Проект ВВП-6. Зенитно-ракетный вертолёт для Советской Армии

35
В середине прошлого века деятельное участие в развитии отечественного вертолетостроения принимало конструкторское бюро А.С. Яковлева. Оно последовательно разработало несколько проектов транспортных вертолетов, а также занималось поиском принципиально новых решений. В шестидесятых годах такой поиск привел к появлению необычного предложения. Новый проект под названием ВВП-6 предусматривал строительство тяжелого вертолета, способного стать новым элементом противовоздушной обороны.

К большому сожалению, о проекте ВВП-6 известно не слишком много. В открытых источниках имеются лишь краткое его описание и единственная фотография масштабного макета. Тем не менее, и это позволяет составить приемлемую картину, а также оценить гипотетические возможности предлагавшейся машины и понять, почему ее не стали доводить даже до стадии технического проектирования.




Единственное известное изображение модели ВВП-6


Проект ВВП-6 предлагал строительство тяжелого многороторного вертолета, предназначенного для несения особой полезной нагрузки. Тогда как другие винтокрылые машины предназначались для перевозки солдат, оружия, боеприпасов и техники, новый образец должен был брать на борт ракеты зенитного комплекса С-75 – причем вместе с пусковыми установками. По сути, предлагался оригинальный вариант зенитного ракетного комплекса на винтокрылой платформе, пригодный для быстрой организации противовоздушной обороны на опасном направлении.

Специфические задачи серьезно сказались на облике вертолета. По своей архитектуре и компоновке он должен был заметно отличаться от других машин, как своего времени, так и более поздних. Предлагалось использовать фюзеляж большого сечения, способный вместить особую полезную нагрузку. Для получения нужной грузоподъемности использовались шесть самостоятельных винтомоторных групп, размещенных на шести плоскостях.

Основой планера ВВП-6 являлся фюзеляж необычного вида. Макет показывает, что он должен был иметь большое удлинение. На большей части длины сохранялось одинаковое сечение, близкое к прямоугольному. В носовой части машины помещалась кабина пилотов с характерным «балконом» фонаря. Внутри фюзеляжа могли находиться топливные баки и какая-либо нагрузка. В частности, в источниках упоминается возможность размещения внутри машины дополнительного боекомплекта.

С точки зрения аэродинамики, планер ВВП-6 сделали т.н. продольным трипланом. В носовой, центральной и хвостовой частях фюзеляжа разместили три крыла. Каждая плоскость имела прямую переднюю кромку. Внутри крыла и на его поверхности планировалось поместить разные агрегаты винтомоторной группы – по одной на каждом полукрыле. Возможно, в горизонтальном полете крылья должны были создавать существенную подъемную силу и частично разгружать винты.

По-видимому, внутри крыла планировалось помещать редуктор несущего винта. Под крылом находилось два пилона, на которых инженеры поместили по два турбовальных двигателя. Какой тип двигателя предлагался для использования – неизвестно. На каждом крыле имелось четыре двигателя и редуктор, обеспечивавший привод шестилопастного винта. Длина лопастей несущего винта была подобрана так, чтобы ометаемый диск не перекрывал проекцию фюзеляжа и не угрожал полезной нагрузке.

Имея шесть полукрыльев с винтомоторной группой на каждом, вертолет ВВП-6 должен был иметь сразу шесть одинаковых несущих винтов. Их привод осуществлялся 24 отдельными двигателями, соединенными между собой при помощи особых редукторов. Как предлагалось организовывать управление машиной – неизвестно. Все винты могли комплектоваться автоматами перекоса для изменения параметров тяги. Кроме того, для маневрирования можно было использовать дифференцированное изменение оборотов двигателя.

Под передним и задним крылом располагались убираемые опоры шасси. Предусматривалось использование четырех опор, по две на каждом борту. Вероятно, в полете они могли убираться в ниши фюзеляжа.

Не менее чем сам вертолет ВВП-6 интересна его полезная нагрузка. Для ее размещения верхняя часть фюзеляжа была выполнена в виде плоской прямоугольной площадки с бортами. На такой площадке – на одной линии с крыльями – предлагалось монтировать пусковые установки для ракет. Между парой полукрыльев помещались две подъемные направляющие с ракетой на каждой. Таким образом, вертолет необычного вида мог перевозить и запускать шесть ракет ЗРК С-75. Предусматривалось применение ракет модификаций В-750 и В-755.


Основные компоненты ЗРК С-75: ракета В-750 и пусковая установка СМ-63


В некоторых источниках утверждается, что в целевую нагрузку ВВП-6 могли входить также дополнительный боекомплект, радиолокационная станция и приборы управления стрельбой. К сожалению, известное фото макета не позволяет понять, где и как могли размещаться все эти изделия – в первую очередь, дополнительные ракеты и РЛС.

Можно предположить, что вертолет ВВП-6 действительно мог бы получить все необходимые устройства для превращения в полноценную зенитную батарею. В противном случае, РЛС обнаружения и управления, а также другие компоненты комплекса пришлось бы размещать на другой платформе. В итоге полноценная работоспособная зенитная батарея должна была состоять из нескольких ВВП-6 с разной аппаратурой и разными функциями.

По известным данным, длина перспективного вертолета по фюзеляжу должна была достигать 49 м. Ширина с учетом ометаемых дисков винтов могла быть примерно вдвое меньше, ширина фюзеляжа – порядка 6 м. Расчетные весовые параметры вертолета неизвестны. В зависимости от модели применяемых ракет, готовый к применению боекомплект весил 13-14 т. Дополнительные ракеты В-750/755 могли увеличить общую массу полезной нагрузки едва ли не вдвое. Учитывая уровень весового совершенства вертолетов того времени, можно предположить, что максимальная взлетная масса ВВП-6 должна была выйти на уровень 45-50 т. Летно-технические характеристики неясны.

Боевые качества вертолета ПВО по типу ВВП-6 должны были находиться в прямой зависимости от его летных характеристик и типа применяемых ракет. Скорость и дальность полета определяли возможные рубежи развертывания мобильных ЗРК. Вертолеты с ракетами могли бы в минимальное время прибывать на заданные позиции, выполнять посадку и осуществлять развертывание зенитных средств.

В зависимости от типа установленных ракет и режима работы средств наведения, вертолет ВВП-6 мог поражать аэродинамические цели на дальностях до 20-25 или 40-45 км и высотах от 3 до 30 км. Для уничтожения цели использовалась осколочно-фугасная боевая часть массой 190 кг. Ракеты В-750 и В-755 оснащались радиокомандной системой управления.

Таким образом, в кратчайшие сроки на пути авиации противника мог возникнуть зенитный заслон, построенный с применением самого современного ракетного комплекса С-75. После отражения налета и уничтожения авиации противника вертолеты ВВП-6 имели возможность взлететь и в минимальное время уйти с позиции, сокращая риски ответного удара.

***

Концепция вертолета противовоздушной обороны, вооруженного зенитными ракетами и оснащенного необходимыми приборами управления, могла представлять интерес для военных. Винтокрылая машина по типу ВВП-6 в теории давала армии особые возможности, а вместе с ними и преимущество перед вероятным противником.

Главным преимуществом ВВП-6 оказывалась высокая мобильность. В этом отношении вертолет с ракетами наголову превосходил все существующие и перспективные ЗРК традиционного облика. Нетрудно представить, как быстро вертолет мог бы выйти на указанную позицию и насколько обогнать ЗРК С-75 на штатных машинах. По мобильности с вертолетом могли сравниться разве что истребители с ракетами «воздух-воздух», однако в этом случае речь шла и о других отличиях.

Ценой разумного увеличения размеров и массы вертолета можно было получить существенный боекомплект, готовый к применению. Кроме того, имелись возможности для перевозки дополнительных ракет. Таким образом, по своим огневым качествам вертолетное звено в составе нескольких машин оказывалось заменой наземной зенитной батарее.


Штатным средством транспортировки С-75 являлись серийные грузовики. На фото ЗРК Корейской народной армии


Немаловажным преимуществом проекта ВВП-6 являлась унификация с существующим ЗРК по боеприпасам. Проект предусматривал применение ракет В-750 и В-755, использовавшихся многочисленными комплексами С-75. Таким образом, при строительстве и развертывании перспективного вертолетного комплекса не требовались разработка и выпуск специальных ракет под него.

Впрочем, оригинальный проект имел целый ряд проблем разного рода. Главная – излишняя сложность. Предлагаемая машина отличалась большими размерами и массой, которые требовали использовать 6 винтомоторных групп с 24 двигателями – своеобразный рекорд среди проектов отечественной разработки. Проектирование подобной машины являлось крайне сложной задачей в техническом и технологическом отношении. Остается только гадать, как долго пришлось бы создавать технический проект, а затем строить, испытывать и доводить опытный вертолет.

Имелись и проблемы тактического характера. Мобильный ЗРК на базе вертолета, отличаясь высокими боевыми качествами, обязательно станет приоритетной целью для противника. Авиация и артиллерия должны были принимать все необходимые меры для обнаружения и уничтожения ВВП-6 в полете или на позиции. При этом в подавлении вертолетной ПВО могли участвовать и зенитные средства противника.

Плотная укладка ракет на фюзеляже вертолета ВВП-6 приводила к характерной проблеме. Она не позволяла использовать пусковые установки с большими углами горизонтальной наводки. Из-за этого могли возникать проблемы с предварительным наведением и захватом цели. Для поворота ракет на сравнительно большие углы требовался поворот всей машины – не самая простая операция, требующая взлета. Транспортировка части боекомплекта внутри фюзеляжа ставила перед конструкторами новую задачу. Требовалось оснастить вертолет некими встроенными средствами перегрузки ракет на пусковые установки.

Таким образом, предложенный вертолет-носитель зенитных ракет ВВП-6 имел как характерные преимущества, так и существенные недостатки. Гипотетически он мог эффективно решать свои боевые задачи, но при этом оказывался крайне сложным. В результате оригинальный проект посчитали бесперспективным с точки зрения реального применения. ОКБ А.С. Яковлева не получило заказ на его дальнейшее развитие, и проект отправился в архив, где затерялся на несколько десятилетий. В дальнейшем к подобным идеям не возвращались. Появлению проектов зенитного вертолета не поспособствовал даже прогресс в сфере зенитных ракет, сокративший их габариты и массу.

Из истории проекта специального тяжелого вертолета ВВП-6 можно сделать несколько выводов. Во-первых, она показывает, что на основе известных и хорошо освоенных решений и компонентов можно соорудить необычную концепцию для решения привычных задач. Кроме того, проект подтвердил, что зачастую получение выдающихся результатов связано с излишней сложностью. Вследствие этого от смелого технического предложения отказались как от бесперспективного. Впрочем, проект ВВП-6 достоин отдельного места в истории отечественной авиации.

По материалам:
http://aviastar.org/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://pvo.guns.ru/
Gunston B., Gordon Y. Yakovlev Aircraft Since 1924. UK: Putnam Aeronautical Books, 1997.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    19 мая 2019
    Славно, что не вбухали миллиарды в этот фантазийный проект belay Сродни с 7-ми башенными танками РККА в конце 30-х...
    1. +1
      20 мая 2019
      Как всегда, подвела гигантомания. А так нормальный квадрокоптер получился бы. Или гексокоптер... Или... Ну, в общем, Россия - родина слонов, и вообще, всего...
      "Из того, что при раскопках в Кремле древних проводов не обнаружено, следует что царь Иван Васильевич использовал беспроводные средства связи и утюги, нагревающиеся от Wi-Fi".
  2. +4
    19 мая 2019
    Что я прочел?Неудачная шутка,или вариант альтернативной техники?Ну,был вертолет для перевозки стратегических ракет,причем в металле и летал..Но это..
  3. KCA
    +3
    19 мая 2019
    Идея явно тупая, прогрев турбин тяжёлого вертолёта не менее 30 минут, а на кой хрен он нам такой в ПВО нужен? Догонять уже пролетевшие 600+ км самолёты?
    1. 0
      20 мая 2019
      Такая обкаточная платформа м.б. для разного назначения:
      - крупные группы десанта на малой высоте;
      - передвижная РЛС широкого обзора и широкого диапазона (разумеется, со средствами ПВО и лётной группы своём в составе) на высоте;
      ...в конце концов - моло бы быть прадедушкой винтокрылого авианосца smile
      1. KCA
        0
        20 мая 2019
        В-12 так и не смогли вылечить от недостатков, а тут ТАКОЕ
        1. 0
          20 мая 2019
          Надо же с чего-то начинать... В-12, как шаг к развитию такого направления - по мне, вполне получился.
  4. 0
    19 мая 2019
    Да ежели поочередный запуск 6 движков то ого. Интересная инфа! 21.06.19 в Торжке состоится празднование 40 летия 344 Центра. Музей вертолетов , Витязи , Стрижы , Беркуты . С собой паспорт РФ. Проблемы с паркингом!!!
  5. Комментарий был удален.
    1. +1
      19 мая 2019
      Вот к чему вы это написали?
  6. 0
    19 мая 2019
    Быстрое развертывание ПВО на опасном направлении - мысль хорошая, но техническая реализация очень сложная выходит
    1. Лучше с подготовленного для этого Ту-95 запускать.

      yes
  7. -11
    19 мая 2019
    Ежели при ВВП сохранятся мои три пенсии , то я за него и на 6 лет и более.
  8. +3
    19 мая 2019
    Его и не могли построить. При пуске струя пламени ПРД сожжет вертушку. Ракета слишком тяжелая и разгоняется относительно медленно. На штатной пусковой предусмотрен "павлиний хвост" для отвода струи пламени. Кроме того штатную пусковую (да ещё целых шесть штук) взгромоздить на вертолёт никак не получится. Уже не помню сколько она весила, но тонн с десяток точно.
  9. Аппарат явно тяжелее воздуха


    Может, это шутка или деза?

    hi
  10. +3
    19 мая 2019
    Вот если бы носителем ракет для комплекса Панцирь сделать вертолет, то его так просто, как в Сирии после израсходования боекомплекта, не подловишь. Так как можно отстреляться и улететь на точку, где планирующие бомбы не долетают.
  11. +6
    19 мая 2019
    С точки зрения технаря-моделиста самые интересные года развития авиации -между войнами и по 60-65-й годы. Такие конструкции уникальные создавались ! Да, не все продумывались, не все можно было сделать, было "золотое". Но какие чуды появлялись !
  12. +4
    19 мая 2019
    По известным данным, длина перспективного вертолета по фюзеляжу должна была достигать 49 м. Ширина с учетом ометаемых дисков винтов могла быть примерно вдвое меньше, ширина фюзеляжа – порядка 6 м. Расчетные весовые параметры вертолета неизвестны. В зависимости от модели применяемых ракет, готовый к применению боекомплект весил 13-14 т. Дополнительные ракеты В-750/755 могли увеличить общую массу полезной нагрузки едва ли не вдвое. Учитывая уровень весового совершенства вертолетов того времени, можно предположить, что максимальная взлетная масса ВВП-5 должна была выйти на уровень 45-50 т. Летно-технические характеристики неясны.
    В соответствии с полученным зимой 1958 года заданием, ОКБ Яковлева начинает проектироване вертолета Як-60. Главным конструктором проекта был назначен И.А. Эрлих. Основной задачей данного вертолета была транспортировка танков, баллистических ракет, наземных РЛС, боеприпасов, буровых вышек и многое другое.

    Экипаж — 3 человека.
    Максимальная грузоподъёмность — 42 тонны.
    Длина фюзеляжа — 46 м.
    Максимальный взлётный вес — 100 тонн.
    Диаметр несущих винтов - 35 м.
    Двигатели — 2 ГТД Д-25ВФ мощностью 6497 л. с. каждый.
    Дальше проекта вертолет не пошел.
    1. +5
      19 мая 2019

      Схема размещения техники на борту Як-60
  13. 0
    19 мая 2019
    может стоило подвесить ракеты снизу и пулять с воздушной высотной точки (1-2 км) - так сказать для ускорения выхода ракеты на нужную точку (керосина при союзе хватало)
    ведь в статье проговаривается, что РЛС должна была идти на отдельной машине.
    ведь РЛС воздушного базирования имеет гораздо больший радиус обнаружения целей.

    так мысли вслух после бани и бутылки-другой пива.
    1. Если с пивом и баней, то можно договориться и до беспилотных дирижаблей на солнечных батареях с РЛС и ракетами.
      1. +1
        19 мая 2019
        ну а чего нет?? вместо летающего восьмерками А-50 на так сказать (танко- зачеркнуто) самолето-опасном направлении вещаем дирижабльс РЛС, и вокруг него батарею дирижаблей с ракетами воздух-воздух (типа с-400 воздушного базирования) + что-нибудь типа панциря для ближней защиты.
        буксировка в район - ми-26
        1. Высота должна быть над облаками. Высотный дирижабль.

          Большой соблазн посбивать всё это со спутников.
          1. 0
            19 мая 2019
            отбуксировали на высоте 1-2 км, а там хай летит выше.
  14. +1
    19 мая 2019
    Технически очень сложно выходит. А вот поднять радар систем ПВО на аэростате очень хорошая идея особенно для обнаружения крылатых ракет и самолетов прячущихся за складками местности, нечто среднее между наземной системомй и самолетом ДРЛО. Дешево и сердито как говорится.
  15. +2
    19 мая 2019
    Старт ракет из вертолёта, да ещё и при отсутствии радиолокатора? - классический бред. Похоже, авторы проекта думали запускать ракеты и в течение всего полёта. Только вот чем они при этом думали - тайна сия велика есть.
  16. +1
    20 мая 2019
    а в чем смысл вообще всей затеи , потратить кучу времени на взлет и поднятие ракеты на небольшую высоту и дальность - которую ЗР пролетает за несколько секунд ))
  17. +3
    20 мая 2019
    "Зенитно-ракетный" вертолёт ? А всё-таки,в этом "что-то" есть ! Особливо,на фоне возникающих в последнее время сомнений в эффективности "традиционной" ПВО ! Всем хочется сделать системы ПВО "загоризонтными" во всех отношениях ! Телескопические мачты, "многоколенные" манипуляторы для радаров (антенных систем...) уже многих не устраивают и обвиняются в "достижении предела"... Уже предлагаются (пока на уровне проектов) размещения радаров (антенных систем) на "привязных" (и не только...) беспилотных коптерах, "диржаблях/еростатах"... Так что, "зенитно-ракетный" вертолёт недалеко от них размещается ! Причём, не обязательно для осуществления такой идеи создавать "монстра" ! Ведь было же времечко,когда идеи перемещать большие (крупногабаритные,тяжёлые) грузы вертолётами,применять вертолёты-краны уделялось особое внимание ! Для этого создавались как модифицированные варианты Ми-6 ,Ми-10,так и разрабатывались проекты огромных многомоторных машин ! Проводились практические проверки возможности переброски на вертолётах ракетных установок с баллистическими ракетами и др.опыты...

