Что не так с «новейшим» ПМК проекта 12700?

84
Несмотря на бравурные заверения ряда должностных лиц о якобы успешном решении задач старыми тральщиками ВМФ, их абсолютная устарелость и ограниченные боевые возможности ясны всем объективным наблюдателям и специалистам.

Вопросы состояния тральщиков боевого состава ВМФ и причин кризиса ПМО рассмотрены в статье «Что не так с нашими тральщиками?»



Командование ВМФ «надеялось» на выход из «кризиса ПМО» строительством серии новых противоминных кораблей (ПМК) проекта 12700. Увы, никаких оснований (в существующем облике проекта 12700) для этого не было и нет.



Современное состояние минной (противоминной) войны


Говоря о новых ПМК, моделях и «технологиях» ПМО, необходимо обозначить современные условия решения задач ПМО.

«Тонкая обработка» физических полей целей и появление «мин-защитников»


Ключевой проблемой современных противоминных действий является появление в 90-х годах прошлого века высокочувствительных многоканальных неконтактных взрывателей (НВ) с «тонкой» цифровой обработкой сигналов цели. Возможность настройки таких НВ в режиме «минного защитника» (на срабатывание от физических полей (ФП) противоминных необитаемых подводных аппаратов (НПА), в первую очередь акустического, дискретных составляющих (ДС) шума, поставило под вопрос всю «классическую» концепцию противоминных действий (с гидроакустическими станциями (ГАС) миноискания и работающими впереди по курсу тральщика-искателя мин (ТЩИМ) телеуправляемыми НПА (ТНПА) доразведки и уничтожения мин).

С учетом резко возросшей «интеллектуальности» НВ мин (и, соответственно, высокой вероятности подрыва специализированных ТНПА ПМО) остро встал вопрос стоимости современных противоминных средств, и возможности их эффективного применения в случае массированной постановки мин.

Необходимо подчеркнуть, что данная техническая революция неконтактных системы мин за рубежом прошла давно, в 90-х — начале 2000-х годов (и даже в странах третьего мира в 2000-х годах на вооружении появились мины с взрывателями с «тонкой обработкой»).

Наглядное подтверждение этому – информация о пакистанской донной мине, принятой на вооружение в самом начале 2000-х гг.


Донная мина ВМС Пакистана, разработки начала 2000-х гг.


Мы же в этом вопросе катастрофически отставали и отстаем до сих пор.

Пример: «новые» (в кавычках) неконтактные взрыватели мин АПМ, в которых сохранена старая аналоговая обработка сигналов (времен конца 50-х — начала 60-х годов).

Что не так с «новейшим» ПМК проекта 12700?

Диаграмма срабатывания каналов АПМ (презентация КМПО «Гидроприбор»)


Причины этого изложены в статье (2008 г.) С.Г. Прошкина (бывшего гендиректора ЦНИИ «Гидроприбор», крупного отечественного специалиста по минам) и Б.Г. Калминского:
Эффективное использование широкополосных сигналов, методов и алгоритмов цифровой обработки стало возможным лишь в последнее десятилетие, когда на мировом рынке появились оптимизированные по критерию производительность/энергопотребление средства цифровой обработки в реальном масштабе времени… в то же время в отечественной электронной промышленности этому вопросу уделяется недостаточное внимание… так, один из самых современных отечественных сигнальных процессоров 1892ВМ3Т («Мультикор»), хоть и обладает производительностью сравнимой с лучшими зарубежными образцами, имеет существенно большее энергопотребление … Это обстоятельство приводит к ограниченному применению отечественных компонентов цифровой обработки в бортовой аппаратуре МПО. …если бортовая аппаратура, спроектированная на базе процессора ADSP-BF533 обеспечит… работоспособность в течение 1 года, то аппаратура на базе процессора 1892ВМ3Т не проработает и одного месяца.


Безусловно, новое начинает прибиваться, но процесс этот непростой и длительный (особенно если ему активно помогают «эксперты» и «специалисты» ВМФ, считающие что у нас «и так все хорошо»).

Малозаметные мины


Появление в середине 80-х годов прошлого века на вооружении ВМС зарубежных стран малозаметных мин резко повысило требования к гидроакустическим станциям (ГАС) миноискания и точности позиционирования обнаруженных целей (миноподобных объектов).

Следует отметить, что в ВМС зарубежных государств (в отличии от ВМФ РФ), малозаметные мины давно стали типовой целью при отработке расчетов ПМО.


Макеты малозаметных донных мин (штатные средства ВМС НАТО)


Особенно остро проблема малозаметных донных мин стоит на слабых (со слабой несущей способностью) и «засоренных» ложными целями грунтах.


Пример гидролокационной картины «засоренного» дна


Возможность применения противником малозаметных мин ставит крайне жесткие требования не только к ГАС миноискания, но и точности определения координат каждой цели (с ошибкой не более 1 м).

Очень высокие требования предъявляются к гидроакустическим станциям миноискания.

Более того, только ПМК, оснащенный мощной специализированной ГАС миноискания, высокоточными средствами навигации и управления противоминными действиями и комплексом средств уничтожения (подводные аппараты и средства неконтактного траления), способен обеспечить эффективную борьбу с минной угрозой.

АНПА на его фоне играют преимущественно вспомогательную роль, хотя в ряде условий, например, при наличии льда, могут выйти на первое место.

Работа в условиях серьезной минной опасности требует специализированных кораблей, имеющих не только уменьшенные физические поля и современный противоминный комплекс, но и специально подготовленные экипажи. «Универсальный корабль» построить можно, но хорошо подготовить «универсальный экипаж» для всех задач – нет.

Стоимость противоминных действий и количественные параметры минной угрозы


Очевидно, что одним из ключевых требований к противоминным силам ВМФ является способность решения задач в условиях массированного применения противником мин. Это актуально не только для мировых войн, но и для локальных. Например, при минировании («минной блокады») авиацией США портов Вьетнама авиацией США было поставлено более 12 тысяч мин!


Мины в бомбоотсеке бомбардировщика


Данный фактор требует значительного ограничения стоимости уничтожения одной мины для обеспечения необходимого количества противоминных средств в ВМФ. Фактор этот исключительно важен, однако о нем часто «забывают» не только многие лоббисты отечественных и зарубежных предприятий, но и… сам ВМФ.

Проект 12700


История ПМК проекта 12700 очень похожа на «зигзаги» с историей БДК «Иван Грен», и, с учетом всех этих перипетий (проект сменил 8 главных конструкторов!), у ЦМКБ «Алмаз» и строителя, Средненевского завода получилось, в общем-то, неплохо.

Ключевые проблемы проекта 12700 – это не проблемы проектирования и постройки (хотя и здесь есть что дорабатывать), а следствие давно устаревшей концепции и моделей применения ПМК от ВМФ РФ.

Практически все предшествующие ПМК ВМФ имели или стальные маломагнитные корпуса, или деревянные. Массово композитные корпуса для ПМК в СССР «не пошли». Однако для перспективного ПМК ВМФ их применение было практически безальтернативным: маломагнитная сталь не обеспечивала требования по физполям, а эпоха дерева уходила.

В качестве главного комплекса планировалась установка интегрированной системы из ГАС миноискания, включающей в себя подкильную буксируемую антенну (буксируемое тело, БТ) и антенну на самоходном подводном аппарате (СПА, данная аббревиатура принята в отечественной документации по комплексу). Этот же СПА должен был решать задачу классификации и уничтожения обнаруженных мин.


СПА ИСПУМ (фото: forums.balancer.ru)



Буксируемое тело (БТ) ИСПУМ. (фото: forums.balancer.ru)


Смысл применения антенны ГАС миноискания на СПА — в обеспечении гарантированного поиска в сложных гидрологических условиях.


Идея комплекса с антенной ГАС МИ на СТА была, очевидно, заимствована с западных СПА с ГАС Double Eagle





СПА Double Eagle с ГАС МИ


Но на Западе это было реализовано иначе: СПА с дорогостоящей ГАС миноискания был именно средством поиска, а «молотками» для уничтожения мин являлись гораздо более простые аппараты РАР-104 (массово дополненные сегодня малыми ТНПА ПМО).

Например, на 450-тонных тральщиках типа «Трипартит», заходивших с визитом на МВМС-2009, было два ТНПА-«уничтожителя» РАР-104 и один ТНПА-«искатель» Double Eagle.


СПА Double Eagle с ГАС МИ и два «молотка» — ТНПА РАР-104 на ТЩИМ ВМС Франции, МВМС-2009 г.



СПА Double Eagle Mk-III и малый ТНПА ПМО SeaFox


По вопросу общей структуры и модели применения комплекса ИСПУМ можно процитировать отчет за 2012 г. одного из его соисполнителей: ОАО «Арзамасский приборостроительный завод»:
Объект, обнаруженный ГАС, подлежит идентификации (опознанию) с последующим уничтожением цели. Выполнение данной операции возлагается на самоходные подводные аппараты (СПА), управляемые по кабелю.
В подавляющем большинстве существующих в настоящее время аппаратов схема движительно-рулевого комплекса состоит из движителей, гидронасосной станции, питающей гидромоторы движителей, и аппаратуры управления движителями.
Задача обеспечения выполнения требований по скорости перемещения СПА сводится к увеличению коэффициента полезного действия энергосиловой установки аппарата путем применения в винтомоторных агрегатах электродвигателей.
СПА осуществляет поиск цели при совместном движении с носителем, для чего необходимо отвести СПА на курсовой угол и расстояние от 100 до 150 м от носа корабля, передать управление с переносного пульта управления на основной пульт и произвести заглубление СПА на заданную глубину для обеспечения работы гидроакустической навигационной системы.
После этого следует вывести СПА с максимальной скоростью в исходную точку — точку начала поиска гидроакустического модуля (ГАМ) и произвести поиск и наведение СПА на подводный объект по данным ГАМ.
Дальнейший режим работы СПА связан с решением тактической задачи на корабле: поиск следующего подводного объекта или завершение работы.


Повышение ТТХ СПА ИСПУМ от «Маевки» планировалось достичь за счет отказа от гидравлического привода движителей с переходом на электромоторы. Решение технические верное, однако цена оказалась много выше «Маевки».

В итоге, несмотря на очень большое водоизмещение (под 1000 тонн), на проекте 12700 в комплексе ИСПУМ мы получили только один крайне дорогостоящий искатель-уничтожитель (фактически кусок гидроакустического комплекса весом в тонну), который из-за своих физических полей подорвётся на первом же «минном защитнике».

Опубликованные результаты замеров физполей подводных аппаратов даже с малой мощностью приводов показывают полную возможность реализации режима «минного защитника» даже в простых современных неконтактных взрывателях мин.


Результаты замеров акустического поля АНПА в реальных условиях


Более того, возможность подрыва на «минных защитниках» указывалась компетентными отечественными специалистами как главный недостаток предшествующего комплекса «Маевка»!

Ничего удивительного здесь нет: это общий серьезный недостаток всех «тяжелых» СПА ПМО. Собственно говоря, это и вызвало появление «малых» ТНПА – «одноразовиков».


Малый ТНПА-уничтожитель в качестве боевой нагрузки на тяжелом ТНПА Double Eagle, для исключения его подрыва на «минах-защитниках»


Если не вдаваться в подробности, то для модернизации «Маевки» был проработан ряд решений по устранению этого недостатка, однако тот же самый недостаток имеет и СПА ИСПУМ! Безусловно, о проблеме докладывалось специалистами руководству ГНПП «Регион», однако оно, прекрасно зная о ней, заняло беспринципную позицию сокрытия этого недостатка.

В результате в существующем виде ИСПУМ и ПМК проекта 12700 – «корабль до первой мины» с современным неконтактным взрывателем.

«Французский комплекс ПМО» на проекте 12700


Впервые о возможности установки французских систем ПМО на отечественные ПМК было заявлено в интервью А. Захарова по итогам «Евронаваль 2012 г.».


Вариант проекта 12700 с полностью французским вооружением ПМО


Автор не является жестким сторонником принципа «только отечественное». Смысл в закупке определенных образцов вооружения и военной техники за рубежом есть. Однако это должно быть то, чего у нас нет, и действительно достойные образцы. И такие закупки ни в коем случае не должны становиться «удавкой» для отечественных разработок.

В ситуации с «французскими системами» получилось все наоборот. Вместо закупки эффективных западных противоминных систем были куплены изделия фирмы ЕСА, имевшие при высокой стоимости крайне низкую боевую эффективность. Выбор для сотрудничества фирмы ЕСА был выполнен без серьезного обоснования и анализа эффективности их предложений. Очевидно, что определяющим при этом были совсем другие факторы.

Ряд заявлений в российских СМИ:
…противоминных «дронах» отечественной разработки комплекса «Диамант» (замены для французской безэкипажной системы)…

…поиском и уничтожением мин теперь займутся сделанные из углепластика легкие беспилотные катера — носители специальных подводных роботов

…благодаря пластиковому корпусу и малошумному двигателю эти аппараты «неинтересны» морским минам…

…сами катера с помощью бортовой гидроакустической станции, магнитометров и другого бортового оборудования легко обнаруживают мины…

…как рассказали «Известиям» в Главкомате ВМФ, испытания «Диаманта» уже завершены, появление в арсенале ВМФ таких систем означает выход отечественных минно-тральных сил на принципиально новый уровень…


Приведённые автором заявления не только абсолютно некомпетентны и не имеют под собой никаких оснований, они еще и очевидно заведомо «ангажированы».

Реальная ситуация:

1. Якобы «отечественный» комплекс «Диаманд» — это и есть французский комплекс DIAMAND, устанавливаемый в дополнение (а не вместо) к ИСПУМ.

2. Испытания комплекса показали его крайне низкую эффективность.

3. Безэкипажный катер (БЭК) Inspector, модификация которого Mk2 появилась в 2008 г., фирма ЕСА, несмотря на активную рекламную компанию, не смогла продать никому, кроме ВМФ РФ. «Особенности» контракта были таковы, что в процессе его «выполнения» и доставки катеров в РФ они «значительно подросли» (по массе и длине) и просто не «влезли» на ПМК проекта 12700.

4. БЭК Inspector имеет не просто крайне низкие ТТХ. Большие проблемы с мореходностью (для хотя бы частичного решения которых разработчик разместил в форпике балластные цистерны) «Инспектора» привели к тому, что у ряда должностных лиц возникли вообще серьезные сомнения по возможности применения бортовых БЭК для решения специальных задач!

5. Поисковая скорость БЭК Inspector крайне мала (в несколько раз меньше, чем у любых других БЭК ПМО), а использованные в рекламных целях (для «красивых картинок») высокочастотные ГБО не обеспечивают надежного обнаружения мин, например, на заросшем водорослями грунте.

6. Первоначально планировавшиеся к поставки одноразовые уничтожители K-Ster (в отличие, например, от немецких Sea Fox) крайне дороги, очень сложны в эксплуатации и не обеспечивают применения при минусовых температурах (!). Вместо них были поставлены «гражданские» обследовательские ТНПА SeaScan, которые вообще неспособны решать боевые задачи.




Малые ТНПА SeaScan на МТЩ «Александр Обухов» проекта 12700 (фото: forums.balancer.ru)


Причины всего этого заключается не только в «специфической обстановке» вокруг этого контракта, но и в том, что его исполнителем с российской стороны к работам были привлечены бывшие сотрудники «ЦНИИ кораблекрушения», абсолютно некомпетентные в тематике и давно ставшие у специалистов объектами колких шуток.

Сама структура и идеология построения комплекса DIAMAND с БЭК Inspektor2 была ориентирована на «рекламную демонстрацию», а не на фактическое решение задач ПМО, и имеет целый ряд принципиальных ошибок, ограничивающих возможности комплекса Diamand предельно простыми условиями.


БЭК Inspektor2 имеет сильный слеминг даже на малой волне


Специальное программное обеспечение автоматической классификации целей Triton комплекса DIAMAND обеспечивает удовлетворительную возможность работы только по простым минам, недавно положенным на песок. Работа в сколько-нибудь сложных условиях для Triton и DIAMAND заведомо не обеспечена.


Работа программы Triton



ТНПА SeaScan рядом с макетом мины (с установленным фирмой ЕСА дополнительными уголковыми отражателями)


Отечественный БЭК для ПМК проекта 12700


Для замены БЭК Inspector разрабатывался отечественный БЭК.

Безусловный и огромный плюс этой разработки — реализация отечественного помехоустойчивого высокоскоростного канала обмена данных, что имеет крайне важное значение для работ по тематике робототехнических комплексов (РТК) ВМФ.

Однако наш БЭК имеет ограниченные ТТХ, обусловленные исходными недостатками лодки БЛ-680 (на базе которой он делался), фактически просто непригодной для эффективного решения задача ПМО.


Отечественный БЭК для проекта 12700 (фото: forums.balancer.ru)


Необходим мореходный рубочный бортовой катер (и БЭК) уменьшенного веса (с сохранением полезной нагрузки не менее БЛ-680) и «свободной кормой», имеющий надежный морской двигатель, предназначенный для профессиональной работы в море.

Кроме того, есть вопросы по самой концепции БЭК искателя.

Или одиночный «дорогой скоростной» БЭК (с дорогостоящим поисковым комплексом) или «группа («гребенка») малоскоростных катеров»? У нас все пошло по первому варианту, но неподрыв такого катера на мине заведомо не обеспечен!

Соответственно, необходимо обеспечение («прикрытие») БЭК-искателя работой средств неконтактного траления и маскировки физических полей БЭК. Нужен БЭК-«неконтактный трал» (БЭК-НТ)! Он же крайне необходим для обеспечения применения СПА ИСПУМ (уничтожения «минных защитников», — имеющих пониженную противотральную стойкость).

Т.е. наиболее приоритетным для нас является именно БЭК-НТ (в т.ч. как бортовой, для проекта 12700).

Что характерно, это (необходимость подавления НВ мин специальными помехами, «Mine jamming»), знают и понимают и французские специалисты фирмы ЕСА (при этом сознательно скрывая это от нас):


«Mine jamming» в материалах конференции фирмы ЕСА


Однако отношение к ВМФ РФ у них как к «аборигенам», которым легко можно задорого продать блестящие бусы. То, что при этом (с «французскими системами»), эффективность решения ВМФ РФ задач ПМО будет крайне низка, — «проблемы самого ВМФ РФ».

Новые неконтактные тралы


Частичным решением проблемы «тонкой» цифровой обработки в неконтактной аппаратуре мин и появления «мин-защитников», на Западе стал «ренессанс» неконтактных тралов, в новом облике – в самоходном варианте (БЭК-НТ) или буксируемых вертолетами.

При этом целью их применения стало не «просто траление» (которое против мин с «умными» взрывателями абсолютно неэффективно), а совместное комплексное применение, в единой модели с ТНПА ПМО.


Комплексная модель применения современных противоминных средств – подводных аппаратов и неконтактных тралов (ВМС Швеции)


В данном «симбиозе» ролью неконтактных тралов стало обеспечение срабатывания мин с низкой противотральной стойкостью и «минных защитников» и (или) непосредственное прикрытие ТНПА ПМО физполями неконтактного трала (режим «jamming»).

Необходимо отметить, что БЭК-НТ не является каким-то «эксклюзивом». В качестве примера можно привести немецкую систему неконтактного траления «Тройка» (начала 80-х годов).




Работа системы «Тройка» (ВМС ФРГ)


ВМФ СССР в конце 80х годов получил аналогичную систему «Челнок».

БЭК-НТ «Челнок» (ВМФ СССР)


Однако сегодня в ВМФ РФ все это забыто, отечественная концепция буксирования неконтактных тралов по минному полю тральщиком (в т.ч. новейшим ПМК проекта 12700) сегодня означает заведомое посылание его на убой.

Первый вариант шведской системы SAM с БЭК-НТ был реализован также в 80-х.




БЭК-НТ SAM3 (современный облик системы неконтактного траления ВМС Швеции)


С учетом изменения модели применения неконтактных тралов появилась возможность значительного снижения их массогабаритных показателей и требований к энерговооруженности носителей, в т.ч. создания БЭК-НТ, пригодных для бортового базирования на кораблях.




Бортовой БЭК-НТ ВМС США


Shock-trials explosion


Здесь же возникает крайне острый вопрос взрывостойкости оборудования ПМК. Проведение специальных испытаний (shock-trials explosion) «на подрыв» в условиях близкого мощного подводного взрыва — система и норма для западных ПМК многих боевых кораблей основных классов.




Испытания на подрыв (shock-trials explosion) западных ПМК


Для обеспечения эти требований применяется не только специальное исполнение систем и механизмов, но и эффективная их амортизация. Однако сопоставление их с нашим ПМК проекта 12700 показывают, что у нас об этом «забыли» («все равно взрывать не будут»!).


Сравнение конструктивного исполнения и амортизации крана-манипулятора ТЩИМ ВМС ФРГ и новейшего ПМК ВМФ проекта 12700


Очевидно, что это один из критических вопросов проекта 12700, по которому необходима экстренная модернизация (с обязательным проведением после испытаний на подрыв аналогично западным ПМК).

Вопросы по инновационному корпусу


Здесь же нельзя не пройти мимо ряда недостатков по корпусу проекта 12700 (разрекламированному как «не имеющему аналогов»). Мнение о проекту 12700 крупного специалиста Назарова А.Г., директора КБ «Albatross Marine Design».



На фото виден набор из балок с тавровым сечением (!), при этом пояски балок набраны в полную толщину и разрезаны (!). Все это напоминает макет стального корпуса, изготовленный из стеклопластика, но никак не стеклопластиковый корпус… Такие варианты конструкции и балок набора использовались на заре пластмассового судостроения, когда еще мало кто знал, как работать с этим материалом; но уже лет 40 такие конструкции не применяются…
Почему достижения мирового композитного судостроения не был применены для российского проекта? …очевидно, что в случае с «Александритом» речь идет или о неоправданном консерватизме заказчика, и/или о неквалифицированном проектировании конструкций из композитов, замешанных на устаревших подходах и технологиях постройки. Возникает вопрос — куда смотрят ведущие ЦНИИ и ЦКБ? В любом случае, экспортные перспективы таких низкотехнологичных судов крайне сомнительны…
Так что преподносить указанное событие как технологический рекорд и прорыв преждевременно. Это лишь первый и очень робкий шаг, но пока, к сожалению, это шаг в сторону от мировых технологий композитного судостроения.


В комментариях к статье развернулась дискуссия… Однако публикация Крыловского ГНЦ доклада по композитному кораблестроению показала, что указанные недостатки отечественными специалистами понимаются (были заложены, вероятно, в самом начале проектирования проекта 12700, много лет назад) и подлежат устранению.



Водолазы-минеры


Эффективным противоминным средством на западных ПМК являются группы водолазов-минеров. Для обеспечения их применения большинство западных ПМК имеют на борту барокамеры.


Стационарная барокамера на ПМК ВМС Италии


Увы, наш проект 12700, несмотря на большое водоизмещение, ее не имеет и иметь, очевидно, не будет.

Причина в абсолютно неадекватных требования ВМФ по их размещению. Фактически ПМК в этом случае придется превратить в «специальное водолазное судно».

Ситуация абсолютно ненормальная, при возникновении реальных боевых задач водолазов-минеров все равно придется применять, но… уже без барокамеры (которая просто «не влезла» на ПМК из-за огромного «воза» бюрократических требований к ней). Увы, но российские водолазы в нештатной ситуации могут рассчитывать максимум на маленькую и неудачную «аварийную» барокамеру «Кубышка» …

С учетом применения водолазов минеров (а уже сегодня и в перспективе — и БЭК), обеспечения применения АНПА, на западных ПМК размещается большое количество лодок и катеров. Очевидно, что на этом фоне всего одна лодка на борту ПМК проекта 12700 – это «почти ничто».




Групповое размещение лодок и катеров на зарубежных ПМК



Проработки группового размещения катеров на ПМК проекта 12700


Многоцелевые задачи


Говоря о тральщиках ВМФ СССР и РФ, необходимо отметить существенный момент — возможность решения морскими тральщиками проекта ВМФ СССР (например проекта 266М) многоцелевых задач:

• противовоздушной (ПВО) и противокатерной обороны (ПКО) за счет наличия мощного вооружения: 4 спаренных автоматических пушек калибра 30 м, 25 мм (30-мм артустановки АК-230 (630) имели радиолокационную систему управления огнем МР-104) и ПЗРК (в т.ч. применяемых с морских тумбовых установок);

• решения задач противолодочной обороны (ПЛО) и противоподводнодиверсионной обороны (ППДО) за счет хорошей (для своего времени) ГАС миноискания и наличия двух реактивных бомбометных установок РБУ-1200 с реактивными глубинными бомбами РГБ-12, с мощной боевой частью и дальностью применения, соразмерной с дальностью ГАС миноискания по подводным лодкам.


РБУ-1200 на МТЩ проекта 266М


При этом РБУ не были для тральщиков «запасным пистолетом», а являлись реальным и эффективным инструментом для сил охраны водного района (ОВР), обеспечивая эффективное обнаружение (ГАС миноискания) и уничтожение (РБУ) даже подлодок, лежащих на грунте, а также сверхмалых ПЛ (СМПЛ), т.е. целей, обнаружение и поражение которых для обычных средств («большие» ГАС и торпеды) затруднено.

Для обеспечения выхода в атаку РБУ и обеспечения противоторпедной защиты тральщики имели боекомплект средств гидроакустического противодействия (СГПД) типа МГ-34 и ГИП-1.


СГПД МГ-34 и ГИП-1 боекомплекта МТЩ проекта 266М


Возможности ПЛО и ППДО МТЩ проекта 266М высоко ценились не только ВМФ СССР, но и ВМС ряда зарубежных стран, имевших их в составе своих ВМС (в т.ч. ВМС Индии, где МТЩ проекта 266МЭ стоят на вооружении до сих пор).

Очевидно, что данные многоцелевые задачи являются и сегодня актуальными, особенно при применении ПМК в дальней и океанской зоне. Модернизированному ПМК проекта 12700+ необходимы:

• РЛС общего обнаружения и РЛСУО (радиолокационная система управления огнем);
• ввиду значительных массогабаритов и физполей размещение среднекалиберной артиллерии невозможно, целесообразно ограничение калибра артиллерии ПМК 30 мм (а возможно, и 12,7-14,5 мм) с обязательным размещением управляемого и неуправляемого (например, реактивные глубинные бомбы, снаряда помех) ракетного оружия (поражение воздушных, морских, наземных целей, подводных лодок и диверсантов);

• средства РЭБ.


Выводы


ПМК проекта 12700, безусловно, критически необходимы ВМФ РФ, однако имеют сегодня ряд критических недостатков (в т.ч. по применению по основному назначению). Необходима экстренная модернизация проекта (и его комплексов) с доработкой уже построенных кораблей.

После реализации мероприятий по устранению конструктивных недостатков и повышению боевых возможностей корабля:
• размещения БЭК искателей и носителей неконтактных тралов;
• увеличения количества ТНПА ПМО (и обеспечения их прикрытия полями неконтактных тралов);
• обеспечения решения многоцелевых задач (ПВО, ППДО, ПКО ,ПЛО);
• размещения штатной группы водолазов-минеров с барокамерой;
• обеспечения высокой взрывостойкости;
и ряда других ПМК проекта 12700 могут выйти в число лучших кораблей своего класса.

Вместе с тем ПМК проекта 12700 даже в модернизированном виде не могут решить весь круг задач ПМО ВМФ и имеют серьезные ограничения во возможности серийного выпуска (из-за проблем с выпуском дизелей М503Д).

Необходимо строительство в дополнение к ним серии рейдовых малых ПМК и создание нового проекта — базового ПМК уменьшенного водоизмещения, пригодного к массовой серийной постройке.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

84 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    29 апреля 2019 06:51
    Кому как , а мне стало грустно, когда прочитал эту статью. Хочется верить, что нужные люди одумаются и исправят ошибки. Свои и предшественников.
    1. +4
      29 апреля 2019 07:52
      Проблема критическая может быть, если автор прав.
      Интэрэсно, кого автор хочет информировать? Мож ответственные и правда поручают кому то просматривать ВО?
      1. -9
        29 апреля 2019 16:50
        Автор тупо накопировал данные с разных сайтов, надул щёки и выдал свои перлы. Для того, что бы делать такие обзоры, не говоря о выводах, надо либо быть проектировщиком таких систем, либо многолетним пользователем. Но ни как не диванным специалистом.
        1. +6
          30 апреля 2019 06:43
          Цитата: Oden280
          Для того, что бы делать такие обзоры, не говоря о выводах,

          А вот СДЕЛАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБЗОР???
          Выводы мы сделаем сами и оценки заслуженные выставим.
          Дерзайте.
          1. -3
            30 апреля 2019 17:21
            Я и делаю аналитические записки по своей специальности, но они как и положено не для всех.
            1. Комментарий был удален.
            2. +1
              3 мая 2019 09:48
              Цитата: Oden280
              Я и делаю аналитические записки по своей специальности, но они как и положено не для всех.

              Вот когда я читаю подобные тексты - то сразу начинаю ржать...
              про секретных авторов, секретных аналитических записок..

              Про движения вагонов по узловым станциям?
              Ну да. анализ и не для всех...
              Но как внушаемо"аналитические записки - не для всех"....

              Реальные охотники за секретами имеют возможность отследить весь маршрут твоих писаний и выяснить твой динамический ИП. А от него найти и твой фактический адрес - и начать за тобой охоту.
              И все реальные носители секретов - как бы понимают это.

              так что я снова и снова вижу реального диванщика, но мимикрирующего под "злой и страшный сервый волк" с допусками...
        2. +2
          30 апреля 2019 08:04
          пруфы, доказательства, что накопировал, предоставьте, будьте так любезны. Я вот тоже могу зайти в рандомную статью на ВО и сказать все то же самое - станет ли мое высказывание правдивым? Сомневаюсь. Короче, ссылки на сайты будет очень к месту с вашей стороны.
        3. 0
          30 апреля 2019 12:10
          Автор точно соображает в этом больше, чем подавляющее большинство здесь присутствующих
          1. +1
            30 апреля 2019 17:46
            Цитата: Tamer
            Автор точно соображает в этом больше, чем подавляющее большинство здесь присутствующих

            Не бывает специалиста ВСЁ и обо ВСЁМ! На то нам дан здравый смысл, есть интересный вопрос, тема, почитай, разберись как должно.
            Автор поднят тему, а дальше народ сам разберётся! Молодёжи полезно, а старым так положено!
            1. +1
              8 мая 2019 11:02
              Автора я читал на разных площадках в разное время. И свое мнение о том, что он (автор) разбирается в этом "больше", я оставил в целях предложить читателям чуть поглубже заинтересоваться автором, темапи автора, конкретной темой, мнениями о "диванной экспертности", "перлах"
              1. 0
                8 мая 2019 11:21
                Цитата: Tamer
                я оставил в целях предложить читателям чуть поглубже заинтересоваться

                Всё правильно. О том и предлагаю, не критиканствовать, а разобраться. Здравый смысл и возможность почитать РАЗНОЕ, нам всем в помощь.
          2. Комментарий был удален.
        4. 0
          3 мая 2019 09:42
          Цитата: Oden280
          Автор тупо накопировал данные с разных сайтов, надул щёки и выдал свои перлы. Для того, что бы делать такие обзоры, не говоря о выводах, надо либо быть проектировщиком таких систем, либо многолетним пользователем. Но ни как не диванным специалистом.


          Вы настолько ярко показываете свой запредельный апломб, не зная, кто автор и чем он занимался...
          Но сразу, сразу записываете его в диванные специалисты..
        5. 0
          7 мая 2019 11:05
          Зря Вы так. Автор уже не первую статью на ВО пишет. И поводов усомниться в его компетентности лично у меня не было. Наоборот он вскрывает все проблемные места. И огромное ему за это спасибо.
        6. 0
          31 июля 2022 13:41
          М.Климов долгое время был лаборантом НИИ где деятельно составлял граыфики отпусков и интенсивно фантазировал, но т.к. из-за ограниченного размера мозга фантазии далеко не простирались он научился целиком переписывать (с картинками) статьи из зарубежных журналов и чужих книг выдавая себя за супер пуперского специалиста в различных вопросах и областях. М.Климов яркий пример воинствующей серости и необразованности умноженной на бесконечное самомнение. Не будем смеяться над убогим М.Климовым, лишь слегка усмехнемся и перейдем к чтению статей действительно умных авторов.
    2. +5
      29 апреля 2019 09:29
      К серьезным размышлениями приводит статья. Автор конечно представляет одну из фирм разработчиков, но тем не менее анализ вполне разносторонний.
    3. 0
      29 апреля 2019 14:10
      "Нужные люди" - это которые? Которые кроме лобзика ничего больше не видят и видеть не могут? Так им одумываться нечем, для это цели инструмент нужен, которого у них нет.
      А если "нужные люди" это те, кто "ненужных" на посты назначает...... То тоже маловероятно, проскольку стенания не только по этому, но и по массе других вопросов раздаются если не как плач Некрасова(великого русского поэта), то сравнимо по времени. Вот только эффекту никакого......
      1. 0
        29 апреля 2019 14:35
        Воождь...Одно средство по ПМК,- без экипажные корабли и суда со всеми автономными и прочими средствами.. Посылать экипаж на игру со смертью сегодня уже непозволительно! Как развивать и каким образом, уже задача второго порядка, и решать не медленно, чтоб не было у нас геройских смертей, ибо имеем на столетие в период погибших героев по вине командования и стратегии...
        1. 0
          29 апреля 2019 14:56
          Пардон, где в этом спиче "нужные люди"?
    4. 0
      25 июля 2019 12:51
      проблема в том, что почти во всех нишах флота так же грустно
      даже строительство пл и ледоколов, которые находятся в относительно хороших условиях,
      тоже глубоко проблематичны.
  2. +2
    29 апреля 2019 06:59
    Максим, информация интереснейшая. Надеюсь, "в верхах" примут к сведению ваши критические замечания и прислушаются к выводам. И конечно же, хотелось бы привлечения к ответственности всех "ангажированных". У меня только вызывает беспокойство, что всё это станет достоянием забугорных спецов. Или там уже в курсе?
    1. -2
      30 апреля 2019 05:05
      Информация не интересная - или давно устаревшая или неактуальная. Статья слеплена из разного рода открытых и старых источников, а мнение спеца из Таиланда вообще извините малозначно - он прогулочные лодочки клепает.
  3. +10
    29 апреля 2019 07:03
    Уважаемый автор! На сколько помню данную проблему озвучивали ещё в прошлом веке, году в 98-99.годах. 266 проекты как понимаю модернизацию которую рассматривали так и не прошли? По минно-торпедному вооружения и борьбы с ним проблемы со времен РИФ и это при том что очень печально РИФ одним из первых очень эффективно использовал как мины так и торпеды Тоесть прекрасно представляя всю опасность оказался на последних местах... Парадокс истории или великий и могучий русский Авось? (Авось в славянской мифологии бог удачи и обмана сроден Локки в скандинавской мифологии) А может обычный идиотизм наших Адмиралов которые который раз за всю историю с Российским и Совецким флотом кидаються в крайности изобретая очередную вундервафлю или как говорили в императорской России Великомогучее (корабль устройство и тд)??? Ответов нет и не будет ибо отсутствие внятного понятия для чего нужен флот отсутствует со времен Александра III как то так к сожалению:(
    1. +3
      29 апреля 2019 07:49
      Цитата: Nehist
      Парадокс истории или великий и могучий русский Авось?

      А может элементарная ЖАДНОСТЬ.Потому как просто не компетенцией такое не объяснить.
    2. -2
      30 апреля 2019 05:07
      Не стоит дуть щеки на адмиралов - они начинали лейтенантами, с образованием военно-морским тоже дай боже все в порядке. ну, всегдашний антогонист правпоров и мичманов против успешных людей понятен.
      1. +2
        30 апреля 2019 06:48
        Цитата: LeonidL
        Не стоит дуть щеки на адмиралов

        Не должность и звание должны украшать человека. Дела и достижения ..... как говорит интересный военный эксперт в "часе милитариста" - Предоставьте список ваших ДОСТИЖЕНИЙ! -
        1. 0
          1 мая 2019 02:03
          Увы, любезный, на сей счет никаких комментариев.
          1. +1
            1 мая 2019 02:16
            Нон проблем.
            Конкретно по теме, увы, в другу сторону, вверх мои интересы и умения были направлены.
            Поэтому общие рассуждения, о том как не надо, потому как негативно практически везде одинаковое. А генералов и выше, разных встречать приходилось, вплоть до .....
            Люди, командиры они разные, как и все мы.
        2. +1
          25 июля 2019 13:06
          Цитата: rocket757
          Предоставьте список ваших ДОСТИЖЕНИЙ! -

          номер списке форбс сойдет? laughing
          1. 0
            25 июля 2019 13:24
            Цитата: yehat
            номер списке форбс сойдет?

            А это к чему! У нас шо там генералы - адмиралы затесались! Из наших?
            1. 0
              25 июля 2019 13:28
              они в пути ))
              1. 0
                25 июля 2019 13:30
                да кто его знает куда дойдут и как ....вот как только, так сразу.
  4. +3
    29 апреля 2019 08:35
    глубоко пофессиональный анализ вызывающий уважение! Срочно приниять меры к обеспечению ВМФ РФ противоминными кораблями и комплексами с учетом выявленных недостатков! без противоминной работы флот просто бесммысмленен! прекратить закладку боевых кораблей до решения проблемы. а особено бессмысленных суперфрегатолинкоров и линкроэсминцев уничтожаемых одной миной. Адмиралов и адмиральских сынков= молодых капразов в отсттавку и под суд
    1. +6
      29 апреля 2019 12:47
      А ведь перед войной такая же ситуация была. Замахнулись на строительство океанского флота при катастрофическом недостатке тральщиков, в особенности эскадренных, которые никак нельзя заменить мобилизованными траулерами. При этом не все из них были даже укомплектованы по штату тралами. Отработанных устройств для траления новейших донных магнитных мин не было, хотя об их применении немцами против Англии не могли не знать.
      Такое впечатление, что перед глазами руководства страны стоял призрак вторжения линейных сил Антанты, против которых собирались воевать минами и подлодками, совершенно не допуская, что кто-то будет вести такую войну против нас.
      1. +5
        29 апреля 2019 17:35
        Цитата: Narak-zempo
        Замахнулись на строительство океанского флота при катастрофическом недостатке тральщиков, в особенности эскадренных, которые никак нельзя заменить мобилизованными траулерами.

        Так к моменту готовности первых "больших горшков" "Большого флота" тральщики уже были бы - они строились быстрее. И запланировано их было более 200.
        Нехватка БТЩ в реале на БФ была из-за использования их для решения несвойственных им задач, типа снабжения дальних гарнизонов.
        Цитата: Narak-zempo
        При этом не все из них были даже укомплектованы по штату тралами.

        Бардак начала войны. Одной рукой готовимся прорывать минную позицию, другой - уничтожаем тральное оборудование на складах Таллина.
        Цитата: Narak-zempo
        Отработанных устройств для траления новейших донных магнитных мин не было, хотя об их применении немцами против Англии не могли не знать.

        Я Вам больше скажу - первые магнитные мины тралили ещё в Гражданскую, на Северной Двине. Но НКВМФ об этом благополучно забыл. А работы по размагничиванию больше напоминали исследовательскую работу группы учёных нежели подготовку боевых кораблей.
        Впрочем, на фоне былинного отказа того же наркомата с обычными якорными контактными минами ситуация с магнитными минами кажется не такой страшной. Центральный аппарат НКВМФ в 1940 г. получил из Германии образцы серийных немецких якорных мин с устройствами противодействия тралению: это устройство, в частности, заклинивало резак паравана, так что в результате мина параваном на ходу подтягивалась к борту защищаемого корабля. За прошедший до начала войны год средств борьбы с этим минами разработано не было, а что хуже всего - флоты о новых минах уведомлены не были.
        1. 0
          29 апреля 2019 18:07
          Цитата: Alexey RA
          Я Вам больше скажу - первые магнитные мины тралили ещё в Гражданскую, на Северной Двине

          Откуда инфа?
          1. +3
            30 апреля 2019 10:37
            Цитата: Narak-zempo
            Откуда инфа?

            Из осмотра и ознакомления с английскими минами, основанными на действии железа на магнитную стрелку, выяснилась крайняя трудность борьбы с этими минами. Тралы обычных систем для этих мин непригодны. Зная точно берега постановки мин, можно удалять их водолазами - работа крайне медленная и не дающая гарантий в окончательной безопасности (пропуск одной группы) фарватера, так как водолаз различает мину только на расстоянии аршина. Предложенный минными специалистами сетевой трал оказался непригодным. Принимаются все меры к подъему исправной и заряженной мины, после чего можно будет прийти к определенному решению.
            © Телеграмма В.Н.Варваци в штаб командующего Морскими силами Республики о трудностях борьбы с английскими магнитными минами на Северной Двине (передано в тексте телеграммы Б.С.Радзиевского в минный отдел Главуправления кораблестроения). 15 октября 1919 г.

            Корпус мины состоял из нижней цилиндрической и верхней конической частей. Сделан он был не из стали, как у контактной мины, а из бетона. Нижний диаметр мины составлял 762 мм, верхний диаметр 528 мм, высота мины 794 мм. Общий вес мины составлял 713 кг. Заряд мины в 360 кг тротила размещался внутри корпуса в резиновом мешке. Все металлические детали мины были сделаны из меди. Англичане ставили мины с деревянной баржи с помощью крана, вместимость баржи — 20 мин. Буксировал баржу катер с деревянным корпусом. Глубина постановки достигала 25–30 м.

            К работам по созданию неконтактного трала был привлечен известный русский магнитолог преподаватель ВМА полковник Владимир Яковлевич Павлинов и консультант ГУК по минному делу бывший генерал-майор по флоту Николай Николаевич Шрейбер. Шрейбер разработал и изготовил в своей мастерской первый в мире электромагнитный трал, который получил наименование «трал Шрейбера-Павлинова». В основу создания трала была положена простая конструкция, легко реализуемая на уровне развития физики, которая была достигнута к 1920 году. Трал должен был создавать магнитное поле, что легко осуществлялось при протекании электрического тока по проводнику, имитирующее магнитное поле корабля, в некотором объеме водного пространства, окружающем тральную часть. При воздействии на мину магнитного поля, созданного тралом, взрыватель срабатывал, и мина взрывалась.

            Гражданская война на Севере по причине наличия интервентов отличалась от ГВ в остальной части страны более высокой "технологичностью". Там была своего рода маленькая Первая мировая - с магнитными минами, боевыми отравляющими веществами, десантами и боями речных кораблей.
            1. 0
              30 апреля 2019 14:40
              Спасибо.
              Я до сих пор считал, что вершиной технологии минного дела времён ПМВ стали антенные мины, а оказывается, были уже магнитные.
              Тогда непонятно, почему для англичан таким шоком было применение магнитных мин немцами в 40-м. И почему мы оказались без тралов Шрейбера в 41-м.
              1. +3
                30 апреля 2019 17:40
                Цитата: Narak-zempo
                Тогда непонятно, почему для англичан таким шоком было применение магнитных мин немцами в 40-м. И почему мы оказались без тралов Шрейбера в 41-м.

