Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Война в Сирии: Немецкие движки застопорили ход Черноморского флота

Почему Россия вынуждена отправлять в Средиземное море боевые корабли даже с Каспия

21860

В понедельник в главную базу Черноморского флота — Севастополь, прибыл гость из состава Каспийской флотилии, вооруженный крылатыми ракетами «Калибр-НК». Речь — о малом ракетном корабле (МРК) «Великий Устюг», третьем из серии «Буянов-М», которую продолжают строить в Зеленодольске.

Казалось бы — ну, совершил сравнительно небольшой размерами «Великий Устюг» абсолютно безопасный межфлотский переход из Махачкалы сначала по Волго-Донскому каналу, а потом по Азовскому морю и Черному морю. Стоит ли говорить о подобных пустяках? Не скажите! Очень даже стоит. Потому что за этим будничным, на первый взгляд, переходом малого ракетного корабля хорошо видятся гигантские проблемы всего ВМФ России.

Дело в том, что совершенно точно — ракетоносный посланец Каспия в Севастополе если и задержится, то на считанные дни. Потому что его с нетерпением ожидает командование нашего постоянного оперативного соединения в Средиземном море. А значит, конечная точка нынешнего перехода моряков-каспийцев — Тартус.

Как говаривал некогда известный мастер русской словесности и одновременно ельцинский премьер-министр Виктор Черномырдин: «Никогда такого не было. И вот опять»… В этой фразе применительно к случаю с «Великим Устюгом» — все в точку.

Читайте также
Военные тайны: Кто из окружения Путина «слил» США ядерные технологии Вашингтон уверен, что Москва проводит атомные испытания очень низкого уровня

Никогда прежде, ни во времена СССР, ни — в российские, боевые корабли Каспийской флотилии Главный штаб нашего ВМФ не гонял на боевые службы в Средиземное море. Для своевременной ротации сначала советской 5-й оперативной эскадры, а затем — российского постоянного оперативного соединения хватало тех боевых «единичек», что стояли у нас в Крыму, на Балтике и в Заполярье. Впервые свистать всех наверх даже с Каспия нам пришлось в 2018 году. Именно тогда, в июле, все тот же «Великий Устюг» и его собрат по проекту 21631 МРК «Град Свияжск» в сопровождении рейдового буксира РБ-10 и пустились в вынужденное путешествие по Волго-Донскому каналу.

Причем, неслись малые ракетные корабли тогда в режиме ошпаренной кошки. 4 июля 2018 года они только начали межфлотский переход с Каспия. А уже 18 июля, кратенько притормозив для пополнения запасов в Севастополе, через Босфор и Дарданеллы примчались в Средиземное море.

Чем был тогда вызван небывалый аврал? По большому счету, все тем же — острейшим дефицитом на нашем флоте боеготовых ударных кораблей. Как итог — в июне 2018 года после полугодовой боевой службы в районе сирийского побережья пришлось возвращать домой, в Севастополь, сначала сильно загнанный и уставший многоцелевой фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович». А буквально следом — и его «систершипа» «Адмирала Эссена», прослужившего к тому времени в Средиземном море три месяца.

Как известно, в составе Черноморского флота уже тогда формально числился и еще один новый фрегат — «Адмирал Макаров». Почему в Тартус на смену двум другим «адмиралам» не послали его?

Но дело в том, что «Адмирал Макаров» из-за затянувшихся испытаний его комплекса ПВО вынужденно надолго задержался на Балтике. И взял курс на Средиземное море и далее — в Севастополь только во второй половине августа. К Тартусу ранее сентября он даже на всех парах не мог поспеть при всем желании.

Таким образом, уже к концу июня 2018 года надводных носителей «Калибров» у нас в Тартусе вообще не осталось. Две дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка» — это все российские корабли близ Сирии, на которых в ту пору имелись «Калибры». Смешно и грустно: всего восемь таких ракет на пару подлодок. Что, бесспорно, выглядело крайне хило на фоне эсминцев и крейсеров 6-го флота ВМС США, стоявших на якорях совсем неподалёку.

Ни Севастополь, ни Балтика, ни Север оперативно помочь в этом смысле российскому постоянному оперативному соединению ничем не могли. Тогда и приказала Москва далекой от Средиземноморья Каспийской флотилии экстренно поделиться своими боевыми ресурсами. Вот и помчались «Великий Устюг» и «Град Свияжск» к Сирии как наскипидаренные.

Вы вправе спросить: как же так? Ведь в составе Черноморского флота с недавних пор имеются два «Буяна-М» — малые ракетные корабли «Вышний Волочек» и «Орехово-Зуево». Оружие — ровно то же самое. Внешне — похожи как две капли воды. Но в том-то и дело, что лишь внешне.

Увы, различие между каспийскими и черноморскими «Буянами-М» очень принципиальное. На первых (и еще на трех, два из которых сегодня на Балтике) стоят надежные и проверенные германские дизельные двигатели MTU 16V4000M90. Именно такими планировали оснастить всю серию этих МРК. Но грянули сначала известные события на Украине. Потом, как следствие, — антироссийские санкции. Немцы показали нам дулю вместо законтрактованных дизелей фирмы MTU. И начиная с шестого «Буяна-М» оснащать уже заложенные МРК оказалось нечем.

Тем не менее, представители Зеленодольского судостроительного завода бодро заявили: «Замена дизелям уже найдена, и строительство кораблей приостанавливаться не будет».

Как вскоре выяснилось, выход российские корабелы почти нашли на восточном направлении. В Китае. Там давно налажен выпуск высокооборотного судового дизеля CHD622V20. В «девичестве» — тоже германского. Потому что этот дизель — лицензионная копия немецкого дизеля Deutz TBD622. Самими немцами признанного устаревшим и потому проданного китайцам.

Мы так торопились приобрести у Пекина хотя бы эти сильно «траченные молью» прогресса CHD622V20, что даже не обратили внимания: изначально казавшиеся спасительными для российских верфей двигатели создавались в Германии не для военных, а исключительно для гражданских судов. И потому совершенно законно плохо переносят работу в форсированных режимах, обычных для любых, а особенно — для ракетных боевых кораблей.

Судя по всему, испытаний в России в спешке тоже никто проводить не стал. Просто хлопнули с китайцами по рукам — и дело с концом. Вали кулем — потом разберем!

В итоге в Зеленодольске на строящиеся малые ракетные корабли принялись ставить CHD622V20, начиная с шестого корпуса «Буянов-М». Это оказался МРК «Вышний Волочек», спущенный на воду летом 2016 года и переданный после серии государственных испытаний Черноморскому флоту 1 июня 2018 года.

Что должны были делать черноморские адмиралы, получив от Родины столь долгожданный подарок? Правильно — поскорее снарядить его поближе к пылающей Сирии. Так они и сделали. МРК «Вышний Волочек» ушел в свой первый дальний поход всего через пару месяцев после прихода в Севастополь — в августе минувшего года.

Что уж дальше с ним случилось — широкой публике в командовании флота не сообщили. Только возможность самостоятельно двигаться новенький корабль прямо возле Сирии потерял уже к ноябрю. В Севастополь его на буксирном тросе малой скоростью и с большим позором поволок вспомогательный буксир «Профессор Николай Муру».

Некоторые уважаемые флотоводцы по горячим следам принялись успокаивать общество: ничего особенно тревожного с кораблем не случилось, «Профессор Муру» понадобился «Вышнему Волочку» лишь чтобы сберечь его драгоценный моторесурс.

С самого начала это выглядело шитым белыми нитками. Ни один из российских боевых кораблей в последние годы так не смешил турок, наблюдавших за нашей почти траурной процессией с берегов Босфора. Никто больше, выходит, в ВМФ РФ так не берег моторесурс.

Читайте также
СМИ: В области ПРО Россия отстала на 20 лет от США и азиатских стран Почему концерн «Алмаз-Антей» не делает кинетические перехватчики МБР

Как как бы там ни было — больше «Вышний Волочек» за Босфор пока благоразумно не выпускают.

Правда, в декабре прошлого года Черноморский флот получил второй такой же «Буян-М» под названием «Орехово-Зуево». Тоже с китайским дизелем. 26 марта его проводили в Средиземное море. Пока «Орехово-Зуево» в Тартусе. Ждем возвращения. Очень хотелось бы — собственным ходом.

Но кем менять-то его будем у Сирии? Не «Вышним Волочком» же? Поэтому и понадобилось, полагаю, Главному штабу ВМФ тащить туда с Каспия (хождение даже не за три, а за четыре моря!) МРК «Великий Устюг». Он-то всего третий в серии «Буянов-М». И потому стоит на нем проверенный германский дизель фирмы MTU.

В заключение, конечно, просится хоть какая-никакая, но мораль. Но не журналист же вправе ее читать? Пусть лучше скажет главный конструктор «Коломенского завода» Валерий Рыжов. По его авторитетному мнению, высказанному специализированному порталу интервью Mil. Press FlotProm, взятый в свое время руководством Минобороны РФ курс на оснащение новых российских боевых кораблей импортными комплектующими — тяжелая стратегическая ошибка. Но хоть кого-то в Москве за нее наказали?

Ответа ждать бесполезно. Впрочем, вы его и так знаете.


Военные новости: Россия испытала в Сирии «адское оружие»

Военное обозрение: Скончался последний участник восстания в «Собиборе»

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня