Танки Т-90С. Бронированный кулак индийской армии

18
С конца девяностых годов Россия продвигает на международном рынке вооружений экспортные версии основных боевых танков семейства Т-90. Основным покупателем такой техники в последние десятилетия была Индия. К настоящему времени она приобрела более тысячи таких машин, и вполне вероятно появление новых заказов. Т-90С получили высокие оценки и заслуженно считаются одним из столпов национальной безопасности Индии.


Экспортный Т-90С в нынешней комплектации. Фото Vitalykuzmin.net




Долгий путь к контракту


Новейший ОБТ Т-90 был принят на вооружение российской армии 5 октября 1992 г. Тогда же появилось разрешение на продажу экспортной версии танка под названием Т-90С. Однако в течение нескольких лет этот ОБТ на рынке не продвигался. Технику и документацию на международных выставках не показывали.

Разрешение на демонстрацию танка на зарубежной площадке удалось получить только в 1997 г. Международная премьера Т-90С состоялась на выставке IDEX-97 в ОАЭ. Новая российская бронемашина привлекла внимание нескольких зарубежных армий. Показ на выставке стал первым шагом к дальнейшему коммерческому успеху.

В тот период предприятие-изготовитель танков столкнулось с серьезными проблемами. Оставшись без серьезных заказов от отечественных структур, «Уралвагонзавод» оказался в тяжелом положении. Выходом из сложившейся ситуации мог стать экспортный контракт. Бронетехнику предложили индийской армии, и начались переговоры.

Предложенный ОБТ Т-72С не заинтересовал зарубежных военных. Тогда Минобороны и «Уралвагонзавод» решили предложить Индии более новый Т-90С. Этот вариант привлек внимание потенциальных заказчиков, и на заводе начались новые работы.

К концу зимы 1999 г. в Нижнем Тагиле построили первый опытный Т-90 в экспортном исполнении. Машину вывели на испытания, в которых принимала участие индийская делегация. Танк справился с пробегами и стрельбами, что позволяло рассчитывать на дальнейший успех. Вскоре появился договор о строительстве трех новых Т-90С для дальнейших испытаний на индийских полигонах. В середине мая того же года три ОБТ отправили заказчику. Это произошло всего через несколько дней после смерти главного конструктора Т-90 В.И. Поткина.

Опытные Т-90С отправили на полигон в пустыне Тар. Эту и другую зарубежную технику планировали испытать в самых суровых условиях. Танкам предстояло передвигаться по каменистым и песчаным трассам при температуре воздуха около 50°C, преодолевать различные препятствия, вести стрельбу и т.д. Испытания заняли около двух месяцев, но завершились успехом.


Индийский танк Т-90С "Бхишма". Фото Wikimedia Commons


Участники мероприятий позже вспоминали, что индийская сторона пыталась выявить недостатки танков, для чего даже нарушала правила эксплуатации техники. Один из двигателей довели до поломки, но российские специалисты быстро починили его и вернули к испытаниям. Таким образом, танки Т-90С показали не только высокие характеристики, но и простоту эксплуатации даже в самых сложных условиях.

Последние месяцы 1999 г. и весь 2000-й ушли на переговоры и определение условий будущего контракта. В 2001 г. Россия и Индия подписали договор о поставке первых партий танков Т-90С. Он предусматривал строительство 310 ОБТ общей стоимостью 1 млрд долларов США.

Танки и комплекты


Первый контракт предусматривал передачу 124 танков Т-90С в готовом виде до конца 2002 г. Также планировалось совместными усилиями наладить сборку техники из поставляемых агрегатов. До конца 2003-го на заводе HVF в г. Авади была создана сборочная линия, и в тот же период в Индию отправились необходимые комплекты. К середине десятилетия индийская армия получила все желаемые 310 танков – 124 российских и 186 местной сборки.

По результатам эксплуатации танков первого заказа был создан улучшенный вариант проекта – Т-90С «Бхишма». При доработке танк получил новый более мощный двигатель и лишился прожекторов системы «Штора», вместо которых поставили блоки динамической защиты. В систему управления огнем ввели новые приборы зарубежного производства. Имели место и иные менее крупные доработки.

В 2006 г. появился второй контракт, в соответствии с которым армия должна была получить 1000 танков «Бхишма». Техника общей стоимостью 2,5 млрд долл. должна была собираться в Индии из российских машкомплектов. Первые танки этой серии вышли из сборочного цеха в 2009 г. Производство будет продолжаться до 2020 г.


Танки на параде. Фото Минобороны Индии / indianarmy.nic.in


В 2006-м появилось еще одно соглашение на 330 танков с производством в России и Индии. В следующем году Индия заказала 347 машин – 124 готовых и 223 комплектов. Эти контракты выполнялись до 2010 г. включительно. В течение нескольких следующих лет новые соглашения не подписывались – две страны продолжали работу по существующим.

В начале апреля этого года стало известно, что Индия желает сделать дополнительный заказ. Россия, в свою очередь, готова продлить имеющуюся лицензию. Согласно зарубежным источникам, новый контракт может предусматривать поставку 450-460 танков Т-90МС российской сборки.

В конце прошлого десятилетия Индия имела весьма смелые планы на производство танков Т-90С. К началу двадцатых планировалось поставить в строй не менее 2 тыс. таких бронемашин. Актуальная информация показывает, что такие планы вполне реальны, однако их реализация может занять больше времени, чем предполагалось в прошлом.

Обоюдная выгода


По известным данным, в настоящее время в сухопутных войсках Индии имеется не менее 1000-1100 ОБТ Т-90С и «Бхишма». В это число входят танки российской постройки и машины, собранные в Индии из переданных машкомплектов. Также имеется некоторое количество танков лицензионного производства, собираемых из комплектующих преимущественно местного происхождения.

Индийское командование хорошо отзывается о российских танках. В свое время их даже назвали вторым фактором сдерживания вероятного противника после ядерных вооружений. При этом Т-90С и «Бхишма» пока не стали самыми массовыми в индийской армии. Этот статус все еще сохраняют танки Т-72М1 – порядка 2 тыс. машин. Однако и в таких условиях Т-90С являются важнейшей составляющей сухопутных войск Индии, и интерес к новым закупкам этой техники вполне понятен.


Танки Т-90С на совместных учениях "Индра-2018". Фото Минобороны РФ / mil.ru


В течение двухтысячных годов Россия и Индия заключили несколько контрактов на поставку танков и агрегатов. Общая стоимость этих соглашений, без учета инфляции, превысила 5,5 млрд долл. В ближайшем будущем может появиться новый договор на некоторую сумму.

Таким образом, продажа основных боевых танков Т-90С Индии стала одним из самых коммерчески успешных начинаний российской оборонной промышленности в современной истории. Крупному зарубежному заказчику уже продали более тысячи бронемашин, и в будущем их количество может удвоиться. С понятными последствиями для бюджета производителя и страны в целом.

Следует отметить, что индийские заказы имели несколько важных последствий. Первое из них проявилось еще в начале двухтысячных годов. «Уралвагонзавод» пребывал в плачевном состоянии, а первые индийские контракты позволили ему расплатиться с долгами и возобновить производство. По сути, завод спасли от закрытия – а вместе с ним и российскую школу танкостроения.

Крупные контракты с Индией послужили хорошей рекламой российских ОБТ Т-90С. После Индии такую технику пожелали приобрести еще семь зарубежных стран. Самым крупным заказчиком стал Алжир, купивший 400 танков Т-90СА. Сотня танков отправилась в Азербайджан. Прочие страны приобрели по несколько десятков боевых машин. В последние годы регулярно появляются сообщения о новых переговорах с будущими заказчиками.

Танки Т-90С. Бронированный кулак индийской армии
Танки "Бхишма" в условиях пустыни. Фото Wikimedia Commons


Впрочем, основным и самым крупным покупателем танков семейства Т-90 остается Индия. Ее армия приобрела почти половину от всех когда-либо построенных ОБТ этого типа. Мало того, в индийских сухопутных войсках имеется едва ли не втрое больше танков Т-90, чем у России. Вероятнее всего, подобные рекорды Индии уже никогда не будут побиты, и она останется основным эксплуатантом Т-90.

Прошлое и настоящее


20 лет назад три российских танка бороздили просторы пустыни Тар и наглядно показывали свои преимущества перед конкурентами. По результатам длительных и сложных испытаний индийские военные решили выбрать именно Т-90С, и через несколько лет в части пошли серийные машины.

