Посещение музея Военно-воздушных сил в Монине

21
Музей Военно-воздушных сил в подмосковном Монине всегда привлекал к себе интерес своей уникальной экспозицией авиационной техники, о которой много пишется, но мало кто видел ее воочию. Меня в этом музее привлекали уникальные изделия гения советского авиастроения Мясищева, которые на десятилетия опережали свое время.

Посещение музея Военно-воздушных сил в Монине




Музей был создан в 1958 году при Военно-воздушной академии имени Гагарина, переведенной в 2011 году в Воронеж, и теперь он существует самостоятельно рядом с огороженными забором строениями, оставшимися после академии.

Много лет назад знакомые офицеры из академии организовали нам посещение этого музея, но в этот день музей оказался закрыт, и мы могли только увидеть выставленную за забором на поле технику.

Так сложилось, что я смог попасть в музей спустя годы и ознакомиться с гордостью военной авиации Советского Союза, который заслуженно считался одной из ведущих авиационных держав мира.

Посещение музея оставляет двойственные ощущения: с одной стороны, гордость за великую страну, создававшую на протяжении многих лет шедевры военной авиации, с другой, практическое отсутствие таких шедевров за годы после развала Союза и, по всей видимости, невозможность достойно представить то, что было сделано ранее. Чувствуется какая-то запущенность музея и неуверенность в завтрашнем дне, многие экспонаты обветшали и требуют восстановления.

Структура экспозиции музея


Что из себя представляет музей? Добротно выглядит только главное здание музея с двумя благоустроенными ангарами, построенными в 2005 году в соответствии с необходимыми требованиями. В одном ангаре уникальная экспозиция авиационных двигателей, в другом самолеты времен Великой Отечественной войны.


Истребитель И-16


Основная экспозиция выставлена на травяном поле с асфальтированными дорожками для осмотра экспонатов. На границе поля два больших древних ангара, очень похожих на постройки 50-х годов. Один закрыт, что там, непонятно. В другом экспозиция в основном времен зарождения российской и советской авиации.

Наибольший интерес вызывает самолеты и вертолеты, выставленные на поле. Здесь более сотни летательных аппаратов разного класса. От небольших истребителей до гигантских стратегических бомбардировщиков и транспортных самолетов, а также вертолетов от самых маленьких до самых больших. Описать все невозможно, можно рассказать только о самых оригинальных и интересных экспонатах.

Открывает экспозицию гигантский вертолет В-12 (Ми-12), никак не напоминающий современные вертолеты. Внешне он больше похож на оригинальной конструкции самолет.


Вертолет В-12



В-12 был спроектирован в 1968 году по необычной двухвинтовой поперечной схеме с размещением винтов по бокам корпуса вертолета и мог нести полезную нагрузку до 44 тонн. Этот рекорд до сих пор никем не побит.


Стратегические бомбардировщики


Продолжает экспозицию плеяда первых советских стратегических бомбардировщиков Ту-4, Ту-16, Ту-22 и не совсем обычный самолет семейства «Ту» – высотный сверхзвуковой истребитель-перехватчик Ту-128, достигавший скорости 1910 км/час.


Бомбардировщик Ту-22





Высотный истребитель Ту-128




Изюминкой экспозиции, по всей видимости, являются гигантские самолеты Мясищева и Сухого, поражающие своей оригинальностью, характеристиками и красотой.

Стратегический бомбардировщик Мясищева 3М создан еще в далеком 1954 году! Трудно представить, что в те далекие времена с соответствующим уровнем техники и технологий можно было создать такую машину. Самолет был принят на вооружение и долгие годы служил в стратегической авиации (до середины 80-х).


Стратегический бомбардировщик 3М




Применение этому самолету неожиданно нашлось в конце 80-х в качестве самолета-носителя для доставки из Москвы в Байконур космического челнока «Буран». Перевозка «Бурана» должна была производиться специально разработанным для этой цели самолетом «Мрия», но его изготовление вовремя не завершили, и на базе 3М был создан самолет-носитель ВМ-Т «Атлант», осуществивший перевозку «Бурана» и крупных узлов космической системы «Энергия – Буран».

Рядом с 3М следующий шедевр Мясищева — стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М50, созданный в 1959 году. Изготовлен был только один образец, в процессе испытаний которого выяснилось, что из-за отсутствия необходимого двигателя достигнуть сверхзвуковой скорости 2000 км/час не удается, и работа была закрыта.


Сверхзвуковой бомбардировщик М50




Поражает своей оригинальностью сверхзвуковой разведывательно-ударный бомбардировщик или «истребитель авианосцев» Сухого Т-4, «сотка», созданный в 1971 году. Опущенный нос самолета открывает кабину пилотов, которая закрывалась при подъеме носового обтекателя при полете на сверхзвуковой скорости и пилоты управляли машиной по приборам.




Истребитель авианосцев Т-4




Самолет должен был достигать скорости 3200 км/час, и начавшиеся испытания подтверждали возможность достижения таких характеристик. Но усилиями Туполева и министра авиационной промышленности Дементьева вместо Т-4 был продвинут самолет Ту 22М со скоростью всего лишь 2300 км/час, который и приняли на вооружение, а работы по «сотке» были прекращены.

В экспозиции выставлены десятки истребителей и перехватчиков, у каждого своя история, и о всех не расскажешь. Поражает своими размерами высотный истребитель-перехватчик Миг-25, он кажется гигантом на фоне своих «маленьких» собратьев истребителей, стоящих рядом с ним.


Истребитель-перехватчик Миг-25




Гиганты представлены транспортным Ан-22 «Антей» с неестественно большим фюзеляжем и стратегическим бомбардировщиком Ту-95. Здесь же сверхзвуковой пассажирский Ту-144, затесавшийся в строй военных самолетов.


Транспортный Ан-22





Пассажирский самолет Ту-144




Советский беспилотник


Рядом с гигантами был образец и советского разведывательного беспилотника Ту-141, разработанного в 1974 году и принятого на вооружение. Взлетал беспилотник с мобильного шасси, посадка осуществлялась с помощью парашютной системы.


Разведывательный беспилотник Ту-141




Из новых российских разработок был только экспонат учебно-тренировочного самолета Як -130, разработанный на замену чешскому L-39 для обучения курсантов военных училищ.


Учебо-тренировочный Як-130




Палубную авиацию представлял экспериментальный самолет Як -36 с вертикальным взлетом и посадкой.


Як-36




Семейство самолетов Мясищева было представлено и одной из его последних разработок — высотным самолетом «Стратосфера» М-17.


Самолет "Стратосфера" М-17




Космические системы


Космические системы представлены экспериментальным пилотируемым орбитальным самолетом «ЭПОС» МиГ-105.11, или «аппарат Бор», разработанным в рамках советской программы многоразовой космической системы «Спираль» в середине 60-х в ОКБ Микояна под руководством Лозино-Лозинского, будущего главного конструктора «Бурана». В 1976-1978 годах были проведены испытания самолета при воздушном старте с бомбардировщика Ту-95 и его запуски ракетой в космос, откуда он возвращался самостоятельно на землю.


Орбитальный самолет "ЭПОС"




Самолет МиГ-105.11 был изготовлен в масштабе 1:3 к прототипу космического корабля, побывал в космосе и прошел цикл летных испытаний, подтвердивших возможность создания такой многоразовой системы, но в конце 70-х работы были прекращены в пользу куда более дорогостоящего проекта «Энергия – Буран», а задел по проекту «ЭПОС» был использован при создании «Бурана». По проекту «Спираль» старт многоразового корабля должен был производиться с самолета-разгонщика Ан-225 «Мрия», но Союз развалился, и такие проекты уже никого не интересовали.

Конечно, в Монине не хватает образца «Бурана», в таком музее он должен быть обязательно. Ему не место на ВДНХ и тем более в парке Горького, где он находился до недавнего времени в качестве развлекательного аттракциона. Из примерно 9 образцов «Бурана» и его макетов, изготовленных для различных видов испытаний, можно было найти один и экспонировать в музее. Между прочим, один из экземпляров «Бурана» находится в частном музее в Германии, который в 90-е кто-то удачно продал любителям авиации.

Вертолеты


Отдельно рядом с ангарами площадка с экспонатами вертолетов, выставленных скопом, к которым нельзя подойти и посмотреть их, по всей видимости, не хватает площадей для экспозиции. Среди всех собратьев выделяется самый большой в мире Ми-26 и рядом с ним «старичок» Ми-6, отличающийся наличием самолетных крыльев. Он сразу напомнил мне годы юности, в 60-е он был основным транспортным средством при освоении Западной Сибири, и мне приходилось летать на нем, в то время это был самый большой серийный вертолет в мире.


Вертолет Ми-26




У стены ангара стоял забытый всеми тяжелый десантно-транспортный вертолет Яковлева Як-24, чем-то напоминающий американский Chinook. Созданный в начале 50-х и запущенный в серийное производство в 1955 году, Як-24 мог перевозить до 30 десантников или груз весом до трех тонн.


Вертолет Як-24




С чего начиналась российская и советская авиация


В древнем ангаре экспозиция летательных аппаратов эры зарождения авиации, выставленная как-то несистемно вперемешку с современными образцами. Здесь и знаменитый «Илья Муромец» Сикорского, первый советский гигант Туполева АНТ-25, макеты первых «этажерок», современные истребители и подвешенные в глубине под крышей какие-то аппараты без всяких табличек.


Самолет "Илья Муромец"




Изюминками ангара являются два образца – тяжелый 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец» Сикорского, созданный в 1913 году, и самолет рекордной дальности одномоторный АНТ-25 Туполева с дальностью полета да 13 тысяч километров, созданный в 1932 году. На таком самолете экипаж Чкалова в 1937 году совершил беспосадочный перелет Москва –Северный полюс – США, и это на одномоторном самолете при скорости 240 км/час!


Самолет АНТ-25




Следует отметить, что экспозиция в ангаре организована плохо и выглядит как-то бедненько. Интерес могли бы вызывать летательные аппараты непонятной конструкции, подвешенные вдалеке под крышей без табличек, что это за техника, я так и не понял. При желании можно даже из того, что там есть, организовать достойную экспозицию с соответствующими поясняющими табличками.

А где экзотика?


Никак не были представлены в музее аппараты типа «летающих тарелок», а они существовали и представлены в других российских музеях. А где экранопланы еще одного нашего гения Алексеева? Экраноплан «Орленок» в ужасном состоянии стоит в Военно-морском музее на набережной в Северном Тушине.

Состояние музея


Что можно сказать в целом об экспозиции музея? На поле экспонаты выставлены так, что к некоторым образцам подойти невозможно, особенно это касается вертолетов. Они перекрывают друг друга и далеко не у всех стоят поясняющие таблички. Выделенной территории под стоянку самолетов явно мало, хотя рядом заброшенная территория и музею есть куда расширяться. Хотелось бы видеть экспозиции по соответствующим типам самолетов: истребители, перехватчики, тяжелые самолеты, беспилотники, вертолеты. Складывается впечатление, что по мере поступления экспонатов их просто устанавливали на свободные места на поле, особо не стремясь собирать по типам.

Территория под самолетами ухожена и трава подстрижена, но стоящие вдалеке самолеты заросли травой и до них видно руки не доходят. По внешнему виду многие самолеты сильно постарели и они медленно разрушаются. Если какая-то профилактика и проводится, то этого явно недостаточно для нормального их содержания.

За Ту-144 на земле лежал брошенный истребитель. Видно, у него подломились стойки шасси, самолет никуда не убрали и бросили у кромки поля, где он и догнивает. Как я понял, музей находится на балансе Минобороны, а экспонаты как памятники техники на балансе Минкультуры. Финансирование музея после переезда из Монино академии имени Гагарина резко сократилось, и по состоянию экспонатов и территории видно, что его недостаточно.



Перспективы музея


Меня поразила информация, что у музея нет штата для его содержания в достойном виде и во многом все держится на энтузиазме сотрудников музея и волонтеров, которые убирают территорию, моют и чистят самолеты, по возможности восстанавливают их и зимой чистят от снега!

Получается, по большому счету музей никому не нужен. Трудно поверить, но реальная картина говорит об этом. Масса такой уникальной техники, представляющей гордость нашей страны, и на ее содержание не выделяются необходимые средства! Такое наплевательское отношение к истории нашей авиации! В архивах музея находится конструкторской документация на часть экспонатов, их можно было бы восстанавливать и возвращать к жизни, ведь многие самолеты прибыли в музей «своим ходом», рядом до сих пор действующий аэродром.

Проблемы музея связаны и с тем, что распоряжением Шойгу музей планируют перевести в парк «Патриот» под Кубинкой. В музее уже работали комиссии, которые оценивали возможность передислокации экспонатов, результаты пока неизвестны. По заключению специалистов, делать это нельзя. Без разборки большинство экспонатов перемещать невозможно. А после такого перемещения восстановить их в первоначальном виде будет невозможно, и они станут не экспонатами, а муляжами. Тем более что в парк «Патриот» планируется перевезти только часть экспонатов. Что будет с остальными?

Такие беды существуют вокруг уникального музея, и чем это закончится, пока непонятно. Музей авиации в Монине надо сохранять, в парке «Патриот» и так есть что показать, зачем ломать то, что создавалось десятилетиями и существует благодаря усилиям неравнодушных людей? По всей видимости, нужна четкая государственная программа поддержки и развития музея авиации с обеспечением необходимого финансирования, привлечения специалистов для разработки программы восстановления и сохранения уникальной авиационной техники, строительства необходимых современных ангаров и укомплектования музея необходимым штатом, способным содержать его в достойном виде.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    23 июня 2019 05:19

    Это Як-28. Надо быть внимательней!
    1. +1
      23 июня 2019 10:51
      Як-36 там тоже есть, но похоже при составлении статьи загрузили другую фотографию.
  2. Комментарий был удален.
  3. -1
    23 июня 2019 08:06
    Очень хороший и достойный получился музей.
  4. +1
    23 июня 2019 08:08
    Советский Союз по словам сказочного пересидента мог создавать только резиновые калоши для Африки. Поэтому всякие музеи авиации подлежат забвению, т.к. не подтверждают мудрость светлейшего.
  5. +1
    23 июня 2019 08:20
    Был в Монино несколько лет назад. Очень впечатлила экспозиция и вообще масштаб, но на мой взгляд, музей находится очень далеко и не каждый желающий может туда выбраться.
    1. -2
      23 июня 2019 20:52
      Не очень далеко по московским меркам. С Ярославского вокзала на электричке-экспрессе 58 минут + 20 минут пешком
  6. 0
    23 июня 2019 08:54
    Интересный обзор. Несколько лет назад, был иной фото обзор, где все сводилось к одному - все развалено, разграблено, угроблено. Оказалось, что не все так плохо и не все столь категоричны в оценках происходящих событий.
    1. 0
      8 июля 2019 22:24
      Информационная война, она такая...
  7. 0
    23 июня 2019 09:51
    Господи!Бедный ,бедный наш "великий и могучий"!
    Давно не заходил на сайт.Тут увидел заголовок и не выдержал!
    В МонинО,во ВнуковО,ПулковО,ФрязинО.Битва при БородинО!!!!!!Автор настрочил здоровенную статью.Но я даже не заглянул в неё.Что может мне поведать человек,который даже не удосужился внимательно прочитать полное название музея,который он посетил?!
    https://cmvvs.ru
    1. +4
      23 июня 2019 11:22
      Редакторы сайта самостоятельно изменили название поселка Монино, приношу извинения за глупое недоразумение.
      1. 0
        23 июня 2019 11:28
        Цитата: Юрий Апухтин
        Редакторы сайта самостоятельно изменили название поселка Монино, приношу извинения за глупое недоразумение.


        Ниже, пожалуйста, почитайте комментарии. Там как раз на тему глупых недоразумений.
    2. +1
      23 июня 2019 11:22
      Цитата: jekasimf
      В МонинО,во ВнуковО,ПулковО,ФрязинО.Битва при БородинО!!!!!!


