Китайская «Модель 65»: как Мао создал армию без званий и мундиров

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) в середине 1960-х годов, как и сейчас, была одной из самых многочисленных в мире. Несмотря на слабое техническое оснащение, она оставалась серьёзным противником. Тем более, что Поднебесная как раз тогда смогла освоить атомные технологии и выйти в число ядерных держав. Именно в это время в китайской армии начался крайне необычный эксперимент, равного которому, пожалуй, не было в истории.

После провала политики «Большого скачка», когда по всему Китаю строили глиняные печи для выплавки стали и уничтожали воробьёв, объявленных главным врагом коммунистического сельского хозяйства, позиции председателя Мао Цзэдуна в партии серьёзно пошатнулись. Но лидер не собирался уходить в тень. В борьбе за власть он использовал военную силу. Опорой Мао стала армия, во главе которой стоял его верный сторонник Линь Бяо — один из авторов «культа личности» председателя.

Борьба за армию

Начиная с 1960 года в армейской среде начались агрессивные политические кампании, чтобы удалить неугодных генералов и офицеров и превратить НОАК в верных сторонников Мао. В 1960 году на Военном совете ЦК КПК подняли вопрос об «усилении политико-идеологической работы в армии». Именно в армии появилась инициатива составлять «цитатники Мао», которые были обязаны всегда иметь при себе солдаты и офицеры.

В 1964 году состоялось Всеармейское совещание по политработе, на котором прямо заявили: НОАК становится образцом для всего китайского народа и главным защитником революции от идей ревизионистов. Под «ревизионистами» понимались, конечно же, политические противники Мао. Стартовала всекитайская кампания «Учиться у армии» — теперь все гражданские партийные организации должны были брать за образец бдительность военных, их верность идеям председателя.

Форма НОАК в 1950-е и 1960-е

В следующем году почитание Мао в армии превратилось в настоящий культ. Двадцать четвёртого мая 1965 года Госсовет КНР принял по-настоящему эпохальное решение. Отныне в китайской армии отменялись звания, знаки различия и военная форма. Теперь находившиеся в рядах НОАК могли быть или солдатами, или командирами — причём между этими рангами не предусматривалось никаких отличий. Инициатива получила имя «Модель 65».

Модель 65

Теперь все бойцы НОАК облачились во френч Мао Цзэдуна с отложным воротником, застёгнутый на пять (иногда меньше) пуговиц. Рода войск не отличались ничем, кроме цвета формы: защитный — в сухопутных войсках и защитный с синими брюками — в авиации. Даже флот, во всём мире отличающийся очень консервативной формой, получил новые мундиры серого цвета.

Вместо знаков различий, которые теперь были не нужны, на воротнике нашивалась алая петлица, символизирующая связь армии и коммунистической партии.

Вместо фуражек и пилоток русского образца (после победы над Гоминьданом и до 1965 года китайская армия носила мундиры советского образца) военные получили единый головной убор — фуражку Мао. Это была мягкая бесформенная кепка с матерчатым козырьком, на которую крепили кокарду НОАК — красную звезду. Её изготавливали из пластмассы. Никакого металла, эмали и золочения. Надо было продемонстрировать, что армия — это не элитная каста, а часть китайского народа.

Народ и армия едины

Связь армии и коммунистической партии отражал значок — пятиконечная звезда с профилем председателя Мао и надписью: «В служении людям». Значок не являлся частью формы, но рискни в годы Культурной революции какой-нибудь военный появиться без него, его ждала бы немедленная кара со стороны бдительных стражей революции — хунвейбинов.

Народность, а также стремление сэкономить привели к тому, что обувью для солдат были установлены полотняные кеды с резиновой подошвой. И только командиры носили кожаные ботинки.

Ещё одним отличием командира были кожаные поясные ремни и снаряжение. На остальную армию кожи не хватало, поэтому солдаты обходились ремнями из брезента.

Единая форма изготавливалась из самой дешёвой хлопчатобумажной материи. Если посмотреть на фотографии того времени, запечатлевшие даже самое высшее руководство НОАК, то мы увидим, что все они одеты в простецкое хб. Форму старались шить как можно проще, мешковатость и отсутствие подгонки по фигуре тоже считались знаком народности.

Культурная революция

Установив контроль над армией, Мао Цзэдун взялся за партию и государство. В мае 1966 года вышла директива ЦК КПК, призывавшая к борьбе против «ревизионистов» и вообще противников Мао. Вслед за этим сформировался орган, руководивший новой политикой, — «Группа по делам культурной революции», подчинённая лично Мао.

Провозглашалось, что пролетариат, в лице наиболее сознательных элементов — молодых рабочих и революционного студенчества — должен выявлять скрывающихся реакционеров и ревизионистов и уничтожать классовых врагов.

Практическая реализация Культурной революции была доверена боевым отрядам хунвейбинов и цзаофаней, которые развязали террор против «буржуазии». При этом термин «классовый враг» трактовался очень широко, и попасть в руки молодых революционеров мог практически любой китаец.

Отряды хунвейбинов считали себя армией коммунистической партии и поэтому часто одевались как солдаты НОАК, но не носили военные петлицы и кокарды. А вот носить главный признак лояльности — значок с профилем Мао — они также были обязаны.

Отходя от заветов Мао

Новая форма продержалась очень долго. Однако чем дальше, тем больше её связывали с временами Культурной революции, о которых китайцам совсем не хотелось вспоминать. Да и командиры по мере смягчения партийной диктатуры становились всё более недовольны тем, что им приходится носить слишком простые мундиры. Но больше всех недовольство выражал флот — ведь моряков заставили ходить в сухопутной форме. Под конец жизни, в 1974 году, Мао согласился вернуть китайскому флоту традиционную униформу.

В 1985 году в НОАК восстановили звания и вернули форму («Модель 85»), напоминающую тогдашние мундиры советской армии. В 1987 году состоялась большая реформа обмундирования, которая установила «Модель 87». С небольшими изменениями она определяет внешний вид бойца НОАК по сей день.

Форма НОАК образца 1987 г.

Так закончилась попытка Мао создать по-настоящему народную армию без званий и знаков отличий, о которой мечтали коммунисты и анархисты ещё в XIX веке. Подобный эксперимент, предпринятый в России после революции 1917 года, провалился уже в 1918 году. В НОАК «революционный подход» продержался два десятилетия, сохранив о себе память в плакатном облике китайского солдата — в защитном френче, фуражке Мао и с цитатником вождя в руках.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий