешне выглядят как, изображенные рядом, ангелы. Архистратиг Михаила из Сен Аполлинаре ин Класс VI в., как высшее должностное лицо, одет в белую тунику. В 559 г. императора Юстиниана I, при парадном выходе, сопровождали протекторы и схоларии, возможно кандидаты, так как они были в белых плащах. Кандидаты Юстина II были одеты так же, а гвардеец из свиты василисы Феодоры, изображённый на мозаике Сан Витале, одет в белую хламиду.

Туника или хитон в этот период это т-образная единотканная или составная рубаха, под ней носили исподнее: линею или камисион (linea, kamision). Она изготовлялась из шерсти, хлопка, реже из шелка. Это «платье» было основным видом мужской одежды: в зависимости от ширины и длины, туники имели различные наименования:

• Латиклавиа (laticlavia) – с вертикальными полосками (ангелы из Сан Аполлинаре Нова из Равенны).

• Далматика – узкая одежда с длинными рукавами;

• Коловий — узкая одежда с короткими рукавами (Авраам приносящих в жертву своего сына из Сан Витале в Равенне, тарелка «Спор Аякса и Одиссея» из Эрмитажа);

• Дивитисий — узкая одежда с широкими рукавами (священники рядом с императором Юстинианом и епископом Максимином из Сан Витале в Равенне).

Поверх хитона гвардейцы носили хламиду или лацерну (lacerna), это плащ или мантия, в виде куска продолговатой ткани, часто, до пят, скрепляющийся справа застежкой, так что грудь и левая часть тела закрыта плащом полностью, а открытой остаётся лишь правая рука и предплечье.

Знаки воинского отличия. Орбикулы и таблионы. Туники военных были такие же, как и у гражданских, но на них имелись знаки воинского отличия, о которых мы знаем не много. Воинские пояса и застёжки плащей так же отличали военных от гражданских.


Фрагмент орбикулы. Египет. V-VII вв. Инв. 89.18.124. Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

На плечах рубах нашивались орбикулы. Это большой шеврон, указывающий на воинское звание. На плащи пришивались тканевые квадраты, разного цвета, с вышивками, в том числе, золотыми нитями. Такая квадратная нашивка называется табула (tabula) или таблион (tablion).

До нас дошёл ряд таких нашивок, которые можно идентифицировать с воинскими званиями. Самый распространённый, это конечно же императорский «шеврон» на плече у императоров Юстиниана II из Сан Витале, Константина IV и архистратига Михаила из Сан Аполлинаре ин Класс, который одет как василевс. Так же мы имеем отличительный знак магистра оффиций (первого министра, а ранее начальника всей конницы), стратилата (магистра миллитум) из Сан Витале и, аналогичный, из Сан Аполлинаре ин Класс. Возможно, стратилата региональной армии, а вот орбикул на плече у Понтия Пилата из Равенны, можно определить, как отличительный знак комита или дука для VI в.


Христос и Понтий Пилат. Мозаика. Базилика Сен Аполлинаре Нуова. VI в. Равенна. Италия. Фото автора

Пояс. В Византии, как и в Риме ношение ремней (cingulum militiae) было строго регламентировано. Пояс (cingulum, ζώνη) был отличительным знаком для всех, кто нёс государственную службу: от солдата до самых высоких чинов. В Кодексе Феодосия и Юстиниана регулировались правила ношения ремней, их цвет и украшения. У префекта претория пояс был из двойной красной кожи, богато орнаментированный и с золотой пряжкой. У комитов были позолоченные кожаные пояса. Такие же вручались иностранным послам. На мозаиках мы видим, что схоларии носили золотые пояса.

Потеря пояса или кушака означала утрату власти или звания: так Акакий Архелай прибывает в войска, осаждающие сасанидский Нисибис в 573 г., о чем пишет Иоанн Эфесский, и лишает командира, руководящего осадой, патрикия Маркивиана пояса, с применением насилия, т. е. осуществляет символический обряд лишения власти.

Фибулы и знаки отличия. Среди знаков отличия фибуле или корнукопионы играла важную роль и как утилитарный предмет и как знак воинского отличия. Самые дорогие застежки можно видеть на мозаиках Равенны: в соборах Сен Витале и Сен Аполлинаре у Юстиниана I и в Сен Аполлинаре ин Класс у Архистратига Михаила, а также у Христа-воина из Архиепископской капеллы:
«К этой хламиде приделана золотая пряжка, в середине которой вделан драгоценный камень; отсюда свисали три камня – гиацинта (кроваво-красный циркон), приделанные к гибким золотым цепочкам».
Такую фибулу мог носить только император, у которого был даже препозит фибулы. Вся гвардия ходила с золотыми и серебряными фибулами, различных видов. До нас дошли несколько таких золотых фибул. В армии носили различные фибулы попроще, о чём мы поговорим позднее.


Украшение. Византия. IV-VI вв. Музейный остров. Берлин. ФРГ. Фото автора

Другим важным знаком отличия с римских времён, который одновременно, являлся еще и украшением был торквес. Торквест изначально изготовлялся из скрученного золота (от лат. torquere — скручивать), часто с буллой, имеющей эмалевую вставку, о нем писал Вегеций в Vв. [Veg., II.7]. Это было украшением схожее с гривной, указавшее на статус лица его носившего. В палатинских полках торквесты были у офицеров, «рядовые» носили золотые цепи. Рядовой кандидат имел тройную цепь, в отличие от кампидукторов или знаменоносцев армейцев, имевших всего одну цепь. На мозаике из церкви Сан Витале или у стражи фараона Венского кодекса, на булле торквеста можно видеть изображение птицы: ворона или орла? Изображение птиц часто встречалось в этот период, как объединяющее начало для ромейских и варварских воинских атрибутов. Возможно, каждый из участников в этой птице видел то, что хотел видеть: ромеи — орла, как символ римской воинской славы, некогда орла Юпитера, а германцы — ворона Вотана.

Воинская символика. Придворные полки охраняли и выносили в торжественных случаях государственные и армейские символы, которые и хранились во дворце, в их казармах: лабарумы, кресты, хоругви, знамена, иконы, драконов и т. п. В римской армии знамена были важнейшими культовыми и сакральными объектами.

Христианский апологет Тертуллиан безусловно осуждал этот армейский языческий обычай, тем не менее, культ армейских знаков и знамен продолжился и в христианской империи. Говоря об общеимперских воинский и государственных регалиях, прежде всего следует говорить о лабаруме и крестах. Крест, как и лабарум, стал воинским символом в 312 г., когда император Константин сделал его знаком своих легионов: « Тогда Константин, наскоро устроивший златой крест, — писал Феофан Исповедник, — который и ныне существует (IXв. — В.Э.), велел носить его пред войском на сражении». Крест носили во время торжественных церемоний воины палатинских частей. До нас дошло несколько изображений его изображений: такой крест держит в руках Христос, в форме ромейского воина, из Архиепископской капеллы в Равенне, он же в руках императоров на монетах этого периода, в музеях Метрополитена и Лувра есть такой позолоченный крест и его детали из города Антиохии, и датируется он 500 г.

Кто конкретно из палатинских частей выносил крест мы не знаем. Тоже можно сказать и о знамени-лабаруме.


Византийский церемониальный крест. VI -VII вв. Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

Лабарум — это «священный стяг» или священный значок (signa), вначале лично императора Константина, а в последствии всех императоров, которые присутствовали на театре боевых действий. Это, собственно, фламула или знамя из ткани с изображением хризмы или христограммы — монограммы имени Иисуса Христа на греческом языке. Другой вариант, такой как изображен на монетах, это фламула с навершием в виде хризмы. Этот символ, как сообщал Сократ Схоластик явился Константину Великому в ночь с 27 на 28 октября 312 г.:

«…во время наступившей ночи явился ему во сне Христос и приказал устроить знамя по образцу виденного знамения, чтобы в нем иметь как бы готовый трофей над врагами. Убеждённый этим провещанием, царь устроил крестный трофей, который̆ и доныне хранится в царском дворце, и тем с большей уверенностью приступил к делам».

[Socrat.I .2]

Исследователи спорят о том, была ли «Х» символом кельтских легионов или христианским символом, или одновременно и тем и другим. Для нас более важным представляется вопрос преемственности при его использовании. А она была, и это очевидно. Со времен Константина лабурум стал важнейший армейский государственным символ поздней римской и ранней христианской империи. От его использования отказался только Юлиан Отступник. При возведении на трон императора Льва использовался лабар. Есть упоминание о том, что в Риме в начале Vв. было два священных знамени. Стилихон, который собирался походом на Константинополь, взял в Риме один из двух лабарумов. В Х веке в сокровищнице Большого Дворца хранилось пять лабаров .[ Const. Porph. De cerem. S.641.]. Знаменоносцев или часовых лабарума называли лабарии.


Изображение христограммы на саркофаге. Базилика Вознесения Богородицы. V- VI вв. Пула. Хорватия. Фото автора

В VI веке, как, впрочем, и позднее, как государственный символ использовался такой экзотический штандарт, наследие римской эпохи, как дракон. Императорскими драконариями были экскубиторы, носившие золотые цепи на шее. Кроме указанных символов использовались знамена различных видов, вполне вероятно и Орлы. Наличия большого количества изображений орлов на колоннах VI в., а также находка серебренного орла VII в. в селе Вознесенское у Запорожья свидетельствуют о том, что этот символ присутствовал в ромейских войсках.


Серебренная пластина. Византия. 550-600 вв. Метрополитен. Нью-Йорк. США. Фото автора

Внешний вид и прическа. Источники VI в. нам изображают длинноволосых, со стрижками à la паж, а иногда даже завитых воинов, как в случае с Диптихом Барберини или Христосом-воителем из Равенны. Считается, что мода на такие прически идет от «варваров» германцев, исследователи, говоря об изображениях палатинских воинов времен Феодосия I, указывают, что это молодые готы. Тем не менее, в VI в. длинные волосы солдатам категорически не рекомендовались. Но солдаты этими запретами пренебрегали, кстати, как и в более ранние периоды, как писал Плавт в комедии начала III в. про воина — хвастунишку, кудрявого и напомаженного.


Король Теодорих. VI в. Медаль. Равенна

Впрочем, внешний вид, как и другие моменты поведения воинов вне казарм никак не отменяли их умение воевать.

Подводя итог очеркам, посвящённым дворцовым подразделения VI в., скажем, что многие из них продолжили своё существование и в последующие эпохи, участвуя как в войнах, так и в политической борьбе. А мы обратимся к армейским подразделениям этого времени.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    27 апреля 2019 04:58
    Спасибо за шикарный материал.
  2. +4
    27 апреля 2019 05:01
    Хорошо. Системность изложения радует.
  3. +5
    27 апреля 2019 05:24
    Шикарно! Если честно у меня сложились только положительные эмоции от утреннего чтива. Думаю в обед добрать комментариями продвинутых коллег и получить вторую порцию позитива.
    С уважением, Владислав!
    Р.s. Дорогой Эдуард, насколько отличается в лучшую сторону сегодняшний Ваш труд от первых сухих работ! Спасибо!!!
    1. +4
      27 апреля 2019 10:24
      Спасибо, особенно за советы, которые помогают делать материал таким.
    2. +4
      27 апреля 2019 11:39
      Шикарно! Если честно у меня сложились только положительные эмоции от утреннего чтива. Думаю в обед добрать комментариями продвинутых коллег и получить вторую порцию позитива

