Возрождение дирижаблей. Дирижабли как важная часть вооружённых сил XXI века

45
В одной из недавних статей были рассмотрены дирижабли и аэростаты как средство обеспечения зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) возможностью поражения низколетящих целей на большом удалении, без привлечения самолётов военно-воздушных сил (ВВС). Однако возможности дирижаблей не исчерпываются только радиолокационной разведкой, в связи с чем появилось желание рассмотреть это направление подробнее.

Возрождение дирижаблей. Дирижабли как важная часть вооружённых сил XXI века




История вопроса


Считается что дирижабль, управляемый мускульной силой, был изобретён в XVIII веке французским математиком и дивизионным генералом Жаном Батистом Мари Шарлем Мёнье. Своё развитие дирижабли получили спустя полвека, когда появились паровые, а затем и электрические двигатели, двигатели внутреннего сгорания. Пика развития дирижабли достигли в период между двумя Мировыми войнами, когда появились дирижабли гиганты, типа модели «Граф Цеппелин», способной перевозить до 25 тонн груза на расстояние более 10 000 км.


Дирижабль «Граф Цеппелин»


Ещё большими возможностями обладал дирижабль «Гинденбург», способный перевозить груз массой 100 тонн. К сожалению, именно катастрофа, произошедшая 6 мая 1937 года с «Гинденбургом», ознаменовала закат эры дирижаблей.


Катастрофа дирижабля «Гинденбург»


Главной проблемой дирижаблей того времени было то, что их ёмкости заполнялись взрывоопасным водородом. С учётом того, что гарантировать отсутствие утечки столь летучего и горючего вещества на всём сроке службы не представляется возможным, катастрофа была предопределена.

Технически в 1937 году уже был получен негорючий гелий, однако его выработку в промышленных масштабах смогли освоить только США, которые отказали в его поставках Германии, производившей крупнейшие дирижабли. Существуют и конспирологические теории о том, что катастрофы дирижаблей явились следствием конкуренции с производителями самолётов. Однако наиболее вероятным выглядит то, что на горизонте маячила большая война, при всех преимуществах дирижаблей их «боевые» возможности существенно уступали возможностям самолётов, что и предопределило преимущественное развитие последних. Вкладывать значительные средства в получение дорогого (даже сейчас) гелия в условиях предвоенного времени вряд ли было оправданно.

Возврат к дирижаблям. Проекты стран Запада


Тем не менее, история движется по спирали, и в XXI веке присутствует определённый интерес к возрождению строительства дирижаблей на новом технологическом уровне. Компаниями разработчиками и ВВС рассматривается несколько направлений строительства перспективных дирижаблей. Во-первых, это дирижабли, предназначенные для размещения средств разведки и связи, во-вторых, это транспортные дирижабли-гиганты, способные перевозит сотни тонн грузов на огромные расстояния.

В 2005 году небезызвестное агентство передовых оборонных исследовательских проектов DARPA объявило об открытии программы строительства сверхтяжёлого транспортного дирижабля «Walrus» с грузоподъёмностью от 500 до 1000 тонн и дальностью полёта до 22 тысяч километров.


Концепт военного дирижабля большой грузоподъёмности «Walrus»


В рамках программы создания сверхтяжёлого дирижабля упомянутое агентство DARPA выдало грант в 3 миллиона долларов США компании Lockheed Martin. Субподрядчик компании Lockheed Martin – компания Worldwide Aeros Corp предложила проект дирижабля Aeroscraft. Компания Worldwide Aeros Corp планировала построить дирижабль Aeroscraft в трёх версиях, модель ML866 грузоподъемностью 66 тонн, модель ML868 грузоподъемность 250 тонн и модель ML86X грузоподъемностью 500 тонн.

К сожалению, им удалось создать лишь дирижабль-прототип Dragon Dream длиной в 81 метр и объемом в 17 тысяч кубических метров. В 2015 году обрушилась часть крыши ангара, в котором базировался прототип Dragon Dream, что привело к его разрушению и свёртыванию работ. К слову, компания Worldwide Aeros Corp была основана в 1992 году нынешним генеральным директором и главным инженером Игорем Пастернаком, который приехал в Америку из Украины после развала СССР.


Прототип дирижабля Dragon Dream Aeroscraft компании Worldwide Aeros Corp



Генеральный директор и главный инженер компании Worldwide Aeros Corp Игорь Пастернак (в центре снимка)



Первый полёт дирижабля Dragon Dream

Очевидно, что создание дирижаблей грузоподъёмностью 500-1000 тонн потребует решения огромного количества сложных технических задач. С учётом того, что отрасль дирижаблестроения пребывает в забвении достаточно продолжительное время, на пути к созданию дирижаблей сверхбольшой грузоподъёмности должны быть поэтапно построены образцы меньшей грузоподъёмности.

Одним из реализованных проектов является дирижабль Airlander 10 спроектированный и изготовленный британской компанией Hybrid Air Vehicles. Дирижабль «Airlander 10» является гибридным – использует аэродинамическую подъёмную силу при подъёме и затем находится в воздухе за счёт наполненного гелием объёма. Его длина составляет 92 метра, грузоподъёмность десять тонн. Крейсерская высота полета дирижабля составляет 6 100 м, крейсерская скорость 148 км/ч. Он может находиться в полете до двух недель в беспилотном режиме и около пяти дней с экипажем.

Изначально дирижабль разрабатывался для армии США по программе LEMV для ведения разведки и наблюдения в интересах наземных войск. Однако в 2013 году армия США отказалась от данного дирижабля, предположительно из-за его высокой стоимости. В дальнейшем проект развивался как коммерческий, обновлённая версия дирижабля совершила несколько полётов, однако в 2017 году дирижабль Airlander 10 оторвался от причальной мачты и был полностью разрушен в результате удара о взлётное поле.


Дирижабль Airlander 10



Первый полёт гибридного дирижабля Airlander 10

Американская компания JP Aerosapce разрабатывает стратосферный дирижабль Ascender, предназначенный для запуска космических ракет-носителей, с высоты порядка 50-60 километров. Несмотря на то, что сама концепция вызывает много вопросов, полученные наработки могут быть использованы для создания дирижаблей с более реалистичными сценариями применения, например, используемых в качестве ретрансляторов связи или носителей средств высотной разведки.


Демонстратор технологий Ascender 36, уменьшенная версия полноразмерного стратосферного дирижабля


С высоты 50-60 километров дальность видимости составит почти 1000 км, что позволит осуществлять разведку в глубине территории противника, не нарушая его границ. Указанные высоты вполне досягаемы для аппаратов легче воздуха – в 2009 году исследовательский беспилотный шар BU60-1, разработанный Агентством аэрокосмических исследований Японии, поднялся на высоту 53 километра.

Дирижаблестроение в России


В России основным создателем дирижаблей является холдинг «Авгуръ-РосАэроСистемы». В июне 2015 года президент холдинга Геннадий Верба сообщил, что компания планирует построить боевой дирижабль «Атлант» до конца 2018 года. Предположительная стоимость проекта составляла несколько миллиардов рублей. Семейство дирижаблей «Атлант» должно включать три модификации с грузоподъемностью 16, 60 и 170 тонн, способные работать на высотах до 10 тысяч метров. Военное применение дирижаблей «Атлант» предполагало их использования в качестве элементов системы предупреждения о ракетном нападении. Информацию о создании дирижабля в интересах нужд противоракетной обороны подтвердил советник первого заместителя генерального директора концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Владимир Михеев в июле 2015 года.


Концепт дирижабля «Атлант»



Презентация перспективного российского дирижабля «Атлант»

Другой перспективный беспилотный дирижабль, «Беркут», должен быть способен подниматься на высоту 20-23 километра и оставаться в воздухе до полугода. Большая продолжительность полёта должна обеспечиваться за счёт отсутствия экипажа (беспилотный дирижабль) и системе энергоснабжения от солнечных батарей. Основные предполагаемые задачи дирижабля «Беркут» – обеспечение ретрансляции связи и высотная разведка.



Предполагаемые тактико-технические характеристики высотного дирижабля «Беркут»


Дирижабли являются достаточно уязвимой платформой в случае конфликта с высокотехнологичным противником из-за своих огромных размеров и низкой скорости полёта, что, впрочем, никак не приуменьшает их роль как средства предупреждения об атаке низколетящими средствами воздушного нападения (СВН). Легко уязвимыми целями можно считать и любые крупные стационарные объекты, например, такие, как РЛС станций предупреждения о ракетном нападении, что вовсе не повод от них отказываться.

В случае, если разработка дирижаблей грузоподъёмностью 500-1000 тонн будет успешно реализована, они также могут стать важнейшим элементом логистической системы современных вооружённых сил, объединив в себе преимущества транспортных самолётов, вертолётов и кораблей. В этом случае уязвимость платформы может компенсироваться выбором оптимальных маршрутов полёта для избегания столкновения с силами противника.

Дирижабли в локальных конфликтах


Можно предположить, что крайне важную роль дирижабли могут сыграть в локальных конфликтах против противника, не обладающего современными средствами противовоздушной обороны (ПВО).

Одной из глобальных проблем современных ВВС является высокая стоимость не только самолётов и вертолётов, но и высокая стоимость их эксплуатации.


Стоимость лётного часа средств воздушного нападения армии США


В результате локальные войны против боевиков, самым современным вооружением которых могут быть противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) и переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), становятся финансово неподъёмными даже для сверхдержав, что подтверждается опытом СССР и США в Афганистане. Можно не сомневаться, что расходы на авиационную поддержку сирийских правительственных войск также влетают России в «копеечку».

Каким образом применение дирижаблей может повлиять на ситуацию? В материале Боевые «Гремлины» ВВС США: возрождение концепции воздушных авианосцев рассматривались концепции американских ВВС по строительству перспективных воздушных авианосцев – носителей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). По проектам агентства DARPA размещение недорогих многоразовых БПЛА на борту транспортных самолётов, бомбардировщиков и тактических самолётов позволит уменьшить вероятность потерь и упростить прорыв ПВО противника. Можно предположить, что такая концепция оправдана и с точки зрения снижения стоимости ведения боевых действий в воздухе/с воздуха.

Тем не менее, в борьбе против нерегулярных формирований, даже применение воздушных авианосцев на базе транспортных самолётов и бомбардировщиков будет весьма затратным. Как было рассмотрено в том же материале, первыми воздушными авианосцами были как раз дирижабли.



Концепция дирижабля-авианосца вполне может быть воссоздана на современном технологическом уровне для решения именно задач в локальных конфликтах.

Предположительно создание дирижабля типа «Атлант» грузоподъёмностью 60 тонн и высотой полёта свыше 5000 метров позволит разработать на его базе дирижабль-носитель с размещением нескольких типов БПЛА малой и средней размерности, а также топлива и вооружения для них из расчёта автономного использования в течение 2-4 недель. Конструкция самих БПЛА должна быть максимально упрощена для снижения их стоимости.


Малый разведывательно-ударный БПЛА «Форпост-М»



Сверхмалый БПЛА со стрелковым оружием и БПЛА средней размерности «Дозор-600»


Количество БПЛА на борту может варьироваться в зависимости от их массогабаритных характеристик. Для БПЛА типа «Форпост-М» оптимальным можно считать количество порядка 12-16 БПЛА, для обеспечения возможности круглосуточного нахождения в воздухе 3-4 БПЛА в трёхсменном варианте или 6-8 в двухсменном. Операторы управления БПЛА, количество которых определяется в соответствие с количеством БПЛА и смен работы, также должны размещаться на борту дирижабля-носителя.

Сценарий применения дирижабля-носителя БПЛА


К примеру, в ходе локального конфликта необходимо захватить контроль над городом, ставшим оплотом боевиков и требующим значительных сил для его захвата правительственными войсками. Прямой штурм может привести к большим потерям среди личного состава, применение боевых самолётов и вертолётов требует значительных финансовых средств. Кроме того, современные истребители плохо приспособлены для поражения разрозненных групп боевиков, а штурмовики типа Су-25 и боевые вертолёты уязвимы для огня противника.

Дирижабль-носитель занимает заданную позицию над городом (или в стороне, на небольшом удалении). Высота полёта свыше пяти километров делает его неуязвимым для средств ПВО, имеющихся у боевиков. Помимо этого, он может быть оснащён средством противодействия атакам ПЗРК, типа «Президент-С».


Презентация системы «Президент-С»

После выхода на позицию дирижабль-носитель осуществляет запуск БПЛА на патрулирование. Патрульные БПЛА должны быть оснащены вооружением с минимальной стоимостью – управляемыми и неуправляемыми авиабомбами малого диаметра, неуправляемыми авиационными ракетами, стрелково-гранатомётным вооружением и т.п. Обнаружение противника ведётся как средствами разведки БПЛА, так и средствами разведки дирижабля-носителя, который после обнаружения цели направляет на неё ближайший БПЛА. Дирижабль-носитель осуществляет дежурство в течении двух недель, после чего его сменяет другой дирижабль-носитель.

Основная задача дирижабля-носителя и его авиакрыла – осуществлять постоянное, круглосуточное, изматывающее воздействие на противника. Любая обнаруженная цель должна быть уничтожена в кратчайшее время. Средства радиолокационной и тепловизионной разведки должны обеспечить круглосуточное обнаружение противника, а нахождение дирижабля-носителя вблизи зоны ответственности обеспечит минимальное время реакции.

После нескольких недель непрерывного воздействия можно ожидать что противник будет значительно деморализован и понесёт большие потери в живой силе и вооружении. В случае, если принято решение о наземном штурме, БПЛА с дирижабля-носителя должны оказывать непосредственную авиационную поддержку наземным войскам. Учитывая специфику выполняемых задач, дирижабль-носитель БПЛА должен входить не в состав ВВС, а в состав сухопутных войск, действуя непосредственно в их интересах, что позволит добиться максимального уровня взаимодействия операторов БПЛА и наземных бойцов.

Альтернативное размещение БПЛА на наземной базе потребует или привлечения моделей с большей дальностью полёта, а, следовательно, и с большей стоимостью полёта, или оборудования базы рядом с зоной ответственности, и её обороны. В любом случае будет увеличено время реакции и уменьшены возможности по обнаружению противника.

Как мы видели в вышеприведённой таблице, стоимость полёта среднеразмерного БПЛА типа «Predator» составляет порядка 4000 долларов, стоимость полёта БПЛА малой размерности должна быть сравнима или ниже стоимости полёта лёгкого штурмовика OV-10 Bronco (1000 долларов) из той-же таблицы. Сочетание низкой стоимости полёта БПЛА и низкой стоимости эксплуатации дирижабля, что обычно преподносится их создателями как преимущество этого типа летательных аппаратов, позволит существенно уменьшить совокупные затраты на авиационную поддержку в локальных конфликтах. Потеря БПЛА малой размерности также гораздо менее чувствительна, нежели потеря БПЛА средней размерности, не говоря уже о потере пилотируемых самолётов и вертолётов.

В мирное время дирижабли-носители могут применяться для контроля протяжённых участков государственной границы России, обеспечивая обнаружение, а при необходимости и уничтожение контрабандистов, боевиков или террористических групп. К примеру, зона контроля дирижабля носителя с БПЛА типа «Форпост-М» может составить круг диаметром 300-400 км.

Вывод


История дирижаблей не закончилась трагедией «Гинденбурга». Новые технические решения, новый задачи и вызовы могут помочь небесным гигантам занять свою нишу в небе. Наиболее перспективными направлениями развития дирижаблей можно считать обеспечение разведки и ретрансляции связи, а также доставку массивных крупногабаритных грузов на большие расстояния с возможностью работы на необорудованных площадках. Отдельным направлением развития дирижаблей может стать создание дирижаблей-носителей БПЛА для применения в локальных конфликтах против противника, не оснащённого современными средствами ПВО.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    14 мая 2019 05:09
    Спутники дороги и могут осуществлять мониторинг только в момент пролета над контролируемой местностью. Поэтому в Израиле для этой цели используется аэростатная система TAOS. Аналогичная система используется американцами на границе с Мексикой. Система сравнительно дешева и эффективна.
    ТТХ гелиевого аэростата: объем 285 м3; высота подъема 300 м; линейный размер 16 м (имеются аппараты длиной 32 м).
    Станция управления размещается в трейлере.
    Полезная нагрузка: масса 35 кг; диаметр 300 мм; высота 400 мм; зона обзора по азимуту круговая; точность определения координат по азимуту +-2 градуса; зона обзора в вертикальной плоскости от +25 до -110 градусов.
    Аппарат оснащен тепловизорной системой переднего обзора. Рабочий диапазон - длинноволновая часть ИК-спектра; поле зрения: узкое 1,7 х 1,3 градусов; среднее 5,1 х 3,9 градусов; широкое 24 х 18 градусов. Система включает мини-охладитель.
    Оптическая система имеет поле зрения 1,5 х 1,2 градусов, фокусное расстояние 24-240 мм, оптическое увеличение 1:10.
    Полезная нагрузка наряду с информационными датчиками дневного и ночного наблюдения включает систему диагностики состояния платформы и контроля ее положения над заданным географическим районом.
    Единственный кабель служит для швартовки привязного аэростата, энергоснабжения платформы и двухсторонней связи. Видеосигнал передается посредством оптоволоконной связи, что позволяет избежать искажения сигнала в результате воздействия электромагнитных помех.
    Мультисенсорная полезная нагрузка состоит из CCD- и FLIR-сенсоров высокого разрешения. Кроме того, на аэростате могут быть размещены РЛС, лазерный дальномер и система лазерной подсветки целей.
    Оптическая и ИК-аппаратура TAOS гиростабилизирована по двум осям и управляется оператором по азимуту и вертикальной плоскости с помощью джойстика.
    Аппарат может нормально работать при скорости ветра до 20,5 м/с.
    Время развертывания аэростата 45 минут.
    Кроме того, в Израиле почти созданы две системы на мини-аэростатах для использования на высотах 100-200 м соответственно с полезной нагрузкой до 26 кг и до 4 кг.
    Также разрабатывается стратосферный (высота полета около 21 км) автономный (до трех лет непрерывного полета) дирижабль SPA, использующий для электропитания солнечные батареи и аккумуляторы. Но без стратегического партнера, который взял бы на себя финансирование, закончить эту работу Израиль не может, так как стоимость прототипа не менее 100 млн долларов, а серийных дирижаблей - порядка 30 млн долларов.

    Подробности в моей статье:
    http://www.sinor.ru/~bukren1/anti_t_b.htm
  2. +3
    14 мая 2019 05:23
    Прекрасная мишень для боевого лазера!
    1. +6
      14 мая 2019 07:56
      И не только. Неустранимыми недостатками дирижаблей является: 1-его огромная заметность, что радиолокационная, что и визуальная, 2-чрезвычайная зависимость от погоды, ветра, электризация при движении, 3- экранный эффект у поверхности земли, что чрезвычайно затрудняет его маневрирование у поверхности, 4-малая полезная нагрузка в случае с гелием и пожароопасность в случае с водородом, 5-большие размеры требуют габаритных мест хранения.
      1. +3
        14 мая 2019 11:01
        Цитата: Monster_Fat
        -малая полезная нагрузка в случае с гелием и пожароопасность в случае с водородом
        А с чего взято, что гелий сильно отличается от водорода по подъемной силе? Да, гелий вдвое тяжелее водорода - но закон Архимеда никто пока не отменял. Считаем: молекулярная масса воздуха 29, водорода - 2, гелия - 4. На один моль (22,4 литра) подъемная сила составит при нормальных условиях для водорода 29-2=27 г, для гелия - 29-4= 25 г. Отличие составляет 2/27, или 7,4%. Всего-то. Так что прежде чем что-то безапеляционно заявлять, стоит подумать.
      2. +1
        14 мая 2019 11:25
        Вобщем, табуретка из "Ikea": дорого, квадратно и мало функционально.
      3. AVM
        +1
        14 мая 2019 18:25
        Цитата: Monster_Fat
        И не только. Неустранимыми недостатками дирижаблей является: 1-его огромная заметность, что радиолокационная, что и визуальная,


        РЛС "Воронеж" тоже огромная и заметная, да ещё и стационарная, но от неё никто не отказывается. Для дирижаблей предупреждения о нападении на стационарные объекты не критично. Для противобармалейного авианосца БПЛА тоже.

        Цитата: Monster_Fat
        2-чрезвычайная зависимость от погоды, ветра, электризация при движении,


        Их 20 лет эксплуатировали, опыт есть, и если бы не отсутствие гелия и ВМВ, то возможно и продолжили бы. Кроме того прорабатываются комбинированные, гибридные дирижабли. На брольшой высоте это не так критично. Посмотрите, какую ветроустойчивость для своих аэростатов/дирижаблей заявляет Авгуръ.

        Цитата: Monster_Fat
        3- экранный эффект у поверхности земли, что чрезвычайно затрудняет его маневрирование у поверхности,


        ЭДСУ поможет

        Цитата: Monster_Fat
        4-малая полезная нагрузка в случае с гелием и пожароопасность в случае с водородом, 5-большие размеры требуют габаритных мест хранения.


