Переброска ТМТС по воздуху

Тактические малые транспортные средства

Легкие, мощные и внедорожные малые транспортные средства способны значительно повысить боевую мощь армейских подразделений. Универсальность, простота в освоении и широта применения делают подобные изделия привлекательными для различных категорий войск.

В западной военной классификации небольшие транспортные средства с весом до одной тонны, имеющие не менее четырех колес, обозначаются рабочим термином “тактические малые транспортные средства” (далее – ТМТС, см. приложение).

ТМТС – возможности использования

Тактические малые транспортные средства имеют одно основное предназначение – это быстрая транспортировка личного состава и материальных средств. В случае, если местность оказывается непроходима или ограничено пригодна для использования более крупной техники, ТМТС, обладающие внедорожными возможностями, решают эту задачу наилучшим образом.

Перевозка грузов
Перевозка грузов

Малые транспортные средства способны с наименьшей затратой энергии перевезти на большие расстояния личный состав, оружие большой массы или осуществить подвоз другого необходимого имущества. Другой вариант применения  ТМТС – несущая платформа для сенсоров или оружия различного назначения. Из этой универсальности вытекает несколько возможных областей применения ТМТС. Примеры: патрулирование местности, транспорт для штурмовых отрядов, служба курьеров и связных, транспортировка раненых, задачи наблюдения и контроля при защите тыловых районов.

Защита таких платформ в значительной степени ограничивается тем личным защитным снаряжением, которое использует экипаж. Тем не менее, существенным элементов защиты ТМТС может считаться их высокая мобильность. При этом, специалисты отмечают, что понятие “высокая мобильность” применительно к ТМТС подразумевает два аспекта: активный и пассивный.

Тактические малые транспортные средства должны не только сами показывать высокую скорость передвижения, но и гарантировать простоту собственной перевозки. Благодаря своему небольшому размеру и малому весу, ТМТС должны быть, по крайней мере, пригодны к переброскам по воздуху. В частности, уже сейчас возможна их транспортировка самолетами и вертолетами совместно с их экипажами, подразделениями и частями. В идеале оснащенные ТМТС группы могут приступать к выполнению поставленных перед ними задач незамедлительно напрямую из приземлившегося воздушного судна.

Переброска ТМТС по воздуху
Переброска ТМТС по воздуху

Никаких высоких технологий

Другим преимуществом ТМТС является их простота. Только она, как известно, имеет на войне успех. В случае выхода ТМТС из строя, его списание должно происходить легко и быстро. Захват же противником не означает, что в руки врага попали какие-либо высокие технологии. Замена выбывшего ТМТС должна быть простой и, что не менее важно, дешевой процедурой в сравнении с другими более крупными образцами техники и вооружения.

Кроме того, даже в отличие от мотоциклов малые транспортные средства для своего управления не требуют специальных водительских прав. ТМТС сможет использовать каждый военный водитель, прошедший достаточно простую дополнительную подготовку.

Основные категории и характеристики ТМТС

Малый транспорт в последние годы получил достаточно широкое распространение на рынке. Тем не менее, в военных целях используются три основные условные категории транспортных средств: вездеходы, легкие тактические внедорожники и амфибийные ТМТС.

Вездеходы

Вездеходы (All Terrain Vehicles, ATV) в отличие от более мелких спортивных квадроциклов обеспечивают повышенную полезную нагрузку, обладают большей производительностью и возможностью лучшего вооружения. К тому же они часто имеют прицеп.

Kodiak 400 и Grizzly 450
Слева направо: “Kodiak 400” и “Grizzly 450”

Известными представителями вездеходов класса 4×4 являются модели Kodiak 400 и Grizzly 450 от компании “Ямаха” (Yamaha) или King 750 AXI производства “Сузуки” (Suzuki).

King 750 AXI и 4x4-ATV Quad
Слева направо: “King 750 AXI “и “4×4-ATV Quad”

Модель 4×4-ATV Quad от подразделения наземных систем вооружения компании “Дженерал Дайнемикс” (General Dynamics European Land Systems) при общем весе 1180 кг имеет максимальную полезную нагрузку – 650 кг. Грузовую площадку спереди и сзади, места для еды, воды, боеприпасов или даже двух носилок для пострадавших.

Polaris 850 на гусеничном ходу
Polaris 850 на гусеничном ходу

 

Polaris MRV 850
Polaris MRV 850

Используемый командованием сил специального назначения ВМС Германии Polaris MRV 850 имеет возможность опционально оборудоваться гусеницами вместо колес. Согласно оценкам, ТМТС класса 4×4 показывают отличные внедорожные возможности в арктических условиях или в песчаной пустыне.

Sand-X T-ATV
Sand-X T-ATV

Особенностью конструкции Sand-X (Special Operations Vehicle, рус. – специальное оперативное транспортное средство) является гусеница в качестве движителя. Модель характеризуется быстрым ускорением и высокой предельной скоростью.

Легкие тактические внедорожники

Легкие тактические внедорожники в неснаряженном состоянии весят менее одной тонны. Они, обычно, не имеют дополнительной защиты и обеспечивают место для двух-четырех военнослужащих.

Средние транспортные вертолеты, подобные CH-53 или CH-47 “Чинук”, могут взять в грузовую кабину до двух ТМТС этой категории. Дополнительно возможна перевозка еще одного ТМТС на внешней подвеске. Меньшие транспортные вертолеты или используемый командованием ССО (SOCOM) и КМП ВМС США конвертоплан CV-22 “Оспрей” позволяют перевезти одно подобное ТМТС в грузовом отсеке.

Техника на внешней подвеске CV-22 "Оспрей"
Техника на внешней подвеске CV-22 “Оспрей”

Примером таких внедорожников, используемых силами специальных операций, может служить модель MRZR от американской компании “Поларис Индастриз” (Polaris Industries). Модель доступна в двух- или четырехместном вариантах (MRZR 2 и MRZR4). MRZR с пустым весом от 879 кг обеспечивает полезную нагрузку от 680 кг.

Polaris MRZR
Polaris MRZR

Командование ССО США в рамках программы легких тактических внедорожников (LightTactical All-Terrain Vehicle, LTATV) использует MRZR уже с 2013 г. Легкие и высокомобильные автомобили работают на двигателе Polaris Prostar 900 и развивают максимальную скорость до 96 км/ч. Семейство автомобилей MRZR позволяет адаптироваться к различным сценариям применения. Оснащение  включает повышенные возможности загрузки, электроусилитель руля, лебедки, крепежные элементы для воздушного транспорта, транспортные ящики или скрытый свет.

MRZR входит в парк более 20 стран. В частности, в Германии стоит на вооружении группы GSG 9 федеральной полиции, выполняющей специальные задачи в рамках охраны государственной границы.

В качестве инновационной разработки “Polaris Industries” презентовал новый вариант модели с турбодизельным двигателем. Основной особенностью MRZR-D2 стало значительное увеличение дальности хода. По данным производителя до 80 процентов больше, чем у бензиновых вариантов.

Амфибийные ТМТС

Требование к плавучести боевых машин снова приобретает особое значение после актуализации обороны территорий стран НАТО. В области ТМТС для этого уже давно существуют рыночные решения.

Так, в этом классе наилучшим образом зарекомендовала себя амфибия канадского производства “Арго” (Argo). Согласно публикациям, с 1967 г. эта модель продана более 30 тыс. раз, что делает “Арго” самым распространенный амфибийным транспортным средством. Модель “Арго” доступна в версиях с колесными формулами 6×6 и 8×8. Также она существует в бензиновом или дизельном исполнении.

Argo Lightfighter XTD
Argo Lightfighter XTD

Дизайн “Арго” послужил в качестве основы для модели “Гекко” (Gecko), 8х8 миниавтомобиля для ВС ЮАР. Появившиеся впервые в 2008 г. изображения китайского миникара, свидетельствовали о том, что его дизайн также ориентирован на “Арго”. Китайская модель предназначена для оснащения воздушно-десантных и специальных подразделений НОАК. Известно о существовании нескольких вариантов: транспортное средство для транспортировки группы, дозорный автомобиль, транспортер и санитарный автомобиль, а также оружейная платформа. Полезная нагрузка автомобиля с дизельным двигателем должна быть в пределах от 600 до 900 кг, максимальная скорость – 45 км/ч. Транспортные средства могут перевозить экипаж до шести человек.

Тактические малые транспортные средства – перспективы применения

Беспилотные системы военного назначения находят широкое распространение не только в воздухе, но и на земле. Публикации о цифровых технологиях в сухопутных войсках, по мнению специалистов, не оставляют сомнения в том, что эта тенденция продолжит свое укрепление.

Относительно тематики данной статьи: малые тактические транспортные средства, такие как Argo или Polaris MRZR уже служат в качестве отправной точки для беспилотных платформ.

В частности, команда в составе “Polaris Industries”, “Neya Systems” и “Applied Research Associates” с роботизированной моделью MRZR-X (4×4, 867 кг, 96 км/ч) является одним из четырех кандидатов проекта армии США «Многоцелевая транспортная платформа отделения» (Squad Multipurpose Equipment Transport, SMET).

Испытания по программе SMET
Испытания по программе SMET

Команда выступает против “General Dynamics Land Systems” (4×4 Mullti Utility Tactical Transport / MUTT, 375 кг, 13 км/ч), “HDT Global” (Hunter Wheeled Offload Logistics Follower/ WOLF, 6×6, 1100 кг, 32 км/ч) и компании “Howe and Howe” (Ripsaw RS2-H1, гибридный двигатель, 744 кг).

C недавних пор снова возросла активность вокруг лазерного оружия. В этой связи ТМТС наилучшим образом подходят как системные носители. Так, компания “Райтеон” (Raytheon) интегрировала высокоэнергетический лазерный эффектор с мультиспектральным прицелом на Polaris MRZR.

Raytheon HEL-Effektor Polaris MRZR
Raytheon HEL-Effektor Polaris MRZR

Вывод: тактические малые транспортные средства не могут заменить боевые машины. Но, возможно, благодаря их универсальности, простоте и высокой подвижности способны усилить боевые возможности войск. При этом, они не только дешевы, но и перспективны.


По материалам журнала Europäische Sicherheit &Technik”

Ваши комментарии

Loading Facebook Comments ...

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *