Рассказы об оружии. СУ-76и: первое штурмовое

45
Продолжая тему создания в СССР собственных боевых машин на базе трофейной техники, мы решили рассказать ещё об одной машине, которая создана на шасси немецкого танка Pz.Kpfw.III.





Машина, которая была выпущена в достаточно небольших количествах, но все-таки серийно. Увы, но в России таких машин в первозданном виде не сохранилось. В Москве, на Поклонной горе есть образец-гибрид. Настоящая ходовая и современная башня.

Единственная такая машина, которую действительно произвели в годы Великой Отечественной войны и которая участвовала в боевых действиях, находится в виде памятника на постаменте в украинском городе Сарны. Машина была найдена на дне реки, поднята и стала памятником.

Рассказы об оружии. СУ-76и: первое штурмовое


Итак, герой сегодняшнего рассказа — самоходная установка СУ-76и.

Машина, которую часто незаслуженно критикуют. Машина, которая по огневой мощи не уступала танку Т-34. Машина, которая смогла заменить на время доработки полностью советскую СУ-76. Всего 201 СУ-76и. Но это 201 герой и 201 героический экипаж.

Начать следует не с истории создания, а с названия. Дело в том, что для большинства любителей советской техники существует две самоходки. СУ-76и и СУ-76(С-1). Есть и те, кто скажет, что была ещё одна САУ — СУ-76(T-III). Да, все эти машины были в РККА. Но, на самом деле это одна машина. Просто на разных стадиях разработки.

СУ-76(Т-III) — это всего лишь промежуточное обозначение машины, которое использовалось в начале разработки САУ. СУ-С-1, в других документах СУ-76(С-1) — это обозначение, под которым машина была принята на вооружение. СУ-76и — это название современное. Буква "и", кстати, обозначает "иностранная". Мы будем использовать современное обозначение САУ.



В материале о САУ СГ-122 мы затронули тему дальнейших разработок КБ А. Н. Каштанова. Уже при разработке самоходной гаубицы для конструкторов стало понятно, что шасси танка Pz.Kpfw.III без серьезной доработки использовать для создания тяжелых САУ проблематично. Те же СГ-122 были явно перегружены впереди. Что создавало множество проблем экипажам.

Уже в 1942 году Каштанов вышел с предложением поставить на немецкое шасси 76,2-мм пушку ЗиС-3Ш. Именно такая пушка устанавливалась на СУ-76. В другом варианте предлагалось использовать Ф-22УСВ. Оба варианта были по-своему хороши и плохи. Орудия были достаточно хорошо скомпонованы и обладали хорошими огневыми свойствами. Однако существовал недостаток, который делал их использование проблематичным.

Крепление станка к полу при наводке орудия как по вертикали, так и по горизонтали, приводило к тому, что между броневым листом и корпусом рубки появлялись щели. Экипаж подвергался опасности быть пораженным не только снарядами, но и осколками и даже пулями стрелкового оружия.

Каштанов рассматривал и классическое решение — использование тумбы. Но в этом варианте боевое отделение уменьшалось, что приводило к уменьшению боекомплекта САУ. "Американский" вариант размещения одного из членов экипажа во время боевой работы вне машины даже не рассматривался.

Лучшим решением была установка орудийной установки С-1, которую разработали в ЦАКБ на основе Ф-34. Орудие устанавливалось не внутри рубки, а на лобовом листе корпуса. Для этого на С-1 была специальная карданная рамка. Машина получала вид привычной самоходки. Да и установка С-1 для конструкторов не была проблемой.



1942 год для СУ-76 выдался сложным. Использование машин не по назначению привело к огромным потерям. Машина была предназначена для непосредственной поддержки пехоты. Согласитесь, трудно возразить командиру СУ-76 на фразу командира стрелкового подразделения вроде "у тебя броня и орудие, а у моих солдат из защиты только небо и земля". Вот и горели самоходки, выкатываясь на прямую наводку против танков.

Но особенно много нареканий и, чего греха таить, смертей, было от двух двигателей, которые периодически рассинхронизировались и выводили из строя не только силовую установку, но и шасси. Причем явление это было настолько частым, что командование РККА потребовало снять САУ с фронта и отправить на доработку.

Вот тогда-то и появился заказ на разработку Каштанова! Начало 1943 года. Точнее, 3 февраля 1943 года, Народный комиссариат вооружения издал распоряжение о подготовке серийного производства штурмовой самоходной пушки на трофейной базе. Естественно, разработку новой САУ поручили КБ Каштанова.

К этому времени у А. Н. Каштанова уже было полноценное КБ в Свердловске. Да и два завода (№37 и №592), которые этим же распоряжением были подчинены КБ, существенно ускоряли работу. А времени, как всегда, не было совсем. Первый опытный образец нужен был уже 1 марта! Необходимо было переделать 200 единиц техники! Увы, но прототип был закончен только 6 марта. И в этот же день начались его испытания.



Часто возникает вопрос о калибре. Почему такие "перепады настроения" — от 122-мм гаубицы до 76-мм орудия? Ответ опять же в назначении машин и наличии орудий в РККА. СГ-122 показала, что крупнокалиберные орудия для данного шасси тяжеловаты. Да и не дело машины поддержки пехоты громить танки и укрепления. А для полевых орудий, дзотов и пулеметных гнезд 76 мм хватало.

Да и не было у нас более крупного, например, 85-мм, орудия. Д-5 только испытывалось. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что Каштанов предлагал сразу оснастить САУ именно этими орудиями. На что получил ответ (14 сентября 1943 года) с отказом. Проект предлагалось "заморозить" на время.

Рассмотрим машину повнимательнее. Внешне СУ-76и очень похожа на СГ-122. Однако при более внимательном рассмотрении становится понятно, что переделки были все-таки значительные. Даже при том, что корпус практически сохранился в первозданном виде. Естественно, за исключением срезанных надстройки и башни. Поэтому повторяться не будем.



Посмотрим на боевую рубку. Рубка собиралась из листов катаной броневой стали. Толщина листов была различной. Лоб — 35 мм, борта — 25 мм, корма и крыша — 15 мм. Причем верхний бронелист был цельнолитым и крепился к бортам болтами.



Экипаж машины имел возможность обороняться от пехоты противника, используя специальные отверстия на лбу, в бортах и левой кормовой створке рубки. Отверстия для стрельбы из ППШ (входили в комплект самоходки) закрывались специальными броневыми заслонками. Также для стрельбы мог быть использован и верхний двухстворчатый люк. В обычное время этот люк использовался для посадки и высадки экипажа.



Интересное решение найдено конструкторами и для увеличения обзорности экипажа. Не секрет, что этот момент являлся серьезным недостатком многих советских САУ.



Начнем с механика-водителя. В отличие от других боевых машин, механик СУ-76и смотрел не только вперед, но и по бокам. Смотровые люки располагались таким образом, что в лобовой триплекс водитель видел дорогу, в боковые то, что происходит на флангах. Более того, каждый триплекс был защищен от случайных пуль специальной броневой заслонкой.

Для экипажа в рубке тоже была возможность осматривать местность вокруг. Те самые отверстия для стрельбы из ППШ прекрасно выполняли роль щелей для осмотра местности. Кроме этого, была ещё и командирская панорама ПТК-5. В целом по этому показателю СУ-76и превосходил остальные САУ того периода.

Теперь вернемся к установке С-1. Конструкторы, рассматривая вариант ГАЗовского бронирования, остались недовольны сложностью именно этого элемента конструкции С-1. Итогом этого недовольства стала новая литая маска, позволяющая наводить орудие в пределах от -5 до +15 градусов по вертикали и +(-) 10 градусов по горизонтали. Тут просто нельзя пройти мимо сроков сдачи маски. Конструкторы завода №592 и УЗТМ разработали и представили маску за 5 (!) дней.

С прицельным оборудованием вопрос был решен примерно так же. Конструкторы приспособили для новой машины прицел ТМФД-7 от полевой пушки ЗиС-3.

Выбор орудия имел свои преимущества. СУ могла использовать практически весь спектр танковых снарядов калибра 76-мм. В номенклатуру боеприпасов СУ-76и входили унитарные выстрелы со стальной осколочно-фугасной дальнобойной гранатой (ОФ-350, О-350А, Ф-354), бронебойно-трассирующим снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350СП), кумулятивным снарядом (БП-353А), подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом (БР-354П), пулевой шрапнелью (Ш-354, Ш-354Т и Ш-354Г) и картечью (Щ-350).

СУ имела внушительный боекомплект, позволяющий вести бой достаточно долгое время без дополнительного снабжения. 96 выстрелов для пушки – это весомо. Размещение боекомплекта было следующим: 48 выстрелов находились в правом заднем углу рубки на горизонтальном стеллаже, 38 – в вертикальных стойках вдоль левого борта и 10 – в вертикальной стойке вдоль правого борта.

Для защиты машины в комплект вооружения входили два пистолета-пулемета ППШ (боекомплект 994 патрона) и 25 гранат Ф-1 в подсумках. И это в дополнение к личному оружию экипажа, то есть пистолетам ТТ. Вполне достаточно для короткого боя на ближней дистанции.

Машина была принята на вооружение 20 марта 1943 года. И уже в начале мая первые СУ-76и были в войсках. С этого же времени заводы прекратили отправку в действующую армию СУ-76. Все машины возвращались на заводы для устранения выявленных недостатков.

Сборка самоходных орудий на немецком шасси продолжалась до ноября 1943 года включительно. В общей сложности успели собрать 201 СУ С-1. По месяцам они распределились следующим образом:
март – 1;
апрель – 25;
май – 15;
июнь – 20;
июль, август и сентябрь – по 26;
октябрь и ноябрь – по 31.

Причем в августе из 26 выпущенных СУ 20 были командирскими. Отличие от обычных машин в системе связи. Командирские машины оснащались более мощными радиостанциями.



Как же воевали новые машины? Рассказ был бы неполным именно без боевых эпизодов применения этих СУ. Но начнем мы не с советских документов, а с немецких. Документ из архива управления "Иностранные армии — Восток" армейской разведки "Абвер". Донесение датировано 25 октября 1943 года. Отправитель — штаб 1-й танковой армии вермахта.

"В 177-м танковом полку 64-й механизированной бригады имеется четыре роты по 11 машин в каждой. Эти боевые машины имеют обозначение Sturmgeschütz (штурмовое орудие) 76mm. Они изготовлены на шасси немецкого танка Panzer III с двигателем Maybach. Новая рубка имеет толщину брони в лобовой части 3-4 см, на бортах — 1-1,5 см. Рубка открыта сверху. Орудие имеет углы горизонтальной наводки 15° в каждую сторону и вертикальной наводки ±7°".

Это как раз о СУ-76и. Не раз в немецких документах СУ-76и сравнивалась по эффективности с танком Т-34. Согласитесь, сравнение более чем почетное. Вообще, немудрено, так как по огневой мощи машины были равны, поскольку орудие было одно и то же.

Советские же документы того периода часто достаточно сложно рассматривать. Дело в том, что боевые машины не делились по наименованиям. СУ-76 могла быть любой. Главное — калибр орудия машины. Тем не менее, достоверные факты о частях, которые использовали именно СУ-76и, есть. Это три самоходных артиллерийских полка в составе 5-й гвардейской танковой армии — 1901-й, 1902-й и 1903-й. Известно также и место, где воевали эти машины. Юг России и север Украины.

Очень много споров вызывает участие этих самоходок в Курской битве. Увы, но достоверных фактов об этом найти не удалось. По крайней мере о сражении в районе Прохоровки. Как нет и ссылок на такое участие у других авторов. Скорее всего, советское командование учитывало слабое бронирование этих машин и не считало их реальными противниками для танков и ПТО немцев. Кстати, именно на это указывают и дальнейшие события. СУ использовались больше на флангах.

Так, 13-я армия Центрального фронта, которая обороняла рубеж в районе Понырей, первоначально просто не вводила имеющиеся 16 СУ-76и в бой. Даже в самые сложные для обороны дни. Эти машины были в резерве. Ровно до того момента, когда немцы прорвали оборону. Вот тут-то и появились СУ-76и на рубеже.

О конкретных боевых эпизодах рассказывать не будем. А вот итоги для самих СУ более чем тяжелые. Из 16 машин подбито ровно половина — 8 единиц. Из которых 3 машины сгорело.

Интересно почитать боевые донесения из уже упомянутого выше 1902-го сап. Полк прибыл в 5-ю гвардейскую 2 августа 1943 года. В составе полка было 15 СУ-76и. Первое боевое крещение полк принял только через 12 дней. Причина такой задержки заключалась в отсутствии автотранспорта для доставки боеприпасов и горючего. Однако уже 14 августа полк стал участвовать в боях.

Практически с 14 по 31 августа полк постоянно находился на передовой и участвовал в боях и стычках с противником. Серьезных боев было пять. В боях полк уничтожил два танка, девять орудий, 12 пулеметных гнезд и до 250 солдат противника.

20 августа немцы стали отходить. СУ-76и стали их преследовать. Вот тут-то и сказалось преимущество более легких СУ перед танками. Скорость самоходок была выше. В итоге шесть СУ-76и уничтожили еще три танка.

Однако ожесточенные бои, особенно с танками и САУ, выбивали самоходки с очень большой интенсивностью. Судя по сводкам, основные потери самоходки понесли в сентябре 1943 года. Именно тогда машины стали использовать по их прямому назначению — для поддержки пехоты. Машины придавались стрелковым полкам и батальонам в количествах 2-7 штук. И шли в атаку на насыщенную ПТС оборону немцев.

Как бы то ни было, но свой вклад в общую победу над врагом эти СУ сделали. Да, они воевали всего год. Но именно они дали время нашим инженерам и конструкторам ликвидировать недостатки СУ-76 и вооружить нашу армию хорошими машинами. Кстати, по количеству выпущенных единиц твердое второе место (после Т-34) занимает именно Су-76. Советской конструкции.

Эффективность этих самоходок была действительно велика. В одном из источников мы нашли такой интересный факт, за достоверность которого ручаться не можем, но... в одном из боев 1944 года нашими войсками была уничтожена немецкая самоходка. После осмотра она оказалась именно СУ-76и! Получается эта машина была двойным трофеем. В начале нашим, затем немецким. Чего только не бывает на войне...

Ну и традиционные ТТХ героини, СУ-76и образца 1943 года:

Масса: 22 500 кг.
Экипаж: 4 чел.

Размеры:
Длина: 6 900 мм.
Ширина: 2 910 мм.
Высота: 2 375 мм.
Клиренс: 350 мм.

Вооружение:
— 76,2-мм пушка С-1, боекомплект 96 снарядов.
— 2 пистолета-пулемета ППШ, боекомплект 994 (14 дисков).
— 25 гранат Ф-1.

Бронирование:
лоб корпуса: 30 мм.
лоб рубки: 35 мм.
борт корпуса: 30 мм.
борт рубки: 25 мм.
корма, крыша, днище: 15 мм.

Двигатель: Maybach HL120TRM, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 300 л.с.
Скорость: 50 км\ч по шоссе.
Запас хода по шоссе: 180 км.

Преодоление препятствий:
Угол подъёма: 30°.
Высота стенки: 1,00 м.
Глубина брода: 1,00 м.
Ширина рва: 2,10 м.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    28 апреля 2019 05:54
    Продолжая тему создания в СССР собственных боевых машин на базе трофейной техники, мы решили рассказать ещё об одной машине, которая создана на шасси немецкого танка Pz.Kpfw.III.