        Могут применять негорючую и невзрывоопасную смесь водорода 15% и гелия 85%, подъемная сила такой смеси равна 93,4% подъемной силы водорода.
  3. +4
    14 мая 2019 05:38
    Нет не может, с водородом будет та же петрушка как и в 20-30 годы когда все что может будет гореть и взрываться...
    По поводу гелия даже заикаться не стоит, сверхтекучесть и цена полностью любой проект на его основе сделают не золотым, а бриллиантовым, а при нынешней ситуации и того дороже https://3dnews.ru/985753
    1. +2
      14 мая 2019 11:44
      Цитата: armata_armata
      сверхтекучесть и цена полностью любой проект на его основе сделают не золотым, а бриллиантовым, а при нынешней ситуации и того дороже https://3dnews.ru/985753

      Сверхтекучесть гелия проявляется только при температуре близкой к абсолютному нулю. При обычных температурах его диффузия через полимерные оболочки практически не отличается от таковой для водорода. Это называется "слышать звон". Что касается цены, то она сейчас составляет примерно 800 руб. за кубометр. Это примерно 730 тыс. рублей за тонну подъемной силы. Водород, конечно, дешевле - примерно 40 тыс. рублей за тонну подъемной силы.
      1. 0
        14 мая 2019 16:21
        Цитата: astepanov
        Это примерно 730 тыс. рублей за тонну подъемной силы. Водород, конечно, дешевле - примерно 40 тыс. рублей за тонну подъемной силы.

        Разница почти в 20 раз!! Дорог гелий для широкого применения.
        А у метана вообще стоимость менее 10 тыс. рублей за тонну подъемной силы.
        При этом он принципиально менее взрыво-пожароопасен чем водород.
        1. +1
          14 мая 2019 17:08
          Цитата: aristok
          При этом он принципиально менее взрыво-пожароопасен чем водород.

          А у метана подъемная сила вдвое меньше, чем у водорода - значит, надо увеличивать объем баллона, это влечет за собой повышение его массы и рост аэродинамического сопротивления, снижение управляемости. И теплота сгорания метана втрое выше, чем водорода (в пересчете на единицу объема), так что не факт, что метан безопаснее. Что касается цены гелия, то есть по меньшей мере один резерв: добавление водорода к гелию. При содержании водорода до 15% смесь его с гелием вообще не воспламеняется, при бОльших концентрациях имеет очень достаточно узкие границы воспламенимости и потому безопасна.
          1. 0
            14 мая 2019 19:27
            Цитата: astepanov
            теплота сгорания метана втрое выше, чем водорода (в пересчете на единицу объема), так что не факт, что метан безопаснее.

            Факт, факт!!
            Метан принципиально менее взрыво-пожаро-опасен чем водород, это общепризнанный среди ТБшников факт.
    2. AVM
      +1
      14 мая 2019 18:28
      Цитата: armata_armata
      Нет не может, с водородом будет та же петрушка как и в 20-30 годы когда все что может будет гореть и взрываться...
      По поводу гелия даже заикаться не стоит, сверхтекучесть и цена полностью любой проект на его основе сделают не золотым, а бриллиантовым, а при нынешней ситуации и того дороже https://3dnews.ru/985753


      С некоторым опозданием дефицит гелия может быть устранён благодаря интернациональным компаниям, которые планируют начать добычу гелия до конца следующего десятилетия. Так, с опозданием на пару лет, в 2020 году новую площадку откроет Катар (сказались санкции арабской коалиции против этой страны зимой 2018 года). В 2021 году свой кусок пирога от рынка гелия откусит Россия, запустив ещё одно крупное производство по добыче гелия. В США на этом рынке начнут работать компании Desert Mountain Energy и American Helium. Добычей гелия займутся компании в Австралии, Канаде и Танзании.
  4. +5
    14 мая 2019 07:18
    Нет...а чё? Мечтать не вредно ! Так давайте мечтать о воздушных шарах, парусниках,паровых машинах , о дульнозарядных мушкетах "на новый лад" ! fellow Лишь бы деньги были ! good А к деньгам уж Простоквашино приложить не сложно !
    . Нет,конечно! Категорически я не отвергаю "диржабли,еростаты" ... Такие штуковины имеют право "быть-существовать" ! Ей-ей !Ну,если не мирных целях,то в полицейских ! Патрулирование баальшущих территорий ,покрытых джунглями,пустынями,тайгой, водными ресурсами с целью выявления браконьеров,контрабандистов и легковооружённых "контрас", нарко.аграриев,незарегистрированных золотопромышленников и прочих "ресурсо.добытчиков" - может быть вполне оправданным мероприятием ! Но почему Автор вообразил,что "джунгли и пустыни" непременно придут в Россию ? request Ему сирийской пустыни маловато будет ? Или в РФ скоро денег "навалом" появится...и можно будет запросто приобретать против "бармалеев"-"одно";а против натовцев-"другое" ? Сам же Автор признаёт ,что "диржабли/еростаты" будут "огромны" размерами и тихоходны...но это не вся "бяда" ! Это какую же "логистику" надо выстраивать по снабжению воздушных шаров гелием,али водородом ? Можно,конечно , и про "монгольфьеры" вспомнить ! Но не кажется вам ,что избавившись от некоторых "минусов", потеряем и "кое-какие" "плюсы",присущие "гелиевым" еростатам ? Единственное преимущество "аппаратов легче воздуха" перед ЛА тяжелее воздуха; я вижу в том,что они могут "висеть колбаской" на "привязи" ,не потребляя энергию для перемещения или удержания в воздухе... Но и тут многое "сравнительно-относительно" ! Автор надеется на "2-месячное бесплатное пребывание",но учёл ли он : тайфуны,циклоны,песчаные бури, муссоны, бору,баргузин,суховей ? wink
    В общем,"будут с водкою дебаты-отвечай!Нет ребяты-демократы,только "чай"!" То бишь,в нашем случае,только "привязные" коптеры "всех мастей"; али воздушные платформы на базе "Буревестника" ! yes
    1. 0
      14 мая 2019 07:30
      Продолжение следует....или не надо ? what
    2. +1
      14 мая 2019 12:00
      Автор надеется на "2-месячное бесплатное пребывание",но учёл ли он : тайфуны,циклоны,песчаные бури, муссоны, бору,баргузин,суховей ?