      ,,,автора даже "пнуть" не за что crying

      Эдуард, hi извините , если посчитали мои слова грубыми и обидными. Статья понравилась good
      1. +4
        27 апреля 2019 12:53
        Добрый день Сергей! А ведь вспомните первые «зубодробящие» работы уважаемого Эдуарда. Я до сих пор помню как «впихивал» в себя интересную, но крайне «сухую» информацию. Тогда многие (и я в том числе) набросились на Автора. После нашей «отповеди», в работы Эдуарда стали качественно меняется в лучшую сторону. Сегодняшняя статья (я не побоюсь этого слова) - это глоток выдержанного вина, когда открывая ты чувствуешь аромат, смакуя глотками ощущаешь его вкус, а потом в течение дня тебя преследует послевкусие. Причем можно повторно прочитать статью и например встретить добрую иронию хорошего человека, что само по себе бесценно!!! Да да это я о Вас Сергей!!! good
        А ведь день не закончился и скоро подтянутся остальные наши коллеги. Развернут дискуссию, качественно дополнят и раскроют материал статьи. И из просто шикарной статьи работа Автора превратится в ещё один славный «междусобойчик» ну если по гречески то симпозиум! Место знаний и доброго времяпровождения!!!
        Псы, псы - особое уважение вызывает, то что Эдуард сопровождает свои работы!!!
        Доброго дня, ваш Коте из погребов Пане Коханка!!! drinks
        1. +6
          27 апреля 2019 13:57
          Главное - не перейти границу, когда симпозиум становится оргией. laughing
          1. +2
            27 апреля 2019 18:15
            границу, когда симпозиум становится оргией. laughing

            ,,,на лупанарий намекаете, а спинтрии имеются? laughing
            1. +1
              27 апреля 2019 19:16
              Не, не намекаю, оргии нынче называются "пик-ап"ом и совершенно демонетизированы
  4. +5
    27 апреля 2019 06:32
    Воистину правильный и исчерпывающий материал.
  5. +4
    27 апреля 2019 07:37
    Очень хороший материал и очень качественное оформление. Собственно сегодня каждый автор как раз и должен работать вот на таком уровне!
  6. +4
    27 апреля 2019 10:14
    Спасибо, Эдуард! Особенно ценны авторские иллюстрации!
  7. +6
    27 апреля 2019 11:27
    Несколько мыслей общего характера, навеянных статьей, но непосредственно к ней не относящиеся.
    Поражает сложность и изощренность византийских чиновничьих, военных и иных структур. Лично у меня голова пухнет, когда я пытаюсь все это в ней уместить и систематизировать. Тем не менее, греки, точнее, византийцы, ромеи, знали эту систему и ориентировались в ней как рыба в воде. Более того, именно так, вероятно, они отличали цивилизованного человека от варвара - "общество, в котором нет цветной дифференциации штанов..." Думается, любой нищий в Константинополе чувствовал себя существом высшего порядка в сравнении с любым варваром только на том основании, что мог, в отличие от последнего, по внешнему виду с одного взгляда отличить схолария от экскубитора. И самое интересное, что варвары это видели, понимали и принимали, соглашаясь с такой расстановкой.
    Или взять церемонии... Набор абсолютно бесполезных с утилитарной точки зрения, действий, отнимающих кучу времени и требующих немалых расходов. Но какое впечатление они производили на неофитов, да и не только на неофитов...
    Короче, куча времени, сил, ресурсов тратилось на то, чтобы максимально усложнить себе жизнь, создавая запутаннейшие системы иерархии или церемониальные процедуры.
    "В Византии есть всё, но больше всего в ней понтов".
    И последнее.
    Поймал себя на мысли, что с трудом улавливаю смысл сказанного из-за наличия многочисленных греческих терминов. "Патриции устраивали оргии с гетерами в термах". Я как Петька из анекдота - из всего сказанного понял только одно слово - "партийцы". smile Неужели мои Ярославы, Мстиславы и Ростиславы Всеволодовичи, Юрьевичи и Святославичи выглядят для читателя также?
    Задумался... smile
    1. +3
      27 апреля 2019 13:33
      Гыыыы... crying
      Последний абзац Михаила, уморил до колик в животе....
      Все это от лукавого!!! Не зря наш самый святой князь Владимир Святославович, по самой этой «святости» согласно нашей Повести временных лет не «гетерами оргии в теремах устраивал», а «валял» (кроме официальных жён) 300 наложниц в Киеве, 300 в Вышграде, да ещё 70 в Березовке. С городами может быть я и наврал, но римские патриции и пара-тройка арабских шейхов должны опухнуть от зависти!!!
      По сути, все мы идеологические наследники Рима, точнее его восточной половинки. Византии нет уже пять веков, на за тысячелетие христианства мы вскормлены греческим (ромейским) словом, идеей, духом. Даже с малого, наши имена, утварь, орудия труда имеют прямое или косвенное заимствование от Восточной римской империи! Например Ваше имя Михаил, имеет древнеиудейские корни, но заимствовано оно из Византии или имя нашего друга Антона! Даже мое отчество Анатольевич, как множество других от Николая до Фёдора или Сергея, пласт культурного наследия который пришёл в наши пределы из Византии вместе с православием или даже вопреки ему! Причём таких «пластов» в нашем отчестве множество (от варяжского до финно-угорского) но все они имеют вторичный характер, в сравнении с «условно греческим»!
      С уважением, Влад!
      1. +5
        27 апреля 2019 14:01
        К слову, я тоже Анатольевич.
        1. +3
          27 апреля 2019 14:15
          Например Ваше имя Михаил, имеет древнеиудейские корни, но заимствовано оно из Византии или имя нашего друга Антона! Даже мое отчество Анатольевич, как множество других от Николая до Фёдора или Сергея, пласт культурного наследия