    Даже так..... Буквально неделю назад уважаемые Авторы опровергали существуете иных САУ на базе трофейной техники, кроме СГ-122.
    Доброго дня всем, Коте!
    1. +3
      28 апреля 2019 06:32
      Первой машиной, о которой рассказано в предыдущей статье была именно установка СГ-122. СУ-76и стала второй машиной. Так в чем противоречие? Или были машины, которые выпускались в СССР на базе трофейных до СГ?
      Малость передергиваете. Кстати, в чертежах, параллельно СУ-76и есть ещё несколько машин. Не выпускались просто потому, что трофеи стали другие. К примеру, СУ-85и Каштанова.
      1. [quoteК примеру, СУ-85и Каштанова.][/quote]
        Не слышал про такую. Смею предположить, что она проектировалась на шасси "четвёрки".
        1. 0
          28 апреля 2019 07:23
          СУ-76и — это название современное. Буква "и", кстати, обозначает "иностранная".

          С целью подчёркивания происхождения машины как трофея, взятого у битых Panzerwaffe и Wehrmacht,предложил бы термин "импортная" lol
          1. +4
            28 апреля 2019 09:47
            Цитата: Сепар ДНР
            С целью подчёркивания происхождения машины как трофея, взятого у битых Panzerwaffe и Wehrmacht,предложил бы термин "импортная"

            Смею заметить, слово импортная, здесь не подходит. Таможенный контроль данные самоодки не проходили и таможенный сбор за них не взимался. Импорт
            Импорт — ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и тому подобное на таможенную территорию государства или страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз.
            Импорт — Википедия
            1. -2
              28 апреля 2019 09:56
              Цитата: амурец
              Импорт — Википедия

              Да плевать на все условности и определения yes
              Ведь,во многом,СССР,действуя как раз вопреки "правилам войны"(как их понимали немцы),удалось одержать Победу...
        2. +2
          28 апреля 2019 19:25
          Цитата: Сергей Михайлович Карасёв
          Смею предположить, что она проектировалась на шасси "четвёрки".

          Нет..Она проектировалась в одно время с ?6и...Не прошла потому, что пушки 85-мм не было. Она только проходила испытания. А СУ-76 гадо было срочно снимать с фронта для модернизации. Есть письмо замнаркома на имя Каштанова, в котором он прямо пишет именно об отсутствии пушки
          1. Понятно. Спасибо. hi
            ИМХО, хоть в 1944г. количество трофеев не уменьшилось, а 85-мм пушка для самоходок была отработана в серии, актуальность использования трофейных шасси упала так как, с одной стороны, своих шасси было в достатке, с другой стороны, немцы при отступлении имели привычку уничтожать до невозможности восстановления технику, которую не могли эвакуировать. А собирать одно рабочее шасси из трёх-четырёх аварийных просто экономически было невыгодно. Опять, таки, проблема с несерийными запчастями. Более-менее целые трофеи проще было использовать как есть, пока не выйдут из строя или боеприпасы не кончатся. Поэтому использование трофейной базы для советской бронетехники и кануло в лету.
            1. 0
              29 апреля 2019 13:42
              Цитата: Сергей Михайлович Карасёв
              хоть в 1944г. количество трофеев не уменьшилось

              Посмотрите когда выпускалась и воевала Су-76и..В 44-м их уже не было. Были СУ-76
              1. Вот именно, что в 43-м. Своё мнение, почему их не было в 44-м, я высказал выше. К тому же ещё одна причина появления СУ-76И- ненадёжность базового шасси СУ-76:\
                Но особенно много нареканий и, чего греха таить, смертей, было от двух двигателей, которые периодически рассинхронизировались и выводили из строя не только силовую установку, но и шасси. Причем явление это было настолько частым, что командование РККА потребовало снять САУ с фронта и отправить на доработку.
      2. Комментарий был удален.
        1. +4
          28 апреля 2019 10:29
          Кстати, если не ошибаюсь, то в 1941 году во время обороны Москвы было переделано несколько трофейных танков Ранцер1. К сожалению, название завода, количество и фамилию инженера не вспомню. Перевооружить их авиационными пушками. Фото и чертежей нет, все были потеряны.
          1. Надо понимать, на них поставили ТНШ и получили Т-60 на немецком шасси?
        2. 0
          29 апреля 2019 18:18
          Цитата: Коте пане Коханка
          Цитата из предшествующей статьи Авторов!

          "Очень часто, рассказывая о технике, которую использовали противоборствующие силы во время Второй мировой войны, мы слышим мнение о том, что РККА практически не использовала трофейные машины. Нет, технически исправные машины без переделки использовались. А вот создавать что-то на трофейных шасси, как это делали немцы, мы не пробовали. При этом приводится множество примеров именно зарубежных армий."
          Ну это уже просто не порядочно. вырывать из контекста фразу и извращать весь текст таким образом. Мелко как-то.....
    2. Комментарий был удален.
  2. +3
    28 апреля 2019 07:15
    Интересно, у трофейного СУ-76И, орудие оставят прежним, или вернут "родное", 75-мм.
    1. +3
      28 апреля 2019 08:02
      ,,из 23 танковой дивизии(23 Pz.Div) ?


      1. 0
        28 апреля 2019 14:23
        stug III серьёзнее, конечно
    2. +1
      28 апреля 2019 17:22
      Цитата: igordok
      , у трофейного СУ-76И, орудие оставят прежним, или вернут "родное", 75-мм.

      Если судить по той СУ-76и, которую советские войска захватили в 44-м, орудие оставалось советским
  3. +2
    28 апреля 2019 07:17
    На фото самоходки из Сарнов виден щиток на орудии. Фотография машины поднятой со дна реки Случь взята отсюда https://starcom68.livejournal.com/1223301.html
  4. +3
    28 апреля 2019 08:09
    В Москве, на Поклонной горе есть образец-гибрид. Настоящая ходовая и современная башня.
    ,,от рубки и не оставалось ничего
    1. +2
      28 апреля 2019 19:28
      Цитата: bubalik
      ,,от рубки и не оставалось ничего

      Большое дело сделали реставраторы...Хорошо когда руки растут оттуда, откуда их природа растила...Иногда смотроишь на такие работы и диву даешься. Это каким надо быть фанатом и знатоком машин, чтобы воссоздать то, что утяряно...Спасибо нам надо говорить этим ребятам
  5. +1
    28 апреля 2019 08:50
    Был какой-то старый советский фильм о самоходчиках на Су-76. Название не помню, а как хочется пересмотреть...
    1. +3
      28 апреля 2019 09:54
      Цитата: avia12005
      Был какой-то старый советский фильм о самоходчиках на Су-76. Название не помню, а как хочется пересмотреть...

      На сколько я правильно вас понял, речь идёт о книге В.Курочкина "На войне как на войне" и одноимённом фильме. Правда там описывается и показывается экипаж самоходки СУ-85.
      1. +7
        28 апреля 2019 10:21
        В фильме "На дорогах войны", если память не изменяет, знакомые главного героя артиллеристы ПТО сменили сорокапятку на Су-76м по ходу действия.
        1. +2
          28 апреля 2019 10:48
          Спасибо!! По моему то, что надо!!!
      2. +3
        28 апреля 2019 10:48
        нет, это не то)))
        1. 0
          28 апреля 2019 17:34
          Может что-то северокорейское? В 1970-х их фильмы про войну периодически появлялись
          1. +1
            28 апреля 2019 19:22
            именно "На дорогах войны" !!!
    2. +2
      28 апреля 2019 14:44
      Кажется фильм называется:" на войне как на войне ". Я когда читала описание этой самоходки вспомнила эпизод,когда механик вылез из машины, а в руке чека от гранаты. Даже сейчас помню фамилию главного героя: Малежко,а может Малежкин?, в детстве я таким представляла своего мужа.
      1. -2
        3 мая 2019 15:08
        Цитата: Astra wild
        Даже сейчас помню фамилию главного героя: Малежко,а может Малежкин?, в детстве я таким представляла своего мужа.

        Красавец. Этот же актер потом играл Крыса, помните?
  6. +4
    28 апреля 2019 09:28
    В городе Сарны до 1990 года бывал неоднократно,там были склады нашей 43 армии,буквально рядом был костел из гранитного бутового камня в довольно заброшенном виде. Сейчас он отреставрирован. Склады были расположены в строениях воинской части еще панской Польши, все здания очень добротные,в казармах и штабе сохранился оригинальный паркет из широких дубовых плашек.Умели строить паны, однако.
    А ,вот, эту САУ,почему-то, не помню. Или она была установлена уже после 1990 года.
    1. 0
      21 октября 2019 11:12
      Она там стоит с 1978 года. Возле ресторана Сарны.
  7. 0
    28 апреля 2019 09:44
    интересная машинка и не слыхал о такой
    1. 0
      28 апреля 2019 19:32
      Цитата: Грац
      интересная машинка и не слыхал о такой

      Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам (с) Шекспир
      Железо, в любом виде, притягивает. А если ты ещё и чуть-чуть понимаешь что к чему, то любая машина просто шедевр человеческой мысли...Даже просто потрогать некоторые машины счастье...
  8. +4
    28 апреля 2019 10:32
    Спасибо авторам. Кстати, в немецком отчёте пишется об "открытой сверху рубке..." Это не опечатка. Из за плохой вентиляции самоходчики часто снимали ее. Благо, крепилась на болтах.
  9. +1
    28 апреля 2019 13:11
    Авторам статьи большое спасибо за популяризацию музея Верхней Пышмы.
    9-го мая ходим с сыном с самого открытия Музея, раньше даже не было зданий просто открытая площадка с бронетехникой, каждый год добавляется новая экспозиция. Жалко что теперь детей не пускают полазить по техник.
  10. 0
    28 апреля 2019 14:57
    О как!! Спасибо за интересную статью!!
  11. 0
    28 апреля 2019 15:17

    Внутри боевого отделения СУ-76И. В правом верхнем углу - место командира
    1. 0
      28 апреля 2019 15:24

      Размещение механик-водителя, наводчика и заряжающего по сравнению со StuG III не менялось.
      1. +5
        28 апреля 2019 15:30

        Интересный снимок.На нем свонго рода "двойной трофей" - СУ-76И, оказавшуюся трофеем немецкой 23-й танковой дивизии, очевидно где то на Украине.
        1. +1
          28 апреля 2019 15:33

          Еще одна интересная фотография. Одной из проблем СУ-76И было отсутствие руководства по эксплуатации. Оно появилось, но было это уже в 1944 году, когда эксплуатация СУ-76И подходила к концу.
  12. 0
    28 апреля 2019 22:13
    Большое спасибо за статью. Очень взвешенный анализ истории появления и боевого примнения этой машины. Не много их было выпущено, но они попали с самое пекло середины 1943г, когда у врага появилось преимущество в уровне техники, а нам выпало время наступать!
  13. -3
    3 мая 2019 15:03
    самоходная установка СУ-76и.
    Машина, которую часто незаслуженно критикуют. Машина, которая по огневой мощи не уступала танку Т-34.

    СУ-76 критикуют заслужено. Это Т-34/76 незаслужено НЕ критикуют.
    Осколочность 76 мм ОС военного времени (О-350А) была примерно равна осколочности 57 мм ОС англо-саксов.
    Бронебойность ББС военного времени "дивизионных трехдюймовок" была примерно равна бронебойности 50 мм PaK38.
    Поэтому говорить о том, что Т-34/76 и СУ-76 были вооружены нормальным для своего времени оружием нельзя. Нельзя говорить также о том, что такие пушки ("легендарные трехдюймовки") обладали какой-то приемлемой "огневой мощью". Дрянь это была. Дрянь, покрытая густым слоем вранья Совагитпропа.
    1. 0
      13 мая 2019 00:17
      Балерина-основная дивизионка Зис-3 конструкции Грабина.Су 76 Бр.В 90 е еще на вооружении как для партизан
      1. 0
        13 мая 2019 00:19
        Балерина имелась ввиду
  14. 0
    21 октября 2019 11:16
    Это она у нас в городе стоит.Я когда-то Уроки в ней прогуливал.
    Вот ссылочка https://yuripasholok.livejournal.com/2576214.html

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»