Воздушный бой 27 февраля 2019 года над Кашмиром. Вопросов больше, чем ответов

70
Воздушный бой, состоявшийся 27 февраля сего года в небе Кашмира, стал одним из самых обсуждаемых воздушных поединков, случившихся в последнее время. Впрочем, справедливости ради отметим, что сегодня, к счастью, таких поединков в мире происходит немного, так что любой из них будет являться предметом споров и рассуждений.

Как известно, над Кашмиром схватились боевые самолеты индийских и пакистанских ВВС. К сожалению, ни та, ни другая сторона не представила детального описания столкновения, что породило массу различных догадок в СМИ, как иностранных, так и русскоязычных. Все это, конечно, создало благодатную почву для домыслов самого удивительного толка: например, индийское издание International Business Times напечатало статью, в которой автор рассказывает о том, что ВВС Индии «проспали» налет и вынуждены были реагировать тем, что оказалось поблизости, а также об отступлении (ладно хоть не паническом бегстве, и на том спасибо) истребителей Су-30МКИ от пакистанских F-16. Ну, в Индии, конечно, свобода печати, однако у нас этот материал стали подавать как «попытки «с холодной головой» проанализировать то, что произошло в районе индо-пакистанской границы 27 февраля».



Попробуем разобраться, что же на самом деле могло произойти в тот день.

Предыстория


Все началось 14 февраля 2019 г., когда в Джамму и Кашмире было совершено нападение на колонну индийских военнослужащих. Террорист-смертник совершил самоподрыв, при этом погибло 45 человек. Ответственность за атаку взяла на себя радикально сепаратистская группировка «Джаиш-е-Мухаммад» («Армия Мухаммеда»), имеющая базы на территории Пакистана. По вполне понятным причинам, индийцы не захотели спустить дело на тормозах, и 26 февраля нанесли воздушный удар по одному из лагерей «Армии Мухаммеда», расположенному на территории Кашмира, контролируемой Пакистаном. В результате удара по тренировочному лагерю в городе Балакоте, по данным канала NDTV было убито 300 террористов. Пакистан же заявил, что индийские ВВС не убили ни одного человека и не причинили повреждений инфраструктуре.



По всей видимости, погибшие в ходе нападения на автоколонну были отомщены сторицей. Но, при всем уважении к мотивам индийцев, отметим, что они фактически использовали свои вооруженные силы на территории суверенного государства, каковым является Пакистан. И потому трудно удивляться, что на следующий день пакистанские ВВС заявились с акцией возмездия.

Пакистан атакует


Что произошло в дальнейшем, понять довольно затруднительно, поскольку, как уже сказано выше, ни Индия, ни Пакистан не дали исчерпывающего описания боя. Точно известно, что самолеты пакистанских ВВС нанесли удары, или, по крайней мере, попытались их нанести по объектам на территории Индии, точнее – неким объектам, расположенным в той части Кашмира, которая находится под контролем Индии. Указывается, что с пакистанской стороны участвовали 24 самолета, в том числе 8 истребителей F-16, 4 французских Mirage-3 и 4 китайских JF-17 Thunder, а также 8 других, неназванных самолетов. Последние в налете не участвовали, но находились в воздухе в районе операции и, по всей видимости, осуществляли дальнее прикрытие.

Скорее всего, дело обстояло так: 16 «Фолконов», «Миражей» и «Громов» (под грозным названием JF-17 «Thunder» скрывается китайская поделка, созданная на основе МиГ-21), пересекли воздушную границу на линии соприкосновения Индии и Пакистана в Кашмире и нанесли запланированный ими удар, после чего попытались отступить в свое воздушное пространство.


JF-17 «Thunder»


Остальные восемь неизвестных самолетов оставались над территорией Пакистана, готовые оказать поддержку своей ударной группе.

Действия индийских ВВС


Утверждается, что вторжение пакистанских ВВС в воздушное пространство, контролируемое Индией, обнаружил индийский самолет, произошло это в 09.45. Судя по некоторым англоязычным источникам, это был один из имеющихся у индийцев самолет ДРЛО, но какой именно, неясно. Индийские ВВС попытались отразить вторжение.



Всего к месту действия удалось стянуть 8 самолетов – 4 Су-30МКИ, 2 Mirage 2000 и еще 2 «Бизона», представляющего собой одну из последних модификаций МиГ-21.



Это известно достоверно, а вот дальше начинаются сплошные догадки. Согласно данным индийских СМИ (канал NDTV), их самолеты прибыли к месту действия, когда пакистанская ударная группа уже отходила после атаки. Это очень похоже на правду, потому что Пакистан явно желал произвести молниеносную акцию возмездия, а не развязать масштабный конфликт. Соответственно, тактика «быстро вошли в индийское воздушное пространство – нанесли удар – и бегом домой» более чем обоснована, тем более что цели были намечены сравнительно недалеко от границы. Расчет, очевидно, был на то, что самолеты индийских ВВС не будут преследовать пакистанские самолеты за пределом своего воздушного пространства. Ну а если такое все же произойдет, то пакистанские ВВС были к этому готовы – их ударную группу страховало целых 8 самолетов, вероятнее всего – F-16.

Но вернемся к индийцам. По одной из версий, первыми к месту действий подошла пара МиГ-21. Пользуясь данными самолета ДРЛО, эти самолеты на малой высоте приблизились к ударной группе пакистанцев и затем атаковали. По другой версии, МиГ-21 прибыли в район боевых действий практически одновременно с остальными боевыми самолетами, но последние не полезли на рожон. А вот пара МиГ-21 бросилась в атаку, проигнорировав предупреждения, что ударная группа пакистанцев прикрывается истребителями.

В результате ведущему МиГ-у, который пилотировал Абхинандан Вартхаман, удалось взять на прицел уходящий F-16 и применить по нему ракету (или ракеты?) «воздух-воздух» малой дальности Р-73. Индийцы уверены, что пакистанский самолет был сбит. Как сообщил на пресс-конференции вице-маршал авиации Капур (примерный перевод): «Есть достоверные доказательства того, что Пакистан потерял один F-16, но они не могут быть представлены широкой общественности по соображениям секретности».

В ответ пакистанские истребители выпустили 2 ракеты AIM-120C-5 AMRAAM, и дальше мнения опять различаются. Одни источники сообщают, что обе ракеты были выпущены по ведущему МиГ-21, от одной из них Абхинандан Вартхаман сумел уклониться, а вторая поразила его самолет. По другой версии, обстреляны были оба истребителя МиГ-21, но ведомый сумел уклониться от атакующей ракеты, а Абхинандан – нет. Во всяком случае, достоверно известно лишь то, что МиГ-21, который пилотировал Вртхаман, был сбит.

Затем, а быть может, одновременно с атакой МиГ-21, пакистанские истребители обстреляли AIM-120C-5 AMRAAM приближающиеся Су-30МКИ, применив то ли 4, то ли 5 ракет, однако успеха не добились. Первоначально индийские СМИ утверждали даже, что Су-30МКИ сбили атакующие ракеты, но, скорее всего, это ошибка репортеров – скорее всего речь шла о том, что пилоты «Сушек», применив противоракетный маневр и средства РЭБ, сумели избежать поражения.

На этом, собственно, боевые действия закончились.

Потери


Пакистанцы немедленно заявили, что сбили 2 индийских самолета, не потеряв ни одного своего. Индийцы как будто бы сперва сообщили, что не понесли потерь (согласно некоторых русскоязычных источников), и претендовали на сбитый F-16, однако практически тут же признали потерю МиГ-21.

Вероятнее всего, Пакистан потерял F-16, а Индия – МиГ-21. Оба самолета упали на территорию, контролируемую Пакистаном, поэтому, собственно, и возникла байка о двух сбитых индийских самолетах. Пакистанские военные просто не разобрались, посчитав оба самолета индийскими, однако на представленных фотографиях одного из них, по характерным номерам оборудования был опознан F-16.

Воздушный бой 27 февраля 2019 года над Кашмиром. Вопросов больше, чем ответов


Правда, тут почему-то вмешались США. Их газета «Foreign Policy» («Внешняя политика») опубликовала статью «Индия сбила пакистанский самолет? Американские эксперты говорят «Нет»», в которой ее автор, Лара Селигман, доказывала, что никакого F-16 индийские пилоты не сбивали. В качестве доказательства приводится заявление двух неназванных американских чиновников Министерства обороны. Дело вот в чем: по условиям контракта, на основании которого США поставляли Пакистану F-16, американцы имеют право проверки состояния проданных ими самолетов. И вот, после боя над Кашмиром пакистанцы обратились в США с просьбой пересчитать F-16, что американцы и сделали, и не увидели никаких потерь. При этом Foreign Policy отмечает, что состоящие на вооружении ВВС Пакистана F-16 приобретались не только в США, но также и в Иордании, где было закуплено 13 машин этого типа. Но в расчетах американских чиновников учтены и они.

Таким образом, по мнению американцев, индийцы придумали свой успех. Причину этого они видят в том, что премьер-министр Индии Нарендра Моди не желает терять свой рейтинг в преддверии всеиндийских выборов.

Версия, конечно, интересная, но можно ли доверять американским расчетам? По мнению автора настоящей статьи – нельзя. С одной стороны, американцы безусловно являются заинтересованной стороной: им вполне выгодно скрыть потерю пакистанского F-16, особенно в связи с попытками продать Индии самолеты этого типа. Затем совершенно неясно, с чего бы это вдруг Исламабад, на сегодняшний день конфликтующий с США, вдруг обратился к ним за помощью.

Дело в том, что Вашингтон ввел частичные санкции против Пакистана за отказ Исламабада предоставить свое воздушное пространство для полетов американских беспилотников. Это весьма негативно сказалось на состоянии авиапарка страны и, насколько можно понять, далеко не все приобретенные в США самолеты удалось сохранить в составе ВВС. Насколько известно автору, общее количество поставленных США F-16 составляло 78 ед., таким образом, с учетом 13 иорданских машин общее их количество должно было составить 91 ед. В то же время, Foreign Policy со ссылкой на данные Aviation Week & Space Technology сообщает о наличии в пакистанских ВВС только 73 самолетов — и это с учетом иорданских машин.