    Так же в головах военных инженерах после праздников (а может,и не только...) возникали идеи дальнего тяжёлого перехватчика (например,на базе Ту-160...) с "дальнобойными" ракетами "воздух-воздух" на борту... или вертолёта ПВО ,,Синий дракон" на базе МИ-24 с экспериментальными ракетами "воздух-воздух" Р-90..(Правда, есть и утверждение,что последний проект-вымысел...)
  18. +3
    20 мая 2019
    Наворочено, нереально. Сколько таких проектов легло и ляжет на полку. Зачем мы и американцы на такие "фантастические" разработки идем? Чтобы разработать принципиально новое нельзя "душить" фантазию, но важно вовремя остановиться, чтобы не попасть на деньги.
  19. +2
    20 мая 2019
    Дирижабль Киров на связи(с)
  20. +2
    20 мая 2019
    ...проект ВВП-6 достоин отдельного места в истории отечественной авиации.

    Мирный советский трактор.
  21. +1
    21 мая 2019
    Идея размещения частей ЗРК на воздушной платформе интересна.
    Причем лучше размешать станцию наведения ракет в воздухе, чтобы заглянуть за горизонт, а ЗУР с земли могут выстреливаться вслепую и потом подхватываться СНР.
    Подробнее в моей статье:
    http://www.sinor.ru/~bukren/istrib_1.htm
  22. +1
    21 мая 2019
    Можно крылатые ракеты разместить на Ми-26 или Ми-10. Резко повыситься мобильность. Хоть на Чукотку, хоть на Курильские острова, хоть на север.
    1. +1
      21 мая 2019
      Можно крылатые ракеты разместить на Ми-26 или Ми-10. Резко повыситься мобильность


      Сама пусть летит. Ишь, разбаловали. Села, заправилась, дальше полетела. Так и до Чукотки из Москвы часов за 12 доберётся. wassat
      А то как в Париж без визы - так она сама, а как на Чукотку- так вертолёт ей подавай.
  23. 0
    21 мая 2019
    да это утка.
    Схема в принципе не рабочая - даже на Як-24 не смогли справится с вибрациями, характерными для продольной схемы, тем более смешанной схемы, никто не мог представить взаимовлияние и вибрации от шести несущмх винтов.
    Проект скорее утопичный, выполнен малограмотным проектировщиком или дилетантом:
    - две С-75 не могут располагаться попарно - твердотопливный стартовый ускоритель будет повреждать как обшивку, так и соседнюю ракету.
    смешанная схема такого масштаба труднореализуема и сейчас.

    самый крупный вертолет поперечной схемы - В-12 (ми-12)


    а намного меньший Як-60 остался эскизным проектом
  24. 0
    18 сентября 2022
    Идея быстрого развертывания батареи ПВО с помощью воздушной платформы очень интересная и имеет серьёзные перспективы в современном мире, где способность быстро концентрировать силы в удалённых регионах - один из факторов успеха.

    Но вот тогдашняя реализация не самая удачная. Было бы проще это реализовать в виде облегчённой платформы с уменьшенным кол-вом ракет до 1-2 с возможностью воздушного десантирования или десантированием тяжёлых вертолётов на внешней подвеске.

    При этом, сама платформа - крайне интересная и перспективна. К идее большой воздушной платформы на 6 винтах можно вернутся в современности. Во первых заменив 6 вертолётов на 12 в соосной схеме пы уменьшим габариты самих винтов и улучшим лётные характеристики. Так же современные системы контроля и управления значительно упростят полёт с таким кол-вом двигателей. Такая большая воздушная платформа позволяла бы реализовывать огромное кол-во транспортных задач недоступных и сейчас. А именно:
    Вертолётное десантирование тяжёлой техники
    Вертолётное десантирование больших групп десанта
    Воздушная транспортировка в местности непригодные для посадки самолётов
    Воздушный запуск тяжёлых ракет различного назначения (ПКР, Тактические ракетные комплексы) с неожиданных, замаскированных позиций.
    Блочное строительство в высокогорных районах (это то что полезно и в гражданском секторе).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»