На тот момент «Уралвагонзавод», как и многие другие российские предприятия, не просто искал заказчика, но боролся за выживание. Контракт был подписан – через несколько лет за ним последовали новые. За прошедшие два десятилетия российско-индийское сотрудничество в сфере танков привело к самым положительным результатам. Мог ли кто-то в прошлом предполагать, что за испытаниями в пустыне последуют крупнейшие контракты и другие выдающиеся успехи на рынке?
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 июня 2019 12:13
    Создание и производство этого танка в конце 90-х- трудовой подвиг конструкторов, инженеров и рабочих завода, подвиг дипломатов, и подвиг танкистов, гонявших их по пустыне перед индусами... Завод был спасен, тысячи людей не оказались на улице и кормили свои семьи заработанными деньгами а не пособиями с биржи. Там много интересных событий произошло и на заводе и на испытаниях. Вот о чем фильмы надо снимать, а не барахло типа "Братства"...
    1. +5
      1 июня 2019 17:45
      Завод был спасен,


      От кого ? От банкиров -приватизаторов Альфа-банка ? От собственной страны и правительства ? Да , эта вражина посерьёзней Леопардов с Абрамсами. Объясните, как может стратегический завод задолжать частным банкам в стране, имеющей право самой печатать рубли и ставить раком любого предпринимателя или банк ? Или не любого ?
  2. -1
    1 июня 2019 12:38
    Очень жаль что танк «Объект 187» не пошел в серию. Этот танк должен был стать Т-90. Достаточно просто посмотреть сколько же у нас было выпущено Т-90, и предложи мы Индии об.187, они скорее всего бы согласились его прикупить и это дало бы нам возможность поставить данный танк в свои ВС
    https://zen.yandex.ru/media/gurkhan/supertank-obekt-187-ili-drugoi-t90-5c1f96582604d800aa7cda70
    1. +1
      1 июня 2019 12:40
      Хранится в отстойнике бронетанкового музея в Кубинке.


    2. 0
      2 июня 2019 20:44
      прошел по ссылке...
      Отличная статья! Спасибо! Все верно, и с выводами трудно не согласиться...
      Жаль, что "иных уж нет, а те уже далече..."
  3. 0
    1 июня 2019 13:05
    Получается,что самолетами и вертолетами не так все гладко,как с танками и кораблями?
    1. +1
      1 июня 2019 13:21
      Индия - крупнейший иностранный заказчик су30, ил76 и русских вертолетов.
  4. 0
    1 июня 2019 13:22
    Короче, вооружаем чужие армии. А, у себя, по прежнему делаем аутсоринг. Ну, это "нормально".
    1. +1
      1 июня 2019 15:18
      Ну а куда прикажете девать многие тысячи старых Т-72, оставшихся от СССР? Выкидывать? Или же всё-таки довести до ума, модернизируя до Т-72Б3 (не столь уж и сильно уже уступающим Т-90, который, на минуточку, и сам есть глубокая модернизация Т-72)?
      У нас танковый парк и так крупнейший на планете, а оборонные бюджеты маленькие. Так что - решение вполне очевидно.
      1. 0
        2 июня 2019 20:47
        дык, одно другому совсем не мешает...
  5. -1
    1 июня 2019 13:39
    Братья индийцы после своего очередного обсера скажут, что Т-90 плохой.
    1. 0
      1 июня 2019 17:11
      Говорить можно что угодно, но денюжки-то уже были получены, причем в очень нужный момент.
  6. 0
    1 июня 2019 15:14
    Заказ без которого завод не выжил бы, вообще надо отдать должное Индии, благодаря ей наша оборонная промышленность выдержала 90-е годы
  7. 0
    1 июня 2019 20:02
    Не помню, где-то читал, что и "Сухой" выжил за счёт индийских заказов. Якобы бы для индийских ВВС разрабатывали Су-30МКИ. Правда ли это?
    1. +1
      2 июня 2019 06:21
      Не помню, где-то читал, что и "Сухой" выжил за счёт индийских заказов. Якобы бы для индийских ВВС разрабатывали Су-30МКИ. Правда ли это?

      Именно, в свое время им 250 машин поставили
    2. 0
      3 июня 2019 07:53
      На сколько помню, "Сухой" спасли в первую очередь китайцы.. Они первые купили Су-27, потом Су-30МК, потом уже были Су-30МКК и МКИ....
      Но вообще да, Индийцы много сделали для нас своими заказами...
  8. -1
    1 июня 2019 20:26
    Гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход ...
  9. mvg
    +2
    1 июня 2019 20:38
    Киря, ну завязывай ты уже писать.. Ну честно.