Иными словами, получалось так, что в результате запрета на соответствующие поставки и техобслуживание, F-16 ВВС Пакистана на некоторое время ушли из поля зрения американцев, и за это время лишились примерно 18 самолетов. Таким образом, если только Пакистан не сохранил вышедшие из строя самолеты (а зачем?), то их пересчет «по головам» попросту невозможен.

Должностные лица, считавшие пакистанские самолеты не названы. Кроме того (увы, английский автор не позволил ему самостоятельно разобраться в таких нюансах), отечественная «Свободная пресса» в статье «Новые подробности боя между МиГ-21 и F-16 над Кашмиром» сообщила: «Госдеп, хоть и стоит за публикацией в Foreign Policy, не прокомментировал статью, а само издание посчитало эксклюзив Лары Селигман частным мнением».

Но самым главным доказательством, конечно, стали фотографии обломков F-16, которые пакистанцы ошибочно приняли за индийский самолет.

Таким образом, с высочайшей долей вероятности можно утверждать, что в результате боестолкновения 27 февраля 2019 г. Пакистан потерял один F-16, а Индия – один МиГ-21. Кроме того, в тот же день потерпел крушение индийский вертолет Ми-17, но эта катастрофа, очевидно, никак не связана с индо-пакистанскими боевыми действиями/

Что произошло на самом деле?


Вопросов остается очень много. Увенчался ли успехом пакистанский налет? Конечно, военные Исламабада отчитались о поражении намеченных целей, но как-то без «огонька», без подробностей. В то же время индийцы тоже не заостряли внимание на полученном ущербе. Что это может означать? Возможно, Индия применила «прием умолчания», не афишируя полученные разрушения, но при наличии человеческих жертв сделать это было бы весьма затруднительно. Может быть, на самом деле пакистанские самолеты не смогли выполнить боевое задание, и просто сбросили свой смертоносный груз и отступили, при появлении индийских самолетов. А может быть и так, что Исламабад, желая сохранить лицо, но не желая усугублять конфронтацию с Индией выбрал в качестве целей атаки какие-либо объекты, утратившие всякое военное или иное значение.

«Проспали» ли налет ВВС Индии? Ну вот даже один из индийских публицистов считает, что проспали. Однако здесь есть ощущение пристрастности. Давайте вспомним, что днем раньше ВВС Индии нанесли удар по территории, подконтрольной Пакистану, и где были в это время пакистанские ВВС? Вообще-то воздушный бой состоялся не тогда, когда индийские самолеты вторглись в воздушное пространство Пакистана, а вовсе наоборот, и если уж говорить о том, что кто-то что-то «проспал», то этим «проспавшим» очевидно будет Пакистан.

А вот индийские ВВС 27 февраля сумели оперативно поднять в воздух и перебросить в район 8 истребителей, действия которых, по всей видимости, координировал самолет ДРЛО. С учетом крайне малого времени, которое оставалось в их распоряжении, это вполне достойный результат.

Почему индийские Су-30МКИ не вступили в бой? Пилоты испугались страшных американских ракет AMRAAM? Есть намного более простое и правдоподобное объяснение. Вспомним, что оба подбитых в бою самолета упали на территории Пакистана, и боевые порядки пакистанской авиации.



То, что МиГ-21 атаковали пакистанцев, когда те отступали, никем не оспаривается. То, что сбитый МиГ-21 упал на территорию Кашмира, контролируемую Пакистаном, свидетельствует о том, что в ходе преследования самолет, пилотируемый Абхинанданом Вартхаманом, вплотную подошел к воздушной границе. Очевидно также, что Индия была заинтересована в том, чтобы наказать террористов, но в ее планы вовсе не входило развязывание очередной индо-пакистанской войны.

Так вот, на основании вышесказанного очень легко предположить, что индийские летчики имели приказ вести бой исключительно над своей территорией, не забираясь при этом в воздушное пространство Пакистана. Собственно говоря, это естественная ситуация для всех ВВС мира. Так вот, по некоторым данным, четверка Су-30МКИ подошли к району боевых действий одновременно, или чуть позже пары МиГ-21, но раньше «Миражей». Однако даже если это и не так, и все 8 индийских истребителей были в тот момент «в сборе», то во всяком случае:

1. Они столкнулись со значительно превосходящими силами пакистанцев. Все-таки три к одному (24:8) – это не то соотношение, в котором следовало бы принимать воздушный бой;

2. Не факт, что Су-30МКИ и «Миражи» были достаточно близко, чтобы успеть атаковать отступающие пакистанские самолеты, пока те еще находились в воздушном пространстве Индии;

3. Атака отступающих пакистанцев очевидно являлась заведомо проигрышной тактикой, так как последние имели воздушное прикрытие. Именно его и следовало уничтожить в первую очередь. Но если индийские самолеты имели приказ не заходить в воздушное пространство Пакистана, то сделать это они не имели права, потому что пакистанские истребители прикрытия не пересекали воздушной границы.

Так вот, скорее всего и получилось так, что пилоты Су-30МКИ отказались от атаки, которая либо поставила бы их и без того немногочисленные машины в заведомо проигрышное положение, либо привело бы к воздушному бою над территорией Пакистана, что им наверняка было запрещено. Иными словами, не было никакого отступления или бегства, но было совершенно правильное решение. А вот Абхинандан Вартхаман героически проигнорировал приказ и бросился в атаку (кшатрии, они такие кшатрии!), в результате чего сбил вражеский самолет, но при этом оказался сбит и сам.

Но наиболее важным уроком воздушного боя 27 февраля 2019 г. стало применение ракет AMRAAM по самолетам Су-30МКИ. Если эта атака действительно состоялась и по «Сушкам» было выпущено 4-5 ракет средней дальности, то этот боевой опыт ставит под большой вопрос американскую концепцию истребительной авиации. Конечно, AIM-120C-5 AMRAAM уже не находится на пике прогресса, но и индийские Су-30МКИ вряд ли были оснащены новейшими комплексами РЭП наподобие тех же «Хибин». И тот факт, что ни один индийский самолет 4-го поколения не был поражен этой ракетой, наводит на мысль, что эффективность современных ракет средней дальности в бою боевой техники равного технологического уровня, может оказаться совсем не такой высокой, как полагают многие аналитики, высчитывающие боевой потенциал боевого самолета из дальности ракет, к нему подвешенных.

Иными словами: сегодня «в интернетах» много обсуждается 2 концепции воздушного боя. Согласно первой из них, сочетание самолета ДРЛО и оснащение истребителей ракетами «воздух-воздух» средней и большой дальности приведет к тому, что ближний воздушный бой (БВБ) станет пережитком прошлого. Соответственно, в войнах будущего, важнейшую роль для истребителя станет играть незаметность, ради которой можно пожертвовать многим, включая и маневренность. Согласно второй концепции, УРВВ средней и большой дальности важны и нужны, но тем не менее они – лишь «прелюдия» к схватке самолетов накоротке, средство, позволяющее нанести противнику чувствительные потери еще до начала БВБ, который, собственно, и решит дело. Соответственно, маневренность остается одним из важнейших боевых качеств истребителя будущего.

Известно, что к первой концепции тяготеют американцы, ко второй – отечественные ВКС. И опыт боя 27 января 2019 г., как будто подтверждает правильность именно отечественной концепции.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. xax
    +11
    4 июня 2019 05:21
    Вот это уже похоже на «попытки «с холодной головой» проанализировать то, что произошло в районе индо-пакистанской границы 27 февраля»
    1. +3
      4 июня 2019 06:59
      Цитата: xax
      похоже на «попытки «с холодной головой» проанализировать

      Не согласен с вами. В статье столько "может быть" и "вероятно", что это больше похоже на попытку притянуть вывод за уши!
      1. xax
        +4
        4 июня 2019 07:15
        Цитата: Ваддимм
        "может быть" и "вероятно"

        Ну а если что-то действительно может быть и действительно вероятно, как прикажете про это рассказывать? Утверждать или отрицать однозначно?
        1. +3
          4 июня 2019 07:26
          Цитата: xax
          Утверждать или отрицать однозначно?

          Не делать выводов, основываясь на недостоверных фактах и голословных утверждениях.
          1. xax
            +6
            4 июня 2019 07:41
            Цитата: Ваддимм
            Не делать выводов, основываясь на недостоверных фактах и голословных утверждениях.

            Роскошь оперировать достоверными данными может позволить себе разве что математика.
            Попытки же познания материального мира всегда связаны с данными, измеренными с определенной долей точности.
          2. +16
            4 июня 2019 07:47
            Цитата: Ваддимм
            Не делать выводов, основываясь на недостоверных фактах и голословных утверждениях.

            Мое дело - представить информацию, какую я смог достать. Свои предположения из нее я сделал, Вы же вправе делать свои, или не делать никаких.
            1. +1
              4 июня 2019 12:02
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Вы же вправе делать свои, или не делать никаких.

              Безусловно, отношусь с уважением к высказанному вами мнению, однако оставляю за собой право озвучить своё отношение к выводам, сделанным в статье. Уж коли на сайте предусмотрены комментарии.
              А мнение таково.
              Ваши выводы сделаны на основе умозрительных заключений с неустановленной степенью вероятности предполагаемых событий, а следовательно не могут быть приняты за истину. Следовательно, они не должны учитываться, как заведомо ложные.
              Хотя статья, как описание одного из вероятных варианов (с неустановленным значением вероятности) развития событий, в отсутствие достоверной информации, довольно неплохая. Но вывод в ней явно лишний.
              1. +1
                4 июня 2019 16:41
                Цитата: Ваддимм
                однако оставляю за собой право озвучить своё отношение к выводам, сделанным в статье

                Само собой. Как там говаривал старина Вольтер? "За Ваше мнение я готов перерезать Вам горло, но за Ваше право его высказать я отдам свою жизнь"
          3. 0
            4 июня 2019 11:19
            Цитата: Ваддимм
            Не делать выводов, основываясь на недостоверных фактах и голословных утверждениях.

            Вообще эти "может быть , возможно" , не сильно меняют общую картину боя. Поэтому обращать на них внимание не стоит.
    2. +1
      4 июня 2019 09:28
      Не согласен, с чего это автор взял, что наша тактика лучше? Пакистанские ВВС сорвали атаку индийцев, самолеты отвернули и вышли из боя, задача выполнена. Сейчас всю аналитику притягивают к результату столкновения, это не правильно. Для определения лучшей тактики, необходимо, как минимум, знать задачи пакистанских и индийских ВВС.
      1. +1
        4 июня 2019 09:30
        Цитата: qqqq
        Пакистанские ВВС сорвали атаку индийцев

        Скорее наоборот
        1. +3
          4 июня 2019 11:16
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Скорее наоборот
          Не зная ни одних задач, ни других, обе версии правильны с вероятностью 50% на 50%.
  2. +1
    4 июня 2019 05:35
    Я думаю на основе одного боя со многими неизвестными не стоит делать серьезных выводов.)
  3. +7
    4 июня 2019 05:36
    Дело было в Индии и дело было так. У Мамы было трое детей, 2 мальчика и одна девочка. Мама своим детям одела красные носки. Потом что то случилось..наверное мама померла , что дети разбрелись по Индии. Кто то стал бандитом, кто то порядочным человеком, а сестра стала танцевать на улице. Вот как то, когда она танцевала на площади, к ней стал приставать бандит,...девушка кричала "Я не такая"!!!! Вдруг случайный прохожий бросился ее защищать! И во время драки они ВДРУГ замечают , что на них красные носки!!!! И слезы катятся с глаз братьев! Брат!!!!! И ВДРУГ они замечают, что танцовщица в красных носках!!!! О!!! Это наша пропавшая сестер!!!! Я твой брат, а я твой племянник,... А я твой мать. Отрывок из "Шита и Крыто" (Shita & Krito)
  4. +3
    4 июня 2019 05:40
    на фото обломки Миг21бис. на видео с 1.56 хорошо сличить

    1. +2
      4 июня 2019 06:09
      + на 2:23 хорошо видно чей это самолет.
    2. +3
      4 июня 2019 07:32
      тлауикол (Иван) Сегодня, 05:40 НОВЫЙ
      на фото обломки Миг21бис

      судя по форме стабилизаторов выхлопа это именно Р-25-300. Автору не гоже так прокалываться
      1. Цитата: Ка-52
        судя по форме стабилизаторов это именно Р-25-300. Автору не гоже так прокалываться

        А в чем прокол, если не секрет?
        1. +4
          4 июня 2019 08:10
          А в чем прокол, если не секрет?

          насколько я понял из текста, указанное фото доказывало факт сбития F-16. На самом деле сопло двигателя на фото никак не F110 от дженеральной электрики, а наш родной, ламповый ТРДДФ wink при чем судя по всему именно из тех, которые производятся самими индусами по лицензии
          1. Да, с фото я накосячил:)
            1. +5
              4 июня 2019 10:57
              бывает) иногда можно и ошибиться ) вспомню слова Людмилы Прокофьевны из "СР": "У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать" wink
  5. +4
    4 июня 2019 05:48
    "У нас есть доказательства, но мы их вам не покажем - они секретные"
    знакомая сказка. нихрена индусы там не сбили, кроме своего вертолета
    1. Цитата: тлауикол
      знакомая сказка. нихрена индусы там не сбили, кроме своего вертолета

      Откуда тогда 2 сбитых самолета на территории Пакистана?
      1. +4
        4 июня 2019 07:47
        А какой второй?
        1. +2
          4 июня 2019 07:49
          Цитата: тлауикол
          А какой второй?

          Тот, о котором сообщили пакистанцы:)))))
          1. +3
            4 июня 2019 07:54
            Цитата: Андрей из Челябинска
            Цитата: тлауикол
            А какой второй?

            Тот, о котором сообщили пакистанцы:)))))

            Они сообщали о сбитом ф16?
            1. -3
              4 июня 2019 08:05
              Они сообщили о двух сбитых самолетах, вот, вероятно, обломки второго (по всей видимости, я перепутал фото)
              1. +5
                4 июня 2019 08:08
                Это те же самые обломки МиГ
                1. +5
                  4 июня 2019 08:38
                  Цитата: тлауикол
                  Это те же самые обломки МиГ

                  Вы правы.Все кто хоть более менее серьезно интересовался этой историей в курсе давно что все фото и видео по инциденту давно профессионально проанализированы и однозначно доказано что все обломки-сбитого МИГ-21.

                  https://ru.bellingcat.com/novosti/drugie-strany/2019/03/13/mig21-f16/
                  1. Цитата: Ратуш
                    давно профессионально проанализированы и однозначно доказано что все обломки-сбитого МИГ-21.

                    Читаем профессиональный анализ

                    Отметьте, что прямоугольники на кожухе двигателя F-16 одинаковые, тогда как на детали из Пакистана отмечается различный рисунок и толщина каркаса. Кроме того, эта деталь вогнута.

                    Лично я не вижу особой разницы в рисунке, а что деталь вогнута... Вообще говоря, самолет немножко упал на землю с высоты, так что подобное совсем неудивительно
                    1. +1
                      4 июня 2019 09:00
                      Кстати, было бы интересно посмотреть на двигун 16-го изнутри...
                    2. +3
                      4 июня 2019 09:07
                      Сопло ф-16
                      blog.not-a-kernel-guy.com/2010/08/IMG_3047.jpg
                      Сопло миг-21
                      mini-koleso.ru/images/models/accessories/lo_dvigatelya_r25_300.amg48012_3/mig_21bis_mig_21_93_reaktivnoe_soplo_dvigatelya_r25_300.5.product.lightbox.jpg
                      1. Цитата: Ратуш
                        Сопло ф-16
                        blog.not-a-kernel-guy.com/2010/08/IMG_3047.jpg

                        Так это сопло. А обломок от корпуса двигателя
                      2. +4
                        4 июня 2019 09:34
                        Вас не смущает тот факт что на фото двигателя ф-16 ребра жестклсти-снаружи,а на фото обломков-они "изнутри"?
                      3. Цитата: Ратуш
                        Вас не смущает тот факт что на фото двигателя ф-16 ребра жестклсти-снаружи,а на фото обломков-они "изнутри"?

                        Во-первых, мы не видим, если ли изнутри ребра жесткости у Ф-16 (они могут быть и там и там). Во-вторых, нет никаких оснований считать, что на обломке внутренняя часть двигателя, а не внешняя. При падении его еще и не так могло выгнуть
                      4. +2
                        4 июня 2019 10:46
                        на видео они этот кусок в грузовик тащат. он не вывернут, снаружи окрашен. у индусов кроме блаблабла вообще ничего нет
                      5. Цитата: тлауикол
                        на видео они этот кусок в грузовик тащат

                        Это не тот кусок, присмотритесь внимательнее:)))
                      6. +2
                        4 июня 2019 11:39
                        на 1.15 - то же самое. даже если другой фрагмент - сходство один в один и в том же месте
                        индусы сказочники
                      7. Цитата: тлауикол
                        на 1.15 - то же самое. даже если другой фрагмент - сходство один в один и в том же месте

                        Присмотритесь внимательнее - ребра жесткости совсем не совпадают
                      8. +3
                        4 июня 2019 11:50
                        Достоверно известно чтотребра жесткости у ф-16 снаружи ,а у миг-21-изнутри. Достоверно известно что обломок -с ребрами жесткости изнутри.Теорию про в результате удара обломок "вывернуло" и он принял такую идеальную форму с ребрами изнутри-даже обсуждать не стоит.
                        Если Вы продвигаете теорию что у ф-16 ребра-с двух сторон,то предьявите какие либо пруфы что а) у ф-16 ребра двухсторонние.б) что у обломка на фото-ребра тоже двухсторонние.
                      9. Цитата: Ратуш
                        Достоверно известно чтотребра жесткости у ф-16 снаружи ,а у миг-21-изнутри.

                        Докажите это. Раз это известно достоверно
                      10. +2
                        4 июня 2019 16:19
                        Что у ф-16 они наружные-видно на фото которое обсуждали выше.
                        Что у миг-21 они "изнутри"- посиотрите это фото.особенно в 2 местах где есть "вмятины".
                        http://avia-simply.ru/wp-content/uploads/2014/11/r13-300-su-15-mig-21.jpg
                2. Цитата: тлауикол
                  Это те же самые обломки МиГ

                  Совершенно не факт.
  6. 0
    4 июня 2019 05:52
    Андрей hi у вас по тексту 2 ошибки комплекс РЭП! !!И , в самом конце дата боя 27ЯНВАРЯ 2019 года! Внесите изменения, пожалуйста! А в остальном, обзор хороший hi +++!
  7. +4
    4 июня 2019 06:03
    2. Не факт, что Су-30МКИ и «Миражи» были достаточно близко, чтобы успеть атаковать отступающие пакистанские самолеты, пока те еще находились в воздушном пространстве Индии;
    Факт. Индусы заявляют, что су30 выпустили по f16 РВВ АЕ(минимум одну ракету пакистанцы нашли), и они также не смогли поразить цель на дальности 80 км, как и aim120.
  8. +1
    4 июня 2019 06:24
    Мартышка к старости слаба войсками стала,
    Но от людей она слыхала,
    Что это зло ещё не так большой руки -
    Лишь стоит "СУ" приобрести.
    Две сотни истребителей она достала
    И вертит ими так и сяк.....

    Ну а далее текст Крылова вообще менять не нужно)))))
  9. +2
    4 июня 2019 06:46
    На основе непонятных результатов одного воздушного боя некорректно говорить об ошибочности или правоте разных концепций воздушного боя. Я например считаю,что наша концепция верная и не потому,что я русский,а потому что скорости достаточно высокие. А если на встречных курсах,то и подавно. В любом случае ВИЗУАЛЬНУЮ идентификацию никто не отменял. Далеко не факт,что если метка истребителя противника,после пуска ракеты дальнего действия,исчезла с радара, будет означать,что цель поражена.
    1. 0
      4 июня 2019 07:38
      ошибочности или правоте разных концепций воздушного боя

      да даже без этого боя концепция ДВБ как единственно возможного это чистый бред. Во всяком случае на сегодняшнем уровне развития техники. И вполне вероятно еще лет 30. Американцы поют ему мантру, потому что это позволяет им продвигать свой ВВП
    2. 0
      4 июня 2019 09:36
      Цитата: НЕКСУС
      Я например считаю,что наша концепция верная и не потому,что я русский,а потому что скорости достаточно высокие.

      Это конечно так, но ДВБ заставляет противника маневрировать, включать РЭБ, а это лишнее горючее, демаскировка. Поэтому кто первый пустил ракету, тот в более выигрышном положении. Наверное истина посередине, постараться первым сделать пуск и пока у противника идет танец с бубном, добить в БВБ.
  10. +3
    4 июня 2019 08:28
    У нормальных людей, после всех этих плясок над обломками, возникает вопрос: а был ли бой?
    Не удивлюсь, что паки и инды в воздухе решили, как обычно показать кто круче и тупо врезались друг в друга.
    А власти, чтобы не выглядеть идиотами выдали совместный опус про героическую битву.
    И волки сыты и овцы целы. То бишь, имидж не сильно пострадал.
  11. +4
    4 июня 2019 08:35
    с высочайшей долей вероятности можно утверждать, что в результате боестолкновения 27 февраля 2019 г. Пакистан потерял один F-16, а Индия – один МиГ-21

    ,,,мне более убедительным показался это разбор.
    https://medium.com/dfrlab/in-depth-indian-plane-shot-down-over-pakistan-in-february-91d81881a798
    В результате ведущему МиГ-у, который пилотировал Абхинандан Вартхаман, удалось взять на прицел уходящий F-16 и применить по нему ракету (или ракеты?) «воздух-воздух» малой дальности Р-73.

    ,,в этом разборе даже обломки всех 4 ракет нашли.
    1. Цитата: bubalik
      в этом разборе даже обломки всех 4 ракет нашли.

      Ну, индийцы тоже нашли обломки AMRAAM

      Означает ли это, что МиГ-21 не был сбит?:) А вообще - спасибо за ссылку, мне она уже очень нравится, хотя перевел еще не полностью. Безусловно, автор копал куда глубже, чем это смог сделать я
      1. +3
        4 июня 2019 09:39
        Андрей из Челябинска (Андрей) Сегодня, 10:33
        hi
        ,в этом разборе даже обломки всех 4 ракет нашли.
        ндийцы тоже нашли обломки AMRAAM
        ,,,насколько я понял(если учесть читаю и перевожу со словарем laughing ),обломки ракет, которые не были применены совсем what .
        1. +1
          4 июня 2019 10:19
          Цитата: bubalik
          ,насколько я понял(если учесть читаю и перевожу со словарем laughing ),обломки ракет, которые не были применены совсем

          Я бы так не горячился, это даже профи не сразу установят:))))
  12. -1
    4 июня 2019 10:20
    Цитата: Бережливый
    у вас по тексту 2 ошибки комплекс РЭП! !!

    РЭП - радиоэлектронное подавление, одна из 5 слагаемых радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Фраза "комплекс РЭП" говорит о том, что упоминаемое средство самообороны предназначено для постановки помех, но вести с него радиотехническую разведку (РТР) оно не предназначено.
  13. +2
    4 июня 2019 11:39
    Эта история уже становится похожа на полёт американцев на луну. Непонятно зачем перетирать дерьмо в ступе по 200 раз?
  14. nks
    +1
    4 июня 2019 11:50
    >под грозным названием JF-17 «Thunder» скрывается китайская поделка, созданная на основе МиГ-21
    Мда... я не к тому, что русскую вики совсем читать не надо, но лучше читать не только ее... ну и думать заодно
    1. Цитата: nks
      я не к тому, что русскую вики совсем читать не надо, но лучше читать не только ее...

      Открываем айрвар, и что мы там видим?
      Дальнейшим развитием линии китайского МиГ-21 - фронтового истребителя J-7 - стал легкий многоцелевой самолет FC-1. F-7 (экспортная модификация J-7)... ....Вариант самолета для ВВС Пакистана получил обозначение JF-17 Thunder.

      То есть в точности подтверждает мои слова. Ну и вики тоже.
      Цитата: nks
      ну и думать заодно

      Ну так подумайте и найдите источник, который бы опроверг все вышесказанное
      1. nks
        0
        4 июня 2019 19:46
        Цитата: Андрей из Челябинска
        То есть в точности подтверждает мои слова. Ну и вики тоже

        Точно что не "в точности". " развитием линии " можно понимать двояко -- в том числе и так, что он сделан в этом же классе (в русвике же конкретно написано, что сделан на базе). Но в данном случае особо и не важно, что имел ввиду автор статьи на airwar -- отличия слишком велики. Наличие и использование опыта работы с j-7 совершенно не означает, что это допиленный/перепиленный миг-21
        Цитата: Андрей из Челябинска
        найдите источник, который бы опроверг все вышесказанное

        Нечего тут опровергать -- достаточно глаза иметь, чтобы увидеть, что там другое крыло, другие горизонтальное и вертикальное оперение и другие ВЗ, ну и можно почитать как он сделан внутри (уже одно смешно, что там хоть тоже ТРД советский, но совершенно другой линейки).
        1. Цитата: nks
          Наличие и использование опыта работы с j-7 совершенно не означает, что это допиленный/перепиленный миг-21

          Вы читать умеете? Попробуйте еще раз
          под грозным названием JF-17 «Thunder» скрывается китайская поделка, созданная на основе МиГ-21

          Айрвар пишет, что Тандер сделан как развитие МиГ-21. От чего конкретно у Вас вспыхнул стул?
          1. nks
            +1
            6 июня 2019 10:33
            Во-первых, хамить не надо. Во-вторых, это всего лишь один из ляпов вашей статьи -- на другие вам в комментариях уже указали (кстати, с "цитатой Вольтера" выше в комменте вы тоже напортачили , причем весьма). Художественный оборот про "поделку" я трогать не буду, но утверждение, что jf-17 сделан на основе МиГ-21, совершенно не соответствует действительности . Если вы хоть немного разбираетесь а авиации и почитаете про его устройство, то поймете, что это совершенно другой самолет. Да, он однодвигательный и сделан по той же классической схеме с однокилевым хвостовым оперением, но f-16, например тоже такой. F/A-18E/F при всех своих больших отличиях сделан на основе F/A-18, а СУ-35 и СУ-34 на основе СУ-27, но не JF-17 на основе миг-21. А так то и кашу из топора можно варить :)
      2. 0
        5 июня 2019 09:33
        А современный процессор Intel 8000-ой серий тогда вариант 80386.
  15. 0
    4 июня 2019 14:22
    Цитата: xax
    Вот это уже похоже на «попытки «с холодной головой» проанализировать то, что произошло в районе индо-пакистанской границы 27 февраля»

    почему-то не сказано, что су-30 были в конфигурации для ближнего боя, поэтому не вмешались.
    1. +2
      4 июня 2019 16:11
      Цитата: yehat
      поэтому не вмешались.

      Да нет, похоже на то, что остальные пилоты были другой квалификации, помнили тактические вводные, имели более полную РЛ-картину, держали связь с командованием и комлектовались головой, в отличие от пилотов МиГ-21, потому и не подлетали ближе.
    2. 0
      5 июня 2019 09:31
      Нормальная загрузка для Су-27-производных: 2 ракеты с РЛ ГСН и 2 с ИК ГСН. У нас были съемки полка на Су-35, включая дежурные машины, стоящие в капонирах, на них было аж 8 ракет, включая 2 новых К-77. Логично, неизвестно, что понадобится при вылете на перехват. Не вижу никаких причин, чтобы у индусов дежурные "сушки" не несли хотя бы по 2 ракеты каждого типа.
  16. 0
    4 июня 2019 16:20
    Цитата: goose
    потому и не подлетали ближе.

    глубина событий была в радиусе ракет средней дальности, но по сообщениям, их подняли только с ракетами ближнего боя.
  17. 0
    4 июня 2019 17:43
    Анализ воздушного боя указывает на два аспекта: 1. Закрывает спор между сторонниками и противниками легких однодвигательных самолётов. Лёгкий МИГ-21 от ракеты не ушел. А тяжёлые Су-30 увернуться смогли. 2. Нужна новая ракета средней дальности, выполненная по технологии стелс, которая не демаскировала бы истребитель СУ-57/Ф-35 во время пуска.
  18. 0
    5 июня 2019 09:25
    они фактически использовали свои вооруженные силы на территории суверенного государства, каковым является Пакистан


    Пакам следовало думать, прежде чем привечать у себя террористические банды, или их самих мало взрывают?

    Абхинандан Вартхаман, удалось взять на прицел уходящий F-16 и применить по нему ракету (или ракеты?) «воздух-воздух» малой дальности Р-73.


    Паки показали 4 сломанные ракеты, которые, по их словам, были на сбитом МиГе. МиГ-21бис мог нести до 6 ракет, но как-то не верится, что у него была именно такая нагрузка, все-таки +2 ракеты - это доп. вес и сопротивление и даже Су-27 производные летают не больше, чем с 6-8 ракетами. Скорее всего, ни одного пуска с МиГ-21 не было, либо стрелял ведомый, которого не сбили, но это странно, атакует именно ведущий, ведомый прикрывает.
    1. Цитата: EvilLion
      Паки показали 4 сломанные ракеты, которые, по их словам, были на сбитом МиГе.

      И которые могли быть ракетами с других истребителей, или обломками ракет, выпущенных МиГ-ом
  19. 0
    15 августа 2020 20:31
    Андрей из Челябинска стал падать в глазах. Чтобы группа самолетов долетела до Кашмира и осталась незамеченной радарами системы ПВО Индии это конечно бред сивой кобылы. Зная , что Андрей не любит авиатехнику из России , но опускаться до явного бреда это не красит его. Просто чушь может быть , наверняка - как у бабки сплетницы. Если бы эти престарелые самолеты создали хоть малейшую угрозу для су-30мки , то назад не вернулись. . Андрей, пора взрослеть и уважать читателя.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»