      Недаром помнит вся Россия
      Про день Бородина!
    3. +2
      23 июня 2019 11:26
      Цитата с "Грамоты.ру" (http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F&start=900). Для всех, кто дорожит великим и могучим:

      "Топонимы славянского происхождения на _-ов(о), -ев(о), -ин(о), -ын(о)_ по нормам русской грамматики могут и должны склоняться. Они изначально были склоняемыми (вспомните у Лермонтова: _Недаром помнит вся Россия про день Бородина!_). Первоначально несклоняемые формы употреблялись лишь в речи географов и военных, потому что очень важно было давать названия в исходной форме, чтобы не было путаницы: _Киров_ и _Кирово, Пушкин_ и _Пушкино_ и т. п. Но постепенно из устной речи несклоняемые формы проникли в письменную речь. Так, в «Грамматике современного русского литературного языка» 1970 года было указано, что в современном русском языке обнаруживают тенденцию пополнять группу слов нулевого склонения топонимы с финалями _-ов(о), -ёво, -ев(о), -ин(о)_. Другими словами, несклоняемость тогда только начинала распространяться.
      Таким образом, несклоняемые варианты стали настолько широко распространенными, что изначально единственно правильный склоняемый вариант многими теперь воспринимается как ошибочный! Если когда-то Анна Ахматова очень возмущалась, когда при ней говорили _мы живем в Кратово_ вместо _мы живем в Кратове_, то теперь употребление _в Строгине, в Люблине_ многими совершенно напрасно воспринимается как порча языка. Между тем такое произношение и написание отвечает грамматической норме".
  8. 0
    23 июня 2019 10:45
    О чём статья? Всем, кто хотя бы мало мальски интересуется историей авиации, это и так давно известно. "Секрет Полишинеля". Лучше бы прочитать о том, в каком "затрапезном" состоянии находится эта экспозиция и порассуждать на тему: каким образом возможно всё это привести в порядок.
    1. +1
      23 июня 2019 17:24
      Ну а Як-36, это, действительно, ФИШКА!
    2. 0
      8 июля 2019 22:26
      Давайте порассуждаем, ув.Никомед. Какие Ваши предложения?
  9. 0
    23 июня 2019 11:28
    Без разборки большинство экспонатов перемещать невозможно. А после такого перемещения восстановить их в первоначальном виде будет невозможно, и они станут не экспонатами, а муляжами.
    Несколько лет назад когда услышал новость о переносе тоже так думал.
    Но сейчас я сомневаюсь что такая ситуация не ограничивается только самыми крупными экспонатами. И то не факт что нельзя будет отстыковать крылья и кили не прибегая к варварским методам даже у них.
    И давайте будем честными сами с собой. Этим самолётам уже никогда не летать. Они там прибывают в состоянии экспонатов "зоологического музея", а не зоопарка. И для их сохранности будет лучше если их перевезут в Кубинку где есть возможность построить в нужном количестве ангары. И нет главной по моему мнению для них угрозы - наступления строительного бизнеса. Которое может однажды привести к возгоранию сухой травы в котором и закончат свой век экспонаты.
    А тем кто говорит что раньше была важна история, а теперь нет. Я хочу задать вопрос. А где такие самолёты как Туполевский 105, 98? Су-15 (первый), Ил-46, Як-28-64? Не говоря уже о оригинальных довоенных самолётах и самолётах периода Великой Отечественной Войны. Хотя бы те на которых летали выдающиеся лётчики. Всё порезано на металлолом.
    1. +1
      23 июня 2019 17:27
      Шойгу для парка "патриот" выберет всё, что ещё в более-менее приличном состоянии, а до остального ему, равно как и всем прочим, дела нет. Вот и всё.
      1. 0
        24 июня 2019 15:53
        Ну, схема стара, как капитализм. Перекрыть кислород, довести до банкротства, объявить предприятие убыточным и растырить всё, что осталось. В нашем случае не растырить, конечно, а украсить любимое детище.
        Очень хочется ошибаться, но логика МО понимается с трудом. Перевезти, чтобы сохранить? А на месте не дешевле будет? Всё перевезти однозначно не смогут, отсюда вопрос: а как же уже вложенные средства в ангары, другую инфраструктуру?
    2. 0
      8 июля 2019 22:29
      Построить в нужном количестве ангары возможно и в Монино. Этот Ваш аргумент лопнул. Наступление "строительного бизнеса" на территорию, подконтрольную МО? Ну тоже, так себе аргумент, вызывающий ещё более сложные вопросы. Итак, что имеем? Какие ещё причины существуют, чтоб оправдать идею переноса Музея из Монино в ПКиО "Патриот"?
  10. 0
    15 июля 2019 08:54
    В какой еще МонинЕ?? В Монино!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»