Крупнокалиберный анекдот, или Головная боль в самурайском стиле

55
В середине 30-х годов прошлого века в Японию пришло Понимание. Понимание того, что нужно увеличивать калибр стрелкового вооружения. И касалось это всего, а средств ПВО и вообще в первую очередь.





Так как Япония была страной, где с военной промышленностью были определенные проблемы, а с конструкторской школой и вообще беда, то японцы, не мудрствуя лукаво, пошли по проторенной дорожке тех, кто не мог сам разработать какое-либо оружие.

То есть прямое или непрямое копирование.

Француз


Императорская армия Японии стала первооткрывателем на этом пути и заимела у себя первый крупнокалиберный пулемет. Он использовался как на суше, так и на море, и представлял собой копию французского «Гочкисса» образца 1930 года калибром 13,2 мм.

Его назвали «Зенитный Тип 93», и на этом в армии и на флоте в плане ПВО настал покой и равновесие.

Но были еще ВВС. Учитывая, что в Японии между авиацией сухопутной и флотской просматривался, говоря культурно, антагонизм, а некультурно – тупая и беспричинная ненависть с презрением, понятно, что «Тип 93» даже не рассматривался в качестве исходной базы для авиационного пулемета. Каждый из двух куликов желал смотреть исключительно в свое болото.

Начатая война с Китаем, несмотря на всю слабость китайской армии, показала японским военным откровенную слабость пулеметов винтовочного калибра. Именно в Китае японские летчики получили первые уроки крупнокалиберных пулеметов американского производства. Curtiss Hawk Р-36 не были современными самолетами, но их 12,7-мм «Браунинги» заставили японцев задуматься.

Американский итальянец


Первыми задумались сухопутные летчики, поскольку именно они первыми начали огребать от китайских коллег. И они отправились к союзникам по оси «Берлин-Рим-Токио», то есть, к немцам. Которые буквально недавно начали выпускать новый пулемет MG-131.

Немцы японских союзников, мягко говоря, обломали. Дескать, пулемет новый, весь такой секретный, а вы с СССР воюете, да еще и неудачно (Халхин Гол). Ребята вы хорошие, но пулемет мы вам не дадим, короче.

Смысл в таком обломе, конечно, был. Из Советского Союза немцам рекой текли стратегические материалы, и портить такие теплые отношения из-за какого-то там пулемета прагматичным европейцам ну совершенно не хотелось. Потому японцы остались без лицензии, а немцы с материалами из СССР.

Понятно, что японских военных такой расклад совершенно не устраивал, и они начали смотреть, у кого что есть в плане передрать.

В прицел сразу попали итальянцы, у которых с разработками тоже было более-менее прилично все и которые тоже вроде бы были союзниками.

Когда техотдел штаба японской императорской авиации озвучил свои требования, наверное, конструкторы вздрогнули. Потому что решение было более чем странное с одной стороны, но логичное с другой.

Известный японский конструктор стрелкового оружия Киджиро Намбу вообще не стал заморачиваться и просто скопировал американский пулемет «Браунинг» образца 1921 года. Пулемет как бы был далеко не нов, в руки Намбу он попал из Китая, где их натрофеили достаточное количество. Так что разборок за копирайт можно было не ждать.

А вот патрон решили ставить не родной. Патрон решили применить итальянский, 12,7x81 SR от Бреда. Видимо, более слабый итальянский патрон, но имеющий в линейке разрывной боеприпас, в некоторой степени должен был заменить собой пушечный снаряд.

Довольно своеобразное решение, если честно. Итальянский патрон по мощности уступал и американскому .50 BMG 12,7×99 мм, и французскому 13,2х99 мм. Но вот так легли карты в самурайских раскладах и головах.

В итоге второй японский крупнокалиберный пулемет получился копией американского под итальянский патрон.

В общем, пулемет был весьма неплох, сказался потенциал, заложенный в изделие изобретателем. Легкий, компактный, надежный и скорострельный, пулемет был принят на вооружение Императорской армейской авиации как Но-103 или Тип 1 осенью 1941 года.

Были и недостатки, как и все, придуманное Браунингом на земле, он с трудом переносил синхронизацию, сильно (до 50%) теряя скорострельность. На отдельных режимах работы мотора истребителя Кi-43 (первый, кто получил новый пулемет Но-103) скорострельность падала с заявленных 900 выстрелов в минуту до откровенно жалких 400. Правда, со временем летчики к этому привыкли и старались вести бои на тех оборотах, которые не снижали темп стрельбы.

Понятно, что это удавалось не всегда, но все равно, стало понятно, что два крупнокалиберных пулемета и два винтовочного калибра – все-таки две огромные разницы.

Но вообще, если к этому прибавить еще и слабый итальянский патрон, то получилось весьма средненько.

А что у морских коллег?

А у морских летчиков все было в соответствии с канонами жанра! То есть, очень плохо поддавалось логике европейца.

Немец


Наступательная часть морских истребителей А6М (2 пушки 20-мм и 2 пулемета 7,7-мм) военных абсолютно устраивала, чего нельзя было сказать об оборонительной. Война в Китае показала, что старые американские истребители с крупнокалиберными «Браунингами» нормально так успевали расковырять любой бомбардировщик или торпедоносец японцев, прежде чем он мог хотя бы слегка поцарапать противника.

У палубных пикировщиков и торпедоносцев японского флота, единственный турельный пулемет «Тип 92» вообще являлся скорее оружием психологического воздействия.

И командование морских летчиков тоже вознамерилось усилить оборону своих самолетов. Бомбовозы обязаны долетать до цели и там разгружаться, вне зависимости от того, есть у них истребительное прикрытие, или нет. Ну хотя бы по минимуму.

И в 1941 году японское морское командование оказалось… правильно, в Германии! Где, как и их сухопутные коллеги двумя годами ранее, попросили дать им MG-131!

Самое интересное то, что немцы… согласились! Шел 1941 год, приоритеты были расставлены, нападение на СССР согласовано, так что можно было и помочь союзнику.

Более того, вместе с лицензией на MG-131 немцы щедро продали и завод по производству патронов 13х64В!

MG-131 получил обозначение «Тип 2», был принят на вооружение в 1942 году. Но и тут не обошлось без странностей.

Пока предок «Тип 2» успешно стоял под капотами «мессершмиттов» и «фокке-вульфов», его лицензионная копия использовалась исключительно в качестве турельного пулемета!

Подход более чем забавный: немецкий пулемет был оборудован системой электрического спуска, что японские морские специалисты посчитали совершенно неприемлемым. Может, дескать, в суровом морском климате, где соль и вода повсюду, замкнуть со всеми вытекающими.

Логика, конечно, странная, но имеющая право на жизнь.

Вообще пулемет ни разу не дал повода усомниться в его надежности, но тем не менее, всю войну «Тип 2» выпускался только в турельном исполнении.

Однако чем дальше шла война, тем очевиднее становилось, что японским истребителям в морской авиации срочно нужны и новые пушки, и новые пулеметы. Древние «Льюисы» калибром 7,7-мм были уже совершенно не торт, точнее, не тофу.

Да, была попытка довооружить «Зеро» еще двумя пушками, по типу «Фокке-Вульфа 190», но увы, предельно облегченное тонкое крыло японского истребителя две пушки не потянуло. Тем более, не вышло разместить довольно массивные пушки «Тип 99» под капотом.

В общем, срочно нужно было что-то делать, поскольку неплохо забронированные и живучие американские истребители явно опережали по всем показателям «Зеро» в боях. И к началу 1943 года японское флотское командование поняло, что надо что-то менять. Или пулеметы и пушки, или сменят уже их самих.

Проблема была в том, что в распоряжении японских конструкторов уже не было самого главного – времени. Особенно это показали воздушные бои у Соломоновых островов, когда превосходство американцев стало просто полным, а японский флот начал терять инициативу, проиграв небо.

Так появился последний участник нашего шоу, пулемет «Тип 3».

Американский француз


Так как у японцев не было ни времени, ни потенциальных наработок, было принято решение, потрясающее в своей простоте: скопировать тот самый пулемет, которым американцы били своих противников. То есть, «Браунинг» AN-М2.

Достаточно большое количество этих пулеметов было захвачено японскими войсками при оккупации Филиппин, так что над чем работать было.

И здесь японские конструкторы можно сказать, проявили благоразумие, скопировав американский пулемет под патрон, который уже находился в производстве. Им стал французский боеприпас от «Гочкисса», 13,2х99 мм.

Логика этого поступка совершенно непостижима, потому что получилось более чем странно. ДВА разных пулемета под ДВА разных патрона в одних ВВС ВМФ.

Но французский патрон был помощнее немецкого, пуля была тяжелее, а значит, стабильнее почти вдвое, и французский патрон все-таки выпускался и стоял на вооружении. Правда, ПВО, но не суть.

Сложно понять, почему таки нельзя было довести до ума «Тип 2», он же MG-131, понятно, что пуля была легче французской, но сам пулемет был просто роскошен, что доказал применением и на Восточном, и на Западном фронте. И самое главное, вряд ли доработка «Тип 2» до крыльевой и синхронной версии заняла бы больше времени, чем разработка нового пулемета из американского под французский патрон.

Очевидно, что «Тип 96», который снимался с вооружения, оставлял после себя склады, набитые патронами. Которые можно и нужно было использовать.

Итак, каков результат этого безумного шоу?

Пулемет зенитный «Тип 96» («Гочкис») под французский патрон 13,2х99 мм.

Пулемет крыльевой, синхронный, турельный «Тип 1»/Но-103 («Браунинг») под итальянский патрон 12,7x81 SR.

Пулемет турельный морской «Тип 2» («Рейнметалл») под немецкий патрон 13х64В.

Пулемет синхронный морской «Тип 3» («Браунинг») под французский патрон 13,2х99 мм.

Итого получаем ЧЕТЫРЕ крупнокалиберных пулемета под ТРИ различных и невзаимозаменяемых (естественно) патрона.

Понятно, что логистика японской армии и флота просто сходила с ума, пытаясь обеспечить все части и базы должным количеством соответствующих боеприпасов.

Доходило до глупости: могли прибыть французские патроны для пулеметов истребителей, но не быть немецких патронов для бомбардировщиков или торпедоносцев. Либо отмечались случаи элементарной замены одних на другие. Что в любом случае не сказывалось должным образом на боеспособности японской авиации и ПВО.

Впрочем, результат войны нам известен, удивительно другое: один из немногих случаев, когда армия и флот изо всех сил старались осложнить себе жизнь.

Сложно понять логику самурая иной раз…

Использованы материалы:
Евгений Аранов. Авиационное стрелковое вооружение Японии 2-й мировой войны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сложно понять логику самурая иной раз…


    Не могу сказать, чтобы у самураев была какая либо особая логика, да и после реставрации Мейдзи в 1870-х не стало уже и самураев.

    Через 50 лет после возвращения власти в стране от сёгуна к императору настолько деградировало искусство обращения с мечом, что пришлось со всей страны собирать нескольких оставшихся мастеров для обучения офицеров и сержантов бою на мечах и штыках.

    Такая сборная солянка использовалась в военной школе Тояма и стала называться Тояма-рю иай-дзицу. Без всяких изысков с выхватыванием меча сидя на коленях. Только стоя и десять самых простых и эффективных атак, адаптированных для современных (1930-е годы) условий.

    И, кстати, о пулемётах... в Японии в начале войны с США выпустили пропагандистский фильм, как японский офицер перерубает мечом ствол американского пулемёта.
    1. +7
      23 мая 2019
      Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
      как японский офицер перерубает мечом ствол американского пулемёта.

      То ли дуб xрeнoвый, то ли xрeн дубовый..
      1. Разрушители легенд пытались повторить и не ШмАгЛи. Они сделали машину, которая китайской репликой японского меча пыталась рубить, как топором, игнорируя то, что кривой японский меч не рубит, а режет.

        Ничего у них не получилось, что только они ни делали. Даже раскаляли ствол докрасна.
    2. +1
      24 мая 2019
      Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
      Не могу сказать, чтобы у самураев была какая либо особая логика, да и после реставрации Мейдзи в 1870-х не стало уже и самураев

      самураев не осталось, но дух и традиции бусидо благодаря нескольким громким последним подвигам все-таки решили сохранять
      как сохранили и абсолютное презрение к судьбе рядового - об этом с горечью пишут Сакаи и другие герои той войны - насилие над солдатами со стороны офицеров было такое, что самоубийства были в порядке вещей.
  2. +3
    23 мая 2019
    Не, ну если пить теплую водку, то мозги ещё не туда уедут. Ну а если серьезно, то во флоте было намного больше Буси. Как более образованного сословия. Вот флотские потомки самураев и выделывались.
    1. +7
      23 мая 2019
      Цитата: Dmitriy Zadorozhniy
      Не, ну если пить теплую водку, то мозги ещё не туда уедут.

      А я то думаю, зачем некоторые ратуют за 57-мм калибр, причём с двумя взаимо не заменяемыми типами боеприпасов: для пушки высокой баллистики и для по сути автоматического гранатомёта.
      1. +9
        23 мая 2019
        Цитата: Лопатов
        А я то думаю, зачем некоторые ратуют за 57-мм калибр, причём с двумя взаимо не заменяемыми типами боеприпасов: для пушки высокой баллистики и для по сути автоматического гранатомёта.

        Пффф... вы ещё вспомните - сколько у нас невзаимозаменяемых боеприпасов для 23-мм и 30-мм пушек.
        Или про ШВАК-12,7 под патрон ДК, но с гильзой с закраиной (12,7×108R) - только потому, что КБ и промышленность побоялись менять работающую схему автоматики (дешевле новый патрон в серию пустить, да...).
        Причём увеличение калибра не спасает от головной боли. Некоторые и в калибре 76-мм имели три типа боеприпасов. А их противники плодили уникальные боеприпасы в калибре 75-мм. smile
        1. 0
          24 мая 2019
          Цитата: Alexey RA
          Пффф... вы ещё вспомните - сколько у нас невзаимозаменяемых боеприпасов для 23-мм и 30-мм пушек.


          Верно и если припомнить ту же эпопею 20 мм боеприпасов к ущербной ШВАК потянувшую в производство совершенно слабый 20х99R с закраиной и например, УБ-20 под опытный боеприпас 20 х 110, разработанный в 1937 году, который планировался для ряда отечественных авиационных и зенитных систем, разрабатываемых в предвоенные годы. (128-граммовый снаряд обладал почти в полтора раза более мощной энергией, чем серийный ШВАК-овский 20х 99R)

          Б-20
          1. +2
            24 мая 2019
            Цитата: DimerVladimer
            Верно и если припомнить ту же эпопею 20 мм боеприпасов к ущербной ШВАК потянувшую в производство совершенно слабый 20х99R с закраиной

            ... ровно по той же причине, по какой появился 12,7×108R - боялись менять что-то в уже отработанной конструкции автоматики и техпроцессе производства. Памятуя об эпопее с 20-мм "Рейнметаллом", опасения были вполне обоснованными - пушку новой конструкции автоматики завод в серии мог и не потянуть. В результате пришлось вписывать 20-мм патрон в длину 12,7-мм патрона, жертвуя баллистикой до такой степени, что применение ШВАК-20 в ПВО сочли невозможным по причине слишком быстрого падения скорости снаряда.
    2. -4
      23 мая 2019
      Просто ЗАКУСЫВАТЬ надо... drinks ,ГОНОР благородного (потомок Буси wassat ) до добра не доводит !!! yes
  3. -6
    23 мая 2019
    Как самураи sad не садитесь (вооружайтесь) - а в музыканты (военные) НЕ годитесь... yes
    1. 0
      23 мая 2019
      Минусы ставят самураи ? negative Мстят за Халхин-Гол или за Хасан ? am Квантунская армия против Красной Армии продержалась с 9 августа 1945г по 20 августа 1945г - Окинава, Иводзима, Сайпан дольше продержались... Сейчас самураи разевают свой роток на Курильские о-ва - УРОК НЕ ВПРОК ? angry
      1. +1
        24 мая 2019
        Квантунская армия была во всех смыслах отсталой. У них адекватной современной техники вообще не было, боеспособность ниже плинтуса, фигле самые не боеспособные части. Типичная оккупационная армия. После боев с немцами раздать лещей японцам Красной армии было как два пальца об.....
        1. Неправильный у вас стереотип про Квантунскую армию.
          Война с Японией в августе 45-го для нашей армии не была "легкой прогулкой"...
          Были потери, засады-ловушки, были смертники-фанатики обмотанные взрывчаткой, сдающиеся в плен и взрывающиеся при попытке обыскать их...Были очаги ожесточенного сопротивления, которые брали только "Сталинские кувалды"...
          У меня лично дед прошел до 38-ой параллели, и имел наградной пистолет за взятие как раз-таки такого смертника... Рассказывал. Не была та война для нас "как два пальца..."
          Хотя спланирована и осуществлена была сама операция образцово.
          Дальневосточный блицкриг по-советски!
  4. +5
    23 мая 2019
    А чему удивляться, если флот разрабатывал танки, а армия подводные лодки ?
    Но до полного абсурда войну ведомств довели склонные к максимализму японцы. Императорские армия и флот враждовали не хуже, чем феодальные дома Тайра и Минамото, дело доходило до взаимных покушений и убийств правительственных чиновников, поддерживающих «врагов». Даже адмирал Ямамото предпочитал жить на борту кораблей не столько из любви к морю, сколько из веских опасений за свою жизнь. Обе «фракции» старались быть непохожими друг на друга во всём и подставляли «противника» перед имперским руководством при малейшей возможности. А то, в свою очередь, вело с генералами и адмиралами сложную дипломатическую игру и даже добивалось подписания официальных договоров о сотрудничестве. Между, напомню, собственной армией и собственным же флотом.
  5. +6
    23 мая 2019
    Разборки флота и армии тяжёлой ношей ложились на и без того не самую мощную экономику островной империи. Поскольку ведомства терпеть не могли сотрудничать друг с другом, они принялись создавать дублирующие структуры и системы вооружений. У японцев были параллельные «ветки» истребителей и бомбардировщиков не только и не столько из-за разных требований к флотской и сухопутной авиации, сколько из нежелания ведомств иметь хоть что-то общее. Машины нередко были очень похожими: советские специалисты долго считали армейский истребитель Ki-27 и флотский A5M модификациями одного самолёта, при том что эти машины разрабатывались независимо, удвоив работу дефицитных авиаконструкторов и инженеров. Флот заказывал танки и формировал бригады морпехов, не желая терпеть на борту кораблей и у своих баз «этих сумасшедших обезьян», армия создавала свою собственную «морскую пехоту» для высадок в Китае, строила корабли от подлодок до лёгких авианосцев, чтобы не связываться с «предателями духа Ямато»… Маразм крепчал, тануки пели.

    Стоит ли удивляться второму сентября 45-го ?
    1. +3
      23 мая 2019
      Вы запамятовали про 22 июня 1940 года! 22 июня в Компьенском лесу, в том же вагоне, в котором было подписано перемирие 1918 года, на встрече Гитлера и генерала Юнцигера был подписан акт о капитуляции!
      А ведь у французских Сухопутных войск была подобная японской ситуация с вооружениями!
      Несколько в иных масштабах, но подобная!
      Однако на рубеже 1930-х годов жизнь заставила французских военных заняться моторизацией армии. Крупнейшие французские фирмы, в свою очередь, занялись созданием новых образцов бронетанковой техники. Особенностью этого процесса во Франции являлось наличие двух родов войск сухопутных сил: пехоты и кавалерии. Они могли самостоятельно заказывать промышленности боевую технику для собственных нужд и создавать организационно-штатную структуру тех или иных соединений. Таким образом количество образцов вооружения, создаваемых различными фирмами, нередко удваивалось, что приводило к излишней разнотипности танкового парка.

      Получается, что японцы были не одиноки в подобных "межведомственных склоках"!
      К тому-же не стоит забывать и о американском КМП. Во время боёв на Тихом Океане бронетанковые соединения КМП вооружались "Шерманами" с дизельными двигателями. А части входящие в состав сухопутных сил - "Шерманами" с бензиновыми моторами!
      Но естественно японские и итальянские "коллизии" в плане вооружений и логистики снабжения войск боеприпасами - ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ!
      1. +2
        24 мая 2019
        Во время боёв на Тихом Океане бронетанковые соединения КМП вооружались "Шерманами" с дизельными двигателями. А части входящие в состав сухопутных сил - "Шерманами" с бензиновыми моторами!

        И таки это было разумно!
        1. +1
          24 мая 2019
          Разумность в этом была! Десантные средства КМП имели дизельные двигатели!
      2. +1
        24 мая 2019
        Цитата: hohol95
        Во время боёв на Тихом Океане бронетанковые соединения КМП вооружались "Шерманами" с дизельными двигателями. А части входящие в состав сухопутных сил - "Шерманами" с бензиновыми моторами!

        Выбор морпехами танка с дизельным движком обосновывался тем, что на флоте всегда можно найти дизельное топливо - на тех же десантных катерах.
        1. 0
          24 мая 2019
          Именно так!
  6. +6
    23 мая 2019
    Как то у авторов с иллюстрациями не сложилось.

    Установка синхронных пулеметов Ho-103 на истребителе Ki-61 Hien.
  7. -1
    23 мая 2019
    У них и "Зеро" право...штурвальные, небось, делали.
  8. -1
    24 мая 2019
    Впрочем, результат войны нам известен, удивительно другое: один из немногих случаев, когда армия и флот изо всех сил старались осложнить себе жизнь.


