Проект транспортного самолёта Т-117

27
Во второй половине сороковых годов стартовала разработка новых транспортных самолетов для народного хозяйства и армии. Ряд перспективных образцов дошел до серийного производства и массовой эксплуатации, тогда как другие проекты не дали реального результата. Проект Т-117, предложенный ОКБ Р.Л. Бартини, казался удачным и многообещающим, но так и не дал ожидаемых результатов.

Новые задачи и новое бюро


В конце июля 1946 г. Совмин СССР постановил организовать при авиазаводе №86 (г. Таганрог) опытное конструкторское бюро. При этом новое ОКБ-86 должно было подчиняться министерству внутренних дел, а значительная часть его сотрудников являлась заключенными. 1 октября завод №86 перевели в категорию опытных, а в начале ноября на нем начало работу новое ОКБ. Руководителем бюро был назначен конструктор Роберт Людвигович Бартини.



Проект транспортного самолёта Т-117
Недостроенный прототип Т-117. Фото Wikireading.ru


ОКБ-86 должно было продолжить развитие ранее предложенных идей и создать несколько новых проектов авиационной техники разного назначения. Пожалуй, самой интересной новой разработкой был проект многоцелевого транспортного самолета Т-117. На основе оригинальных решений планировалось создать универсальную платформу, способную перевозить пассажиров и грузы, а также осуществлять парашютное десантирование войск.

Все три варианта Т-117 включили в план работ министерства авиационной промышленности на 1947 год. К маю 1948-го следовало начать государственные испытания опытных машин. Вероятно, готовый образец мог бы поступить на вооружение в начале пятидесятых.

Смелые решения


Как известно, Р.Л. Бартини не боялся новых и смелых решений, и это сказалось на конструкции будущего Т-117. В конструкции планера реализовывалась принципиально новая идея, совмещенная с уже известными решениями. Силовую установку и другие агрегаты выбирали с учетом ожидаемого развития отечественной авиации.


Проекции самолета с двигателем АШ-73. Рисунок Aviadejavu.ru


Т-117 как платформа представлял собой цельнометаллический двухдвигательный высокоплан с прямым крылом. Предлагалось использовать хвостовое оперение с килем ограниченной высоты и парой шайб на концах стабилизатора.

Новый самолет мог стать первым отечественным широкофюзеляжным. Основная часть фюзеляжа, вмещавшая увеличенную грузовую кабину, образовывалась тремя пересекающимися цилиндрами. Это давало требуемое соотношение прочности конструкции и внутреннего объема. Нос фюзеляжа выполнили обтекаемым, хвостовая часть сужалась и образовывала балку для установки оперения. Внутри грузовой кабины разместили т.н. силовой пол – настил, распределяющий вес нагрузки на каркас планера.

Силовая установка Т-117 должна была включать два поршневых двигателя АШ-73ТК взлетной мощностью по 2400 л.с. Такие изделия комплектовались нагнетателями и турбокомпрессорами, повышавшими характеристики на всех режимах. АШ-73ТК был создан специально для бомбардировщика Ту-4, но мог найти применение и в других проектах. В ОКБ-86 посчитали, что к моменту запуска производства Т-117 выпуск Ту-4 прекратится, а налаженную сборку двигателей можно будет сохранить.


Предполагавшийся вид готовой машины. Рисунок Wikireading.ru


Самолет получил трехточечное шасси с носовой стойкой. Основные опоры помещались на мотогондолах под высокорасположенным крылом, что сказалось на их конструкции.

В носовой части фюзеляжа помещалась кабина экипажа. Управлять самолетом должны были два пилота, штурман, борттехник и радист. Экипаж пассажирского самолета дополнялся бортпроводниками.

Негерметичная грузовая кабина имела пол длиной 12,75 м, ширину 4,5 м и высоту 2,75 м. Расчетная полезная нагрузка – до 8 т. В транспортном или десантном варианте самолет получал хвостовой люк для погрузки и разгрузки шириной 3,2 м и высотой 2,6 м. Люк образовывался двумя створками. Нижняя могла опускаться, образуя трап для людей и техники. Также предусматривались бортовые двери. Внутри кабины поместили лебедку и другое погрузочное оборудование.

Транспортная модификация Т-117 могла перевозить широкий спектр различных грузов, в том числе разнообразные вооружения и технику Советской армии. В кабину помещались автомобили, мотоциклы броневики, артиллерийские системы и т.д. В зависимости от габаритов нагрузки использовалось однорядное или двухрядное размещение. К примеру, в два ряда можно было ставить автомобили ГАЗ-67. Предусматривалась установка сидений для 80 десантников с оружием и парашютами.


Интерьер грузовой кабины, хорошо виден силовой набор фюзеляжа. Вид через хвостовой люк в направлении носа. Фото Arsenal-info.ru


Внутри грузового отсека можно было организовать герметичный салон для пассажиров. Вместо полноценной герметизации всего отсека предлагалось использовать специальные вставные стенки, ограничивающие пассажирскую кабину. В центральной части фюзеляжа с местами для людей поддерживалось нормальное давление, а вдоль борта фюзеляжа проходил коридор без герметизации. Это упрощало строительство самолетов разных версий, а также облегчало планер при получении требуемого комфорта пассажиров.

Т-117 мог стать буксировщиком грузовых планеров. Для этого в хвосте фюзеляжа расположили соответствующие замки. Самолет мог буксировать все состоящие на вооружении планеры.

Самолет Т-117 во всех модификациях должен был иметь длину 25,5 м при размахе крыла 35 м. стояночная высота – 5,3 м. Снаряженная масса – 14,15 т, нормальная взлетная – 22,5 т. Максимальная взлетная масса – 26,4 т. Максимальная скорость определялась в 445-450 км, потолок – 6450 м. Практическая дальность – не менее 1480 км.

Макет и прототип


В июне 1947 г. комиссия ВВС во главе с Г.Ф. Байдуковым ознакомилась с документацией по транспортной версии Т-117, а также осмотрела макет самолета. Проект получил высокие оценки. Особо отмечались преимущества в виде возможности перевозки крупногабаритной и тяжелой нагрузки, которую на тот момент могли нести только четырехмоторные машины. Вскоре было получено разрешение на строительство опытного образца.


Стенд для отработки винтомоторной группы. Фото Arsenal-info.ru


В 1947-48 гг. завод №86 при содействии ряда других предприятий выполнил большое количество необходимых работ. В частности, на специальном стенде отработали винтомоторную группу на базе двигателя АШ-73ТК. Затем началась сборка будущего опытного Т-117 в модификации военно-транспортного самолета.

Для воплощения проекта в металле таганрогскому заводу пришлось освоить целый ряд новых технологий. Завод самостоятельно создал несколько станков и наборов оснастки для фрезерования, поковки и иной обработки заготовок. Внедрялись новые методы сварки и склейки металлических деталей. Все эти технологии в дальнейшем неоднократно использовались при строительстве иной авиационной техники.

По состоянию на середину июня 1948 г. завод №86 полностью подготовил техническую документацию и технологическое оснащение для строительства нового Т-117. Также был выполнен опытный стенд. В строительстве находились два прототипа. Машину с литерой «А» построили на 47,5%, изделие «Г» – на 77,6%. В обозримом будущем опытная техника должна была выйти на испытания. Впрочем, работы на несколько месяцев отставали от ранее назначенного графика.

Борьба за проект


12 июня 1948 г. Совмин постановил расформировать ОКБ-86 и прекратить все его работы. Сотрудники бюро оставались на заводе №86. Строительство опытных самолетов Т-117 останавливалось, дальнейшее развитие этого проекта отменялось.


Погрузка автомобиля своим ходом. Фото Arsenal-info.ru


По всей видимости, ОКБ-86 ликвидировали из-за того, что его актуальные проекты нельзя было реализовать в текущей обстановке. В этот период имело место сокращение финансирования МАП, и последнему пришлось отказываться от наименее приоритетных проектов, а также заниматься реорганизацией структур. Кроме того, Т-117 столкнулся с проблемой по линии двигателей.

Изделия АШ-73 выпускались для бомбардировщиков Ту-4, и имеющееся производство покрывало только эти потребности. Серийное производство Т-117 могло ударить по строительству стратегических Ту-4 – на тот момент единственного представителя своего класса. От будущего транспортника пришлось отказаться в пользу существующего бомбардировщика. Нишу основного военно-транспортного самолета для грузов и десанта планировалось отдать новому Ил-12.

Завод №86 остался недоволен решением Совмина и вступил в переписку, пытаясь отстоять Т-117. Указывалось, что этот образец будет показывать существенные преимущества перед имеющимися и будущими самолетами и потому представляет интерес для армии и народного хозяйства. Появилось предложение по ремоторизации самолета. Вместо дефицитных АШ-73 предлагалось использовать более массовые и доступные изделия АШ-82ФН мощностью до 1700 л.с.


Две машины ГАЗ-67 в грузовой кабине. Фото Arsenal-info.ru


МАП одобрило это предложение. К февралю 1949-го следовало построить опытный Т-117 с двигателями АШ-82ФН в транспортно-десантной модификации. Из-за падения мощности десантную нагрузку сократили до 4,3 т, максимальную скорость – до 415 км/ч. В апреле 1949 г. следовало вывести на испытания самолет со штатной силовой установкой в виде двух АШ-73ТК. Этот прототип также должен был нести оборонительное вооружение в виде пары 20-мм пушек и крупнокалиберного пулемета.

Однако все эти предписания так и не были выполнены. Работы по теме Т-117 фактически остановились в середине 1948 года и более не возобновлялись. Недостроенные прототипы и макет разобрали за ненадобностью. Коллектив завода №86 приступил к выполнению иных задач, поставленных в соответствии с текущими потребностями и взглядами МАП и ВВС.

Впрочем, наработки по Т-117 и другим проектам транспортных самолетов ОКБ-86 не пропали. В том же 1948 году документацию по всем этим проектам отправили в недавно образованное ОКБ О.К. Антонова.

Как можно судить по доступным данным, определенные разработки ОКБ-86 и Р.Л. Бартини впоследствии нашли применение в машинах марки «Ан». Однако самолет Т-117 в его исходном виде, как и ряд других разработок итальянско-советского конструктора, не дошел даже до стадии испытаний.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    15 июня 2019 18:54
    Интересная модель. Я ранее о ней не слушал!
  2. +1
    15 июня 2019 18:54
    Однако самолет Т-117 в его исходном виде, как и ряд других разработок итальянско-советского конструктора, не дошел даже до стадии испытаний.
    ...Жаль......Растрелли Варфоломей Варфоломеевич, тогда итальянско-российско-императорский архитектор?...Так ради примера...
    1. +5
      15 июня 2019 20:19
      Цитата: parusnik
      ...Жаль......Растрелли Варфоломей Варфоломеевич, тогда итальянско-российско-императорский архитектор?...Так ради примера...

      Жаль! Действительно! Что Вы, и не только Вы не знаете об этом ярком человеке с весьма необычной и трагической судьбой! Кстати, С.П. Королев-его ученик, это всего лишь одна из его заслуг. Роберт Людвигович Бартини- итальянец, барон, коммунист, талантливый ученый и конструктор, и не только авиа.... .
      1. +1
        15 июня 2019 22:37
        Был Мамонт
        Зачем плести то чего не было?
        Не был Сергей Палыч учеником Бартини, при всем к нему уважении. Не был! Встречались, общались, даже некоторые вещи обсуждали. Но! Во-вторых абсолютно разная тематика работ, а во-первых: Королев - самодостаточный специалист в ракетостроении, и сам мог бы Бартини многому поучить!
        И еще вопрос: почему мы, точнее некоторые из нас, так любят носиться с "непризнанными гениями", "гениальными из гениальных", объявлять их "пророками во всех областях", а других, более-менее успешных - обязательно их "учениками"??? К чему устраивать этот театр абсурда?
        Вам известно ли, к примеру, что ваш предмет обожания-Роберто Людвигович, будучи великолепным математиком,способным модель крыла просчитать в течении получаса, БЫЛ АБСОЛЮТНО НЕКОМПЕТЕНТЕН В СОПРОМАТЕ И РАСЧЕТАХ ПРОЧНОСТИ!!! Он просто его не знал, не умел, и не изучал этой науки никогда! Это по вашему-Гений???
        1. +4
          15 июня 2019 23:28
          Цитата: ангел-истребитель
          Это по вашему-Гений???

          Королев сам называл себя его учеником. Не я. Но, думаю мнение самогоКоролева что-то значит.
          Фамилия Антонов Вам знакома? Он точно называл Бартини гением советской авиации. wink Кстати , под руководством Бартини работал еще и Лавочкин. Фамилия знакома? Есть еще известные фамилии. Им не мешало уважать человека, не знавшего сопромат.
          Бартини Р.Л.-талант, принесший немалую пользу нашей Родине. Итальянец, писавший о себе в анкетах-русский.
          Вот, о ком я бы посмотрел фильм или прочитал хорошую статью. Но ту нужен талант. wink
          1. 0
            16 июня 2019 12:18
            Я не хочу ни в коей мере принизить заслуги Бартини.
            Были, успешно летали: самолеты "Сталь-6", "Сталь-7", был проект реактивного истребителя-летающего крыла, были проекты А-55, А-57...
            Проекты безусловно, опережавшие время, но ни один не доведен. Все на бумаге и остались...
            Был ВВА-14, он же "Змей Горыныч", как его прозвали, который Роберт Людвигович построив наполовину - просто забросил, или как сейчас принято говорить-"забил" на него...Просто взял,и самоустранился! Поступок "гения"??? Что скажите на это? Достраивал ВВА-14, выводил его на летные испытания, и руководил их проведением совсем другой человек. К сожалению,не помню его фамилию.
            А его "Экранолет", который он в КБ Бериева построил?
            Точно также- неудачный, не оправдал надежд и показал ошибочность вообще всей концепции, автором которой был Бартини...
            Бартини на мой взгляд- гениальный мечтатель. А вот гениальным инженером,а тем более-конструктором, я бы не спешил его назвать! Но это мое,субъективное мнение.Можете с ним не согласиться-ваше право.
            И в отношении Бартини,процитирую вам Высоцкого:
            "Когда я вижу сломанные крылья,
            нет жалости во мне, и неспроста,
            я не люблю насилья и бессилья,
            вот только жаль распятого Христа..."
            Антонову Бартини подсказал компоновку его первого транспортника, Ан-8. Высокоплан, с опускаемой рампой, просторной грузовой кабиной, и с поднятой вверх хвостовой частью. Но опять же- он просто подсказал,сделал наброски, эскизы, а расчеты и всю рутинную работу выполняли уже совсем другие люди.
            Хороших фильмов о Бартини нет.
            Есть хорошая книга: Николай Якубович, "Бартини."Воланд"Советской авиации." Советую вам ее прочитать.
  3. +1
    15 июня 2019 19:22
    Жаль проект. Но время такое - послевоенная конверсия, опять же, атомный проект, который был более чем нужен (и Ту-4 как носитель бомбы), в общем, Бартини не повезло в очередной раз.
  4. +1
    15 июня 2019 19:25
    Мартини не просто выдающийся конструктор ... а гениальный ... данный проект просто доказывает его предвидение развития транспортной авиации ... А вот если бы он состоялся ...
    1. +2
      15 июня 2019 19:47
      Бартини- гений,опередивший свое время!
    2. 0
      15 июня 2019 22:40
      silberwolf88 (CC)
      Мартини- это алкогольный напиток... Эх, вы, почитатель!!! Даже написать грамотно фамилию своего кумира и то - не можете... Зато,блин, "вольф" и в скобочках две буквы С...
      1. 0
        15 июня 2019 22:45
        комп иногда исправляет) ... но вот не понимать факта ... либо тупняк либо шиза ...
        1. 0
          16 июня 2019 12:25
          Факта его "гениальности" я, по-вашему, не понимаю?
          Ни "тупняк" и ни "шиза"!
          Факты, уважаемый !
          Смотрите мой коммент выше.
          1. 0
            16 июня 2019 13:08
            для тех кто "ангелы" ... буквальное прочтение (при наличии вариаций с машинным исправлением) являются очень тяжёлыми поражениями психики (один из симптомов из тестов на шизофрению ... например с пятнами Роршиха) ... либо просто отсутствие критического мышления (в простонародье тупость) ...
            по поводу ника ... всё оч просто ... если причастны к ВС (ну хотя бы мимо проходили) эмблема с белым волком была у определённой части военнослужащих ... 88 для меня просто год серьёзного выбора профессиональной деятельности ... а СС просто инициалы имени и фамилии ... и никакой тут мировой закулисы ...
            1. +1
              16 июня 2019 18:33
              Эко вас понесло-то, уважаемый...
              Про шизофрению извините, откуда у вас такие познания?
              Тесты, пятна прямо какие-то знаете... Наводит на определенные выводы. Как-то настораживает...
              К ВС причастен, и не просто мимо проходил...Скажу одно-застал еще СА...Как и вы, наверное, если 88-это год начала вашей службы...
              На личности переходить думаю,что не стоит.
              Мы же просто статью тут обсуждаем, не так ли?
              1. 0
                16 июня 2019 19:24
                Ну наконец перешли к выводам)
                А служить начал гораздо раньше ...
  5. +3
    15 июня 2019 19:27
    Все самолеты Бартини потрясающе красивы. Когда увидел эскиз на анонсе статьи, сердце неровно стукнуло, настолько узнаваем "стиль" конструктора.
    1. 0
      16 июня 2019 18:36
      Ну вот незнаю, например "Сталь-6" не отличается особенной красотой, да и "Сталь-7" с его вперед наклоненным остеклением пилотской кабины- не фонтан в плане эстетической красоты... В то время были машины и покрасивее, у наших же конструкторов...
  6. +4
    15 июня 2019 20:36
    Уважаемые форумчане!
    Просветите, пожалуйста, кто в теме.
    Где-то в 90-91 году довелось побывать в Монинском музее. Нашу малочисленную группу сопровождал благообразный, но бойкий дедуля-ветеран (жаль, не помню по имени-отчеству), который, кажется, знал про авиацию больше, чем написано во всех энциклопедиях.
    И вот под конец экскурсии, на задворках экспозиции под открытым небом, внимание привлёк самолет очень небольших размеров — едва ли не меньше Як-52. Но с крылом ОБРАТНОЙ СТРЕЛОВИДНОСТИ!
    По некоторым признакам — конструкция начала 30-х годов!
    На моё удивлённое восклицание «Неужто Бартини?» наш провожатый несколько замялся и как-то смущённо и тихо спросил: «А фамилия Эффи Вам ни о чём не говорит? Но в любом случае это предмет отдельного и очень непростого разговора». (Насчёт того, что названную фамилию я услышал правильно, уверенности нет)
    Была надежда попасть в музей ещё раз и вернуться к этому чуду, но не задалось. С появлением всяческих поисковых интернет-сервисов и вики ситуация не прояснилась (да и не очень-то я в этом усердствовал).
    Но вот нынешняя статья всколыхнула тот восторг, который я испытал, глядя на то творенье неординарной конструкторской мысли.
    Если кто-то знает, что это такое — черкните хоть пару слов для ориентира. Думаю, многим это будет интересно.
    С уважением,
    O.M.
    1. +1
      16 июня 2019 22:58
      Но с крылом ОБРАТНОЙ СТРЕЛОВИДНОСТИ!
      По некоторым признакам — конструкция начала 30-х годов!


      Для тридцатых годов обратная стреловидность применялась, но по простой причине - центровка. А не из соображений волнового кризиса, до него было далеко. Точно также прямая стреловидность на Ме-262 дань не скорости , а центровке. Поглядите, может оно. Перед войной только это -планеры и ДБ-ЛК.

      1. 0
        16 июня 2019 23:17
        Dauria, спасибо за отклик!
        Но, к сожалению, это не оно. В том самолёте усматривались черты далёкого потомка — «Беркута».
        А после пожара там вообще концов не найти и по более известным самолётам.
        Попробую зайти с другой стороны — через ветеранскую организацию. Ну не может ТАКАЯ машина сгинуть без следа!
        1. 0
          16 июня 2019 23:22
          Ну не может ТАКАЯ машина сгинуть без следа!


          Ну, хоть как-то опишите. Движок, винт, шасси... Низкоплан или среднеплан..Оперение заднее или переднее. Хоть рисунок от руки по памяти. Тоже интересно стало, что за зверь. У нас ведь и немцы пленные много чего сотворили интересного в штучных экземлярах.
          1. +1
            17 июня 2019 11:17
            Dauria:
            хоть как-то опишите

            Вот нечто похожее:

            Но это ЛЛ-1 Цыбина, реактивный. А тот был поршневой, и как бы не с толкающим трёхлопастным винтом (но тут я могу путать с другим самолётом, впечатлений тогда было через край).
            Насчёт немцев — да, мне уже посоветовали пообщаться с ветеранами Липецкого центра, где они тоже работали. Попытаюсь.
  7. 0
    15 июня 2019 20:48
    Автору респект! Да так и было. Основная проблема была в двигателях. Да таки антонов не получил а выдрал наработки бюро Бартини. Что позволило им с вариациями реализоваться в транспортные аны.
    Теперь за двигло. Так как были скопированы турбокомпрессопы с ранних б-29 тои горели они также произвольно и непонятно как и у штатовцев. Хотя двигатель был себе вполне. Поэтому рухнуло и ушло в историю много самолетов проэктировавшихся именно под данный мотор.
    Если брать время создания то реально прорывная конструкция!
  8. 0
    15 июня 2019 23:53
    Если кто не знает, то Бартини - прототип Воланда (так считают). "Иностранных консультантов" в Москве в то время можно было пересчитать по пальцам одной руки.
    В 1943 году он докладывал Берии проект самолёта способного летать со скоростью 2500 км/ч и его не расстреляли.
    Многие революционные идеи Бартини реализованы в современных самолётах. Ни один самолёт Бартини не носил его имени, даже Ер-2, который бомбил Берлин.
    Генеральный конструктор Симонов, вспоминал, что когда они вдвоем ехали на электричке (!!!), Бартини высказал мысль: "Чтобы перегнать (американцев, конечно) надо не догонять, а бежать наперерез". Это революционная мысль, которую мог породить только мозг гениального человека, который участвовал в гениальном проекте.
    В СССР многие генеральные конструкторы обокрали Бартини. Он умер в полном забвении, и завещал вскрыть свои труды через 300 (!!) лет. Он предвидел.
    1. 0
      16 июня 2019 12:51
      Читаю,и в очередной раз поражаюсь нашему менталитету.
      Как же мы любим "непризнанных гениев", "несправедливо обиженных", "мастеров, у которых наглые соотечественники все украли", и т.д. и т.п.
      Это как вера всей России в "хорошего Царя", неистребима и живет уже на генном уровне!
      Создаем сами себе "кумиров", и носимся с ними, как со знаменами!!!
      Бартини, Григорович, Калинин, Москалев, Курчевский,Гроховский ...
      Дескать, вот "им не дали, задушили, а если бы дали- УХ, КАК БЫ СЕЙЧАС ВСЕ ЗДОРОВО БЫЛО БЫ!!!
      Караваны бы ракет уже ко всем планетам солнечной системы неслись!!!
      Щас! Аж два раза!
      Ни черта бы они ничего не сделали, эти "гении".
      Почему?
      А вот потому, что если разобраться беспристрастно по каждому из них- ОХ, КАК МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ВЫЯСНЯЕТСЯ! Что не такие уж они и гениальные! И такие же просчеты и ошибки допускали! Иногда даже шли на сознательный обман, зная ошибочность своих расчетов и несовершенство своих изобретений, в желании получить финансирование (Курчевский)...
      И необходимыми знаниями ЗАЧАСТУЮ НЕ ОБЛАДАЛИ ЭТИ ЛЮДИ. И учиться не хотели (Григорович). А мы их превозносим в "Гении"...
      Мечтатели они,такие же люди, и ничего больше. А создание- удел реалистов и прагматиков. Вот их, воплощающих идеи в жизнь,пусть даже эти идеи и не самые передовые, я и считаю настоящими гениями.
      1. 0
        18 июня 2019 21:26
        Прагматики - это инженеры-конструкторы, технологи, производственники ..., т.е. хорошие надёжные исполнители. Здесь гениальность только вредит. Они награждены, обласканы властью, их все знают. Нужно отдать должное и людям (сложной судьбы), у которых горизонт видения был на века, а не до завершения конкретного проекта.
        Общественность про них не знала ничего.
  9. +3
    17 июня 2019 16:34
    Спасибо автору за то, что нашел время и силы для подготовки содержательной статьи о истории самолета Т-117, мало знакомого большинству любителей авиации, но оставившим свой след в становлении отечественной конструкторской школы проектирования больших транспортных самолетов. Почему это так если, как утверждают скептики-прагматики, самолет никогда не летал и даже не был достроен до конца? Дело в том, что впервые впервые был сформирован облик концептуально нового самолета. Это очень сложная и объемная задача, требующая от конструктора умения мыслить не шаблонно. Для тех кто знаком с практикой проектирования “новых” авиаконструкций прекрасно знают все этапы ее создания. Так вот после первоначального определения желаемых ТТХ ищется существующий самолет-аналог с которого по максимуму берутся базовые технические решения. Такой путь снижает риски (в том числе и затраты), но является эволюционным. Фактически речь идет о копировании с некоторой долей своих решений, связанных с особенностями производства и эксплуатации. И только немногие, в том числе Р.Л. Бартини, могли отойти от подобного шаблонного мышления. Они прекрасно осознавали, что только принципиально новые конструкции могут стать лидерами. Т.е такие люди как Бартини видели намного дальше повседневной реальности. И это была их отличительная особенность. Можно ли назвать это гениальностью? Наверное можно.
    Теперь самое главное:) Тут звучали высказывания, о том, что дескать все проекты Бартини фантазии чудака-романтика, в какой то степенью авантюризма. Но на само деле это не так. Бартини был проектировщик-практик. Он прекрасно осознавал проблемные места своих проектов и умел выстраивать систему поиска решений, уделяя огромное внимание всевозможным экспериментальным стендом. Попутно именно такой стенд с индексом 14М1П и стоит сейчас плачевном состоянии в подмосковном Монино, хотя большинство по незнанию называют его ВВА-14.

    Вернемся к Т-117 и его значению на практике
    1. Разработан облик нового военно транспортного самолета. Проведены ОКР и необходимые исследования. Все это стало той базой, на которую опирались последующие проектировщики подобной техники. В первую очередь КБ Антонова при создании Ан-8. Причем в данном случаи при провязки конструктивно-силовой схемы силового пола у разработчиков возникли серьезные проблемы. “Выручила” документация по Т-117 - ККС пола была взята именно с этого проекта.
    2. Эллиптический фюзеляж. Идея была настолько непривычна что про нее забыли на десятилетия. И только в конце 80-х к ней вернулись вновь. Самолет с подобным фюзеляжем разрабатывался на ЭМЗ им .В.М. Мясищева.
    3. Конструкторская школа. Многие выпускники в молодости работавшие по проектам Бартини и получившие необходимый опыт в последствии создали уникальные самолеты, ставшие вехами как в отечественном так и в мировом авиастроении.

    К чему это все написано? Если мы хотим развитие нашей авиации то надо помнить о тех уникальных людях кто ее создавал. Они оставили нам огромное наследие.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»