      Ага, - это на 22км??? bully
      Вспомните, как японцы бомбили Америку. На больших высотах существуют эшелоны с постоянными равномерными потоками, в разных направлениях, которые можно использовать как для барражирования, маневрирую по высоте, так и для относительно неспешного передвижения, с большой экономией топлива.
      1. 0
        14 мая 2019 12:30
        Ну,если вам дирижабли понадобились непременно на 22-х км,то флаг вам в руки ,но я это обсуждать не буду...
        1. 0
          14 мая 2019 21:40
          Ну, зачем же передёргивать? Статью вы не внимательно прочитали...
          В упомянутом контексте речь шла о дирижабле с радиолокационной станцией дальнего обнаружения. А там, чем выше, тем дальше "видно".
          1. 0
            15 мая 2019 01:15
            Спорить не буду...действительно,статью читал не шибко внимательно... feel Причина: О дирижаблях,аэростатах уже писалось не так давно и не однократно ...и,по моему, одними и теми же авторами. Потому и решил,что нового вряд ли что будет добавлено...я и комменты свои писал "без интереса";т.к. ранее уже "отвечал" подобным образом.. Но если Автор настойчиво "толкает" свою идею,которая не всем нравится; то приходится "отвечать",чтобы Автор шибко не "заблуждался" !
    3. 0
      14 мая 2019 12:25
      Продолжение... I."Упервой" вариант -Аэроплатформы на базе "Буревестника" :Аэродинамические "конфигурации"-1.,,многомоторное,, "летающее крыло";2. "многомоторный" 2-3-фюзеляжный конструктив... На таких платформах можно пробовать реализовывать технологию "стелс"...(если не фулл,то хэлффулл...): а)"сглаживание" углов,б) радиопоглощающее покрытие,в)снижение тепловой заметности... Типы планеров позволят размещать,в случае необходимости, крупногабаритное оборудование или вооружение. В случае применения подобных "девайсов" определённые ограничения придётся соблюдать,но не всегда и не везде. Такая "звезда смерти" может висеть над сирийским городом на высоте св.5-6 км(вне досягаемости зенитного вооружения ,бармалеев"...) весьма долго ,заместо облюбованных Автором дирижаблей...Функциональность (назначение) таких "летающих платформ" может быть весьма разнообразна...
      II."Увтарой" вариант: "Привязные" (трос-кабель ) "электро.мультикоптеры"... (но насчёт "электро"-не 100% обязательно...)."Электро.мультикоптер" (даже "привязной"...) может быть оснащён аккумуляторной батареей определённой ёмкости или небольшим бензо.электроагрегатом ,с целью возможности осуществления маневра при возникновении "нештатных" ситуаций. Функциональность(назначение) мультикоптеров зависит от оснащения их тем или иным оборудованием,вооружением. Представление о функционировании мультикоптеров можно получить в какой-то мере из следующего "видео"...
  5. +2
    14 мая 2019 07:32
    Статья интересная спасибо за чтиво. и за ссылки на прошлые статьи по схожей тематике оказывается некоторые пропустил.
  6. +1
    14 мая 2019 08:33
    Некоторое время назад в прессе была большая шумиха по поводу гибридных (гелий плюс тепло) дирижаблей, и даже намекали на начало работ. Теперь всё затихло. Интересно, почему - это засекретили, или посчитали бесперспективным?
  7. +1
    14 мая 2019 08:37
    Что-то про термопланы сейчас забыли, а в своё время было много шума про этот проэкт.
  8. +1
    14 мая 2019 09:12
    hi ...Пика развития дирижабли достигли в период между двумя Мировыми войнами, когда появились дирижабли гиганты.
    К сожалению, именно катастрофа, произошедшая 6 мая 1937 года с «Гинденбургом», ознаменовала закат эры дирижаблей... crying
    1. +1
      14 мая 2019 12:19
      На Гинденбурге была диверсия.
      Проблема у дирижаблестроителей была та же, что и у кораблестроителей, когда стали строить большие корабли, - это быстро развивающиеся трещины в длинномерных балках. Кораблестроители с этим делом справились, справились бы и дирижаблестроители. Помешала война.
      Только американцы продолжали потихоньку строить. Во время войны у них дирижабли патрулировали прибрежные воды и побережье. У нас тоже во время войны пара дирижаблей участвовали в подвозе боеприпасов. Их даже несколько раз обстреливали немецкие истребители, но поджечь не смогли, несмотря на попадания.
      Существующая современная система управления горением (на основе высоких напряжений) позволяет безопасно эксплуатировать даже водородные дирижабли.
    2. +1
      14 мая 2019 13:51
      Цитата: san4es
      К сожалению, именно катастрофа, произошедшая 6 мая 1937 года с «Гинденбургом», ознаменовала закат эры дирижаблей..

      Да в общем то нифига подобного. Вон, на ории потонуло 4.000 человек разом. Больше, чем на всех дирижаблях погибло. И ничего... Никакого заката эпохи кораблей не наступило.
      Дирижабль убийственно медленный. Вот и всё. Пока он уступал в скорости самолетам в 1.5-2 раза, с его недостатками можно было мириться, когда его скорость стала ниже в 6-7 раз самолетной, и в 2-3 раза скоростного поезда, минусы перевешивают плюсы. А дешевизна... Самый дешевый способ из Москвы до Астрахани добраться - плотом. Однако летим самолетом. Вот лично вы готовы потратить на полет Москва - Гаванна минимум 3.5 суток, а то и неделю, если ветра будут препятствовать? То то и оно... Проедите больше, чем билет на самолет стоит.
      1. 0
        14 мая 2019 14:13
        Цитата: Ланнан Ши
        ...Самый дешевый способ из Москвы до Астрахани добраться - плотом.

        Да нифига подобного laughing ...в общем-то.
        ...Посчитайте, на какую сумму вы провизии употребите, за 14+ суток такого сплава...(не считая рисков)
        Сравните с ценами на авиа-перевозки:
        1. +1
          14 мая 2019 15:59
          Цитата: san4es
          Посчитайте, на какую сумму вы провизии употребите, за 14+ суток такого сплава...(не считая рисков)

          15 кг картошки + рыба из реки + хлеб + костер. А вот с дирижбанделем все сложнее. Очень сомневаюсь, что пассажирам дозволят рыбу удить, картошку мешками грузить и костры на борту жечь laughing
          А серьезно если, вот ровно такие же недостатки и у дирижабля, по сравнению с самолетом. Плюс расходы по з/п экипажа в 6-12 раз выше, из расчета на рейс. Вся экономия на топливе на раз съедается.
          Плюс в разы большие расходы на инфраструктуру. Вот каково оно ангарами на монстриков в 200-300 метров длиной всю страну застроить? А не застроить? Теряется гибкость. И если какогй нибудь ил будет летать из МСК хоть во Владик, хоть в Воронеж, хоть в Буэнос айрес, то надувной шарик будет намертво привязан к 1 маршруту.
          В общем экономия копеечная, вложения в инфру и обучение персонала чудовищные, логистическая гибкость отсутствует от слова совсем, зависимость от метеоусловий тотальная, и как итог - общая выгода не очевидна.
          1. +1
            14 мая 2019 16:57
            Цитата: Ланнан Ши
            ...общая выгода не очевидна.

            ...С самолётом не сравнить. По-делам (тула-сюда) мотаться, конечно он не подойдёт. Но как круизное судно (на картинке в статье), может некоторых заинтересует (если таковой когда нибудь создадут)

            P.S
            Цитата: san4es
            К сожалению, именно катастрофа, произошедшая 6 мая 1937 года с «Гинденбургом», ознаменовала закат эры дирижаблей..

            -- это цитата из статьи была hi
  9. +1
    14 мая 2019 10:03
    Верная статья!
    Россия должна стать центром мирового дирижаблестроения, у всего мира должно быть понимание - если вам нужен дирижабль - это в Россию!
    1. 0
      14 мая 2019 16:09
      Верная статья!
      Россия должна стать центром мирового дирижаблестроения, у всего мира должно быть понимание - если вам нужен дирижабль - это в Россию!

      Вот как окончательно самолетостроение прихлопнут, так станем, надеюсь до такого писца дело не дойдет
  10. +1
    14 мая 2019 10:45
    Цитата: МБРШБ
    Что-то про термопланы сейчас забыли, а в своё время было много шума про этот проэкт.

    Ну,шума то не было...а "мечты" имелись . Пока в РФ "позарез" будут востребованы "тюрки" из Азии,про технологические новации забудьте ! Или делите все "новости-обещания" на 4...остальное:бла-бла-бла...
  11. +3
    14 мая 2019 10:49
    для российских просторов и нехватки дорог на большей части страны дирижабль как минимум грузовой сверхтяжелый просто необходим для обеспечения перевалки грузов
  12. +1
    14 мая 2019 11:39
    Представляется перспективной транспортировка дирижаблями природного газа с месторождений.
    1. +1
      14 мая 2019 16:35
      Цитата: 123456789
      Представляется перспективной транспортировка дирижаблями природного газа с месторождений.

      Ну да, при этом используя сам природный газ как подъемную силу+ полезный груз.
      Но тут встают проблемы присущие большим дирижаблям - зависимость от погоды + дорогая инфраструктура.
      Не факт что выйдет рентабельным такой проект.
      1. 0
        14 мая 2019 18:28
        Цитата: aristok
        Ну да, при этом используя сам природный газ как подъемную силу+ полезный груз.

        сам природный газ и есть полезный груз laughing обратным ходом (порожняком) можно и полезный груз взять.
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    14 мая 2019 17:54
    да уж, трудно придумать в этом направлении что-либо путное: складывающийся (как матрёшка) с некоторой механизацией, с нагреваемым двигательной установкой воздухом?
  15. 0
    14 мая 2019 18:16
    В плане разработки планов нашим ведомствам нет аналогов в мире. По планам, лунная база уже работает с 2015г, ну а с 2020 - начнется промышленная добыча и перевозка на Землю Гелия-3.
    Только одна болтовня кругом и планы по созданию планов, обещания, которые превращаются в обнищание.
    1. -1
      16 мая 2019 07:12
      и сильно вы обнищали? Озвучьте цифры, плиз!
  16. +1
    14 мая 2019 21:33
    Цитата: Ланнан Ши
    Дирижабль убийственно медленный. Вот и всё. Пока он уступал в скорости самолетам в 1.5-2 раза, с его недостатками можно было мириться, когда его скорость стала ниже в 6-7 раз самолетной, и в 2-3 раза скоростного поезда, минусы перевешивают плюсы.