          я тоже Анатольевич.
          ,,интересно получается recourse я тоже ,,Анатольевич belay smile
          1. +4
            27 апреля 2019 14:20
            Анатолий - достаточно распространенное мужское имя в России середины прошлого века. Так например моего дядьку по материнской (ровесник отца) линии тоже звали Анатолием.
      2. +4
        27 апреля 2019 15:35
        Цитата: Коте пане Коханка
        мое отчество Анатольевич

        Цитата: 3x3zsave
        я тоже Анатольевич.

        Цитата: bubalik
        я тоже ,,Анатольевич

        Почувствовал себя неловко, я не Анатольевич. Это же не обязательно? smile
        По поводу количества женщин Владимира, думаю, цифры взяты из каких-нибудь библейских притч, а не с реальных "ведомостей учета наложниц". smile Чтобы так, сказать, "усилить и углубить" впечатление. Где-нибудь, в Святом писании, уверен что-то подобное с аналогичными цифрами можно найти. Как там с этим дело было, например, у Соломона? Хотя, тут надо искать какого-то сугубо отрицательного персонажа, наверное.
        По поводу моего имени была в школе забавная история. Кто-то принес книгу, кажется "Русские имена" или что-то в этом роде. В ней были расписаны происхождение и значение имен. Все одноклассники либо от "др. греч.", либо "сканд.", либо "лат.", а против моего имени стояла пометка "др. евр.". Когда это было озвучено, все резко замолкли и посмотрели на меня в глухом сочувственном молчании. Не знаю почему, но в нашей школе слово "еврей" обладало какой-то табуированностью, его не принято было произносить вслух, хотя никто не понимал почему. Я, кстати, до сих пор не понимаю. Так вот, я понял, что надо что-то делать. И сказал: "Ну, чего уставились? От древнеевропейского, чего непонятно?". Народ вздохнул с облегчением: "А мы думали, ты еврей..." потом, уже лет через пятнадцать встретил бывшего одноклассника, поболтали, и он вспомнил. "Знаешь, - говорит, - Миша, а ведь твое имя действительно от древнееврейского, а не от европейского происходит. А я ведь еще до недавнего времени думал, что от европейского, как ты тогда сказал..."
        А что касается влияния культур и языков друг на друга - так тут "с кем поведешься от того и наберешься". Кроме скандинавизмов и грецизмов у нас в языке и тюркизмов полно, а теперь еще и англицизмы лезут упорно. Так что все логично.
        1. +3
          27 апреля 2019 16:26
          У Соломона с женщинами было все хорошо. Он их воспринимал с позиции брутального альфа-самца. Даже для царицы Савской не сделал исключения!
          Что до имен... Я был единственным Антоном на всю параллель в школе (2 школы в городе, 200-250 учащихся мужского пола 1973 г.р.).
    2. +3
      27 апреля 2019 15:29
      Отнюдь нет, Михаил! Просто:
      "Кто-то свежих устриц любит,
      Кто картошечку с лучком" (Т. Шаов)
      Лично для меня отечественная средневековая история, в Вашей популяризации, всегда интересна. С другой стороны Вы, например, не раз признавали, что японские традиции, Вам не близки. Я, со своей стороны, даже говорить не пытаюсь когда технари начинают рубится под статьями Шпаковского об огнестреле. drinks
      1. +3
        27 апреля 2019 15:47
        Цитата: 3x3zsave
        Вы, например, не раз признавали, что японские традиции, Вам не близки.

        Я имел в виду не близость той или иной темы, а сложность восприятия самого текста.
        Много раз ловил себя на мысли, что если сейчас для меня генеалогии русских князей понятны и прозрачны, то так ведь было далеко не всегда. Нагромождение различных повторяющихся имен и отчеств в тексте может просто ввести читателя в ступор или довести до истерики. А ведь без этого, без генеалогических экскурсов, нельзя. Без этого не понять почему тот или иной князь поступил так, а не иначе. Вот и задумался, тем более, мне даже подсказывали в частной беседе: а мой-то собственный текст, как, нормально воспринимается? Мне он прост и понятен, так же, вероятно, как автору этой статьи понятен его текст, но этого, как выясняется, недостаточно, чтобы он был понятен читателю.
        1. +3
          27 апреля 2019 16:09
          Мне кажется тут есть одна фишка. Вы в своем творчестве повторяете собственный познавательный процесс. Поэтому Ваши материалы более доступны для восприятия неподготовленного читателя. Автор же, наоборот, пытается уменьшить "академичность" багажа собственных знаний, что не в пример сложнее. Меж тем цикл "Отравленное перо" за авторством В.О. Шпаковского написанный по результатам десятилетней (!) работы в архивах и послуживший основой для нескольких дипломных работ и одной кандидатской. тоже не отличается "легкоусвояемостью". И это не смотря на огромный опыт автора на ниве популяризации!
    3. +2
      27 апреля 2019 19:57
      Сложная система. Наверное, этим и привлекает. Особенно со стороны.
  8. +3
    27 апреля 2019 16:51
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Поражает сложность и изощренность византийских чиновничьих, военных и иных структур. Лично у меня голова пухнет, когда я пытаюсь все это в ней уместить и систематизировать. Тем не менее, греки, точнее, византийцы, ромеи, знали эту систему и ориентировались в ней как рыба в воде. Более того, именно так, вероятно, они отличали цивилизованного человека от варвара - "общество, в котором нет цветной дифференциации штанов..."

    Это и называется "византизм" и это не очень хорошо для общества!
    1. +1
      27 апреля 2019 22:44
      Нормально! У нас высший командный состав, тоже штанами (точишь лампасами) отличается! Хотя я тоже не без греха (каракулевая шапка, воротник и все такое)! hi
  9. 0
    27 апреля 2019 23:01
    со своей стороны, даже говорить не пытаюсь когда технари начинают рубится под статьями Шпаковского об огнестреле
    ,,может Вячеслава Олеговича попросить объединить темы? belay
  10. +1
    28 апреля 2019 00:46
    НУ ДА ВИЗАНТИЙСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ВАРВАРСКИМИ ТЕЛОХРАНИТЕЛЯМИ- ПРИЧЕМ 50-БЫЛИ НАШИ,А 50-ГЕРМАНЦы- причем только им они и доверяли!!!!! wink

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»