Танкерная война: как иракцы и иранцы охотились на нефтяные суда друг друга

Ракетами по караванам

К 1982 году война между Ираном и Ираком (начавшаяся в 1980 году) окончательно зашла в тупик. Иракцы, потерявшие захваченные в начале кампании иранские земли, и рады были бы помириться, но теперь уже иранцы входили во вкус.

Саддам Хусейн искал выход и решил — нехай наш иракский флот разомнётся. Отдельные суда страдали в перестрелках ещё с октября 1980 года, но тут решение было принято на самом верху. И c 21 ноября 1982 года иракские ракетные катера по наводке радаров с полуострова Фао принялись набегать на караваны судов, идущих в иранские порты Бендер-Хомейни и нефтяные терминалы острова Харк — крупнейшие у Ирана.

Для начала три катера «потроллили» морские цели в районе Бушера, выпустив шесть советских ракет П-15 и потопив пять судов (по иракским данным). Эти набеги немало навредили иранской экономике, хотя и не привели Иран к краху, как мог надеяться Хусейн (сами иракцы, к слову, потеряли два вымпела из девяти). Но это была только разминка.

«Топи их всех»

Настоящая «танкерная война» началась в 1984-м. Только в районе терминалов Харка иракцы за год поразили 58 танкеров (по своим подсчётам).

Саудовский танкер «Аль-Ахуд» после иракской атаки, 1984 (источник фото)

Особенно иракцы любили ночные удары с французских вертолётов «Супер-Фрелон». Такой тяжёлый вертолёт мог нести управляемые ракеты «Экзосет».

Сначала винтокрылые машины базировались на аль-Шаибе, затем — на специально построенной базе у города Умм-Каср. Оттуда до целей было на 15 минут лёта ближе. Типичная атака выглядела так: наземный радар иракцев засекал суда, выходящие из иранских портов, с базы взлетал вертолёт, который примерно через полтора часа доходил до цели, наводил ракеты по своему радару и стрелял. Якобы за месяц таким манером отправили на дно 20 танкеров.

Какой страны судно? А какая разница пилоту, глядящему на экран радара?

Поэтому из-за плохой разведки зачастую поражали далеко не самые важные цели. А главное — непричастные к конфликту. Особенно доставалось флотам Либерии и Панамы. Они ведь предоставляли свой флаг всем желающим — вот и страдали.

Позже к налётам подключились купленные у Франции истребители «Мираж» F-1, тоже с «Экзосетами». Катера тем временем атаковали ракетами иранские терминалы.

Карта танкерной войны (фото: Saddam’s Generals)

Командующий иракским флотом Абид Мохаммед аль-Каби после войны говорил, что с ноября 1982 года по 8 февраля 1986 иракские моряки потопили 102 танкера и 145 торговых судов.

Саудовский танкер «Сафина аль-Араб» (357 тысяч регистровых тонн) после попадания «Экзосета» горел два дня. В итоге судно списали.

В ответ иранцы внезапным ударом захватили полуостров Фао, практически отрезав Ирак от моря. Иракцам пришлось водить суда с припасами через территориальные воды Кувейта. Зато они могли экспортировать нефть по трубопроводу через Турцию. Нет танкеров — нечего и топить.

Иран всё же нашёл, чем ответить, и начал «отрываться» на танкерах дружественных Ираку стран — Кувейта и ОАЭ. Самолёты пускали неуправляемые ракеты, фрегаты стреляли небольшими ракетами «Си Киллер», с быстроходных катеров палили из РПГ… Причём иранские «фантомы» нередко по ошибке атаковали не участвующие в войне танкеры — например, ракету получил британский «Бритиш Ринаун» в 133 000 тонн!

Иранский катер на фоне танкера (источник фото)

В конце 1986 года к танкерной войне подключили иракские B-6D — экспортные версии китайской копии заслуженного ветерана Ту-16. Ракетоносец взлетал с базы Хабания, неся огромные ракеты Хайин-2, развитие советской П-15, свыше 7 м длиной. Достигнув берега Персидского залива, самолёт шёл к островам Лаван, Сирри или Ларак, оттуда — к Катару, то есть к южному побережью. Выйдя в район «охоты», ракетоносец набирал высоту в километр. На расстоянии в 100 км пилот засекал цель и ложился на боевой курс. Ракеты обычно пускали с дистанции в 70 км. На полёт к цели и удар у медлительных бомбардировщиков уходило полтора-два часа.

Налёты авиации (фото: Saddam’s Generals)

А иранские катера в январе 1987 года обстреляли советский теплоход «Иван Коротеев». Глядя на такой праздник жизни, США и СССР не выдержали и направили свои боевые корабли для охраны судоходства. В итоге доставалось и им. Наиболее знаменитым «неудачником» стал фрегат США «Старк» — который 17 мая 1987 года чуть не утонул, отхватив пару иракских «Экзосетов». Из советских судов досталось и теплоходу «Пётр Емцов», а танкер «Маршал Чуйков» подорвался на мине.

В заливе патрулировали не только США, но и корабли НАТО.

Конвой в Персидском заливе, 1987 год (источник фото)

Веселье продолжалось вплоть до лета 1988 года, затем настало перемирие. Самая долгая война XX века закончилась… ничем.

В последний год войны ВВС Ирака провернули весьма хитрую операцию. В рейд отправлялись 14 «миражей». Два из них ставили помехи, ещё три были ударными. Остальные самолёты по сложной цепочке заправляли ракетоносцы на пути к цели. Уже у берега Катара дозаправляли последнюю тройку, которая и наносила удар «Экзосетами» по танкерам в районе Ормузского пролива.

Хитрый план с дозаправкой «Миражей» (фото: Saddam’s Generals)

Иран тоже не сидел на месте. Персы придумали ставить на небольшие катера и баржи радарные отражатели. Эти суда вставали на якорь рядом с танкерами на погрузке — и «Экзосет» наводился на более «яркую» цель.

Кроме того, из-за пологой траектории полёта ракета часто била не по трюмам с ценным грузом, а по жилым надстройкам. Экипаж страдал — а судно оставалось почти невредимым.

Так что конкретная статистика по танкерной войне — «дело ясное, что дело тёмное». Всего с 1984 по 1987 год Ирак с Ираном «на пару» атаковали свыше трёхсот судов. Погибло, по разным данным, от 116 до 437 моряков, свыше 37 пропало без вести.

Только в 1984 году якобы 52 «Экзосета» из 53 запущенных достигли своих целей. При этом ракеты чаще всего не могли потопить большие танкеры, но были опасны небольшим судам.

Несколько лет военные разных стран озабоченно думали: «а что будет с танкерами в большой войне?» Например, СССР запустит свои крылатые ракеты по ним? Но внезапно ситуация в мире изменилась настолько, что стало не до танкеров.

Правда, на днях в Персидском заливе какие-то злые силы снова повредили пару нефтяных судов. Мир насторожился. США заявили, что виноват Иран. «Нас ждет вторая серия?» Посмотрим.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Комментарии 0
Оцените статью
WARHEAD.SU
Добавить комментарий