    У немцев было ненамного лучше, за всю войну флот так и не получил свою собственную авиацию и это отрицательно сказывалось на всех операциях Кригсмарине.
    1. +5
      24 мая 2019
      Однако, эффективность формирований Люфтваффе, действующих в интересах флота и/или по морским целям, была весьма высокой. Таковая нам и не снилась, не смотря на имеющуюся Морскую авиацию.
      Так что, вопрос не однозначный.
    2. +2
      24 мая 2019
      Цитата: Морской Кот
      У немцев было ненамного лучше, за всю войну флот так и не получил свою собственную авиацию и это отрицательно сказывалось на всех операциях Кригсмарине.


      Что не мешало немцам топить северные конвои, разобраться с блокированным балтийским флотом, про черноморский вообще можно не упоминать - после гибели лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный» 3 октября 1943 г - вообще запретили набеговые операции крупных кораблей (хотя тут полностью вина бездарного командования черноморским флотом и командира отряда Г.П. Негода).
    3. +4
      24 мая 2019
      Цитата: Морской Кот
      У немцев было ненамного лучше, за всю войну флот так и не получил свою собственную авиацию и это отрицательно сказывалось на всех операциях Кригсмарине.

      Так кригсмарине в начале войны дали немного авиации. А потом отобрали - ибо флотские просто не умели её применять. Требовать под угрозой ареста вылета на разведку с аэродрома, закрытого по метео (туман) - это для флотских было нормой.
      Если флоту было очень нужно, то взаимодействие с люфтами у него получалось на отлично - операция "Цербер" тому примером.
      1. 0
        24 мая 2019
        Всё верно, но, согласитесь, флоту необходима своя собственная авиация, что, в общем-то, и было доказано в ходе всей войны на разных театрах. И сейчас нет того "бардака", что был в своё время в Германии. Хотя и флотов тоже нет, я имею в виду надводных и по сравнению со второй мировой, только у штатников, к сожалению.
    4. mvg
      +1
      24 мая 2019
      получил свою собственную авиацию

      Однако штуки потопили Линкор, Крейсер, Лидер эсминцев, черт знает сколько по-мелочи.. и сколько конвоев... Вы не могли бы подсказать успехи советской морской авиации? Кроме мифического повреждения Тирпица?
      1. 0
        24 мая 2019
        Ниобе..по ошибке
        1. mvg
          +1
          24 мая 2019
          См комментарий по "крейсеру" Ниобе ниже. ↓
          1. 0
            25 мая 2019
            Я знаком с историей "потопления" будущего монитора Выборг
      2. +1
        24 мая 2019
        9 марта 1944 года на бомбо-штурмовые удары по кораблям противника в районе Кунда вылетали 17 Ил-2 из 7-го гвардейского штурмового авиационного полка. Их прикрывали 25 истребителей Ла-5. В результате их атак на тральщике М-204 была повреждена противоминная обмотка, тяжело ранено четверо и легко семь человек, на тральщике М-4 — шестеро раненых. Сторожевик V-1707 получил пробоину в котле от прямого попадания снаряда авиационной пушки.
        Следует отметить, что на 28 февраля в 7-м гвардейском шап наряду с восемью «илами» с 23-мм пушками ВЯ и пятью с 20-мм пушками ШВАК имелось целых двадцать самолетов, вооруженных 37-мм пушками НС-37. Мощный 37-мм снаряд и большая дальность стрельбы НС-37 как нельзя лучше подходили для атак вражеских кораблей, позволяя наносить им серьезные повреждения.
        В дальнейшем упоминания о потерях и повреждениях стали постоянными в донесениях противника. Всего за март немцы потеряли из числа экипажей кораблей 15 человек убитыми, 42 тяжело- и 39 — легко раненными. Вышли из строя на несколько месяцев четыре корабля (М-7, М-3135, М-3122, V-1708). Меньшими сроками аварийно-восстановительного ремонта отделались М-4, М-14, М-204, М-459, М-3107 и М-3112.

        Советские ВВС против кригсмарине
        Заблотский Александр Николаевич
        В целом же июль закончился для противника неутешительным балансом потерь. Погибли или пропали без вести 148 моряков, были ранены 269[38]. Только авиация потопила крейсер ПВО «Ниобе» (16 июля), тральщики М-20 и М-413 (оба 22 июля), сторожевой корабль V-1707 (21 июля), быстроходные десантные баржи F-498 и F-273 (18 и 22 июля соответственно). От атак советской авиации получили повреждения разной степени тяжести тральщики М-3, М-14, М-15, М-204, М-413, М-453, М-460, М-3114, М-30, М-19, М-29, М-22, сторожевики V-1705, V-1703, БДБ F-259 (в результате попадания села на грунт), артиллерийские баржи AF-33 и AF-34.

        Или вам нужен список всех кораблей, судов и катеров потопленных или повреждённых советскими морскими лётчиками?
        1. mvg
          +1
          24 мая 2019
          вылетали 17 Ил-2 из 7-го гвардейского штурмового авиационного полка. Их прикрывали 25 истребителей Ла-5. В результате их атак на тральщике М-204 была повреждена противоминная обмотка, тяжело ранено четверо и легко семь человек, на тральщике М-4 — шестеро раненых.

          Алексей, вы прикололись? 42 самолета вылетели на атаку 3 тральщиков. Напомню, практически без ПВО корабли... Итог, поврежден корабль, ранено 10 человек...
          У фрицев, вылетела одна Штуга, которая в перегруз несла 1 тн бомбу, и потопила линкор Марат. Сел на брюхо. Подзатоплен. Потом крейсер и лидер эсминцев. При этом , в основном, они помогали сухопутным войскам.
          потопила крейсер ПВО «Ниобе»

          Он же учебно-артиллерийское судно "Гелдерланд", переделан в плавбатарею, на момент затопления 45 лет было старушке! Реально можно сравнить? Давайте без ура.. а факты.
          1. 0
            24 мая 2019
            Назовите мне название крупного корабля бывшего в то время в зоне досягаемости ВВС КБФ?
            Что было - то и топили!
            Он же учебно-артиллерийское судно "Гелдерланд", переделан в плавбатарею, на момент затопления 45 лет было старушке! Реально можно сравнить? Давайте без ура.. а факты.

            Эта плавбатарея могла насбивать много советских самолётов! А в том, что это у неё не вышло - пусть немцы винят самих себя!А наши пилоты всё сделали правильно!
            Японцы потопили 25 летний "Рипалс" и не парились про его возраст и способности к сопротивлению!
            1. mvg
              +1
              24 мая 2019
              Японцы потопили 25 летнего "Рипался" и не парились про его возраст и способности к сопротивлению!

              Ну, заодно прихватили с собой и линкор "Принц оф Уэльс" Ну, так, новейший британский линкор на тот момент... Кинг Джордж V серия.. А 25 лет, для тяжелого крейсера, который гонял немцев по Атлантике.. это фигня.
              1. 0
                24 мая 2019
                Так почему немецкие асы сплоховали и не отправили его сами на дно?
                Сожалеть можно о том, что не смогли найти "Шеера", когда он лазал по нашим северным водам! Но сил то было кот наплакал! Как-то смогли ещё обойтись потерей "Дежнёва" и повреждениями пароходов в гавани о. Диксон при налёте на остров "Шеера".
                И потом его на Балтике не смогли отправить на дно!
                Что было то было!
                Вина за потери с ответственных не может быть снята, но и принижать заслуги наших морских лётчиков - мягко говоря неправильно!
                Они летали, на том, что было и делали свою работу себя не жалея!
                ..Первый «огненный таран», совершенный 8 мая (1944 год), полностью подтверждается данными с обеих сторон. В этот день 12 штурмовиков из 35-го шап в сопровождении шестнадцати «яков» двумя группами атаковали в Нарвском заливе вражеские корабли. По немецким данным, вспомогательный сторожевик V-1701 был потоплен в результате тарана самолета. Экипаж корабля, как ни странно, не пострадал, за исключением двух раненых. В их числе оказался командир 17-й флотилии сторожевиков фрегатен-капитан Пауль Шультце. Наши потери составили два «ила», сбитых прорвавшимися ко второй ударной группе «фокке-вульфами». Погибли экипажи младших лейтенантов А.Т. Гринченко[34] и А.А. Гаврилова (стрелок-радист старший краснофлотец Г.Е. Цикунов). Кто-то из них направил свою горящую машину во вражеский корабль. Вероятнее всего, это все-таки Гринченко, так как штурмовик Гаврилова был сбит уже на отходе от цели.
                1. mvg
                  +1
                  24 мая 2019
                  принижать заслуги наших морских лётчиков - мягко говоря неправильно!

                  Не принижаю, ни в коем случае... Но разговор зашел о потерях и успехах. На момент начала войны у нас было в 4 раза больше самолетов, чем у немцев. Всяких разных... И старых и совсем новых..
                  И опять ваш пример "не в тему"... утопили вспомогательный сторожевик (обычное рыболовное судно на которое поставили пару пулеметов), потеряв 2 самолета. Нарвский залив ооочень маленький... Я не понимаю, то ли плохо готовились, то ли "плохое слово". angry Это 1944 год. Воевать научились. Уже имеем превосходство в воздухе... Скорее все-таки "плохое слово"...
                  П.С.: Чему тут гордиться? Надо, чтоб враг умирал, а не "геройски" погибнуть.
                  1. 0
                    25 мая 2019
                    Пример показательный - выбор своей судьбы самим пилотом!
                    Прочтите книгу! Были и самолёты, и танки и всё это было на территории всего СССР!
                    И проблем было не меньше. С подготовкой личного состава, радиооборудованием самолётов и аэродромов. Системой ПВО тех же аэродромов. Банально с количеством горючего для техники! Было. Всё это было! Были виноваты - были! Была кровь - много крови! Победили - ПОБЕДИЛИ!
                    Вон японским пилотам их успехи победу не принесли! Немецким так-же победу принесли! А ведь они и кораблей потомили уйму, танков один Рудель "настрелял" почти с половину счёта 502-го тяжёлого батальона "Тигров"! Самолётов насбивали - жуть просто!
                    Но закончилось всё - КРАСНЫМ ФЛАГОМ НАД РЕЙХСТАГОМ!
                    Мы же теперь только и можем, что вспоминать павших и постараться "не пороть горячку" при разборе событий тех лет! Мы тогда не жили и сложных решений не принимали...
                    1. mvg
                      +1
                      25 мая 2019
                      Вон японским пилотам их успехи победу не принесли!

                      Японцы ввязались в заведомо проигрышную войну. С самым мощным флотом у США и самой мощной экономикой. Сами это понимали. Воевали ОЧЕНЬ хорошо. При этом у них тоже не было ОПЫТА, как и у Красной армии. Самураи.
                      КРАСНЫМ ФЛАГОМ НАД РЕЙХСТАГОМ!

                      Совсем не обязательно, было терять 50 млн народу.. и отступать до Москвы. Мы воевали на СВОЕЙ территории, в обороне (т.е 1:3 должно было быть), и преимущество было во всем. В кол-ве танков, артиллерии, самолетов, человек, мобилизационный резерв.. партизаны... Что не так, не пойму? А вот смотришь, как тот же рудель настрелял 500 танков, или как штука топит линкор, а 42 самолета, на своей территории, атакуя тральщики ранят 10 человек, и становится немного понятнее, или наоборот не понятнее.
                      hi
                      1. 0
                        25 мая 2019
                        А вот смотришь, как тот же рудель настрелял 500 танков, или как штука топит линкор, а 42 самолета, на своей территории, атакуя тральщики ранят 10 человек, и становится немного понятнее, или наоборот не понятнее.

                        Выходит, что для вас хвастливые "охотничьи рассказы" о "подвигах" Руделя являются доказанными и сомнению их подвергать нельзя?
                        А откровенные, задокументированные и перепроверенные по немецким документам итоги боевой работы советских солдат и офицеров - ерунда не стоящая внимания?
                        Четыре пишем, два в уме
                        Александр Марданов
                        Следующие две «победы» на счету унтер-офицера Мюллера появились 17 сентября, но они также не подтверждаются советскими данными. В те дни погода на Мурманском направлении ухудшилась, однако авиация противоборствующих сторон проявляла значительную активность, бомбя и штурмуя наземные войска. Вечером произошло боестолкновение над линией фронта двух ударных групп. Около 30
                        фашистских бомбардировщиков в 18:40 атаковали советские наземные войска. Но вскоре появились и наши штурмовики: пять И-153 из 147-го ИАП в сопровождении шести И-16 145-го ИАП, которые в 18:35 вылетели на бомбардировку артиллерийских позиций противника в районе озера Куыркъявр. Здесь они встретились с прикрывающей истребительной группой противника на Me 109Е, с которой завязали воздушный бой. Один из «мессершмиттов» зашел в лобовую атаку на «чайку» лейтенанта Берлова, что случалось нечасто. Вскоре к месту боя подоспели восемь английских «харрикейнов», поднятых на перехват. Бомбардировщиков «харрикейны» уже не застали и тоже вступили в схватку с истребителями. В общей сложности в этом сражении, которое длилось 15-20 минут, приняли участие довольно крупные силы: пять И-153, шесть И-16 и восемь «харрикейнов» против девятки Bf 109E.Численное превосходство союзников сказалось положительно: согласно разведсводке 1-й смешанной авиадивизии (1-я САД), советские и английские летчики сбили три Me 109.Немецкие списки потерь говорят лишь об одном уничтоженном Bf 109E-3 №4004, пилот которого фельдфебель Стигмайер погиб. Этот единственный сбитый самолет можно считать сбитым совместно советскими и английскими летчиками. Ни «ишаки», ни «чайки» в этом бою потерь не имели.Тем не менее, 17 сентября на счету унтер-офицера Мюллера откуда-то возник «сбитый» И153, что, как мы видим, ничем не подтверждается, равно как и заявка Мюллера на «сбитый» в тот же день ДБ-ЗФ. В общем, несуществующие победы записали себе обе стороны.

                        Но раз у Вас уже сложилось СВОЁ мнение - вам с ним и жить! У каждого своя голова, а ней те знания или информация, которые он сам поместил в свою головушку!
                        hi
            2. mvg
              0
              25 мая 2019
              плавбатарея могла насбивать много советских самолётов

              Это учебный корабль, на который поставили зенитки. Это не американский линкор Сан-Антонио, у которого к куче разного калибра зениток, от 20 мм автоматов, до 127 мм полуавтоматов , самое главное, куча вычислительных центров... есть еще способность маневрирования... Это неподвижная мишень, к атаке на которую можно подготовиться заранее.
              П.С.: Не надо давать Героя Союза за рядовое задание... Это должна быть рутина. Ну вот как сейчас евреи выносят цели у сирийцев, или атака торпедоносцев на Бисмарк... в тяжелых условиях выйти на офигительно вооруженный корабль, считавшийся непотопляемым, и лишить его хода, без потерь.. И это "Свордвиши", которые с торпедой летят до 300 км/час
          2. +1
            24 мая 2019
            Советские ВВС против кригсмарине
            Заблотский Александр Николаевич
            Почитайте эту книгу. Там и о потерях. И о профессионализме и его отсутствии. Хорошая книга! Без криков УРА!
          3. 0
            24 мая 2019
            Вот вам реальный факт из книги -
            Для обстрелов Гатчины чаще всего привлекались 18-я и 19-я железнодорожные батареи, причем роль «первой скрипки» обычно играла 19-я батарея под командованием капитана В.Н. Мяснянкина.
            ...Но свою лучшую «противосамолетную» стрельбу 19-я батарея провела в апреле 1943 года. Незадолго до этого из отдельных «беспокоящих» эскадрилий, созданных по образцу и подобию советских ночных легкобомбардировочных авиаполков, оснащенных самолетами У-2, в составе 1-го воздушного флота под командованием майора Boris von Maubeuge была образована легкобомбардировочная группа (Stoerkampfgruppe Luftflotte I)[2]. Матчасть «беспокоящих» эскадрилий, а теперь и новой группы, состояла из устаревших легких бомбардировщиков и учебных самолетов, взятых из различных летных школ люфтваффе. «Ночники» Stoerkampfgruppe летали на весьма разношерстной «коллекции», состоявшей из разнообразных бипланов, таких как Ar-66, Go-145, Не-45, Не-46 и W.34. Чтобы с большим эффектом использовать эти легкие машины, имевшие незначительный радиус действия, их надо было расположить как можно ближе к линии фронта. Поэтому вполне естественно, что группу разместили на передовом аэродроме в Гатчине.
            Нам неизвестно, успели или нет немецкие «швейные машинки» начать свою боевую работу до ночи 9 апреля, когда на летном поле Гатчины опять стали рваться советские снаряды. Состояние Stoerkampfgruppe после окончания огневого налета лучше всего описывать только одним словом — погром. В одночасье группа лишилась двенадцати легких бомбардировщиков. Погибли восемь Не-46 (заводские номера 261, 323, 327,404, 706, 755,1154,1227) и четыре «арадо» (заводские номера 279, 1005, 1223, 1227).

            Конечно не лётчики, но батарея относилась к КБФ!
  9. -3
    24 мая 2019
    Интересная статья от уже маститого автора:) Единственное замечание, копнуть бы глубже. Я просто уверен, что 4 типа пулемета были созданы не просто так. Напомню, что именно в 40е годы ХХго века началось действительно массовое оснащение армий и флотов крупнокалиберными пулеметами. И не у всех это получилось сразу. Те же итальянцы так и не сделали прилично работающего пулемета, французский Готчкис был очень даже сыроват, ДК не удался, ДШК без М никак не могли освоить в производстве в необходимых количествах...
    Вероятно японцев преследовали проблемы производственного либо эксплуатационного характера, решить которые не позволяла слабая инженерная школа вот они и лепили с криком Банзай! каждый раз новый пулемет, в надежде, что этот то точно получится.
    1. +2
      25 мая 2019
      Конечно не просто так...Везде одни , только мы теперь умные, тут на диванах, аналитикой занимаемся...Недооценка противника является самой первой причиной любого поражения.
      Все это вроде-бы знают, и всегда при этом упорно считают людей, которые себе этим профессионально на хлеб зарабатывают клиническими .
      Ну, касательно морской авиации - на самом деле очевидно прослеживается корреляция, между геометрическими размерами гильзы, которая в то время производилась с применением дефицитнейшей в то время меди, для островной Японии стратегически, критически важным сырьем, и типом применения пулемета. Турельные - гильзы возвращаемы - мощный патрон, длинная гильза , крыльевые и синхронизированные - гильзы утеряны, по сему берем патрон покороче и подешевле.
      Производство пулеметных патронов, напомню - сотни тысяч, если не миллионы единиц. Экономия в один грамм - коллосальная экономия.И это только первое, что приходит в голову.
      Второе - возможность создать приемлемый в заданных ТТХ самолета массо-габаритных ограничениях пулемет под мощный патрон. Не позволяет имеющаяся металлургическая промышленность и станочный парк в данный момент времени производить легкий пулемет под мощный патрон, что в свою очередь приведет к увеличению веса самолета, и как следствие уменьшению боевого радиуса действия истребительной авиации. А это автоматически уменьшает боевой радиус торпедоносной и бомбардировочной. Третье - тактика боя японской истребительной авиации строилась вокруг "собачьей свалки", в которой маневренные Нули имели преимущество. Соответственно и прицельные приспособления и сама подготовка пилотов строилась под стрельбу практически в упор, и никакого смысла производить пулеметы с откровенно избыточной баллистикой не было...Есть еще четвертое, пятое...И это только то, что мне дилитанту на ум приходит, из очевидных возможных причин.
      Дилетанты спорят о ТТХ. Профессионалы - о логистике. (с)
      Это надо татуировками на кистях рук каждого диванного аналитика выбивать, по пол фразы, на левой и правой, по половинке. Что-бы прежде чем начинать рожать очередные опусы о том, что лучше, Тигр или Т-34, АК или М-16, или там, какие японцы , сначало подумал.
  10. +5
    24 мая 2019
    Автор, нужно копнуть глубже!
    Последовательность японского пулеметостроения 20-30гг определенная есть.
    И что за - "зенитный «Тип 96» («Гочкис») под французский патрон 13,2х99 мм"?

    Вот статьи про "13мм тип 93" https://lautlesen.livejournal.com/27526.html

    Развитие авиационных пулеметов армии и флота (таблица):
    1. 0
      24 мая 2019
      А я уже собрался кинуть вам ссыль " на почитать" :)) Приветствую, коллега!
      1. 0
        24 мая 2019
        Доброго дня!
        Ну как тут пройти мимо...
  11. 0
    24 мая 2019
    Начатая война с Китаем, несмотря на всю слабость китайской армии, показала японским военным откровенную слабость пулеметов винтовочного калибра. Именно в Китае японские летчики получили первые уроки крупнокалиберных пулеметов американского производства. Curtiss Hawk Р-36 не были современными самолетами, но их 12,7-мм «Браунинги» заставили японцев задуматься.

    P-36 не современный? На начало японо-китайской войны он был новейшим и самым современным по конструкции. Например, японские истребители того времени имели неубирающееся шасси, в отличие от.
    1. 0
      24 мая 2019
      Цитата: Snakebyte
      P-36 не современный? На начало японо-китайской войны он был новейшим и самым современным по конструкции.

      Вы ещё вспомните, что именно Р-36 сбил "Зеро" во время налёта на Пёрл-Харбор. smile
      1. 0
        24 мая 2019
        На конец 1941-го P-36, конечно устарел, хотя возможности модернизации были далеко не исчерпаны (как пример - опытный Hawk-81A-R1830). Но во время японо-китайской войны его ТТХ были на уровне аналогов, да и во Франции в 1940-м проявил себя неплохо, хотя новейшим модификациям Bf-109 уже уступал.
  12. +1
    24 мая 2019
    .
    точнее, не тофу

    Тофу - китайское блюдо, при чем тут самураи?..
    1. +1
      24 мая 2019
      Это гадостное тофу по всей Азии распространено. Даже в Индии есть, но по другому как-то называется.
  13. +1
    24 мая 2019
    Просто роскошная статья, огромное спасибо.!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»