    Скорость современного дирижабля сопоставима со скоростью скоростного поезда (кстати, скоростные поезда почему-то грузы не перевозят и в Дудинку, или Игарку не ходят, как, впрочем, и товарные). Тонна-километр у дирижабля стоит дешевле, чем у самолёта и уж, тем более, у вертолёта (и этот показатель улучшается с ростом грузоподъёмности). Грузоподъёмность может в разы превышать таковую у самых крупных самолётов. И это лишь малая часть преимуществ. Основное же преимущество - это отсутствие необходимости во взлётных полосах (очень, кстати, не дешёвое удовольствие). Организовать причальную площадку можно, буквально, в любом месте, с минимальными затратами. Даже в тундре, на вечной мерзлоте, что немаловажно при заявленной правительством программе освоения дальнего севера. У нас огромная неосвоенная территория, которую без дирижаблей освоить, мне представляется, просто невозможно. Что же касается погоды, то не так уж много штормовых дней в году и существует прогноз, в конце концов. Правда, Россия в 90-е лишилась огромного количества метеостанций за полярным кругом, отчего точность прогнозов в настоящее время существенно ниже, чем при Советском Союзе. Но может как раз дирижабли и помогут восстановить "былое величие".
    Понятно, что одной-двум фирмам, существующим в России, развитие дирижаблестроения на должном уровне не потянуть. Тут без государства не обойдёшься. А вот с государством у нас, всё печально. Так что противники дирижаблей могут не беспокоиться. Если новый взлёт дирижаблестроения и возникнет, то это точно будет не в России....
    1. +1
      22 мая 2019 23:24
      Цитата: WhoWhy
      огромная неосвоенная территория

      Не слишком большие, дешевые и полностью автоматические дирижабли способны снабжать оторванные от цивилизации и основных сил блок-посты и группы, и, дежуря в воздухе, поддерживать их, например, бомбометанием с внешней подвески. Могут контролировать дорогу вне населённых пунктов в ночное время.
      Особенно это важно в горной местности, в которой грузоперевозки всякого имущества - всегда большая проблема. Даже если из за погодных условий такая техника будет регулярно биться в горах.
      А чем больше везётся автоматикой по воздуху, тем меньше надо перевозить по земле и меньше будет горелых грузовиков по обочинам.
  17. +1
    15 мая 2019 00:16
    Главной проблемой дирижаблей того времени было то, что их ёмкости заполнялись взрывоопасным водородом. С учётом того, что гарантировать отсутствие утечки столь летучего и горючего вещества на всём сроке службы не представляется возможным, катастрофа была предопределена.

    Автор почему то забыл, что и все американские гелиевые гиганты погибли в таких же катастрофах что и водородные. :)

    Главная проблема дирижаблей не водород а прочность и управляемость.

    Атмосфера гораздо беспокойнее моря, ветра, шторма и ураганы повседневное явление. Огромных размеров дирижабль обладает очень большой парусностью. Давление на оболочку длинною в сотни метров составляет десятки тонн. Половина погибших гигантов просто сломалась в воздухе. До сих пор задача прочности для жестких дирижаблей не решена.

    Не меньше проблем с управляемостью. Огромная, массой во многие десятки тонн (и даже сотни тонн) конструкция обладает в атмосфере нулевой плавучестью. А значит готова придти в движение от любого дуновения ветра. И требуется огромная мощность чтобы просто удержать такую дуру на месте. Куча роликов с опытными дирижаблями в последние годы показали как непросто управлять такой машиной возле земли. Кто только не воткнулся в грунт.. Да и сто лет назад, вторая половина дирижаблей была потеряна при попытке вывести из своего ангара или наоборот, запарковать для техобслуживания. :)

    В общем обманчивая простота дирижаблей оправдывает себя только в самых простейших случаях. Вроде пузыря с водородом и небольшим пакетом аппаратуры снизу. Попытки увеличить размер ведут к росту проблем по экспоненте.. Но энтузиасты все равно находятся ! :)
  18. 0
    15 мая 2019 03:06
    Проэкты серии "летающий дом" забыли.Если вы пенсионер и никуда не торопитесь,для путешествий по миру будет самое оно.И всяко дешевле личных самолётов и яхт.В военных целях дирежабли себя исчерпали ещё на заре авиации.Для ЗРК это неподвижные мишени даже в дедовском исполнении.
  19. +1
    15 мая 2019 10:37
    Спасибо,история опять совершает возврат к давно ушедшей эпохи.С удовольствием прочитал,буду ждать похожей тематики.
  20. 0
    16 мая 2019 14:15
    Ну что ж, лед тронулся.
    Повторюсь, я вижу возможным использование дирижаблей еще в следующих областях.
    1. Мониторинг военно-морских учений "интересных" стран. Может производиться дирижаблями корректно и аккуратно.
    2. Раз с дирижаблей хотят ракеты в космос запускать, то почему бы на них не установить ракеты "воздух - воздух", получив мобильную ПВО в труднодоступных местах (а не только помогать ЗРВ разведкой)?
    3. И... стратегические ракетоносцы мирного времени, висящие вблизи границ вероятного противника и держащие его под прицелом. Скрытность их нулевая, зато проходимость высокая (в отличие от подлодок, которые частично заперты в проливах).
  21. 0
    21 мая 2019 15:27
    Цитата: Ланнан Ши
    ...Самый дешевый способ из Москвы до Астрахани добраться - плотом....

    В принципе не доберетесь.... Доплывете максимум до 1-го шлюза....

    Я понимаю, что плот от Москвы до Астрахани был приведен как пример, но .... примеры тоже должны быть корректными.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»