                Дык... на всех какое-то помутнение нашло. Причём те же англичане всё межвоенное время вели свои разработки в области неконтактных взрывателей, и у них в 1939 году были свои магнитные мины. Но мерами противодействия таким же решениям противника они не озаботились.
              2. 0
                25 июля 2019 13:18
                я где-то читал, что англичане на ПЛ ходили магнитные мины в кильский канал ставить
    2. -6
      30 апреля 2019 05:11
      Караул! Диван тонет! Прекратить! Отдать под суд! Казнить на рассвете! Шпицтрутены им! как так адмиралами посмели стать, капразами и обогнали Вас Владимир? Что в Вашей истерике больше - действительно боли за Флот (так с ним уж поверьте все в порядке) или просто элементарной зависти к капразам и адмиралам? Где на просторах морей и океанов Вы нашли суперпупер линкоры и линкороэсминцы? Их не строят и строить не собираются. Это именуется "операция прикрытия", типа дымовой завесы, комуфляжа, ложных целей.
      1. +1
        30 апреля 2019 08:57
        Ну до капраза мне всего одной звездочки не хватило, и было это давно, и уважаю тех с кем служил правда у меня все же кап раз ассоциируется не с чернилами в управлениях, а со службой....а до адмирала мне далеко это правда а вот недавно кап три посадили чернильного.....https://www.kommersant.ru/doc/3960762 читаю что таких нужно судить.....а насчет дымовой завесы вы меня обрадовали, реально надеюсь что так
        1. 0
          1 мая 2019 02:01
          Я очень жалею, что не посадили тех, что уничтожили флот в 90-х и капразов и адмиралов в первую очередь. Правильно, сажать нужно тех, кто посадку "заработал" и, мое мнение, таких сейчас во первых меньше, во вторых тех кто остался сажают. Рад, что Вы поняли мой посыл, не все вишенки с тортов выкладывать надобно только для удовлетворения жаждущих писать (причем всегда в негативном ключе, всегда безаппеляционно и с весьма сомнительными целями). Жена меня попрекает - очень хотела стать адмиральшей, но жизнь свернула на другую стезю, впрочем, "генеральская" пенсия ее кажется вполне устраивает. Вот покойного тестя жаль, он вышел в отставку капразом, хотя был бы вполне достойным адмиралом. Впрочем, не он один - в 90-х недоброй памяти годах, Флот лишился очень многих достойных офицеров - моих друзей и товарищей, да и не только Флот, увы. Будем надеятся, что сейчас на смену придут достойные.
  5. +7
    29 апреля 2019 09:01
    3. Безэкипажный катер (БЭК) Inspector, модификация которого Mk2 появилась в 2008 г., фирма ЕСА, несмотря на активную рекламную компанию, не смогла продать никому, кроме ВМФ РФ.
    Аналогично с движками французскими для Суперджетов....Как можно покупать зарубежный продукт, который никто более не покупает и который, фактически, не отработан?! А при отсутствии возможности его самостоятельно производить, это все приводит к очередной "раскаряке". Если нужен импорт, то приобретайте надежное и качественное, а эксперименты ставьте с отечественными разработками!
    1. +4
      29 апреля 2019 12:30
      адмиральские сынки делавшие карьеру на НК первого ранга = менагеры от флота, заинтересованы только набить свой карман, получив откат от французов.......
    2. +3
      29 апреля 2019 18:46
      Как можно покупать зарубежный продукт, который никто более не покупает и который, фактически, не отработан
      во первых, покупали не двигатель, а современные технологии. Причем, у кого еще можно было купить , если не у французов? РолсРойск и Пратт-н-Уитни не продадали бы при всем желании. Создавать свои с нуля - обьективно, эта миссия невыполнима.
      Ругающим плохой(тут еще вилами по воде писано, никаких доказательств, обьективно, просто нет)импортный катер, стоило бы вспомнить сколько нам дала кооперация с Францией.
      1. +3
        29 апреля 2019 21:45
        Цитата: Кукуруза
        во первых, покупали не двигатель, а современные технологии.

        какие технологии?! Технологии во Франции остались, у нас только холодная часть двигателя, никакой новой технологией не выделяющейся
        Цитата: Кукуруза
        олсРойск и Пратт-н-Уитни не продадали бы при всем желании.
        на МС-21 Прайт продали же
        Цитата: Кукуруза
        Ругающим плохой(тут еще вилами по воде писано, никаких доказательств, обьективно, просто нет)импортный катер, стоило бы вспомнить сколько нам дала кооперация с Францией.
        И сколько дала?!
        1. +2
          29 апреля 2019 22:13
          какие технологии?!

          производство тепловизоров
          документация на "мистрали"+технологии крупносекйионнй сборки (ОСК в свое время клялось и божилось, что и сами могут построить копию "мистраля", были бы деньги)
          ПД-14 создается c учетом производства sam146.
          Корни "Бумеранга" тянутся туда же к кооперации nexter и увз.
          И это только то, что на слуху, а сколько еще пытаются не афишировать...
          на МС-21 Прайт продали же
          пратт-н-уитни продает готовые двигатели, и это совершенно никак не поможет в их копировании. Покупая мерседес вы не сможете воссоздать копию у себя в гараже.
          1. +1
            30 апреля 2019 08:23
            Цитата: Кукуруза
            ПД-14 создается c учетом производства sam146.

            Да ладно?! - ссылки в студию! У них даже применение разное по мощности, к samу ближе ПД-7 (или 9) который еще в проекте.
            документация на "мистрали"+технологии крупносекйионнй сборки
            Ну и как это помогло? Корму сварить очень сложно что ли? Вы недооцениваете уровень нашего судостроения
        2. +2
          30 апреля 2019 14:58
          Цитата: Стирбьорн
          И сколько дала?!

          О, тут счёт старый, ещё с конца девятнадцатого века. Например, миллиардные кредиты во французских банках - на виттевскую индустриализацию, на Транссиб, на армию и флот. За которые потом пришлось вписаться за Антанту в ПМВ, и которые наследники тех банкиров до сих пор мечтают взыскать. Ну до кучи несколько неплохих проектов кораблей ("Цесаревич" etc.). И отсталые воззрения о тактике пехоты в современной войне, переоценка полевой артиллерии при недооценке тяжёлой, которая аукнулась потом.
          При большевиках вроде удачнее взаимодействовали в смысле технологий. Навскидку авиамоторы Испано-Сюиза 12 (М-100, М-103, М-105, М-107) и Гном-Рон "Мистраль Мажор" (М-85, М-87, М-88).
  6. +2
    29 апреля 2019 10:06
    Нельзя недооценивать данную серьёзную проблему и относиться к ней как ко второстепенной, иначе при вполне возможном возникновении военного конфликта можно сильно об этом пожалеть, это далеко не то направление, на котором можно экономить средства, ведь если наши надводные корабли и подводные лодки будут беззащитны перед современными минами противника, то они не смогут свободно выходить в море и выполнять свои боевые задачи, об этом нужно помнить прежде чем экономить на таких серьёзных и важных вопросах как противоминные корабли и средства обнаружения и обезвреживания мин противника.
  7. -3
    29 апреля 2019 11:49
    Если мины нынче такие умные, то их не должно быть много (ибо "ум" стоит много больше тротила), плюс их можно попытаться обмануть. Нельзя ли вернуться к тактике минных прорывателей: сделать увеличенную модельку корабля, с "колонкой" для имитации шумов и магнитом для имитации физических полей? Вряд-ли подобное устройство будет стоить дорого.
    1. +1
      29 апреля 2019 12:01
      Так в статье и показаны современные прорыватели - SAM-3 и буксируемые вертолётные. Плюс тралы, буксируемые БЭКами.
    2. +1
      29 апреля 2019 12:32
      а сколько у нас ноутбуков и ПК который все же умнее интелектуальных мин? видимо очень мало? ведь они умные и должны стоить дорого..... сечас все умные вещи делают роботы и получается электроника очень дешева и массовая
      1. 0
        29 апреля 2019 20:19
        Особенно акустические датчики на ноутах нынче дешёвые пошли и софт, способный к спектральному анализу акустического спектра тоже уже почти ничего не стоит, можно на Али прикупить на диске и на ноут поставить. А акустические портреты новых кораблей вообще качать с торрентов, бесплатно.

        После такого заплатить придётся только за гидроизоляцию для ноута и батарейку на 700 суток без подзарядки. laughing
        1. +2
          29 апреля 2019 22:29
          как специалист скажу, все что вы перечислили обычная работа програмиста, тривиальная задача даже без использования приемов нейросетей, ничего кроме времени и зарплаты пары специалистов умеющих написать код на с++ не стоит. Акустические датчики сродни тем что ставят на авто против угона!!!! а тем более тем что давно использутся в военно морских системах , Спектральный анализ это просто звукозаписи внсенные в память компа, возможно с выявлением и отсевом шумов= тривиальная задача распознавания образов, можно прикупить на рынке софта для музыкантов или скачать бесплатно.....ну а батраейка та что в телефоне, только большая......ну да нужен еще один мудрый конструктор способный понять что я сейчас рассказал и организовать группу програмистов отладку и выдачу программы.....гораздо труднее запускать ракеты в космос уверяю Вас.
  8. -8
    29 апреля 2019 11:51
    Враньё и подтасовки спрятанные меж множества буков и картинок.
    1. +3
      29 апреля 2019 12:01
      И как же оно на самом деле тогда?
  9. -8
    29 апреля 2019 13:08
    Прочёл заголовок, глянул кто автор - ага, отставной гидромайор Климов - и всё стало ясно...
    1. +1
      29 апреля 2019 20:15
      А что стало ясно, если не секрет?
    2. 0
      29 апреля 2019 22:31
      кап 3, он во флоте служил
  10. +1
    29 апреля 2019 18:51
    Думаю, подобные статьи надо начинать с формата комплексного сравнения того, что есть у вероятных противников, и что есть у нас + что будет через 5 лет. Сейчас загуглил, у половины стран наты вообще никаких тральщиков нет, и ничего живут как-то.
    Если поиск мины практически ничем не отличается от поиска подводной лодки, то в чем специализировнный противоминный корабль отличается от того же самого корвета? Пластиковым корпусом...но "танковать" мины корпусом корабля, это же явно не лучшая идея.
    И еще много подобных вопросов, которые в статье не озвучены, и ответы на которе я , к своему стыду , не знаю.
    1. +3
      29 апреля 2019 20:15
      Сейчас загуглил, у половины стран наты вообще никаких тральщиков нет, и ничего живут как-то.
      Если поиск мины практически ничем не отличается от поиска подводной лодки, то в чем специализировнный противоминный корабль отличается от того же самого корвета?


      В том-то их сила, что у них во-первых, противоминное оборудование и на боевых кораблях размещается, что снижает остроту проблемы в разы, а во-торых, что у половины НАТО (примерно) как раз и тральщики есть.
      1. +1
        29 апреля 2019 20:35
        у них во-первых, противоминное оборудование и на боевых кораблях размещается
        вот тут и пригодилась бы модульность нашим кораблям. ИМХО, строить узкоспециализированные корабли для поиска морских мин, это совершенно анахронизм, я бы даже сказал, непозволительная роскошь.
        ....
        Как рыбак-любитель, могу твердо сказать, что даже самые дешевые китайские эхолоты неплохо срисовывают дно водоема(и это без всяких ваших лазеров, электрических и магнитных полей), так неужели для огромного военного корабля такая большая проблема "отренгенить" водное пространство в радиусе километра, после чего уничтожение всяких мин не представит и себя трудность?!
        1. +3
          29 апреля 2019 21:20
          Мало срисовать дно, надо сразу классифицировать заиленные мины на нём.
          1. -1
            29 апреля 2019 23:00
            Насколько я знаю, эта проблема решена давно.
            Шест с кумулятивным зарядом(100 рублей за штуку) на конце гарантировано обезвредит мину, или что там не притаилось на дне.
            Можно еще простейшую камеру (60 центов на алиэкспрессе за 640×480)фонариком(из диода на 6V за 10 центов) прикрутить.
            Итого, 150 рублей за идентификацию и обезвреживание морской мины. Как считаете, это много или нет?
  11. +1
    29 апреля 2019 20:56
    Ох как не просто иногда понять и объяснить себе, - "так куда же клонит Максим Климов ?!". Иногда, читая его
    "...На фоне всех остальных тральщиков ВМФ особо выделяется МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668 — первый полноценный тральщик-искатель мин (ТЩИМ) ВМФ РФ, оснащенный не только ГАС, но и системой динамического позиционирования, автоматизированной системой противоминных действий (АСУ ПМД) и специальными самоходными подводными аппаратами (СПА) ПМО..."
    или
    Причем «Маевка» оказался единственным нашим образцом морского подводного оружия и противоминного комплекса, разработанным в заданные сроки и финансирование и успешно прошедшим (сразу!) государственные испытания.
    Думается, что вот же оно, -"маёвка" на 02668 это наше всё .... (https://topwar.ru/156486-chto-ne-tak-s-nashimi-tralschikami.html)
    А потом, иногда читаешь
    Более того, возможность подрыва на «минных защитниках» указывалась компетентными отечественными специалистами как главный недостаток предшествующего комплекса «Маевка»!
    Ничего удивительного здесь нет: это общий серьезный недостаток всех «тяжелых» СПА ПМО. Собственно говоря, это и вызвало появление «малых» ТНПА – «одноразовиков».
    ба-а-а, так и в "маёвке" море недостатков ...
    Первоначально планировавшиеся к поставки одноразовые уничтожители K-Ster (в отличие, например, от немецких Sea Fox) крайне дороги, очень сложны в эксплуатации и не обеспечивают применения при минусовых температурах (!). Вместо них были поставлены «гражданские» обследовательские ТНПА SeaScan, которые вообще неспособны решать боевые задачи.
    (т.е. может порою показаться, что в отличие от финансовой группы, ратующей за осветление названия изделий именно это в статье
    1. +4
      29 апреля 2019 21:19
      Маёвка это СТИУМ - аппарат, который сам и находит мины, сам и устанавливает на них подрывной заряд для уничтожения. Их придумали ещё в 80-х (на Западе). Позже, для нейтрализации СТИУМов минёры начали ставить мину-защитника недалеко от основной.

      Основное минное поле оснащается минами, которые реагируют на акустические поля надводных кораблей и/или ПЛ, но пропускают прочие цели.

      Защитник подрывается от любого контакта, включая СТИУМ. Включая "Маёвку".

      Чтобы решить проблему защитников, начали сначала использовать НПА-искатели мин (без функции уничтожения) и отдельно одноразовые уничтожители, подрывающиеся вместе с миной.

      Но это очень дорого и невозможно при массовом разминировании. Поэтому, сейчас "в тренде" проход минного поля самоходными или буксируемыми вертолётами тралами (это аналог прорывателей прошлых лет), которые подрывают всех защитников и часть основного поля, и добивание остатков с помощью тех же СТИУМ или даже уничтожителей (их нужно будет немного).

      Маёвка уже устарела, есть решения получше, и намного получше.

      В статье всё это расписано.

      Климов участвовал в разработке одного противоминного комплекса недавно, на который наш флот забил болт, а там была революционная экономическая отдача, можно было на любой боевой корабль эти НПА грузить десятками, терять на подрывах их тоже можно было бы десятками и бюджету это было бы намного менее обременительно, чем то, что ставят на считанные единицы 12700.

      Но ВМФ решил иначе.

      Может быть Климов когда-нибудь расскажет об этом, если захочет.
      1. -5
        29 апреля 2019 22:37
        Порядочный человек никогда не станет трепаться,даже если не совс ем все гладко.Тем более.если он,как Вы говорите,принимал участие в неких разработках.Такие как Климов неприязнь и сожаление.Кстати я полжизни прослужил в РТВ ПВО.И тоже мог бы много рассказать.,но есть такие понятия как честь и порядочность.А постоянно хулить наши ВС это подло.
        1. +3
          30 апреля 2019 10:55
          Цитата: zak167
          Кстати я полжизни прослужил в РТВ ПВО.И тоже мог бы много рассказать.,но есть такие понятия как честь и порядочность.А постоянно хулить наши ВС это подло.

          Угу... лучше утешать себя мыслью, что наверху всё знают, всё ведают - и многомудрые начальники справятся с ситуацией. А многомудрые начальники в той же ПВО умудрились создать стройную и эффективную систему, которая на практике не пережила первого же боя. Потому что противник внезапно начал действовать не так, как должен был - сначала он вывел из строя РЛС ОВЦ, затем начал давить РЭБ каналы управления и применять ложные цели. И стройная система ПВО рассыпалась: те же наводимые с земли истребители, отлично показывавшие себя на учениях, на практике в критический момент лишались связи и выходили прямо под удар истребителей противника.
          1. +2
            30 апреля 2019 14:22
            Им без разницы, они просто не понимают разницы между реальностью и своими желаниями.
        2. +3
          30 апреля 2019 14:20
          НЕ хулить, а вкрывать недостатки, которыми никто не знаимается, и как раз ради того, чтобы занялись и устранили.
  12. +3
    29 апреля 2019 21:16
    ПЛО,ПМО,ПВО - главные проблемы российского флота. Не нужно нам авианосцев и атомных эсминцев - начните с малого.
  13. Комментарий был удален.
  14. -2
    30 апреля 2019 05:00
    Опять очень красивая статья, с массой картинок и тоько одна фактическая ссылка "Причины этого изложены в статье (2008 г.) С.Г. Прошкина (бывшего гендиректора ЦНИИ «Гидроприбор», крупного отечественного специалиста по минам) и Б.Г. Калминского" на статью десятилетней давности. Мнение гражданского специалиста по корпусу военного корабля: "Здесь же нельзя не пройти мимо ряда недостатков по корпусу проекта 12700 (разрекламированному как «не имеющему аналогов»). Мнение о проекту 12700 крупного специалиста Назарова А.Г., директора КБ «Albatross Marine Design»." Но ... частная компания и военное судопроизводство вещи разные и не стоит доверять безусловно ... тем более, что таиландская компания строит прогулочные катера https://ru-ru.facebook.com/AlbatrossMarineDesign/ Нет, там несомненно великолепные спецы и эксперты. Опять очень странное заключение автора: "ПМК проекта 12700, безусловно, критически необходимы ВМФ РФ, однако имеют сегодня ряд критических недостатков (в т.ч. по применению по основному назначению). Необходима экстренная модернизация проекта (и его комплексов) с доработкой уже построенных кораблей." И дальше то, что по мнению автора требуется ... модернизировать и переделать, то есть на долгие годы проект задробить. А нужно ли? Нужно ли кораблю в составе группы, кораблю узкой специализации нести и ПВО как сторожевику, артиллерию, ПЛО и т д. Это что "прямое применение"? Если загрузить корабль всем перечисленным атором, то он может и затонуть. Ну и главное, думаю, что за последнее время не все вишенки для торта выложены на обозрение и надкус авторам популярных комиксов на тему "Все как всегда пропало!". Не стоит пугать страшилками неискушенную публику.
  15. 0
    30 апреля 2019 09:44
    Я не минер) Но я смотрю на любезно предоставленные автором статьи картинки и тихо шизею. Это правда?! Морские мины до сих пор висят на минерпах в полводы или над дном? Фантастика...
    На заре своего создания морская мина имела контактный взрыватель в "рогах", который проходящий корабль приводил в действие наваливаясь на мину, верно? И их сдирали с места, тросом перерезая минерп. Затем появились мины более глубокого погружения, встающие на боевой взвод, когда например перегнивала обвязывающая свернутый минерп веревка. То есть практически ничего не изменилось с тех времен, только взрыватели теперь не контактные, а с анализом "физполей"? Хе-хе...
    Вообще то, учитывая возможности современной электроники, все это, как бы поточнее выразиться... странновато. Один вариант действительно эффективной и незаметной мины:
    Она лежит на дне. Корпус пластиковый, внутри, в например глицерине, или иной вязкой и некоррозионно опасной среде, плавает труба кумулятивного заряда. Из того, что может обнаружить этот забавный "обнаружитель", в ней несколько килограммов свинца и немного (килограммов 5-6) других металлов. По командному сигналу (скажем подаваемому гидролокатором специальным кодом) мина разматывает минерп и встает на боевой взвод. Наведение кумулятивного заряда и подрыв - по анализу данных, тех самых физполей, и по видеоданным. Если сигнал не пришел, можно написать несколько алгоритмов, от самостоятельной "охоты" до самоуничтожения. Никаких проблем не составит так же оснастить мину легкой двигательной установкой, которая обрежет минерп и подгонит мину на пару десятков метров в любую сторону. Система управления практически аналогична управлению игровыми дронами, наведение от ЦП.
    Современные процессоры, даже самые примитивные, позволяют все это реализовать на самых малых крупицах своих мощностей. Все это детские задачи! Процессора нет? А для датчиков вибрации, с довольно таки мощным алгоритмом обработки, такие процы нашлись еще лет 20 назад, причем запас заряда в аккумуляторе был на 5 лет. Сердце мне вещует, что процессоры просто лень "сертифицировать", то есть раздавать взятки всем алчущим, засевшим в МО владельцам Подписей. Труднее нынче стало со взятками, а выхлоп? Возьмут и то, что сейчас "сертифицировано" (плевать там всем, как это древнее барахло работает, главное - взятки были розданы! сертифицировано! блин горелый...)
    В общем на грунте нифига все эти обнаружители не обнаружат. Надо искать гораздо более эффективные способы противоминной борьбы. Исходя из того, что вероятный противник гораздо меньше озабочен "сертификацией", если озабочен ею вовсе. Да, у них там тоже коррупция, но конфигурация ее другая. Не мешает использовать современные технологии. Вот по ним, по технологиям, и надо бить...
    1. 0
      26 июля 2019 09:45
      мин много. поэтому их делают дешевыми. и...
      капканы на крыс и мышей десятками лет не меняются, но остаются эффективными
      1. 0
        26 июля 2019 17:19
        Методы анализа опасности, которые применяют крысы и мыши, слегка отличаются от таковых у военных специалистов. Изготовление пластиковых кожухов с разбросом формы вряд ли будет так уж дорого, да и электроника нынче по цене песка идет.
        1. 0
          29 июля 2019 10:03
          все-таки мина - это не смартфон. там несколько иные требования и они дороже "песка".
          1. 0
            29 июля 2019 16:32
            Непринципиально дороже. Нагрузка на процессор по сравнению с приложениями смартфона ничтожна. Такой вот парадокс - рабочие задачи по нагрузке составляют десятые доли процента по сравнению с просмотром тупых видосиков). Так что всей доработки - ограничить энергопотребление на большинство задач, совершенно не нужных для военного применения, да компаундом залить. Можно даже не париться с охлаждением - нечего охлаждать.
            Это я, разумеется, утрировал, но о нагрузке - правда. И переделка никаких проблем не представляет, по крайней мере для тех, кто УМЕЕТ делать смартфоны для занятия ерундой.
            1. 0
              29 июля 2019 16:36
              да это понятно.
              речь просто о требованиях к монтажу.
              все-таки смартфоны не для воды разрабатывают,
              а если мокрая мина взорвется на палубе минзага, будет некоторый конфуз.
              если раньше мины делали из чугуна и даже дерева, а взведение было на кусочке сахара, то теперь нужны цветные металлы, гидроизоляция и т.д. Все-таки существенно дороже.
              1. 0
                29 июля 2019 16:40
                Смартфон мною выбран как устройство, обладающее явно избыточной мощностью, далеко перекрывающей все потребные нам задачи, и обладающее "детскими" габаритами. Разумеется, нам нужно устройство подобное ему, а не сам смартфон, вы что, серьезно?!)
                Нужно разработать его по тому же принципу, вот и все. Увы, в России этим некому заняться. Всех разработчиков с маниакальным старанием или выгнали из страны, или поступили с ними гораздо хуже. Так что русские разработчики есть. И в Силиконовой долине, и в Японии, и в Корее, и в Китае. В России нет. Нам не нужны.
                Мои посты - это просто тоска по той стране, которой у нас, собственно говоря, нет...
  16. 0
    3 мая 2019 16:59
    Цитата: SovAr238A
    Реальные охотники за секретами имеют возможность отследить весь маршрут твоих писаний и выяснить твой динамический ИП. А от него найти и твой фактический адрес - и начать за тобой охоту.

    С удовольствием их подожду.
  17. 0
    30 мая 2019 15:01
    Зачем нужны специализированные самоходные уничтожители мин?
    Почему нельзя использовать (после обнаружения ГАС подозрительного объекта) дешевейшую глубинную бомбу с метателя типа РБУ-6000?
    В этом случае вопрос с минами защитниками(а заодно и с необходимостью траления этих самых мин защитников) отпадет сам собой.
    А для защиты тральщика от самоходных мин типа Кэптор - установить на тральщики комплекс противоторпедного вооружения Пакет НК, благо что фактически самоходная мина это и есть торпеда?
  18. 0
    25 июля 2019 15:10
    кто подскажет, почему брандеры не годятся сейчас для разминирования?
    построить пустую баржу, устойчивую к подводным взрывам и вперед мины собирать
    танки же раньше так и делали - просто валик катили перед собой и все.
    никаких супертехнологий не надо, риска нет.
  19. 0
    12 августа 2021 18:56
    Хотелось бы на фоне этой статейки сказать пару слов в защиту проекта 12700 и нашего ВМФ. Конечно много недостатков и желание все улучшить , но не все так плохо , как пытается убедить нас Максим Климов. Есть оценки экспертов этого проекта и они в корне отличаются от мнения авторя данной статьи. У автора Максима Климова репутация, как эксперта очень не хорошая. У него весь Северный флот , да и вообще ВМФ России не дееспособны . Теперь тральщики проекта 12700 ему не угодили. Понаписал то ужас , а для специалиста все это введение в заблуждение неискушенного в теме читателя.
    Нет смысла даже комментировать эту писанину его. Очень много неточностей и не элементарное знание матчасти . Вот , что пишет только один из немногих ( не только он) об этом "эксперте" Дмитрий Ледовский в статье "Недееспособность Максима Климова "
    https://ren.tv/blog/dmitrii-ledovskoi/408673-nedeesposobnost-voennogo-eksperta-klimova

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»